Корабль «васа» (vasa)
Содержание:
- Флагман флота
- Экспонаты
- Визит в музей Васа Трагическая красота
- Предыстория
- О короле Густаве II Адольфе из династии Васа
- Грандиозный проект
- История службы
- Отели рядом
- История: Музей Лада может показать множество интересных прототипов
- Подъём гигантского судна
- Посещение галереи в Стокгольме
- Как добраться
- Культурно-Исторический тур по Стокгольму
- Общие сведения
- Постройка и испытания
- Лада «Рива» и «Самара»
Флагман флота
Галеон Васа был предназначен возглавить и укрепить и без того сильный шведский флот; король желал видеть его самым вооруженным судном своего времени. Проектировщики пожелание правителя учли, разместив 64 боевых орудия на основной и дополнительной пушечных палубах; при этом размеры судна в плане увеличены не были.
Васа затонул прямо в стокгольмской гавани на 30-метровой глубине; верхушки 50-метровых мачт остались над водой как немой укор работе судостроителей. Глава проекта к моменту готовности корабля уже скончался, чертежи подписал лично король; его приказ срезать мачты и забыть про судно был выполнен буквально – место затопления не отметили на картах. Обнаружил корабль местный энтузиаст через 333 года.
В этом же году, на этой же верфи был построен аналогичный галеон Яблоко; его ширина была немного увеличена, а вместо каменного балласта использовались пушечные ядра. Никаких нареканий при испытаниях не было, корабль провел в составе королевских военно-морских сил Швеции более 30 лет и затонул от боевых повреждений уже при правлении другой королевской династии. Такова цена ошибки проектирования и необдуманного выполнения королевских пожеланий в случае с Васой.
Затонувший корабль Васа обнаружили в середине прошлого века; после обследования и необходимой подготовки был осуществлен подъем судна, буксировка и извлечение на берег острова Юдгорден в Стокгольме. Здание музея строили вокруг главного экспоната; осмотр галеона возможен и снаружи, и изнутри – доступны его палубы. Корабельные орудия размещены как на своих штатных позициях пушечных палуб, так и в зале музея для более подробного и удобного осмотра.
Экспонаты
ВАЗ 2101 и Фиат 124
Первой моделью, как известно, стал ВАЗ-2101, который пошел в производство в 1970 году. Это была доработанная под наши условия версия 124-й модели Fiat, которая была запущена в 1966 году.
Примечательно, что на ВАЗ чтят традиции и прародителя, с которого все началось, поэтому рядом с первенцем ВАЗ-2101 гордо стоит его итальянский предшественник – 124-я модель Fiat.
Внешне модели практически не отличишь, но технически они действительно разные. Обычный Фиат не выдержал бы тогдашних реалий и развалился бы. ВАЗовская «Единичка», наоборот – жила и не чихала. На нее были установлены алюминиевые барабанные тормоза, поднята подвеска, установлены дополнительные усиления в кузове. Под капотом стоял также новый, российского производства, 1,2-литровый двигатель.
Машина стала хитом в СССР, и вскоре начала экспортироваться на другие рынки. «Копейка» поступила в продажу даже в Великобритании в 1974 году в том числе с экзотическими для Советского союза вариантами двигателя, включая GM-built 1.7. Ценник в Британии начинался с £979. В другие страны модель также отправлялась, география была масштабной.
ВАЗ-2101 выпускался с минимальными переделками до 1982 года.
Визит в музей Васа Трагическая красота
Не часто беда, случившая на море становится темой музея. Но Музей Васа именно такой, в нем воссоздается самым захватывающим образом история создания, гибели и поднятия со дна одного единственного корабля.
Если говорить о первом впечатлении, то, пожалуй, никакой из музеев не сможет сравниться с Музеем Васа по его силе. Необычен даже внешний вид самого здания музея, его медная крыша со стилизованными мачтами, высота которых равна мачтам галеона.
Проходишь через сильно тонированные двери и видишь скудно освещенный огромный выставочный зал и внушительную фигуру корабля, которому много веков. Просто кожей чувствуешь некую жуткую ауру. Часть здания покрыта деревянными панелями окрашенными в темно-красный, синий, дегтярно-черный, желто-охряный и темно-зеленый цвета. Но большая часть стен голая, это неокрашенный бетон, таков и весь потолок.
И видишь, и это главное впечатление, невероятная огромность парусного корабля. Это понимаешь в полной мере, только тогда, когда стоишь рядом с ним, ни цифры, ни слова описания, не дают такого ощущения колоссальных размеров судна, как собственные глаза.
Музей Васа в Стокгольме продержал нас в плену несколько часов, но это было время, которого не жалко, оно быстро и без скуки пролетело, среди интересных экспозиций за получением новых знаний и новых впечатлений.
Красота Васа, сохраненная спустя столетия после давней трагедии морем, словно своеобразной машиной времени, просто потрясает: корабль украшен более чем 700 деревянными фигурами и скульптурами. Это библейские персонажи, изображения морских чудовищ, герои греческой мифологии и т.д. Сейчас они потеряли свои яркие цвета, стали просто деревянными, но некогда они были красными, золотыми, синими. Но макеты показывают их былую красоту.
Посетители могут увидеть, как жили люди на таком корабле 17 века. Медицинское оборудование, деревянные ложки, оловянная посуда, изделия из стекла, личные вещи моряков… Экипаж спал рядом с пушками, прямо на палубе, у них не было и в помине никаких одеял или там матрацев, гамак был еще не изобретен. Ели они хлеб, горох, каши, сушеное мясо, рыбу. Запивали пивом. Оно было 3-х сортов: лучшее для высших офицеров, похуже для низших офицеров, ну и так далее для матросов. Еда была, в общем, плохая, гигиена напрочь отсутствовала, поэтому люди часто болели. Их лечил цирюльник, совмещавший свою основную специальность с медицинским обслуживанием.
Можно воочию увидеть и матросов этого корабля. Были обнаружены при подъеме судна скелеты людей, и по ним была проведена реконструкция, их одели так, как тогда одевались моряки.
Внутри музей состоит из шести уровней, с которых можно видеть Васа, начиная от киля до самой верхней части кормы корабля. А вокруг расположены многочисленные модели и экспонаты, по которым можно проследить этапы строительства и гибели галеона. Много экспонатов, касающихся вообще истории Швеции 17 века. А в музейном кинотеатре можно посмотреть фильм на своем родном языке о восстановлении Васа.
В музее рассказывается не только о том, как строили корабль, почему и как он затонул, но и можно узнать интереснейшую историю того, как его нашли и как его подняли из темных глубин, каких трудов и усилий стоило его законсервировать, чтобы им теперь могли полюбоваться мы и будущие поколения.
Музей корабля Васа в Стокгольме – это великолепный музей, по данным газеты “Таймс” – это один из двенадцати самых лучших музеев в мире. А о галеоне, находящимся в нем, можно привести один такой забавный факт. Он произвел на создателей фильма “Пираты Карибского моря” такое сильное впечатление, что в их фильме “Летучий Голландец” приобрел облик именно этого покрытого романтикой корабля Васа. Не упустите возможности самим увидеть этот прекрасный Васа корабль!
Рубрика: Скандинавия
Предыстория
Галеон «Васа» приобрел славу еще до того, как был впервые спущен на воду.
Король Швеции Густав II Адольф утверждал, что процветание королевства зависит от Бога и флота. Во время Тридцатилетней войны (1618−1648 годов) с целью овладения Померанией (южным побережьем) правитель распорядился направить все силы на укрепление своего военного флота.
Густав планировал обзавестись четырьмя огромными военными кораблями. Их создание было поручено талантливому голландцу по имени Хенрик Хюбертссон, который являлся главным судостроителем королевства.
Именно галеону «Васа», получившему свое название в честь правящей королевской династии, было суждено сыграть главную роль и стать гордостью королевского флота Швеции. Строительство этого гигантского галеона было знаменательным событием, за которым внимательно наблюдала не только вся Швеция, но и послы многих иностранных государств.
Король был абсолютно уверен в том, что он сможет потрясти всех своих врагов таким кораблем, который будет сочетать в себе не только непобедимую военную мощь, но и по-королевски роскошное убранство. Поэтому для великолепной скульптурной работы в Стокгольм были приглашены все самые талантливые мастера резьбы по дереву, маляры и кузнецы из европейских стран.
«Васа» получился поистине роскошным. На корме — богатые позолоченные галереи и балконы, украшенные фигурами богов и героев мифов Древней Греции. А на форштевне красовалось огромное изображение приготовившегося к прыжку льва, также покрытое слоем позолоты.
Разумеется, в процессе строительства «Васы» главный акцент делался на выдающиеся мореходные и боевые качества, которыми до того времени не обладало ни одно судно.
Этот мощный галеон должен быть стать новейшим супероружием Швеции. Целиком изготовленный из высококачественной древесины дуба этот гигант в длину достигал 61 метра. При этом его максимальная ширина составляла 11,7 м, а осадка — 4,8 м. У корабля было четыре палубы, вторая и третья из которых являлись пушечными и были оснащены 64 пушками. Кстати, 48 пушек были 24-фунтовыми — для тех времен это огромнейшая мощность.
Голландские корабельные мастера предлагали Густаву II Адольфу несколько изменить проект корабля, поскольку центр его тяжести был предусмотрен слишком высоко. Они предлагали сократить количество орудий либо слегка расширить судно, пожертвовав его маневренностью. Но правитель Швеции оставался непреклонным перед своим решением.
Желание короля заключалось в создании совершенно нового боевого судна, которое не имело аналогов. Галеону «Васа» пророчили боевую славу, но у Бога, по всей видимости, были другие планы.
О короле Густаве II Адольфе из династии Васа
Это был выдающийся человек и незаурядный король, один из наиболее образованных правителей своего времени, гениальный стратег и военачальник. Император Франции Наполеон I среди полководцев всех времен и народов ставил его рядом с Юлием Цезарем. У него была превосходная память, феноменальное трудолюбие, дар убеждения, немалые познания в различных областях. С первых дней правления ему приходилось вести войны то с Данией, то с Россией, сейчас он воевал с Польшей и нуждался для победы в могучем и впечатляющем флагманском корабле.
В это время лучшие мастера судостроители были в Голландии. Оттуда и пригласили одного из опытных корабелов. В это время наука кораблестроения только нащупывала свои законы, мастера не имели ни точных чертежей, ни точных расчетов. Мастера умели делать только так называемые “подсчеты” – весьма грубые расчеты, которые держались в секрете друг от друга.
Король лично курировал строительство, сам утверждал размеры судна, его вооружение. Поэтому корабль был ‘королевским’, да и название ему он дал в честь своей династии – Васа.
В те времена строительство судна было весьма долгим процессом, оно продолжалось два – два с половиной года. И вот во время этой работы, когда ее немалая часть уже была сделана, король узнает о датской военной новинке – корабле с двумя пушечными палубами. И поэтому он вносит коррективы в строительство. А мастеру-корабелу не хватает то ли храбрости, то ли у него нет веских аргументов противостоять королю в его задумке, и он просто выполняет полученные указания.
Строительство судна близко к завершению, когда неожиданно мастер-судостроитель умирает, и его вынужденно заменяют на другого голландца.
И вот корабль готов и оснащен. Огромные суммы дополнительно потрачены на его великолепное, поистине королевское убранство.
Однако, прежде чем принять его, адмирал счел нужным провести определенный тест на остойчивость галеона. Суть этого теста была в том, что человек 30 матросов несколько раз перебегали от борта к борту. Но тестирование пришлось в два счета прекратить, так как корабль едва не перевернулся.
А между тем король настоятельно требует прибытии своего галеона на театр военных действий без малейшего промедления. И адмирал, полный дурных предчувствий, не осмеливается противиться монаршей воле.
Грандиозный проект
«… Особо хочу отметить проект создания технического музея силами АВТОВАЗа. Ведь никому ещё не приходило в голову собрать воедино военную и гражданскую технику всех времён, произведённую в нашей стране, чтобы оставить такую память будущим поколениям…»
В. Матвиенко.
Тольятти — город с ярко выраженными индустриальными чертами. Традиционными достопримечательностями являются Волжский автозавод и природные красоты Самарской Луки….
Проходят годы, меняются поколения. Но чтобы осознать день сегодняшний, мы обязательно возвращаемся в историю. А история для нас — это сохранившиеся предметы, документы, фотографии. Их особая ценность заключается в том, что прошли они через руки и души современников тех событий.
В 1998 году получил «путёвку в жизнь» уникальный проект строительства Технического музея под эгидой ОАО «АВТОВАЗ». Инициатором и вдохновителем уникального музея по праву считается С.П. Прохоров, дизайн-проект был разработан помощником вице – президента по техническому развитию М.В. Демидовцевым.
Замысел действительно грандиозный – собрать воедино все достижения технической и инженерной мысли за прошедший век. Около десяти лет назад строительству был дан старт. Пустырь за территорией научно-технического центра ОАО «АВТОВАЗ» постепенно «облагораживался»: началось возведение первых объектов- административного депо; на выставочной площадке гордо разместились военные самолёты и вертолёты.
В сентябре 2001 года первая очередь музея была торжественно представлена публике. Экспозиция действительно оказалась впечатляющей: 182 экспоната, среди которых военные самолёты, бронетехника, ракетные и радиолокационные установки, легковые и грузовые машины, паровозы 30-50-х годов, электровозы , даже сельскохозяйственная техника на которой осваивали целину.
Свой первый день рождения 7 сентября 2002 года музей отметил заметным пополнением в семействе выставочных экспонатов.
Но военная техника- это ещё не всё . В витражах музея выставлено более 200 единиц воинского снаряжения. Предметов бытовой утвари и обихода. Выпуск многих этих вещей датируется не только прошлым, но и позапрошлым веком.
К началу 2003 года музей располагается на площади в 34 гектара и является единственным в России по занимаемой территории и многообразию экспонатов, которых уже более 400. Чего здесь только нет! Главной же «изюминкой» стала настоящая подводная лодка ПЛ-Б -307. На сегодняшний день доставка лодки является самым грандиозным и сложным проектом в мировой истории.
То, что в формировании музейного фонда принимала участи вся Россия – не пустые слова.
На просьбу вазовцев откликнулись представители Минобороны, главнокомандующие практически всех родов войск, понимая, что списанную технику лучше отдать в музей, а не резать на металлолом.
Я осмелюсь сказать, что Технический музей это не только экспозиции, но и центр семейного активного отдыха. Ежегодно весной моя семья участвует в культурной однодневной акции «Музейный пикник», которая имеет статус городского праздника. А ещё 1 сентября в музее проводится День открытых дверей, посвящённый Дню Знаний, а для самых маленьких конкурс детского рисунка «Я рисую музей».
И заканчивая свой очерк хочу сказать большое спасибо всем, кто внёс вклад в создание Технического музея ОАО «АВТОВАЗ». Для нас подрастающего поколения – особенно для мальчишек, которые, возможно, станут инженерами и конструкторами музей — уникальная и, пожалуй, единственная возможность «вживую» увидеть легендарную военную технику, прошедшую через бои и сражения, больше узнать об автомобилях прошлых лет, увидеть воочию все этапы технической эволюции России более чем за сто лет.
Список использованной литературы:
1.Журнал «Лада Новости», редакционный совет А.Бредихин., А. Шишкин.. Е Перевезенцева, лето 2003г.
2. Проспект ОАО «АВТОВАЗ» Технический музей научно-технический центр, 2004г., отпечатано в типографии ДИС ОАО «АВТОВАЗ».
Автор статьи: Пружанская Анна, 8А
Иллюстрация: Палагин Александр, 8В
История службы
Начало службы и гибель
Гибель корабля Vasa.
Летом 1628 года корабль Vasa стоял на швартовах напротив королевского дворца. Там на борт был принят балласт, а также пушки, порох и ядра для первого плавания.
10 августа 1628 года, в воскресение, корабль был готов к отплытию. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось около 100 человек экипажа, а также их семьи — женщины и дети (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, поэтому членам экипажа разрешили взять с собой членов своих семей и родственников). Целью первого плавания Vasa была выбрана военно-морская база Эльвснаббен к юго-западу от Стокгольма.
В гавани города собралась толпа горожан, следивших за отплытием корабля. Впрочем, для отплытия потребовалось немало времени — ветер дул с юго-запада, поэтому первые несколько сотен метров корабль приходилось вытягивать с помощью якорей. Затем, выйдя на открытое пространство, капитан корабля Сёфринг Ханссон приказал поднять четыре паруса — фок, фор-марс, грот-марс и бизань. После постановки парусов Vasa отсалютовал собравшимся бортовым залпом и отправился в свое первое плавание.
Когда корабль вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса, и Vasa начал крениться на подветренную сторону, но затем выровнялся и прошёл ещё примерно 1300 метров, дойдя до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. Там, в ста метрах от острова, новый порыв ветра снова накренил корабль, на этот раз значительно сильнее. Вода хлынула через открытые пушечные порты, корабль лёг на борт и начал тонуть с поднятыми парусами и развевающимися флагами.
На место катастрофы быстро прибыла помощь — матросы других кораблей на парусных и гребных лодках, — однако к их прибытию корабль успел почти полностью уйти под воду. Спасателям оставалось лишь подобрать уцелевших в крушении и доставить на Бекхольмен и в порт Стокгольма, что и было сделано. Хотя катастрофа произошла недалеко от берега, вместе с Vasa погибло от 30 до 50 человек.
Отели рядом
Забронировать номер рядом с достопримечательностями удастся на нашем сайте. Это поможет сэкономить время и не тратить его на поиски нужных объектов.
Так, к примеру, Lydmar Hotel расположен всего в 700 метрах от экспозиции, а 4-звездочный Pop House Hotel, BW Premier Collection – в 400 метрах.
Если ищете бюджетный вариант, обратите внимание на STF af Chapman & Skeppsholmen. Достопримечательности находятся в экологически чистом месте, вдали от шумных, городских улиц, поэтому проживание рядом будет комфортным
Менеджеры подберут подходящий вариант, в зависимости от предпочтений и желаний туриста
Достопримечательности находятся в экологически чистом месте, вдали от шумных, городских улиц, поэтому проживание рядом будет комфортным. Менеджеры подберут подходящий вариант, в зависимости от предпочтений и желаний туриста.
Бронировать гостиницу рекомендуется онлайн, до поездки. Это избавит от трудностей, связанных с наличием свободных мест.
История: Музей Лада может показать множество интересных прототипов
Среди мировых автоконцернов, отечественный автопроизводитель «Лада» имеет не самую лучшую репутацию. Lada – это недорогой автомобиль «без излишеств». Классическая Lada конца 80-х, 90-х и начала 00-х годов XXI века вызывала какие угодно чувства, только не симпатии (не берем в оборот тюнингованные частным образом модели, некоторые из которых действительно выглядели очень даже ничего).
Но на самом деле, история нашего автозавода гораздо многогранее, интереснее и разнообразнее, чем может показаться на первый взгляд. Подтверждением тому служит заводской музей. Где навечно законсервированы десятки и десятки серийных моделей и прототипов, уникальных спортивных и унифицированных автомоделей. Некоторым из них не представилось возможности раскрыть свой потенциал, другим удалось достичь высот в большом спорте, а третьи стали «рабочими лошадками» в миллионах семей не только в СНГ, но и за рубежом.
Подъём гигантского судна
В то время подъем такой махины был технически невозможен: с судна срезали мачты, и корабль оставался на дне еще больше 3 веков. История с самым большим парусным судном 17 века была забыта на долгое время, но в 1956 году дотошный исследователь подводных глубин, археолог Андерс Франсен обнаружил останки корабля. После 5-летнего обследования судна он организовал активную кампанию по подъему; решение было принято на государственном уровне, и при поддержке королевской власти в 1961 году многочисленные детали и корпус корабля были освобождены от ила и подняты наверх.
Это событие стало сенсацией не только для Швеции, но и для других стран: подъем останков огромного парусника привлек внимание специалистов и простых обывателей. В апреле 1961 года началась новая жизнь печально известного корабля
Почти 30 лет шла реставрация, над которой трудились десятки инженеров и квалифицированных рабочих, восстанавливая образец судна, ставшего жертвой королевского тщеславия. Несколько лет все дерево пропитывалось полиэтилен-гликолем, не позволяющему ему растрескиваться при высыхании. Затем отреставрированные 700 скульптур и сотни других деревянных украшений были закреплены на прежние места.
После завершения было решено сделать музей-корабль, над судном возвели трехэтажное здание, площадь которого позволяла свободно обходить Васу со всех сторон. В 1990 году на острове Юргорден официально открыли «Музей Васа», который стал местом активного посещения туристами и местными жителями.
Посещение галереи в Стокгольме
Экспозиции рассказывают о коротком периоде плаванья корабля и военно-морском деле от 17 века до настоящего периода.
Сюда организуют экскурсии, самостоятельным туристам предлагают воспользоваться аудиогидом.
Кроме того, посетителям показывают документальные фильмы, повествующие о судьбе Васа.
Эти услуги уже включены в стоимость билета, дополнительных трат не потребуется.
Соотечественникам рекомендовано воспользоваться услугами русскоязычного экскурсовода. Это удобно, так как позволяет узнать всю информацию на родном языке.
Время работы экспозиции
Летом музейный объект открыт с 8.30 утра до 6 вечера.
В зимнее время часы работы сокращены. Осмотреть легендарный корабль удастся с 10 утра до 5 вечера. Но каждую среду часы работы продлевают до 20 часов. Поэтому, если предпочитаете вечерние прогулки, выберете этот день недели.
Входная плата
Билет стоит 150 крон. Дети до 18 лет проходят бесплатно. Дополнительные предлагаемые услуги уже включены в стоимость.
Как работает ресторан?
Внутри сооружения работает ресторан. Посетителям предлагают местные блюда и выпечку. Цены умеренные.
Ресторан открыт в те же часы, что и музейный объект. Поэтому, если совмещаете осмотр Васа со знакомством с другими достопримечательностями, с питанием проблем не возникнет.
Как добраться
Лично я отправлялась в музей «Васа» от Королевского дворца. В качестве ориентира и опорного пункта, дабы не заблудиться в Стокгольме, можно выбрать именно его: он виден издалека. Я шла пешком минут 30, как и написано на карте снизу. Конечно, можно дойти и быстрее. Однако встречающиеся на пути невероятной красоты архитектурные постройки в стиле модерн, набережные, гавани, да и просто открывающиеся взору великолепные виды не смогут оставить вас равнодушными… так что вряд ли получится остановиться или не замедлить шаг :).
Впрочем, для тех, кто предпочитает пользоваться общественным транспортом, есть альтернатива — автобус. Чтобы доехать до музея «Васа», необходимо перейти мост и пройти к остановке Stockholm Karl XII:s torg. Оттуда каждые 15–17 минут (в зависимости от времени суток) отправляется автобус № 76. О том, как приобрести билеты и проездные на общественный транспорт, читайте здесь. Вам нужно будет проехать четыре остановки и выйти на Stockholm Djurgårdsbron. Затем, держась правой стороны, пройти прямо (3–4 минуты). Опля, и вы на месте.
Если вы решите добираться до музея «Васа» из других частей города, то в качестве ориентиров могут выступать близлежащие музеи: Музей северных народов (Nordiska museet), располагающийся в красивейшем здании в стиле неоренессанс, а также известный музей под открытым небом «Скансен» (Skansen). Вы их можете видеть на фото ниже.
Вообще, остров Юргорден, на котором находятся перечисленные выше музеи, по праву можно считать музейным островом. Здесь также находится музей, посвященный группе ABBA, и водный музей «Аквария» (Aquaria Vattenmuseum).
Так вот. Если вы будете добираться не от Старого города, ближайшая к музею станция метро — Karlaplan (Площадь Карла). Но «ближайшая» — это мягко сказано. От метро нужно будет сесть на автобус № 67, проехать 3 остановки и выйти на Stockholm Nordiska museet/Vasa. А потом пешком минут 5.
Ну а теперь поговорим непосредственно о нашем музее.
Внешний облик здания отдаленно напоминает корабль. Зайдя вовнутрь, первым делом, конечно же, нужно будет купить входной билет.
Культурно-Исторический тур по Стокгольму
Стоимость тура : €110-135 Продолжительность тура : 3-4 часа Языки: Русский, шведский, норвежский, испанский, английский
Годом основания Скансена, первого в мире этнографического музея под открытым небом, является 1891, когда шведский филолог и этнограф, а также основатель музея Северных стран Артур Хазелиус решил приобрести земельный участок на Зверином острове (бывшем ранее местом королевской охоты) для сильно разросшейся коллекции музея. Экскурсия в Стокгольме. Постепенно сюда начали свозить образцы жилых и хозяйственных построек со всех уголков Швеции, и Скансен превратился в «Швецию в миниатюре«, как его теперь и называют.
Скансен — идеальное место для прогулки, особенно если вы приехали с детьми, ведь большую часть территории музея занимает зоопарк, в котором нет ни одной клетки, а павлины ходят прямо у вас под ногами!
А буквально через дорогу находится еще одно удивительное место — уникальный музей, главный экспонат которого — флагман шведского флота, суперкорабль «Васа«, затонувший в 1628 году, пролежавший 333 года под водой и восстановленный современными шведскими мастерами. Тур с русским гидом в Стокгольме. Это единственный в мире почти полностью сохранившийся деревянный корабль той эпохи!
Это интересно: Погода в Антананариве по месяцам: рассказываем по порядку
Общие сведения
В XVII столетии для дальних плаваний на Восток создаётся новый тип судна предназначенный для перевозки грузов. Суда эти не имеют в истории кораблестроения отдельного наименования. Их можно считать развитыми и модернизированными галеонами. Кормовые и носовые надстройки уменьшаются по высоте. Украшения, скульптуры и орнаменты, ранее перегружавшие высокую корму, борта и нос, становятся проще и больше гармонируют с общим обликом судна. Водоизмещение достигает 600 тонн. Суда несут три основные мачты и на конце бушприта дополнительную маленькую мачту с прямым парусом. В своих основных чертах эти корабли не менялись на протяжении более ста лет. Отношение длины корпуса к ширине этих судов становится ещё большим, чем у галеонов. Их шпангоуты изготовляют составными и располагают на небольшом расстоянии друг от друга, особенно в местах больших нагрузок.
В районе установки мачт они изготавливаются двойными. Набор подкреплялся горизонтальным и вертикальными кницами. Как и набор, так и обшивка корпуса выполняются из дуба, причём так, чтобы форма древесины соответствовала форме детали и следовательно, изгиб волокон соответствовал её изгибу.
В результате уменьшается отход древесины и получаются чрезвычайно прочные детали. К шпангоутам дубовые доски крепят при помощи деревянных шипов, стараясь не применять железные гвозди, которые быстро ржавели. Внешняя обшивка корпусов имела толщину 100—150 мм., внутренняя — до 100 мм., поэтому общая толщина, включая шпангоуты, была более полуметра. Швы обшивки проконопачивали паклей, пропитанной смолой. Для защиты от древоточцев, разрушающих подводную часть корпуса, дуб покрывали досками из вяза, предварительно их просмолив. Доски вяза прибивали железными гвоздями так, чтобы их шляпки, касаясь друг друга, создали сплошную металлическую полосу. Всего для постройки требовалось около двух тысяч хорошо высушенных дубов. В зависимости от размеров судна, его внутреннюю часть делили так, чтобы получаемые объёмы можно было использовать наиболее целесообразно .
Для XVII века возможности корабля Vasa и его параметры были впечатляющими. Длина парусника превышала 56 метров, а общая площадь парусов была более 1200 кв.м. Судно главным образом предназначалось для торговых целей (транспортировка различных продуктов из стран Восточной Азии). Но так как пиратство и разбой были очень развиты на морских просторах, для обороны судно было оснащено 24 пушками.
Постройка и испытания
В течении трёх лет корабль Vasa сооружался на Стокгольмской верфи под личным присмотром короля. Строился будущий флагман силами 400 рабочих, было срублено свыше тысячи деревьев. Густав II Адольф решил потрясти своих противников не только мощностью своего корабля, но и роскошью. Поэтому над отделкой корабля трудились лучшие мастера европейских верфей и самые искусные резчики по дереву. И всё бы ничего, если бы не был упущен один очень важный момент: корпус корабля сделали слишком узким, что и сыграло роковую роль в его недолгой судьбе.
Через два года корабль благополучно спустили на воду и отбуксировали к достроечному причалу, расположенному как раз под окнами королевского дворца. На всех этапах строительства король очень часто приходил на корабль, внимательно следил за ходом работ, давал строителям различные указания.
Кораблестроитель Хибертссон был опытным мастером, но у него не хватало мужества возражать королю, когда тот делал распоряжения по постройке корабля. Король заботился только о боевых качествах Vasa, о внешнем виде корабля, но совершенно не думал о важнейшем его мореходном качестве — об остойчивости.
Король Густав II Адольф, утверждая проект Vasa пренебрег всеми правилами обеспечения остойчивости и потребовал, чтобы на галеоне было установлено вдвое больше пушек, чем на любом другом шведском корабле. Хюбертссон подчинился и предусмотрел на корабле Vasa 64 пушки. Пушки вместе с боезапасом весили 72 т., и значительная часть этого груза располагалась в верхней части корабля.
Также король распорядился установить на корабле множество скульптур и прочих украшений. Особенно богато была отделана резьбой и украшениями кормовая надстройка, возвышавшаяся на 20 м. над палубой. На выдвинутом далеко в нос форштевне грозно пригнулся, готовый к прыжку, огромный лев. Всего на «Васе» было около 700 скульптур и резных украшении.
Король пожелал, чтобы скорость Vasa была выше скорости других шведских кораблей. Были установлены огромные мачты, самая высокая из которых возвышалась на 49 м. над килем.
И в то же время, заботясь о скорости Vasa, Густав II Адольф приказал сделать корпус очень узким — значительно уже, чем все другие корабли. В результате и без того явно недостаточная остойчивость корабля ‘Vasa стала угрожающей и главный строитель, рискуя навлечь на себя гнев короля, самовольно увеличил ширину на 40 см.
Перед отплытием корабля испытывалась его остойчивость. Тридцать матросов перебегали с одного борта на другой. После третьего раза перебежки прекратили, увидев, что судно может перевернуться. При этом присутствовал один из самых влиятельных флотских начальников адмирал Флеминг. Единственное, что он сказал после увиденного: «Если бы его величество был дома!».
Лада «Рива» и «Самара»
Знаете такую модель – «Рива»? Как не знаете?! А ведь это прямой преемник «Копейки»! Более известная у нас – 2105. Модель выпускалась под разными наименованиями: Nova, Kalinka, Laika, Matriuska, Signet и Sputnet для разных международных рынков. Пошла в производство в 1980 году, но за ее угловатыми формами проглядывался ВАЗ 2101.
«Пятерка» предлагалась в трех версиях: седан ВАЗ 2105, универсал ВАЗ 2104 и «роскошная» версия – ВАЗ 2107 (на фото слева), которую можно было отличить по хромированной радиаторной решетке.
Изначально ВАЗ 2107 предлагался с 1,3-или 1,6-литровыми двигателями.
Интересный факт: Riva продавалась в Великобритании до тех пор, пока ужесточение законодательства о безопасности и выбросах не привело к ее выводу из игры, тем не менее, как известно у нас на родине модель оставалась в производстве до 2012 года.
ВАЗ 2108 (справа) был еще одной моделью со множеством названий: модель величали «Samara» в Западной Европе, «Sputnik» в России и целым рядом других имен в других местах реализации.
Введенный в строй в 1984, этот переднеприводный хэтчбек был разработан, чтобы обратиться к основному внутреннему рынку и рынку Европы. Производился с 1984 до 2013 года.