Гора арарат в турции

Арарат – священная гора армян

Находится самая высокая гора Армянского нагорья на востоке Турецкой Республики, на побережье реки Аракс, в шестнадцати километрах от Ирана и в тридцати двух – от Армении (если нужно уточнить по карте, где находится гора Арарат, то её точные географические координаты составляют 39°42′09″ с. ш. 44°18′01″ в. д.).

Входит Арарат в состав Армянского нагорья, площадь которого составляет около 400 тыс. км. кв. (если смотреть по карте, то он расположен на территории сразу пяти стран – Турции, Армении, Грузии, Ирана и Азербайджана). В настоящее время почти все вулканы Армянского нагорья, кроме Немрута, никакой вулканической активности не проявляют – это касается и самой высокой вершины горного хребта, горы Арарат.

Учёные предполагают, что самый высокий вулкан Турции проявлял активную вулканическую деятельность в III тыс. до н. э., поскольку под толщей лавовых наслоений исследователи нашли немало артефактов, относящихся к раннему бронзовому веку и остатки человеческих тел. После этого гора успокоилась и особой активности не проявляла.

Полностью уснувшим вулканом Арарат назвать нельзя, поскольку последние проявления вулканической активности произошли относительно недавно, в середине XIX века, вызвав сильнейшее землетрясение, из-за которого оказались полностью разрушены монастырь Святого Якова, и небольшая деревня Аргури (после этого каких-либо поселений на склонах горы уже не обустраивали). Стоит заметить, что вышеупомянутое извержение было специфическим – происходило оно глубоко в земле, а лава не выбрасывалась.

Арарат: описание и характеристика знаменитой горы

Располагается самая высокая гора Армянского нагорья в восточной части Турции, на прибрежном месте около реки Аракс, на расстоянии шестнадцати километров от Ирана и тридцати двух от самой Армении.

  1. Арарат включён в состав Армянского нагорья, территория которого равняется 400 тыс. км кв. (если внимательно проанализировать географическую карту, то можно увидеть, что горный массив располагается сразу на территории нескольких стран – Турции, Армении, Грузии, Азербайджана, а также Ирана). Сейчас все вулканы, которые имеются на Армянском нагорье, полностью неактивны, исключая Немрут. К потухшим вулканам местные жители относят и самую высокую вершину хребта, то есть саму гору Арарат.
  2. Специалисты в области изучения горы говорят, что вулкан Арарат последний раз извергался в 3 тыс. до н. э., так как под слоями лавы учёные смогли найти и откопать большое количество артефактов и необычных предметов, которые можно отнести к бронзовому веку, а также были найдены останки людей. После этого момента гора перестала проявлять какие-либо признаки активности и надолго успокоилась.
  3. Полностью потухшим вулканом Арарат считать не стоит, так как ещё одно проявление активности было совершено не так давно, в середине XIX века. Оно вызвало землетрясение большого масштаба, из-за которого подвергся разрушению монастырь Святого Якова, а также сильно пострадала маленькая деревня Аргури (после этого события народы перестали поселяться поблизости либо на склонах великой горы). Стоит отметить, что данное извержение вулкана происходило необычном образом – возникло оно глубоко в земле, лава при этом на поверхность вулкана не выбрасывалась.

Внешний вид

Арарат сформирован подобием двух вулканических конусов, подножья которых раскинулись на 130 километров в стороны. Совмещает их вместе Сардар-Булакская седловина, а расстояние между вершинами двух гор равняется одиннадцати километрам.

Характеристика Большого Арарата

Большой Арарат, который на карте находится с западной стороны Турции, возник около 3,5 миллионов лет тому назад и считается самой большой горной возвышенностью на территории Турции. Высота хребта равняется 5165 метрам над уровнем моря. С отметки в 4200 метров склоны горы начинают обильно покрываться снегом и ледниками различного происхождения (всего ледников насчитывается около двадцати единиц, самый крупный – ледник святого Якова распростёрся на расстояние в два километра).

Малый Арарат: характеристика

На географической карте можно рассмотреть Малый Арарат, расположенный с восточной стороны от Большого. Возникла эта гора намного позже – 150 тыс. лет назад, показатели высоты её также намного скромнее – 3 896 метров над уровнем моря. И хотя гора не такая высокая, но на её склонах и на склонах Большого Арарата растительности очень мало. Очень редко тут можно встретить одиноко стоящие берёзы либо дикий виноград. Всё это можно объяснить тем, что территория гор покрыта большим слоем пепла, лавы, а также отложениями тефры.

Климатические особенности

Погода на территории горного хребта довольно суровая и неблагоприятная. Так, на высоте выше 2 тыс. метров над уровнем постоянно дуют холодные ветра, а температура воздуха даже в летнее время может равняться всего лишь 10 градусам Цельсия, а иногда и ниже. Наиболее благоприятный режим погоды здесь устанавливается в июле, когда температура воздуха доходит до отметки в 25 градусов Цельсия.

Восхождение

И хотя погодные условия на этой территории не радуют, восхождение всё равно происходит довольно просто, ведь здесь сконструирован специальный подъём в северной части склона горы. Главное, если вы преодолеваете подъем в летний сезон, то вы должны обязательно позаботиться о специальном снаряжении, чтобы покорение горы происходило безопасно.

Также тем, кто хочет добраться до священного Ноева ковчега, нужно учитывать то, что дойти до него с территории Армении довольно проблематично, поэтому лучшим вариантом будет, если вы начнёте своё восхождение с территории Турции, на которой и располагается эта гора.

Гора Арарат на карте Турции

Арарат находится в 36 километрах от армянской границы и в 16 — от границы с Ираном. Ыгдыр — название турецкого региона, в котором она находится.

Библейская история

Большинству из нас Арарат известен как гора, на которой после долгого плавания остановился Ноев ковчег. Подтверждения этому факту, и уж тем более — остатков самого ковчега нет. Однако чисто из соображений логики предполагается, что Ноев ковчег осел на самой высокой горе в данной местности. И именно Арарат больше всего подходит на эту роль.

По верованиям армянской христианской церкви, вершина горы является недосягаемой для простых смертных. По легенде, святой Яков трижды пытался взойти на гору, чтобы поклониться остаткам ковчега, трижды засыпал по дороге и просыпался у подножия вершины. Лишь позже в видении ангел сказал ему, что смертным подниматься на вершину нельзя. По этой причине попытки покорения Арарата многими армянами считались богопротивными.

Из-за этого многие факты восхождения альпинистов на вершину опровергались служащими церкви. Два армянских крестьянина, сопровождавших первого покорителя Арарата Фридриха Паррота, говорили, что поднялись очень высоко, но до вершины не дошли. А когда учёный Брайс после восхождения сообщил о своём достижении архимандриту армянской церкви, тот с улыбкой покачал головой и сказал, что этого не может быть.

Восхождение на Арарат

Первыми покорителями вершины были участники экспедиции шведского профессора Иоганна Фридриха Паррота, поднявшиеся на гору в 1829 году. Это была исследовательская экспедиция, во время которой проводилось картографирование местности и изучение геологии, флоры и фауны окрестностей горы. В составе группы были переводчик, двое солдат и двое крестьян.

Первое одиночное восхождение на Арарат совершил британский исследователь Джеймс Брайс в 1876 году, а первое зимнее восхождение — турецкий альпинист Боскут Эргёр в 1970 году.

Технически восхождение на Большой Арарат не сложно благодаря достаточно плавному подъёму на него с северной стороны. Сегодня на него может взойти любой альпинист, получивший специальное разрешение у властей Турции. Для восхождения в летнее время требуется специальное снаряжение для безопасного пересечения ледовых полей, поэтому определенная квалификация у альпиниста должна иметься.

Единственной проблемой для желающих осуществить восхождение на Арарат является ее удалённость от многих крупных населённых пунктов. В рамках самостоятельного путешествия по Турции к нему можно добраться из Вана или Карса на автобусе или арендованной машине. В случае же, если Арарат является единственной целью путешествия, можно рассматривать вариант въезда в Турцию из Грузии и заброски под гору с помощью нанятого транспорта.

Важно и то, что церковь сегодня официально признала возможность покорения Арарата, и потому на туристов и альпинистов, побывавших на вершине, никто и нигде не будет смотреть с негодованием. А сам вид с пятитысячника подарит очередную порцию положительных эмоций упорному покорителю

Что посмотреть в окрестностях?

Монастырь Хоп Вирап (Армения)

Древний раннехристианский монастырь III века в Араратском районе Армении. По легенде на его территории, армянский царь Трдат III бросил в яму Святого Григория Просветителя, который, тем не менее, излечил царя от тяжкого недуга. После этого властитель отпустил святого и утвердил по всей стране христианскую веру, а на месте ямы возник монастырь.

Хосровский заповедник (Армения)

30 000 гектар заповедного леса и степей, которые расположены посреди горных долин и ущелий. Здесь произрастает 1500 растений, 1497 из которых входят в Красную книгу.

Дворец Исхака-паши (Турция)

Дворец XVII века, основанный Визирем Чолак Абди-пашой на месте сельджукской торговой крепости. Строительство закончилось спустя 100 лет, при Великом визире Исхак-паше II. Здание сочетает в себе образцы османской, сельджукской и персидской архитектуры. Он расположен в 5 км от города Догубаязид.

Интересные факты

Слово «Арарат» отождествляют с древним государством Урарту, существовавшим на территории Армянского нагорья еще в доисторический период. Из входивших в его состав племен формировался армянский этнос.

Ереван на фоне горы Арарат, Грач Оганесян

Араратом называется область в Армении, граничащая с Турцией и Азербайджаном. Здесь расположены одноименные город и село. Тот же топоним носит населенный пункт и аэропорт в австралийском штате Виктория, река в американском штате Вирджиния и гора в Хакасии. Самопровозглашенную Курдскую республику, существовавшую в период с 1927 по 1930 гг., также называли Арарат.

Для армянского народа Арарат — это больше, чем любимый образ Родины, это немой свидетель национальной судьбы. Гора присутствует на щите, изображенном на государственном гербе. Ее название носит Ереванский коньячный завод, выпускающий целую серию коньяков под брендом «АрАрАт», а также самый известный за пределами Армении футбольный клуб Еревана, популярное в стране радио ФМ, железнодорожная станция и множество других объектов. Горе посвящают стихи и песни.

Вид на Арарат, Грач Оганесян

Киноленту «Арарат», вышедшую на экраны в 2002 году, канадский режиссер и актер Атом Эгоян посвятил геноциду армянского народа в период 1915–23 гг. Фильм получил несколько премий и наград, однако огромных кассовых сборов он не принес.

Русский художник армянского происхождения И. Айвазовский (Ованнес Айвазян) не раз изображал Арарат в своих работах

На вопрос в рамках Парижской выставки, почему в своем творчестве он уделяет внимание армянским видам, мастер воскликнул: «Вот наша Армения!», указав на написанную им в 1889 году картину «Сошествие Ноя с горы Арарат». Сегодня произведение храниться в Национальной галерее Армении, в Ереване

Айвазовский. Сошествие Ноя с Арарата, commons.wikimedia.org

Изображения Арарата присутствовали на денежных купюрах номиналом 100 армянских драм и 100 турецких лир.

Восхождения

Впервые на вершину Большого Арарата поднялся профессор-естествоиспытатель И. Е. Паррот в сентябре 1829 г. В экспедиции приняли участие еще пять человек. Группа отметила свое достижение установкой креста. Восхождение на гору Арарат стало возможным после того, как ее вершины перешла под юрисдикцию Российской империи в ходе подписания в 1828 году Туркманчайского мирного договора.

В сентябре 1876-го Арарат был покорен «в одиночку» Д. Брайсом. Его последователями стали А. Пастухов и А. Абелян (1893–96 гг.). Зимним первопроходцем-одиночкой стал турецкий подданный Б. Эргер. Свой путь он совершил в феврале 1970-го.

Сегодня для восхождения на Арарат требуется получение индивидуального или группового разрешения у турецкой стороны.

Где находится гора Арарат и почему она считается символом Армении

Гора Арарат, которую армяне считают священной, находится менее чем в 30 км от границы, ее очень хорошо видно с территории Армении. Еще в 19 веке существовало предание, что простому смертному не подняться на ее вершину.

Отчасти такие поверья связаны с легендой о Святом Якове, одном из основателей армянской христианской церкви. В ней говорится о трех его безуспешных попытках подняться на вершину Арарата и о видении, когда будущий иерарх узнал, что на вершину не подняться, получив при этом в подарок кусок дерева от знаменитого ковчега Ноя.

В Библии ведь прямо говорится, что Великий Потоп закончился тем, что импровизированное судно Ноя пристало как раз к «горам Араратским». Долгое время считалось, что на вершине находятся и остатки ковчега.

Поэтому и хотел их увидеть Святой Яков, в честь чего позже на склонах был устроен монастырь, разрушенный в ходе извержения и землетрясения в 1840 году. По преданиям остатки ковчега и сейчас находятся на вершине, скрытые толстым слоем льда и горных пород.

Вот поэтому и чтут армяне эту гору, с ней связаны важнейшие события не только армянской церкви, но и всего христианства. Есть и другие легенды, не имеющие отношения к религии и связаны они с историей все той же Армении, того периода, когда тюркских завоевателей в тех краях не было еще и в помине. Ведь они появились значительно позже.

Армения и Арарат в составе РИ и СССР

Уже в начале 19 века, после нескольких российско-персидских войн, практически вся территория Армении, в том числе и гора Арарат вошли в состав Российской Империи. Именно российский профессор Паррот и 5 его спутников (3 из которых – армяне, а 2 – русские солдаты) были первыми людьми, побывавшими на вершине легендарной горы. Случилось это 27 сентября 1829 года.

А вот правительству Ленина было не до христианских и армянских легенд, и оно спокойно передало Арарат Турции в 1921 году. Но уже во времена Сталина (а именно он, вопреки расхожему мнению был создателем СССР) на гербе Армянской ССР появился Арарат. Когда западные журналисты спросили почему – ведь гора принадлежит Турции, то он возразил, что на турецком флаге есть полумесяц, но это не значит, что Луна принадлежит туркам.

Арарат был, есть и остается святыней всех армян, несмотря на гонения и геноциды. Это святое место не только для них, но и для всех христиан. Кстати гора эта довольно труднодоступная для восхождения и не годится для посещения паломниками.

Так что может и к лучшему тот факт, что сейчас она находится на территории Турции. Кстати, в завоеванном некогда турками Константинополе (Царьграде) находится еще одна святыня – Собор Святой Софии, ныне превращенная в мечеть. Но, как известно, в жизни не бывает ничего вечного.

Переход евреев через Красное море

Переход евреев через Красное море. 1891. США, Собрание К. и Э. Согоян

«И Господь сказал Моисею: «Протяни руку над морем — воды вернутся и потопят египтян, и колесницы, и всадников!» Простер Моисей руку над морем — и к утру море вернулось. Прямо навстречу его водам бежали египтяне — и вверг Господь египтян в бездну морскую! Вернулась вода и поглотила их всех — и колесницы, и всадников, и все войско фараоново, что погналось по дну моря за сынами Израилевыми. Ни один египтянин не уцелел! А сыны Израилевы прошли по дну моря, как по суше; по правую руку от них стояла стена воды, и по левую — стена воды. Так спас Господь в тот день сынов Израилевых от египтян» (Исход, 14:26–30)

История

Эруптивная история

Хотя Арарат обычно считается спящим стратовулканом , похоже, что в исторические времена он проявлял некоторую активность. Предметы, а также человеческие останки, датируемые периодом от 2500 до 2400 г. до н.э. Н.э. , то есть датируемые началом бронзового века , были обнаружены на северо-западном фланге, погребены под пирокластическими потоками, которые, таким образом, считаются датируемыми этим периодом. Другие более свежие следы (примерно 550 г. до н.э. ) были обнаружены на северном склоне выше, и помогли определить дату еще одного извержения. Последняя активность была записана фреатическое извержение сопровождалось насильственным землетрясения на 20 июня 1840 г. (2 июляв григорианском календаре ), эпицентр которого расположен вокруг пропасти Ахора и ведет к лахарам . Сильные толчки сохраняются в течение недели и, кажется, полностью прекратятся в сентябре.

Человеческое занятие

Вид на Арарат с монастырем Хор Вирап .

Помимо следов человеческой деятельности, относящейся к бронзовому веку , средневековые отчеты говорят о покрытой лесом горе Арарат, населенной животными и усеянной деревушками. В Арарате всего два источника: хребет, соединяющий Малый и Большой Арарат (Сардар Бурлах), и источник Сен-Жакоб, рядом с которым находилась деревня Аргури (ранее Акори, ныне Ахора), в бездне реки. то же имя. В этой деревне был женский монастырь Сен-Иаков. Легенда гласит, что на заре христианства в Армении монах, пришедший помолиться на священную гору, был трижды возвращен ангелами к месту его отправления; Затем он решает построить монастырь Сен-Иаков. Во время фреатического извержения в июле 1840 года землетрясение вызвало в пропасти Ахора поток камней, снега и воды, который разрушил Аргури и его монастырь и даже сместил местоположение источника. С тех пор на горе Арарат больше нет постоянного жилья, где растительность бедна. Лишь немногие курдские полукочевники пользуются летом высокогорными пастбищами, особенно возле источника Сардар Бурлах, на высоте 2900 метров.

Гора Арарат часто скрыта облаками, и легенда гласит, что Александр Великий , который провел две недели в Эребуни в пасмурный день, воскликнул, собираясь уйти, и повернулся к нему: «Жаль, Арарат, ты не . ‘не увидели бы Александра’ . Сердце исторической Армении , регион на протяжении веков находился под римским , персидским , византийским , арабским , сельджукским , османским , русским, а с недавнего времени и турецким контролем .

Первые восхождения

Портрет Фридриха Попугая 1829 года.

Гора забрался на в 1829 году Фридрихом Parrot , русский врач, сын Георга Фридриха Parrot , 1 — й ректор Тартуского университета (известный как Дерпте в то время) в Эстонии , а также четверо студентов , чьи Хачатур Абовян . Они пересекают Араксию и направляются в сторону армянского села Аргури, расположенного на северном склоне вулкана, на высоте 1200 метров над уровнем моря. Следуя советы Арутюн Alamdarian в Тифлисе , они создали свой базовый лагерь в монастыре Сен-Иаков, 730 метров выше. Первая попытка восхождения с северо-востока оказалась неудачной из-за отсутствия теплой одежды. Спустя шесть дней, по совету главы села Аргури Степана Ходжянца, восхождение на этот раз предпринимается по северо-западному склону. Достигнув высоты 4885 метров, они повернули обратно до сумерек. Саммит был , наконец , победил в третьей попытке, 27 сентября 1829 (9 октябряпо григорианскому календарю ) в 15  ч  15 . Затем Абовян выкапывает яму во льду и ставит там деревянный крест, обращенный на север. Еще он берет наверху кусок льда и несет его в долине в бутылке, считая воду священной. Через месяц Попугай и Абовян поднимаются на Пти-Арарат.

В Август 1834 г.Козьма Спасский-Автономов совершает восхождение на Арарат, пытаясь доказать, что звезды видны в полдень. Он приносит сверху лед, чтобы крестить сына.

В Июль 1845 г.После трех неудач Абовян возобновил восхождение, на этот раз к юго-востоку от Сардара Булака, в сопровождении германского минералога Отто Вильгельма Германа фон Абиха . Его третье восхождение на Арарат состоялась с британской Генри Danby Seymour в следующем году, из реконструированного села Arguri.

Начинать Август 1850 г., экспедиция под руководством Ю. Ходько, П. Х. Морица и Н. В. Ханикова проводит шесть дней на вершине в научном качестве.

Виды и классификация

Линейка коньяка «Арарат» очень обширна. Есть марки с выдержкой 3-5 лет, которые свободно продаются в крупных гипермаркетах. Есть и коллекционные образцы, выдержка которых превышает полвека. Приведем примеры:

  • «Арарат 3» — ординарный трехлетний коньяк с фруктовыми, цветочными и пряными нотками (также присутствуют оттенки дуба и свежего масла).
  • «Арарат 5» — выдержанный пятилетний напиток, в котором преобладают ароматы сухофруктов, груши, сдобной булки и чернослива. Вкус обжигающий и немного сладковатый.
  • «Арарат Ани» — марочный напиток шестилетней выдержки. В аромате присутствуют апельсиновые цукаты, акация, сладкий миндаль и жасмин. Вкус мягкий, включает оттенки кураги, сливы, лимона и фиников.
  • «Арарат Отборный» — этот коньяк готовится по рецептуре, датированной 1902 годом. Текстура маслянистая, в аромате присутствуют нюансы винограда, цитрусовых, специй и карамели. Вкус раскрывается ягодными и ореховыми нотками.
  • «Арарат Ахтамар» — купажированный коньяк двенадцатилетней выдержки. Аромат гармоничный, с оттенками хвойной смолы, красных яблок и пчелиных сот. Вкусовой букет раскрывается горьким шоколадом, старым дубом, черносливом м подмороженной рябиной.
  • «Арарат Васпуракан» — пятнадцатилетний коньяк из эндемичных сортов армянского винограда (Воскехат, Чилар, Гарандмак). Аромат древесный, с нотками ванили, лакрицы и фруктов. Во вкусе присутствуют грецкий орех, засахаренная слива и молочный шоколад.
  • «Арарат Наири» — двадцатилетний ассамбляж с глубоким фруктовым вкусом. Аромат раскрывается нюансами специй, кураги, цитрусовых, сигар и кожи.
  • «Арарат Армения» — десятилетний коллекционный коньяк с ароматом махагониевого дерева, кардамона и грейпфрута. Бархатистый вкус включает ромовую бабу, белый изюм и мед.
  • «Арарат 25 лет» — юбилейный коньяк, приуроченный ко дню независимости Армении. Относится к категории премиальных напитков.
  • «Арарат Эребуни» — ассамбляж включает тридцать винтажных спиртов, букет насыщен пряными специями.
  • «Арарат Двин» — коллекционная разновидность коньяка, созданная самим Маркаром Седракяном в 1945 году. В заводскую линейку напиток вернулся благодаря усилиям Филиппа Тибо.

Освоение человеком

Подыматься на Большой Арарат стали с 1829 года, когда эта территория отошла в русские владения. В экспедиции участвовало несколько человек, в том числе и армяне, которые не могли даже представить, что можно осуществить подъем от подножия до вершины. Никому точно неизвестно, сколько метров не получилось дойти до максимальной отметки при первом подъеме, так как большинство людей боялись признаться, что пик на самом деле досягаем для человека. Эта тайна горы поддерживалась десятки лет, ведь практически все жители Армении были уверены, что только Ной ступал на вершину.

После начала покорения Арарата появились и такие смельчаки, кто решался поставить вызов склонам в одиночку. Первым без сопровождения поднялся Джеймс Брайс, позднее его подвиг повторялся не раз. Сейчас любой желающий может пройтись по склонам вулкана и даже забраться на самый верх.

Современные экспедиции

А. Левонян был среди участников международной экспедиции, намеревавшейся заняться поисками ковчега на Арарате в августе 2000 года. В ней участвовали 27 человек из шести стран США, Канады, Италии, Норвегии, России и Армении. В Турции к группе должны были присоединиться граждане этой страны.

Среди участников экспедиции уже были покорители Арарата. Гамлет Нерсесян из Лос-Анджелеса поднимался на вершину горы в 1986 году. Химик из Милана Анджело Палего побывал на Арарате 15 раз, начиная с 1985 года, исключительно с целью поиска ковчега. Однажды к нему присоединился знаменитый альпинист Рейнхольд Месснер, в одиночку покоривший все 14 восьмитысячников планеты.

Палего рассказал Левоняну о своих находках. В июле 1989 года на высоте 4,3 тысячи метров он наткнулся на две глубокие трещины, идущие параллельно одна другой и образующие ровный прямоугольник размером 100 на 26 метров. Подобраться к сооружению с ледника сразу не удалось. «Туда надо спускаться на веревке метров на 200, — сообщил Палего, — а так как ледник в этом году сильно растаял, мы обязательно найдем его в этот раз».

«И вот мы стоим у подножия Арарата. До ослепительно белого ледника на его вершине рукой подать… Но турецкие власти в самый последний момент, когда мы уже стояли на склоне горы, вдруг запретили нам совершить восхождение — без объяснения причин. Мы вынужденно возвращаемся в Армению», — рассказал Левонян.

Наконец, 4 августа 2009 года, восемь граждан Армении получили официальное разрешение подняться на вершину библейского Арарата. «В возрасте 50 лет, после 33 лет мечтаний, видя Арарат почти каждый день из Еревана, я был на вершине этой легендарной горы», — вспоминает Левонян.

Через два года он поднял на вершину Арарата шестерых москвичей. Но плохая погода и пурга не позволили им полюбоваться видом с вершины одной из самых известных гор мира. За ужином в мотеле у крепости Баязет, когда армянский исследователь спросил у руководителя американской экспедиции профессора Ричарда, много лет занимавшегося поисками ковчега, нашли ли они что-нибудь, тот загадочно улыбнулся и ответил «Нет, ничего».

Этимология

Название «Арарат» было дано массиву и составляющим его горам европейцами, и в XIX веке это название было устоявшимся среди европейских географов. Джеймс Брайс в 1876 году отмечал в путевых заметках, что «местным народам (армянам, туркам, татарам и персам) Арарат не известен под таким названием». Согласно Брайсу, название «Арарат» ко времени написания заметок начинало распространяться среди местного населения в связи с бо́льшим использованием ими русского языка.

Согласно Иранике, название «Арарат» было дано горе на основе библейского предания о Ноевом ковчеге: так как Арарат является самой высокой вершиной региона, то, по мнению европейцев, Ноев ковчег должен был пристать именно к нему (см. раздел ). Роберт Томсон объясняет происхождение названия горы смешением с названием провинции Айрарат. В целом слово «Арарат» происходит от ассирийского названия государства и народа Урарту.

Местные названия Арарата:

традиционное армянское название Арарата — Масис (арм. Մասիս). По мнению арменоведа Армена Петросяна, оно восходит к названию священной горы аккадской мифологии Mašu — «близнец», что характеризует две вершины горы. Подобное объяснение соотносится с этимологией названия страны Erkuaḫi (от арм. erku — «два»), которая находилась в районе горы Арарат и входила в состав древнеармянского объединения Этиуни в эпоху Урарту.

А.П. Новосельцев предполагал, что «Масис» имеет иранское происхождение и само по себе означает «великий, большой», так как по-среднеперсидски «масист» — «самый большой». Армянская народная этимология, приводимая Мовсесом Хоренаци в «Истории Армении», возводит «Масис» к имени легендарного армянского царя Амасии. По мнению Джеймса Рассела, его имя в народной этимологии происходит от названия города Амасья.

  • турецкое название Арарата — Агрыда́г или Агры-Даг (тур. Ağrı Dağı), «кривая гора» или «гора боли» (от тур. Ağrı — «боль, скорбь»). По мнению Джеймса Расселла, тур. Ağrı родственно тур. ağır — «тяжёлый» и является переводом среднеиранского *masi-, восходящего через староиранский к младоавестийскому mas- — «длинный, большой». Согласно изданному в 1865 году «Географическо-статистическому словарю Российской Империи» Арарат и Агрыдаг, находящиеся в Русской Армении, являются разными горами, имеющими отличную друг от друга высоту и место расположения.
  • персидское название Арарата — Кухи-Нух (перс. کوه نوح‎), «гора Ноя».
  • арабское название Арарата — Джабал-аль-Харет (Jabal al-Ḥāreṯ), «гора пахаря».
  • курдское название Арарата — «Агри» (курд. Çiyayê Agirî — переводится с курдского языка как «Огненная гора», свидетельствует о вулканическом происхождении) или второе название «Чия Гри» переводится с курдского языка как «Плачущая гора».

Гора Арарат: описание, фото, видео

С древних времен вулканический массив принадлежал Армении и считается для нее священным местом, на которое смертный не должен восходить. Протяженность горы Арарат над уровнем моря составляет около 130 километров. По библии именно там остановился Ноев ковчег, спасаясь от всемирного наводнения.

Гора Арарат

На границе Армении и Турции гордо возвышается Большой и Малый Арарат. Его вид завораживает своим превосходством. Вечные ледяные массивы великолепно смотрятся на фоне зеленых полей. Встречать рассветы и закаты, глядя на горы очень приятно, словами не описать. Не зря на Армянском флаге изображен Арарат.

Разрушительный вулкан гор Арарат просыпался пять раз. По древней легенде Яков много раз пытался подняться на гору, но все время засыпал и оказывался внизу. В 1840 году было последнее землетрясение около 8 баллов. При этом был разрушен Храм Якова у подножия горы и курдская деревня Аргуни. С этого времени вулкан молчит, но его до сих пор считают активным, поэтому постоянных поселений в этих местах нет.

Достопримечательность древнейшего вулкана и его занимательная история привлекают туристов в любое время года. Написав заявление в администрацию Агры или Ыгдыра, и получив положительное решение, путешественники могут вкусить все прелести высот величайших гор. Это стоит того, так как «лучше гор, могут быть только горы».

Немного истории

Первое извержение, давшее начало Большому Арарату, произошло здесь около 3,5 млн. лет назад. Малый Арарат возник примерно 150 тыс. лет назад.

Наиболее активным периодом жизни вулканов считается бронзовый век, примерно в III до н.э. – это подтверждается артефактами и человеческими останками того периода, которые были найдены в пепле у подножия горы. С тех пор Арарат больше не извергает потоки лавы, а лишь изредка пробуждается, чтобы выбросить горячий пепел и вызвать землетрясение.

В разные эпохи гора принадлежала древним армянам, персам, византийцам, Османской империи, Российской империи, затем Армянской ССР, а после – Туркам. Из племен живших у подножия горы, впоследствии сформировался армянский этнос.

Библейское место

В Священном Писании было сказано, что в ассирийском государстве Урарту некие «Горы Араратские – самые высокие в округе», послужили местом для высадки Ноевого ковчега. По различным намекам и указаниям в Библии, средневековые теологи и географы установили, что этим местом мог являться только пик Масис. В церковных кругах на западе ему дали название Арарат, которое перешло в армянскую культуру.

Вокруг утверждения о похождениях Ноя, у народов, проживающих рядом с горой, сложилась масса легенд о той поре.

Вот лишь некоторые из них:

  • поселение Ахура рядом с горой (разрушено землетрясением 1840 года), служило местом где Ной установил первый жертвенный алтарь и посадил первую лозу винограда;
  • город Маранд в Иране, умерла и была захоронена жена Ноя;
  • название азербайджанской Нахичевани, некоторыми историками трактуется как «место схождения Ноя.
  • халдеи (древнее еврейское племя) поклонялись на Арарате звездам, и трое из них позже ставших известными под названием «Волхвы» впервые увидели здесь Вифлеемскую звезду и последовали за ней к новорожденному Иисусу.

Считается, что первым, кто пытался взобраться на гору, был Святой Иаков, но всякий раз подбираясь к вершине, он засыпал и просыпался наутро снизу. В одно из таких путешествий к нему явился Ангел и воспретил подниматься на гору, но за упорство вознаградил Иакова куском от ковчега. Исходя из этой легенды, армяне считали подъем на гору невозможным и даже святотатским делом.

Покорение святой вершины

Первым кто покорил вершину, был английский историк Джеймс Брайс, совершивший это в 1876 году. Он отмечал, что недостижимость горы настолько укоренилась в армянской культуре, что когда он сказал местному священнику о покорении Арарата, тот ему не поверил и с улыбкой сказал – «это невозможно!». Сейчас на гору может подняться кто угодно и когда угодно.

История появления радуги

Где находится гора Арарат, люди знали еще в ветхозаветные времена. Священному ведению способствовал рассказ о Всемирном потопе, который помещен в первой книге пророка Моисея — Бытие, с 6 по 9 главы.

Это печальная история моральной деградации первой человеческой цивилизации, ее отступничества от Божьих законов. Результатом стало сильнейшее наводнение и гибель всех людей. Спасся лишь праведный Ной со своим семейством.

События, предшествовавшие Потопу, наполнены фактами злодеяний людей, от которых «воскорбел» Сам Творец и пожалел о созданной им твари. Чтобы грех обезумевшего в похотях человечества не распространялся далее, Бог решил наказать его.

Но суд был отсрочен на целых 120 лет — это время строительства Ноем ковчега спасения. Все окружавшие праотца люди смеялись над ним, поскольку странным было видеть огромное судно посреди пустыни. Таким образом Бог призывал их к покаянию.

Но образумиться никто не захотел. Даже в последнюю неделю, когда избранные животные добровольно пришли к кораблю, все продолжали глумиться над Ноем.

После закрытия двери ковчега разверзлась бездна. 40 дней и ночей лил беспрерывный дождь, а вода пребывала 150 дней, пока не покрылись все самые высокие горы. 7 месяцев и 17 дней семейство со всей живностью спасалось на судне. Корабль же остановился на месте, где находятся Араратские горы.

Но прошел год, когда Ной смог покинуть ковчег. Армянское нагорье стало колыбелью нового человечества, Спасителем которого явится новый Ной — Иисус Христос, Сын Божий, а ковчегом спасения окажется православная церковь. В знак же того, что Бог примирился с людьми, Он показал на небе радугу, которую до Всемирного потопа никто не видел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector