Стрелка васильевского острова в санкт-петербурге

Содержание:

История Ростральных колонн в Санкт-Петербурге

Триумфальные колонны были возведены в 1810 г. Их строили в одно время со зданием Биржи, которое находится рядом с колоннами. Над проектом работал Тома де Томон — архитектор родом из Франции, которому принадлежит идея украсить колонны рострами, что в переводе с латинского означает «носы кораблей». В связи с этим их и стали называть Ростральными.

Маяки

Сначала колонны играли роль маяков. Их зажигали ночью и при сильном тумане, чтобы осветить путь судам. Всего колонн две. Южная указывает путь к Большой Неве, а северная — к Малой. В старину маяки зажигали с помощью конопляного масла, которым наполняли специальные чаши. Поднимались к ним по винтовым крутым лестницам, расположенным внутри.

Освещение

Горящее масло давало огромный столб пламени, но огоньки летели на головы прохожих. В связи с этим в 1896 г. было принято решение к Ростральным колоннам подключить электричество. Однако такой способ освещения оказался слишком дорогим, поэтому после революции они долгое время не горели. В 1957 г. к маякам был проведен газ. Сегодня огненные столбы, поднимающиеся над колоннами где-то на 7 метров, можно увидеть только по праздникам.

Детали колонны: носы кораблей с русалками, Ярослав Глухов

Реставрация

Со времени открытия маяков их три раза реставрировали. Первые работы проводились в начале XX в. Вторая реставрация состоялась по окончании Великой Отечественной войны, во время которой триумфальные колонны серьезно пострадали. Последняя реставрация осуществлялась в 1998—1999 гг.

Почему линии, а не улицы?

Исторически Васильевский остров задумывался как центр Петербурга, и строили его по европейским образцам. Новая столица России, по задумке Петра Первого, должна была быть похожа на Амстердам и Венецию, поэтому план города чертили не русские зодчие, а иностранные архитекторы.

«Был план разрыть каналы согласно линиям. Их разрыли, но на наших почвах эта идея не прижилась, эти каналы мелели, потом туда просто сбрасывали мусор …» – рассказывает Марина Зубкова.

Также есть версия, что дело было еще в нецелевом использовании выделенных государственных средств. Будто губернатор города граф Александр Данилович Меньшиков присвоил часть денег себе.

Как бы там ни было, каналы засыпали, от них остались лишь напоминания – улицы в исторической части острова называются линиями. Причем одна улица это две линии. Например, 2-ая линия В.О. – это правая сторона улицы (относительно Большой Невы), а 3-я линия В.О – левая.

Все линии пересекают три проспекта, еще одна градостроительная особенность исторической части Васильевского острова. И называются они просто, даже неказисто – Большой, Средний и Малый.

Земля в центре новой столицы стоила дорого, поэтому дома строили вплотную друг к другу, так появились знаменитые дворы-колодцы с узкими проходами. Раньше по ним можно было проехать на велосипеде от Стрелки до порта. Сейчас большинство закрыты, осталось всего несколько. Здесь же находится и самая узкая улица города. Ширина улицы Репина 5 метров 50 сантиметров. Причем изначально на картах города ее не было. Протоптали купцы, которые сокращали путь от рынка к Среднему проспекту

ФОТО автора

Архитектурный ансамбль

Основа ансамбля Стрелки — это здание Биржи и пакгаузы, Биржевой сквер, и, конечно же, Ростральные колонны.

Интересует многих старинный якорь-памятник. Он был установлен в Биржевом сквере в 2003 г. Надпись на нем гласит — «1723 год. Олонец», а значит якорю тоже исполнилось три века, как и самому городу на Неве. Якорь был найден рядом с Галерной гаванью, где ремонтировали и строили галеры.

Здание Биржи

Биржа — центральное здание архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова. Строение выполнено в стиле классицизма и выглядит как античный храм: гранитный подиум, мраморная колоннада, широкие лестницы. Фронтоны украшены изображениями античных божеств Нептуна и Меркурия. Есть интересная легенда о том, что купцы и биржевики собрали деньги, купили слитки золота и заложили их под фундамент будущего строения. Считалось, что это обеспечит процветание и невероятные финансовые успехи городу и всему государству.

Здание Биржи, Ярослав Глухов

После Октябрьской революции здание Биржи опустело, оно не было востребовано вплоть до окончания Великой Отечественной войны. В 1941 г. Биржу занял Центральный военно-морской музей, который в 2003 г. переехал на площадь Труда. А с 2013 г. и по сей день строение принадлежит Эрмитажу.

Биржевая площадь и сквер

Перед зданием Биржи по проекту Тома де Томона соорудили искусственную насыпь. Чтобы ее укрепить, в дно реки вбили сотни свай. Естественный берег таким образом сместился чуть больше чем на 100 м. Так образовалась полукруглая площадь и гранитная набережная, которую поначалу использовали как парадную пристань.

Здесь спуск к воде украшают огромные каменные шары, создается ощущение простора и легкости всего ансамбля, открывается потрясающая панорама на противоположный берег: Дворцовую набережную, Петропавловскую крепость.

Биржевой сквер, Елена Самусева

Северный и Южный пакгаузы

Пакгауз, по сути, это складское помещение. У здания Биржи и раньше были склады, но наводнение 1824 г. разрушило их, сделав непригодными для хранения товаров. Поэтому с 1826 по 1832 г. велось строительство, результатом которого стали современные Северный и Южный пакгаузы. Идея планировки была взята из проекта архитектора А. Д. Захарова, а руководил строительством уже И. Ф. Лукини. Чтобы реализовать задуманное, потребовалось снести старое здание Академии наук (на месте южного пакгауза) и ряд жилых домов на берегу Малой Невы (на месте северного пакгауза). Одновременно строилось и здание таможни, в котором сейчас находится Литературный музей.

Пакгаузы расположились симметрично по обе стороны от здания Биржи. Их стилистика очень схожа, есть лишь небольшие отличия. Фасады зданий обращены к набережной, украшены портиками с полуколоннами. В Южном пакгаузе в 1829 г. провели Первую русскую промышленную выставку, масштабное мероприятие, в котором приняли участие больше 300 фабрик и заводов. Вскоре пакгаузы отдали в распоряжение Академии наук. Сейчас в южном здании находится Зоологический музей и Кунсткамера, а северное занимает Центральный музей почвоведения.

Северный пакгауз — Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева, Ярослав Глухов

Ростральные колонны

Самый узнаваемый памятник Стрелки Васильевского острова — Ростральные колонны высотой 32 м. Свое название они получили благодаря украшениям в виде носовых частей кораблей — рострам. Идею таких декоративных элементов архитектор Тома де Томона позаимствовал у зодчих Римской империи.

Считается, что до 1885 г. Ростральные колонны выполняли роль маяков, ночью или в туманные дни они направляли движение судов по Малой и Большой Неве. Однако историки не согласны с этим, утверждая, что сооружения были скорее символом мощи Государства Российского и его флота. Внутри колонн винтовые лестницы, по которым можно подняться к чашам-факелам. Сегодня факелы газовые, их зажигают только в дни праздников.

Основание колонн украшают статуи работы Самсона Суханова: 2 фигуры у южной колонны и 2 у северной. Даже среди жителей Петербурга довольно распространено ошибочное мнение, что эти скульптуры символизируют четыре великие реки России — Неву, Днепр, Волгу и Волхов. Когда возникла такая городская легенда неизвестно, документальных подтверждений тому нет. Зато есть цитаты из записей архитектора Тома де Томона, в которых он говорит, что скульптуры изображают морских божеств и покровителей коммерции.

Ярослав Глухов

Музей Эрарта

Даже небольшой прогулки по Васильевскому острову достаточно, чтобы оценить высокую степень концентрации музеев на Васильевском острове самой разнообразной тематики, буквально на любой вкус.

Отдельно хочу рассказать о музее современного искусства Эрарта, который произвел на меня сильное впечатление. Я не большой любитель современного искусства, но этот музей меня просто поглотил, я провела там почти четыре часа.

Находится он в глубине острова между Большим и Средним проспектом (посмотреть на карте).

Перед ним лежит огромная площадь Собчака, с южной стороны застроенная безликими серыми бизнес-центрами, которым «противолежит» на северной стороне низкое, массивное здание ДК Кирова.

Здание Эрарты тоже немаленькое. Для частного музея – огромное, 5 этажей. Выглядит оно не столь монструозно, как его соседи, это, пожалуй, самое симпатичное здание на площади.

В музее есть постоянная экспозиция и временная.

Билет дороговат, 600 рублей. Но любопытство взяло свое, и отзывы были воодушевляющие. Не пожалела ни минуты.

В продаже есть абонементы, 1000 руб. за год. Выставки там меняются часто. К сожалению, расположен музей не очень удобно, на задворках острова. Выбираюсь я в Питер редко, и хочется другие музеи посмотреть. Это у питерцев есть великолепная возможность за тысячу рублей в течение года посещать разнообразные выставки Эрарты.

Мне многие работы понравились. Авторы для меня совершенно незнакомые (кроме Сергея Шнурова, там были и его картины).

Тайная вечеря

В конце зашла в кафе, которое оформлено с замечательным вкусом.

Можно выйти на балкон, посидеть за столиком между колонн.

Ростральные колонны

Две грандиозные колонны, установленные невдалеке от Биржи в 1810 году, играли роль фонарей, которые зажигались ночью и при тумане. Почему колонны названы Ростральными? На носовой части древних судов устанавливали ростры (в переводе с латинского означает клюв). Они играли роль тарана во время боя с кораблями противника. В античные времена их использовали и как декоративные элементы различного назначения — украшали трибуны, парадные колонны. В Петербурге они символизируют могущество России как державы военной и торговой. Украшены четырьмя парами ростр в память в войне со Швецией за выход к Балтийскому морю, которую Петр Первый вел на протяжении 20 лет. Они декорированы фигурами русалок, рыб, головами крокодилов, водяных и изображениями морских коньков.

В нижней части колонн установлены статуи, символизирующие морских божеств. Утверждение, что фигуры являются аллегориями крупнейших российских рек (Невы, Волхова, Волги и Днепра) появилось недавно и, согласно документам, не соответствует действительности. Проектировал колонны архитектор Томон, используя различные строительные материалы. Ростры на стволе выполнены из металла. Скульптуры в нижней части сооружения автор хотел отлить из бронзы, но никто не взялся за сложную работу. Их вытесали из камня, добываемого в каменоломнях, расположенных недалеко от Гатчины.

Фонари использовались до 1885 года ночью и когда на город опускался туман. Внутри каждого сооружения находится крутая винтовая лестница, наверху установлен треножник по образу античных жертвенников, на котором установлена чаша светильника. Сначала жгли смолу, смоляные факелы, затем конопляное масло, но раскаленные частицы попадали на прохожих, обжигая их. В 1896 г. было проведено электричество. В 1957 г. установили газовые горелки, в настоящее время огонь зажигают по праздничным дням.

История

Необходимость в строительстве моста в этом месте возникла давно. Добираться из Василеостровского района Санкт-Петербурга или обратно стало весьма проблематично из-за увеличивавшегося потока машин. Те мосты, что были доступны, просто уже не справлялись со своей задачей. К тому же в летний сезон ночью они разводятся, а подземный транспорт в это время суток так же не работает. К тому же обе станции метрополитена были просто перегружены, причем не только в часы пик.

В начале текущего столетия возникла необходимость закрыть на ремонт Тучков мост и станцию метрополитена Василеостровская. Но одновременно сделать это было невозможно. А круглосуточное сообщение с Васильевским островом появилось лишь в 2021 году, когда завершили строительство платной автомагистрали Западный скоростной диаметр. Именно с нее продолжилось строительство съездов на острова, чтобы наладить транспортное сообщение со всеми участками района.

Изначально строительство моста планировалось еще в далеком 2008 году. Был объявлен конкурс, в котором одержал победу Мостостроительный отряд № 19. Однако уже в 2009 году из-за кризиса проект заморозили, а буквально через 2 года договор расторгли. Повторно о необходимости постройки моста в этом месте заговорили уже в 2012 году. Губернатор города Г. С. Полтавченко обозначил новый срок сдачи объекта – 2021 год. Событие приурочили к началу Чемпионату мира по футболу 2021. И лишь в конце 2015 года новый подрядчик ЗАО Пилон начал свою работу.

Однако все шло не так уж гладко. Осенью 2021 года выяснилось, что разрешение на строительство объекта получено не было. Проблема заключалась в том, что для постройки нового моста требовалось снести здание по адресу улица Ремесленная дом 3, дата постройки которого была ранее 1917 года. А такие дома сносить в Санкт-Петербурге запрещено. Но документы оперативно переделали, и вот уже дата основания дом 1920 год. Естественно его снесли. А в декабре того же года проект строительства моста был изменен. Изначально планировалось, что пилоны будут в высоту более 90 метров, но разрешили их поднять максимум на 44 метра, и это при максимально допустимых 33 метрах. Однако, не смотря на все перипетия, мост был построен, хоть и несколько позднее, чем планировалось. Движение по нему официально открыли 13 мая 2021 года.

Архитектура Биржи

Здание Биржи возведено в стиле позднего классицизма, который ещё называют высоким. Для него характерны:

  • величественность и монументальность образов;
  • строгость линий;
  • ясность и простота силуэта.

Все эти черты с лёгкостью можно заметить в облике сооружения.

Внешне здание биржи напоминает древнегреческие храмы. Оно установлено на стилобат (постамент), который был призван не только возвеличивать сооружение в устье Невы, но и защитить его от наводнений. Решение Тома де Томона оказалось верным. Даже во время знаменитого наводнения 1824 года волны бушующей Невы почти дошли до уровня стилобата, но не прорвались внутрь здания. Стены стилобата облицованы крупными прямоугольными блоками из финского морского гранита, который добывали под Выборгом. Облицовка в четыре ряда: из серого гранита — два верхних ряда, из розового — нижние ряды.

Биржа опоясана внешней колоннадой дорического ордера, что зрительно увеличивает её размеры, но при этом не утяжеляет визуальный облик. Центральный портик выделен треугольным фронтоном, к нему ведёт наружная мраморная лестница.

Двускатная крыша образует на торцовых фасадах фронтоны, на фоне которых помещены скульптуры:

  • на главном фасаде — композиция «Нептун в колеснице с фигурами рек Невы и Волхова по сторонам»;
  • на западном фасаде — «Навигация с Меркурием и рекой».

По проекту архитектора Тома де Томона и инженера Герарда был переделан мыс: к береговой линии досыпали грунт, а на нём устроили полукруглый выступ. Для выравнивания очертаний берега и создания пристани с глубоким фарватером были забиты в дно реки 10000 свай.

Перед Биржей в 1805—1810 годах Тома де Томон установил две ростральные колонны из меди по древнеримскому образцу. Их высота составила 31,71 м, чего не бывало в античном мире. Колонны должны были служить маяками для кораблей, а также олицетворять мощь и величие морского флота Российской империи. Колонны называются ростральными, потому что их украшают декоративные изображения носовых частей корабля — ростры (от латинского rostrum — «нос корабля»).

Все каменотёсные работы при сооружении архитектурного комплекса вела артель Самсона Суханова.

Васильевский остров: где лучше селиться

На острове большое количество отелей. Все отели Васильевского острова

Стрелка ВО занята музеями и зданиями университета. Отели на Университетской набережной начинаются от Кадетской линии.

Если хотите отель с прекрасным видом, ищите отель на набережной.

Самый престижный и шикарный отель на острове, один из лучших отелей Санкт-Петербурга — Бутик Отель Дворец Трезини. Это историческое здание на Университетской набережной, с великолепными интерьерами, отличной кухней, прекрасным сервисом, возможностью наблюдать за разведением мостов из номера (если окна выходят на Неву).

Замечательные отзывы у отеля Solo Sokos Hotel Palace Bridge. В этом отеле имеется крытый бассейн, большая СПА-зона, фитнес-центр, гольф-академия. Находится он на набережной Макарова.

Помимо этих пятизвездочных отелей на Васильевском острове есть полтора десятка четырехзвездочных отелей, некоторые из них — по весьма доступным ценам. Невысокая цена и превосходные отзывы, например, у отеля Особняк А.П. Брюллова

Недешевый, но очень стильный четырыхзвездочный отель Courtyard by Marriott стоит на набережной Макарова.

Каждый найдет себе жилье на свой кошелек. На острове много апартаментов, хостелов. Большой популярностью пользуется район около метро Василеостровская. Около метро находится недорогой гостевой дом Demidov и комфортабельный Бутик Отель Мельцер 4*.

Музеи

На стрелке острова расположены несколько уникальных музеев, которые будут интересны взрослым и детям. Кунсткамера – экспонаты рассказывают о верованиях, быте и культуре народов мира. Но больше известен анатомическими редкостями и аномалиями. Коллекцию начал составлять Петр I, здесь же материалы XVII – XIX вв., привезенные из экспедиций по Сибири и Камчатке. Особенно интересна коллекция Н.Н. Миклухо-Маклаем, собранная на острова Океании и в Новой Гвинее и еще много удивительного. Пушкинский дом (Литературный музей) — расположен на набережной Макарова, представляющий более 300 тыс. документов и художественные произведения. Можно познакомиться с экспонатами, посвященными творчеству гениальных русских писателей и поэтов, в том числе Серебряного века.

В помещении бывшего Южного пакгауза размещен Зоологический музей. В нем собрана громадная коллекция экземпляров животных со всех уголков мира — первое специально оборудованное в России помещение для выставок. Здесь более десяти тысяч экспонатов – чучела ныне живущих представителей фауны, скелеты и останки вымерших животных, представлены редкие и исчезающие виды, находящиеся под угрозой вымирания. Среди них поразительно сохранившееся чучело мамонтенка Димы, которого извлекли из вечной мерзлоты.

В бывшем Северном пакгаузе размещен не менее интересный Музей почвоведения, открывшийся в 1904 году. В коллекции представлены почвы всех природных зон Земли, это более 2500 экспонатов. Основу экспозиции составляет образцы, собранные выдающимся естествоиспытателем, ученым-почвоведом В.В. Докучаевым. Цель музея — отобразить многообразие и роль почв в экосистемах, закономерности их распределении.

Достопримечательности на Васильевском острове

В планах Петра І было сделать Васильевский остров центром Санкт-Петербурга, и хоть эта затея не удалась, здесь есть на что посмотреть.

Храмы и соборы

До наших дней сохранились первые жилые дома и храмы Васильевского острова еще с 18 века, они размещаются рядом с Большим проспектом. Например, храм Святой Екатерины и церковь Трех Святителей, построенная в 1740 году. Одним из самых старых в Санкт-Петербурге является Андреевский собор на Васильевском острове. Он расположен на пересечении 6-й линии с Большим проспектом.

Музеи на Васильевском острове

В Василеостровском районе расположено множество музеев на любой вкус. Здесь можно найти и музей Петербургского Метрополитена, и Городского Электрического Транспорта. Среди музеев на воде интересны — Ледокол Красин и подводная лодка Д-2 Народоволец. Также музейным комплексом считается дворец Меншикова, а любителям животных понравится Зоологический музей.

Самый посещаемый и необычный музей на Васильевском острове — Кунсткамера. Это первый в России «музей диковин», основанный еще при Петре I.

Театр на Васильевском

Государственный театр был открыт в 1989 году в историческом здании 19 века и до сих пор не перестает радовать жителей и гостей города богатым репертуаром спектаклей и представлений. Купить билеты в театр можно на официальном сайте.

Адрес театра на Васильевском острове: Средний проспект, 48; станция метро «Василеостровская».

Фестиваль огня

Жители и гости СПб в праздничные дни могут насладиться световым шоу на Стрелке Васильевского острова. На Новый год и Рождество здесь проходит Фестиваль огня «Рождественская Звезда», где зрители могут увидеть масштабное лазерное и световое шоу, а в конце программы — красочный фейерверк.

Каток на Васильевском острове

Любители покататься на коньках могут сделать это на Малом проспекте В.О., 66, где есть крытый каток с искусственным льдом. А также здесь популярны ночные массовые катания по выходным.

Улицы Васильевского острова

Самая широкая и узкая улица Санкт-Петербурга

Именно на Васильевском острове находятся эти городские рекордсмены. Большой проспект является самой широкой улицей Питера — 85 метров. А самая узкая — улица Репина, которая всего 5,6 метров, ее можно найти между 1-й и 2-й линиями, от Румянцевского сада до Среднего проспекта.

Пешеходные улицы Васильевского острова

Одними из самых излюбленных мест города являются пешеходные зоны на Васильевском острове — это 6-я и 7-я линии. Здесь можно не только прогуливаться пешком, но и хорошенько отдохнуть. Самая красивая часть находится между Большим и Средним проспектами. Можно сказать, что это культурный центр Васильевского острова. На 6-й и 7-й линиях вы найдете множество магазинов, кафе, баров и ресторанов.

Васильевский остров в Санкт-Петербурге: как добраться

На Васильевском острове есть станции метро «Василеостровская» и «Приморская». Также через тоннель под Невой можно попасть на станцию «Спортивная».

Если вы хотите забронировать отель на Васильевском острове — то лучшие варианты можно посмотреть в каталоге на Planet of Hotels. Также стоит посетить самое старое сооружение Санкт-Петербурга — Петропавловскую крепость.

Формирование современного облика Стрелки

Время шло, и Стрелка Васильевского острова требовала создания нового облика.

Здание Биржи

В 1801 году поручение разработать проект новой Биржи получил талантливый французский архитектор Жан Батист Т. Де Томон.

Создавая проект Биржи, архитектор использовал прием «каприччио» — перенос классических объектов в новую среду и придание им современного вида гармоничного с местным ландшафтом.

Подготовительные работы начались весной 1804 года, а торжественная церемония закладки первого камня в основание состоялась 23 июня 1805 года в присутствии императора Александра I.

В итоге, его здание выглядит, как античный храм, окруженный дорической колоннадой (так называемый периптер). С фронтальных фасадов к входу в здание ведут широкие лестницы, а с боковых сторон — пандусы для въезда конных экипажей. Высокие аттики над западным и восточным входами украшены великолепными скульптурами Нептуна и Меркурия. Учитывая особенности петербургского климата, архитектор поставил Биржу на высокий подиум — стилобат.

На завершение строительства наложили отпечаток Отечественная война 1812 года и некоторые недоработки, выявленные в процессе возведения постройки. В результате, Биржа была передана купечеству лишь в 1816 году.

Архитектурная композиция Стрелки

Хотя Биржа получилась великолепной, но, архитектору долго не давалось решение общего вида всей архитектурной композиции Стрелки. И тут, решающую роль сыграла, разумеется… женщина.

Не допив свой кофе, Жан бросился на строительную площадку. По его указанию была сделана искусственная овальная насыпь в оконечности мыса и суша оказалась выдвинутой в невские воды на 123 метра. Было вбито в прибрежную отмель несметное количество свай и отсыпано безбрежное количество грунта.

В результате перед зданием Биржи появилось широкое открытое пространство, придающее объему строения невероятную выразительность. Овальный выступ использовался, как парадная пристань торгового порта. Пологие спуски были оформлены гранитными шарами, а стены набережных — львиными масками.

В результате предпринятых действий архитектор добился впечатляющего зрительного эффекта, созданного на контрасте величественного силуэта здания Биржи и широкой линии каменных набережных. А затем он сделал «контрольный выстрел» — дал указание установить визуальные акценты очертаний овального выступа. Ими стали знаменитые Ростральные колонны.

Ростральные колонны

Еще со времен Древнего Рима было принято воздвигать колонны в честь побед флота и, как символ могущества морской державы. На Стрелке они выполняют аналогичную функцию.

Выстроенные к 1810 году, сооружения являются знаковыми элементами всей композиции архитектурного ансамбля. Металлические ростры — символические изображения носовых таранов античных кораблей демонстрируют морские победы России. Основания колонн оформлены скульптурами античных божеств — покровителей морской стихии.

Ростральные колонны во время функционирования морского порта выполняли роль маяков. Но сейчас, огонь на их светильниках-треножниках зажигается лишь в праздничные дни.

Архитектурный ансамбль Стрелки

Интересно отметить, что одновременно с созданием проекта Биржи Де Томоном, выдающийся русский архитектор А. Захаров в 1804-05 годах создал комплексный проект всей Стрелки Васильевского острова. Этот проект и послужил основой последующей застройки.

В соответствии с ним в 1826-1832 годах архитектором И. Ф. Лукини созданы здания двух пакгаузов с юга и севера площади. В это же время завершилось строительство здания таможни, увенчанного шпилем, перекликающимся со шпилем Кунсткамеры. Этими постройками завершилось создание современного облика Стрелки.

Архитектурный ансамбль всего комплекса настолько совершенен, что даже постройка в 1904 году корпусов Повивально-гинекологического института на месте Коллежской площади не испортила его. В 1925 году на овальной оконечности Стрелки был разбит сквер в регулярном стиле, что добавило дополнительной выразительности всему ансамблю.

Стрелка Васильевского острова сегодня

Стрелка Васильевского острова на карте – один из самых частых запросов в сети, касающийся Санкт-Петербурга. Это и понятно, она — излюбленное место молодоженов и искателей счастья. Здесь устраиваются праздники, концерты и народные гуляния.

Невероятная энергетика этого места пробуждают в людях самые светлые стремления души, а красота пейзажей и открывающихся видов – завораживает.

Да, это чудо, и оно находится в восточной части Васильевского острова в пешей доступности от станций метро «Адмиралтейская» и «Василеостровская».

Предыстория

Традиционная, стихийная «биржа» московского купечества находилась у старого Гостиного Двора в Китай-городе (Хрустальный переулок). В 1828 году купечество обратилось к генерал-губернатору, князю Д. В. Голицыну с предложением учредить в Москве биржу. Биржа была открыта через одиннадцать лет, 8 ноября 1839 года.

Для строительства московское купечество выкупило участок на углу Ильинки и Рыбного переулка, на котором когда-то стояла церковь Дмитрия Солунского, упразднённая ещё в XVIII веке. Первое здание биржи стоимостью в полмиллиона рублей (частично профинансированное Николаем I) было выстроено в 1836—1839 годах архитектором Михаилом Быковским в стиле ранней «ренессансной» эклектики. Между двумя арочными входами по бокам низкого здания Быковский разместил террасу с тонкими металлическими столбиками. Здесь, на воздухе, долгое время и собирались биржевые маклеры, не желавшие почему-то входить в главный биржевой зал.

Почему Васильевский?

Мифов, связанных с названием Васильевского острова, очень много. Например, согласно одному из них, его назвали в честь влюбленной пары Василия и Василисы, которые жили здесь несколько веков назад.

Другой вариант – Васильевский – это русифицированное, созвучное финское название острова – «Хильвасаари», то есть «Лосиный».

Но самая распространенная версия: Васильевский назван в честь Василия Корчмина. Это конкретный исторический персонаж – артиллерист, который командовал батареей. Петр Первый часто писал ему письма и приказывал гонцу: «Василию на остров!». Так и зародилось название. Василию Корчмину даже есть памятник на 7-ой линии Васильевского острова.

Но историки уверяют, Васильевским остров назывался задолго до Петра и его артиллериста.

«Еще в 1500-х годах в писцовой книге Новгорода этот остров фигурировал примерно как «Васильевский». Но и еще раньше в письме Нарвского магистрата властям Ревеля, это 1420-е годы, остров называли «Васильиенс хольм», – рассказывает историк Марина Зубкова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector