Как восточная германия строила коммунизм, чуть не разорилась и стала свободной

Система образования в Германии

Существуют государственные и частные университеты в Германии, хотя количество последних невелико.

Срок обучения в государственных вузах Германии — от 4 до 10 лет. Это зависит от выбранной специальности и вуза. Срок обучения в частных вузах Германии — от 3 до 5 лет.

Учебный год длится с сентября-октября по август-сентябрь (государственные вузы). Частные вузы в Германии предлагают больше дат начала занятий в год и летний семестр тоже.

График учебного процесса в университетах Германии: каждый семестр состоит из лекционных периодов (14-20 недель) и нелекционных, во время которых студент занимается самостоятельной научной работой.

Система высшего образования Германии объединяет около 440 учебных заведений, большинство которых являются государственными (примерно 360). Наиболее известным и престижным вузом Германии является Гейдельбергский университет (основан в 1386 году по образцу парижской Сорбонны). Второе место в рейтинге германских университетов занимает расположенный в Мюнхене университет Людвига-Максимиллиана (основан в XV веке). В Ганновере и Любеке расположены оба медицинских института Германии. В Мюнхене и Гамбурге находятся два военных университета Бундесвера. Лучшим юридическим вузом Германии считается Die Bucerius Law School.

Большинство вузов Германии — государственные. — главное преимущество учебы в этой стране. Частные платные университеты в Германии тоже есть, но их немного.

Бесплатное и при этом качественное высшее образование Германии привлекает огромное число местных абитуриентов и студентов из других стран. В 2013 году в университетах Германии обучалось более 282 200 иностранных студентов согласно статистике DAAD (из них 35% — из стран Азии, 27% из Восточной Европы, 19% из Западной Европы, 10% из стран Африки, 8% из стран Северной и Южной Америк). Это привело к введению ограничений на поступление на некоторые факультеты (например, медицины, права, педагогики). Больше шансов поступить у тех, у кого выше средний бал Abitur и продолжительней срок ожидания места (поступление идет по списку, в который вас запишут при подаче заявления).

Главным принципом высшего образования в Германии является «академическая свобода» — система, позволяющая любому студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом, а также совмещать учебный процесс с научными исследованиями. Основным отличием университетов Германии от большинства наших вузов является возможность более или менее свободного (в зависимости от предмета) выбора учебного плана. Можно ухитриться так составить себе расписание, что у вас останется много времени на подработки, занятия спортом или личную жизнь.

Все немецкие вузы можно разделить на несколько типов:

Университеты (Universitaten). В настоящее время современный немецкий университет — это научный и учебный центр с очень широким спектром факультетов и специальностей.

Технические университеты (Technische Universitaten). Данные университеты в основном предлагают обучение на технических, естественнонаучных, экономических специальностях. 

Институты (Fachhochschulen). Институты возникли на базе инженерных школ, и готовят специалистов более чем 100 направлений: программистов, инженеров, экономистов и др. Данный тип вузов дает более прикладное образование и за более короткий срок, чем классические университеты

Из-за практической направленности обучения большое внимание уделяется стажировкам по специальности.
Педагогические (Padagogische Hochschulen) 
Теологические (Theological Colleges) 

Музыкальные (Musik-Hochschule). В данных вузах Германии обучают будущих музыкантов, работников медиа-индустрии и других представителей творческих профессий. Административные (Verwaltungs-fachhochschulen) 

Специальные высшие учебные заведения искусства (Kunsthochschulen)

В данных вузах Германии обучают будущих художников, дизайнеров, архитекторов и других представителей творческих профессий.

Четверть немецких абитуриентов из всех перечисленных высших учебных заведений выбирают Fachhochschulen. Эти же институты прикладных наук выбирает 38% иностранных студентов в Германии. Срок обучения в них короче (обычно 3-4 года), обучение скорее практическое, чем теоретическое, обязательной является годичная стажировка на фирмах данного профиля. В таких вузах в Германии можно получить отличные знания в области инженерного дела, экономики и менеджмента, сельского хозяйства, компьютерных специальностей.

Азия

СТРАНА СТОЛИЦА
1 Азербайджан Баку
2 Армения Ереван
3 Афганистан Кабул
4 Бангладеш Дакка
5 Бахрейн Манама
6 Бруней Бандар-Сери-Бегаван
7 Бутан Тхимпху
8 Восточный Тимор Дили
9 Вьетнам Ханой
10 Грузия Тбилиси
11 Израиль Иерусалим
12 Индия Дели (Нью-Дели)
13 Индонезия Джакарта
14 Иордания Амман
15 Ирак Багдад
16 Иран Тегеран
17 Йемен Сана
18 Казахстан Нур-Султан
19 Камбоджа Пномпень
20 Катар Доха
21 Кипр Никосия
22 Киргизия Бишкек
23 Китай Пекин
24 КНДР Пхеньян
25 Кувейт Эль-Кувейт
26 Лаос Вьентьян
27 Ливан Бейрут
28 Малайзия Куала-Лумпур
29 Мальдивы Мале
30 Монголия Улан-Батор
31 Мьянма Нейпьидо
32 Непал Катманду
33 ОАЭ Абу-Даби
34 Оман Маскат
35 Пакистан Исламабад
36 Республика Корея Сеул
37 Саудовская Аравия Эр-Рияд
38 Сингапур Сингапур
39 Сирия Дамаск
40 Таджикистан Душанбе
41 Таиланд Бангкок
42 Туркмения Ашхабад
43 Турция Анкара
44 Узбекистан Ташкент
45 Филиппины Манила
46 Шри-Ланка Шри-Джаяварденепура-Котте
47 Япония Токио

Примечание:

Из-за особого географического расположения Турция и Казахстан одновременно относятся как к европейским, так и к азиатским странам (так называемые трансконтинентальные государства). Меньшая часть их территории расположена в Европе, а большая – в Азии.

Северный Кавказ, также, можно отнести либо к Европе, либо к Азии. Все зависит от способа проведения границы:

  • по Кумо-Манычской впадине – как принято в Европе;
  • по водоразделу Большого Кавказа – как принято в Америке.

Согласно второму варианту, Азербайджан и Грузия условно могут считаться трансконтинентальными государствами с большей частью территории в Азии. А иногда их считают европейскими странами (по геополитическим соображениям).

Армению и Кипр, также, иногда относят к европейским государствам ввиду исторических и культурных факторов, хотя географически вся их территория расположена в Азии.

Раздел Германии на 4 сферы влияния

После поражения Германии во Второй мировой войне страны-победительницы задумались о решении ее дальнейшей судьбы. Во-первых, участники антигитлеровской коалиции желали наказать главного виновника Второй мировой. Во-вторых, даже после низвержения нацистского режима, правительства Великобритании, Франции, Советского Союза и Соединенных Штатов Америки видели в немецком населении потенциальную угрозу. Они боялись возрождения нацизма, опасались, что после восстановления экономики и военной промышленности, немцы захотят отомстить за все унижения послевоенного времени.

Поэтому, в 1945 году после окончания всех военных действий, был установлен оккупационный режим в Германии. На территории побежденной страны были введены американские, советские, французские и британские войска. Таким образом, Германия была расчленена на 4 оккупационные зоны, каждая из которых была подконтрольна одной из стран-победительниц. После раздела Германии на зоны оккупации был учрежден Контрольный Совет, в состав которого входили представители Англии, Соединенных Штатов Америки, Советского Союза и Франции. Контрольный Совет созывался только по важным вопросам, касающимся судьбы всего государства. Вопросы местного значения решали администрации на местах, возглавляемые американцами, французами, советскими гражданами и англичанами.

Страны-победительницы поставили перед собой следующие цели раздела Германии на зоны оккупации:

  1. Провести полную демилитаризацию страны – ликвидацию всех вооружений, военной техники, военной промышленности. Сразу после окончания войны Советский Союз и США разделили между собой немецкий флот, вывезли большое количество военной техники. В дальнейшем, страны-победительницы договорились о перестройке немецких военных заводов на мирный лад, вывозе промышленного оборудования с территорий Германии.
  2. Осуществить денацификацию – искоренение нацизма. Страны антигитлеровской коалиции стремились ликвидировать НСДАП (Национал-социалистическую немецкую рабочую партию), привлечь к ответственности нацистских преступников, организовать комиссию по расследованию «степени виновности» подозреваемых. В высшей степени виновных в военных преступлениях немцев впоследствии отдали под суд, у остальных конфисковали имущество, наложили штрафы, ограничили в правах.
  3. Провести демонополизацию. Опасаясь, что Германия после восстановления экономики снова встанет на путь войны, страны-победительницы поставили перед собой цель – разрушить все крупные немецкие монополии, поставить немецкую экономику в зависимость от иностранных государств.
  4. Реализовать демократизацию – утверждение демократических принципов в немецком обществе. Демократия противопоставлялась тоталитарному нацистскому режиму и его принципам, поэтому с ее помощью страны-победительницы надеялись «очистить умы немцев» от национализма и других агрессивных идеологий.

Эти четыре главные цели прозвали планом четырех-Д, все они были реализованы, но по-разному в различных зонах оккупации.

Оплата обучения: кредиты, стипендии, гранты

Согласно немецкому закону BAföG (Bundesausbildungsförderungsgesetz), учащиеся имеют право на получение беспроцентного кредита с учетом собственных доходов и зарплат родителей. Половину выданного кредита, но не более 10 000 евро, студент обязан будет вернуть государству. А вот те, кто успел в первый год после выпуска обзавестись ребенком, будут освобождены от этой обязанности.

Кроме разных стипендий, которые предоставляются самым выдающимся студентам, можно попытать удачу в получении гранта на обучении за границей. Эти гранты предоставляются разными фондами (партийными, народными, церковными, региональными, бизнес-фондами). Стипендии и гранты могут предоставляться как немецким гражданам, так и студентам-иностранцам. В основном этим занимается Германская Служба Академических Обменов, www.daad.ru, но есть и другие организации:

  • Фонд Конрада Аденауера (Konrad Adenauer Stiftung);
  • Фонд Фридриха Эберта (Friedrich Ebert Stiftung);
  • NaFög (Фонд каждой из Земель).

Состояние системы образования в Германии таково, что по окончании высшего учебного заведения здесь гораздо больше шансов найти высокооплачиваемую работу, чем у нас.

Вам остается только поступить и отучиться. Правда, придется поработать не только над самой учебой, но еще и над преодолением культурного шока, которого наверняка не избежать.

А пока вы будете заняты налаживанием связей и знакомством с иностранной культурой, студенческий сервис будет спасать вас от задолженностей и помогать с домашкой. В самом деле, не сидеть же над контрольной, когда вокруг Германия!

Жители Западного Берлина тоже пытались попасть в ГДР — но скорее из любопытства.

Западный Берлин оказался в уникальной ситуации. На карте ГДР и в глазах ее граждан он выглядел как запретный остров капитализма, вызывавший неизменный интерес окружающих. Но власти позаботились, чтобы туда нельзя было ни попасть, ни даже заглянуть. В то же время людям на этом острове было любопытно, что происходит в окружающем ее “парке советского периода”: поэтому в Западном Берлине даже устанавливали специальные вышки.

Смотровая вышка на Потсдамской площади в Западном Берлине.

С Востока на Запад обычно бежали, а в обратную сторону пытались попасть из интереса или от скуки (а также по пьяни). Последние вошли в историю как «прыгуны через Берлинскую стену». В Восточном Берлине к стене было проблематично даже подойти, в Западном же к ней достаточно было приставить лестницу или залезть на нее с помощью товарища — а дальше уж как пойдет. Всего таких прыжков было зарегистрировано несколько сотен: задержанных, как правило, допрашивали в «Штази», а затем депортировали обратно в ФРГ. Но не всегда все проходило так гладко. В июле 1971-го два парня из Западного Берлина Вернер Кюль и Бернд Лангер прониклись идеями социализма и решили бежать из ФРГ в ГДР. Но пограничники последней подумали, что это бегут из ГДР: прежде чем разобрались, что к чему, Кюля застрелили. Лангера позже поймали и депортировали назад. Осенью этого же года прыжки через стену с западной стороны окончательно потеряли смысл (хоть и не прекратились): отношения между соседями смягчились, и жителям ФРГ разрешили посещать ГДР. Но не наоборот!

Германская Демократическая Республика

Восточная Германия, находившаяся под контролем Советского Союза, теперь носила наименование – ГДР. Здесь советское правительство стремилось внедрить командную экономическую систему.

Имущество нацистских преступников было передано в руки государства, таким образом, более 50% всей немецкой промышленности было национализировано. С фабрик и заводов советские войска вывозили промышленное оборудование, изъятое в пользу СССР в счет немецких репараций. Из-за демонтажа промышленности ощущалась острая нехватка в товарах первой необходимости, сохранялся высокий уровень безработицы в результате закрытия производств.

В сельском хозяйстве советское правительство также внедряло принципы социализма, частично была осуществлена национализация земли. У наиболее зажиточных немецких крестьян советская администрация отобрала земельные наделы, скот, имущество. Полученные земли были разделены между неимущими крестьянами. Переданная им земля объявлялась государственной собственностью, впоследствии из этих наделов были сформированы коллективные крестьянские хозяйства.

Помимо экономической и политической жизни, построение социализма охватило и духовную сферу немецкого общества. Независимые немецкие газеты подвергались преследованиям со стороны советской администрации, всячески в средствах массовой информации внедрялись коммунистические идеи, осуждались капиталистические ценности. Цензура контролировала печатные издания, радио и телевидение, за чтение запрещенной литературы можно было угодить в тюрьму.

В тоже время социализм в ГДР имел ряд преимуществ:

  • На территориях восточной Германии было введено всеобщее бесплатное школьное образование.
  • Немецкие рабочие получили широкие права по самоуправлению, созданию профсоюзов.
  • Неимущие и малоземельные крестьяне получили земельные наделы.

Запоминаем новые слова!

Цензура — это контроль за содержанием информации в печатных изданиях, радиопередачах, фильмах, театральных постановках, произведениях искусства.

Единая Германия: за и против

Джордж Буш — ст. Президент США. Лидер Соединённых Штатов с самого начала уверенно поддерживал идею объединения Германии. Все страхи французских и английских политиков о возможном возрождении немецкого милитаризма он отвергал. Во-первых, политическая система ФРГ образца 1990 года не имела ничего общего с тем, что было в Германии в 1920-е и в 1930-е годы. А во- вторых, на территории ФРГ находился крупный контингент американских вооружённых сил.

Маргарет Тэтчер. Премьер-министр Великобритании. Знаменитая «железная леди» поначалу выступала против возможного объединения Германии. По её словам, такой шаг «приведёт к изменению послевоенных границ, и мы не можем позволить этого, так как подобное развитие событий поставит под вопрос стабильность всей международной ситуации и может угрожать нашей безопасности». Кроме того, Тэтчер считала, что единая Германия будет больше сотрудничать с СССР, а не со странами НАТО. В ходе переговоров Великобритания дала своё согласие.

Лидеры мировых держав. (Дилетант)

Франсуа Миттеран. Президент Франции. Лидер Французской республики разделял опасения Маргарет Тэтчер о том, что объединённая Германия разрушит сложившийся в Европе баланс сил. Кроме того, в национальной прессе вспомнили о тех бедствиях, которые Франция испытала как после начала Франко-прусской войны 1870−1871 годов и аннексии французских Эльзаса и Лотарингии, так и в двух мировых войнах. В Париже с ужасом ждали роста немецких реваншистских настроений. Но позднее Миттеран смягчил свою позицию.

Михаил Горбачёв. Лидер Советского Союза. Публично Михаил Горбачёв заявлял, что процесс интеграции Германии — дело самих немцев. И старался воздерживаться от прямой оценки возможных последствий этого события. Однако в реальности советский лидер принял самое деятельное участие в объединении ФРГ и ГДР. Он лично убеждал Маргарет Тэтчер в том, что единая Германия не несёт никакой опасности для мира в Европе. Таким образом, Горбачёв сыграл важную роль в объединении Германии.

Берлинская стена

11 августа 1961 года Народная палата ГДР приняла решение о возведении Берлинской стены – инженерно-оборонительного сооружения протяжностью 155 км, укрепляющего границу между двумя немецкими республиками. В результате в ночь на 13 августа было начато строительство. К часу ночи граница между Западным и Восточным Берлином была полностью заблокирована войсками ГДР. Утром 13 августа люди, которые привычно направлялись в западную часть города на работу, столкнулись с сопротивлением правоохранительных органов и военизированных патрулей. К 15 августа подход к границе был полностью перекрыт колючей проволокой, и началось возведение заграждения. В тот же день были закрыты линии метрополитена, которые сообщали две части города. Потсдамская площадь, которая находилась в пограничной зоне, также была закрыта. Многие здания и жилые дома, прилегающие к линии разделения Восточного и Западного Берлина, были выселены. Окна, которые выходили на сторону территории ФРГ были заложены кирпичом. Позже, во время реконструкции заграждения, соседствующие с ним здания и вовсе снесли.

Строительство и переоборудование сооружения продолжалось до 1975 года. Изначально оно представляло собой забор из бетонных плит или кирпичной кладки, оборудованный колючей проволокой. На некоторых участках это были простые спирали Бруно, которые можно было преодолеть с помощью ловкого прыжка. Этим на первых порах пользовались перебежчики, которым удавалось миновать полицейские посты.

К 1975 году стена представляла собой уже неприступное и довольно сложное сооружение. Она состояла из бетонных блоков высотой 3,6 метра, сверху на которые устанавливались цилиндрические барьеры. Вдоль стены была оборудована запретная зона с большим количеством препятствий, сторожевых постов и прибор для освещения. Запретная зона состояла из простой стены, нескольких полос противотанковых ежей или металлических шипов, забора из металлической сетки с колючей проволокой и системой сигнальных ракет, дороги для патрулей, широкой полосы регулярно выравниваемого песка, и, наконец, неприступной стены, описанной выше.

Федеративная Республика Германии

С 1949 года-даты образования ФРГ и ГДР, разница во внешней и внутренней политике Восточной и Западной Германии только усилилась. Несмотря на то, что ФРГ была оккупирована английскими, французскими и американскими войсками, ее политику определяли преимущественно Соединенные Штаты Америки.

Уже к 1950 году уровень экономического развития ФРГ существенно превышал уровень развития экономики ГДР. Это было связано с политикой, проводимой США:

  1. Соединенные Штаты Америки предоставили ФРГ материальную помощь, согласно плану «Маршалла». Миллионы американских долларов были использованы для восстановления инфраструктуры, промышленных объектов, отстройки жилья. В результате экономическое развитие ФРГ с 1950 по 1965 годы историки назвали «германским экономическим чудом», так как темпы экономического развития ФРГ поражали воображение.
  2. Соединенные Штаты отказались от демонтажа немецкого оборудования, не вывозили хозяйственные объекты в счет репараций, как Советский Союз. В результате ФРГ не была лишена нескольких тысяч фабрик и заводов, бесперебойная работа промышленности обеспечивала немецких граждан всеми товарами первой необходимости.
  3. США планировали превратить ФРГ в собственную военно-техническую базу, с территорий которой, в подходящий момент, можно нанести удар по СССР. Поэтому, втайне от Советского Союза, американцы отстраивали военные предприятия на территориях ФРГ, и это обеспечило рабочие места, высокие заработные платы для немецких рабочих.
  4. В ФРГ была внедрена рыночная экономика, в то время как на территориях ГДР действовала командная экономическая система. В ФРГ не отбирали земли у крестьян, не проводили массовой национализации промышленных объектов, была разрешена свободная предпринимательская деятельность.

Повышение уровня жизни в ФРГ резко контрастировало с экономическими кризисами в ГДР, однако жители ГДР не могли переехать в ФРГ — их отделяла Берлинская стена. Эта стена, представляла собой специально укрепленную государственную границу, проходившую вдоль Западного Берлина. С возведением Берлинской стены родственники, знакомые и соседи, проживающие на восточной и западной части страны потеряли возможность общаться друг с другом.

Соотношение между людностью столиц и населением страны, гипертрофия и гипотрофия столиц

Так как оценить степень гипертрофии (чрезмерно
большого размера) и гипотрофии (слишком малого
размера) столиц, используя экономические
показатели, почти невозможно, приходится
довольствоваться простым показателем доли
населения страны, проживающего в столице в
пределах официальной городской черты, а также в
пределах городской агломерации (см.
средние колонки табл.). Эти доли зависят от
величины территории страны и численности ее
населения.

Столицы упорядочены по убыванию людности
столичной агломерации или столицы (если у нее нет
городской агломерации). Вторые столицы стран
выделены курсивом и расположены за первой
столицей.

По доле населения страны, проживающего в
столичной агломерации или столице, все столичные
города были разделены на 5 типов. Названия
некоторых типов условны, поскольку термины,
адекватные сути этих типов городов, в географии
городов еще не предложены.

Столицы-государства, в которых живет все
население страны (Сингапур, Гибралтар, Ватикан),
были выделены в особый, 1-й тип.

К сверхгипертрофированным столицам (в них
или их агломерациях проживает от 35 до 99%
населения страны) относятся Валетта (Мальта),
Рейкьявик (Исландия), Ереван (Армения), Парамарибо
(Суринам), Сеул (Южная Корея), Бейрут (Ливан),
Копенгаген (Дания), Рига (Латвия).
Сверхгипертрофированные столицы расположены,
как правило, в малых континентальных и
полуконтинентальных странах, а также в
мелкоостровных странах — например, в Уругвае,
Парагвае, Гайане, на Барбадосе, Ямайке.

К гипертрофированным столицам (в столице
или столичной агломерации проживает от 23 до 35%
населения страны) относятся, например, Улан-Батор
(Монголия), Афины (Греция), Таллин (Эстония), Багдад
(Ирак), Токио (Япония).

К слабогипертрофированным столицам
столице или столичной агломерации проживает
14—23% населения страны) относятся Гавана (Куба),
Мехико (Мексика), Лондон (Великобритания), Манила
(Филиппины), Париж (Франция).

К стандартным столицам, людность которых
относительно пропорциональна численности
населения страны (в таких столицах или столичных
агломерациях живет от 7 до 14% ее населения),
относятся Киншаса, Мадрид, Дамаск, Амстердам,
Пхеньян, Ташкент, Кабул, Найроби, Бухарест,
Москва, Сана, Дакка, Джакарта.

К гипотрофированным столицам (обладают
слабым влиянием или влияют неравномерно на
разные части государственной территории; в них
проживает менее 7% населения страны) относятся
Киев, Рим, Варшава, Катманду, Берлин, Анкара,
Претория, Аддис-Абеба, Оттава, Ханой, Вашингтон,
Астана, Берн, Дели, Канберра, Бразилиа, Пекин,
Додома, Исламабад, Абуджа.

К последней группе относятся две категории
столиц: вновь построенные (в них не развиваются
стандартные экономические функции; их не так
много: Абуджа, Бельмопан, Бразилиа, Канберра,
Исламабад, Вашингтон), а также столицы,
занимающие 3—4-й ранги в иерархии городов либо с
территориально разделенными политическими
функциями. Крайне низка доля столиц в населении
тех стран, которые перенаселены: Китай (Пекин),
Индия (Дели), Индонезия (Джакарта). Не столь
большое влияние имеют столицы в странах с явно
выраженным полицентризмом территориальной
структуры (Германия, Нидерланды, Швейцария, те же
Индия и Китай).

А вот гипертрофия столиц характерна для бывших
столиц исчезнувших больших империй, которые
потеряли значительную часть своих владений, и
прежняя столица, которая была относительно
пропорциональна людности всей страны, в новых,
уменьшенных границах стала слишком велика для
нее. Такие столицы расположены в малых странах
Европы: Вена в Австрии, Копенгаген в Дании.

Таким образом, большинство столиц мира (64%)
гипертрофированно развиты, 20%, наоборот,
недоразвиты (гипотрофированы) и только 15% имеют
гармоничную пропорцию по отношению к общей
численности населения страны.

* По правилу Зипфа (Ципфа),
оптимальным распределением людн ости городов в
стране считается такое, при котором численность
населения второго по людности города составляет
половину численности населения самого большого,
третьего — треть и т.д., то есть Pn=P1/n,
где Pn — численность населения города n-го
ранга, P1 — численность населения самого
большого города, n — ранг города. — Прим. ред.

Численность населения
столиц и их городских агломераций
(Таблица)(Для просмотра таблицы требуется программа Аdobe
Acrobat)

Присоединение к ФРГ

В 1980-е годы из-за неудачных реформ и «бархатных революций» экономическая система соцлагеря стала рушиться. Предприятия ГДР утратили традиционные рынки сбыта, республику охватил кризис. В 1989 году по Восточной Германии прокатилась волна массовых протестов, в руководстве органов власти и СЕПГ были произведены серьёзные кадровые замены. 9 ноября 1989 года власти ГДР разрешили свободный выезд из республики, и вечером того же дня пала Берлинская стена, разделявшая «социалистическую» часть города и Западный Берлин.

  • Падение Берлинской стены, февраль, 1990
  • Reuters

На выборах в марте 1990 года в ГДР победила консервативная партия Христианско-демократический союз, и 31 августа специальным договором были определены условия присоединения Восточной Германии к Западной. Ещё через месяц — 3 октября — органы центральной власти ГДР были упразднены, а конституция отменена. Территория ГДР официально стала частью ФРГ.

«Это не было равноправным воссоединением — восточногерманские регионы просто вошли в ФРГ», — отметил Константин Залесский.

По словам историка, жители бывшей ГДР ожидали скорого улучшения качества жизни, но вызванная падением Берлинской стены эйфория у них через некоторое время прошла.

Делается это под тем соусом, что на мигрантов выделяются дополнительные дотации, и это является как бы помощью центра землям, находящимся в худшем экономическом положении», — поделился эксперт.

Также по теме


Борьба за рейтинг: власти Германии заявили о росте популярности ультраправых организаций

Глава Федеральной службы защиты Конституции Германии (BfV) Ханс-Георг Маасен обеспокоен ростом числа сторонников праворадикальных…

«Жизнь в ГДР для многих немцев стала одним из светлых воспоминаний. Они с ностальгией вспоминают о социальной защищённости, в частности о том, что делалось в ГДР для детей. В республике, например, существовала прекрасная система детских садов», — рассказала в беседе с RT директор Российско-германского учебно-научного центра РГГУ Наталья Ростиславлева.

По её словам, после вступления бывшей ГДР в состав ФРГ перед восточными немцами встала не только проблема безработицы. «Зарплаты и пенсии на востоке оказались ощутимо ниже, чем на западе. Эту проблему постоянно поднимают, но она до сих пор не решена. Поэтому на территориях, входивших в состав ГДР, популярны оппозиционные политические силы, например Левая партия», — подчеркнула эксперт.

По её мнению, вспоминая о позитивных аспектах жизни в ГДР, многие восточные немцы переносят свои симпатии на Россию, которую считают наследницей Советского Союза.

«Бывшие жители ГДР не воспринимают период 1949—1990 годов как оккупацию, и на уровне обычных людей там сохранилось хорошее отношение к нашей стране», — подытожил Константин Залесский.

Поглощение вместо объединения

Как говорят эксперты, объединение Германии происходило при согласии подавляющего большинства немцев, однако форсированный характер интеграции вызвал ряд серьёзных экономических и социальных проблем, многие из которых не преодолены даже спустя три десятилетия.

С точки зрения ведущего научного сотрудника Центра германских исследований РАН Александра Камкина, процесс объединения немецкого государства правильнее именовать «поглощением» ГДР. В комментарии RT он отметил, что власти ФРГ не учитывали особенности экономического уклада на социалистическом востоке. Это стало причиной закрытия множества предприятий и роста безработицы.

«В результате мы видим, что спустя 30 лет не удалось нивелировать разницу в уровне экономического развития на востоке и западе Германии. Отчасти отсюда и существующий на территории бывшей ГДР феномен «ностальгии» по временам социализма, когда у всех были рабочие места и социальные гарантии», — пояснил Камкин.

  • Одно из предприятий ГДР

Мнение экспертов подтверждается статистикой, изложенной в так называемых докладах о германском единстве, которые ежегодно публикуются правительством. В документе от сентября 2020 года говорится, что экономические показатели в пяти восточных землях достигают лишь 73% от средних по стране.

Также по теме


На дальних подступах: как Группа советских войск в Германии обеспечивала безопасность СССР

75 лет назад приступила к выполнению своих задач Группа советских оккупационных войск в Германии. После завершения Великой…

Из отчёта следует, что Восточная Германия по-прежнему живёт хуже Западной и испытывает дефицит квалифицированной рабочей силы. Нерешённые проблемы авторы доклада списывают на последствия существования на востоке экономики планового типа.

Кроме того, в документе говорится о ментальной разнице между восточными и западными немцами. В частности, утверждается, что жители бывшей ГДР с большим скепсисом относятся к демократии и якобы менее толерантны к другим национальностям.

Именно ксенофобией в западных землях часто объясняют популярность на востоке страны правой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). Между тем российские эксперты считают, что первоочередной причиной поддержки данной политсилы стало несогласие с курсом правящей коалиции ХДС/ХСС и СДПГ.

Варианты проживания и питания студентов

Если у студента есть документы, подтверждающие льготную категорию, оформлена субсидия или стипендиальная программа, то у него есть шансы получить полный пансион или частичные послабления (оплачиваемое питание, проживание, возвращение расходов на оформление визы, медицинской страховки).

Расходы на одного человека в месяц составят:

  • питание около 200 €;
  • жилье около 300 €;
  • медицинское страхование около 90 €;
  • общественный транспорт около 40 €;
  • учебные материалы, учебники, книги около 20 €;
  • коммуникации, телефон, интернет около 20 €.

Есть возможность встать на очередь для получения комнаты в общежитии. Место в нем выйдет около 50 € за семестр. Также многие абитуриенты снимают жилье совместно, чтобы сократить затраты за коммунальные платежи и аренду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector