Александро-невская лавра в санкт-петербурге. некрополь мастеров искусств

История возникновения и существования

Территория лавры – это целый архитектурный комплекс, выстроенный по проекту Доменико Трезини, главного архитектора Санкт-Петербурга. По его замыслу монастырь должен был предстать сразу в нескольких качествах одновременно: дворец и учреждение различного назначения – духовного, благотворительного, трудового, учебного.

Начало строительства

Участок для возведения монастыря выбрал сам Петр I.

Соединив обитель с центром Петербурга, монахи проложили дорогу к Адмиралтейству, которая впоследствии превратилась в Невский проспект. Еще при Петре Великом в монастыре появилась типография, заработала школа для детей священнослужителей, впоследствии преобразованная в Славяно-греко-латинскую семинарию.

XVIII — XIX века

XIX век — время наивысшего расцвета обители. Благодаря покровительству царской семьи монастырь был богатейшим в стране, к 1917 году число его насельников превышало 100 человек.

XX век

После издания Декрета об отделении церкви от государства монастырь продолжил свое существование до 1932 года. После на территории лавры возникли различные организации и учреждения, во время Великой Отечественной Войны располагался военный госпиталь.

Возрождение монашеской обители началось в 1996 году. С тех пор продолжается ее реставрация. В 2002 году на площади перед храмом открыли памятник Александру Невскому, автором которого является скульптор Валентин Козенюк.

Троицкая Александро-Невская лавра сегодня

Центральный монастырский двор окружает несколько строений.

Митрополичий корпус замыкает двор с западной стороны. С угловыми башнями он соединен одноэтажными крыльями. Центральная часть расположена напротив Свято-Троицкого собора, что подчеркивает приоритетное значение Архиерейского дома в структуре обители. Внешний фасад выходит на Лаврский проезд и Митрополичий сад.

Просфорный корпус расположен на севере, вдоль набережной реки Монастырки. Он представляет собой двухэтажное строение, связанное галереями с Ризничной башней и Благовещенскими воротами — главным входом в монастырский двор.

Семинарский корпус по стилю и форме является прообразом Просфорного корпуса. Он находится на юге комплекса, граничит с Феодоровским корпусом и Библиотечной башней.

Духовской и Феодоровский корпуса отходят симметричными трехсекционными уступами в разные стороны от Троицкого собора. Изначально открытые двухярусные галереи пришлось застеклить из-за сурового петербургского климата. В Феодоровском корпусе с 2004 г. работает общедоступная трапезная на 80 мест. В 2010 г. здесь открыли чайную, где можно отведать или заказать монастырскую выпечку.

Чайная, Александро-Невская лавра

Ризничная и Библиотечная башни в полной мере оправдывают свои названия. В первой находилась ризница с реликвиями и ценностями, во второй — старейшая в епархии библиотека. В 1910 г. бо́льшую часть фондов переместили в построенный со стороны Никольского кладбища Библиотечный корпус. Рядом с ним располагается здание Консистории.

План на официальном сайте Александро-Невской лавры

В границах центрального двора находится Свято-Троицкий собор, несколько церквей, а также Казачье кладбище. После 2000 г. на территории Лавры были установлены:

  • памятник «2000-лет от Рождества Христова»;
  • памятник «За веру Христову пострадавшим»;
  • поклонный крест в честь 5-летия подписания Акта о каноническом общении МП с зарубежной РПЦ;
  • рельефное бронзовое панно на Просфорном корпусе в честь 300-летия Лавры;
  • мраморный киот с образом Коневской иконы Божией Матери.

Первые четыре работы выполнены скульптором Э. Соловьевой безвозмездно. Последний изготовили мастера обители.

Александро-Невская лавра имеет собственное издательство и несколько мастерских:

  • иконописно-реставрационную;
  • ювелирную;
  • швейную;
  • фарфоровую;
  • гончарную;
  • иконно-киотную;
  • эстампную.

В монастыре есть пекарня и церковные лавки. В феврале 2021 г. открылась собственная сыроварня.

Музей

Для широкого круга посетителей Древлехранилище открылось в 2013 г. здесь представлены коллекции икон, русской религиозной живописи, деревянной скульптуры и мебели, церковной утвари, облачений священнослужителей. Здесь можно увидеть архивные документы и печатные издания, а также экспозицию фотографий и позитивов.

Музей, Александро-Невская лавра

Библиотека

Общедоступный фонд содержит научную и художественную литературу, периодику, мультимедиа, видеофильмы и аудиозаписи. Печатных изданий насчитывается около 21000. Разделы посвящены истории религии, богословию, философии, педагогике, медицине, монашеству, языкознанию и пр. Имеется справочный фонд и электронный каталог, постоянным читателям выдается абонемент.

Святодуховский центр

Лаврский духовно-просветительский центр, открытый в 2003 г. в помещении бывшей церкви Духовского корпуса. Тут проводятся различные мероприятия — концерты и фестивали, выставки и кинопоказы, конференции и образовательные курсы и многое другое.

Расписание мероприятий ДПЦ «Святодуховский» на Март 2021 года

Духовской корпус и купол Благовещенской церкви, Ярослав Глухов

Скиты

Андреевский скит расположен недалеко от с. Коркино Всеволожского р-на Ленинградской обл. По преданию, в этих местах побывал Андрей Первозванный, направляясь в Рим.

Николаевский скит находится у Финского залива, на Сойкинском полуострове (Кингисеппский р-он Ленинградской обл.).

История мощей

Всенародное почитание святого, как защитника и целителя в народе только ширилось. После официального причисления к лику святых было составлено житие праведника. Хотя современные историки по-разному оценивают вклад Александра Невского в историю России, церковное почитание сохраняет к нему почтение, как к святому.

После свершения Великой Октябрьской революции большевики пожелали вскрыть гробницу с мощами Александра Невского. Их не смущали возмущенные протесты духовенства и верующих. Новая власть изъяло святыню, которая была выставлена в музее атеизма на всеобщее обозрение.

Общественное мнение обратило внимание на доблестную историю святого лишь спустя несколько лет, когда стало необходимо пробудить в народе патриотические чувства. Образ бесстрашного князя как нельзя лучше подходил для этого

  • В 1942 г. в СССР отмечалось 700-летие Ледового побоища, был снят фильм о доблестном полководце.
  • В 1944 г. была организована выставка памяти князя, конечно, на ней не упоминалось о том, что является святым. Советская власть лишь старалась поднять моральный дух солдат, которые сражались с фашистскими захватчиками. Тем не менее, РПЦ поддержала инициативу, помогла собрать средства для флота.
  • Мощи были переданы верующим в 1989 г. Их перенесли в Александро-Невскую лавру, где они находятся по сей день. Ковчег, имеющий большую художественную ценность, остался в Эрмитаже.

Патриарх Алексий благословил верующих молиться возле останков святого о воинах, павших во время защиты своей Родины.

История постройки

Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.


Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге

Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.

Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.

Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.

По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.

Просветительская деятельность

В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.

Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.


Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.

Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.

Послереволюционный период

В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.

Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.

Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.


Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.

Кладбища Александро-Невской лавры

Монастырскими считаются четыре кладбища, два из которых — Лазаревское и Тихвинское — находятся в ведении Государственного музея городской скульптуры. Они официально называются «Некрополь XVIII в.» и «Некрополь мастеров искусств».

Никольское кладбище

Заложено в 1861 г. Название получило по имени возведенной чуть позже церкви Николая Чудотворца. На Братской площадке хоронили насельников и митрополитов, на остальной территории — писателей, военных, артистов, ученых, первых авиаторов, профессоров. Среди них — скончавшийся в Ватикане митрополит Никодим, писатели И. Гончаров и Н. Каразин, адмирал И. Григорович, первый мэр Санкт-Петербурга А. Собчак, правозащитница Г. Старовойтова.

Некрополь Александро-Невской Лавры к концу XX в. оказался самым запущенным из всех лаврских кладбищ. Виной тому — отсутствия ухода и вандализм. Его не раз пытались реорганизовать в городской парк, но с возрождением обители здесь постепенно начали наводить порядок, создали Аллею Кавалеров ордена А. Невского. Над могилами состоятельных бизнесменов возвышаются шикарные современные надгробья.

Семейное захоронение на Никольском кладбище, Анна Кудрявцева

Лазаревское кладбище

По решению Ленсовета, в 1932 г. кладбище было превращено Музею надгробных памятников. На протяжении нескольких лет со всей округи сюда свозили лучшие надгробия и памятники, после чего было объявлено о создании новой организации — Музея городской скульптуры.

Кладбище появилось с первых лет существования мужского монастыря и служило местом погребения привилегированных особ по особому согласию Петра I. К концу XVIII в. здесь разрешили хоронить представителей купеческих фамилий при условии внесения огромной денежной суммы. Практически с самого начала на Лазаревском появились высокохудожественные надгробия, с которых в начале XX в. даже делались слепки для музейных коллекций. На самом старом из сохранившихся петербургских кладбищ нашли свое упокоение известнейшие личности, в том числе М. Ломоносов, Д. Фонвизин, С. Витте, К. Росси, вдова А. Пушкина Н. Ланская и т. д.

В церкви Праведного Лазаря находится Лазаревская усыпальница, служившая когда-то местом погребения представителей семьи Шереметьевых.

Тихвинское кладбище

Заложено в начале XIX ст. в связи с переполнением Лазаревского кладбища. В конце того же века здесь возвели церковь-усыпальницу на пожертвования купеческой семьи Полежаевых. Ее освятили в честь иконы Тихвинской Богоматери, что послужило смене названия кладбища с Ново-Лазаревского на Тихвинское. В первые годы советской власти была осуществлена его перепланировка и создан мемориальный парк «Некрополь мастеров искусств». Сюда стали привозить надгробия и памятники с других петербургских кладбищ. Могилы, «не представляющие ценности», просто уничтожили. После 1966 г. кладбище закрыли, но в 1972 г. было получено согласие на доставку сюда праха композитора А. Глазунова, а в 1989 г. — на захоронение режиссера Г. Товстоногова.

Среди прочих, на Тихвинском кладбище упокоены Ф. Достоевский, В. Жуковский, М. Глинка, М. Балакирев, А. Боголюбов, П. Вяземский, П. Демидов, Н. Карамзин, П. Клодт, П. Чайковский.

Памятник Чайковскому на Тихвинском кладбище, Анна Кудрявцева

Казачье кладбище

До революции между Митрополичьим корпусом и Троицким собором располагался парковый партер. Первыми перед папертью были захоронены казаки, погибшие при разгоне большевистской демонстрации в 1917 г. Через 2 года площадка стала «коммунистической». Здесь есть братские могилы и погребения революционеров, партработников, чекистов. В годы ВОВ на Казачьем кладбище хоронили генералов, адмиралов и Героев СССР. Здесь упокоены — директор Эрмитажа Б. Легран и руководитель работ по устройству ж/д переправы по «Дороге жизни» И. Зубков.

Памятник на Казачьем кладбище, Елена Кулешина

Благовещенская усыпальница

Первое захоронение — невестки Петра I, вдовствующей царицы Прасковьи Федоровны — относится к 1723 г. Самая известная могила — полководца А. Суворова.

В эпоху дворцовых переворотов в усыпальнице нашли упокоение несколько представителей императорской семьи. Когда места перестало хватать, площадь расширили пристроенными галереями и палатками.

Благовещенская — Александро-Невская церковь, Александро-Невская лавра

Ярмарки и выставки

Проходит в конце мая, приурочена ко дню Святой Троицы. На ней можно приобрести продукты питания, мясо, мед от российских фермеров, купить свечи, церковную литературу и утварь, подать молебен о близких и поставить свечи.

Медовый Спас

Выставка-ярмарка меда, на которой гости могут попробовать мед пасечников, монастырей, подворий, приобрести свежие овощи и фрукты, церковную утварь и сувениры, подать молебны и поставить свечи. В программе казацкие гуляния и кухня.

Православная ярмарка

Проходит в середине осени в Митрополичьем саду. В рамках ярмарки можно приобрести мёд: таежный, краснодарский, псковский и прочий, — мясные, рыбные продукты, овощи, сладости, выпечку, деликатесы от монастырских хозяйств и российских фермеров, одежду из натуральных тканей. Прихожане могут подать требы и записки о родных и близких.

ВО ИМЯ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА

Едва ли можно с точностью подсчитать, сколько в мире культовых сооружений в честь Александра Невского, но Лавра — одно из старейших и самое величественное.

Александро-Невская лавра (полное название — Свято-Троицкая Александро-Невская лавра) — памятник архитектуры мирового значения в Санкт-Петербурге и действующий общежительный мужской монастырь Санкт-Петербургской епархии. Располагается в конце Невского проспекта, между площадью Александра Невского и Обводным каналом, при впадении реки Монастырки в Неву. Он был основан как «монастырь Живоначальные Троицы и Святого Благоверного великого князя Александра Невского» указом царя Петра I в память святого князя Александра Невского в устье Чёрной речки, сегодня именуемой Монастыркой.

Принято считать, что монастырь основан в память о Невской битве 1240 г., в которой новгородская рать под командованием князя Александра Ярославина разгромила вторгшееся на Русь шведское войско. Тогда же Александр Ярославин за победу и личную храбрость получил почетное прозвище «Невский». Но битва, как принято считать, произошла не в устье Чёрной речки, а в устье реки Ижоры — несколько десятков километров выше по Неве.

Вероятнее всего, предания объединили эту битву с другой, произошедшей неподалеку от местонахождения Лавры в 1301 г. Тогда новгородцы под предводительством князя Андрея — сына Александра — также разгромили шведов.

Царь Петр выбрал место для монастыря весной 1704 г., но строительство началось спустя несколько лет. Мешали как сплошные болота и густые леса, так и война со шведами за господство в устье Невы. В июне 1710 г. шведы сдали крепость Выборг, Санкт-Петербургу уже ничто не угрожало, и в июле 1710 г. царь указал, где «непременно на том месте быть Монастырю».

Точный день и месяц начала работ неизвестны, но официальной датой основания монастыря считают дату освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта 1713 г. «при присутствии Царскаго Пресветлаго Величества с его высоким синклитом». Церковь простояла до 1787 г. и была разобрана, а пока вокруг нее появлялись новые и новые деревянные монастырские постройки, куда устремились из города богомольцы.

Царь Петр I видел монастырь как место служения монашества миру, как благотворительное, исправительное, учебное и лечебное заведение, правда, большинство этих планов не были осуществлены. В 1720 г. в Александро- Невском монастыре появилась типография, куда по царскому указу был передан из Санкт-Петербургской типографии «стан церковной печати с 7 мастеровыми». В 1721 г. была основана школа при монастыре, в нее принимали всех без учета рода и звания. В 1726 г. на основе школы была создана Славяно-греко-латинская семинария, где давали серьезное по тем временам общее и богословское образование и которая в XIX в. была преобразована в Санкт- Петербургскую духовную академию.

В 1723 г. в Александро-Невский монастырь из Владимирского Рождественского монастыря были торжественно перенесены мощи благоверного князя Александра Невского в каменную Благовещенскую Александро-Невскую церковь.

В 1797 г. указом императора Павла I монастырь был переименован в Лавру. При советской власти с 1922 г. в Лавре были закрыты все церкви, монастырь упразднен. Во время блокады Ленинграда бомбежки и артобстрелы нанесли архитектурному комплексу Лавры значительные повреждения. В 1956 г. Русской православной церкви был возвращен Троицкий собор, с 1987 г. открыта Никольская (кладбищенская) церковь.

Официальная дата возрождения монастыря — 1996 г.

Об издательстве

Издательство «Невская Лавра» основано в 2002 году. Издателем и учредителем является Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра (мужской монастырь). Деятельность издательства осуществляется под  духовным руководством наместника Александро-Невской Лавры, епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии Назария. Издательство выпускает общегородскую церковную газету «Вестник Александро-Невской Лавры» информационно-публицистического содержания. Главный редактор – наместник Александро-Невской Лавры епископ Назарий.

Кроме того, издательство выпускает литературу богословского, нравственно-воспитательного, церковно-публицистического содержания.

География распространения литературы и номеров газеты: Россия, Белоруссия, Украина. Из стран дальнего зарубежья газета поступает в Джорданвилль (США).В 2015 году в издательстве созданы принципиально новые приложения к газете, рассчитанные на широкий круг интеллектуальной и неравнодушной публики:- научно-публицистический журнал «Источник надежды», содержащий большое количество статей на различные актуальные темы современности;- литературно-художественный журнал «Свет юности», предлагающий вниманию молодёжной аудитории высокохудожественную прозу и поэзию как маститых мастеров, так и начинающих авторов, а так же материалы по истории, до сих пор малоизвестные широкой публике;- детский литературно-художественный журнал «Вербочка», предназначенный для читателя младшего возраста;- Брошюры и буклеты из общей серии «Святыни Лавры».

Издательство приглашает к сотрудничеству православных авторов, журналистов, фотографов, корректоров.

Газета «Вестник Александро-Невской Лавры» принимает заказы на размещение рекламных статей и модульной рекламы.

Печатня при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре существует с момента начала существования монастыря. Одно из первых упоминаний о типографии при Лавре относится к 1719 году.

Печатня изначально обеспечивала монастырь богослужебными и научными книгами, иллюстрациями, записками для церковного пользования, и помогала вести Церкви просветительскую деятельность в течении 3-х веков.

После годов гонений в 2002 году с благословения наместника монастыря, епископа Кронштадтского Назария при Лавре была возобновлена работа издательства «Невская Лавра», выпускающего газету «Вестник Александро-Невской Лавры» (с приложениями); а в 2011 году, совместно с благотворительным Фондом помощи инвалидам «Кедр» и Комитетом по занятости населения правительства Санкт-Петербурга, произошло открытие типографии «Печатня Лавры».

Монастырская традиция возобновилась. Современное типографское оборудования позволяет производить полиграфическую продукцию высокотехнологического уровня, а опытный персонал обеспечивает качественное оформление и преемственность традиций распространения печатного дела на Руси.Часть заработанных средств идёт на оплату труда инвалидов, ведётся просветительская и благотворительная деятельность.С 2014 года издательством и печатней руководит насельник монастыря архимандрит Нектарий (Головкин).

Типография располагает современной цифровой техникой нового поколения, что позволяет при невысокой цене обеспечивать высокое качество на уровне мировых полиграфических стандартов.

НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ:

— Цветная печать от визиточного до плакатного форматов (А2-А0);- Ризография;- Сканирование, оцифровка печатной продукции до формата А3;- Ксерокопирование;- Изготовление листовок, флаеров, евробуклетов, блокнотов, календарей, брендбуков, папок;- Печать и вёрстка книг от 1 экземпляра;- Сборка на пружину, скрепку, термоклей;- Фальцовка, биговка, обрезка, ламинирование пакетное и рулонное;- Изготовление плакатов, копий картин, высококачественная широкоформатная печать;- Допечатная подготовка любого уровня сложности;- Изготовление оригинал-макетов и логотипов фирменного стиля;- Индивидуальная работа с заказчиками.

Обращаться в редакцию можно по телефону +7 (911) 289-72-99 и электронному адресу izdat.lavraspb@mail.ru

Приобрести газету  «Вестник Александро-Невской Лавры» и печатную продукцию редакции «Невская Лавра» можно в киосках Свято-Троицкого собора, на территории Лавры и в редакции (Просфорный корпус, комната 103)

Издательство Александро-Невской Лавры продолжает собирать материалы для книги об архимандрите Елеазаре. Просим Вас направлять всю корреспонденцию по адресу: 119167, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1 (в Издательство Александро-Невской Лавры)

Святые и Святыни

Паломники приезжают в Лавру, чтобы поклониться праху великого князя Александра Невского, помолиться перед чудотворными иконами (Серафима Саровского, «Невской Скоропослушницы», «Достойно есть») и мощами святых Киево-Печерских старцев, а также осмотреть другие святыни.

Святые Лавры

С историей существования монастыря связаны имена почитаемых в православии святых. Они были насельниками лавры и провели часть своей жизни в её стенах. Широкой известностью среди паломников пользуются святитель Иннокентий, чудотворец Иоанн Кульчицкий, мученик Вениамин Казанский. В 2000 г. был канонизирован преподобный Серафим Вырицкий. В годы 2-ой мировой войны он прославился своим молением на камне. В наши дни его келья была преобразована в часовню, которая открыта для посещения.

Мощи св. Александра Невского

Главной святыней Лавры являются мощи святого князя Александра Невского – покровителя обители. Изначально рака с останками находилась в городе Владимире и была торжественно перемещена в северную столицу по приказу царя Петра I. В августе 1724 г. реликвию разместили в Благовещенском храме Санкт – Петербурга. По распоряжению императрицы Елизаветы Петровны, для хранения княжеских останков был изготовлен новый ковчег. Его отлили из серебра на Сестрорецком оружейном заводе.

В 20-е гг. прошлого века, в период борьбы с религией, мощи святого извлекли из хранилища и выставили на обозрение в музей атеизма. Драгоценная рака была передана в фонд Государственного Эрмитажа. Патриарх Алексий II вернул святыню на подобающее ей место. В 1989 г. состоялось перенос останков благоверного князя Невского в Троицкий собор на территории Лавры. Ежегодно в памятную дату (3 июня) в обители проводится праздничный молебен перед мощами святого.

Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница»

Особым почтением среди прихожан и паломников пользуется икона с ликом Богоматери «Скоропослушица». Она является копией оригинальной святыни, хранящейся в монастыре Дохиар на Афонской горе. В изначальном виде, Божья Матерь была запечатлена одна, а при создании списка её изобразили с младенцем Иисусом на руках. Новую «Скоропослушницу» привезли в Россию иеромонахи Варсонафий и Афанасий в конце 19 в. Образ поместили в Александровскую часовню. После того, как лик непостижимым образом не пострадал от огня во время пожара, его стали наделять чудодейственной силой. Икона смогла уцелеть в годы жестокой борьбы с культом.

В период блокады Ленинграда, образ «Скоропослушницы» был выставлен во Владимирском храме, вместе с иконой Казанской Божьей Матери. Верующие обращались к ликам Богоматери с просьбами о помощи и небесном заступничестве. Считается, что молитвы, произнесенные перед «Скоропослушницей» находят быстрый отклик. Потому икона получила такое название. Для большей ясности российскую копию стали именовать «Невской Скоропослушницей». С конца 50-х гг. прошлого века местом её постоянной дислокации является Свято-Троицкий собор Лавры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector