Здание манежа

Выставочный зал «Манеж»

Свое начало история возникновения выставочного зала берет в 1817 году. Здание строилось российским инженером Львом Карбонье по проекту А.А. Бетанкура. В 1824—1825 годах внешние фасады были оформлены в стилистике ампир Осипом Бове. Момент окончания строительства ознаменован пятилетним юбилеем победы в Отечественной войне. Манеж стал великолепным олицетворением памяти подвигу русского человека в 1812 году. По этой причине территория зала была приспособлена для военных учений и тренировок. Название дома для муштры звучало как «Экзерциргауз». Подобного здания в мире на тот момент не существовало. Своеобразная планировка позволяла сооружению держаться только за счет основных стен, без присутствия опор и колонн внутри. Известные «фермы Бетанкура» являлись частью архитектуры здания. Торжественное открытие происходило в присутствии Императорского Величества и сопровождалось парадом войск.

Начало 20 века изменило предназначение здания на новый лад. На тот момент облагородили автопарк для автомобилей членов правительства. Но ближе к семидесятым годам Манеж стал основной площадкой для проведения ярмарок, выставок и мероприятий. 1967 год дал зданию новое имя. Привычное всем название Центральный выставочный зал «Манеж» было получено зданием именно в тот период времени.

В 2004 году произошло возгорание в здании выставочного зала. Пожар нанес серьезные повреждения культурному достоянию столицы. Значительная его часть была бесследно уничтожена. Целый год лучшие реставраторы возвращали Манеж в первозданный вид по проекту архитектора П. Ю. Андреева. В 2005 году Манеж гостеприимно распахнул свои двери для посетителей после восстановления. Многие люди ждали это грандиозное событие. Первый вернисаж, организованный в стенах уже нового здания, был представлен выставкой известного художника Сергея Андрияки. Работы его учеников также присутствовали в экспозиции.

Современный Манеж обустроен в соответствии с новейшими технологиями. Мощная система проветривания путем установки кондиционеров, вентиляция и новейшая техника делают Манеж актуальным в наш век цифровых технологий. Система пожаротушения продумана до мелочей. Прошлый опыт подсказывает, что к этому вопросу нужно подходить с огромной ответственностью, что с успехом удалось осуществить высококвалифицированным мастерам. Чтобы сохранить прекрасный колорит здания от недисциплинированных личностей и во избежание конфликтных ситуаций, Манеж оснащен камерами круглосуточного видеонаблюдения. Реконструкция здания сделала его очень удобным для посещения людей. Эскалаторы, лифты, удобная подземная парковка, стеклянные ограждения привлекают современного жителя мегаполиса.

В Манеже постоянно проходят различные выставки, мероприятия, презентации на различные тематики. Для всех категорий москвичей и гостей столицы есть интересные предложения для посещения. Для самых маленьких детей в возрасте до 8 лет всегда работает детская игровая комната «Детский манеж». Взрослые могут спокойно погулять и ознакомиться с выставкой, пока их дети под присмотром опытных педагогов занимаются развивающими играми.

Цены на посещение выставочного зала вполне приемлемы. Всего за 400 рублей можно посмотреть все представленные экспозиции. А в каждое третье воскресенье месяца Манеж можно посетить совершенно бесплатно. Манеж работает до 22 часов. Этот факт очень радует, так это отличный шанс провести незабываемый вечер.

Культура – это часть человеческой жизни. Поэтому не стоит пренебрегать возможностью увидеть прекрасное.

Как добраться:

Советское время

Во время блокады Ленинграда манеж был поврежден. После ремонтно-восстановительных работ помещение отдали ленинградским художникам для проведения выставок.

В 1973 началась масштабная реконструкция внешнего и внутреннего убранства. Этим занимались реставраторы П. Архипова, М. Братчиков, А. Тульков, они постарались вернуть Манежу на Исаакиевской площади тот вид, который задумывал Д. Кваренги. Внутренняя просторная часть превратилась в экспозиционную территорию.

Зал торжественно открыли в 1977 г, приурочив событие к 60-летию революции. Первой стала выставка «Искусство принадлежит народу».

В 2000, а затем в 2001-2003 годах фасад и скульптуры Манежа снова реставрировали.

Современность Манежа

В наши дни Конногвардейский манеж – это прекрасный современный выставочный комплекс. Его площадь – более 4,5 тысяч кв.м.

На этом крупнейшем в городе экспозиционном пространстве проводятся лекции, симпозиумы, круглые столы и семинары на разнообразные актуальные темы, кинопоказы, художники дают мастер-классы, устраиваются уникальные выставки. Манеж – непременная площадка для проведения международного культурного форума.

Выставки проводятся не только внутри здания, но и занимают территорию вокруг, знакомя петербуржцев и гостей города с явлением стрит-арта.

Кроме того, Манеж в СПб – это еще и концертная площадка, на которой звучит камерный хор, джаз, народные мелодии, электроакустика и многое другое.

Центральный выставочный зал «Манеж» работает с 11 до 20 часов, а по средам до 21 ч.

Для удобства посетителей открыты кафе и книжный магазин, действует wi-fi. Для отдыха и интернет-серфинга на 1-м этаже установлены удобные скамейки-парапеты.

Архитектура здания Манежа на Моховой

Здание Манежа представлено в виде одноэтажного строения площадью 6 с половиной тысяч квадратных метров. Длина боковых фасадов составляет порядка 180 метров.

Выполнена постройка в стиле классицизма. Торцевые фасадные плоскости украшают гладкие фронтоны, а также аркада, состоящая из семи арочных проемов.

Монументальность зданию Манежа на Моховой придает некая укрупненность его геометрических пропорций, сдержанная цветовая гамма плоскостей, а также мерная ритмика колонн и пилонов.

Рисунок боковых фасадов создается с помощью аркады окон, между которыми размещены особые тосканские колонны, и антаблементами с рельефными вставками.

Легкость в восприятии высокой двухскатной крыши обеспечивается за счет часто установленных слуховых окон.

Стоит отметить, что ранее к кровельным балкам изнутри крепился потолок, скрывавший оригинально исполненную решетку ажурной конструкции крыши.

Манеж

Беспрерывно преображается Москва. Манежная площадь за 500-летнее существование перестраивалась не единожды. В 1817 году на южной окраине площади возвели Манеж – величественное сооружение, украшенное колоннами. Здание строилось в ознаменование пятой годовщины Победы в войне 1812 года.

Изначально Манеж служил местом проведения военных смотров и парадов. Лишь в празднества пространство перед ним становилось доминирующим местом, где организовывали концерты, веселые ярмарки, выставки и народные гулянья.

В 1931 году здание преобразуют в крупнейшую выставочную площадку столицы. Чуть позже Манежу присваивают статус центрального московского выставочного зала. С тех пор на его площадях организуют самые крупные выставки столицы.

Что посмотреть

Автор архитектуры фасадов — Осип Бове. Их классический рисунок создают аркады окон между тосканскими колоннами и рельефными вставками. Все внутреннее пространство просматривается насквозь, ведь командирам необходимо было видеть каждого гвардейца и его коня.

Уже с 1831 г. в Манеже не только гремели сапоги и копыта, но и проводились концерты и вернисажи. Именно здесь состоялась печально знаменитая «бульдозерная» выставка, резко раскритикованная Н. С. Хрущевым. Ныне вся площадь Манежа разделена на несколько экспозиций, где представлены работы выдающихся мастеров современного российского искусства.

К 200-летнему юбилею подготовлена большая и интересная выставка «Гений Места: от экзерциргауза к выставочному залу. 200 лет в истории», подробно освещающая чуть ли не по дням все этапы жизни прекрасного украшения центра столицы.

Центральный выставочный зал на Манежной площади — это только часть музейно-выставочного объединения «Манеж». В него входят еще несколько объектов, в том числе выставочный на проспекте Мира, рассказывающий о знаменитом монументе. В фойе установлен огромный молот рабочего, поднимаясь по пандусу, посетители узнают много нового и неожиданного о великой эпохе «Сталинского Ампира», увидят как зарождался замысел и сооружалась гигантская скульптура. Документы повествуют о борьбе за свое детище, которую выдержали его создатели, об их триумфе, постепенном разрушении монумента и его возрождении в 2009 г.

Здание Манежа

Объект изначально задумывался как экзерциргауз — крытое пространство для проведения строевой подготовки кавалеристов, смотров и парадов. Помещение должно было вмещать до двух тысяч военных, с возможностью их свободного маневрирования верхом на лошадях.

Фонтан перед зданием выставочного зала, Nicolas Dubs

Автором проекта назначили российского подданного испанского происхождения — архитектора, инженера и строителя А. Бетанкура. Манеж возвели за 8 месяцев под руководством российского инженера французского происхождения Л. Карбонье. В этот период привлекалось от 500 до 700 рабочих одновременно.

Одноэтажное здание прямоугольной формы имело размеры 166 на 44 метра. Его высота составляла 15 метров, а площадь — более 7,4 тысячи квадратных метров. Уникальность конструкции заключалась в отсутствии внутренних столбов. Деревянные фермы длиной 45 метров опирались лишь на несущие стены. Для их изготовления использовались вековые лиственницы.

Поспешность возведения Манежа через год привела к появлению трещин в теле двух стропильных ферм. Одной из причин называли жару, но исследователи уверяют, что виной могли стать ошибки в расчетах и недостаточное количество самих ферм. Конструкция была усилена по проекту Р. Бауса в 1823–24 гг.

Выставочный зал, moscowmanege.ru

С наружных торцов здания имелись аркады, украшенные полуколоннами и фронтонами. Поверхности боковых фасадов визуально разделялись полуколоннами, между которыми установили большие сводчатые окна, дающие хорошее дневное освещение. Вход в здание был организован с каждой из четырех сторон.

К отделке приступили через несколько лет после торжественного открытия экзерциргауза. Работы были закончены в 1824–25 гг. Проект О. Бове предусматривал в качестве декора установку лепных деталей и горельефов, стилизованных под военные доспехи и атрибуты. Но бо́льшая часть задумок так и осталась на бумаге из-за недостатка финансирования. К зданию Манежа чуть позже была пристроена Ротонда. В советскую эпоху ее разобрали.

Чтобы уберечь деревянные конструкции от грызунов и насекомых, О. Бове распорядился рассыпать на чердаке полуметровый слой махорки. В годы ВОВ ее выкурили, но достаточно крепкий «аромат» ощущался еще на протяжении как минимум трех десятков лет.

Размещение художественных экспонатов, Александр Сенников

Ремонт здания выполнялся в самом начале ХХ столетия. А в 1930-е годы просевшие балки подперли колоннами, нарушив, тем самым, открытую планировку пространства. В 1953-м были организованы масштабные реставрационные работы с демонтажем всех гаражных конструкций и восстановлением настенных барельефов. Это была подготовка к открытию выставочного центра в 1957 г.

Вынужденная реконструкция 2004–05 гг

позволила увеличить выставочную площадь Манежа почти вдвое (за счет подземного этажа) и организовать дополнительные парковочные места рядом со зданием, что немаловажно в условиях расположения объекта в центре Москвы. Строение оборудовали эскалаторами и прозрачными ограждениями, установили лифты и стеклопакеты, усовершенствовали системы пожаробезопасности, вентиляции и кондиционирования

Работы выполнялись по проекту П. Андреева, сумевшего воссоздать внешний вид фасадов по чертежам О. Бове, а также возродить уникальные фермы Бетанкура с использованием современных строительных материалов и технологий.

Оформление экспозиции, Александр Сенников

Сегодня в здании Московского Манежа размещены не только выставочные площади, но и рестораны, кафе, зоны отдыха и конференц-зал. Споры по поводу искажения замысла Бетанкура в сторону «новодела» ведутся по сей день, но страсти, бушевавшие в начале восстановительной реконструкции здания, утихли.

Примечания[ | ]

  1. 123Екатерина Шалыгина. Манежная площадь(неопр.) . Узнай Москву. Дата обращения 30 августа 2020.
  2. 123456 Манежная площадь(неопр.) . Городской портал Москвы. Дата обращения 30 августа 2020.
  3. Москва: все улицы, площади, бульвары, переулки / Вострышев М. И. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2010. — ISBN 978-5-699-33874-0.
  4. 12 Манежная площадь(неопр.) . Культура.рф. Дата обращения 6 сентября 2020.
  5. Манежная площадь (неопр.) . Отдых и выходные в Москве. Дата обращения 6 сентября 2020.
  6. Манежная площадь в Москве (неопр.) . life-globe (8 февраля 2016). Дата обращения 6 сентября 2017.
  7. Манежная площадь (неопр.) . Тонкости туризма. Дата обращения 6 сентября 2020.
  8. Векслер, 2012, с. 18-21.
  9. Сытин, 1958, с. 170.
  10. Векслер, 2012, с. 22-27.
  11. Сытин, 1958, с. 171-172.
  12. Векслер, 2012, с. 22-29.
  13. Векслер, 2012, с. 32-33.
  14. Векслер, 2012, с. 50-51.
  15. Векслер, 2012, с. 52.
  16. Супруненко Ю. П. Москва подземная. Крона и корни великой тайны. — М., 2020. — ISBN 978-5-699-33874-0.
  17. Васькин, Гольштадт, 2009, с. 240-245.
  18. 12 Муравьёв, 2007, с. 277-278.
  19. Хранитель. Алексей Ильич Комеч и судьбы русской архитектуры / Самовер Н.. — М.: Искусство — XXI век, 2009. — ISBN 978-5-980-51-060-2.
  20. Ревзин Г. И. Охотный ряд открыт до самой глубины(неопр.) . Коммерсантъ (11 декабря 1997). Дата обращения 30 августа 2017.
  21. Торговый комплекс «Охотный ряд» на Манежной площади (неопр.) . Институт Мосинжпроект. Дата обращения 30 августа 2020.
  22. Самые массовые акции протеста в Москве c 1990 года. История вопроса (неопр.) . Коммерсант (10 декабря 2011). Дата обращения 30 августа 2017.
  23. 15 самых страшных московских терактов (неопр.) . Big Picture (10 июня 2013). Дата обращения 30 августа 2017.
  24. Разъяренные болельщики разгромили центр Москвы (неопр.) . newsru.com (9 июня 2002). Дата обращения 30 августа 2020.
  25. Беспорядки на Манежной площади в Москве 11 декабря 2010 года (неопр.) . РИА Новости (11 декабря 2015). Дата обращения 30 августа 2017.
  26. Ридус. Участники провалившейся «Евроманежки»: мы к такому не готовы (рус.). Ридус. Дата обращения 22 марта 2020.
  27. Contra Magazin: Призывы к российскому «евромайдану» звучат из Вашингтона (неопр.) . ИноТВ. Дата обращения 22 марта 2020.
  28. Концерт Prodigy на Красной Площади (неопр.) . The Prodigy (27 сентября 1997). Дата обращения 30 августа 2017.
  29. Алена Скворцова. Пять бесплатных шоу, которые Москва не забудет никогда(неопр.) . 360°. Дата обращения 30 августа 2020.

Экзерциргауз, или просто Манеж

От военной муштры к свободе творчества. Как на смену военным парадам в Манеже пришли художественные выставки? Какой классик русской литературы осваивал в здании на Моховой велосипед? По какому случаю Никита Хрущев сказал знаменитую фразу: «Нашему народу такое не нужно?» Ответы на вопросы — в 10 фактах из истории московского Манежа.

Строительная площадка поневоле. Площадь, где торговали дровами, сеном и мхом. За что улица и получила название Моховая. Пожар 1812 года, полыхавший в Москве, уничтожил купеческие лавки. На месте пожарища Александр I повелел построить Экзерциргауз на две тысячи солдат — в Доме военных упражнений должен был поместиться целый пехотный полк. Пятую годовщину победы в Отечественной войне готовились отметить смотром войск. Для приема парада сводного гвардейского отряда героев и было построено здание в центре Москвы.

Августин де Бетанкур. Московский Манеж. Акварель. Около 1817

Манеж и Кремлевский сад. Литография, разукрашенная акварелью. 1825. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Максим Воробьев. Вид Манежа, Кутафьей башни и церкви Николы в Сапожках. Акварель. 1817

Инженер и зодчий Бетанкур. За разработку проекта взялся не просто архитектор, а инженер-механик и организатор транспортной системы Российской империи Августин де Бетанкур. Обрусевший испанец — автор знаменитого фонтана «Девушка с кувшином», что в Царском Селе. Бетанкур основал Институт инженеров путей сообщения, руководил строительством Нижегородской ярмарки, сконструировал кабестан — приспособление для подъема тяжестей, которое использовали при строительстве Исаакиевского собора. По проекту Бетанкура и был выстроен Манеж.

Без единой колонны. Маневры без помех — главная задача, поставленная архитектору. Под крышей должно было расположиться пространство площадью 6500 квадратных метров. Проект оказался беспрецедентным: ширина здания в 45 метров — без внутренних опор! 30 деревянных ферм опирались лишь на наружные стены. Для строительства выбрали лиственницу — один из самых прочных материалов. Утвержден проект был в начале лета 1817 года, а окончания строительства ждали уже в середине осени, к 1 октября. И строители успели в срок.

Подвесной потолок. Использовалось ноу-хау при строительстве Манежа — впервые в России. Деревянные балки потолка соединили сложной системой, которая регулировалась гайками. Приглядывала за чудом инженерной мысли воинская команда. Специалисты следили за исправностью стропил. Конструкция сохранилась по сей день, хотя почти сразу после постройки появились трещины, которые в 1819 году потребовали реконструкции кровли. Спустя несколько лет число стропил увеличили до 45, а архитектор Осип Бове, входивший в комиссию, добавил строению несколько деталей.

Манеж. Перспектива, разрез, план, фасад. Чертеж из альбома Августина де Бетанкура. 1819

Вид Манежа со стороны Воздвиженки. Литография Кристофа Хайцмана с рисунка Эдуарда Гертнера. Середина XIX в.

Стропильные фермы покрытия Московского Манежа. 1917

Реконструкции. Здание в стиле классицизма автор проекта Большого театра и Триумфальной арки украсил лепниной. Теперь фасады воспевали военную мощь России. Атрибуты римских легионеров были изготовлены по эскизам Бове. До двенадцати чугунных горельефов «Военные доспехи», что должны были разместиться в простенках, дело так и не дошло. В 1838 году к Манежу была пристроена ротонда с престолом разобранной на Троицкой площади церкви Николы в Сапожке. Но пристройку после революции снесли, чтобы проложить трамвайные пути по Манежной улице.

Классик в Манеже. «Москва». Так назывался клуб циклистов или велосипедистов, который в 1899 году организовал в Манеже карнавал. Здесь же обучали всех желающих новомодному увлечению — езде на велосипеде. Среди учеников был и писатель Лев Толстой. Классик овладевал искусством управления двухколесной машиной уже в преклонном возрасте — в 67 лет. «За это время начал учиться в манеже ездить на велосипеде. Очень странно, зачем меня тянет делать это», — писал Лев Николаевич в своем дневнике, с увлечением продолжая осваивать транспортное средство.

Денис Чернов. Московский Манеж. 2012. Фотография: dionisi.ru

Неизвестный художник. Вид на боковой фасад Манежа со стороны Александровского сада. Начало XIX в.

Александровский сад в 30–40 годы XIX века. Справа — здание Манежа. Репродукция. ГИМ

История основания Манежной площади

Впервые об этом местечке упомянули в XV веке, в 1492 году, после возведения Арсенальной Кремлевской башни. Вокруг башни снесли все деревянные строения, несущие угрозу пожара. На их месте отстроили столичный посад, где разрешили поселиться ремесленникам и торговцам. Со временем территория вокруг посада обросла торговыми рядами (Охотным, Обжорным и Лоскутным), заняв участок в 6500 м2.

Поскольку на здешних прилавках всегда в изобилии лежала дичь, торговую точку стали называть Охотный ряд. Торговый квартал привлекал горожан запахом мяса, который витал над всей площадью. В эпоху социализма одну часть этого квартала отдали под строительство торгового центра ГУМ. Вторая же часть Охотного ряда протянулась вдоль улиц Петровка и Неглинка.

Массовые мероприятия и события[ | ]

Вид на Манежную площадь, 2020 г. Манежная площадь неоднократно становилась местом проведения массовых митингов и манифестаций. На площади проходили самые многочисленные акции протеста периода перестройки и постсоветского времени: 4 февраля 1990 года здесь состоялся митинг с требованием отменить шестую статью Конституции СССР, собравший до 300 тыс. человек. 14 января 1991 года на Манежную вышли более 100 тыс. человек под лозунгом «Не допустим оккупации Литвы!». Во время августовского путча Манежная стала одним из мест массового выступления противников ГКЧП.

31 августа 1999 года на третьем ярусе ТК «Охотный ряд» прогремел взрыв, в результате которого один человек погиб и пострадало более 30.

9 июня 2002 года на площади произошли массовые беспорядки, ставшие следствием поражения национальной сборной в матче с Японией в ходе чемпионата мира по футболу.

11 декабря 2010 года на Манежной вновь случились беспорядки. Их причиной стали убийство болельщика «Спартака» Егора Свиридова и порядок расследования преступления.

30 декабря 2014 на площади прошел митинг сторонников Алексея Навального под лозунгом «Евроманежка», однако по общему мнению он оказался провальным и вызвал язвительные отклики в СМИ.

Манежная площадь является также местом проведения open air концертов и выступлений: в 1997 году на этом месте выступили The Prodigy, собрав около 250 тысяч человек, а в 1998-м состоялся концерт рэпера Кулио.

Дворец графа К. Г. Разумовского: архитектура

Вся архитектура Петербурга – удивительная красота, которую продумывали величайшие архитекторы веками. Множество особенностей делают здания такими прекрасными, какими они являются на самом деле. В число этих достоинств входит:

  • Продуманность дизайна;
  • Величие, которое граничит наравне с простотой объектов;
  • Гармоничность и вписываемость в общую обстановку;
  • Разнообразие стилей.

Удивительно, но дворец относится к тем немногим зданиям, архитектура которых сохранилась на долгие годы. Постройка в ходе переделок стала похода на усадьбы зарубежных царей. Она была очень красивой и величественной.

Декорации главного фасада акцентируют внимание на колонны в центре, которые построены над аркадой цокольного этажа. В дополнение использованы барельефы

Они четко прорисованы и дополняют фасад.

Садовый фасад изображен немного по-другому, но не менее чарующе: лепнина и колонны, боковые ризалиты, переплетение с мотивами главного здания. Чтобы отделить улицу и участок, была возведена каменная стена с центральными монументальными воротами.

Растрелли, который занимался проектированием деревянного фасада здания, было доверено строительство многих шедевров архитектуры Санкт-Петербурга. В это число входит дворец императрицы Анны Иоановны, манеж между Большой Морской улицей и Невским проспектом, Летний и Зимний дворец.

Он преодолел неприязнь последующих правительниц и вошел в доверие настолько, что поручена работа над расширением Петергофского дворца, постройкой Екатерининского дворца, Строгановский дворец и многие другие.

Валлен-Деламорт, который окончил работу над будущим университетом, прибыл из Франции. Он создавал проекты загородных домов, дворцов, церквей. Здание малого Эрмитажа – одна из наилучших работ француза, которая в будущем стала местом для отдыха с гостиными, галереями, оранжереями.

Окна дворца украшены лепкой и красиво обрамлены. Большое количество прислуги следило за всей красотой и поддерживало чистоту. В саду росли экзотические растения, охотно делился ими и радовал прохожих обилием ароматов.

Билеты

Стоимость входа в Московский Манеж зависит от проводимых выставок или мероприятий, поэтому фиксированной не является. С перечнем категорий посетителей, имеющих право на льготы и свободный вход, можно ознакомиться на официальном сайте комплекса.

Бесплатное посещение выставок в Центральном Манеже возможно в третье воскресенье каждого месяца.

В рамках осмотра временных экспозиций можно воспользоваться услугами опытных экскурсоводов. Для участия необходима предварительная запись по телефону +7(499) 394-01-55. Группы по 5–20 человек. Стоимость от 50 рублей за одного человека.

Выставки в ЦВЗ Манеж

Где находится ЦВЗ «Манеж»

Гостю, впервые приехавшему в город, не просто найти здание выставочного центра, хотя на экскурсионной карте Санкт-Петербурга Михайловский Манеж выделяется. Он расположен на небольшой Манежной площади, рядом со зданием Петербургского Благородного собрания, в стенах которого сегодня находится столичный Дом радио.

Недалеко можно увидеть еще несколько примечательных строений — Дом Кино, в котором часто проходят кинофестивали, старинные доходные дома, здания бывших конюшен Михайловского замка. В центре площади расположен Старо-Манежный сад — пейзажный садик, разбитый еще в 1838 году.

Адрес Михайловского Манежа в Санкт-Петербурге знают в основном те, кто участвует или посещает выставки. Выставочный центр находится на Манежной площади, д.6. Чтобы к нему попасть, необходимо выйти на станции метро «Гостиный дров». Если перейти Невский проспект и пройти 200 м вниз по улице Малой Садовой, то взгляду туриста откроется уютная Манежная площадь с расположенным посередине фонтаном и зеленым сквером.

История строительства

Возвели здание Манежа только благодаря пожару 1812 года, который опустошил территорию старого города, примыкавшего к Кремлю. Созданная после отступления Наполеона Комиссия по строениям разработала проект архитектурного ансамбля этой местности, в который и вошло здание нынешнего Манежа. Ранее место под ним занимали всевозможные купеческие лавки.

Как говорилось выше, исполнения проекта поручили зодчему Бетанкуру. Одной из главных задач, поставленных перед ним, было создание условий для маневрирования внутри помещения целого полка, причем, без каких бы ни было помех.

Стоит отметить, что сооружение стало уникальным не только в стране, но и в мире, т.к. впервые конструкция стропил была рассчитана таким образом, что смогла перекрыть пространство шириной под 45 метров без применения поддерживающих колонн: 30 деревянных ферм держались лишь на наружных стенах.

Руководил строительством здания Манежа на нынешней Моховой, 18 инженер Лев Львович Карбонье, помощниками которого были архитектор Ламони и военный инженер А.Я. Кашперов.

Работы были завершены к 30 ноября 1817 года. На торжественном открытии Экзерциргауза присутствовал сам император Александр I.

После случившегося Бетанкур сразу начал настаивать на переустройстве крыши, но соответствующее указание было получено от императора лишь в 1823 году. Проект новой кровли был разработан инженер-полковником Рафаэлем Баусом, который вместо 30 прежних установил уже 45 ферм новой конструкции.

Украшение Манежа

Только в 1817 портик был окончательно оформлен: по обе стороны от входа поставили скульптурные изображения юношей, укрощающих коней.

Живописные статуи из лучшего каррарского мрамора были скопированы с римских образцов итальянским скульптором Трискорни специально для Манежа в СПб. Фигуры изображали мифологических персонажей Кастора и Полукса, неразлучных братьев, сыновей Зевса.

Но украшали фронтальную часть мраморные изваяния недолго. Уже в 1840 по требованию священников Исаакиевского собора фигуры обнаженных язычников были переставлены в тыл, к казарменным воротам.

Лишь спустя почти сто лет, в 1954, скульптурные композиции вернулись на место.

Малый Эрмитаж

Малый Эрмитаж – дворец, являющейся составной частью комплекса «Государственный Эрмитаж». Зданию отведена роль связующего звена между Новым Эрмитажем, Зимним дворцом и Большим Эрмитажем.

Строительство Малого Эрмитажа продолжалось с 1764 по 1775 годы. Внутри дворца была размещена огромная оранжерея с редкими растениями, певчими птицами и некрупными животными. Оранжерея получила название «Зимний сад».

В центре зала находился стол с уникальным подъемным механизмом. С помощью механизма стол оказывался в кухне, где его сервировали и в накрытом виде отправляли к собравшимся в зале гостям.

Фасад Малого Эрмитажа украшен в традиционной для классицизма манере. Над верхним этажом размещен портик, поддерживаемый шестью коринфскими колоннами. На длинном балконе установлены две статуи – богини изобилия Помоны и богини цветов Флоры.

Малый Эрмитаж и Зимний дворец со стороны Миллионной улицы соединены проходом, под которым расположена полукруглая простая арка.

Императрице Екатерине II Малый Эрмитаж очень полюбился. Царица приходила во дворец на обеды и ужины, в одиночестве гуляла по оранжерее, играла с фрейлинами.

Главное богатство Малого Эрмитажа с момента его открытия – живопись и статуи, приобретенные на личные средства государыни. Именно эти коллекции стали основой современного музея.

В наше время Павильонный зал Малого Эрмитажа является частью главного музейного комплекса. Туристу сразу бросаются в глаза невероятной красоты часы в виде павлина. Это уникальное произведение искусства работы Д. Кокса купил для Екатерины II ее фаворит, князь Потемкин.

Интерьеры Павильонного зала поражают богатством и изяществом. При их оформлении использовались редкие породы мрамора и хрусталя, позолота, янтарь, цветное стекло. Мебель в Малом Эрмитаже инкрустирована дорогостоящими минералами: ониксом, лазуритом, перламутром.

Направо от Павильонного зала находится атриум с картинами прославленных голландских художников 16-17 вв. Знаменитый Благовещенский триптих Ж. Белльгамба – одна из самых известных в мире живописных работ.

В Малом Эрмитаже хранятся групповые портреты работы Д. Якобса – весьма необычное явление голландского искусства. Портреты художник писал не по заказу одного человека, а целой гильдии – стрелков, врачей, актеров. За пределами Нидерландов находится всего несколько групповых портретов кисти художников, большинство из этих работ представлены в Петербурге.

Интересное видео о Малом Эрмитаже:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector