Дворцовая капелла, аахен

Как утереть нос Риму

Карл Великий задался целью возвести резиденцию, которая бы не уступала по красоте и роскоши дворцам Рима. Для постройки он выбрал городок Ахен, где, по одной из версий, родился будущий император.

В 794 году Карл начал строительство огромного дворца. Задание было поручено архитектору Одону из Меца. В плане были здания для королевской семьи, придворных и чиновников, вокруг горячих источников должны были располагаться бани, огромный бассейн на 100 человек и капелла. На территории резиденции Карл приказал построить школу, чтобы учить читать своих помощников.

Здесь же располагалась обширная библиотека, формированием которой занимались монахи. В 798-м резиденция была закончена. В 807-м Ахен стал столицей империи.

План ахенского дворца

Палатинская капелла

Описание

Часть Палатинской капеллы

Бронзовый портал ( Wolfstür )

Палатинская капелла находилась с другой стороны дворцового комплекса, на юге. Каменная галерея связала его с царским дворцом . Он символизировал еще один аспект могущества Карла Великого — религиозную власть. Легенда гласит, что здание было освящено в 805 году Папой Львом III в честь Девы Марии , Матери Христа.

Несколько зданий, используемых священнослужителями часовни, были расположены в форме латинского креста : курия на востоке, офисы на севере и юге, выступающая часть ( Westbau ) и атриум с экседрами на западе. Но центральным элементом была часовня, покрытая восьмиугольным куполом шириной 16,54 метра и высотой 31 метр . Восемь массивных колонн воспринимают тягу больших аркад . Ступица на первом этаже, находится под куполом, окружен проход ; здесь стояли дворцовые слуги.

Два дополнительных этажа ( трибуны ) открываются в центральное пространство полукруглыми арками, поддерживаемыми колоннами. Внутренняя сторона имеет форму восьмиугольника, тогда как внешняя сторона превращается в шестнадцатигранный многоугольник . В часовне было два хора, расположенных на Востоке и Западе. Король восседал на троне из белых мраморных пластин на западе второго этажа в окружении своих ближайших придворных. Таким образом, он имел вид на три алтаря : Спасителя прямо перед ним, Девы Марии на первом этаже и Святого Петра в дальнем конце западного хора.

Карл Великий хотел, чтобы его часовня была великолепно украшена, поэтому он заказал массивные бронзовые двери, изготовленные в литейном цехе недалеко от Аахена. Стены облицованы мрамором и полихромным камнем. Колонны, которые все еще видны сегодня, были взяты из зданий в Равенне и Риме с разрешения Папы.

Стены и купол были покрыты мозаикой , усиленной как искусственным освещением, так и внешним светом, проникающим через окна. Эгинхард дает описание внутренней части в своей жизни Карла Великого (ок. 825–826):

Символизм

Одо из Меца применил христианскую символику к цифрам и числам. Здание было задумано как представление небесного Иерусалима , Царства Божьего, как описано в Апокалипсисе . Внешний периметр купола составляет точно 144 каролингских фута, тогда как периметр небесного Иерусалима, идеального города, нарисованного ангелами , имеет 144 локтя . Мозаика купола, скрытая сегодня за реставрацией XIX века, изображает Христа в величии с 24 старцами Апокалипсиса. Другие мозаики на сводах прохода поднимают эту тему, изображая небесный Иерусалим. Трон Карла Великого, расположенный к западу от второго этажа, был помещен на седьмой ступеньке помоста.

Где похоронен Карл Великий

Не утихают споры вокруг гробницы Карла Великого. В середине собора лежит камень с надписью «Carolo Magno», но прах императора покоится не под ним. Согласно монастырской летописи, в 1000 году захоронение Карла было вскрыто, где обнаружили тело в белом облачении, сидящее в кресле с короной на голове и скипетром в руках. После этого останки императора несколько раз перекладывали в разные гробы, наконец, в XVIII веке останки перенесли в ризницу.

Стул, на котором якобы сидел почивший Карл Великий, использовали императоры при коронации.

Трон Карла Великого

Сын Карла Великого Людовик Благочестивый останавливался во дворце нечасто — он проводил здесь время зимой до Пасхи. Последующие императоры Ахен и вовсе не жаловали. Полюбился дворец Карла императору Оттону II. Но большую часть времени за пфальцем следили графы Лотарингские.

К началу XIV века дворец лежал в руинах. Жители города возвели на месте тронного зала городскую ратушу, в которую встроили сохранившуюся башню дворца. В XVI веке королевская коронация была перенесена во Франкфурт, так что некогда роскошный город Ахен пришел в упадок.

Экономика в XIX веке

Жилой квартал в центре Ахена

Главный вокзал Ахена

Благосостояние Ахена в те годы находилось в связи как со знаменитыми ещё с древних времён минеральными источниками, так и со значительно развитой, особенно благодаря открытию в то время громадных залежей каменного угля, промышленностью и оживлённой торговлей. Уже в XII веке золотые, серебряные и граверные изделия Ахена пользовались хорошей репутацией. Особенно процветало также суконное производство. В обоих городах — Ахене и Буртшайде — в 1872 году насчитывалось: 62 суконные фабрики, 26 прядильных заведений, 13 заведений для прядения наволочных сетей, 9 чесальных фабрик, 18 фабрик для изготовления иголок и булавок, 16 табачных фабрик, 3 перчаточные фабрики; кроме того, в нём много чугунолитейных заводов, фабрик для производства машин, сукнострижных ножниц и паровых котлов и множества других вещей. Благодаря своему положению при соединении многих железных дорог, Ахен стал также очень оживлённым торговым центром. Кроме произведений местной промышленности, торговля производится ещё шерстью, хлебом, вином, кожей, мехами, деревом, металлами, каменным углём и т.п. Он служил хлебным рынком для Бельгии и средоточием многих горнозаводских обществ.

Имперский собор Карла Великого — Ахенский собор

Ахенский  кафедральный собор находится в  Ахене (Германия), где многие столетия короновались императоры   Римской империи.  Имперский собор  представляет собой шестнадцатигранное каменное здание из плотного известняка. Наиболее драгоценная часть соборного комплекса разных эпох — Дворцовая капелла-усыпальница (796—806 г.)  Карла Великого, в соответствии с заветами византийской архитектуры представляющая собой по форме  восьмиугольник высотой в 31 метр и диаметром около 32 метров. В Ахенском соборе были помазаны 35 германских королей и 14 королев.

Во время  своего  правления император Карл Великий перенес свою столицу в Ахен, и  решил превратить её в третий Рим, пригласив специалистов из южных стран. В 786 — 805 годах  был возведен императорский дворец, считавшийся самой роскошной монаршей резиденцией своего времени. Ахенский собор посвящён Деве Марии.   Для строительства нового храма в Ахен был доставлен мрамор из Италии.Попадая в этот собор, первое ощущение, что попадаешь в восточный храм. Роскошное убранство окружающего вас многогранного помещения восхищает, где вы находитесь в центре, а вокруг по периметру великолепные мраморные колонны, и ярусы этажей. Колонны соединяются арками с удивительным узором полос. Стрельчатые проёмы между колоннами создают лёгкость и ажурность. Потолки выложены замысловатыми узорами мозаики. В центре зала  подвешен огромный (4,2 м. в диаметре) бронзовый обруч-люстра со свечами. Невозможно оторвать взгляда от этой красоты и великолепия.В самом центре собора располагается и наиболее древняя и важная его часть, дворцовая капелла, где покоится Карл Великий (с 814 г.), выстроенная в духе классических византийских базилик, в виде восьмиугольника. В капелле  собраны важнейшие христианские реликвии, до сих пор хранящиеся в Имперском соборе Ахена: покров Пресвятой Девы, пеленки младенца Иисуса, набедренная повязка Христа на кресте и ткань, на которой лежала голова Иоанна Крестителя после его казни. В 19 веке был введен обычай, согласно которому реликвии показывались каждые 7 лет. (фото из интернета)На первом ярусе собора установлен мраморный трон Карла Великого (около 800 года). К нему, как и к трону царя Соломона, ведут шесть ступеней. Император Генрих II подарил в XI веке собору бронзовую кафедру, инкрустированную слоновой костью.
Винтовые лестницы  ведут на галерею второго яруса, где во время богослужений находились император и его приближенные.В стенах собора встроены 13 витражей из цветного стекла 30 метров в высоту.Купол храма в 1880-1881 годах  украшен мозаикой, изображающей Христа Вседержителя, окруженного четырьмя евангелистами и 24 старцами.

Сохранилось предание о том, что деньги на строительство собора жители Ахена заняли у самого дьявола, обещав, что он получит душу первого, вошедшего в здание после того, как оно будет достроено. По этой легенде горожане обхитрили Сатану, запустив первым в собор волка. Жадный дьявол тотчас же вцепился в жертву и заметил подвох.Ахенская икона,  которой  поклоняются паломники.Известно, что в Средние века наплыв желающих увидеть его реликвии был настолько большим, что верующие заполнили не только площадь и все балконы прилегающих зданий, но и расположились на их крышах. В результате город Ахен стал свидетелем страшной трагедии, так как произошло обрушение, ставшее причиной множества человеческих жертв. В настоящее время для  показа святынь, хранящихся в сокровищнице собора,  построена специальная сцена.Во дворе  храма   бронзовая копия   Ахенского собора.

После Карла Великого

Модель для других дворцов?

Внутри купола Оттмарсхайма, Эльзас

Трудно сказать, подражали ли другие дворцы Каролингов дворцам Аахена, поскольку большинство из них было разрушено. Однако постройки Аахена были не единственными, начатыми при Карле Великом: между 768 и 814 годами было построено 16 соборов , 232 монастыря и 65 королевских дворцов. Палатинская капелла Аахена, похоже, была скопирована несколькими другими зданиями того же типа: восьмиугольной ораторское из Жерминьи-де-Пре , построенный в начале 9 — го века для Теодульф , кажется, были непосредственно связаны. Монастырская церковь в Льеже была построена в 10 — м веке по плану небных часовни. Церковь Оттмарсхайм в Эльзасе также имеет центрированный план, но была построена позже (11 век). Влияние часовни Аахена также заметно в Компьене и в других немецких религиозных зданиях (например, в церкви аббатства в Эссене ).

История дворца после Карла Великого

Карл Великий был похоронен в часовне в 814 году. Его сын и преемник, император Людовик Благочестивый , использовал дворец Аахен, не делая его своей исключительной резиденцией. Он оставался там с зимы до Пасхи . В начале 9 века в Эксе состоялось несколько важных соборов . Те 817 и 836 проходили в зданиях, прилегающих к часовне. В 817 году у Людовика Благочестивого родился его старший сын Лотарь в присутствии франков.

После Верденского мирного договора в 843 году Каролингская империя была разделена на три королевства. Затем Ахен был включен в состав Средней Франции . Во дворце жили Лотарь I (840–855) и Лотарь II (855–869). Когда он умер, дворец утратил свое политическое и культурное значение. Лотарингия стала полем соперничества между королями Западной и Восточной Франции . Он был разделен несколько раз и, наконец, попал под контроль Германии при Генрихе I Фаулере (876–936).

Современный вид на Ахенский собор.

Тем не менее, память об империи Карла Великого осталась свежей и стала символом немецкой мощи. В 10 веке Отто I (912–973) был коронован королем Германии в Аахене (936). Церемония, состоящая из трех частей, проходила в нескольких местах дворца: сначала во дворе (избрание герцогов ), затем в часовне (вручение знаков различия Королевства) и, наконец, во дворце (банкет). Во время церемонии Отто сел на трон Карла Великого. После этого и до 16 века все германские императоры были коронованы сначала в Аахене, а затем в Риме, что подчеркивает их приверженность политическому наследию Карла Великого. Золотой Бык 1356 подтвердил , что коронации должны были иметь место в небных часовне.

Отто II (955–983) жил в Ахене со своей женой Феофану . Лето 978 Лотаря Франции привел набег на Аахене , но императорская семья избегала захвата. Говоря об этих событиях, Ричер из Реймса заявляет о существовании бронзового орла, точное местонахождение которого неизвестно:

Ратуша Ахена расположена на месте Зала Совета.

В 881 году набег викингов повредил дворец и часовню. В 1000 году гробница Карла Великого была открыта императором Священной Римской империи Отто III . Согласно двум хронистам XI века, его нашли бы сидящим на троне в короне и со скипетром . Однако Эгинхард не упоминает об этом в своей биографии Императора. В то же время поклонение Карлу Великому стало привлекать паломников в часовню. В XII веке Фридрих Барбаросса поместил тело императора Каролингов в реликварий и ходатайствовал перед Папой за его канонизацию ; эти реликвии были разбросаны по всей империи. Сокровища Аахена начали расти благодаря многочисленным дарам французских и немецких королей и принцев.

Между 1355 и 1414 годами к восточной части часовни была пристроена апсида . Ратуша была построена в 1267 году на месте здания Совета. Во время Французской революции французы заняли Аахен и разграбили его сокровища. Прежде чем выбрать Нотр-Дам де Пари , Наполеон I какое-то время планировал провести свою императорскую коронацию в Аахене. Часовня была восстановлена в 1884. В 1978 году собор, включая часовню, был внесен в список Всемирного наследия по ЮНЕСКО .

Современные здания

Скелеты в Трещеточном переулке

Расскажу об одном изобразительном курьезе. Любят в Западной Европе изображать скелеты! — такой вывод можно сделать по многочисленным примерам. Про сакраментальный сюжет витражей и картин «Пляска Смерти» я сейчас не говорю — им буквально пронизана каждая вторая церковь. Два шествующих скелета в епископских облачениях с посохами можно встретить в Трещоточном переулке — Клаппергассе:

Легенда такова. Строительство Собора должно, как известно, закончиться его освящением. Император Карл Великий пожелал, чтобы кроме Римского Папы, различных прелатов и графов, в освящении Собора приняли участие 365 епископов — столько, сколько дней в году. Но накануне празднества в городе оказалось только 363 епископа. Грандиозная идея была на грани провала. Бог снизошел к страстным мольбам Императора. Он послал двух ангелов, чтобы те подняли усопших епископов, покоившихся в маастрихтской церкви. Повинуясь велению, епископы Мундольф и Гундольф восстали, покинули свои гробницы и в полном епископском облачении отправились в сторону Аахена. Об их приближении аахенцев известило отчетливое и громкое постукивание костей покойников. Желание Императора исполнилось. А память об этом чуде жители города увековечили в названии переулка, по которому, гремя костями, покойные епископы вошли в город, а затем покинули его.

Церковь Святого Михаила

Еще мне запомнилось красивое здание католической церкви Святого Михаила (на улице Michaelsbergstrasse в районе Буртсхейд, который до 1897 года был отдельным городом) постройки 1751 года:

Район Буртсхейд сейчас является местом концентрации всевозможных лечебных заведений — больниц, клиник, пансионатов и санаториев. По-моему, церковь Св.Михаила тоже как-то задействована в этом комплексе.

Таково мое впечатление от любимого города Карла Великого, изложенное в скупых рациональных выражениях (абсолютно не передающих и сотой доли моего глубокого воодушевления). Биография Императора общеизвестна, и непреложным фактом является то, что его Империя была основана, прежде всего, на насилии, и развалилась вскоре после его смерти

Но важно отметить, что Карл Великий ценил ученых и созывал их в свои владения отовсюду. При Аахенском дворе образовалась академия

Был окончательно оформлен новый шрифт — «Каролингский минускул», удобочитаемый рукописный шрифт вполне современного вида, в котором впервые стали правильным образом отделяться строчные и прописные буквы, а между словами появились пробелы. Стараниями ученых при Карле вышли из векового забвения пласты античной культуры, отчего его время иногда называют «каролингским возрождением».

Борьба со смертной скукой

Вынужден повториться: и тут местные жители берут пример с Карла Великого, который любил, отдыхая от ратных и государственных трудов, повеселиться и подшутить над приближенными (часто весьма грубо). Вот и ахенцы всегда были большими мастерами розыгрышей. Иные хватали через край. Из преданий следует, что «фирменное» здешнее чудовище — тот самый Бахкауф, который ревностно оберегал пресные воды, был в то же время решительным противником горячительных напитков и пожирал всякого не в меру набравшегося и особенно шумного гуляку, если тому случалось столкнуться с ним на темной улице, особенно вблизи какого-нибудь фонтана или купален. Правда, после уже известной нам встречи с Пипином Коротким монстр «числился погибшим», но все же время от времени всплывал (в прямом и переносном смысле) и давал о себе знать. К примеру, в начале 1605 года по городу поползли слухи, что в горячем ключе на горе Бюхель вновь объявилось чудовище, правда, людей оно теперь не ест, но грабит. Отцы города всполошились и отправили в ночную разведку стражников. Те доложили, что грабежом действительно занимается страшный зверь с кривыми клыками и острыми когтями, поймать же его никак не удается. Продолжалось это довольно долго и завершилось самым малопочтенным образом

Однажды диковинный зверь напал на сильно подгулявшего кузнеца, но тот, будучи человеком недюжинной силы, отважно вступил в единоборство и в конце концов с помощью сбежавшихся на шум соседей его скрутил. Ряженым чудищем оказался стражник Ганс Пальман (тот самый, что предводительствовал городской разведкой). «Шутник», как лаконически сообщает хроника, был «взят под стражу, высечен рутенами и изгнан из города Ахена навсегда»

«Шутник», как лаконически сообщает хроника, был «взят под стражу, высечен рутенами и изгнан из города Ахена навсегда».

Но это крайность. А так — сегодня в Ахене масса вполне обычных культурных «аттракционов», какие можно найти в любом европейском городе. Местный театр, к примеру, даже пользуется некоторой славой за пределами Германии. Однако самое интересное — это те мероприятия, которые проходят только здесь, придавая городу сугубо индивидуальное обаяние.

Например, февральский карнавал. Дело поставлено на широкую ногу: ведает им специальная городская Карнавальная комиссия, созданная еще в начале XIX столетия. Причем праздник этот столь важен и любим ахенцами, что они называют его «пятым временем года». Все начинается всегда в один и тот же день — 11 февраля. Потом две недели идут разнообразные концерты и балы-маскарады, а в качестве заключительного «аккорда» публике предлагается Детский костюмированный парад. Центральное же событие карнавала — вручение еще одной городской премии, медали «За борьбу со смертельной серьезностью». Поощряют ею «за остроумие и человечность, проявленные при исполнении служебных обязанностей». Идея экзотической награды возникла еще в 1950 году, когда городской прокурор Дугдаль на время карнавала постановил отпустить на поруки всех подследственных. Карнавальный комитет был так поражен этим поступком (город тогда входил в английскую зону послевоенной оккупации, и времена стояли «невегетарианские»), что решил отметить своеобразную заслугу прокурора перед человечеством — новой премией, которая с тех пор исправно присуждается отличившимся в этом смысле политикам, юристам, дипломатам и прочим деятелям.

И вот еще что: приезжего уже на вокзале в Ахене встречают бронзовые фигуры лошадей, которые далее будут попадаться ему по всему городу в самых разных видах — гранитных, плетенных из соломы, пряничных. И даже перед новым зданием университета красуется синий конь с огромным компакт-диском на спине. Дело в том, что Ахен всемирно знаменит своими международными состязаниями по конному спорту. Ежегодно в конце лета на местный ипподром, который ценится как один из лучших в мире, съезжается вся лошадиная элита. Многие светские дамы специально возвращаются пораньше из отпуска, чтобы показаться на этом мероприятии в традиционных широкополых шляпах.

Дворец Карла Великого в Ахене

В 797 году король франков Карл Великий завладел частью Европы. Свою столицу он разместил в Ахене, на севере современной Германии. Там он решил построить дворец, который был бы таким же прекрасным, как дворцы Рима и Византии.

Резиденция со школой

Поместье в Экс-ла-Шапель было настолько обширным, что Карл Великий мог разместить в нем правительство и администрацию своего королевства.

Карл Великий выбрал Ахен (Экс-ла-Шапель), поскольку любил этот маленький городок на севере Германии. В нем били горячие источники, позволявшие купаться даже зимой. Король хотел, чтобы его резиденция была красивой, величественной и богато украшенной, чтобы она могла соперничать великолепием с дворцами Рима и Византии. Король поручил архитектору Одону из Меца воздвигнуть дворец; несколько зданий для королевской семьи, придворных и сановников; бани вокруг горячего источника и капеллу. Как в античном Риме, в банях должен был размещаться бассейн, достаточно большой, чтобы принять сто человек! В королевской резиденции Карл Великий повелел также построить школу, чтобы сановники, помогавшие ему управлять королевством, учились читать, что было редкостью в те времена. Карл Великий заботился о возрождении системы образования и для бедняков. При монастырях и церквах возникали школы. Сам король брал уроки грамматики и начал составлять грамматику немецкого языка. Он также поручил монахам позаботиться о создании в королевской резиденции богатой библиотеки.

Дворцовая капелла

Капелла называлась «дворцовой», поскольку входила в ансамбль дворца. Ее построили не в виде креста, а в форме восьмигранника. Трехэтажная, богато украшенная мозаикой, она была увенчана куполом восемнадцатиметровой высоты. Карл Великий присутствовал на религиозных церемониях, сидя на троне на втором этаже, тогда как придворные находились на первом. Своды часовни были выполнены в романском стиле: камни обтесывались так, чтобы свод имел дугообразную форму. В центре кладки находился замок свода, который поддерживал ее равновесие. Романский стиль распространился по всей Северной Европе. Более трех веков так строили церкви, дворцы и замки.

Эта часовня в романском стиле имела свою особенность: она была восьмигранной формы. Карл Великий велел украсить купол мозаикой, мрамор для которой он вывез из Италии.

Карл Великий присутствует на мессе, сидя на троне, находившемся на втором этаже часовни.

Мрамор из Италии

Чтобы достроить часовню, не хватало мрамора. Это не стало препятствием для Карла Великого, который обратился к папе и получил от него разрешение демонтировать римские памятники, чтобы получить глыбы камней и колонны, которые он приказал доставить из Италии. Карл Великий пожелал также, чтобы его королевский трон был похож на трон Соломона, царя Израиля.

Место захоронения Карла Великого

В ночь на Рождество 800 года в Риме папа короновал Карла Великого императором Западной Римской империи. На следующий год государь въехал в свою официальную резиденцию. Там он и скончался от лихорадки в 814 году. Говорят, что останки Карла Великого покоятся в старинном саркофаге, находящемся в капелле. До нашего времени дворец не сохранился, а капелла стала ядром Ахенского собора.

Мой блог находят по следующим фразам
• чудеса мира
• Индейцы, высотники
• ФАРОССКИЙ МАЯК картинки
• здание парусник где
• тауэрский мост в лондоне
• сады альгамбры

История

Карл Великий начал строительство Палатинской капеллы около 792 года вместе со строительством остальных дворцовых построек. Он был освящен в 805 году Папой Львом III в честь Девы Марии . Здание представляет собой центрально спланированную купольную часовню. Восточная часть имела квадратную апсиду и первоначально была окружена двумя базиликовыми постройками, которые теперь утеряны, но известны благодаря археологии . Вход в часовню через монументальный атриум на западе. В плане и отделке здания сочетаются элементы классического , византийского и прероманского стиля , а также роскошные материалы, что является выражением нового королевского дома, которым правил Карл Великий .

Ответственный архитектор, Одо из Меца , назван в надписи X века вокруг купола: Insignem hanc dignitatis aulam Karolus caesar magnus instituit; egregius Odo magister explevit, Metensi fotus in urbe quiescit . Больше о нем ничего не известно. Здание, которое он спроектировал, имеет простой внешний вид и сложный интерьер, с двойным восьмиугольным куполом, опирающимся на тяжелые опоры, двухэтажным возвышением, а также сложной облицовкой и отделкой.

В 936 году Оттон I , первый император Священной Римской империи из династии Оттонов , воспользовался тесной связью часовни с Карлом Великим и провел там свою коронацию как короля Германии . Императоры Священной Римской империи продолжали короноваться в Палатинской капелле до 1531 года. В 1000 году, что, скорее всего, было символической выставкой, Отто III поместил гробницу Карла Великого в часовне и почтил его останки. Первоначальная гробница, вероятно, была гробницей, впоследствии известной как «Карлсмемори», но разрушена в 1788 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector