Пушкин. екатерининский дворец

Постоянные и временные выставки

Гости Царского села могут увидеть 4 основные экспозиции:

  • Романовы в Царском селе. На выставке собраны более 100 предметов, принадлежавших членам царской семьи. Здесь представлены парадные наряды, мебель, элементы интерьера и пр.
  • Дворцовая церковь. Храм представляет собой великолепный памятник архитектурного стиля барокко, церковь была заложена в 1745 году и несколько раз подвергалась разрушениям. Сегодня посетители могут увидеть сохранившиеся и восстановленные интерьеры и фрески.
  • Памятные комнаты Александра I. В залах демонстрируются личные вещи императора — военные мундиры, книги, документы, печати и другие артефакты.
  • Придворный экипаж в Царском селе. Одна из самых интересных выставок Царского села знакомит посетителей с 25-каретами императорской семьи.

Кроме постоянных экспозиций, в залах заповедника проходят текущие выставки, которые могут длиться несколько лет. Ознакомиться с анонсом мероприятий можно в специальном разделе на официальном сайте ГМЗ Царское село.

Татьяна Лискер

Зеркальные пруды и Верхняя ванна

Напротив Большого Екатерининского дворца расположен регулярный парк, одно из главных мест в котором занимают два Зеркальных пруда. На северной стороне дальнего от Камероновой галереи пруда расположена Верхняя ванна.

Как можно понять из названия, данное здание служило парильней для членов императорской семьи. В настоящее время вход в этот павильон бесплатный, в нем представлена экспозиция посвященная кинематографическому искусству, а точнее всем российским фильмам снятым на территории Царского села. В одной из комнат в качестве экспонатов представлена аппаратура со съемочной площадки «Анны Карениной».

Недалеко от Верхней ванны, находится павильон Нижняя ванна, сюда вход уже платный.

Испортить прогулку может только дождливая питерская погода, в остальном по уютным тропинкам, тенистым аллеям и симметрично выстриженным лужайкам очень приятно гулять и легко забыть о времени.

Александровский дворец и Александровский парк

Царское Село было одной из резиденций российских государей. Екатерина II любила бывать здесь и приказала построить для своего обожаемого внука – будущего императора Александра I новый дворец. Екатерининский дворец оставили для помпезных приемов, а Александровский превратился в семейное гнездо царской фамилии.

Вид на Александровский дворец

Дворцовая постройка выглядит гораздо скромнее Большого Екатерининского дворца. Она имеет два этажа и выполнена в лучших традициях классицизма. К главному зданию с роскошной колоннадой примыкают боковые флигели. Внутри находятся залы для приема посетителей, гостиные, кабинеты и жилые покои членов императорской семьи.

Возле дворца раскинулся ухоженный Александровский парк. Он состоит из Нового сада и Пейзажного парка.

Дополнительные услуги

Музейный комплекс предлагает ряд услуг по организации торжественных мероприятий и развлекательных прогулок по территории заповедника. Желающие могут арендовать помещения некоторых павильонов, а также Большой Тронный зал для проведения свадебной церемонии, конференции и других мероприятий.

Гости Царского села могут прокатиться на электромобилях, гондолах, а также на пароме по восстановленной переправе, соединяющей павильон «Зал на острову» с Екатерининским парком.

Для тех, кто решил основательно ознакомиться с музеями и выставками заповедника, на территории комплекса имеется гостиница «Екатерина», а также кафе и рестораны.

Гостиницы рядом с ГМЗ Царское село в Пушкине

Татьяна Лискер

Экскурсии с посещением Янтарной комнаты

Маршрут I

В осмотр I маршрута Екатерининского дворца включены: Парадная лестница, Большой зал, I Антикамера, Кавалерская столовая, Белая Парадная столовая, Малиновая столбовая, Зелёная столбовая, Портретный зал, Янтарная комната, Картинный зал, Малая Белая столовая, Китайская гостиная Александра I, Буфетная, Зелёная столовая, Официантская, Стасовская лестница.

Маршрут II

В осмотр II маршрута Екатерининского дворца включены: Туалетная, Лионский зал, Арабесковый зал, III Антикамера, II Антикамера, I Антикамера, Большой зал, выставочная комната, Парадная лестница, выставка «Романовы в Царском Селе», Янтарная комната, Картинный зал, выставка «Памятные комнаты Александра I», Парадный кабинет Александра I, Сводчатая проходная, Овальная передняя, Зелёная столовая, Официантская, Стасовская лестница.

Продажа билетов онлайн по сеансам. Продажа билетов начинается за 7 дней до планируемой даты посещения. Нераспроданные билеты на текущую дату поступают в продажу в кассы у главного входа в Екатерининский парк. Продажа именных билетов только при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность.

Фестиваль «Царскосельский вернисаж» 2021

Ежегодное мероприятие проводится с 2010 года в рамках развития творческих способностей в области живописи и рисунка у людей с особенностями развития. Основными целями фестиваля «Царскосельский вернисаж» являются: раскрытие талантов и поддержка дарований «особых» художников, ограниченных в полноценном физическом восприятии жизни, но свободных в творчестве, имеющих собственный взгляд на мир и исключительные способности.

Дата открытия «Царскосельского вернисажа» объявляется за месяц до начала мероприятия. Сначала проводится семинар для руководителей и преподавателей реабилитационных центров, где объявляется «тема года» и конкурсная программа. Кроме того, определяется формат подачи индивидуальных и коллективных работ, а также сроки их выполнения. Второй этап фестиваля включает серию пленэров.

Выставка фестивальных работ, Друзья Музея Вконтакте

В каждой номинации художественный совет отбирает лучшие работы, после чего проводится торжественная церемония награждения победителей. «Царскосельский вернисаж» заканчивается выставками работ — на Магазейной улице под открытым небом и в пушкинском Доме молодежи. Праздник сопровождается коллективным мастер-классом и спектаклем. Заключительные итоги подводят спустя 3–4 месяца на семинаре, в ходе которого презентуют очередной фестивальный альбом.

Новости фестиваля «Царскосельский вернисаж» 2021

Камеронова галерея

Знакомство с павильонами парка можно начать недалеко от Большого дворца, с южного флигеля. Южный флигель дворца или как его правильно называть Зубовский — назван так в честь последнего фаворита Екатерины II, Платона Зубова, для которого он и был возведен. Здесь же находится Холодная баня и Камеронова галерея. Все три павильона соединяет пандус с ликами римских императоров.

Камеронова галерея называется так в честь архитектора Камерона, который и построил этот павильон. Верхний ярус украшен бюстами кумиров Екатерины Великой, а сам павильон предназначался для философских прогулок и бесед.

Отсюда открываются красивые виды всего парка и Фрейлинского садика.

Приверженность Камерона к античному искусству видна невооруженным взглядом.

Стоимость билетов 2021

В стоимость билета в Екатерининский дворец входит посещение Янтарной комнаты а также билет в Екатерининский парк.

Льготный тариф

  • Взрослые (налоговые резиденты РФ и граждане государств ЕАЭС*) – 850 руб.
  • Пенсионеры РФ и государств ЕАЭС* – 400 руб.
  • Учащиеся (с 16 лет), студенты – 430 руб.
  • Курсанты, военнослужащие срочной службы – 430 руб.
  • Члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров РФ и стран ЕАЭС* – 430 руб.

Бесплатно

  • Лица младше 16 лет – бесплатно (обязательно оформление входного билета)
  • Музейные работники, члены Творческого союза музейных работников СПб и ЛО – бесплатно (обязательно оформление входного билета)

Ознакомиться с экспозицией можно

  • Самостоятельно;
  • Воспользоваться услугой «Аудиогид» (стоимость 200 руб., необходим залог);
  • В составе экскурсионной группы (услуга предоставляется при формировании группы от 15 до 20 человек).

Важно знать

  • Билеты в Екатерининский дворец исключительно именные (оформляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность).
  • Обращаясь за оформлением билета в кассу музея, посетитель даёт согласие на обработку своих персональных данных в объёме: фамилия, имя, отчество, номер документа.

Большой зал

Большой зал – это первое помещение, в которое попадают гости. Он оставляет самые восторженные впечатления. Его еще величают Светлой галереей. В свое время помещение было создано для официальных приемов. Но им сегодня он поражает богатством и золотым убранством. Зеркала в окружении позолоты создают неповторимое впечатление. Растрелли сумел создать эффект бесконечности помещения. Любой звук в этом помещении повторяется 32 раза, благодаря чему голос императрицы казался властным и сильным. Однако акустический эффект был утерян после реставрации. Но через несколько лет он самостоятельно восстановился.

Завершает богатый интерьер зала паркет из высветленного мореного дуба. Во время балов во дворце гости с трепетом ожидали появления императрицы. В самый торжественный момент распахивались двери в зал и взгляд поражала парадная золотая анфилада дворца, которая протянулась вдоль всего здания. Императрица шла сквозь анфиладу в окружении золота.

Это гениальное творение Растрелли просто поражает воображение. Пышное убранство зала очень впечатляет иностранных гостей. Известно, что Елизавета Петровна была большой модницей. Она не разрешала появляться в одном и том же наряде дважды на балах. В ее гардеробе насчитывалось 15 тысяч платьев. Балы во дворце проходили с большим размахом. Придворным тоже приходилось соответствовать обстановке и своей императрице.

Пейзажный парк

Главной чертой пейзажного парка является его сходство с естественным ландшафтом.

Работы по обустройству пейзажного парка в Царском селе проводились при Екатерине Великой, начиная с 1760-х годов. Первоначальный план был выполнен архитектором Василием Ивановичем Нееловым, а исполнителями проекта стали садовые мастера Трифон Ильин и Джозеф Буш, а также сыновья архитектора — Иван и Петр Нееловы.

При обустройстве пейзажного парка были посажены тысячи различных деревьев и кустарников, выкопаны каналы и пруды, созданы насыпные холмы. Также были установлены памятники победам России в войнах с Турцией и построены различные экзотические павильоны.

Большую часть пейзажного парка занимает Большой пруд, в центре которого на острове расположен павильон «Зал на острову». Особенностью Екатерининского парка является то, что в нём отсутствуют естественные водные ресурсы — реки и озера. Большой пруд был вырыт, а затем заполнен водой из протекавшего здесь ручья Вангази, который был перегорожен запрудой.

В летнее время по пруду можно покататься на гондоле, подаренной представителями Венеции к 300-летию Царского села. Организована также платная паромная переправа на остров и экскурсия по Большому пруду.

Екатерининский дворец в Царском селе

Одной из архитектурных доминант музейного комплекса является бывшая императорская резиденция — Екатерининский дворец. Это яркий памятник в стиле барокко, заложенный в 1717 году. Свое название дворец получил в честь императрицы Екатерины I, которая приказала построить в Царском селе летнюю резиденцию. В последующие годы здание переходило другим членам царской семьи — Елизавете Петровне и Екатерине II.

Самое популярное помещение Екатерининского дворца — Янтарная комната — она широко известна не только в России, но и за рубежом. В годы Великой Отечественной войны комната была разграблена, а янтарные панели вывезены из страны. О их судьбе до сих пор ничего не известно. Нынешняя комната — это, по сути, новодел, выполненный с большой точностью по сохранившимся эскизам и описаниям.

Особой ценностью обладает Лионский зал Екатерининского дворца, стены которого обиты шелком. Интерьер также сильно пострадал в годы войны. Реконструкция Лионского зала завершилась лишь в июне 2019 года.

Видео об открытии Лионского зала:

Среди многочисленных комнат дворца, можно также выделить парадные залы и столовые, китайскую гостиную Александра I, столбовые, Парадную и Стасовскую лестницы.

Из построек, примыкающих к Большому Екатерининскому дворцу, наиболее популярной стала Дворцовая церковь, которая открыта для осмотра, хотя и до сих пор реставрируется.

План помещений Екатерининского дворца в Царском селе

Сегодня часть помещений Екатерининского дворца открыта для посещения, при планировании поездки в Царское село, ознакомьтесь с расписанием мероприятий на ближайшие дни.

Концерты в Екатерининском дворце и анонсы мероприятий в Царском селе

Панорамы залов Екатерининского дворца:

Дополнительные услуги

Музейный комплекс предлагает ряд услуг по организации торжественных мероприятий и развлекательных прогулок по территории заповедника. Желающие могут арендовать помещения некоторых павильонов, а также Большой Тронный зал для проведения свадебной церемонии, конференции и других мероприятий.

Гости Царского села могут прокатиться на электромобилях, гондолах, а также на пароме по восстановленной переправе, соединяющей павильон «Зал на острову» с Екатерининским парком.

Для тех, кто решил основательно ознакомиться с музеями и выставками заповедника, на территории комплекса имеется гостиница «Екатерина», а также кафе и рестораны.

Гостиницы рядом с ГМЗ Царское село в Пушкине

Татьяна Лискер

Немного истории города Пушкин

Царское Село было основано в 1710 году, когда царь Петр I подарил эти земли своей супруге. В это время оно больше напоминало усадьбу русского барина. По свидетельствам очевидцев, Екатерина Алексеевна была больше хозяйкой, нежели царицей — она любила работать в огороде, сама ухаживала за скотиной и варила сыр.

Царское Село помнит каждого правителя — все они так или иначе приложили руку к формированию всемирно известного ансамбля. При Елизавете II здесь было развернуто масштабное строительство, превратившее эту местность в огромный дворцовый комплекс. Годы правления Екатерины Великой считаются лучшими в истории Царского Села — был возведен Александровский и перестроен Екатерининский дворцы, появились другие постройки.

Ее сын Павел I прекратил возведение недостроенных объектов, а многие предметы искусства вывез в другие дворцы. Строительные работы возобновились при Александре I, затем при Николае I — последний построил здесь Екатерининский собор и провел железнодорожные пути.

При Александре II масштабного строительства не было, но император приложил все усилия для того, чтобы сохранить в хорошем состоянии то, что уже было построено. Царское Село при Александре III уже было благоустроенным городом европейского уровня.

Летней резиденцией царей Царское Село перестало быть в 1917 году после ареста Николая II. После революции в палатах дворцов были организованы музеи и другие учреждения. Тогда же город был переименован в Солдатское Село, а еще через год — в Детское Село. В феврале 1937 года город получил свое современное название.

В блокаду дворцы беспощадно уничтожались бомбежками немецкой авиации и были разграблены. Сразу после ее снятия на территории Царского Села началась расчистка и масштабные восстановительные работы.

Сегодня Пушкин живет обычной городской жизнью, а заповедник принимает на своих территориях многочисленных туристов.

Дворцовая церковь

Закладка церкви при Летней резиденции произошла в августе 1745 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Через пять лет Растрелли начал реконструкцию дворца и в проект церкви были внесены изменения. Спустя шесть лет церковь была освящена и стала называться церковь Воскресения Христова.

В 19 веке произошло два крупных пожара, в результате которых церковь сильно пострадала.

Во время немецкой оккупации интерьеры церкви были утрачены практически полностью, сохранилось только 3 образа, остались только фрагменты некоторых декоративных элементов.

Сейчас храм продолжают восстанавливать. Так, воссозданы образы архангелов работы иконописца середина 18 века. Когда удивительное убранство смогут увидеть посетители и прихожане, пока неизвестно.

Екатерининский парк: история и фотографии достопримечательностей

До 1710 года здесь располагалось финское селение Саари Мойс, оккупированное шведами, которые называли его на свой лад – Сарис Гоф. Русские называли его Саарская мыза, а затем – Саарское Село, превратившееся со временем в Царское Село. В те времена на возвышенности стоял небольшой деревянный усадебный дом, к которому примыкал парк с двумя перпендикулярными аллеями. По легенде, здесь жила старая голландка Сарра, к которой русский царь заезжал за молоком.

24 июня 1710 года владелицей Саарского Села стала Марта Скавронская (1684-1727), российская императрица (с 1721 г.), супруга Петра I. В 1717 году здесь началось строительство дворца, названного в честь Екатерины Екатерининским – летняя резиденция. В 1720 году рядом с дворцом был заложен парк. По преданию, Петр Великий собственноручно проложил некоторые его аллеи и посадил дубы и платаны.

Екатерининский парк разделен на две части:

  • регулярный Голландский (Старый) сад,
  • пейзажный Английский парк.

Партер в Голландском саду Екатерининского парка

Голландский сад был заложен в 1720-х годах голландскими садовниками Я.Роозеном и И.Фохтом. Естественный спуск был разделен на три уступа. Чуть ниже, на реке Вангазе были устроены Верхний (Большой) и Мельничный пруд, позднее включенный в систему Каскадных (Нижних) прудов.

Гондола на Большом пруду

При императрице Елизавете Петровне (1709-1761) Екатерининский парк был расширен, его украсили мраморными скульптурами, преимущественно венецианских мастеров начала XVIII века, которые были куплены по указанию Петра Великого для украшения садов. В центре партера были установлены статуи «Мир» и «Великолепие». По проекту Ф.-Б.Растрелли были построены Эрмитаж, Грот и Катальная горка. Большому пруду, по моде того времени придали шестиугольную форму, на острове был построен Увеселительный павильон (Люстгауз).

Эрмитажная аллея и Эрмитаж в Екатерининском паркеПавильон Грот

В 1770-е годы по проекту архитекторов В.И. и И.В.Нееловых (отца и сына) были построены Адмиралтейство, Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны.

Адмиралтейство в Екатерининском паркеЭрмитажная кухняВерхняя Ванна и Зеркальный прудНижняя Ванна

Вдоль границы парка со стороны города был прорыт Продольный (Каскадный) канал, на котором было устроено 12 плотин.

Каскадный канал

Вокруг Большого пруда был разбит пейзажный Английский парк. Очертания Большого пруда были смягчены. В это же время на третьей террасе Голландского сада были устроены Полулунные пруды, просуществовавшие до реконструкции 1960-х годов.

Пейзажный парк

В честь побед в русско-турецких войнах 1770-х годов были установлены памятные сооружения: Башня-руина, Чесменская, Морейская и Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.

Башня-руина в Екатерининском паркеЧесменская колонна

Также были построены Холодная Баня и Агатовые комнаты, Камеронова галерея, Концертный зал, Готические ворота.

Камеронова галереяКонцертный зал

На границе Екатерининского и Александровского парков появился комплекс сооружений в модном тогда китайском стиле — шинуазри.

Скрипучая беседка

В начале XIX века на границе парка были установлены ворота «Любезным моим сослуживцам» в честь победы над Наполеоном.

Ворота «Любезным моим сослуживцам»

В середине XIX века на берегу Большого пруда была построена Турецкая баня.

Турецкая баня

В 1865 году перед Зубовским флигелем был разбит Собственный садик с Мраморным фонтаном и перголой в итальянском стиле.

Собственный садикЗубовский флигель и Собственный садик

В годы Великой Отечественной войны Екатерининский парк серьезно пострадал. Работы по его восстановлению продолжались в течение нескольких десятилетий и были завершены к празднованию 300-летия Царского Села.

Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Фото и описание

Этот старинный сад – любимое место, не только коренных жителей Петербурга, но и гостей северной столицы. Он находится в центре города, рядом со зданием Адмиралтейства. Его площадь – 9 га. В этом историческом месте, словно, проходит параллель между настоящим и прошлым города. Рядом расположены памятники архитектуры: здание Адмиралтейства, Зимний дворец, Дворцовая площадь, Градоначальство/ЧК, дом Лобанова-Ростовского, Главный штаб, Исаакиевский собор, здание Сената и Синода. Венчает сад Медный всадник – памятник Петру I. Александровский сад – жемчужина Санкт-Петербурга входит в список Всемирного наследия.

В 18 веке на месте Александровского сада был бульвар, тогда уже здесь были скамеечки и деревья. Адмирал С.А. Грейг выступил с предложением разбить здесь сад, ботаник Э.Л. Регель разработал проект озеленения. Начало работ приурочили к юбилейной дате – 200-летию со дня рождения основателя города – Петра I. За 2 года была произведена колоссальная работа: расширена территория, высажены новые кустарники и деревья, поставлены кованые скамейки из чугуна. В 1874 году сад торжественно открыли, назвав в честь императора Александра II, который лично присутствовал на церемонии.

Спустя 6 лет центр сада украсил уникальный фонтан, который является одной из самых ярких достопримечательностей Петербурга. Сооружение архитектора Л. Гешвенда называют «танцующим»: в такт музыки меняется высота струи.

В конце 19 века в Александровском саду установили памятники М. Лермонтову, Н. Гоголю, М. Глинке, В. Жуковскому и Н. Пржевальскому.

Реконструкция Александровского сада, которая была произведена позже под руководством архитектора И. Фомина, немного изменила внешний облик сада: были вырублены разросшиеся деревья, а цветники и розарии придали саду неповторимое очарование и колорит.

В годы Великой Отечественной войны петербуржцы сохранили все деревья, но налеты вражеской авиации нанесли саду ощутимый урон. Но после снятия блокады Ленинграда здесь начались благоустроительные работы.

К сожалению, в годы Советской власти сад не раз переименовывали. В 1920 году он был назван садом Трудящихся. В 1936 году сад Трудящихся стал носить имя Максима Горького. Позже за садом закрепилось название «Сашкин сад». Старшее поколение так окрестило это место. В эпоху перестройки в 1989 году сад становится Адмиралтейским, и лишь в 1997 году ему вернули прежнее наименование – Александровский.

В 1998 году к юбилейной дате известного русского дипломата князя Александра Михайловича Горчакова (200 лет со дня его рождения) в Александровском саду был установлен его бюст. Автор ваяния – скульптор А.С. Чаркина.

В 2001 году в саду началась реставрация. Дело в том, что первоначальное Петровское ограждение требовало срочных восстановительных мер, многие деревья требовали опиловки. Но были проведены не только эти работы, согласно единому плану Александровский сад преобразился. Зеленое убранство сада дополнили деревья и кустарники, появились цветники и газоны, новые дорожки, проложена канализация. Продуманный ландшафтный дизайн сделал сад единым ансамблем.

Современный Александровский сад – это место, где проходят различные фестивали и конкурсы, в том числе и мирового уровня. В 2007 году в рамках I международного фестиваля цветов, здесь словно выложили ковры цветочных композиций. В рамках этого масштабного мероприятия прошли мастер-классы, «Бал Цветов», выставки декоративных растений, цветов, садовых аксессуаров, детские конкурсы.

Старый сад

Старый сад был разбит в регулярном стиле, в нем была выполнена правильная симметричная планировка. Деревья и кустарники были красиво подстрижены, из них создавались галереи и залы, также в саду построили павильоны и установили скульптуры.

Работы по созданию Старого сада велись голландскими садовыми мастерами Яном Роозеном и Иоганном Фохтом, а позже переустройство парка проводили архитекторы Алексей Квасов, Савва Чевакинский и Бартоломео Франческо Растрелли.

Перед фасадом Екатерининского дворца устроены два симметричных партера, в центре которых установили скульптуры «Мир» и «Великолепие». Узорный партер, выполненный из угольной крошки и битого кирпича, песка и толченого стекла, напоминал своим орнаментом паркеты дворцовых залов.

Главной осью Старого сада является Эрмитажная аллея, соединяющая Екатерининский дворец с Эрмитажем. Вдоль неё установлены скульптуры Персея, Андромеды и Галатеи, Геракла и других героев античной мифологии. Все эти статуи по распоряжению Петра Первого были выполнены по специальному заказу в Венеции.

Для справки: Император придавал большое значение мраморным скульптурам, изображавшим мифологических персонажей, выражающих аллегорические идеи могущества и славы Российского государства.

Одна из скульптур на правой стороне Эрмитажной аллеи — амазонка, опирающаяся на щит, на котором изображены сражающиеся орел и лев, представляющие образы России и Швеции.

С левой стороны аллеи возвышается статуя Геркулеса, символизирующая императора Петра I, победившего многочисленных врагов России.

При Елизавете Петровне, дочери Петра Первого, статуи Персей и Андромеда, Геркулес, Марс и многие другие скульптуры приобрели сугубо декоративную роль.

В конце главной аллеи Старого сада построен роскошный малый дворец — Эрмитаж, уникальный памятник русского зодчества XVIII века, предназначенный для небольших приемов и развлечений узкого круга особо приближенных к императрице особ. Красота интерьеров Эрмитажа соседствовала с хитроумными устройствами: подъемными столами, замаскированными дверями и потайными ходами.

Где находится Янтарная комната?

  • Янтарная комната находится в Екатерининском дворце ГМЗ «Цраское Село» в Пушкине.
  • Расположена на 2-м этаже.

Как попасть самостоятельно?

В неё можно пройти из Портретного зала на 2-м этаже, поднявшись по Парадной лестнице, пройдя Выставочные комнаты, Большой зал, Антикамеры, Арабесковый зал, Кавалерскую столовую, Лионский зал, Белую парадную столовую, Малиновую и Зелёную столбовые.

Далее следует Портретный зал – из него попадаете в Янтарную комнату, которую заслуженно называют жемчужиной Екатерининского дворца и 8-м чудом света.

Как посетить без очереди?

  • Без очереди попасть в знаменитую Янтарную комнату в ГМЗ «Царское Село» можно с экскурсией.
  • Сегодня многие туроператоры устраивают экскурсии из Санкт-Петербурга в Екатерининский дворец с посещением Янтарной комнаты.

Большой Екатерининский дворец в Царском селе

Екатерининский дворец назван так в честь императрицы Екатерины I, по приказу которой здание и было заложено в 1717 году. Поместье Саарская мыза стало подарком Петра I своей супруге, ныне это Царское село. Дворец был загородной резиденцией трех Российских императриц: Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Каждая из императриц внесла что-то свое в облик Большого Екатерининского дворца. Нынешний вид дворца дело рук знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли, бюст которого установлен с северной стороны дворца.

По приказу Елизаветы Петровны Растрелли перестроил и существенно увеличил Екатерининский дворец. Так в 1756 году на суд ошеломленных гостей предстал 325-ти метровый дворец с позолоченным фасадом. После смерти предшественницы, Дворец с парком перешел во владения Екатерины Великой, которая до конца своего правления вносила коррективы во внешний облик парка и дворца, но существенно во дворце уже ничего не менялось.

Здание дворца сильно пострадало во время фашистской оккупации в ходе Великой Отечественной войны. Кроме обгоревшего здания, дворец лишился главной своей реликвии — Янтарной комнаты, которая была вывезена из России. Сейчас в Большом Екатерининском дворце открыта для посещения Янтарная комната, скрупулезно воссозданная реставраторами. А сам дворец входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пушкинские музеи

В Царском Селе открыто два музея, которые посвящены Александру Сергеевичу Пушкину. Первый организован в бывшем императорском лицее, куда отдавали учиться детей дворян. Элитное учебное заведение просуществовало с 1811 по 1843 год. Здесь были воспитаны Пушкин и его одноклассники, многие из которы потом стали декабристами.

Мемориальный Музей-Лицей А. С. Пушкина

Туристам показывают красивые интерьеры, раритетную мебель, старинные книги, учебные кабинеты и комнаты, в которых жили ученики. Мемориальный музей-лицей находится рядом с Большим Екатерининским дворцом и открыт в любой день, кроме вторника, с 10:30 до 17:00.

Второй музей – двухэтажный дом, где в 1831 году Пушкин жил, писал стихи и готовил к изданию «Повести Белкина» и «Сказку о царе Салтане». В красивом особняке собрана коллекция личных вещей поэта. Отдельные залы музея-дачи посвящены творчеству В. А. Жуковского и Н. М. Карамзина.

Памятник А.С. Пушкину в Царском Селе

Режим работы Екатерининского дворца в 2020 г.

Музей временно закрыт для посетителей в связи с мероприятиями по борьбе с распространением коронавируса.

В Екатерининском дворце расположена всемирно известная Янтарная комната. Осмотр Янтарной комнаты входит в стандартную экскурсию по Екатерининскому дворцу. Посетителей собирают в холле дворца небольшими группами по 15-20 человек. Группа следует по залам дворца с экскурсоводом. На мой взгляд, осмотр происходит слишком бегло — экскурсия занимает около 20 минут. Поэтому Вы вряд ли успеете одновременно рассмотреть интерьеры, слушать экскурсовода и фотографировать. Буквально пару минут группа задерживается в Янтарной комнате. Однако обычно никто не запрещает Вам оторваться от своей группы и спокойно прогуляться по залам Екатерининского дворца.

В виду очень большого количества посетителей в Екатерининский дворец туристов ведут двумя маршрутами (№1 и №2). Оба маршрута включают осмотр самого красивого Большого зала и знаменитой Янтарной комнаты. Наполовину оба маршрута совпадают, но в маршурте №1 присутствуют очень красивые залы: Кавалерская столовая, Белая Парадная столовая, Малиновая столбовая, Зелёная столбовая, Портретный зал, Картинный зал, Малая Белая столовая, Китайская гостиная Александра I и Буфетная. В маршруте №2 эти залы заменены на выставки и посещение Парадного кабинета Александра I. Поэтому маршрут №2 можно назвать урезанным. По возможности стоит выбирать для посещения маршрут №1.

  • В зимний период (по апрель) Ежедневно, кроме вторников и последнего понедельника каждого месяца
  • Касса работает с 10:00 до 16:45. Последний вход в музей в 17:00.
  • Во время весенних, осенних и зимних школьных каникул касса работает с 12:00

Рекомендуется начать прогулку именно с дворца, т.к. могут быть значительные очереди и изменение режима работы для посетителей без групп. В билете указывается время посещения (группы запускаются каждые 20 минут).

В Екатерининском дворце и парке разрешена фотосъемка, за исключением Янтарной комнаты.

Внутреннее убранство

В оформлении интерьера Екатерининского дворца приняли участие такие прославленные архитекторы, как Франческо Растрелли и Чарлз Камерон, Василий Стасов и Ипполит Монигетти.

По проекту Растрелли на втором этаже здания были созданы залы для приемов, они были украшены золотой резьбой и располагались по одной оси, составляя Золотую парадную анфиладу. Также он оформил и покои, предназначенные для проживания царской семьи, так называемую Малую анфиладу.

По рисункам архитектора был создан Большой зал или Светлая галерея — это самый большой зал Екатерининского дворца. Часто его называют Тронным залом и Большой галереей, он предназначался для официальных приемов и парадных обедов, балов и маскарадов. Площадь зала, расположенного во всю ширину здания составляет 860 кв. метров.

Надо отметить, что при Елизавете Петровне придворная жизнь в России приобрела невероятный размах и содержание царского двора, а также придворных церемоний стали составлять едва ли не большую долю государственного бюджета. Растрелли учёл масштаб проводимых мероприятий и вложил в строительство зала все свое мастерство, талант и инженерное искусство.

Зал размерами 47 на 17 метров не имеет ни одного перекрытия, что создает ощущение простора и света. Через большие окна, выходящие на обе стороны здания, солнечные лучи пронизывают все помещение днем, а вечером зажигаются свечи, обрамляющие зеркала.

В годы правления Екатерины II обустройство дворца выполнял архитектор Чарлз Камерон. Им были созданы несколько комнат для императрицы в южной части дворца. Один из самых ярких парадных залов, оформленных Чарлзом Камероном для Екатерины II — Арабесковый зал. Стены комнаты украшали роскошные панно с орнаментами (арабесками), на которых изображались мужчины и женщины в римских одеяниях, жрицы у жертвенников и мифические существа, танцующие грации и амуры. Этот зал был полностью разрушен во время войны и был восстановлен в 2010 году.

Также для Екатерины II, увлеченной античным искусством, Камерон создал интерьеры Лионской гостиной и Китайского зала, Купольной столовой и Серебряного кабинета, Синего кабинета (Табакерки) и Опочивальни.

Для Павла, сына Екатерины II, архитектор оформил Зелёную столовую, Парадную голубую и Китайскую голубую гостиную, Официантскую и Опочивальню.

При Александре I, в 1817 году, архитектор Василий Петрович Стасов, также работавший в стиле классицизма, создал Парадный кабинет и несколько прилегающих к нему комнат.

Завершающую работу по перестройке дворца выполнил архитектор Ипполит Антонович Монигетти, представитель стиля эклектики, построивший в 1862–63 годах Парадную лестницу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector