Виды вероисповедания в россии

Духи в роще

«Мы были единственными мари в деревне. Но нас защищали и покрывали соседи – они не рассказывали никому, что мы молимся, а мы не говорили, что они совершают православные моления. Мой отец был юмотан (с марийского – “друг бога”, человек, который мог проводить семейные моления в любой марийской семье) и коммунист одновременно», – рассказывает местная жительница села Сернур.

Так выглядит обряд жертвоприношения скота и птицы в священной роще. — Максим Богодвид/Sputnik

Угроза над мари нависала много раз. Пожалуй, самая значительная – крещение – в конце XVII – начале XVIII веков. Мари не хотели принимать православие даже после обещания получить существенные привилегии, и тогда власти решили действовать другими методами – ссылками, избиениями, еще большими податями, отдавать которые нужно было православным священникам. Мари в ответ убегали в лес и продолжали молиться своим богам.

Для них дерево – это модель мира, оно соединяет мир подземный, земной и космос. Это посредник между богами, которых у мари от 70 до 140 (в зависимости от того, луговые мари или горные). Поэтому и молиться марийцы идут в священные рощи – их выбирает карт (марийский священник) по определенным параметрам. В современной республике таких рощ больше 400 штук.

За долгие годы существования бок о бок с православием, у мари выработался взаимовыгодный симбиоз верований. По официальным данным, среди жителей республики 67,3% православных, 14% язычников и 5% мусульман. Однако многие из тех, кто называют себя православными, также исповедуют язычество. Двоеверие облегчает жизнь, когда меняется конъюнктура.

В современной республике Марий Эл таких рощ для молений больше 400 штук. — Максим Богодвид/Sputnik

О том, что марийцы – «экстремисты», начали говорить в конце 2000-х, после того, как миссионерский отдел Московского патриархата Русской православной церкви в своем справочнике внесла марийский религиозный центр «Ошмарий-Чимарий» («Белый мари – Чистый мари») в список «Новых религиозных организаций России деструктивного и оккультного характера».

Тогда марлу и начали все чаще упоминать в контексте религиозного экстремизма. Под суд попал один из верховных жрецов, Виталий Танаков – за издание книги «Жрец говорит» (включена в список экстремистской литературы Минюста РФ), в которой нелицеприятно описываются другие религии.

И все же марийское язычество сохранилось в более аутентичных формах, чем многие другие дохристианские культы. «Последняя языческая резервация Европы» – так порой называют мари. На самом деле, она далеко не последняя.

Что такое религиозное объединение — религия и религиозные организации кратко

Религиозные организации – это структурированные объединения граждан, исповедующих одинаковую религию. Религиозные группы, примеры которых встречаются в каждом государстве, бывают двух видов:

  • Местные объединения. В них входят совершеннолетние граждане, которые живут в одном городе, поселке или селе. Численность участников не должна превышать десяти человек.
  • Централизованные группы. Согласно правилам, такое религиозное объединение – это официальная организация как минимум с тремя местными филиалами. 

Независимо от того, какие религиозные организации существуют в стране, все они подчиняются единым законам. Объединение, которое пропагандирует любой вид насилия, противоправные действия, не имеет права на ведение деятельности в Российской Федерации. Рассмотрим, чем отличается религиозная группа от религиозной организации:

Организация является добровольным гражданским объединением

Важно, чтобы все ее члены законно проживали в стране. Все виды религиозных организаций – это официально зарегистрированные юридические лица, прошедшие государственную регистрацию

Группа также считается добровольным формированием жителей страны. Она не является юридическим лицом, не проходит государственную регистрацию. 

Католицизм

Итак, существует Господь или нет? Кто-нибудь может предъявить какое-либо доказательство? Бога ведь никто не видел. И тем не менее исторически латинское христианство на землях восточных славян присутствовало с зарождения Киевской Руси. Очень часто правители Российского государства меняли своё отношение к католикам: либо отвергали их, либо благожелательно принимали. Сегодня католическая община Руси включает несколько сот тысяч верующих.

Мы знаем, что в 1917 году в России свершилась Октябрьская революция, но католические храмы некоторое время продолжали свободно работать. И всё-таки Советская власть в 20-х годах начала в России искоренять эту веру. В то смутное время было расстреляно и арестовано множество католических священников, разграблены и закрыты почти все храмы. Множество активных прихожан было репрессировано и сослано. В РСФСР после Великой Отечественной войны действовало лишь два католических храма: Богоматери Лурдской (Ленинград) и св. Людовика (Москва).

Образ Христа не оставил Русь, и с начала 1990-х годов католики возобновили свою деятельность в России. Появились два Апостольских католических управления латинского обряда, колледж католической теологии и духовная высшая семинария.

Федеральная регистрационная служба в декабре 2006 года сообщила, что на территории России работает около 230 приходов, четверть из которых не имеет храмовых строений. Приходы состоят в четырёх епархиях, вместе объединённых в митрополию.

В 1996 году в России католиков насчитывалось от 200 до 500 тысяч душ.

Свобода веры в России

Убеждения и вероисповедание русского народа подтолкнули императора Николая II в 1905 году (17 апреля) издать именной высочайший указ для Сената. Данный указ повествовал об упрочении истоков веротерпимости. Именно эта бумага впервые в истории Руси законодательно утверждала не только права на свободу верований лиц неправославной веры, но и устанавливала, что выход из нее в иные вероучения не подлежит преследованию. Дополнительно царь легализовал старообрядчество и отменил существовашие ранее запреты и ограничения для иных христианских конфессий.

Закон о вероисповедании гласит, что религия с 20 января 1918 года в России является личным делом каждого. Именно так провозгласил декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР.

А Конституция РФ (часть 2, статья 14) говорит, что:

  • Россия является светской страной. Никакая религия здесь не может устанавливаться как обязательная либо государственная.
  • Религиозные сообщества отделены от государства и перед законом равны. Федеральный закон «О религиозных коалициях и свободе совести» в 1997 году зафиксировал «исключительную роль православия в российской истории, в становлении её культуры и духовности».

Надеемся, данная статья помогла вам получить общее представление о российских вероисповеданиях.

Заметное влияние на формирование языка, культуры и этнического самосознания русских оказало христианство (православие). Недаром слово «крестьянин» происходит от «христианин». Массовая христианизация древнерусского населения началась в 988 году и продолжалась вплоть до XII, а в некоторых районах до XIII в. Однако некоторые дохристианские верования существуют по сей день.

Христианство создало идеологические предпосылки объединения всех русских (восточнославянских) земель, которое реализовалось в конечном итоге в создании Московского государства, способствовало переходу общинной земельной собственности к классу феодалов-землевладельцев, усиливало культурные контакты России с Европой, способствовало восприятию многих элементов как духовной так и материальной культуры, на начальных этапах стало ядром формирования общерусской культуры и самосознания.

Церковнославянский язык долго был языком официальных документов и литературы.

Церковь сыграла решающую роль в объединении земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Многие события русской истории XI-XVвв. были связаны с непрерывной распрей между светскими и духовными феодалами по поводу земельной собственности, а также по поводу политической власти. Церковь обладала судебной властью; именно на церковных землях в XV в. впервые было введено крепостное право, на 200 лет раньше его государственного узаконения. Важнейшим фактором экономического благосостояния Церкви были так называемые «белые слободы» — городские земли, принадлежавшие церкви, и освобожденные от налогов.

Могущество и самостоятельность Русской Православной Церкви непрерывно усиливались. В 1589 г. было учреждено Московское патриаршество, после чего русская православная церковь стала фактическим лидером православия. Периодом наибольшего могущества Церкви стали первые десятилетия XVII в. Последующие века русской истории были процессом непрерывного падения экономической и политической самостоятельности церкви и подчинения ее государству.

Церковный собор 1654 г. отлучил всех несогласных с реформами от церкви. Начались преследования раскольников, их массовые миграции на окраины государства, в частности в состав формировавшегося в эти годы казачества. В течение XVIII в. Церковь теряет самостоятельность и превращается в государственное учреждение. Реформы Петра I, Петра III и Екатерины II лишили ее экономической самостоятельности, политической и судебной власти.

В настоящее время роль православной церкви в жизни общества с каждым годом возрастает. Так, если по данным опросов 70-80-х годов ХХ века верующими среди русских признавали себя 10-12%, то опросы последних лет дают цифру 40-50% взрослого населения. В то же время необходимо отличать веру от воцерковленности, то есть знания и соблюдения основных религиозных канонов. Этот показатель значительно ниже.

Буддизм[править | править код]

Буддийский храм

Буддизм традиционен для трёх регионов РФ: Бурятии, Тувы и Калмыкии. По сведениям Буддийской Ассоциации России, число людей, исповедующих буддизм, составляет 1,5-2 млн.

В 90ых годах XX века усилиями иностранных миссионеров и отечественных подвижников в крупных городах стали появляться буддистские общины, обычно принадлежащие к дальневосточной школе дзэн или тибетскому направлению. Не требуя от своих последователей веры в бога-создателя или существование души , из всех религий именно буддизм оказался наиболее идейно близок атеистам [Источник?]. В поисках поддержки и не имея альтернативы после запрета деятельности КПСС, тысячи [Источник?] разочаровавшихся в мире людей приняли буддистские или даже монашеские обеты у иностранных учителей, обретя вместе с ними осмысленность существования.

Самый северный в мире Дацан «Гунзэчойнэй», построенный ещё до Революции в Петрограде, сейчас служит туристическим и культовым центром буддистской культуры. Ведутся приготовления к построению буддистского храма в Москве, который смог бы объединить вокруг себя буддистов в совместной практике .

Языковые семьи и крупнейшие народы России

Народы России делятся на 4 большие языковые семьи

, которые в свою очередь состоят из языковых групп. Зачастую,именно языковая группа и определяет этнос человека .

Крупнейшая языковая семья России – индоевропейская

.К ней относится 87% населения страны и следующие народы: русские, украинцы, белорусы, немцы, армяне, осетины. Примечательно, что110 млн. человек (78% от общего населения России) причисляют себя к русскому народу . Русские расселены по всей территории страны, но преобладают в её европейской части. Украинский и армянский народы – также одни из самых многочисленных в России: по 2 млн. человек приходится на каждый из этих этносов.

Вторая языковая семья – алтайская

. 8 % от населения страны говорит на языках алтайской семьи.Алтайская семья делится на 2 больших группы: тюркские и монгольские народы .

Тюркские народы – одни из самых многочисленных в России

. К ним относятся татары (5 млн. человек), башкиры (1,5 млн.), чуваши (1,4 млн.), казахи (650 тыс.), якуты (500 тыс.), тувинцы (263 тыс.) и др.Монгольские народы составляют около 650 тыс . человек и живут преимущественно в республиках Бурятия и Калмыкия.

Северокавказская языковая семья представлена многими южными народами России

.Самый крупный кавказский народ численностью 1,4 млн. человек – чеченцы . Они проживают в Республике Чечня: именно в этом регионе страны самый этнически однородный состав населения. К другим крупным северокавказским народам относятся дагестанцы, ингуши, адыгейцы, кабардинцы, черкесы и т.д. Большая часть из них населяет Северо-Кавказский федеральный округ, хотя крупные общины кавказских народов есть во всех крупнейших городах России.

Народы уральско-юкагирской языковой семьи живут на Крайнем Севере и в Поволжье; составляют всего 2% от населения

. К ним относятся финно-угорские народы – мордва, удмурты, марийцы, коми, карелы, манси и ханты. Финно-угры дольше остальных живут рядом с русским народом, поэтому большинство переняло их язык и культуру, утратив большую часть своих традиций, остатки которых этнографы всячески пытаются сохранить.

Самые маленькие языковые группы народов России – чукотско-камчатская и эскимосско-алеутская. К ним относятся малочисленные и/или исчезающие коренные народы севера

– чукчи, коряки, эскимосы, алеуты, ительмены (суммарно – менее 30 тыс. человек).

Свобода веры в России

Убеждения и вероисповедание русского народа подтолкнули императора Николая II в 1905 году (17 апреля) издать именной высочайший указ для Сената. Данный указ повествовал об упрочении истоков веротерпимости. Именно эта бумага впервые в истории Руси законодательно утверждала не только права на свободу верований лиц неправославной веры, но и устанавливала, что выход из нее в иные вероучения не подлежит преследованию. Дополнительно царь легализовал старообрядчество и отменил существовашие ранее запреты и ограничения для иных христианских конфессий.

Закон о вероисповедании гласит, что религия с 20 января 1918 года в России является личным делом каждого. Именно так провозгласил декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР.

А Конституция РФ (часть 2, статья 14) говорит, что:

  • Россия является светской страной. Никакая религия здесь не может устанавливаться как обязательная либо государственная.
  • Религиозные сообщества отделены от государства и перед законом равны. Федеральный закон «О религиозных коалициях и свободе совести» в 1997 году зафиксировал «исключительную роль православия в российской истории, в становлении её культуры и духовности».

Надеемся, данная статья помогла вам получить общее представление о российских вероисповеданиях.

Протестантизм

Протестантизм – одно из направлений христианства, такое же главное, как католичество и православие. Оно представляет собой религиозное объединение протестантских церквей, идеологически берущих начало с эпохи Реформации и выступающих против классического католицизма в Европе, делая его то более либеральным, то более консервативным.

Протестантское богословие было сформировано XVI-XVII в.в. Основными идеологами протестантского учения в эпоху Реформации были Жан Кальвин, Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Ульрих Цвингли. Позднее его развивали Гарнак А., Шлейермахер Ф., Трельч Э. и другие. Новое течение в протестантской теологии знаменует богословие Дитриха Бонхеффера.

Протестанты считают, что единственный источник учения христиан – Библия. Изучение её канонов и применение их на собственной практике и есть самая важная задача истинно верующих. При этом миссионеры протестантизма стараются сделать Библию доступной всем верующим, переводя её на все их национальные языки. Эта книга, являющаяся по сути историей мытарств еврейского народа, для протестантов стала непререкаем авторитетом. С её помощью оцениваются все другие религиозные учения, поступки и мнения. Всё то, что не находит подтверждения в Библии, не подлежит исполнению верующих.

Таким образом, для протестантов авторитетными являются три принципа:

  • Непререкаемость Священного писания.
  • Священство для всех без исключения верующих.
  • Спасение с помощью личной веры.

К вере, учению о спасении, церкви и таинствам протестантское богословие в его классическом виде относится очень строго. Менее существенной для протестантов становится внешняя, обрядовая, сторона церковного быта. Отсюда широкое разнообразие формальностей при одновременном соблюдении основных постулатов учения.

Учения в протестантстве

Время сформировало в протестантстве множество собственных учений. Некоторые из них стали выходить за рамки классических доктрин. Например, убеждение адептов некоторых учений в обладании ими пророческого дара. Так была сформирована секта Адвентистов седьмого дня и некоторые другие течения, основанные на откровениях и видениях их основателей.

Из всех таинств, которых придерживаются протестанты, всеми учениями поддерживаются только два – причащение и таинство крещения. Все прочие считаются условными. При этом крещение может производиться в любом возрасте в то время, как для совершения причастия кандидат должен пройти конфирмацию – специальный подготовительный ритуал.

Исповедь и брак, а также другие подобные таинства у протестантов относятся просто к традиционным обрядам. Также они приветствуют молитвы в честь умерших, святых, хотя относятся к ним с почтением. Не поклоняются мощам умерших, считая этот обряд не соответствующим Священному Писанию и напоминающим обычное идолопоклонство.

В молитвенных домах у поклонников этой веры нет никакого декора, обычного для большинства церквей. Молитвы могут совершаться в любых зданиях, совершенно неприспособленных для богослужения, ибо оно, по убеждению верующих, должно быть сосредоточено не на созерцании красивого интерьера, а на молитвах, исполнении псалмов, церковной проповеди и пении гимнов на языке паствы.

Иные христианские конфессии[править | править код]

Официальная статистика о доле жителей России, исповедующих различные религии, отсутствует, однако, по некоторым оценкам, около 50 % населения являются неверующими и 30—40 % — православными.

Количество католиков приблизительно оценивается в 400—500 тыс. (в пользовании Римско-католической церкви находится 230 приходов — при этом четверть из них не имеют своих храмовых зданий). Армян-григориан — около 1,2 млн; протестантов — около 1 млн.

Католическая церковьправить | править код

Основная статья: Католичество в России

Католический собор в Калининграде

Историческое присутствие латинского христианства на землях восточных славян восходит к ранним временам Киевской Руси. В разные времена отношение правителей Российского государства к католикам менялось от полного неприятия до благожелательности. В настоящее время католическая община России насчитывает несколько сот тысяч человек.

После большевистской революции в октябре 1917 года некоторое время Католическая церковь в России продолжала свободную деятельность, однако с начала 20-х годов Советская власть начала политику искоренения католичества в России. В 20-х и 30-х годах XX века было арестовано и расстреляно множество католических священников, закрыты и разграблены почти все храмы. Практически все активные прихожане были репрессированы и сосланы. В период после Великой Отечественной войны в РСФСР осталось только два действующих католических храма, храм св. Людовика в Москве и храм Лурдской Богоматери в Ленинграде.

С начала 90-х годов Католическая церковь получила возможность нормального функционирования в России. Были созданы две Апостольские администратуры для католиков латинского обряда, которые впоследствии были преобразованы в епархии; а также колледж католической теологии и высшая духовная семинария.

В настоящее время на территории России функционирует около 230 приходов, четверть из них не имеет храмовых зданий. Организационно приходы объединены в четыре епархии, вместе составляющие митрополию:

  • Архиепархия Матери Божией
  • Преображенская епархия в Новосибирске
  • Епархия святого Иосифа в Иркутске
  • Епархия святого Климента в Саратове

Оценка числа католиков в России может носить только приблизительный характер. Чаще всего называются цифры от 200 до 600 тысяч человек.

См. такжеправить | править код

  • Старообрядчество
  • Евангельские христиане-баптисты
  • Российская Церковь Христиан Веры Евангельской
  • Евангельские христиане
  • Лютеранская церковь в России

Христиане в современной России

Согласно
опросу ВЦИОМ 2010 года, две трети россиян соблюдают религиозные обряды, но не
систематически, а лишь от случая к случаю (главным образом по праздникам).

По
данным опроса, христианами являются 75 % населения России. Из числа христиан 84
% приняли крещение (в 1989 году — 89 %). Около 50 % христиан читали Священное
Писание (в 1989 году читавших было только 38%).

Среди
православных крещены 94 % респондентов, среди последователей других
христианских религий — 58 %. Меньше всего крещеных верующих на Дальнем Востоке
(66 %). Среди женщин, исповедующих христианскую религию, крещение приняли 88 %,
среди мужчин — 79 %.

Ислам

По уверениям мусульманских богословов, ислам возник примерно в 662 г. Новой эры. Он вобрал в себя многое из догматики иудаизм и христианства, в том числе их мифологию. Это позволило исламу в довольно короткое время стать полноценной религией со своей Библией, которая здесь называется Кораном, а изречения Бога (Аллаха) – суннами.

Основные каноны ислама изложены в «Столпах Веры»:

  • Аллах – единственный творец всего существующего на свете, вера в него непреложна;
  • Многобожие – грех, страшнее которого нет;
  • Ангелы – ближайшие помощники Аллаха, вера в них должна быть так же крепка, как в самого Бога;
  • Все писания, которые ниспосланы на землю Аллахом, священны и принимаются слепо, на веру;
  • Пророки считаются посланниками Аллаха, их следует принимать с высшими почестями;
  • Судный день неизбежен, миру грозит вселенская катастрофа. Но он погибнет и снова воскреснет;
  • Ад и рай существуют;
  • Судьба человека предопределена. Всё происходит только по воле Аллаха.

К вероисповедальным столпам ислама, практикующимся в мусульманской традиции, относятся:

  • шахад – ритуалы для исповедания веры;
  • намаз – общение с Богом через молитву;
  • закят – вид налога с паствы для нужд бедных мусульман;
  • саум – соблюдение религиозного поста в девятый месяц исламского календаря (Рамадан);
  • джихад – борьба за чистоту веры.

Рассмотрим тему под призмой закона

Свобода вероисповедания в России закреплена конституционно. Граждане сами решают, во что именно им верить и какие храмы посещать. Также всегда можно остаться атеистом и не поддерживать ни одну из конфессий. А их на территории страны немало: по последним данным, выделено семьдесят религиозных конфессий, активно действующих в государстве. Исходя из этого можно смело делать выводы, что вопрос вероисповедания в России не стоит остро. Верующие соблюдают права и свободы друг друга, не посягая на чуждые религиозные традиции.

На законодательном уровне закреплен запрет на оскорбление чувств верующих и совершение действий, которые могут трактоваться как неуважение к ним. За подобные деяния предусмотрено уголовное наказание.

Такое отношение к религии обеспечивает неприкосновенность и неизменность свободы вероисповедания в России. Многие ученые считают, что это предопределено исторически. Ведь наша страна всегда была многонациональным государством, где конфликты на почве религиозной розни не возникали никогда. Все нации и народы уважали права и убеждения друг друга на протяжении многих столетий. Данная ситуация наблюдается и в наши дни.

Однако многим интересно, какое вероисповедание в России можно считать самым главным? Давайте искать ответ на этот вопрос вместе в следующих разделах статьи.

Веганы в тайге

Собрание в «Городе солнца» в Красноярском крае, где обособившись от всех живут последователи Виссариона. — Александр Рюмин/TASS

В 1991 году бывший гаишник Сергей Тороп из Красноярского края взял себе прозвище Виссарион, объявил себя мессией и основал «Церковь последнего завета». Около 5 тысяч человек выехали на юг Красноярского края, чтобы строить там по его заветам экопоселение «город Солнца». Для этого они продали квартиры и прочее имущество. Многим из последователей Торопа больше некуда возвращаться.

«Церковь последнего завета» собрала воедино целый букет мировых религий и практик – от индуизма и буддизма до апокалиптики и атеистического учения Карла Маркса. Все ее адепты живут ожиданием конца света, сроки которого постоянно отодвигаются Виссарионом.

Один из последователей Виссариона. — Александр Рюмин/TASS

Они придерживаются жесткой веганской диеты в условиях сибирской тайги, отрицают традиционную медицину, поощряют многоженство. И несмотря на то, что РПЦ и религиоведы признают культ деструктивной сектой, «Церковь последнего завета» уже почти 30 лет беспрепятственно существует в России (с регистрацией Минюста РФ, между прочим) и обзавелась последователями в Европе, на Ближнем Востоке и в США

За этой время она всего несколько раз привлекала внимание правоохранителей. Последний раз – в 2019 году, следственная проверка еще не окончена

Все адепты “Церкви последнего завета” живут в ожидании конца света. — Александр Рюмин/TASS

Профессор и зампредседателя экспертного совета при Минюсте Александр Дворкин считает, что существование этого культа – «совершенно невозможная ситуация»: «В составе Российской Федерации есть территория размером с 2/3 Бельгии, которая живет фактически по своим законам, в которую не вмешиваются местные власти.

Это дает основания подозревать, что там есть огромное количество неучтенных смертей. Ребенок умирает от неоказания медицинской помощи или голода, его закапывают здесь же, в тайге, безо всяких разбирательств, и на этом дело кончается».

За все время “Церковь последнего завета” всего лишь несколько раз привлекала внимание правоохранителей. — Александр Рюмин/TASS. Здесь не знают, что такое налоговая декларация и финансовый мониторинг, поток средств всем «нуждающимся» идет «прямо в руки», без контроля со стороны проверяющих органов

Есть версия, что долгое время «Церковь последнего завета» не трогали из-за опасений о массовом суициде

Здесь не знают, что такое налоговая декларация и финансовый мониторинг, поток средств всем «нуждающимся» идет «прямо в руки», без контроля со стороны проверяющих органов. Есть версия, что долгое время «Церковь последнего завета» не трогали из-за опасений о массовом суициде.

Российская Федерация не имеет официальной религии

В Российской Федерации не существует религии, которая бы законно имела больше полномочий, чем любая другая. Нет официально государственной религии. Нет религиозного преследования. Всё это установлено статья 28 Конституции РФ:

Конституции РФ

Религия и государство не должны быть связаны никаким образом. В идеале эти структуры вообще никак не могут пересекаться и взаимодействовать.

Никто не имеет права насаждать другому свою веру, называя её обязательной. Разумеется, православных христиан большинство. Но это не значит, что Российская Федерация — христианское государство. Согласно законодательству, любая религиозная традиция, даже если ей следует всего два-три человека, имеет те же права, что и крупные церкви.

Конечно, на практике мы можем заметить совсем иную картину:

  1. Православие — это самая влиятельная религиозная традиция в стране.
  2. Высшее духовенство участвует в обсуждении политических вопросов.
  3. Архиереи на равных с политиками обсуждают возможность принятия тех или иных законов.
  4. Православное руководство всячески подчёркивает свою близость к правительству.

Это наша, христиан, ошибка. Ни в церковном уставе, ни Священном Писании, ни в законодательстве не говориться о такой роли РПЦ в Русском государстве. От нас же требуется, несмотря на всё это, соблюдать кротость и веротерпимость, дабы не относиться к меньшинству так, как это себе позволяли римляне по отношению к первым христианам.

Ни по закону, ни по религиозному учению мы не должны воевать с иноверцами

Синодальный период

Пётр I опасался большого влияния церкви на политическую жизнь в государстве, это мешало ему в полной мере проводить намеченные реформы. Когда в 1700 году умирает патриарх Адриан, Пётр I запрещает избирать нового главу церкви и некоторое время спустя учреждает Священный Синод. Синод — это своего рода парламент, который может принимать решения, связанные с жизнью церкви. В большинстве православных церквей такой орган существовал давно и был призван ограничивать власть патриарха, однако в русской традиции патриарх всегда был единоличным правителем церкви.

Синод, который создал Пётр I являлся государственным органом, членом которого был и сам царь. Это привело к ослаблению позиций церкви, которая теперь стала более закрытой, был ограничен доступ к духовенству из других сословий. По сути все священнослужители становятся государственными чиновниками. Такой порядок сохраняется до революции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector