Водные каналы на карте россии
Содержание:
- Судоходные каналы: Кильский канал (до 1948 года — Канал кайзера Вильгельма)
- Судоходные каналы: Коринфский канал
- Значение рек и пресной воды
- Среднегерманский канал
- Географическое положение
- Судоходные каналы: Канал Дунай — Черное море (Canalul Dunăre-Marea Neagră)
- Индигирка
- Река Обь
- Обь
- Колыма
- В какие сроки проходит навигация маломерных судов в России
- Енисей
- Суэцкий канал (Египет-Африка)
- Рукотворные достопримечательности
- Волго-Донской судоходный канал
- 1. Виды каналов
- Судоходные каналы: Суэцкий канал
- Панамский канал
Судоходные каналы: Кильский канал (до 1948 года — Канал кайзера Вильгельма)
Соединяя Балтийское и Северное моря, Кильский канал проходит через немецкую провинцию Шлезвиг-Гольштейн. Открытый в 1895 году, Кильский канал длиной 98 км позволяет судам сокращать более длинный маршрут, проходящий через Данию (полуостров Ютландия), который считается довольно нестабильным. С помощью этого искусственного водного пути суда, идущие на восток через Северное море, заходят в канал в Брунсбюттеле и завершают путешествие в Хольтенау, чтобы войти в Балтийское море. О строительстве канала задумывались еще в 1700-х годах, но работы начались только в конце 1887 года. Понадобилось восемь лет, чтобы завершить его.
Фото: HenSti, from Wikimedia Commons (CC BY-SA 3.0)
Фото: HenSti, from Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)
Фото: Roger W / flickr (CC BY-SA 2.0)
Судоходные каналы: Коринфский канал
Соединяя Коринфский залив Ионического моря и залив Сароникос Эгейского моря, канал проходит через узкий Коринфский перешеек и отделяет Пелопоннес от материковой Греции. Его длина составляет 6,4 километра, а глубина — 8 метров. Он считается самым глубоким каналом в мире. Канал помогает морякам избежать опасностей плавания вокруг коварных южных мысов Пелопоннеса при движении между заливами Сароникос и Коринфским. Хотя его экономическое значение уменьшилось из-за неспособности пропускать современные суда, канал все же обслуживает около 15000 судов из 50 стран.
Фото: Sharon Mollerus / flickr (CC BY 2.0)
Фото: albertux / pixabay (Pixabay License)
Фото: Andy Hay / flickr (CC BY 2.0)
Значение рек и пресной воды
Во всем мире значение водоемов достаточно велико. Стоит только задуматься, сколько воды используется человечеством хотя бы за один год. Но сегодня реки — не только источник пресной воды. Им отведена важная роль в хозяйственной деятельности страны.
Основное значение рек:
- Главный источник пресной воды для бытовых нужд и сельского хозяйства.
- Водные артерии страны остаются важнейшим транспортным путем. Причем не только для доставки грузов, но и для перевозки людей.
- Один из важнейших энергоресурсов страны. На реках построено множество ГЭС, снабжающих людей и предприятия необходимой электроэнергией.
- Речные сети являются важными рекреационными ресурсами государства. На их берегах и в долинах устраиваются места отдыха, санатории и лечебно-профилактические учреждения.
- Многие заповедники России размещены в бассейнах крупных рек.
- Огромное количество национальных парков находятся в речных зонах.
Кроме того речные зоны обладают множеством достопримечательностей, одной из которых являются водопады.
На Конде находится один из самых высоких в России водопад высотой 108 метров с прямым падением воды.
Есть каскадные водопады, высота которых достигает 400 метров. И это прекрасное место для туризма.
Среднегерманский канал
Свой судоходный путь существует и в Германии
Он носит название Среднегерманский канал и является важной полноводной артерией, соединяя Рейн через водотоки Дортмунд-Эмс и Рейн-Херне с крупными реками государства, в числе которых Везер, Эльба, Эмс, Одер, а также несколько озер
Длина Среднегерманского канала — 325,7 км. Он популярен крайне живописными прибрежными видами, которые притягивают сюда большое количество людей. Помимо окрестностей ценители зеленого ландшафта могут также наслаждаться красотой мостов и экзотическими строениями, предназначенными для переправы судов. Наиболее популярны на канале Минденский и Магдебургский протоки, которые и по сей день притягивают к себе толпы туристов и ценителей прекрасного.
Географическое положение
Россия — крупнейшее государство в мире, расположенное на материке Евразия. Пролегает по землям Восточной Европы и Северной Азии. Основная часть государства разместилась в Северном и Восточном полушариях, и только незначительные участки Чукотского АО находятся в западном. Площадь Российской Федерации составляет чуть более 17 млн км2, на которой проживает 146 793 744 человека.
Протяженность страны в направлении север-юг составляет примерно десять тысяч километров, а с запада на восток — чуть более четырех тыс. км. Но как и любое государство, Россия имеет определенные границы.
Крайние точки русской территории:
- Северная граница (81°51’ с. ш.) — мыс Флигели на о. Рудольфа.
- Южный край (41°11’ с. ш.) — расположена юго-западнее горы Киченсув, на границе Дагестана и Азербайджана.
- Западная граница (19°38’ в. д.) находится в Калининградской области и проходит по Балтийской косе Гданьского залива в Балтийском море.
- На востоке ограничена остовом Ратманова, расположенным в Беринговом проливе (169°0’ з. д).
Судоходные каналы: Канал Дунай — Черное море (Canalul Dunăre-Marea Neagră)
Канал Дунай — Черное море — еще один важный судоходный путь в западноевропейском регионе, который не только соединяет Дунай с Черным морем. По этому крупному западноевропейскому судоходному пути можно попасть из Черного моря в Северное, воспользовавшись каналом Дунай-Майн-Рейн. Канал Дунай — Черное море позволяет судам обходить сложную область дельты Дуная, обеспечивая непрерывность морских операций в регионе. Главная ветвь канала длиной 64,4 км была построена в период между 1976 и 1984 годами, а северная ветвь длиной 31,2 км была построена между 1983 и 1987 годами.
Где находится канал Дунай — Черное море
Канал Дунай — Черное море. Фото: Brian Lowe, via Wikimedia Commons (CC BY 2.0)Канал Дунай — Черное море. Фото: jeffwarder, via Wikimedia Commons (CC BY-SA 3.0)Канал Дунай — Черное море. Фото: Predavatel, from Wikimedia Commons (Public domain)
Фото на главной: US DOT, via Wikimedia Commons (Public domain)
По материалам: marineinsight
Индигирка
Река Индигирка
Водная артерия на севере России, в Якутии, до которой практически не дошла цивилизация.
Начинает путь в районе Халканского хребта. Длина русла 1726 км, охват акватории — 360 000 км. Устьем является Восточно-Сибирское море. Большинство граждан знают ее лишь по учебникам географии или художественным книгам.
Индигирка признана самой холодной рекой в России. Зимой русло промерзает насквозь. Даже и летом на поверхности воды образуется наледь. Река держит путь по ущелью, в окружении скалистых гор, и если смотреть сверху, поток напоминает сверкающий ледяной ручей. Правду говорят — самые красивые реки России находятся на севере.
На Индигирку прибывают туристы за острыми ощущениями во время байдарочных сплавов.
Ближе к устью находится страшное место, которое местные именуют Индигирская труба. Здесь русло сужается до 200 метров, с обеих сторон его окружают высокие скалы.
Русло извилистое, течение прибивает лодку то к одному, то к другому берегу. Встречаются пороги и перекаты, обвалы отвесных скал. Участок признан самым мрачным и опасным, даже коренные жители не всегда решаются отправиться в путь вплавь.
Река судоходная, единственная транспортная артерия в регионе. Большую часть года вода скована льдом. Ввиду отдаленности от цивилизации в Индигирке сохранились ценные породы рыб. Местных и туристов Индигирка привлекает перспективой разжиться омулем, осетром, кетой, горбушей, ряпушкой.
Река Обь
Данная река является самой большой на территории всей страны. Находится Обь в Сибири и образована она путем слияния других рек, Бии и Катуни. Протяженность реки составляет почти 5,5 тыс. км. Этим она и выделяется среди других русских рек, так как ни одна из них не имеет подобной протяженности. Река впадает в Карское море.
Считается, что название речки имеет арабские корни. С одного арабского языка «Обь» переводится как «вода». По официальной версии такое название река получила благодаря кочевым племенам, которые на долгое время нашли себе пристанище у этих вод. Так или иначе, но эта река получила свое название еще в период Средневековья. Согласно другой версии, название речки означает «снег». Дело в том, что когда Обь замерзает, ее сложно определить как реку, даже если стоять вблизи. Еще сложнее это сделать, когда на нее падает снег и тогда она полностью походит на землю. Отсюда и название – «снег». У Оби есть множество других названий, например, такой древний народ как ненцы назвали ее «мысовой рекой», а алтайцы дали ей название «Умарды», что в переводе означает «река Севера».
У этой реки есть множество притоков, основным из которых является Иртыш. Также, Обь имеет огромное количество судоходных районов. Вот некоторые из них:
- Барнаульский.
- Томский.
- Новосибирский.
- Сургутский и т.д.
Обь лидирует среди других рек по количеству портов и мостов. Также, данная река имеет огромную промышленную значимость для России, ведь в ней обитает довольно большое количество рыб, а точнее более 50 видов.
Обь
Река Обь
Самая широкая река в России. Ширина Оби достигает 60 км, в половодье местами русло разливается до 80 км.
По длине находится на третьем месте среди водных артерий страны. Протяженность русла 3650 км, если учитывать приток Иртыш — показатель составит 5410 км.
Условно оно разделено на три участка (по режиму и климатическим особенностям). Время вскрытия, половодья, межени и ледостава зависит от участка. С притоками Обь лидирует в России по протяженности. Водный бассейн занимает около 3 млн кв. км.
На Оби построена Новосибирская ГЭС и одноименная плотина. Строительство дамбы пришлось на 50-е годы эпохи СССР.
Человеческое вмешательство не прошло даром — под водой остались поселки и некоторые районы Бердска.
Сегодня водохранилище именуется Обским морем. В летнее время оно служит пляжной зоной для жителей Новосибирска и окрестных населенных пунктов. Местные власти практикуют застройку прибрежной зоны санаториями и домами отдыха.
В Оби водятся промысловые рыбы. Отлавливается и распространяется по России судак, язь, плотва, карась.
Колыма
Река Колыма
Река на краю России, протекает по территории Якутии и Магаданской области.
Название Колыма у многих ассоциируется с целым регионом, ведь в Магаданской области при СССР была высокая концентрация исправительных лагерей.
Первые поселения в речной долине зафиксированы в средние века. Землю населяли чукчи, эвенки, тунгусы. Они занимались рыболовством и охотой, разводили ездовых собак. Русские открыли Колыму в середине XVII века.
Длина русла Колымы — 2129 км. Особой ценностью бассейна являются крупные золотоносные места.
Также функционируют Усть-Среднеканская и Колымская ГЭС — основные источники электроэнергии для населения и социальных объектов Магаданской области. Устье Колымы — Восточно-Сибирское море.
В какие сроки проходит навигация маломерных судов в России
Как уже отмечалось, решающим фактором навигационной политики в отношении маломерных судов являются природные условия. В каждом регионе России имеются свои климатические особенности, сводка наблюдений за которыми формируется на протяжении многих десятков лет. Собранные статистические данные, а также последние метеорологические прогнозы, и становятся основанием для установления периода навигации в конкретном регионе. При этом региональные власти учитывают сразу несколько важных факторов:
- Динамику текущего температурного режима;
- Окончание ледохода на крупных реках и озерах;
- Индивидуальные особенности водоемов;
- Техническую подготовленность водных путей к использованию (например, установка навигационных знаков для судоходства);
- Общую статистику метеонаблюдений.
Таким образом, в каждом субъекте РФ период навигации маломерных судов начинается индивидуально, т.е. нет единой даты начала и окончания судоходства. Тем не менее общая климатическая картина и накопленные статистические данные позволяют выделить достаточно точные сезонные интервалы запрета и разрешения навигации. О них сейчас подробно и поговорим.
Сроки работы шлюзов в период навигации 2021 года
Прежде всего рассмотрим распоряжение Федерального агентства речного и морского транспорта, регулирующее сроки работы ведущих речных гидроузлов. Хотя по большей части эта информация предназначена для коммерческих и пассажирских перевозок, все же на сроки навигации маломерных судов данный документ тоже, безусловно, влияет. Поэтому предлагаем ознакомиться с полным перечнем шлюзов и датами закрытия/открытия технических сооружений с помощью отдельного файла.
Возможно будет интересно: ПВХ Лодка AN 310 фирмы Angler: характеристики, цена, преимущества
Открытие навигации в регионах РФ
С приходом весны любители водных прогулок только и думают о том, когда же стартует новый сезон выхода на воду. И хотя в 2021 году на большей территории России зима оказалась непредсказуемо теплой, на эксплуатацию водного транспорта подобные метеоусловия значительного влияния не оказали. Правда, появляется информация, что в некоторых регионах сроки навигации маломерных судов 2021 года, возможно, будут сдвинуты на 2 недели вперед, т.е. текущий сезон может начаться ранее запланированных дат. Но в данный момент еще ведутся метеонаблюдения и точных решений областные правительства пока не принимали.
Если же говорить в общих чертах, то в большинстве регионов России ранее середины апреля начала навигации ожидать не стоит. Например, в Камчатском крае принято постановление о начале навигационного периода с 15-20 апреля, а некоторые водные объекты и вовсе разрешат использовать лишь с 15-25 мая. В Ленинградской области также собираются открыть доступ к большинству водоемов в конце апреля, а вот соседняя Карелия планирует открыть сезон навигации лишь в первой декаде мая.
В Калининградской области навигация маломерных судов, как и в предыдущие годы, скорее всего, стартует в начале апреля. На Волге также первые шлюзы начнут открывать с наступлением апреля, правда продлится этот процесс по всей протяженности реки вплоть до наступления мая. К первым майским праздникам для ценителей водного отдыха также станет доступен выход на реки Москва, Ока, Кама, Шехсна и Воронеж.
Ну а ближе к окончанию весны навигация откроется практически на всех центральных водных путях России. Исключения составят водоемы, по экологическим причинам находящиеся под особым охранным надзором.
Окончание навигации в регионах РФ
Закрытие водно-моторного сезона обычно приходится на середину или самый конец осени. Например, в Карелии водохранилища, как правило, закрывают для плавания уже с 15 по 30 октября. В Камчатском крае большинство водных объектов также становятся недоступными для крупных и маломерных суден с середины октября. Также до конца октября обычно сохраняется возможность плавания по водным объектам Пермского края и Кемеровской области.
С наступлением ноября закрываются водные пути в Бурятии, а также Томской, Омской и Магаданской областях. Волгоградская, Московская и Ленинградская области обычно начинают ограничивать судоходство в середине ноября, а в Калининградском регионе иногда и вовсе навигация маломерных судов закрывается только с приходом календарной зимы, т.е. 1 декабря.
Как сложатся метеоусловия к осени 2021 года пока прогнозировать очень рано, но согласно данным статистики, вряд навигационные сроки значительно будут сдвинуты. Поэтому можете ориентироваться на середину осени, как на примерную точку окончания текущего сезона.
Енисей
Еще одна река, впадающая в Карское море, – Енисей, протяженность которого 3487 километров, а площадь акватории – 2 580 000 километров квадратных, что дает ему право занимать второе место в рейтинге самых больших рек России.
Ежегодно Енисей пополняет Карское море на шестьсот кубических метров воды, а это в три раза превышает сток матушки-Волги и суммарный сток всех европейских рек.
Такие характеристики позволили построить на Енисее целых три гидроэлектростанции: Саяно-Шушенскую, Красноярскую и Майнскую.
Амазонка, Нил, Янцзы, Миссисипы и наш Енисей – именно так выглядит пятерка крупнейших мировых рек по длине водной системы. Енисей вобрал в себя Ангару, Байкал, Селенгу и несколько рек Монголии и поэтому гордо носит звание – самая большая река в России по водоизмещению.
Начало свое Енисей берет на территории Монголии с реки Идэр в Хангайских горах. Чистоводный Енисей начинается в городе Кызыл и до впадения в Карское море плавно протекает целых 3487 километров. Уникален Енисей еще и тем, что разделяет собой Сибирь на две части: Западную и Восточную.
Надо упомянуть, что на тувинском языке Енисей носит название Улуг-Хем, что переводится как «Великая река». Самая большая ширина реки Енисея доходит до пятисот метров, а глубина акватории в некоторых местах достигает 12 метров.
Суэцкий канал (Египет-Африка)
- Длина: 160 км
- Соединяет: Средиземное море и Красное море
Древние египтяне прекрасно осознавали важность кратчайших торговых путей. Первые упоминания о «канале фараонов», который соединял Красное море с Нилом, восходят к VIII веку до н.э.
Ко II веку до н.э. канал уже был достоверно судоходным. А в конце XVII века уже нашей Эры Наполеон Бонапарт во время египетского похода всерьёз интересовался восстановлением древнего канала и его продлением до Средиземного моря.
Полностью осуществить проект удалось лишь в 1869 году, и теперь судам не приходится по пути из Европы в Индию огибать Африканский континент.
Благоприятная архитектура Суэцкого канала (отсутствие шлюзов, значительная глубина и ширина) позволяет пропускать даже самые крупные морские суда, включая супертанкеры.
Рукотворные достопримечательности
По каналу ходит довольно большое количество круизных лайнеров. Туристам предлагаются увлекательные турне по маршрутам, проходящим через Волго-Донской канал:
- От Москвы до Каспийского, Черного и Азовского морей.
- Волго-Балтийские круизы.
По пути следования туристы имеют возможность ознакомиться со всеми достопримечательностями Волгодона.
Сарептский Маяк
Установлен в 1953 году по проекту архитектора Р.Якубова. Обустроен маяк со всей помпезностью сталинской эпохи. Маяк украшен рострами – точными чугунными копиями носовых частей старинных кораблей и являет собой весьма величественное зрелище.
Памятник Ленину
В 1952 году, во время торжественного открытия Волго-Донского канала, миру был явлен монумент И.В. Сталина. В соответствии с директивой КПСС об осуждении сталинского культа личности памятник снесли, а постамент сохранился. Поскольку природа не терпит пустоты, то в скором времени на постаменте появился новый памятник. На этот раз В.И. Ленину. Этот памятник сохранился до наших дней. Высота вождя вместе с постаментом составляет 27 метров и уступает в размерах лишь бразильскому монументу Христа Спасителя.
Первый шлюз
Еще одно творение сталинской эпохи – это триумфальная арка первого шлюза, выполненная по классическому образцу древнеримских триумфальных арок. Только вместо побежденных галлов, даков и германцев арку украшает советская атрибутика в виде знамен, серпа и молота. Высота арки – 40 метров. Добраться до шлюза можно от Волгоградского ж/д вокзала автобусом на Юбилейный. Остановка – Канал им. Ленина.
Цимлянское водохранилище
Водоем, под которым погребена древняя хазарская крепость Саркел, построенная в середине 1-го тысячелетия нашей эры. Была раскопана рабочими во время рытья котлована при строительстве Волгодона. Срочно прибывшие археологи попытались спасти то, что можно спасти. Спасенные предметы сейчас хранятся в Эрмитаже. Сами же 3-метровые стены крепости были затоплены водами Цимлянского водохранилища.
А еще Цимлянское водохранилище – рай для рыбаков. Они съезжаются к водохранилищу тысячами, чтобы половить водящуюся здесь в изобилии щуку, сазана, плотву и судака.
Информационный центр Волгодонской АЭС
Своего рода музей, где для туристов в будние дни с 8:00 до 17:00 часов проводятся экскурсии и лекции по ядерной тематике.
Волгодонский музей истории народной культуры
Музей знакомит туристов с историей, архитектурой и промыслами донских казаков. Экспозиции очень обширные и по-настоящему интересные. Как экспонаты выставлены подлинные предметы быта и культуры столетней давности – ковры, ткацкие станки, прялки, оружие и множество других вещей.
Волгодонский музей экологии и истории
Музей очень большой, состоит из 12 залов, в каждом из которых размещена отдельная экспозиция. Закрома музея вмещают в себя более 70000 экспонатов – старинных икон, оружия, редких книг. Отличительная особенность музея – это организация экскурсий. В рамках экскурсий можно отправиться на рыбалку или на прогулку на яхте.
Шлюз номер 13
Расположен у поселка Пятиморск Волгоградского района, между карповским и цимлянским водохранилищами. Второй из шлюзов Волгодона, украшенный триумфальной аркой. Арка является близнецом арки первого шлюза и заканчивает, таким образом, единое архитектурное решение.
Помимо этого у 13 шлюза установлен монумент «Соединение фронтов».
Достопримечательностей у Волго-Донского канала немного. Да и создавался он не для привлечения туристов, долгое время оставаясь режимным объектом. Впрочем, как всякое по-настоящему великое сооружение, канал легко выполняет множество функций, в том числе и туристическую.
Помимо этого, он до сих пор поднимает в русской душе извечный вопрос Достоевского – возможна ли полная гармония, если в основе ее лишь хотя бы один замученный младенец.
Волго-Донской судоходный канал
От Волгограда до Калача-на-Дону протянулся один из каналов России — Волго-Донской имени В. И. Ленина. Он соединил две крупнейшие реки — Волгу и Дон. Русло простирается примерно на 101 км, из которых 45 километров приходится на водохранилища. Минимальная глубина судоходного канала составила 3,5 метра.
Для полного преодоления водного пути из Волги в Дон кораблям приходится столкнуться с прохождением тринадцати шлюзных сооружений. Они представляют собой Волжскую и Донскую шлюзовые лестницы. Высота первой достигает 88 метров и включает в себя девять однокамерных однониточных шлюзов, а вторая поднимается на 44,5 метров и состоит из четырех шлюзов аналогичной конструкции.
Габариты шлюзовых камер — 145×18 метров. Расстояние между шлюзами колеблется от 700 м на волжском склоне до 20 км на донском склоне. Канал проложен по Береславскому, Варваровскому и Карповскому искусственным водохранилищам. Время прохождения водной акватории судами составляет 10-12 часов.
О местонахождении очередного судоходного канала можно смело догадаться по его названию — это Панамский канал, который распростерся на территории небольшой и удивительной по своей красоте страны, расположенной сразу в двух частях света, — Панаме. Канал признан одной из ее важнейших достопримечательностей. Кроме того, он позиционируется как уникальный памятник настойчивости и героизму людей, его построивших.
Судоходный канал создавался для сокращения протяженности морских путей, следуя по которым, приходилось огибать Южноамериканский континент.
С учетом рельефа местности искусственное русло проложено не по прямой, а изгибается, поэтому его длина составляет 81,5 километров. Около 65 километров построили по суше, а остальные 16,4 км для возможности судов добраться к большим глубинам проложены по дну Панамской и Лимонской бухт. Общая ширина — 150 м, в шлюзовых камерах она составляет 33 м, а глубина — 12 м. 12 июня 1920 года канал был официально открыт.
Наименьшей протяженностью характеризуется самый узкий судоходный канал в мире — Коринфский. Он расположен на территории знаменитой Эллады и был возведен на Коринфском перешейке для соединения двух морей — Эгейского и Ионического. Канал дал возможность сократить морской путь на 400 км за счет отмены необходимости обходить полуостров Пелопоннес. В тоже время искусственное русло отделило вышеназванный полуостров от материка.
Коринфский канал был построен за 12 лет, в период с 1881 по 1893 год. В строительстве было задействовано около двух с половиной тысяч рабочих, которых набирали по всей Греции. Длина водного маршрута, проложенного сквозь материк и имеющего сходство с глубоким каньоном, приближается к шести километрам, а высота отвесных стен достигает 76 м. Ширина канала на уровне моря составляет 25 метров, а на морском дне — 21 м.
Спустя столетие после завершения строительства он несколько потерял свое экономическое значение из-за своей ширины. Указанному факту способствовали и размывы стен, возможность оползней, а также строительство больших океанских судов, ширина которых превышает 20 метров. Последнее делает невозможным их проход по каналу. В настоящее время самый узкий судоходный канал превратился в туристический аттракцион для круизных лайнеров и небольших катеров.
Завораживающее зрелище — по безжизненной пустыне медленно плывут гигантские корабли и танкеры! А все это благодаря Суэцкому каналу, который соединил Красное и Средиземное море и условно разделил два материка Африку и Евразию. Водная магистраль расположилась на территории современного Египта, к западу от Синайского полуострова. Ее протяженность составляет 160 км, ширина в нижних точках варьируется в пределах 45-60 метров, а по глади воды достигает 350 м.
Открытие канала во второй половине ноября 1869 года позволило морским судам двигаться между Европой и Азией более коротким путем, минуя обход Африканского континента. Изюминкой канала является то, что он простирается по ровному рельефу местности, где нет необходимости возведения шлюзов, поэтому морская вода свободно перемещается по нему.
1. Виды каналов
В зависимости от предназначения каналы делятся на несколько видов.
С древнейших времён важную роль в сельском хозяйстве играли мелиоративные каналы, которые, в свою очередь, делятся на ирригационные (оросительные) и дренажные (осушительные). Первые из них доставляют воду на поля и распределяют её там, поэтому чаще всего их можно встретить в пустынях и полупустынях Азии и Африки, а также на территориях, где ведётся интенсивное земледелие — например, в Калифорнии и Средиземноморье. Вторые, наоборот, отводят воду из заболоченной местности.
Водопроводные каналы подают воду к месту её потребления, причём условия эксплуатации и санитарные требования часто вынуждают делать такие сооружения закрытыми. Их главная цель — подавать воду в безводные и засушливые районы из мест, где постоянно ощущается избыток воды.
Ещё один вид каналов — энергетические. Они подводят из рек воду к турбинам гидроэлектростанции, а затем отводят прошедшую через турбины воду за пределы ГЭС.
Судоходные каналы — пресноводные и морские, — которые соединяют реки, озёра и моря, рассчитаны, как правило, на всевозможный водный транспорт — от маленьких лодок до огромных сухогрузов. Судоходные каналы подразделяются на открытые и шлюзованные. Первые из них соединяют водные пути с одинаковым уровнем воды, вторые — водоёмы с разными уровнями. Из открытых каналов можно назвать крупные Суэцкий канал и Коринфский, однако подавляющее большинство подобных сооружений — второго типа: их шлюзовые системы позволяют судам подниматься из низких участков канала на более высокие, и наоборот. Самые знаменитые шлюзовые каналы — Панамский и Кильский. В свою очередь, пресноводные каналы делятся на транзитные (соединяют несколько водоёмов), водораздельные (связывают бассейны двух рек), обходные (обводные) или спрямляющие (огибают порожистые или бурные участки, а также сокращают путь между двумя пунктами извилистого русла) и соединяющие (их прокладывают от водных путей к крупным промышленным центрам).
Судоходные каналы: Суэцкий канал
Суэцкий канал протяженностью 160 км был открыт в 1869 году. Расположен он в Египте. Соединяя Средиземное море с Суэцким заливом, канал является чрезвычайно важным в мировом морском секторе, поскольку это один из наиболее активно используемых морских путей в мире. Он отделяет Азию от африканского континента и обеспечивает кратчайший морской путь между Европой и регионами, которые граничат с Индийским океаном и западной частью Тихого океана.
Фото: Axelspace Corporation, via Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)
Фото: W. M. Welch / US Navy (Public domain)
Фото: 12019 / pixabay (Pixabay License)
Панамский канал
О местонахождении очередного судоходного канала можно смело догадаться по его названию – это Панамский канал, который распростерся на территории небольшой и удивительной по своей красоте страны, расположенной сразу в двух частях света, — Панаме. Канал признан одной из ее важнейших достопримечательностей. Кроме того, он позиционируется как уникальный памятник настойчивости и героизму людей, его построивших.
Судоходный канал создавался для сокращения протяженности морских путей, следуя по которым, приходилось огибать Южноамериканский континент.
С учетом рельефа местности искусственное русло проложено не по прямой, а изгибается, поэтому его длина составляет 81,5 километров. Около 65 километров построили по суше, а остальные 16,4 км для возможности судов добраться к большим глубинам проложены по дну Панамской и Лимонской бухт. Общая ширина — 150 м, в шлюзовых камерах она составляет 33 м, а глубина — 12 м. 12 июня 1920 года канал был официально открыт.