Зачем нужна география в жизни? зачем нужно изучать географию?
Содержание:
- Как современные географы изучают Землю
- География в школе
- Становление науки
- Совокупность наук
- Зачем нам география
- Современная география
- Экономический рост против географии
- Матрица общечеловеческих задачпреподавания географии в средней школе
- Важнейшие достижения географии
- Зачем человеку нужна география
- Географические объекты и процессы
- Как это пригодится в жизни
Как современные географы изучают Землю
Для изучения природных объектов и явлений географы широко используют различные приборы. Наряду с традиционными (компас, термометр, барометр, рулетка) появились и современные приборы (навигаторы и радары, электронные дальномеры и глубиномеры).
В самых разных уголках Земли по крупицам, шаг за шагом, собирают информацию геологические экспедиции, морские научные суда, воздушные шары метеостанций. Специалисты в разных областях географии ежедневно получают сведения от космических спутников. На основе этой разнообразной информации создаются современные электронные карты, предсказываются природные явления и развитие природных процессов.
География в школе
География – это единственный предмет в школе, который формирует у учеников комплексное представление о нашей планете, людях. Она знакомит их с территориальным подходом как способом познания и значимым инструментом влияния на социально-экономические и природные процессы.
Существуют следующие значения географии:
- понимание современного мира как единого, но многообразного и в тоже время неделимого, осмысление определенных мест в мире и осознание включенности каждого человека в жизнь на планете;
- формирование географического мышления, дающего возможность смотреть на явления и объекты в тесной взаимосвязи в пространстве и времени, и позволяющей осознавать ситуацию в настоящий момент времени;
- осуществление гуманных идей, которые проявляются в сохранении природы и животных, глубоком изучении природных мест и населения.
Становление науки
Наука география (geo — земля, grapho — описание) долгие годы очень точно описывалась своим содержанием — наука об описании земли. Действительно, изначально география имела только описательный характер: описывались моря и океаны, страны и континенты. В древние времена развитием этой науки занимались Аристотель, Птолемей, Геродот, Страбон и другие.
Эпоха Великих географических открытий (примерно 500 лет назад) продолжалась 2 века, и в это время география была царицей наук. Большое влияние на развитие тех событий сыграли торговцы, которые оплачивали путешествия географов, ожидая получения баснословных прибылей с открытых земель.
Описательный характер науки географии сохранялся до конца 18 века, когда земной карте не осталось «темных пятен». Все было открыто! Теперь одного описания было недостаточно, и перед наукой стали ставиться и другие задачи.
Старая карта мира
Совокупность наук
География, как наука, не является единой и сочетает в себе большое количество дополнительных дисциплин, которые представлены в «дереве».
Физико-географические | Общественные | Общегеографические |
---|---|---|
Климатология | Экономическая гео-ия | Картография |
Землеведение | Политическая гео-ия | Страноведение |
Океанология | Гео-ия населения | Геоэкология |
Биогеография | ||
Гляциология | ||
Гидрология | ||
Геоморфология |
География в современном мире в основном делится на физическую и социально-экономическую. Физическая изучает материки, океаны, погоду, течения и так далее. Вторая изучает экономическую, техническую и демографическую ситуацию в отдельных районах и в мире в целом.
Зачем нам география
На первый взгляд географическая наука кажется тяжело применимой в повседневном мире, многое автоматизировано. Да и в целом, люди хорошо понимаю зачем им математика, грамматика, чтение, информатика. А зачем человеку география? Есть 3 направления, из-за которых географию должен учить каждый:
- Знание основных процессов природы и хозяйствования человека. Это позволит понять, почему в вашем районе занимаются той или иной деятельность, куда отправляют товар из вашей страны, и откуда привозят другой товар. Как меняется и будет меняться природа и хозяйство.
- Знание основ географического мира. Вы сможете определять стороны света, выбирать лучшие страны для поездки в отпуск, будете знать насколько отличается ваше время с временем в другой стране (например, вам туда надо позвонить), какая погода в различных странах и так далее.
- Знание основ профессий. Многие современные профессии заставляют людей учить географию. Военный, моряки, летчики, геологи, строители, предприниматели — все должны иметь представление о науке.
Современная география
Человек, исследуя родную планету, раскрывает для себя всё новые горизонты познания. Скважины, пробуреные в глубины земных недр, открыли лишь небольшую часть подземных кладовых. На дно морей и океанов опускаются глубоководные аппараты, исследующие океанское дно и уникальный подводный мир. Льды Антарктиды скрывают от глаз учёных уникальные озёра. Ежегодно в непроходимых лесах Амазонии учёные открывают новые виды животных и растений. Географы всего мира объединяют свои исследования из-за угрозы потепления климата и загрязнения окружающей среды. Главные задачи с временной географии — знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям.
Экономический рост против географии
Незнание географии делает человека жертвой своей же хозяйственной деятельности. Пусть сегодня мы настолько могущественны, что можем осушать реки или разрушать хрупкий баланс исконных мест обитания животных, но все это человек делает без знания географии. Складывается впечатление, что недолговечная экономическая выгода ставится выше, чем доводы науки. Мы пока не научились жить в согласии с природой, а просто ее эксплуатируем. Быть может, в вопросе о том, зачем человеку нужна география, ответ следует поискать в возможности нашего мирного существования с растительным и животным миром?
Но экономический рост все это исключает, а экономики мира ускоряются, так как в них вкладываются деньги. Инвесторы хотят получать больше, а исполнители заказов охотятся за прибылями. Наращиваются объемы ВВП, растут прибыли инвесторов. Но какой ценой? Может, мы платим за это увеличением выбросов в атмосферу? Может, загрязнением водоемов из-за нежелания устанавливать дорогие фильтрующие установки? Может, растущими горами мусора по окраинам городов? В действительности за ожидаемый логарифмический экономический рост нас ожидает все это плюс осушение рек и эрозия почвы. А это страшнее всех известных катастроф.
Матрица общечеловеческих задачпреподавания географии в средней школе
Специфика предмета
№
Задачи курса
Содержательные линии
То же в переводе на
бытовой человеческий язык
1
Показать разнообразие
объектов и явлений земной поверхности
Объектный ряд
Есть леса, степи, заводы,
города, железнодорожные переезды, овраги, пашни,
вулканы…
2
Сообщить разумное
количество названий географических объектов — в
объеме, позволяющем молодому человеку
ориентироваться в современном информационном
пространстве
Географическая
номенклатура
Есть Париж, Норильск,
Везувий, Черное море, Миссисипи, Закарпатье…
3
Ярко и доходчиво
изложить об этих объектах наиболее важную,
ключевую информацию, которая в сознании
школьника будет «упакована» в емкие
запоминающиеся образы (образ города, местности,
территории, района, страны)
Географическая фактура
Париж — это Эйфелева
башня, мода, Лувр, туристическая мекка, ядро
французской нации… Норильск — это большой
город, ежегодно «исчезающий» в полярной ночи, это
никель, это огромные трудовые свершения наших
людей, это валюта…
4
Развивать вкус в
восприятии местностей и стимулировать желание
узнавать новые местности
Переживание
пространства
Париж притягателен и
рекламируемыми туристическими объектами, и
обыкновенными старыми кварталами… Суровую,
целесообразную красоту можно при развитом
географическом вкусе увидеть полярной ночью в
Норильске… Узнавая новые местности, человек
всякий раз приобретает новое для своего развития
5
Научить пространственно
сопрягать географические объекты, то есть
научить географической карте
Территориальная
структура
Париж расположен
западнее и южнее Норильска… Париж лежит в
Европе, Норильск — в Азии. Они лежат по разные
стороны Уральского хребта..
От Норильска
недалеко до Северного Ледовитого океана, от
Парижа — до Атлантического…
6
Обратить внимание на
пространственные различия между объектами
(группами объектов), по-разному расположенными
Территориальная
дифференциация
Во Франции много
городов, много людей на каждый квадрат со
стороной в 1 км, в Восточной Сибири — мало городов
и гораздо меньше людей. В Италии есть несколько
действующих вулканов, в Kарпатах — нет
В
Северной Африке есть пересыхающие реки, в
Амазонской низменности — нет…
7
Дать импульс к тому,
чтобы вступающие в жизнь люди задумывались над
причинами размещения, над пространственными
различиями, их упорядоченностью и
обусловленностью
Территориальная
организация
Kультурный и
политический центр, равный по размеру Парижу или
Москве, мог возникнуть только в условиях
благоприятного климата, посреди заселенной и
обладающей природными ресурсами территории… За
полярным кругом крупный город мог возникнуть
только по исключительным причинам: богатые
месторождения (Норильск и Магадан — дары
геологии), незамерзающая гавань (Мурманск — дар
теплого течения)…
8
Показать динамичность
карты: современную жизнь каждого конкретного
школьника на Земле как продолжение длительного
процесса заселения и освоения, как продолжение
процесса изменения лика Земли
Территориальное
развитие
Я живу здесь, потому что
сюда тогда-то переселились оттуда-то мои предки,
чтобы выращивать здесь хлеб (добывать никель,
управлять железной дорогой, перевозящей
выращиваемый здесь хлеб, учить детей рабочих…).
Хлебородные почвы сформировались здесь в
результате… Руды образовались здесьв
результате… Kогда руды будут исчерпаны, город
может изменить свою специализацию на…
9
Выработать подходы к
осознанной оценке обитаемого пространства
Отношение к территории
Я люблю мою Родину, люблю
мой город, осознавая при этом, за что они любви
достойны, а что я буду стараться в них изменить. Я
с уважением и даже восхищением отношусь к стране
N и народу L, сознавая, за что они достойны
восхищения, а на что в них я должен реагировать
иначе
Важнейшие достижения географии
Как и любая наука, география имеет множество позитивных доказательств того, как природные ресурсы и явления используются человеком без вреда для окружающей среды. Факт внедрения ветряных и гидроэлектростанций с целью закрытия электростанций на угле в Новой Зеландии уже должен свидетельствовать о том, зачем нужна география в жизни. Она позволила описать имеющие природные условия в этом государстве своими методами, на основании которых синтезируется прибыльная для экономики и безопасная для экологии идея.
Еще одним интересным примером грамотного использования своего географического положения является Исландия, отопление и обогрев домов в которой достигается за счет вулканической активности и множества гейзеров. Или например, Испания, один из лидеров по солнечной энергии. И таких примеров много. Каждый из них показательно отвечает на вопрос о том, зачем нужна география. Сочинение по данной теме было бы неполным без указания таких инициатив, как строительство Суэцкого канала в Египте или Панамского канала между Северной и Южной Америкой.
Эти сооружения — примеры грамотного использования географических преимуществ, которые, к сожалению, стали причиной политических разногласий. Достаточно вспомнить военную операцию «Правое дело», осуществленную США в Панаме и Суэцкий кризис. Причем география всегда будет сталкиваться с политикой, в чем, к нашему большому стыду, последняя еще долго будет побеждать.
Зачем человеку нужна география
Поверхность нашей планеты чрезвычайно разнообразна, и география помогает нам понять причины этого разнообразия. Человека всегда интересовало, что скрыто за горизонтом. И сегодня география позволяет нам увидеть мир во всём его многообразии, учит нас ориентироваться в пространстве и прокладывать свой маршрут по географической карте. Граждане Земли должны знать, где и как люди живут, создают города и государства, преобразуют природу, защищают и сохраняют её. Несмотря на то, что география древняя наука, она по-прежнему открывает перед нами удивительный мир разных народов, знакомит с их обычаями и традициями.
Географические объекты и процессы
География изучает объекты, процессы и явления, которые существуют на Земле. Географические объекты весьма разнообразны, их можно подразделить на природные (горы и равнины, моря и реки) и созданные человеком (города и заводы, электростанции и оросительные каналы). В природе и жизни людей также велика роль географических явлений (событий) и процессов (изменений во времени), которые происходят вокруг нас повседневно. Многие географические явления имеют разрушительный характер: вулканы и землетрясения, наводнения и морские волны, грозы и ураганы. Географы характеризуют их происхождение и разрушительную силу.
Важнейший предмет изучения географии — процессы взаимодействия человека и природы. Ведь с каждым годом человек всё больше изменяет природные объекты, добывая полезные ископаемые, вырубая леса, загрязняя отходами атмосферу и Мировой океан.
Как это пригодится в жизни
Знания географии помогают в самых разных сферах жизни. Каждому известна ее польза при путешествиях. Благодаря ей можно ориентироваться по карте мира. Кроме того, учитываются время и часовые пояса. Данная наука объясняет все о часовых поясах, и в каком из них находится тот или иной город.
Также она нужна в области спутниковой и сотовой связи, навигации. Все современные GPS спутники, навигаторы и сотовые операторы используют знания местности. Все операторы имеют свою зону действия и за ее пределами позвонить уже невозможно, либо может включиться роуминг. И тут пригодятся современные знания о географии. Если знать местность, где заканчивается действие своего оператора и начинаются дорогие звонки, можно подключиться к другой сотовой связи.
Современная техника неразрывно связана с этой наукой. Навигаторы представляют собой приборы, которые помогают добраться до места назначения. И это возможно благодаря встроенному компасу. GPS спутники также требуют наличия картографии. Они пересылают на Землю координаты, которые обозначаются в секундах, минутах и градусах. Они затем расшифровываются и помогают сориентироваться.
Туристам особенно нужны знания в такой науке. Ведь прежде чем отправиться в определенное место, необходимо узнать все о климате там. Иначе неподходящие условия погоды могут просто испортить отдых. К тому же знания предостерегают туристов от опасности. Ведь существуют такие места на Земле, где периодически становится очень опасно, происходят ураганы и землетрясения.
Мечта посетить Австралию или Байкал – это разные цели, ведь они находятся в совершенно разных местах. Что-то находится дальше, что-то ближе. Познания дают представление о том, в каких частях света они расположены и какой там климат. Это помогает грамотно спланировать свои путешествия.
Помимо вышеперечисленного, география позволяет ориентироваться в погодных условиях. Например, грибникам и рыбакам всегда нужно знать, когда будет удачный урожай и улов. А они в этих случаях, как известно, возможны, когда есть дожди и наблюдаются теплые ночи.
Таким образом, география находит в нашей жизни обширное применение. Она помогает ориентироваться в жизни, узнавать много нового и делать выводы во всевозможных сферах – питании, прогнозе погоды, путешествиях, традициях, развлечениях и так далее.