Свято-троицкая александро-невская лавра
Содержание:
Киновия – второй по значимости монастырь в Санкт-Петербурге
Петербург всегда был духовным центром, и купец Набилков писал в Духовный Собор Лавры о том, что необходимо развивать Киновию, как второй по значимости монастырь в городе. Он и сам в этом принимал очень активное участие своими пожертвованиями. Петербуржцы еще называли Киновию Малой Архиерейской слободой.
Жизнь монахов там отличалась упорядоченностью и своим особым укладом:
- Они жили там на полном обеспечении
- И у них не было никакой собственности
- Весь свой труд они отдавали на общую потребу монастыря и всей братии
Уже к 1844 году для житья монахов были построены каменные келии, с двух сторон монастыря, справа и слева. Это были двухэтажные корпуса по проектам архитекторов Брандта К.И. и Гемилиана А.П. Они и сейчас находятся по адресу Октябрьская набережная дом 16 и 20.
В северном корпусе находились покои митрополита. Там же была и Домовая церковь Архистратига Михаила. В октябре 1847 года состоялось ее освящение действующим наместником Лавры архимандритом Вениамином.
В 1848 году по инициативе смотрителя Киновии иеромонаха Паисия началось формирование и Киновеевского кладбища. А первые захоронения появились за церковью Всех Святых. Однако отдельные места сразу за Троицким собором были отданы почетным мирным гражданам и монахам. Всем остальным гражданам победнее были отданы места подальше от храма, за забором.
Купец первой гильдии Набилков Ф.Ф. не оставлял этот храм без внимания всю свою жизнь и в 1849 году 30 тысяч рублей завещал на постройку каменного пятиглавого собора с тремя престолами во имя Пресвятой Троицы. А прообразом послужил Собор Киево-Печерской лавры. В 1955 году тот же архитектор Брандт К.И. сделал проект нового каменного храма. А деревянную церковь перенесли на кладбище. Однако строить храм стали по проекту другого архитектора Карпова Г.И. в 1862 году, а к 1864 году уже были окончены черновые строительные работы.
Тогда-то и стало ясно, что этих 30 тысяч рублей на постройку храма не хватит, тогда строительство продолжил брат Набилкова Ф.Ф. Василий. А после смерти Федора Федоровича строительство продолжил уже его сын, на еще 30 тысяч рублей, завещанных дополнительно его отцом.
Сын выполнил волю отца и уже в 1868 году Троицкий собор освятил епископ Григорий (Медиоланский) во имя Святой Живоначальной Троицы.
Сама постройка имела очень красивый величественный вид. Построена была в русско-византийском стиле, а внутри имела роскошное убранство.
Очень красивый фасад здания как бы возвышался над Невой. Чтобы подняться на крыльцо требовалось преодолеть 8 ступеней. Все было сделано изящно и с большим вкусом: и иконостас, и живопись.
Эскизы внутренней отделки и утвари составил также Г. И. Карпов. Образа для иконостаса, вырезанного охтинским мастером И. Е. Абросимовым, и запрестольный образ исполнил на досках академик живописи И. А. Тюрин.
Росписи стен (в том числе, вероятно, изображения Евангелистов в парусах) выполнил И. Ф. Михайлов, утварь изготовили на фабрике И. Н. Алексеева, а паникадило — на бронзолитейной фабрике Шопена.
Под церковью находился «обширный подвал со сводами, предназначенный для погребения». Святыней храма считался образ Божией Матери всех скорбящих Радости XVII в., привезенный, по преданию, с Афона.
Ежедневно совершалась Божественная Литургия. Главным престольным праздником считался День Всех Святых. Литургия совершалась архиерейским чином и завершалась крестным ходом вокруг кладбища и монастыря.
После богослужения купцы размещали палатки и устраивали ярмарки. А на левый берег Невы можно было переправиться на теплоходе так и называемом «Киновия».
Ярмарки
В Митрополичьем саду регулярно устраивают православные выставки-ярмарки, приуроченные к временам года. У подобного мероприятия несколько составляющих: духовно-просветительская, культурная и гастрономическая.
Посетители ярмарки могут подать молитвенные прошения о родных и близких, узнать ответы на интересующие вопросы о церковной жизни, сделать полезные приобретения. Каждый желающий может купить:
- церковную утварь, иконы, свечи
- сезонные натуральные продукты: мед, травы, ягоды, грибы, орехи, сухофрукты
- прочие деликатесы от фермерских хозяйств: мясную и рыбную продукцию, выпечку, сыр
- товары для здоровья: травяные настойки, мази
- предметы одежды, ткани
- сувенирную продукцию от мастеров искусств
Также в программу ярмарки входят выступления различных музыкальных ансамблей.
Архитектура, убранство и устройство собора[править | править код]
Однокупольный храм с двумя двухъярусными башнями-колокольнями решён в формах раннего классицизма. Внутреннее пространство собора, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Фасады обработаны пилястрами и неглубокими филёнками.
Над южным и северным входами помещены барельефные панно, изображающие события из Ветхого и Нового заветов, исполненные скульптором Ф. И. Шубин; над главным входом в центре — «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма»; ниже находится скульптурная группа, изображающая ангелов с орденским знаком святого Александра Невского.
Внутри здание сочетает базиликальную форму с крестово-купольной и в плане представляет собой .
Главный неф декорирован приставными коринфскими колоннами с золочёными капителями. Основное освещение происходит через шестнадцать окон барабана, поддерживающего купол.
Иконостас в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине, выполнен А. Пинкетти из белого итальянского мрамора. Бронзовые детали сделал П. П. Ажи, а образа в царских вратах написали И. А. Акимов и Я. Меттенлейтер. В написании остальных образов иконостаса участвовал Г. И. Угрюмов.
В парусах — изображения четырёх евангелистов, написанные Я. Меттенлейтером.
Интерьер в стиле классицизма
Первоначальную роспись интерьера исполнил Ф. Д. Данилов, но она была вскоре частично утрачена в связи с долгим отсутствием отапливания в соборе; и в 1806 году А. делла Джакомо заменил её другой, используя эскизы Д. Кваренги. В 1862 году П. С. Титов заново расписал своды по эскизам Ф. Г. Солнцева.
Лепка была поручена Ф. Ламони и Д. Фонтана, 20 барельефов и статуи святых — скульптору Ф. И. Шубину. В южной части трансепта, напротив раки св. Александра Невского, был помещён мраморный барельеф митрополита Гавриила (Петрова) (ныне в фондах Русского музея).
В алтаре, за престолом, находился образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса. Над южными вратами — картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, на восточной стене — «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. Картины Ван Дейка, Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из Эрмитажа в 1794 году по указанию Екатерины II. Ко дню освящения Екатерина II подарила также образ «Моление о чаше», отчеканенный из золота в Италии.
Над царским местом висел портрет Екатерины II кисти Д. Г. Левицкого, напротив — портрет Петра I.
Над ракой святого Александра Невского находилась большая икона кисти И. Г. Адольского.
У гробницы стоял серебряный аналой с киотом, где лежали иконы и «ковчежцы» с частицами мощей. Он был подарен собору в 1806 году императором Александром I. Слева от раки находился образ Владимирской Божией Матери, которому предание приписывало принадлежность самому Александру Невскому, справа — Нерукотворный Спас с частицей Ризы Господней.
В 1862 году в собор из Таврического дворца поступила малахитовая сень для плащаницы, изготовленная в Париже в —1828 годах в мастерской П.-Ф. Томира (ныне выставлена в Эрмитаже).
Большое серебряное паникадило, весившее около 210 килограмм, было пожертвовано Екатериной II.
История постройки
Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге
Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.
Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.
Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.
По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.
Просветительская деятельность
В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.
Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.
Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.
Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.
Послереволюционный период
В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.
Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.
Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.
Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге
До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.
Духовской корпус
план лавры
Духовской корпус Александро-Невской лавры связывает Благовещенскую церковь с Троицким собором. Строительство этого корпуса началось в 1717 году в соответствии с проектом архитектора Д. Трезини. Предложенное им решение плана тремя уступами представляет особый интерес. С помощью этого композиционного приема, повторенного и в Федоровском корпусе, Трезини усилил черты живописности, присущие всему монастырскому ансамблю.В 1820 — 1822 годах архитектор В.П. Петров перестроил часть Духовского корпуса, устроив здесь новую монастырскую церковьСошествия Святого Духа. Перестройка не отразилась на главном фасаде, обработанном полуколоннами, но повлекла за собой внутреннюю перепланировку, а также возведение обширной пристройки к заднему фасаду. Фасад Духовского корпуса, обращенный во внутренний двор, первоначально имел два яруса открытых аркад. В 1760-х годах они были застеклены и превращены в окна, так как открытые галереи оказались неудобными в климатических условиях Петербурга. Из числа внутренних помещений Духовского корпуса представляют интерес большой, декорированный коринфскими колоннами двусветный зал (б. церковный) и ряд других парадных помещений. Духовской корпус послужил образцом при создании симметричного ему Федоровского корпуса и определил архитектурное решение других зданий монастыря.
При Екатерине I и А. Д. Меншикове строительство продолжалось с прежним размахом. Швертфегер, получавший теперь непосредственные распоряжения от Меншикова, оказался во
главе строительных работ, которые были частью грандиозной стройки города. На территории монастыря одновременно велись работы по возведению каменного городка, по расширению Подмонастырной слободы и созданию производственной базы строительства.
До 1724 года был разбит огромный сад на месте, предусмотренном планом Швертфегера, построены оранжереи. К каменному городку вела «большая першпективная дорога», обсаженная березками (только в 1724 году их высадили до пятисот), упиравшаяся в деревянный, сначала наплавной, позднее подъемный мост напротив Благовещенской церкви. Кирпичную высокую стенку, укрепляющую и поныне берег Монастырки у моста, впервые выложили в 1723 году. К 1723-1725 годам относятся большие «деревянные работы» на левобережье Черной речки и застройка у монастыря «першпективной дороги» по обе ее стороны домами и усадьбами работавших на строительстве. Рядом со стройкой поселился и Т. Швертфегер.
Это был опытный строитель, несомненно одаренный архитектор, работавший в России с 1713 года. После назначения вместо Д. Трезини главным архитектором постройки каменного городка и переработки его первого генерального плана Швертфегер, как уже говорилось выше, вначале руководил завершением строительства Благовещенской церкви и сообщающихся с ней трех уступов главного корпуса или, как его называли, главной линии. К 1725 году они были в основном закончены. Так же, как и Благовещенская церковь, композиция и декор этих построек отличаются особенностями, свойственными творчеству спроектировавшего их Трезини.В 1725 году, то есть ко времени окончания уступов Духовского корпуса, по другую сторону строящегося главного собора начали бить сваи под фундамент последних трех уступов главной линии, повторяющих композицию и всю структуру Духовского корпуса.
В колонном зале Духовского корпуса располагается Духовно-просветительский центр Александро-Невской Лавры .
Концертный зал Александро-Невской Лавры приглашает всех желающих на вечера, посвященные русской традиционной и современной православной культуре.ДПЦ «Святодуховский»
Духовно-просветительская и общественная жизнь лавры
Деятельность обители не ограничивается непосредственно религиозной направленностью, она разносторонняя и многогранная. В составе лавры много подразделений, осуществляющих творческую, созидательную, образовательную работу.
Духовно-просветительский центр Святодуховский
Центр ведет активную просветительскую деятельность с 2003 года. Его работа охватывает организацию различных мероприятий:
- огласительных бесед и образовательных курсов прихожан
- экскурсий и музыкальных концертов
- традиционных выставок-ярмарок
- конференций, семинаров, встреч молодежного клуба, факультета здоровья
Организация фестиваля современной православной духовной музыки Невские купола также проходит при его участии.
Вокальный мужской ансамбль
При Александро-Невской лавре с 2010 года существует архиерейский хор. Состоит он из мужчин. В его составе 30 человек, все они учащиеся или выпускники Духовных школ и Академической консерватории Санкт-Петербурга.
Хор выступает на богослужениях в монастырях и соборах, исполняя более 20 песенных православных молитв. Помимо этого коллектив ведет гастрольную концертную деятельность, принимает участие в различных фестивалях искусств. В его репертуаре выдающиеся классические и современные музыкальные произведения:
- русская церковная музыка
- народные песни
- западноевропейские композиции
Мастерские
При Александро-Невской Лавре осуществляют деятельность несколько мастерских:
- иконописная и реставрационная
- иконно-киотная
- ювелирная
- швейная
- гончарная
- фарфоровая
- эстампная
Продукцией этих подразделений являются настоящие произведения искусства, которые можно приобрести в лавках монастыря:
- иконы
- служебные и праздничные облачения священнослужителей
- предметы украшения храмов
- ювелирные изделия церковного предназначения из различных металлов, камней, дерева и эмали
- нательные крестики и медальоны, кольца
- художественные произведения ручной и печатной графики
- фарфоровые и керамические изделия и сувениры, в том числе церковного предназначения: подсвечники, лампады, сосуды для святой воды, иконы на фарфоре, домашняя утварь, посуда, вазы, детские игрушки-свистульки.
Помимо этого, 5 февраля 2021 года в лавре освятили сыроваренную мастерскую. На территории монастыря теперь продается мягкий сыр собственного производства. Весь процесс изготовления осуществляет братия монастыря, из молока высшего качества, на современном оборудовании. В октябре опробовали новый рецепт с добавлением тмина.
Монастырская трапезная
В лавре с 2004 года работает монастырская трапезная Паломник, а в 2010 году открылась Чайная. При составлении меню здесь соблюдается церковный календарь, подаются преимущественно постные блюда. Чайная предлагает всегда свежую монастырскую постную выпечку. В трапезной обедают священники, доступна она и для простых горожан, туристов, паломников.
Интерьер оформлен авторскими витражами, которые изготовили лаврские мастера-иконописцы. В Чайной собрана коллекция декоративных тарелок, представлены керамические изделия из мастерской лавры.
Как добраться?
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра расположена в Центральном районе Санкт-Петербурга.
Какие остановки находятся рядом?
- “Пл. Александра Невского” — в 97 метров, 2 минуты пешком.
- “Ст. Метро Площадь Ал. Невского” — в 355 метров, 5 минут пешком.
- “Метро ”Пл. Александра Невского” — в 485 метров, 7 минут пешком.
Откуда лучше добираться?
- Станция Метро ”Площадь Александра Невского” находится ближе всего к Александро-Невской Лавре в Центральном районе, от Надвратной церкви — в 160 метрах.
- Ближайшая остановка маршрутки находится в 2 минутах ходьбы.
- Ближайшая остановка автобуса — в 5 минутах ходьбы.
- Ближайшая остановка трамвая — в 7 минутах ходьбы.
Маршрут для пешеходов
Выйдя из метро «Площадь Александра Невского-2» или «Площадь Александра Невского-1»,следуйте по площади Александра Невского,вдоль монастырской стены до арки надвратной церкви.
Въезд для автомобилистов
- Въезд осуществляется с площади Александра Невского направо через Лаврский проезд (расположен между надвратной церковью и Чернорецким переулком).
- Далее следуйте через Второй Лаврский мост и налево по набережной реки Монастырки, вдоль монастырской стены до вторых Благовещенских ворот, оборудованных шлагбаумом.
Где находятся парковки у Лавры?
- На площади Александра Невского;
- На набережной реки Монастырки у монастырской стены;
- Кратковременная – у Благовещенских ворот.
Как попасть в Музей-древлехранилище?
- Войдя на территорию Александро-Невской лавры, пройдите мимо Некрополя XVIII века (слева от вас) и Некрополя мастеров искусств (справа).
- Затем, перейдя мост через реку Монастырку, поверните налево и войдите во вторые Благовещенские ворота, оборудованные шлагбаумом.
- Следуя по направлению к жёлтому зданию, поверните направо, обогнув Благовещенскую церковь.
- Перед вами вытянутое трёхэтажное здание музейно-библиотечного корпуса. Войдите внутрь и поднимитесь на 3 этаж.
Об издательстве
Издательство «Невская Лавра» основано в 2002 году. Издателем и учредителем является Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра (мужской монастырь). Деятельность издательства осуществляется под духовным руководством наместника Александро-Невской Лавры, епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии Назария. Издательство выпускает общегородскую церковную газету «Вестник Александро-Невской Лавры» информационно-публицистического содержания. Главный редактор – наместник Александро-Невской Лавры епископ Назарий.
Кроме того, издательство выпускает литературу богословского, нравственно-воспитательного, церковно-публицистического содержания.
География распространения литературы и номеров газеты: Россия, Белоруссия, Украина. Из стран дальнего зарубежья газета поступает в Джорданвилль (США).В 2015 году в издательстве созданы принципиально новые приложения к газете, рассчитанные на широкий круг интеллектуальной и неравнодушной публики:- научно-публицистический журнал «Источник надежды», содержащий большое количество статей на различные актуальные темы современности;- литературно-художественный журнал «Свет юности», предлагающий вниманию молодёжной аудитории высокохудожественную прозу и поэзию как маститых мастеров, так и начинающих авторов, а так же материалы по истории, до сих пор малоизвестные широкой публике;- детский литературно-художественный журнал «Вербочка», предназначенный для читателя младшего возраста;- Брошюры и буклеты из общей серии «Святыни Лавры».
Издательство приглашает к сотрудничеству православных авторов, журналистов, фотографов, корректоров.
Газета «Вестник Александро-Невской Лавры» принимает заказы на размещение рекламных статей и модульной рекламы.
Печатня при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре существует с момента начала существования монастыря. Одно из первых упоминаний о типографии при Лавре относится к 1719 году.
Печатня изначально обеспечивала монастырь богослужебными и научными книгами, иллюстрациями, записками для церковного пользования, и помогала вести Церкви просветительскую деятельность в течении 3-х веков.
После годов гонений в 2002 году с благословения наместника монастыря, епископа Кронштадтского Назария при Лавре была возобновлена работа издательства «Невская Лавра», выпускающего газету «Вестник Александро-Невской Лавры» (с приложениями); а в 2011 году, совместно с благотворительным Фондом помощи инвалидам «Кедр» и Комитетом по занятости населения правительства Санкт-Петербурга, произошло открытие типографии «Печатня Лавры».
Монастырская традиция возобновилась. Современное типографское оборудования позволяет производить полиграфическую продукцию высокотехнологического уровня, а опытный персонал обеспечивает качественное оформление и преемственность традиций распространения печатного дела на Руси.Часть заработанных средств идёт на оплату труда инвалидов, ведётся просветительская и благотворительная деятельность.С 2014 года издательством и печатней руководит насельник монастыря архимандрит Нектарий (Головкин).
Типография располагает современной цифровой техникой нового поколения, что позволяет при невысокой цене обеспечивать высокое качество на уровне мировых полиграфических стандартов.
НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ:
— Цветная печать от визиточного до плакатного форматов (А2-А0);- Ризография;- Сканирование, оцифровка печатной продукции до формата А3;- Ксерокопирование;- Изготовление листовок, флаеров, евробуклетов, блокнотов, календарей, брендбуков, папок;- Печать и вёрстка книг от 1 экземпляра;- Сборка на пружину, скрепку, термоклей;- Фальцовка, биговка, обрезка, ламинирование пакетное и рулонное;- Изготовление плакатов, копий картин, высококачественная широкоформатная печать;- Допечатная подготовка любого уровня сложности;- Изготовление оригинал-макетов и логотипов фирменного стиля;- Индивидуальная работа с заказчиками.
Обращаться в редакцию можно по телефону +7 (911) 289-72-99 и электронному адресу izdat.lavraspb@mail.ru
Приобрести газету «Вестник Александро-Невской Лавры» и печатную продукцию редакции «Невская Лавра» можно в киосках Свято-Троицкого собора, на территории Лавры и в редакции (Просфорный корпус, комната 103)
Издательство Александро-Невской Лавры продолжает собирать материалы для книги об архимандрите Елеазаре. Просим Вас направлять всю корреспонденцию по адресу: 119167, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1 (в Издательство Александро-Невской Лавры)