Марийцы

О марийских головных уборах

Информация из журнала.

Марийку узнаешь по шимакшу.

Важная часть праздничного и обрядового костюма женщины — головной убор. По будням марийские девушки повязывали вокруг головы узорную ленту, а по торжественным дням надевали — шапочку из холста с нашитыми монетами, бусинами и ракушками. Поверх такии накидывали белый платок солык , покрытый черно-красной вышивкой, с бахромой или монетками по краям. Свои длинные волосы девушки заплетали в одну косу, на конце которой крепили декоративные подвески из бисера и бусин.

Женские марийские головные уборы отличались большим разнообразием. Самый древний из них — . Упоминание о нем можно найти в книге немецкого путешественника XVII века Адама Олеария. Шурка представляла собой высокий конус из бересты, обтянутый яркой тканью и богато украшенный вышивкой, бисером и монетами. Сзади от конуса спускалась по спине длинная узорная полоса ткани, заправлявшаяся за пояс. Поскольку береза у марийцев считалась одним из священных деревьев, можно предположить, что берестяной конус служил не только для рациональных целей, но и был оберегом.

Другой традиционный убор замужних марийских женщин — . Это прямоугольный кусок полотна, одну из узких сторон которого сшивали в виде небольшого треугольного колпачка и укрепляли на берестяной или кожаной основе, а другую оставляли свободно свисать. По всей длине шимакш декорировали узором в виде ромбов, а по краям обшивали тесьмой и бахромой. Сверху нередко повязывали платок солык.

Третий вид марийского женского головного убора состоял из узорной повязки и длинного полотенца , которое оборачивали вокруг головы с напуском на затылке и вокруг шеи. Нашмак и шарпан соединяли металлическими пряжками и украшали вышивкой и бисером.

Каждому из головных уборов соответствовал определенный тип прически, специально приспособленный, чтобы удерживать на голове сложные конструкции. Еще марийки любили серьги-подвески с бусинами, монетами, ракушками и шариками из белого или цветного гусиного пуха.

Одежда

Обязательным элементом марийской женской народной одежды являлись штаны из белого холста.

Куклы в народных костюмах 52, марийский праздничный костюм. Рядом с двумя куклами первого номера серии Куклы в костюмах народов мира.

О штанах — по комментариям от Katya: Поговорила с мамой про штаны. Она жила в детстве в Сернурском районе, в русской деревне, а рядом жили марийцы. Штаны были, и интересного фасона. По бокам не было швов, (на ногах были), а были два полотна — сзади и спереди на завязках. Заднее завязывалось спереди, а переднее сзади. Тепло и удобно.

Праздничный головной убор украшали тесьмой и вышитым узором из ромбов — символов солнца. Каждому из головных уборов соответствовал определенный тип прически, специально приспособленный, чтобы удерживать на голове сложные конструкции. Еще марийки любили серьги-подвески с бусинами, монетами, ракушками и шариками из белого или цветного гусиного пуха.

Фото куклы в журнале, сама куклы, и эскиз.

Верхняя одежда в традиционном женском костюме представле­на кафтанами.

Длинная туникообразная рубаха — основа марийского народного костюма. Ворот, грудь, рукава, подол и швы отделывали вышивкой и лентами

Пояса, передники и поясные украшения являлись важной час­тью марийского костюма. Пояса подразделяются на два вида — по­вседневные и праздничные

На поясе женщины носили холщовые вышитые поясные подвес­ки — однолопастные или двулопастные узкие поясные полотенца с вышитыми концами.

Прототип костюма куклы: марийский праздничный костюм.

Женский костюм также дополнялся украшениями.

Основным головным убором был платок, будничный из холста, в праздники одевали покупной, фабричный платок. Платок складывался по диагонали, концы завязывались на подбородке. Замужние женщины носили головные уборы различных типов:

  • каркасные, остроконечные (шурка и шымакш);
  • лопатообраз­ные (сорока);
  • мягкие полотенчатые (шарпан);
  • платки.

Традиционный костюм шили обычно домашними способами. Одежда и обувь марийцев изготовлялась из холста (вынер), чаще всего из конопляного, реже — льняного, домашнего сукна (штраш) и полу­сукна, выделанных шкур животных, шерсти, лыка.

Лес в жизни марийцев

Культура марийцев была бы неполной без почитания леса и сил, которые он олицетворяет. В наши дни этот народ продолжает посещать священные рощи, куда приносит дары добрым божествам и духам леса.

Ежегодно осенью множество марийцев съезжается в такие места, где в качестве дани семьи оставляют утку. Марийцы молятся в лесах, у них нет храмов или церквей. Согласно их вере, в момент общения с богом человек устанавливает связь с силами Вселенной, с космосом. Считается, что в древних священных рощах, которые выбирали ещё предки мари, очень мощная энергетика. В этих местах нельзя громко разговаривать, шуметь или сквернословить.

Югорно. Марийский народный эпос в Марийском национальном драматическом театре 

Энергия природы, по мнению марийцев, может наделять человека особенными силами. У этого народа много знахарей, которые действительно обладают необыкновенными способностями. Многие из них утверждают, что используют для лечения и заговоров энергетику деревьев, что и самим знахарям помогает восстановиться после тяжёлых сеансов.

Марийцы – народ с интересной историей и загадочной культурой. Сегодня их край привлекает туристов, которые мечтают хотя бы незначительно прикоснуться к древним обычаям народности, что сохранила верования и мировоззрение далёких предков. Как же это удалось марийцам? Кто знает, может, их мифы не так далек от истины, а в будущем учёные докажут внеземное происхождение человека. Впрочем, сами марийцы вряд ли удивятся такому открытию.

Свадьба в традициях марийцев

Важную роль в подготовке и самих брачных обычаях играли религиозные и магические ритуалы, призванные обеспечить благосостояние и согласие в новой семье. Обычно свадьбы проводились в значимые летние праздники: 12 июня, накануне или после Петрова дня, от окончания посева до начала сенокоса.

Подготовка к свадебным торжествам

После сватовства родственники с обеих сторон оговаривали дату проведения свадьбы, размеры выкупа — олын, со стороны жениха и приданое невесты, которое часто составлял скот. Близкие невесты должны были обеспечить свадебные угощения, вино, пиво. Марийская свадьба носила название суап и была довольно продолжительным действием. Доставались самые лучшие традиционные наряды, шились новые. Женщины надевали все украшения. Жених и его родственники выбирали для невесты праздничное убранство, украшения и кольцо.

Наиболее благоприятным днем для проведения свадьбы считалась пятница. Обычно свадьба была или дневная, с утра до вечера, или ночная, которая праздновалась сутки. Готовился свадебный поезд из как можно большего числа запряженных лошадьми тарантасов. Мать жениха, а также молодые девушки участия в поездке не принимали. Процессию возглавлял крестный отец юноши, именно он являлся распорядителем свадьбы. Приближение поезда было слышно издалека, музыканты старались вовсю.

В доме невесты свадебный кортеж встречал наиболее уважаемый старший родственник. Невеста и ее подруга стояли по правую руку. Традиционно, первыми порог переступали дружка, затем жених и два его родственника. Молодому преподносили хлеб и соль. После этого нареченные уходили вглубь дома, пока не закончится преподнесение даров родителям девушки. Благословленные молодые усаживались за стол и начинался пир.

Из-под родительского крова молодую перевозили в дом жениха. По пути поезд останавливался в оговоренном месте, чтобы поменять девичий платок на женский головной убор.

Затем церемония продолжалась в бывшем доме молодой. Кортеж встречала посаженная мать. Молодые проходили во двор с соблюдением определенного обряда. Забрав приданое и дары от невесты новым родственникам, возвращались в дом жениха, где происходило собственно бракосочетание с веселыми плясками и песнями.

Проводив гостей, молодых готовили к первой ночи. Ложе молодых устилала крестная мать. В изголовье обязательно укладывались предметы, символизирующие желаемый пол будущего первенца. Иногда молодых ударяли плетью, приговаривая, чтобы жили в ладу и держались друг за друга.

Интересные обычаи на марийской свадьбе

Пришедшие из глубины веков традиции ревностно соблюдались.

  • Приданое невесты должны были укладывать подруги, но ни в коем случае не сестры.
  • Голова девушки покрывалась платком в знак того, что она еще невинна, а украшения были только из серебра.
  • Переезжая в дом жениха, невеста не сразу садилась в повозку. Она трижды заносила ногу и трижды опускала ее. Пока крестный жениха не ударит ее трижды плетью.
  • Девушка преподносила сделанные своими руками подарки, в ответ родственники жениха выделяли молодым скот и птицу для их хозяйства.
  • Невеста сама готовила мясную лапшу или блины, а родственники мужа оставляли в ответ в оговоренном месте подарки и монеты.
  • Выкуп приданого невесты в доме девушки проходил с веселым размахом. Усевшись на объемный сундук, младшие сестренки и братишки торговались за каждую монету.

Древней традицией было возвращение на короткий срок после свадьбы молодой жены в родительский дом, за приданым и подарками. Таким образом молодая прощалась со старой жизнью и родней.

Марийские свадьбы в наши дни

Современные веяния затронули многие вековые традиции, подстраивая их под изменившиеся реалии жизни. Традиционная марийская свадьба не стала исключением. Предоставлено больше свободы выбора для молодых.

Сватовство превратилось в дружескую встречу будущих родственников, а приданое и калым стали чисто символическими. Свадьбы проводятся по различным сценариям, и сроками она не ограничена. А старинные костюмы и тщательное соблюдение обрядов — не более, чем веселый спектакль. Подарки от невесты будущим родственникам не настолько регламентированы, а сестры молодой допускаются до празднования. Современная марийская свадьба является красочным, ярким торжеством, бережно сохранившим многие старые обычаи.

Вот полный фильм, снятый на современной марийской свадьбе.

Марийский костюм: такого мы скоро не увидим

Сейчас в России — около полумиллиона марийцев, и у них даже есть своя республика, Марий Эл. Такой бонус выпадает далеко не каждому народу страны. Но где-то 24 000 представителей живут далеко от этого края. Это марийцы Урала. Они оказались там еще в XVI веке, когда пытались спастись от принудительного крещения. Этим людям каким-то чудом удалось сохранить большую часть своей культуры и религии.

Фёдор Телков и Наталья Конрадова в проекте «Урал мари. Смерти нет» исследуют обычаи уральских марийцев. Мы публикуем их снимки и текст про традиционные костюмы, на который повлияли несколько веков жизни на Урале.

Марийцы

Я живу в неприметном национальном регионе, который носит довольно нелепое для русского уха название Марий Эл и является родиной маленькой, но очень своеобразной нации марийцев. Чтобы не ходить вокруг да около скажу, что, во-первых, в сельской глуши до сих пор проживают люди, поклоняющиеся дохристианским богам, а, во-вторых, к ним относятся мои родственники по отцовской линии. В-третьих, надо отметить, что «сельской глушью» здесь можно назвать практически всю местность за пределами городов.

Чтобы понять местные обычаи и верования, нужно иметь примерное представление о том, кто такие марийцы, и каковы они. Народность относится к волжской ветви финно-угров, что делает их дальними родственниками финнов, эстонцев и венгров и более близкими — мордвы и коми. Как нация они сложились в неприветливой болотистой местности, окруженные татарами, русскими и чувашами, то есть не особо культурно близкими и доброжелательными соседями.

Типичный марийский мужик смотрит на тебя как на рушла

Как говорил Монтескье, география и среда определяет характер народа. И вот вам самый показательный факт, который может здорово обрисовать его: жители соседних регионов, как я узнал совсем недавно, называют местных простым и емким словом «кереметь», чаще всего даже не зная, что оно означает. А означает оно у самих марийцев одновременно дьявола и болотный дух, вредный, хитрый и злопамятный. «Не ходи по болоту, Кереметь за ногу утащит», — говорила мне бабуля.

В целом, все не так плохо и не такой уж кереметь, но характер у местных и вправду тяжеловатый. Вспомните все негативные стереотипы о русских: неприветливые, мрачные, сильно пьющие и слегка одичалые. Все это — стереотипы уже самих русских о марийцах, хотя лично мне они больше напоминают своеобразных хоббитов, просто не в лучшие годы и не в лучшем настроении.

Мужской, женский, свадебный костюм

Мужчины надевали рубаху, штаны, подпоясывались, покрывали голову шляпой или фуражкой. Если было прохладно, костюм дополнялся кафтаном, зимой – тёплым кафтаном или шубой.

Нарядные образы

Праздничные костюмы были отличимы от будничных более сложными орнаментами из вышивки, наличием большего количества монет на поясе, рубашке, головном уборе. Ткани для одежды были лучшими. Например, кафтан для будней шили чёрным, а для праздников – белым, выполняя отделку чёрным домотканым холстом. Шляпы валяли из чёрной шерсти для будней, а белая шерсть предназначалась для обрядов и праздников.

Костюмы для свадьбы

Обязательное свадебное покрывало (вÿргенчык), сшитое из трёх полос белого холста и расшитое традиционными орнаментами, служило головным убором невесты

Жилище, кухня марийцев

Во второй половине XIX в. поселения марийцев были уличного типа, жилищем служила срубная изба с двускатной крышей, построенная по великорусской схеме: изба-сени, изба-сени-изба или изба-сени-клеть. В доме была русская печь, кухня отделенная перегородкой.

Вдоль передней и боковых стен дома размещались лавки, в переднем углу стоят стол и стул специально для хозяина дома, полки для икон и посуды, сбоку от двери стояла кровать или нары. В летнее время марийцы могли жить в летнем доме, представлявшем собой срубную постройку без потолка с двускатной или односкатной крышей и с земляным полом. В крыше было отверстие для выхода дыма. Здесь устраивалась летняя кухня. Посередине постройки помещали очаг с подвесным котлом. К надворным постройкам обычной марийской усадьбы были клеть, погреб, хлев, сарай, курятник, баня. Зажиточные марийцы строили двухэтажные кладовые с галереей-балконом. На первом этаже хранили продукты, на втором – утварь.

Традиционной блюдами марийцев были суп с клецками, вареники с мясом или творогом, вареная колбаса из сала или крови с крупой, вяленая колбаса из конины, слоеные блины, сырники, отварные лепешки, печеные лепешки, пельмени, пироги с начинками из рыбы, яиц, картофеля, конопляного семени. Хлеб марийцы готовили пресным. Для национальной кухни характерны также специфические блюда из мяса белки, ястреба, филина, ежа, ужа, гадюки, из муки сушеной рыбы, конопляного семени. Из напитков марийцы предпочитали пиво, пахту (эран), медовуху, из картофел и зерна умели гнать водку.

Известные марийцы

Один из самых известных марийцев — актер Олег Тактаров, сыгравший в фильмах «Вий» и «Хищники». Во всем мире его знают и как «русского медведя», победителя жестоких боев без правил UFC, хотя на самом деле его корни ведут к древнему народу мари.

 

Живое воплощение настоящей марийской красавицы — «Черный ангел» Varda, чья мать была по национальности марийкой. Она известна как певица, танцовщица, фотомодель и обладательница соблазнительных форм.

 

Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.

 

Фольклор

Марийские семьи были преимущественно малыми, моногамными, хотя существовали и большие – неразделённые, объединявшие 3–4 поколения близких родственников.

Брак патрилокальный; при его заключении родителям невесты платили выкуп (олно), а они отдавали за дочерью приданое из имущества (пого) и скота (кузык).

Встречались смешанные браки, чаще с русскими и чувашами.

Свадебный обряд представлял собой многоэтапный сложный ритуал с музыкой, песнями, плясками.

Театрализованными действиями ряженых, играми, музыкой (популярные инструменты – барабан, волынка, свирель, гусли, деревянные трубы, со 2-й половины XIX в. – гармонь), самобытными песнями (муро), танцами сопровождались и тесно связанные с хозяйственной деятельностью всенародные праздники. Отмечались:

  • новогодний праздник «шорык йол» с гаданиями об урожае, приплоде скота, о женихах и пр.;
  • аналогичный русской масленице праздник «уйарня», весенний праздник пашни «ага пайрем» с общественным молением и жертвоприношением хлебов;
  • летний праздник «сурем» с шумным ритуалом изгнания «злых духов» (под звуки трещоток и труб нагайками и прутьями марийцы хлестали свои дома и постройки);
  • осенний праздник «угинде пайрем», который сопровождался приготовлением обрядовых блюд из хлеба нового урожая и семейными молениями.

Праздники христианского календаря также отмечались с включением элементов языческой обрядности. В районах близкого соседства с башкирами и татарами марийцы принимали участие в их празднованиях Джиена, Сабантуя.

У марийцев была развита нетрадиционная медицина, основанная на представлениях о космической жизненной силе, воле богов, злых духах, порче, сглазе, душах умерших. Знахари и колдуны обучались у своих учителей в глубокой тайне.

Архаичными особенностями культа предков являлись погребение в зимней одежде, перевозка покойного на кладбище в санях даже в летнее время.

В традиционном погребении нашли отражение представления о загробном мире (киямат): в могилу клали кусок холста, чтобы душа умершего могла, как по мосту, попасть через пропасть в иной мир; ветки шиповника, чтобы отогнать змей и собаку, сторожащих вход в царство мёртвых; собранные в течение жизни ногти покойника, с помощью которых он якобы сможет преодолеть горы и скалы при переходе на тот свет.

Марийский праздник Семык

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Образ жизни

Луговые марийцы с древних времен занимались земледелием. Выращивали рожь, овес, гречиху, репу, ячмень. Практически все семьи имели свои огороды, где сажали овощи и плодовые деревья для своих нужд. Большинство представителей марийцев разводили скот: коз, коров, овец, лошадей. В настоящее время очень хорошо развито в республике Марий Эл пчеловодство, а мед, собранный на пасеках марийского края, славится по всей стране. Благодаря тому, что марийцы проживают вблизи рек и крупных водоемов, они всегда имели возможность ловить рыбу. Также пользуется популярностью охота. Многие занимаются лесными промыслами: лесозаготовками, смолокурением.

Приготовления к погребению

Усопшего готовят к погребению: омывают тело, облачают его, кладут в гроб. Гроб сейчас обычно либо изготовляют столяры в мастерской, либо его покупают. Немногие в деревне делают гробы в домашних условиях, из заранее приготовленных, еще при жизни человека, досок.

Есть и такие пожилые люди, которые заблаговременно готовят себе гробы. Раньше это считалось вполне естественным. Доски подбирали половые, а если их не было, то «использовали с полатей» и не обшивали.

В настоящее время, особенно молодым умершим, гроб обшивают тканью или обжигают.

Очищение гроба совершается по-разному: его либо окуривают ладаном, либо окропляют святой водой, либо еще каким-то другим способом. Дно раньше выкладывали березовыми вениками, под подушку тоже клали два веника, обрубив предварительно концы (сейчас все чаще используют паклю или вату). Сверху покойника покрывали новиной, гроб застилали ею же.

Покойника у марийцев обычно обмывают те, кому еще при жизни наказывал усопший. Так заведено с древнейших времен. Обмывают покойника на полу, воду где попало не выливают, а сливают в одно место, подальше от людей и скота. Сейчас обязательно обмывают теплой водой с мылом.

Женщинам принято заплетать косу наизнанку (пряди укладывают не сверху, а снизу).

Покойника одевают в смертную одежду: у мари одежда должна быть хоть раз надета при жизни и выстирана. В противном случае одетый покойник как бы остается неодетым, новая одежда «не доходит» до него (так объясняют).

В гроб с умершим марийцы по сей день с левой стороны кладут сменную одежду и мешочек с гостинцами: «В котомке… ровно 41 орех, чтобы угостить детей, которые встречают умершего на «том свете».

Толкование подобного факта несколько отличается от объяснения С.К.Кузнецова, который говорит, что эта посылка предназначается для ранее умерших детей. Гостинцы могут состоять не только из орешков, но и сладостей, яиц и пр. Раньше мужчину-марийца одевали полностью с ног до головы, вплоть до шапки и рукавиц, но ближе к середине ХХ века эти вещи стали класть в гроб, а не надевать на покойника. Сейчас, в силу недостаточного материального обеспечения многих деревенских семей и практичности, в гроб кладут только самое необходимое: сменную рубаху, брюки и еще несколько вещей.

Итак, в приготовлении к погребению по сравнению с прошлым наблюдаются различия, что говорит о влиянии времени, а также соседствующего русского народа.

Черемисы народ с другой планеты

Несмотря на то, что к нынешнему времени марийцы уже много веков прожили в составе России, приняв некоторые элементы русской культуры, они сохранили свои верования. Православными является лишь небольшая часть народа, а подавляющее большинство и сегодня исповедует старинную этническую веру. Чтобы лучше понять марийцев, стоит познакомиться с их поверьями, что я и предлагаю сделать.

Если археологи ведут споры о точном времени появления предков марийцев и особенностях их культуры, то марийские мифы подробно рассказывают о том, как на земле появились люди и, в частности, это племя. Согласно им, в далёкой древности из созвездия Гнезда на землю прилетела утка, которая снесла пару яиц и улетела обратно. Из яиц родились два брата, один из которых воплощал всё доброе, что будет в мире, а другой – злое. От них и пошёл человеческий род.

Хочу заметить, что и современные марийцы не используют общепринятые названия для указания созвездий. Они любят звёздное небо и тайны, связанные с ним, используя ту терминологию, что передали им предки. Например, Большая Медведица – то Лось, а Плеяды – то самое Гнездо, откуда на Землю была принесена жизнь.

Марийский праздник «Пеледыш пайрем»

История

Первое достоверное упоминание о черемисах встречается в Повести временных лет,где они упомянуты среди народов платящих дань Руси.Там же сказано что черемисы живут у устья р.Оки.Следующее упоминание о черемисах датировано 1170г.-князья Галича наняли отряды черемис.Русские письменные источники конца 12в. указывают что черемисы живут в верховьях р.Ветлуги. Упоминаний о черемисах на территории современной Республики Марий-Эл в письменных источниках 11-13в. нет.Хотя в это время здесь происходили активные контакты между Русью и Волжской Булгарией,в том числе был заключён договор согласно которому южный(горный) берег р. Волги принадлежал княжеству Владимирскому а северный(луговой) Волжской Булгарии.Археологами на территории Горномарийского района Республики Марий-Эл(южный берег р.Волги)обнаружено крупное русское поселение 11-13в.(юрьяльское селище),на северном берегу р.Волги возле райцентра Юрино обнаружено булгарское поселение.В 1246г.территория была опустошена татаро-монголами.После чего,по данным археологии и русским летописей,эта территория пустовала.В начале 14в.на территории современной Республики Марий-Эл появляются поселения которые однозначно можно определить как марийские. Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. Во время военных действий между Московским государством и Казанским ханством, марийцы воевали как на стороне русских, так и на стороне татар. После завоевания Казанского ханства в 1552 году ранее зависевшие от него марийские земли стали частью российского государства. 4 октября был провозглашён автономный округ марийцев в составе РСФСР, 5 декабря  — АССР.

Луговые и горные «черемисы» (марийцы) на карте Московии 1593 г.

См. также История Марийского края.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector