Административно-территориальное деление россии

Областные автономии

Автономии Российской Демократической Федеративной Республики

Основополагающей основой государства является представительная демократия и федерация как национальных, так и территориальных автономных областей. Областные автономии имеют собственные органы самоуправления, включая парламент — Сейм и главу автономии — Генерал-губернатора. Генерал-губернаторы имеют право «давать руководящие указания всем органам местного управления», теперь они могли приостанавливать или даже отменять решения местной представительной власти, если таковые будут явно «представлять опасность в отношении общественного порядка и спокойствия». В настоящий момент в РДФР существует 21 областные автономии:

  1. Русская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Санкт-Петербург. Официальный язык — русский.
  2. Украинская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Киев. Официальные языки — русский и украинский.
  3. Белорусская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Минск. Официальные языки — русский и белорусский.
  4. Молдовская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Кишинёв. Официальные языки — русский и румынский.
  5. Литовская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Вильно. Официальные языки — русский и литовский.
  6. Лифляндская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Рига. Официальные языки — русский и латвийский
  7. Эстляндская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Ревель. Официальные языки — русский и эстонский.
  8. Крымская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Симферополь. Официальные языки — русский и крымско-татарский.
  9. Константинопольская — образована 25 июля 1923 года. Столица — Константинополь. Официальные языки — русский и греческий.
  10. Донская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Новочеркасск. Официальный язык — русский.
  11. Кубанская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Екатеринодар. Официальный язык — русский.
  12. Горская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Владикавказ. Официальный язык — русский.
  13. Грузинская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Тифлис. Официальные языки — русский, грузинский, абхазский и осетинский.
  14. Понтийская — образована 25 июля 1923 года. Столица — Трапезунд. Официальные языки — русский и греческий.
  15. Азербайджанская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Баку. Официальные языки — русский и азербайджанский.
  16. Урало-Волжская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Казань. Официальные языки — русский, татарский и башкирский.
  17. Оренбургская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Оренбург. Официальный язык — русский.
  18. Алашская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Алма-Ата. Официальные языки — русский и казахский.
  19. Бурят-Монгольская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Иркутск. Официальные языки — русский, тувинский и бурят-монгольский.
  20. Забайкальская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Чита. Официальный язык — русский.
  21. Иесская — образована 15 июля 1942 года. Столица — Саппоро. Официальные языки — русский и японский.

Бывшие автономии

  1. Армянская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Эривань. Официальные языки — русский и армянский. Ликвидирована 4 июля 1955 года в связи с образованием Республики Армения.
  2. Туркестанская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Самарканд. Официальные языки — русский, таджикский и киргизский. Ликвидирована 4 июля 1955 года в связи с образованием Туркестанской Федерации.
  3. Хивинская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Хива. Официальные языки — русский и узбекский. Ликвидирована 4 июля 1955 года в связи с образованием Туркестанской Федерации.
  4. Бухарская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Бухара. Официальные языки — русский и узбекский. Ликвидирована 4 июля 1955 года в связи с образованием Туркестанской Федерации.
  5. Тувинская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Кызыл. Официальные языки — русский и тувинский. Ликвидирована 4 июля 1955 года в связи с образованием Тувинской республики.

Субъекты федерации

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР, кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.

Федеральные округа

13 мая 2000 года на карте России появилось 7 федеральных округов. Главной целью формирования Федеральных округов являлся  — контроль  за исполнением законов Российской Федерации. 19 января 2010 года из состава Южного Федерального округа был выделен Северо-Кавказский Федеральный округ (см. рис.4),

Рис. 4. Северо-Кавказский Федеральный округ

таким образом, на карте России появилось 8 федеральных округов (см. рис.5).

Рис. 5. Федеральные округа Российской Федерации

Домашнее задание

  1. Почему Москва и Санкт-Петербург стали городами федерального подчинения и субъектами Федерации?
  2. По карте Федеральных округов России (Источник) рассмотрите особенности  географического положения федеральных округов, найдите их центры.

Список рекомендованной литературы

  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население  и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012

Задачники

Другие уроки на эту тему

Унитарное  — это государство, не имеющее в совсем составе самоуправляющихся единиц.

Федерация – это форма государственного устройства, при которой, в отличие от унитарного, государство состоит из федеративных единиц, субъектов Федерации.

Политическая независимость, самостоятельность государства или другого политического субъекта в его внутренних и международных делах.

Эти субъекты Федерации появились на карте России в 2000 году

Формирование особого типа города

Выполнение многообразных
обязанностей крупного административного центра
способствовало быстрому росту и комплексному
развитию городов. Показательно, что в России
административный центр, возглавляющий
республику, край, область, — это обязательно
(исключения единичны) большой город. В XIX в.
картина была совершенно иная. Данные о
распределении по числу жителей: а) губернских
и областных центров (на территории РФ) в 1897 г. и
б) республиканских, краевых и областных
центров в 2000 г. — приводятся на с. 14.

В результате разностороннего развития
и значительного роста административных центров
сложился особый тип городов, обладающих
своеобразной функциональной структурой и
занявших стратегические точки в отраслевой и
территориальной структурах хозяйства России. Их
характерные черты кратко можно обрисовать
следующим образом.

— Первенствующие города своих
регионов, занимающие вершины городской иерархии,
— это прежде всего большие города, результат
последовательно нараставшего усложнения
деятельности, весьма динамичные и в развитии, и в
функционировании.

— Многофункциональные города,
представляющие собой концентрацию разнообразия,
с очень широким спектром деятельности.

— Сочетающие роль региональной
столицы
, активно взаимодействующей с
подшефной территорией, и отраслевого лидера
в тех или иных сферах народного хозяйства.

— Обладающие развитым третичным
сектором экономики
и блоком культуры, науки,
высшего образования
, то есть сочетанием тех
видов деятельности, которые в совокупности с
прогрессивными отраслями промышленности
формируют активную творческую среду города,
делают его лабораторией нового.

— Занимающие ключевое место
главных узлов в опорном каркасе расселения
,
организаторов территориально-хозяйственной и
территориально-культурной интеграции районов
России.

В течение столетий губернские города,
несомненно возвышавшиеся (исключения крайне
редки) над другими городами своих губерний и
сосредоточивавшие значительную, часто
подавляющую часть городского населения, в то же
время имели весьма скромную долю, в среднем около
3%, в общей численности населения своей губернии.

Столетие спустя картина кардинально
изменилась. Сейчас административные центры
субъектов РФ в совокупности сосредоточивают
одну треть населения России, а в некоторых
областях их доля в населении превышает 50%. Максим
Горький когда-то говорил, что Россия — страна
уездная. Теперь можно сказать, что Россия —
страна областная.

Динамика городов — административных центров
высокого порядка, траектория их экономического,
социального, культурного развития, рост числа
жителей и размеров территории, нарастающее
разнообразие деятельности, наличие блока
прогресса — генератора новаций, сочетание
отраслевого и территориального, материального и
духовного начал, возрастание потенциала,
особенно интеллектуального, — все это
показывает очень полно результаты урбанизации,
ее успехи (и изъяны также), основные свойства и
особенности. Рассматриваемые города надо
считать зеркалом российской урбанизации, важным
средством происшедшей в XX в. модернизации
страны и локомотивами ожидаемого нашим народом
подъема.

Распределение административных
центров по людности

1897 г.

Население, тыс. жителей

менее 10

10—20

20—50

50—100

Более 100

Более 1 000

Число городов

12

4

21

13

4

2

01.01.2000 г.

Население, тыс. жителей

менее 100

100—250

250—500

500—1 000

1 000—3 000

5 000—10 000

Число городов

3

15

28

18

10

2

* См.: С.А. Тархов. Изменение
административно-территориального деления
России за последние 300 лет//География, № 15, 21, 28/2001.
** Б.Б. Родоман. Территориальные ареалы и
сети. — М.,1999, с. 154.
*** Из числа субъектов РФ здесь исключены
Москва, Петербург и все автономные округа.
**** Он стал центром губернии с 1710 г.***** Заштатный город не выполнял роль
уездного центра; перевод «за штат» можно считать
серьезным предупреждением о неполном служебном
соответствии.
****** В конце XIX в. колыванские богатые
купцы сделали попытку обеспечить своему городу
экономический подъем. Они добивались, чтобы мост
через Обь строился близ Колывани. Но изысканиями
были выявлены преимущества строительства моста
там, где позже возник город Новониколаевск
(Новосибирск), и старания Колывани успеха не
имели.

Конституционный строй

Не меньшее значение, чем политическое устройство России, имеет её конституционный строй. Согласно Конституции, источником власти в РФ является народ данного государства. Он делегирует определенные полномочия властным органам.

Социально-политическое устройство России также определяет Конституция. Согласно её статьям, РФ — социальное государство, которое гарантирует своим гражданам условия для достойной жизни и выражения своих свобод.

В Конституции Россия также обозначена светским государством, в котором религия и государственная власть отделены друг от друга. Также декларируется равенство всех религий и религиозных объединений перед буквой закона.

Также Конституция гарантирует свободу слова и мнений, отсутствие обязательной государственной идеологии и наличие плюрализма, то есть функционирование политических партий различной идеологической направленности.

Данные положения Конституции полностью соответствуют общим международным правам и свободам человека.

Административно-территориальное деление

Российская Федерация также поделена на части территориально. И такая особенность неудивительна, достаточно посмотреть на карту — это самая большая по площади страна в мире.

Административное устройство России — метод организации территории. Подобное разделение имеет серьезные обоснования. В соответствии с ним происходит построение целой структуры, образованной государственными и муниципальными властями.

При разделении принимают во внимание:

  • историю местности;
  • культуру и традиции;
  • наличие инфраструктуры, экономических связей.

Такое деление обязательно имеет в своей главе государственный руководящий орган. Важным моментом является то, что единицы не должны быть слишком большими по площади, поскольку это сводит на нет основной смысл деления, заключающийся в простоте управления. Территория должна быть средней, только так управление будет эффективным.

Основные функции АТД:

  • поддержание единства и целостности территории государства;
  • создание эффективной контролирующей системы;
  • организация служб общегосударственного характера по территориальному признаку;
  • возможность быстро мобилизовать силы при возникновении чрезвычайной ситуации, войны, стихийных явлениях;
  • охват новых территорий;
  • обеспечение эффективной системы налогообложения.

РСФСР

После создания РСФСР, на её территории начали появляться первые национальные образования — автономные советские социалистические республики (АССР), автономные области (АО) и национальные (впоследствии — автономные) округа (НО). Первые АССР образовывались чаще всего из губерний с преимущественным национальным населением, в дальнейшем в АССР преобразовывались соответствующие АО. АО и НО образовывались из части территории с преимущественным национальным населением с сохранением «родительской» территории.

С 1923 года по 1929 год была проведена реформа по укрупнению регионов, в результате чего к 1930 году все губернии и области РСФСР были объединены в 7 краёв, 6 областей и 8 АССР, в состав краёв и областей также входили АО и НО.

Начиная с 1930 года начался обратный процесс — разукрупнение регионов. В итоге, к 1959 году на территории РСФСР сформировалось территориальное деление, просуществовавшее без учёта номенклатурных изменений до 1992 года.

В период существования РСФСР изменялся и её территориальный состав. Так, в 1924 году из РСФСР были выведены территории современных Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, в марте 1924 и декабре 1926 года части Витебской (с г. Витебском), Смоленской (с г. Оршей), Гомельской губернии (с г. Гомелем) губерний были переданы в состав Белорусской ССР, в 1936 году — Казахстана и Киргизии, в 1940 году была выведена Карело-Финская ССР, в 1944 году в состав Грузинской ССР были переданы ряд районов упразднённых Чечено-Ингушской АССР и Карачаевской автономной области, а в 1954 году в состав Украинской ССР был передан Крымский полуостров. В свою очередь, к РСФСР были присоединены территории Салла — Куусамо и часть полуострова Рыбачий из состава Финляндии (1940), в 1944 году в состав РСФСР вошла территория современной республики Тыва (была независимой Тувинской Народной Республикой), Карельский перешеек, который в 1940 году был уступлен Финляндией и включён в состав Карело-Финской ССР, также из состава Финляндии была включена территория Петсамо (включена в состав Мурманской области), из состава Латвийской ССР был передан Пыталовский район (ныне в составе Псковской области), в 1945 году в состав РСФСР вошли территории Калининградской области (была частью Германии), части Сахалинской области (Южный Сахалин и Курильские острова входившие в состав Японии), из состава Эстонской ССР были переданы Ивангород (вошёл в состав Ленинградской области) и Печоры (включены в состав Псковской области), в 1955 году Клухорский район был возвращён из состава Грузинской ССР, в 1956 году в состав РСФСР была возвращена Карелия, в 1957 году из состава Грузинской ССР (после реабилитации депортированных кавказских народов) были возвращены части Душетского района и Казбегского района.

3 февраля 1947 года частью РСФСР стал Сектор Янискоски — Нискакоски, до передачи СССР являвшийся частью Финляндии.

Выбор центров

В прошлом (в XVIII и XIX вв.) на роль
губернских и областных центров избирались
города, уже заслужившие репутацию традиционного
центра определенной территории. Многие из них в
эпоху феодальной раздробленности возглавляли
удельные княжества или даже крупные их
объединения: Новгород, Смоленск, Тверь, Рязань,
Владимир, Нижний Новгород, Казань, Ярославль и др.
Центральность становилась свойством
городов-крепостей, занимавших командное
положение на оборонительных линиях: Белгород,
Пенза, Симбирск, Оренбург и т. п., что также
делало их кандидатами на пост губернского
центра.

Сравнительно немногочисленными были
губернии, которые таких традиционных центров (а
иногда и вообще городов) не имели. Это
потребовало учреждения новых городов, которые
сразу, при рождении, получали высокое назначение.
В расшитый золотом мундир губернского центра
облачалось вчерашнее сельское поселение. Новые
города возглавили Пермскую, Олонецкую,
Кавказскую и Колыванскую губернии. Четыре из 32.

Город Пермь образован одновременно с
учреждением Пермского наместничества из села
Егошиха, которое в свою очередь возникло
благодаря основанию в 1723 г. Егошихинского
медеплавильного завода. Город Петрозаводск
обрел городской статус в 1777 г. и возглавил
Олонецкую область, входившую в состав
Новгородского наместничества.

В 1784 г. Олонецкая область была
преобразована в Олонецкое наместничество, а
затем губернию. В обоих случаях ядром губернских
городов послужили поселения, рожденные
промышленностью. Оба они оказались удачными.

Изменение численности населения ряда
городов-центров

Название города

Статус

Год получения городского статуса

Численность населения, тыс. чел.

1897

01.01.2000

Барнаул

Краевой центр

1771

29,4

576,9

Белгород

Обл. центр

1593

21,9

339,8

Брянск

Обл. центр

1146

23,5

453,3

Волгоград (Царицын)

Обл. центр

1589

56,0

988,9

Екатеринбург
(Свердловск)

Обл. центр

1722

55,5

1 264,1

Иваново
(Иваново-Вознесенск)

Обл. центр

1871

53,9

456,4

Кемерово
(Щегловск)

Обл. центр

1925

490,4

Курган

Обл. центр

1782

10,6

362,9

Липецк

Обл. центр

1779

20,3

518,6

Магадан

Обл. центр

1939

120,9

Мурманск

Обл. центр

1916

375,4

Новосибирск
(Новониколаевск)

Обл. центр

1903

1 398,5

Петропавловск-Камчатский

Обл. центр

1822

0,4

197,1

Ростов-на-Дону

Обл. центр

1749

119,9

1 002,0

Тюмень

Обл. центр

1586

29,6

502,0

Челябинск

Обл. центр

1736

19,9

1 082,6

В ХХ в. (в основном в советское время),
вновь образованные области (и один край) в
большинстве случаев возглавили старые города,
уже имевшие солидный городской стаж. Только
четыре области имели центрами новые города —
Новосибирская, Мурманская, Кемеровская и
Магаданская. Весьма примечательно, что в стране,
где преобладали молодые города, высший командный
состав образовали преимущественно старые
города. Их жизненному, а правильнее сказать,
используя термин Л.Е. Иофа,
экономико-географическому опыту было выражено
доверие и признание. Часть городов-центров этой
категории уже в XIX в. выделилась и размерами, и
экономическим потенциалом. Ростов-на-Дону в 1897 г.
вошел в пятерку городов-стотысячников России.
Екатеринбург, Царицын (Волгоград),
Иваново-Вознесенск (Иваново) насчитывали свыше 50
тыс. жителей каждый и превосходили многие
губернские центры.

Назначение на должность центра
способствовало ускорению роста городов и, что
особенно важно, комплексному их развитию. Вот
данные, характеризующие рост людности городов
этой группы за столетие

То, что для выдвижения города на роль
административного центра имела немаловажное
значение длительность городского стажа,
показывает следующее распределение нынешних
центров субъектов федерации по возрасту. До XVIII в.
возникло 38 центров, в XVIII в

— 15, в XIX в. — 10, в ХХ в.
— 14, причем только один возник во второй половине
столетия.

Но был случай, когда для выполнения
функций административного центра город был
построен специально. Город Новочеркасск,
возникший в 1805 г., сменил в роли
административного центра земли войска Донского
Черкасск, затоплявшийся ежегодно разливами Дона.
Интересно, что власти города, хотевшие видеть его
административным центром, так сказать, в чистом
виде, издали распоряжение, запрещавшее
размещение в Новочеркасске и окружающем районе в
радиусе 20 верст промышленных предприятий.
Правда, впоследствии этот запрет был отменен.

Административный район и город

Административный район в 5-уровневой структуре может быть «старше», чем город. Это влечет за собой значительные различия в свойствах системы государства в целом, в их политическом поведении. Это свойство деления политико-территориального является не структурным, а функциональным. Дело в том, что в городах находились промышленные предприятия республиканского и союзного подчинения, которые были с точки зрения Центра более значимыми. Однако в районах базировались этноспецифичные производства, более важные для руководства республик. В целом в СССР политико-территориальное деление было таким, чтобы имелась возможность минимизировать типы и количество конфликтов, которые можно решить на низших уровнях иерархии. Это, в общем, было весьма логично. В представительных органах власти были институализированы конфликты, которые решались более-менее успешно.

Законодательная власть

Органом законодательной власти РФ является парламент, который носит название «Федеральное собрание». Оно включает в себя две палаты – Совет Федерации и Государственную думу.

Совет Федерации – это верхняя палата парламента. Данный орган обладает обширными полномочиями, которые оговорены в 102-й статье Конституции. Среди них — утверждение распоряжения президента об объявлении чрезвычайного положения, утверждение границ субъектов Федерации в пределах России, объявление выборов президента и т. д. Но основной функцией данной структуры является представительство регионов в законодательной власти.

Общая численность членов Совета Федерации, или, как их ещё называют, сенаторов, составляет 170 человек. Они формируются путем делегирования двух представителей от каждого субъекта Федерации: одного — от законодательного органа, а другого — от административного. Кроме того, президент также вправе назначать сенаторов, но не более 10 % от общей их численности. За основу берется представительство не по партийному, а по территориальному принципу.

Государственная дума – нижняя палата парламента. Именно на неё возложена основная задача по принятию законов Российской Федерации. В отличие от Совета Федерации она формируется по политическому признаку. Данный орган состоит из 450 депутатов, которые избираются методом прямого голосования граждан по смешанному принципу раз в пять лет. Смешанный принцип предполагает избрание одной половины депутатов по мажоритарной системе (выдвижение конкретного депутата в избирательном округе), а другой половины – пропорциональным способом (по спискам партий).

«Фактически унитарное государство»

Историки напоминают, что жёсткую и единообразную административно-территориальную систему в России начал создавать ещё Пётр I. В 1708 году по его приказу территория страны была разделена на крупные губернии (сначала на восемь, а затем — на одиннадцать), в составе которых впоследствии были выделены провинции.

Следующую масштабную реформу в этой сфере провела Екатерина II, которая уменьшила территории губерний и увеличила их количество, а затем большую часть этих субъектов преобразовала в наместничества. Однако уже при её сыне Павле I этим административным единицам вернули старые названия. В результате к 1914 году в состав России входили 61 губерния, 21 область (преимущественно на окраинах государства) и два округа.

Также по теме


«Образцовые советские граждане»: какую роль в истории России сыграли поволжские немцы

19 октября 1918 года была создана Автономная область немцев Поволжья, преобразованная со временем в автономную республику. Её…

Во время революций 1917 года и последовавшей за ними Гражданской войны на территории бывшей империи начали стихийно возникать местные республики и автономии. От России отделились Финляндия, Польша и прибалтийские государства. На территориях, которые находились под контролем большевиков, шёл процесс трансформации областей в губернии и создания новых автономных образований по национальному признаку (Трудовая коммуна немцев Поволжья, Башкирская АССР и другие).

Как отмечают историки, в процессе создания СССР в 1922 году за рядом бывших территорий Российской империи (Украиной, Белоруссией, Закавказьем) был зафиксирован статус отдельных союзных республик. В самой же Советской России в начале 1920-х годов сохранялось деление на губернии.

«Большевики создавали сложную многоярусную систему, в которой представители разных национальностей получали разный статус. Основным конструктом выступали союзные республики, а вот автономии могли входить в состав других административно-территориальных единиц. Это получило в истории название «принцип матрёшки», — рассказал в беседе с RT директор Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.

Масштабная административно-территориальная реформа в СССР, в том числе в РСФСР, прошла в 1923—1929 годах. Начался процесс создания крупных областей, территория которых чаще всего объединяла сразу несколько бывших губерний и автономий. Например, в состав Уральской области вошли бывшие территории Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской губерний, а в состав Юго-Восточной области с центром в Ростове-на-Дону — Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии, ряд национальных автономий Кавказа.

В дальнейшем началось формирование огромных краёв. Так, например, Сибирский край включил в себя бывшие Алтайскую, Енисейскую, Новониколаевскую, Омскую и Томскую губернии, а также Ойратскую АО. Юго-Восточная область стала Северо-Кавказским краем. Возникли Дальневосточный и Северо-Западный края. В 1929 году постановлением Президиума ВЦИК губернская система была ликвидирована окончательно. Территория РСФСР была поделена на семь краёв, шесть областей и десять находившихся за их пределами национальных автономий.

Однако вскоре оказалось, что колоссальными по площади и населению территориально-административными единицами очень трудно управлять, поэтому был поднят вопрос об их разукрупнении. Так, Сибирский край был разделён на Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский края, а Казакская АССР — на шесть областей. В 1934 году разделению также подверглись Северо-Кавказский и Нижне-Волжский края, Уральская и Центрально-Чернозёмная области.

В 1936 году из состава РСФСР были выведены и получили статус отдельных республик Казахская (бывшая Казакская) и Киргизская АССР. Кроме того, были упразднены сразу семь краёв. Новая волна разукрупнения территориально-административных единиц прокатилась по РСФСР в 1937—1938 годах. В составе России тогда появились Архангельская, Вологодская, Тульская, Ростовская и многие другие области, существующие по сей день.

«В 1930-е годы в СССР было покончено с практикой создания полунезависимых политических формирований. Хотя СССР формально считался союзом республик, на практике это было фактически унитарное государство. И главным критерием эффективности данной системы стала победа в Великой Отечественной войне», — отметил в беседе с RT историк и писатель Александр Широкорад.

  • Карта РСФСР с обозначением автономных советских социалистических республик, автономных областей и округов
  • РИА Новости
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector