Федеральные округа российской федерации

Произвол регионов

Государство – это не только географическое пространство с четко определенными границами, где работают и живут граждане. Прежде всего, это законы, дисциплина и порядок. Недопустимо, когда принятые в регионах правовые акты противоречат основному закону страны, а конституции республик вообще расходятся с ним, между областями и краями устанавливаются пограничные столбы, торговые барьеры. Это может повлечь за собой серьезные последствия. Конечно, необходимо было предпринять какие-либо действия, ведь следить за 89 регионами из столицы было невозможно. Особенно подобное решение выглядит актуальным, поскольку некоторые регионы вообще вводили свои постановления и распоряжения, которые могли противоречить не просто федеральным законам, но и Конституции. Следовательно, после распада СССР в России практически не существовало эффективных инструментов для управления отдаленными регионами. Управляемость была близкой к нулевой.

Также стоит учитывать межэтнические конфликты и агрессивные планы зарубежья по дроблению и разрыву экономических связей между отдаленными регионами и центральными. В результате назрел вопрос о создании новой формы государственного управления на федеральном уровне. Так в крупных административно-территориальных образованиях (в федеральных округах) появились полномочные представители государственной власти, что не противоречит Конституции.

Субъекты Федерации России

Россия — федеративное государство. В его состав на сегодня входят 83 субъекта (см. форзац в конце учебника), которые и образуют Российскую Федерацию.

В последнее время произошло слияние нескольких субъектов Российской Федерации: Камчатской области и Корякского автономного округа — в Камчатский край; Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа — в Забайкальский край. Возможно, укрупнение субъектов продолжится и в будущем. В территориальном устройстве России сохраняются весьма парадоксальные конструкции, когда в состав областей — субъектов Федерации входят автономные округа, сами являющиеся такими субъектами (например, Ненецкий АО в составе Архангельской области).

В каждом субъекте Российской Федерации имеется и внутреннее административно-территориальное деление — на города республиканского (областного, краевого, окружного) подчинения, города районного подчинения, сельские районы (уезды) и др.

Субъекты Федерации отличаются между собой по ряду признаков. Некоторые из них образованы по национальному принципу, другие — по территориальному (рис. б). В результате в административном делении страны представлены республики, области, одна автономная область, края, округа и даже два города. Чем они отличаются между собой? Республика от области отличается тем, что создаётся по национальному признаку.

Использование национального принципа часто даёт сбои. Далеко не всегда народ, давший название республике, составляет в ней большинство населения. Например, якуты не являются преобладающим населением Республики Саха (Якутия), карелы — Республики Карелии, марийцы — Республики Марий Эл и т.д.

Определить разницу между областью и краем уже значительно сложнее. Обе эти административные единицы образованы по территориальному признаку, т.е. являются частью страны в пределах установленных границ. Существенных различий между ними по площади нет. Крупные области по площади иногда не уступают краям. Обычно краем называли территориально-административные единицы, находящиеся на периферии государства, т.е. на его краю. Вроде бы всё понятно, однако недавно созданный Пермский край находится далеко от государственных границ России, на Дальнем Востоке соседствуют Хабаровский край и Амурская область. Почему? Это связано с историческими традициями.

Округа РФ

С учетом всех преобразований их количество на 2019 год равно 8. Ни субъектами, ни другой конституционной частью административно-территориального деления страны они не являются.

Состоят преимущественно из областей, краев и республик, а также административных округов. В каждом ФО есть город-центр. В нем находится Полномочный представитель главы страны, его аппарат и управления федеральных ведомств.

ППП России в ФО – сотрудник президентской администрации. Он только представляет первое лицо страны в округе, не имея при этом никаких конституционных полномочий. Его компетенция – надзорно-контрольные функции.

Таблица 1. Характеристики округов

ФО Площадь, тыс. кв. м Численность , тыс. чел. Центр
Центральный 650,2 39 378 Москва
Северо-Западный 1687,0 13 972 Санкт-Петербург
Южный 447,8 16 455 Ростов-на-Дону
Северо-Кавказский 172,4 9 867 Пятигорск
Приволжский 1 037,0 29 397 Нижний Новгород
Уральский 1 818,5 12 350 Екатеринбург
Сибирский 4 361,7 17 173 Новосибирск
Дальневосточный 6 952,6 8 189 Владивосток

Самый многонаселенный – Центральный ФО. Здесь проживает 26,8% от общей численности россиян.

Крупнейший по площади – Дальневосточный ФО. На его долю приходится 40,6% всей территории страны.

Единственный, почти полностью состоящий из национальных республик, – Северо-Кавказский ФО.

Читайте подробно о национальном составе РФ

График 1. Распределение долей ФО в численности населения и территории, в %

«Суть образования федеральных округов не в укрупнении регионов…, а в укрупнении структур президентской вертикали в пределах территорий» (В.В. Путин).

Может показаться, что в дальнейшем их существовании отпала необходимость. Это не так. Назначение территориальных образований «в стабилизации федеративных отношений, сбалансированности проводимой политики центральной власти с учетом интересов и потребностей (в той или иной степени) регионов».

Необычная федерация

Порядок образования РФ говорит о том, что эта федерация с самого возникновения носила договорной или договорно-конституционный характер, так как она была сформирована не путем заключения договора между входящими в ее состав субъектами, а на основе Конституции, которая провозгласила ее создание.

Россия, не имеющая классических признаков государства федеративного, в качестве такового вызывала множество споров. Но основным аргументом в защиту статуса федерации служили не ее формальные признаки, а воля народов, которые выразили желание свое государство рассматривать как федеративное.

Из истории

Управлять огромной территорией России всегда было сложно. Даже при Российской Империи у императора наблюдались проблемы с контролем процессов, происходящих в государстве. В результате были предприняты попытки проведения реформ. Так, уже при Петре Великом страна была поделена на губернии, в каждой из которых находился губернатор. Но и тогда некоторые области по площади превосходили многие европейские государства, поэтому даже введением нового звена управления удерживать власть было сложно. Потребовалось разделение на более мелкие губернии, что в итоге дало возможность центру оперативно и эффективно управлять даже отдаленными регионами. Но даже тогда не существовало четкой структуры подчинения.

Нынешнее деление России на федеральные округа – это всего лишь один из этапов истории, когда власть пытается создать удобное управление регионами путем введения своих непосредственных представителей в крупных городах-центрах. И ничего принципиально нового в этом нет.

Недостатки

Некоторые эксперты считают, что деление на ФО – это способ сделать Президента более доступным для граждан. И хотя для этого потребовалось введение дополнительного звена, это немного помогло, так как в регионах представителя Президента ранее не было.

С другой стороны, подобное нововведение требует дополнительных государственных расходов, так как на содержание представителей в округах и их аппаратов требуется финансирование. Также важным маркером является тот факт, что результаты деления страны на регионы не сильно афишируются, из-за чего многим гражданам до сих пор непонятно, для чего подобное деление было осуществлено. Также это наталкивает на определенные мысли по поводу неэффективности внедрения подобной идеи.

Краткая характеристика Ростовской области

Ростовская область — субъект Российской Федерации на юге Европейской части России, входит в состав Южного федерального округа.

Ростовская область, как административная единица, образована на основании постановления ЦИК СССР от 13 сентября 1937 года.

Среди других крупных территориальных образований Российской Федерации область выделяется высоким научно-производственным, ресурсным и финансовым потенциалом.

Развитие экономики области основывается на воздействии таких факторов, как выгодное экономико-географическое положение (связь центра России с Северным Кавказом и Закавказьем), наличие природных ресурсов, исторически благоприятные условия развития, высокая обеспеченность трудовыми ресурсами, хорошо развитая транспортная инфраструктура. По темпам экономических преобразований последних лет и объемам выпуска товаров и услуг область занимает одну из ведущих позиций, как в Южном федеральном округе, так и в России в целом.

Ближайшее окружение области представлено обладающими большими запасами природных ресурсов регионами Западного Донбасса, а также высокоразвитыми в экономическом отношении регионами центральной части России на севере, Поволжья на востоке и Северного Кавказа на юге.

В радиусе 1,0-1,5 тыс. км от границ Ростовской области размещены крупнейшие в стране угольные, нефтяные, газовые, металлургические, машиностроительные, химические, агропромышлен­ные районы и центры, обмен готовой продукцией которых осуществляется, в значительной степени, через территорию Ростовской области.

По территории области протекает Дон — одна из крупнейших рек Европы, с многочисленными рукавами и притоками.

Минеральное сырье включает группу топливно-энергетических ресурсов. Среди них — каменные угли Восточного Донбасса, в особенности антрацит, самый лучший в мире по калорийности.

Разрабатываются месторождения нерудного сырья для металлургии и производства строительных материалов. Разведанные запасы газа оцениваются в 56,2 млрд.куб.м.

Лесной фонд области незначителен, представлен на 2,8 % территории, большей частью лесами, выполняющими водоохранные и защитные функции.

Рекреационные ресурсы представлены курортами локального значения для летнего отдыха с запасами высококачественных минеральных вод, а также широкими возможностями развития международного туризма.

История изменений и их политические причины

Указом от 13.05.2000 г. №849 в стране создается институт полномочных представителей Президента РФ в федеральном округе и сами территориальные образования. Тот первый состав мало чем отличается от нынешнего.

Для чего это было нужно? Крах СССР и последующий затем конфликт федерального и регионального законодательства, привели практически к неуправляемости субъектов из столицы.

Справочно! На сегодня в России насчитывается 85 регионов

Страна реально оказалась на грани распада. В этой ситуации президент РФ не нашел иного выхода, как воссоздать межрегиональное управление, где действует четкая и жесткая схема соподчинения.

Полпред «первого призыва» в СФО Леонид Драчевский в интервью РИА Новости говорил:

«Федеральные округа предотвратили развал страны. … Мы были в очень непростых условиях по всем направлениям. Это было абсолютно оправданное и необходимое решение со стороны федеральной власти, президента, оно позволило упорядочить систему управления. Страна ходила по опасной границе… Надо было действовать быстро, эффективно, чтобы народ почувствовал, что есть такие силы, которые могут защитить».

Главная задача для этих семи представителей в ФО заключалась в том, чтобы законодательство в регионах привести в соответствие с федеральным. Потому что разногласия были недопустимые.

Начинает выстраиваться четкая трехуровневая система административного контроля. Количество округов в РФ изменялось не единожды, это было связано и с политическими событиями, и с географическим удобством. Нормативно-правовая база таких изменений представлена широким спектром федеральных законов. (Kjuristu)

Хронология:

  • №1149 от 21.06.2000 г. Северо-Кавказский переименовали в Южный ФО.
  • №82 от 19.01.2010 г. Из ЮФО выделяется СКФО. Их стало 8.
  • №168 от 21.03.2014 г. создается 9-й по счету Крымский ФО, в состав которого вошли Республика Крым и город федерального значения Севастополь, присоединённые к России.
  • №375 от 28.07.2016 г. КФО упразднили. Он вошел в состав Южного ФО. Округов снова 8.
  • №632 от 3.11.2018. из Сибирского ФО вывели Бурятию и Забайкальский край и включили в Дальневосточный ФО.
  • №716 от 13.12.2018 г. Центр ДФО перенесли во Владивосток.

Благодаря созданной системе власти был укреплен контроль центра над регионами, при этом не нарушены Конституционные нормы. Региональное и федеральное право приведено в полное соответствие.

Интересная статистика! Из России в 2018 г. эмигрировало 440 тыс. человек

Федеральные округа России

В 2000 году в РФ было образовано 7 федеральных округов (в скобках указаны города-центры), а позже образовалось еще два:

  1. Центральный (Москва).
  2. Северо-Западный (Санкт-Петербург).
  3. Приволжский федеральный округ (Нижний Новгород).
  4. Уральский (Екатеринбург).
  5. Северо-Кавказский (округ Пятигорск).
  6. Дальневосточный (Хабаровск).
  7. Сибирский федеральный округ (Новосибирск).
  8. Крымский (Симферополь).
  9. Южный федеральный округ (Ростов-на-Дону).

Во главе каждого из них находится представитель Президента РФ. Стоит отметить, что округ не затрагивает конституционное территориальное деление страны и является инструментом укрепления вертикали власти. 7 округов были созданы указом Президента В. В. Путина №849 от 13 мая 2000 года, позже добавились еще два. Вообще, количество и состав ФО может меняться по причине географического удобства, политических изменений. Округ является настолько удобным для власти, насколько это возможно. Однако нельзя утверждать, что он таким останется в будущем.

По сути, округ представляет собой макрорегион, который создан по аналогии с военными округом или экономическим районом. В каждом из них есть определенный город-центр – в нем располагается представитель президента и его аппарат контролирующих и руководящих органов.

Практически все ФО состоят из краев и областей. Исключением является только Северо-Кавказский округ, в состав которого входят национальные республики. Кстати, именно здесь город-центр (округ Пятигорск) не является административным центром или городом.

Административный район и город

Административный район в 5-уровневой структуре может быть «старше», чем город. Это влечет за собой значительные различия в свойствах системы государства в целом, в их политическом поведении. Это свойство деления политико-территориального является не структурным, а функциональным. Дело в том, что в городах находились промышленные предприятия республиканского и союзного подчинения, которые были с точки зрения Центра более значимыми. Однако в районах базировались этноспецифичные производства, более важные для руководства республик. В целом в СССР политико-территориальное деление было таким, чтобы имелась возможность минимизировать типы и количество конфликтов, которые можно решить на низших уровнях иерархии. Это, в общем, было весьма логично. В представительных органах власти были институализированы конфликты, которые решались более-менее успешно.

Областные автономии

Автономии Российской Демократической Федеративной Республики

Основополагающей основой государства является представительная демократия и федерация как национальных, так и территориальных автономных областей. Областные автономии имеют собственные органы самоуправления, включая парламент — Сейм и главу автономии — Генерал-губернатора. Генерал-губернаторы имеют право «давать руководящие указания всем органам местного управления», теперь они могли приостанавливать или даже отменять решения местной представительной власти, если таковые будут явно «представлять опасность в отношении общественного порядка и спокойствия». В настоящий момент в РДФР существует 21 областные автономии:

  1. Русская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Санкт-Петербург. Официальный язык — русский.
  2. Украинская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Киев. Официальные языки — русский и украинский.
  3. Белорусская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Минск. Официальные языки — русский и белорусский.
  4. Молдовская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Кишинёв. Официальные языки — русский и румынский.
  5. Литовская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Вильно. Официальные языки — русский и литовский.
  6. Лифляндская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Рига. Официальные языки — русский и латвийский
  7. Эстляндская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Ревель. Официальные языки — русский и эстонский.
  8. Крымская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Симферополь. Официальные языки — русский и крымско-татарский.
  9. Константинопольская — образована 25 июля 1923 года. Столица — Константинополь. Официальные языки — русский и греческий.
  10. Донская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Новочеркасск. Официальный язык — русский.
  11. Кубанская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Екатеринодар. Официальный язык — русский.
  12. Горская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Владикавказ. Официальный язык — русский.
  13. Грузинская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Тифлис. Официальные языки — русский, грузинский, абхазский и осетинский.
  14. Понтийская — образована 25 июля 1923 года. Столица — Трапезунд. Официальные языки — русский и греческий.
  15. Азербайджанская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Баку. Официальные языки — русский и азербайджанский.
  16. Урало-Волжская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Казань. Официальные языки — русский, татарский и башкирский.
  17. Оренбургская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Оренбург. Официальный язык — русский.
  18. Алашская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Алма-Ата. Официальные языки — русский и казахский.
  19. Бурят-Монгольская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Иркутск. Официальные языки — русский, тувинский и бурят-монгольский.
  20. Забайкальская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Чита. Официальный язык — русский.
  21. Иесская — образована 15 июля 1942 года. Столица — Саппоро. Официальные языки — русский и японский.

Бывшие автономии

  1. Армянская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Эривань. Официальные языки — русский и армянский. Ликвидирована 4 июля 1955 года в связи с образованием Республики Армения.
  2. Туркестанская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Самарканд. Официальные языки — русский, таджикский и киргизский. Ликвидирована 4 июля 1955 года в связи с образованием Туркестанской Федерации.
  3. Хивинская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Хива. Официальные языки — русский и узбекский. Ликвидирована 4 июля 1955 года в связи с образованием Туркестанской Федерации.
  4. Бухарская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Бухара. Официальные языки — русский и узбекский. Ликвидирована 4 июля 1955 года в связи с образованием Туркестанской Федерации.
  5. Тувинская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Кызыл. Официальные языки — русский и тувинский. Ликвидирована 4 июля 1955 года в связи с образованием Тувинской республики.

[править] Примечания

  1. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  2. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  3. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  4. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  5. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  6. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  7. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  8. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  9. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  10. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  11. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  12. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  13. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  14. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
Субъекты Российской Федерации
ЦФО Белгородская область • Брянская область • Владимирская область • Воронежская область • Ивановская область • Калужская область • Костромская область • Курская область • Липецкая область • Московская область • Орловская область • Рязанская область • Смоленская область • Тамбовская область • Тверская область • Тульская область • Ярославская область • Москва
СЗФО Карелия • Коми • Архангельская область • Ненецкий автономный округ • Вологодская область • Калининградская область • Ленинградская область • Мурманская область • Новгородская область • Псковская область • Санкт-Петербург
ЮФО Адыгея • Калмыкия • Крым • Краснодарский край • Астраханская область • Волгоградская область • Ростовская область • Севастополь
СКФО Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Карачаево-Черкесия • Северная Осетия • Чечня • Ставропольский край
ПФО Башкортостан • Марий Эл • Мордовия • Татарстан • Удмуртия • Чувашия • Пермский кpай • Кировская область • Нижегородская область • Оренбургская область • Пензенская область • Самарская область • Саратовская область • Ульяновская область
УФО Курганская область • Свердловская область • Тюменская область • Ханты-Мансийский автономный округ • Ямало-Ненецкий автономный округ • Челябинская область
СФО Алтай • Тыва • Хакасия • Алтайский край • Красноярский край • Иркутская область • Кемеровская область • Новосибирская область • Омская область • Томская область
ДФО Бурятия • Якутия • Забайкальский край • Камчатский край • Приморский край • Хабаровский край • Амурская область • Магаданская область • Сахалинская область • Еврейская автономная область • Чукотский автономный округ

Источник — «»

Категория: Южный федеральный округ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector