Александро-невская лавра в санкт-петербурге
Содержание:
- За веру
- Дизайн и конструкция
- Архитектурные особенности Александро-Невской лавры
- Мемориалы, перенесенные с других мест в советское время
- Центральный собор монастыря
- Об издательстве
- Благовещенская церковь
- История постройки
- ВО ИМЯ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА
- Кладбища Александро-Невской лавры
- Ярмарки
- Развитие монастырского комплекса
- История возникновения и существования
- Площадь ВосстанияФотогалерея
За веру
Зимой 1918 года советское правительство решило изъять помещения Лавры. Но на пути вооруженных красноармейцев встали простые жители города. Более 500 тысяч питерцев вышли крестным ходом на защиту Лавры. Тем самым продлили ее жизнь еще на 15 лет. Событие стало первым открытым столкновением церкви и новой власти. И единственной в то время победой церкви.
А в Лавре в 1919 году создали уникальное Александро-Невское братство. Его члены нелегально помогали больным и неимущим, занимались духовным просвещением, особенно детей. Создавали подпольные монашеские общины. В 30-е годы все члены братства были репрессированы, большинство погибли. Из уцелевших подростков в дальнейшем вышли многие видные священнослужители.
Сегодня в Лавре установлен крест в честь всех служителей церкви, погибших в период гонений.
Дизайн и конструкция
Строительство церкви по проекту Доменико Трезини началось в 1717 году. Первоначально планировалось, что на первом этаже будет располагаться трапезная монастыря , но теперь она была изменена, чтобы создать место для захоронения членов королевской семьи и выдающихся сановников. В завершенном состоянии в здании находились две церкви. Верхняя, посвященный Святого Александра Невского и используется для хранения его мощей по прибытии в город, был освящен в 1724 году ниже, посвященный Благовещения от Девы Марии , была освящена в 1725 году под зданием был усыпальницей Построен в 1720 году.
Архитектурные особенности Александро-Невской лавры
Монастырский двор с северной, южной и западной сторон ограничен корпусами. Если смотреть на лавру сверху, то весь комплекс напоминает большую букву «П». Доменико Трезини в своё время представлял комплекс лавры, как нечто среднее между резиденцией, дворцом и учреждением. В течение всего XVIII века над созданием обители трудились многие мастера зодчества. Большая часть зданий, в основном братские корпуса, выдержаны в стиле барокко.
Центральное место занимает во дворе Троицкий собор, выполненный в стиле раннего классицизма, и величественно возвышающийся над остальными постройками монастыря.
Действующие храмы
В наше время на территории лавры расположено девять храмов. Самое старое и величественное здание — Троицкий собор — был сооружен при Петре Великом. Архитектором храма являлся Теодор Швертфегер. Однако собор разобрали, а на его месте возвели новый во времена царствования Екатерины II по проекту Ивана Старова. Немного позже, в XVIII веке, в ансамбль вписались Благовещенская, Феодоровская и Надвратная церкви.
Благовещенская церковь Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге
В XIX веке появились Исидоровская и Духовская церкви. Над проектом первой трудился Григорий Карпов. Вторую церковь создал архитектор Василий Петров. На кладбищах лавры стоят Тихвинская и Никольская церкви, а также храм Праведного Лазаря.
Лаврские кладбища
Первое кладбище, основанное на территории лавры в 1716 году, получило название Лазаревское. На нём похоронены многие известные деятели русской культуры, среди которых М. В. Ломоносов, Ф. М. Достоевский, М. И. Глинка и многие другие.
В 1823 году к лавре примкнуло Тихвинское кладбище, которое объединили с Лазаревским в Некрополь. Во второй половине XIX века в Некрополь вошло Никольское кладбище, которое до сегодняшнего дня остаётся действующим.
В шестидесятые годы XX века оно было сокращено во время проведения реконструкционных работ на Невской набережной.
Некрополь Александро-Невской лавры (Никольское кладбище)
Место погребения Александра Суворова
Александр Васильевич, великий русский полководец, был похоронен в Благовещенской церкви, находящейся в составе лавры. Произошло это в 1800 году. Военачальник был в преклонных годах, когда возвращался из очередного похода в родные края. Его хотел видеть император Павел I. В пути у Суворова начались серьёзные проблемы со здоровьем. Старые раны превратились в кровоточащие язвы, появилась угроза гангрены. Узнав об этом, царь направил к Александру Васильевичу своего врача, которому удалось поставить на ноги Суворова. Прибыв в столицу, полководец попал в опалу и не был принят императором. Это вызвало у него много печали и, в конечном счёте, привело к смерти.
Суворова похоронили в Благовещенской церкви, поскольку там нашли упокоение многие знатные особы, в том числе из царской фамилии. К тому же сам Александр Васильевич с глубочайшим уважением относился к Петру I, который заложил Свято-Троицкую лавру. Надпись на надгробии выполнена другом генералиссимуса — поэтом Державиным. Звучит лаконично — «Здесь лежит Суворов».
В 2002 году площадь возле лавры украсил памятник князю Александру Невскому. Скульптура прекрасно гармонирует с окружающим пейзажем города, и стала его визиткой. Памятник создал В. Козенюк, изобразивший князя верхом на лошади. Сейчас он находится напротив входа в монастырь.
Мощи святого Александра Невского
Святой благоверный князь отошёл в мир иной, будучи в схиме. Случилось это в 1263 году. Практически сразу после смерти его стали почитать. Предпосылкой тому послужили чудесные знамения, которые видел святитель Кирилл, отпевавший усопшего князя.
Мощи благоверного князя Александра Невского в Александро-Невской Лавре
В 1380 году свершилось обретение святых мощей Александра Невского и с тех пор от них стали происходить многочисленные чудеса. Как уже было сказано, в Троицкий собор святыня была перенесена по приказу царя Петра Великого.
На заметку! Сегодня в монастыре братия совершает над ракой святого ежедневный молебен, поскольку он считается покровителем лавры.
Мемориалы, перенесенные с других мест в советское время
Изображение | Имя | Родившийся | Умер | Занятие | Памятник | Справка |
---|---|---|---|---|---|---|
1767 | 1819 г. | Грузинский князь, писатель и ученый, регент Картли-Кахетинского царства . Памятник перенесен из Феодоровской церкви в 1930 году. | ||||
1753 | 1802 г. | Скульптор, педагог, профессор Императорской Академии художеств , русский классицизм. Первоначально похоронен на Смоленском кладбище , памятник и останки перенесены на Лазаревское кладбище в 1931 году, часть рельефа — в Благовещенскую церковь. | ||||
1735 г. | 1801 г. | Ювелир, меценат Екатерина Великая . Памятник первоначально на Смоленском армянском кладбище . | ||||
1749 | 1817 г. | Авантюрист, лингвист, переводчик, музыкант и писатель. Пионер индологии . Памятник первоначально на Большеохтинском кладбище , табличка перенесена в 1930-е гг. | ||||
1771 | 1825 г. | Полководец , генерал, наполеоновские войны , итальянская и швейцарская кампании 1799 г. , генерал-губернатор Санкт-Петербурга, восстание декабристов . Памятник перенесен из Духовской церкви в 1937 году. | ||||
1763 | 1831 г. | Военачальник, адмирал, Наполеоновские войны , Вторая экспедиция на архипелаг . Памятник перенесен из Духовской церкви в 1937 году. | ||||
c. 1774 г. | 1787 | Бизнес-магнат и промышленник, металлург, меценат. Первоначально на Лазаревском кладбище сохранились останки и памятник, два бронзовых барельефа Благовещенской церкви. | ||||
1722 г. | 1775 | Придворная леди, салонист и дворянин, двоюродный брат Елизаветы Российской . Жена канцлера графа Михаила Илларионовича Воронцова . Первоначально на Лазаревском кладбище . |
Центральный собор монастыря
Его строгий внешний вид, выдержанный в стиле русского классицизма, восхищает своим лаконичным решением и величием. Его огромный купол величественно возвышается между Федоровским и Духовым монастырскими корпусами. Однако к такому виду облик собора пришел не сразу.
В 1719 году начались подготовительные работы, и в мае 1722 года состоялась торжественная закладка собора. Строительство велось под руководством талантливого архитектора Т. Швертфегера, получившего эстафету от самого Доменико Трезини.
Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Архитектурный ляп! Строительство собора Швертфегеру пришлось начинать с исправления ошибки великого мастера. В планировке монастыря Трезини расположил Троицкий собор главным входом на восток в сторону Невы, что было неприемлемо по церковным канонам. По законам православия на востоке должен располагаться алтарь и поэтому ошибку великого зодчего пришлось исправить.
Швертфегер активно взялся за строительство, и уже через пять лет здание было возведено под кровлю, началось сооружение барабана купола и колокольни. Однако вскоре темпы строительства начали снижаться и к 1730 году оно и вовсе прекратилось. Здание начало давать усадку и вскоре в стенах и своде появились трещины, угрожающие обрушением всей конструкции.
Во время царствования Елизаветы Петровны к вопросу строительства храма вернулись. Императрица сама осмотрела постройку и издала указ разобрать собор, как она выразилась «вплоть до подошвы». К середине 1755 года это было сделано под присмотром архитектора И. Росси и на таком этапе строительство и остановилось.
В 1763 году Екатерина II приказала завершить постройку собора. Был объявлен конкурс на лучший проект и в 1774 году победу на конкурсе одержал архитектор И. Е. Старов.
Спустя два года, после проведения подготовительных работ, 30 августа 1776 года состоялась торжественная закладка нового здания. Строительство началось под руководством И. Е. Старова и надзором архиепископа Новгородского и С.-Петербургского Гавриила.
Первая двухъярусная башня-колокольня была возведена уже к 1782 году и вскоре на ней были установлены куранты. В звоннице второй башни подвесили старинный колокол.
К 1786 году собор был увенчан большим куполом, и работы по возведению стен в основном завершились. Однако отделка интерьеров продолжалась вплоть до 1790 года.
Об издательстве
Издательство «Невская Лавра» основано в 2002 году. Издателем и учредителем является Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра (мужской монастырь). Деятельность издательства осуществляется под духовным руководством наместника Александро-Невской Лавры, епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии Назария. Издательство выпускает общегородскую церковную газету «Вестник Александро-Невской Лавры» информационно-публицистического содержания. Главный редактор – наместник Александро-Невской Лавры епископ Назарий.
Кроме того, издательство выпускает литературу богословского, нравственно-воспитательного, церковно-публицистического содержания.
География распространения литературы и номеров газеты: Россия, Белоруссия, Украина. Из стран дальнего зарубежья газета поступает в Джорданвилль (США).В 2015 году в издательстве созданы принципиально новые приложения к газете, рассчитанные на широкий круг интеллектуальной и неравнодушной публики:- научно-публицистический журнал «Источник надежды», содержащий большое количество статей на различные актуальные темы современности;- литературно-художественный журнал «Свет юности», предлагающий вниманию молодёжной аудитории высокохудожественную прозу и поэзию как маститых мастеров, так и начинающих авторов, а так же материалы по истории, до сих пор малоизвестные широкой публике;- детский литературно-художественный журнал «Вербочка», предназначенный для читателя младшего возраста;- Брошюры и буклеты из общей серии «Святыни Лавры».
Издательство приглашает к сотрудничеству православных авторов, журналистов, фотографов, корректоров.
Газета «Вестник Александро-Невской Лавры» принимает заказы на размещение рекламных статей и модульной рекламы.
Печатня при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре существует с момента начала существования монастыря. Одно из первых упоминаний о типографии при Лавре относится к 1719 году.
Печатня изначально обеспечивала монастырь богослужебными и научными книгами, иллюстрациями, записками для церковного пользования, и помогала вести Церкви просветительскую деятельность в течении 3-х веков.
После годов гонений в 2002 году с благословения наместника монастыря, епископа Кронштадтского Назария при Лавре была возобновлена работа издательства «Невская Лавра», выпускающего газету «Вестник Александро-Невской Лавры» (с приложениями); а в 2011 году, совместно с благотворительным Фондом помощи инвалидам «Кедр» и Комитетом по занятости населения правительства Санкт-Петербурга, произошло открытие типографии «Печатня Лавры».
Монастырская традиция возобновилась. Современное типографское оборудования позволяет производить полиграфическую продукцию высокотехнологического уровня, а опытный персонал обеспечивает качественное оформление и преемственность традиций распространения печатного дела на Руси.Часть заработанных средств идёт на оплату труда инвалидов, ведётся просветительская и благотворительная деятельность.С 2014 года издательством и печатней руководит насельник монастыря архимандрит Нектарий (Головкин).
Типография располагает современной цифровой техникой нового поколения, что позволяет при невысокой цене обеспечивать высокое качество на уровне мировых полиграфических стандартов.
НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ:
— Цветная печать от визиточного до плакатного форматов (А2-А0);- Ризография;- Сканирование, оцифровка печатной продукции до формата А3;- Ксерокопирование;- Изготовление листовок, флаеров, евробуклетов, блокнотов, календарей, брендбуков, папок;- Печать и вёрстка книг от 1 экземпляра;- Сборка на пружину, скрепку, термоклей;- Фальцовка, биговка, обрезка, ламинирование пакетное и рулонное;- Изготовление плакатов, копий картин, высококачественная широкоформатная печать;- Допечатная подготовка любого уровня сложности;- Изготовление оригинал-макетов и логотипов фирменного стиля;- Индивидуальная работа с заказчиками.
Обращаться в редакцию можно по телефону +7 (911) 289-72-99 и электронному адресу izdat.lavraspb@mail.ru
Приобрести газету «Вестник Александро-Невской Лавры» и печатную продукцию редакции «Невская Лавра» можно в киосках Свято-Троицкого собора, на территории Лавры и в редакции (Просфорный корпус, комната 103)
Издательство Александро-Невской Лавры продолжает собирать материалы для книги об архимандрите Елеазаре. Просим Вас направлять всю корреспонденцию по адресу: 119167, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1 (в Издательство Александро-Невской Лавры)
Благовещенская церковь
Возведение церкви началось в 1716 году на берегу Черной речки по проекту архитектора Доменико Трезини. Это двухэтажное здание с высокой башней стало первой каменной постройкой монастырского комплекса.
Вскоре, в 1718году, Трезини стал готовить другие проекты Петербурга, и руководство строительства возглавил Х.Конрат, при котором в 1719 году здание было возведено под крышу. В 1720 году его сменил архитектор Т. Швертфегер, который и завершил строительство храма.
Здание церкви представляет собой прямоугольник с башней, увенчанной граненым куполом на восьмигранном барабане. Архитектура постройки характерна для стиля кондового барокко. Это выражается и в отделке цоколя мощной рустовкой и в применении каннелюр дорического ордера и в наличии лепнины на фронтонах.
В одном здании располагается две церкви. В высокой башне – верхняя церковь Святого Великого князя Александра Невского. Освящение произведено 30 августа 1724 года в день чествования святого.
Еще 29 мая 1723 года Петр I повелел перенести в новую церковь честные мощи святого Александра Невского из Рождественского монастыря города Владимира. 30 августа 1724 года ковчег с мощами прибыл по Неве в новый монастырь и, по преданию, государь лично занес святые реликвии в храм, освященный в тот же день.
Над оформлением интерьеров верхнего храма работали многие мастера того времени. Восхищают лепные работы И. Росси, великолепный плафон, расписанный двумя художниками И. Н. Никитиным и И. Я. Вишняковым и иконы, которые написал Г. Гзель.
Нижняя Благовещенская церковь освящена 25 марта 1725 года во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Интерьер храма впечатляет работами талантливых мастеров. Это алебастровый иконостас, написанный И. Г. Адольским, И. Н. Никитиным и Д. Н. Соловьевым, резьба, выполненная резчиками Адмиралтейства и плоское перекрытие с плафоном «Имя Божие» кисти И. Г. Адольского и М. Л. Негрубого.
Но, несомненно, главным храмом монастырского архитектурного ансамбля является Троицкий собор.
История постройки
Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге
Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.
Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.
Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.
По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.
Просветительская деятельность
В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.
Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.
Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.
Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.
Послереволюционный период
В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.
Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.
Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.
Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге
До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.
ВО ИМЯ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА
Едва ли можно с точностью подсчитать, сколько в мире культовых сооружений в честь Александра Невского, но Лавра — одно из старейших и самое величественное.
Александро-Невская лавра (полное название — Свято-Троицкая Александро-Невская лавра) — памятник архитектуры мирового значения в Санкт-Петербурге и действующий общежительный мужской монастырь Санкт-Петербургской епархии. Располагается в конце Невского проспекта, между площадью Александра Невского и Обводным каналом, при впадении реки Монастырки в Неву. Он был основан как «монастырь Живоначальные Троицы и Святого Благоверного великого князя Александра Невского» указом царя Петра I в память святого князя Александра Невского в устье Чёрной речки, сегодня именуемой Монастыркой.
Принято считать, что монастырь основан в память о Невской битве 1240 г., в которой новгородская рать под командованием князя Александра Ярославина разгромила вторгшееся на Русь шведское войско. Тогда же Александр Ярославин за победу и личную храбрость получил почетное прозвище «Невский». Но битва, как принято считать, произошла не в устье Чёрной речки, а в устье реки Ижоры — несколько десятков километров выше по Неве.
Вероятнее всего, предания объединили эту битву с другой, произошедшей неподалеку от местонахождения Лавры в 1301 г. Тогда новгородцы под предводительством князя Андрея — сына Александра — также разгромили шведов.
Царь Петр выбрал место для монастыря весной 1704 г., но строительство началось спустя несколько лет. Мешали как сплошные болота и густые леса, так и война со шведами за господство в устье Невы. В июне 1710 г. шведы сдали крепость Выборг, Санкт-Петербургу уже ничто не угрожало, и в июле 1710 г. царь указал, где «непременно на том месте быть Монастырю».
Точный день и месяц начала работ неизвестны, но официальной датой основания монастыря считают дату освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта 1713 г. «при присутствии Царскаго Пресветлаго Величества с его высоким синклитом». Церковь простояла до 1787 г. и была разобрана, а пока вокруг нее появлялись новые и новые деревянные монастырские постройки, куда устремились из города богомольцы.
Царь Петр I видел монастырь как место служения монашества миру, как благотворительное, исправительное, учебное и лечебное заведение, правда, большинство этих планов не были осуществлены. В 1720 г. в Александро- Невском монастыре появилась типография, куда по царскому указу был передан из Санкт-Петербургской типографии «стан церковной печати с 7 мастеровыми». В 1721 г. была основана школа при монастыре, в нее принимали всех без учета рода и звания. В 1726 г. на основе школы была создана Славяно-греко-латинская семинария, где давали серьезное по тем временам общее и богословское образование и которая в XIX в. была преобразована в Санкт- Петербургскую духовную академию.
В 1723 г. в Александро-Невский монастырь из Владимирского Рождественского монастыря были торжественно перенесены мощи благоверного князя Александра Невского в каменную Благовещенскую Александро-Невскую церковь.
В 1797 г. указом императора Павла I монастырь был переименован в Лавру. При советской власти с 1922 г. в Лавре были закрыты все церкви, монастырь упразднен. Во время блокады Ленинграда бомбежки и артобстрелы нанесли архитектурному комплексу Лавры значительные повреждения. В 1956 г. Русской православной церкви был возвращен Троицкий собор, с 1987 г. открыта Никольская (кладбищенская) церковь.
Официальная дата возрождения монастыря — 1996 г.
Кладбища Александро-Невской лавры
Монастырскими считаются четыре кладбища, два из которых — Лазаревское и Тихвинское — находятся в ведении Государственного музея городской скульптуры. Они официально называются «Некрополь XVIII в.» и «Некрополь мастеров искусств».
Никольское кладбище
Заложено в 1861 г. Название получило по имени возведенной чуть позже церкви Николая Чудотворца. На Братской площадке хоронили насельников и митрополитов, на остальной территории — писателей, военных, артистов, ученых, первых авиаторов, профессоров. Среди них — скончавшийся в Ватикане митрополит Никодим, писатели И. Гончаров и Н. Каразин, адмирал И. Григорович, первый мэр Санкт-Петербурга А. Собчак, правозащитница Г. Старовойтова.
Некрополь Александро-Невской Лавры к концу XX в. оказался самым запущенным из всех лаврских кладбищ. Виной тому — отсутствия ухода и вандализм. Его не раз пытались реорганизовать в городской парк, но с возрождением обители здесь постепенно начали наводить порядок, создали Аллею Кавалеров ордена А. Невского. Над могилами состоятельных бизнесменов возвышаются шикарные современные надгробья.
Семейное захоронение на Никольском кладбище, Анна Кудрявцева
Лазаревское кладбище
По решению Ленсовета, в 1932 г. кладбище было превращено Музею надгробных памятников. На протяжении нескольких лет со всей округи сюда свозили лучшие надгробия и памятники, после чего было объявлено о создании новой организации — Музея городской скульптуры.
Кладбище появилось с первых лет существования мужского монастыря и служило местом погребения привилегированных особ по особому согласию Петра I. К концу XVIII в. здесь разрешили хоронить представителей купеческих фамилий при условии внесения огромной денежной суммы. Практически с самого начала на Лазаревском появились высокохудожественные надгробия, с которых в начале XX в. даже делались слепки для музейных коллекций. На самом старом из сохранившихся петербургских кладбищ нашли свое упокоение известнейшие личности, в том числе М. Ломоносов, Д. Фонвизин, С. Витте, К. Росси, вдова А. Пушкина Н. Ланская и т. д.
В церкви Праведного Лазаря находится Лазаревская усыпальница, служившая когда-то местом погребения представителей семьи Шереметьевых.
Тихвинское кладбище
Заложено в начале XIX ст. в связи с переполнением Лазаревского кладбища. В конце того же века здесь возвели церковь-усыпальницу на пожертвования купеческой семьи Полежаевых. Ее освятили в честь иконы Тихвинской Богоматери, что послужило смене названия кладбища с Ново-Лазаревского на Тихвинское. В первые годы советской власти была осуществлена его перепланировка и создан мемориальный парк «Некрополь мастеров искусств». Сюда стали привозить надгробия и памятники с других петербургских кладбищ. Могилы, «не представляющие ценности», просто уничтожили. После 1966 г. кладбище закрыли, но в 1972 г. было получено согласие на доставку сюда праха композитора А. Глазунова, а в 1989 г. — на захоронение режиссера Г. Товстоногова.
Среди прочих, на Тихвинском кладбище упокоены Ф. Достоевский, В. Жуковский, М. Глинка, М. Балакирев, А. Боголюбов, П. Вяземский, П. Демидов, Н. Карамзин, П. Клодт, П. Чайковский.
Памятник Чайковскому на Тихвинском кладбище, Анна Кудрявцева
Казачье кладбище
До революции между Митрополичьим корпусом и Троицким собором располагался парковый партер. Первыми перед папертью были захоронены казаки, погибшие при разгоне большевистской демонстрации в 1917 г. Через 2 года площадка стала «коммунистической». Здесь есть братские могилы и погребения революционеров, партработников, чекистов. В годы ВОВ на Казачьем кладбище хоронили генералов, адмиралов и Героев СССР. Здесь упокоены — директор Эрмитажа Б. Легран и руководитель работ по устройству ж/д переправы по «Дороге жизни» И. Зубков.
Памятник на Казачьем кладбище, Елена Кулешина
Благовещенская усыпальница
Первое захоронение — невестки Петра I, вдовствующей царицы Прасковьи Федоровны — относится к 1723 г. Самая известная могила — полководца А. Суворова.
В эпоху дворцовых переворотов в усыпальнице нашли упокоение несколько представителей императорской семьи. Когда места перестало хватать, площадь расширили пристроенными галереями и палатками.
Благовещенская — Александро-Невская церковь, Александро-Невская лавра
Ярмарки
В Митрополичьем саду регулярно устраивают православные выставки-ярмарки, приуроченные к временам года. У подобного мероприятия несколько составляющих: духовно-просветительская, культурная и гастрономическая.
Посетители ярмарки могут подать молитвенные прошения о родных и близких, узнать ответы на интересующие вопросы о церковной жизни, сделать полезные приобретения. Каждый желающий может купить:
- церковную утварь, иконы, свечи
- сезонные натуральные продукты: мед, травы, ягоды, грибы, орехи, сухофрукты
- прочие деликатесы от фермерских хозяйств: мясную и рыбную продукцию, выпечку, сыр
- товары для здоровья: травяные настойки, мази
- предметы одежды, ткани
- сувенирную продукцию от мастеров искусств
Также в программу ярмарки входят выступления различных музыкальных ансамблей.
Развитие монастырского комплекса
Пока строился Троицкий собор, формировался современный облик монастыря. За это время были полностью достроены Федоровский и Духовской корпуса и возведена Федоровская церковь.
Просфорный и Семинарский корпуса были завершены к середине 18 века. В это же время архитектор М. Расторгуев создает проект Метрополичьего дома, и он вскоре тоже выстраивается.
Святые врата обители, от которых начинается Невский проспект, появились в третьей четверти 18 века – надвратная церковь над ними освящена в 1786 году.
В 1829 году, после завершения Обводного канала, Черная речка разделились этим каналом на части и после этого часть, протекающая возле монастырских стен, называется Монастыркой.
В результате, теперь территория монастыря очерчена тремя реками. С одной стороны это Нева, с других сторон – Обводной канал и Монастырка.
История возникновения и существования
Территория лавры – это целый архитектурный комплекс, выстроенный по проекту Доменико Трезини, главного архитектора Санкт-Петербурга. По его замыслу монастырь должен был предстать сразу в нескольких качествах одновременно: дворец и учреждение различного назначения – духовного, благотворительного, трудового, учебного.
Начало строительства
Участок для возведения монастыря выбрал сам Петр I.
Соединив обитель с центром Петербурга, монахи проложили дорогу к Адмиралтейству, которая впоследствии превратилась в Невский проспект. Еще при Петре Великом в монастыре появилась типография, заработала школа для детей священнослужителей, впоследствии преобразованная в Славяно-греко-латинскую семинарию.
XVIII — XIX века
XIX век — время наивысшего расцвета обители. Благодаря покровительству царской семьи монастырь был богатейшим в стране, к 1917 году число его насельников превышало 100 человек.
XX век
После издания Декрета об отделении церкви от государства монастырь продолжил свое существование до 1932 года. После на территории лавры возникли различные организации и учреждения, во время Великой Отечественной Войны располагался военный госпиталь.
Возрождение монашеской обители началось в 1996 году. С тех пор продолжается ее реставрация. В 2002 году на площади перед храмом открыли памятник Александру Невскому, автором которого является скульптор Валентин Козенюк.
Площадь ВосстанияФотогалерея
Лиговский проспект
Гостиница ОктябрьскаяДворик на ЛиговскомДетская больница имени РаухфусаДетская больница имени РаухфусаЛиговский проспект, 8
Греческая площадь
Греческая площадьБКЗ «Октябрьский»Памятник Иоанису КопадистрияОктябрь перед ОктябрьскимЕвангелическая женская больницаФГБУ СПб НИИФ Минздрава России
Третий кластерКреативное пространство
Третий кластерТретий кластер8-я Советская улица, 4Креативное пространство8-я Советская улица, 4Общественное пространство8-я Советская улица, 4
Некрасовский сад
Некрасовский садНекрасовский садНекрасовский садУчилищный дом Александра IIПрудковский переулок, 1Дом Бассейного товариществаГреческий проспект, 10
Пушкинская улица
Лиговский переулокПушкинский скверПамятник А.С.Пушкину в Пушкинском сквереПамятник А.С.Пушкину в Пушкинском сквереПушкинская улицаПушкинская улицаДоходный дом Роберта Карловича Сан-ГаллиПушкинская улица, 9Дом Павла Юрьевича СюзораПушкинская улица, 3Пушкинская улица
Склады Северного страхового общества
Склады Северного страхового обществаЛиговский проспект, 50Склады Северного страхового обществаСклады КокоревыхСклады КокоревыхСклады КокоревыхСклады КокоревыхСклады КокоревыхСклады КокоревыхЖилой дом при заводе Ф.К.Сан-ГаллиЛиговский проспект, 58Особняк Сан-ГаллиЛиговский проспект, 60Особняк Сан-ГаллиРешётка сада Сан-Галли
Лофт-проект «Этажи»
Лофт-проект «Этажи»Лофт-проект «Этажи»Лофт-проект «Этажи»Лофт-проект «Этажи»Лофт-проект «Этажи»Лофт-проект «Этажи»Лофт-проект «Этажи»Лофт-проект «Этажи»Лофт-проект «Этажи»Лофт-проект «Этажи»Лофт-проект «Этажи»Лофт-проект «Этажи»Лофт-проект «Этажи»Лофт-проект «Этажи»Лофт-проект «Этажи»Лофт-проект «Этажи»Лофт-проект «Этажи»Лофт-проект «Этажи»Лофт-проект «Этажи»Лофт-проект «Этажи»Лофт-проект «Этажи»Лофт-проект «Этажи»Граффити «Живи ярко!»Лофт-проект «Этажи»Пчела жалит автомобильЛофт-проект «Этажи»Дом акционерного общества издательского дела «Копейка»Доходный дом Э.Л.Петерсона (слева)Лиговский проспектЦентральная больница Почтово-телеграфного ведомства (слева), дом А.Н.Елизаровой (в центре),
доходный дом П.С.Курицыной (справа)Центральная больница Почтово-телеграфного ведомстваДоходный дом купца Ивана Павловича Павлова (слева)Лиговский проспект, 149Храм святых Кирилла и МефодияКрестовоздвиженский казачий соборКрестовоздвиженский соборОбводный каналДоходный дом И.И.ДурдинаНово-Каменный мост