Государственно-политический строй франции периода третьей республики

Власть Директории (1794—1799)

После разгона якобинского клуба террор пошёл на убыль. Жирондисты вышли из подполья и вернулись в Конвент, обновлённое правительство объявило всеобщую амнистию. 

В августе 1795 года депутаты приняли новую Конституцию. Теперь законодательная власть переходила к Законодательному корпусу, верхняя палата которого называлась Советом старейшин, а нижняя — Советом пятисот. Исполнительную власть осуществляла Директория из пяти человек, которых избирал Совет старейшин по предложению Совета пятисот.  

Власть перестала вмешиваться в экономику и отменила максимум цен. Это привело к инфляции. Продукты дорожали, простое население стремительно нищало, а спекулянты снимали сливки. В провинциях орудовали бандиты. 

В отдалённых областях страны якобинцы пытались устраивать мятежи против нового правительства, но в общее восстание они не перерастали — народ устал от революций. Само слово «революционер» оказалось под запретом. 

Тем временем на фронте дела шли всё лучше: армия под командованием талантливого молодого генерала Наполеона Бонапарта вторглась в итальянские владения Габсбургов и вынудила австрийского императора подписать мир. Война была окончена, и Наполеон стал национальным героем.

Франко-русский союз

Колониальные захваты в Азии и Африке привели Францию к крайне напряженным отношениям с другим колониальным хищником — Англией. Их интересы сталкивались в Египте и Судане. Другой очаг англофранцузского соперничества возник в Юго-Восточной Азии. Завоевание Вьетнама Францией и захват Англией в 1885 г. Бирмы означали начало борьбы за Сиам и южные провинции Китая.

Германские милитаристы стремились использовать политическую изоляцию Франции и готовы были спровоцировать новую войну против Третьей республики. Только благодаря дружественной позиции России Франция была спасена от этой опасности. Тогда же французский капитал стал кредитовать царское правительство, нуждавшееся в деньгах. В 1893 г. был заключен франко-русский союз, который явился ответом на Тройственный союз (см. документ).

Франко-русский союз,упрочил положение Франции в Европе перед лицом Германии. Вместе с тем, опираясь на союз с царской Россией, французские империалисты активизировали захватническую колониальную политику.

ПАРЛАМЕНТ

состоит из двух палат – Национального собрания и Сената. В 1995 Национальное собрание имело 577 мест, 555 из которых были отведены для материковой Франции, 16 – для заморских департаментов, 5 – для заморских территорий и 1 – для о.Майотта (Маоре). Депутаты Национального собрания избираются на прямых всеобщих выборах. Избирательная система пересматривалась несколько раз. В 1986 парламентские выборы прошли по системе пропорционального представительства; каждый избирательный округ избрал пять депутатов, выдвинутых основными партиями в приблизительной пропорции по доле поданных за них голосов в этом округе. После этих выборов система была вновь изменена, чтобы предусмотреть выборы депутатов на основе большинства голосов, поданных за них в одномандатных округах.

В Сенате 321 место. Сенаторы избираются коллегией выборщиков, состоящей из членов Национального собрания, делегатов от советов департаментов и делегатов от муниципальных советов. Сенаторы избираются сроком на 9 лет. Раз в три года обновляется одна треть Сената.

В каждой палате существуют шесть постоянных комитетов. Эти комитеты часто функционируют через подкомитеты. Полномочия комитетов и подкомитетов, весьма широкие во времена Третьей и Четвертой республик, в настоящее время значительно ограничены.

Конституцией предписаны две годовые парламентские сессии. Первая из них длится с начала октября до второй половины декабря, вторая – в апреле и не может затягиваться более чем на три месяца. В любой момент по просьбе премьер-министра или по требованию большинства депутатов Национального собрания может быть созвана специальная сессия парламента.

Законопроекты принимаются обеими палатами, затем подписываются президентом и становятся законами (если он не накладывает на них временное вето). Когда обе палаты не принимают законопроект, он возвращается на повторное слушание. Если и после этого согласие не достигнуто, премьер-министр может потребовать созыва совещания комитетов, состоящих из равного числа членов обеих палат. Текст законопроекта с поправками и дополнениями, сделанными на этом совещании, вновь представляется правительством на одобрение обеих палат. Если совещанию не удается достичь согласия по тексту или текст с внесенными поправками и дополнениями в дальнейшем не получает одобрения обеими палатами, правительство может просить о третьем чтении в обеих палатах. Если и после этой процедуры соглашение не достигается, кабинет министров может обратиться к Национальному собранию с просьбой окончательно решить судьбу проекта.

Определение формы правления

Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.

  • В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Формы власти показывают:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.

Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

Территория Франции разделена на 22 региона и 96 департаментов. Департаменты в свою очередь делятся на 327 округов, 3828 кантонов и 36 551 коммуну. Местные административные единицы каждого уровня управляются сходным образом, за исключением небольших различий, независимо от размеров и своей значимости. В марте 1982 была проведена основная реорганизация учреждений местного управления, в результате которой существенно укрепилась местная автономия и уменьшился контроль со стороны правительства страны.

Первые шаги к децентрализации были предприняты в 1956. Тогда департаменты были сгруппированы в 21 регион (или планово-экономические районы) для того, чтобы облегчить экономическое планирование и развитие на местном уровне. Эти регионы приблизительно соответствовали историческим областям Франции. Париж и прилегающие департаменты были выделены в один регион в 1976. Каждый регион управляется выборным региональным советом, который отвечает за экономические, социальные, культурные и экологические вопросы и контролирует местные расходы. Представитель национального правительства, назначенный кабинетом, надзирает за деятельностью Регионального совета, выступает от имени национального правительства на заседаниях совета и руководит учреждениями национального правительства в регионе. До марта 1982 каждый регион управлялся региональным префектом, которого назначало национальное правительство и которому помогал консультативный региональный совет.

Каждый департамент управляется генеральным советом. Этот совет избирается сроком на шесть лет прямым всеобщим голосованием – по одному представителю от каждого кантона. Возглавляет региональный совет председатель, которого выбирают члены совета. Региональный совет отвечает за общее руководство департаментом. Представитель национального правительства, назначенный кабинетом министров, выступает от имени национального правительства на заседаниях совета и наделен полномочиями по обеспечению общественного порядка, безопасности и социальной защиты, если они нарушаются в пределах территории, большей, чем одна коммуна. До 1982 каждый департамент управлялся префектом, назначавшимся национальным правительством, при помощи генерального совета, имевшего ограниченные полномочия. Префект имел широкую власть в пределах департамента и, будучи представителем государства, играл ключевую роль при принятии решений общенациональным правительством.

Коммуны – важные единицы местного управления. Каждая из них управляется коммунальным (муниципальным) советом, избираемым прямым голосованием, и мэром, который избирается членами этого совета. Совет принимает бюджет, определяет размер местных налогов и решает вопросы, связанные с общественными работами и другими проблемами местного характера. Сам мэр разрабатывает проект бюджета. Ему подчиняется местная полиция. Мэр является представителем национального правительства: он приводит в исполнение законы, регистрирует браки и отвечает за проведение статистических исследований. До 1982 контролем за делами коммуны больше занимался префект департамента.

Форма правления

      По    форме     правления    различают монархию и республику.

      При монархической форме правления во главе государства стоит монарх (король, император, царь, шах и т.п.), власть которого может быть неограниченной (абсолютная монархия) и ограниченной (конституционная, парламентская монархия).

       Примером абсолютной монархии могут служить монархии в Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии. Ограниченные монархии существуют в Великобритании, Швеции, Норвегии, Японии и других странах.

       Признаками  монархической  формы  правления  являются:

власть монарха пожизненна, действует наследственный порядок преемственности (история знает исключения: цареубийца становится царем), воля монарха неограничена (он считается помазанником Божьим), ответственности монарх не несет.

       Республиканская форма правления имеет следующие признаки: избрание главы республики выборным органом (парламентом, федеральным собранием и др.) на определенный срок, коллегиальный характер власти правительства, юридическая ответственность главы государства по закону.

       В современных условиях различаются республики: парламентская, президентская, смешанная.

       В парламентской республике верховная роль в организации государственной жизни общества принадлежит парламенту: он формирует правительство, которое несет коллективную ответственность перед парламентом и уходит в отставку в случае утраты к нему доверия, глава государства избирается парламентом. Парламентскими республиками являются, например, ФРГ, Италия, Венгрия, Латвия.

    В президентской республике в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства: президент избирается всенародно (референдумом), например, во Франции, Мексике, либо населением (США).

       Смешанные республики сочетают элементы президентской и парламентской республик (Финляндия, Румыния).

Созыв Генеральных Штатов (1789)

Король Людовик XVI не отличался решимостью и силой, которые требуются от правителя в такой тяжёлый период. Но даже он понимал: чтобы спасти экономику, платить налоги должны все. 

22 февраля 1787 года министр финансов Калонн убедил короля созвать собрание нотаблей — высшего духовенства и аристократии, и предложил им ввести всеобщий земельный налог. Узнав о состоянии казны, нотабли пришли в ужас, обвинили Калонна в растрате и потребовали его отставки. Таких полномочий у них не было, но Людовик уступил. 

А поскольку платить налоги элита отказалась, 24 января 1789 король объявил созыв Генеральных Штатов — представителей всех сословий от всех провинций. Они должны были помочь ему найти решение, которое устроило бы всех. 

Неожиданно для правительства этоизвестие очень взволновало Францию. Генеральные Штаты не созывались уже 175 лет, и все ждали глобальных перемен. Обедневшие дворяне хотели увеличить своё влияние, крестьяне надеялись получить землю в собственность, а буржуа — равные права с дворянами и доступ к общественным должностям. 

Каждый регион готовил свой «список жалоб» для рассмотрения на собрании. Издавались сотни брошюр и публичных обращений к депутатам. На улицах говорили о равноправии и гражданских свободах. 

Первое заседание Генеральных штатов прошло 5 мая 1789 года в зале «Малых забав» в Версале. На открытии король предостерёг депутатов от «опасных нововведений». На обсуждение выносились только финансовые вопросы — все остальные требования власти оставили без внимания. 

Несмотря на то что депутатов от третьего сословия было вдвое больше, чем от первого и второго вместе взятых, у каждого сословия был только один голос. Представители третьего сословия требовали индивидуального голосования, но правительство отказало им. 

Это возмутило либерально настроенных депутатов. 17 июня большинством голосов (490 против 90) они создали Национальное собрание, которое решит судьбу страны.

20 июня депутаты пришли на очередное заседание, но зал «Малых забав» оказался заперт: король приказал никого не впускать под предлогом ремонта. Тогда депутаты заняли королевский зал для игры в мяч и поклялись не расходиться, пока не примут Конституцию. 

Король привёл гвардейцев и приказал всем разойтись, но председатель собрания Жан Байи ответил: «Собравшейся нации не приказывают». Против гвардии обнажили оружие либеральные дворяне во главе с маркизом де Лафайетом. Опасаясь кровопролития, Людовик XVI был вынужден признать Национальное собрание легитимным. 

9 июля 1789 года его переименовали в Учредительное собрание — оно должно было разработать Конституцию и выбрать новую . 

Июльская монархия: хартия 1830 г.

В 1830 г. король Луи Филипп издал Хартию, в основном воспроизводившую Хартию Людовика XVIII (1814 г.), с учетом новых капиталистических реалий. Несколько уменьшились полномочия короля, например право законодательной инициативы получили также палата пэров и палата депутатов. Были понижены и возрастной, и имущественный цензы для избирателей и кандидатов в депутаты. Вместе с тем Луи Филипп фактически не реформировал доставшуюся ему в наследство судебно-административную и правовую систему Франции.

Для подавления республиканской оппозиции и растущего рабочего движения королевское правительство не стеснялось использовать самые разнообразные методы полицейского надзора и репрессии. Вместо ликвидированной в ходе революции 1830 г. жандармерии была учреждена Национальная гвардия.

Специфической была политическая и экономическая ориентация, которой придерживалось правительство июльской монархии. Слова, произнесенные при коронации Луи Филиппа, «отныне править будем мы – банкиры», оправдались. Наступил тот период, когда руководящая роль в государстве оказалась в руках небольшой группы финансовых магнатов (олигархов).

Был понижен, но оставался чрезвычайно высоким имущественный ценз (200 франков) для пассивного избирательного права и возрастной ценз – для избирателей до 25 лет, а для депутатов до 30 лет. Общее число голосующих выросло незначительно составив всего 240 тыс. человек на всю страну (вместо 6 млн, как было бы при всеобщем мужском избирательном праве). Оправдывая высокий имущественный ценз, председатель Совета министров в правительстве Луи Филиппа Гизо заявил: «Обогащайтесь, господа, и вы станете избирателями». Это был своеобразный лозунг Июльской монархии.

В 40-х гг. XIX в. оппозиция режиму Июльской монархии заметно увеличилась. Против нее все активнее выступал быстро растущий рабочий класс Франции, усилилось недовольство со стороны мелкой, а также промышленной буржуазии, отстраненной от участия в выборах и политической власти Кризис 1847–1848 гг. способствовал созданию новой революционной ситуации и быстрому росту популярности республиканских идей. Февральская революция 1848 г., в победе которой важную роль сыграло рабочее население Парижа, требовавшее уже не только восстановления республики, но и проведения социальных реформ, привела к падению правительства Луи Филиппа.

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

Территория Франции разделена на 22 региона и 96 департаментов. Департаменты в свою очередь делятся на 327 округов, 3828 кантонов и 36 551 коммуну. Местные административные единицы каждого уровня управляются сходным образом, за исключением небольших различий, независимо от размеров и своей значимости. В марте 1982 была проведена основная реорганизация учреждений местного управления, в результате которой существенно укрепилась местная автономия и уменьшился контроль со стороны правительства страны.

Первые шаги к децентрализации были предприняты в 1956. Тогда департаменты были сгруппированы в 21 регион (или планово-экономические районы) для того, чтобы облегчить экономическое планирование и развитие на местном уровне. Эти регионы приблизительно соответствовали историческим областям Франции. Париж и прилегающие департаменты были выделены в один регион в 1976. Каждый регион управляется выборным региональным советом, который отвечает за экономические, социальные, культурные и экологические вопросы и контролирует местные расходы. Представитель национального правительства, назначенный кабинетом, надзирает за деятельностью Регионального совета, выступает от имени национального правительства на заседаниях совета и руководит учреждениями национального правительства в регионе. До марта 1982 каждый регион управлялся региональным префектом, которого назначало национальное правительство и которому помогал консультативный региональный совет.

Каждый департамент управляется генеральным советом. Этот совет избирается сроком на шесть лет прямым всеобщим голосованием – по одному представителю от каждого кантона. Возглавляет региональный совет председатель, которого выбирают члены совета. Региональный совет отвечает за общее руководство департаментом. Представитель национального правительства, назначенный кабинетом министров, выступает от имени национального правительства на заседаниях совета и наделен полномочиями по обеспечению общественного порядка, безопасности и социальной защиты, если они нарушаются в пределах территории, большей, чем одна коммуна. До 1982 каждый департамент управлялся префектом, назначавшимся национальным правительством, при помощи генерального совета, имевшего ограниченные полномочия. Префект имел широкую власть в пределах департамента и, будучи представителем государства, играл ключевую роль при принятии решений общенациональным правительством.

Коммуны – важные единицы местного управления. Каждая из них управляется коммунальным (муниципальным) советом, избираемым прямым голосованием, и мэром, который избирается членами этого совета. Совет принимает бюджет, определяет размер местных налогов и решает вопросы, связанные с общественными работами и другими проблемами местного характера. Сам мэр разрабатывает проект бюджета. Ему подчиняется местная полиция. Мэр является представителем национального правительства: он приводит в исполнение законы, регистрирует браки и отвечает за проведение статистических исследований. До 1982 контролем за делами коммуны больше занимался префект департамента.

Влияние буржуазной революции XVIII в. на развитие французского права

Общая характеристика. Революционное право было формальным и светским, стремилось к избавлению от феодальной сословности общества. Однако на практике принцип равенства граждан (например, в избирательном праве) проводился крайне непоследовательно: о равенстве мужчины и женщины и говорить не приходилось, во французских колониях даже не было отменено рабство (попытку такой отмены произвели якобинцы), сохранялись многие пережитки элитаризма, сословности.

Источники революционного права:

1. Революционное законодательство, в том числе конституционное и кодифицированное. В 1791 г. комиссией во главе с Ле Шапелье был подготовлен Уголовный кодекс Франции (первый кодекс).

2. Дореволюционные источники, включая неотмененные правовые обычаи.

5 августа 1789 г. решениями Национального учредительного собрания во Франции по сути был отменен феодальный строй: отменялись феодальные привилегии, феодальная иерархия, все лично зависимые крестьяне без выкупа получили свободу. По предложению Талейрана были отменены все церковные привилегии, священники фактически стали государственными служащими.

Со временем революционное законодательство радикализовалось. В частности, национализации подверглось имущество дворян-эмигрантов, их земельные участки были пущены в свободную продажу мелкими кусками, т. е. землевладельцами могли стать (и стали) многие рядовые французы.

Летом 1793 г. якобинцы отменили все оставшиеся феодальные повинности и феодальные связи.

Франция стала мелкобуржуазной страной. Восторжествовал буржуазный принцип свободы договора, были ликвидированы феодальные монополии и откупа, цеховое устройство промышленности.

Буржуазные преобразования в семейном праве носили ограниченный характер. Брак воспринимается как гражданско-правовая сделка, однако с неравным положением сторон (муж выше жены). Революционное семейное право, в отличие от консервативного феодального, допускает развод просто по взаимному согласию сторон.

Не была установлена свобода завещаний, преобладает родственное наследование по закону, по завещанию можно было распоряжаться лишь небольшой долей наследственной массы.

Французское уголовное право стало первой кодифицированной отраслью. Уголовный кодекс Франции 1791 г. был предельно гуманизирован, отменена квалифицированная (с мучениями) смертная казнь и введена гильотина (считавшаяся безболезненной), которую широко потом использовали якобинцы Впервые появился раздел, посвященный преступлениям против конституционного строя.

В уголовно-процессуальном праве была важна рецепция английского института суда присяжных.

Право Великой французской буржуазной революции заложило основу для буржуазно-либерального развития европейского права.

Наиболее развитые европейские страны

Великобритания находится на северо-западе европейской части. Название Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии появилось в 1800 году. Представляет собой парламентскую монархию. Состоит из Англии, Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса. Столица страны — город Лондон.

Великобритания территориально делится на области, Шотландия объединяет 32 региона, которые значительно отличаются численностью населения, но количество депутатов здесь одинаковое. Уэльс состоит из 22 унитарных территорий, через каждые четыре года проводящих выборы.

Северная Ирландия объединяет 26 районов, не имеющих избирательных полномочий и осуществляющих контроль только за чистотой окружающей среды и домашними животными. Правящая династия Великобритании Виндзоры находится на престоле более 700 лет. В настоящее время она представляет Саксон-Кобург-Готскую династию, Глюксбургов, а также княжеский дом Гримальди.

Федеративная Республика Германия находится в центральной части Европы. По форме правления представляет парламентскую республику с однопалатным парламентом, по государственному устройству — федерацию, в состав которой входят 16 земель. Исполнительную власть возглавляет канцлер, президент имеет представительские функции.

Франция находится в западной части зарубежной Европы. Форма правления — парламентская республика. Главный законодательный орган — двухпалатный парламент, состоящий из Сената и Национального собрания. По административному устройству подразделяется на 18 регионов, состоящих из 101 департамента.

Как можно понять, формы правления в Европе различные. Но власти любой страны делают все возможное для процветания своего народа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector