Обучение в японии

Обучение в средней и старшей школе

Два года назад был введен для обязательного обучения английский язык, его преподавание ведется со средней школы, вести преподавание английского разрешено только носителям языка, для которых он является родным. Средняя школа в Японии занимается преподаванием еще нескольких специальных предметов, их состав зависит от самой школы.

Традиционно наиболее сложными предметами в японской школе считается изучение языков — родного и английского. Экзаменовать учащихся начинают со средней школы. Они сдают экзамены в конце триместра по всем предметам, в середине первого и второго триместра устраиваются экзамены по математике, естествознанию, обществоведению, японскому, английскому языку.

Обедать японские школьники могут целый час. Столовых в школах не существует, горячий обед для детей приготавливают в специальном стерильном помещении, здесь же его помещают в индивидуальные коробочки, которые на тележках привозят в классы.

Школьная форма

Форму одежды каждая школа выбирает свою, носить ее следует обязательно. В состав формы входит и яркая бейсболка, которая является своего рода опознавательным знаком. У каждой школы существует и единая спортивная форма.

В обязанности японского школьника вменяется уборка школы – технических работников в школах нет, вся территория школы поделена на участки, за чистоту которых отвечает определенный класс. По окончании уроков ученики убирают свой класс и закрепленную за ними территорию школы.

Как поступить в японский вуз

Главное для поступления в высшие учебные заведения Японии — это документ о среднем образовании (плюс один или два года в институте) и отличное знание японского языка. К языковой подготовке иностранных абитуриентов здесь относятся очень строго. Необходимо предоставить справку о том, что вы отучились как минимум, два семестра в языковой школе, и подтвердить свои знания на экзамене.

Чтобы хорошо подготовиться к поступлению, оптимально в течение года посещать подготовительные курсы, например, в International Students Institute или Kansai International Students Insitute. Все абитуриенты сдают общеобразовательный вступительный экзамен и ряд дисциплин в зависимости от выбранного факультета. На гуманитарные специальности необходимо сдать математику, мировую историю и английский, а на естественно-научные — математику, физику, биологию и английский.

Одно из самых важных вступительных испытаний — это экзамен по японскому языку. Его сдают как иностранные абитуриенты, так и сами японцы. Экзамен предполагает проверку знания иероглифов и лексики, аудирование и проверку знаний грамматики, а также четыре уровня сложности. Для сдачи первого уровня необходимо знать 2000 иероглифов, для второго — 1000 и далее по нисходящей. Если абитуриент сдает экзамен первого уровня, то фактически для него открыты двери любого вуза, но для некоторых достаточно второго или даже третьего.

Специально для подготовки иностранных абитуриентов в Международном студенческом институте города Осака организованы годичные курсы японского языка. Аналогичные курсы можно посещать в Москве в школе при Посольстве Японии.

Академии

Кроме обычных государственных школ, существуют еще частные платные школы-академии (гакуэн), а также «национальные» школы — школы общегосударственного значения. Для поступления в них нужно сдавать особые экзамены в условиях большого конкурса. С другой стороны, в них лучше образовательные программы, и многие из них дают право внеконкурсного поступления в старшую школу или в университет.

Обычно в школах-академиях обучаются дети японской элиты: политиков, бизнесменов, дипломатов, профессоров известных университетов. Получившие стипендию для обучения в академиях часто оказываются «белыми воронами» и иногда становятся предметом издевательств однокашников. В некоторых академиях не обязательно ношение школьной формы.

Колледжи с двухгодичной программой и техникумы с пятилетним обучением

После завершения обязательного образования в шестнадцать лет у учащихся Японии есть несколько возможностей продолжить образование: три года учебы в старшей школе до восемнадцати лет, общеобразовательные дневные профтехучилища и специальные техникумы (например, сельскохозяйственный, социальный и т. д.) или вечерние и заочные школы для работающей молодежи. Также существуют специальные старшие школы с пятилетним профессиональным обучением. Окончив среднюю школу, 98,1% учащихся выбирают один из вышеперечисленных вариантов и получают дальнейшее образование. Выше только южнокорейские показатели, где 99,9% учеников, окончивших среднюю школу, продолжают учиться.

В последнее время открывается все больше «совмещенных» общеобразовательных школ с шестилетним обучением, где школа средней ступени слита со старшей школой. Считается, что такая система увеличивает шансы поступления в престижный университет, поэтому с каждым годом увеличивается количество учеников, поступающих в такие школы. В последнее время также прослеживается новая тенденция – появляется все больше школ (например, таких как старшая школа при Международном христианском университете), в которых дух коллективизма выражен менее ярко. 70% учащихся таких школ – дети, жившие с родителями-японцами за границей и получившие там начальное образование.

Есть несколько типов высших учебных заведений, для поступления в которые необходимо закончить старшую школу: колледжи с двухгодичным курсом обучения, университеты (бакалавриат) и техникумы с более чем двухлетним обучением. После получения степени бакалавра можно продолжить учебу в аспирантуре, которая состоит из магистратуры (2 года) и докторантуры (3 года).

Многие японские компании при приеме на работу требуют, чтобы у кандидата было университетское образование. В 2013 году 50,8% (то есть половина) всех выпускников старшей школы сдали вступительные экзамены и продолжили обучение в вузе. При этом у тех, кто решил не получать высшего образования, а сразу начать работать, уровень занятости весьма высок и составляет 97%.

Дошкольное

Для дошкольного воспитания в стране открыты хоикуэны – центры по уходу за малышами. Сюда приводят деток с 3 месяцев, но попасть удается не всем желающим. Городские власти выбирают малышей из неблагополучных, малообеспеченных семей. Обязательным условием для родителей является занятость более 4 часов в день. В Центре детей ничему не обучают, обеспечивается лишь 12-часовой присмотр

Японские детские сады – ётиэны посещают детки, начиная с трехлетнего возраста. С этого момента воспитанники познают азы науки. Педагоги обучают письму, чтению, арифметике. Развитие коммуникативных способностей начинается с детского сада. С этим связан перевод ребенка через 6 месяцев в другую группу, он должен уметь адаптироваться к новому коллективу и воспитателю. Работают садики в Японии до 14 часов.

На двух дошколят приходится один воспитатель. Дети чувствуют себя, как дома: их баюкают, обнимают, берут на руки

Уделяется внимание и питанию, для аллергиков разрабатывается специальное меню

Дошкольное образование в Японии – платное. По форме собственности делят на частные и государственные садики. Разницы между ними почти нет, только в ежемесячной стоимости. Уровень подготовки воспитателей, оснащение и условия высокие повсеместно.

Экзотические предметы в школьной программе

Домоводство (обязательный предмет для всех)

С четвертого класса детей в японских школах начинают обучать премудростям ведения домашнего хозяйства. Умению пришивать пуговицы, готовить еду и обращаться с бытовой техникой, плюс навыкам по уходу за детьми и пожилыми людьми обучают всех учеников, не делая никаких гендерных различий. 

Так было не всегда. До середины девяностых годов прошлого века домоводству обучали только девочек, мальчики же посещали уроки ручного труда. Однако благодаря изменениям в школьной программе в стране выросло целое поколение молодых людей, которых еще в школе научили держать в руках иголку с ниткой, планировать меню и ухаживать за ребенком. Возможно, именно поэтому молодые японские мужчины, создав семью, более активно, чем старшее поколение, включаются в домашние дела и принимают участие в воспитании детей.

Уроки нравственности и уроки созерцания

Экзотическими школьными предметами можно назвать уроки созерцания и уроки нравственности

В рамках первых детей обучают видеть красоту вокруг себя − учитель обращает внимание школьников на связь флоры и фауны, особенности развития всего живого в природе, краски времен года. Примечательно, что ученики не просто любуются окружающим миром, но и получают за это оценки и сдают экзамены по предмету. Нравственное воспитание – самостоятельная дисциплина, которая преподается на всех этапах школьного обучения

Ее элементы обязательно включает в себя любая образовательная программа. На уроках нравственного воспитания дети и подростки разбирают множество вымышленных ситуаций и примеров из истории, отмечая в них общечеловеческие ценности и добродетели: трудолюбие, целеустремленность, стремление к свободе, справедливости, достижению гармонии с природой и в отношениях между людьми

Нравственное воспитание – самостоятельная дисциплина, которая преподается на всех этапах школьного обучения. Ее элементы обязательно включает в себя любая образовательная программа. На уроках нравственного воспитания дети и подростки разбирают множество вымышленных ситуаций и примеров из истории, отмечая в них общечеловеческие ценности и добродетели: трудолюбие, целеустремленность, стремление к свободе, справедливости, достижению гармонии с природой и в отношениях между людьми.

Однако коллективизм не зря считается важнейшей отличительной чертой восточного менталитета: главная задача уроков нравственного воспитания – помочь учащимся осознать собственное место в семье, классе, школе, государстве и мире, при этом отдавая себе отчет в том, что  самая большая ценность − возможность ощущать себя частью коллектива.

1912-1945 гг.

В начале 20-го века образование на начальном уровне было эгалитарным и практически универсальным, но на более высоких уровнях оно было многодорожечным, очень избирательным и элитарным . Высшее образование в значительной степени ограничивалось несколькими имперскими университетами , где было сильное влияние Германии. Три имперских университета принимали женщин, и было несколько женских колледжей, некоторые из которых были довольно престижными, но у женщин было относительно мало возможностей поступить в высшие учебные заведения. В этот период христианскими миссионерами был основан ряд университетов, которые также играли активную роль в расширении образовательных возможностей для женщин, особенно на уровне средней школы.

После 1919 года несколько частных университетов получили официальный статус и признание правительства за программы, которые они проводили, во многих случаях, с 1880-х годов. В 1920-х годах традиция гуманитарного образования ненадолго возродилась, особенно на уровне детского сада , где метод Монтессори привлек последователей. В 1930-е годы при Садао Араки образование подвергалось сильному военному и националистическому влиянию .

Почему бы не перенять опыт

Конечно, перегруженность японских школьников и, как следствие, постоянный стресс, который они испытывают, положительными моментами не назовешь. Однако почему бы и в российских школах не уделить больше внимания вопросам нравственного воспитания, не вернуть, хотя бы частично, традиции возлагать на учеников ответственность за поддержание чистоты в классах, не перенять опыт в проведении уроков труда, отменив строгое разделение учеников класса по гендерному признаку

Не помешали бы нашим детям и уроки созерцания, воспитывающие внимание и любовь к родной природе. 

Бесспорно, нельзя копировать чужой опыт в обучении и воспитании детей, не учитывая различия в культуре и традициях стран. Так же как и нельзя игнорировать условия современной жизни, которые заставляют делать выбор в пользу уроков, например, робототехники, а не уроков каллиграфии. 

Однако опыт Японии, где в школах совмещают углубленное изучение наук с привитием норм нравственности, навыков цивилизованного поведения в коллективе и воспитанием чуткости, заслуживает внимания, изучения и может в некоторых вопросах служить примером при подготовке реформ российского школьного образования.

Условия получения студенческой визы

По факту зачисления на учёбу в Японии, учебное заведение должно обратиться от имени иностранца в региональное Бюро иммиграции по вопросу оформления его статуса пребывания. Оформленный документ высылается по месту жительства студента в его стране. Далее останется только обратиться с этим документом в японское посольство за студенческой визой. Однако на основании имеющегося документа можно получить визу непосредственно в момент выезда, обратившись в таможенную службу аэропорта.

Студенческая виза может выдаваться на 2 года и более

Не исключается самостоятельное оформление студенческой визы без получения документа о предоставлении статуса. Но этот процесс может затянуться на длительное время, так как придётся отправлять на обработку в Японию большой пакет документов. Начиная с 2012 года вступили в силу некоторые изменения. С этого момента студентам выдаётся карта резидента (Resident Card), которая действует всё время до полного завершения обучения. Больше не требуется обращаться к властям за разрешением на повторный въезд в случае временного отъезда из страны. Время действия визы может составлять:

  • 4 года 3 месяца,
  • 4 года,
  • 3 года 3 месяца,
  • 3 года,
  • более короткий срок (для аспирантов).

Короткие каникулы

Такая роскошь, как целое лето каникул, японским школьникам и не снилась. На отдых отводится месяц с небольшим – конец июля и август. К тому же летние каникулы – это каникулы между триместрами в середине учебного года, который начинается в апреле, а не в сентябре, как мы привыкли. 

Зимой каникулы в Японии длятся с конца декабря по начало января, весной – с конца марта по начало апреля

Принимая во внимание, что на время отдыха школьникам задают объемные домашние задания, забыть об учебе в любом случае не получится. Фактически это время часто тратится на учебу, в том числе на дополнительные занятия в стенах школы

Экзамены

Как и у нас, экзамены для японских школьников – самое страшное и сложное испытание. Каждый экзамен длится несколько часов. А о сложности можно судить по тому, что учащимся приходится дополнительно готовиться к ним в течение очень долгого времени.

Крайне сложные экзамены Японии и других азиатских стран – причина частых самоубийств среди учеников

А вот в начальное школе экзаменов нет. Зато в средней и старшей школе их приходится сдавать по 5 раз ежегодно: в конце каждого триместра и в середине первых 2-х триместров.

Срединные экзамены сдаются по следующим дисциплинам:

  • математика,
  • японский язык,
  • английский язык,
  • обществоведение,
  • естественные науки.

После каждого триместра предстоит сдать сложный комплексный экзамен для проверки совершенно всех дисциплин.

В зависимости от полученного результата, будет ясно: перешел ученик в старшую школу или нет

Количество заработанных баллов важно для определения в более престижную школу. При плохих результатах ученика ожидает плохая школа, по окончании которой невозможно будет поступить в университет и вообще иметь какие-либо перспективы в будущей карьере

Повышение квалификации

Окончив обучение в вузах, дипломники продолжают учиться в корпорациях, которые примут их на работу. В Японии существует так называемая «система пожизненного найма» — гарантия трудоустройства одного человека в одной компании на протяжении 55-60 лет. При этом работодатель очень тщательно рассматривает кандидатуру

Он обращает внимание на все: рейтинг выпустившего вуза, результаты тестирования, результаты степени общей подготовки и культуры, степень усвоения гуманитарных и технических знаний. Если все это устраивает, претендента приглашают пройти собеседование

При личной встрече будут оцениваться личные качества студента: готовность к компромиссам, коммуникабельность, обязательность, честолюбие, умение встроиться в систему имеющихся отношений и т.д.

Прием на работу осуществляется только 1 раз в год – в апреле! Счастливчику придется пройти обязательный краткий курс обучения до 4-х недель, в ходе которого его познакомят с компанией, производством, структурой, историей развития, традициями, концепцией.

По окончании вводного курса снова начинается учеба. Она может длиться от одного месяца до одного года. Как правило, обучение в основном состоит из практических занятий, которые проводятся разными подразделениями фирмы. Тут также будут читать курс лекций и проводить семинары по системе организации производства, сбыта, труда, специфике деятельности будущих управленцев. Но обычно практических занятий гораздо больше теоретических.

Как только работник минимально освоится с одной специальностью, его переводят на другое место, где заново начинается процесс обучения. Интересно то, что в Японии лучшим способом повышения квалификации работников является вот такая вот периодическая система рабочих мест в течение трудовой деятельности работника. Благодаря этому фирма может взрастить руководителя широкого профиля, который будет прекрасно знать все особенности работы многих подразделений организации.

Но, конечно, чтобы быть менеджером, придется получить и дополнительное академическое образование. Претендент на руководящую должность должен пройти курсы по управлению производством, обслуживанию, сбыту продукции, финансовой деятельности, управлению кадрами и международной торговли.

Все это кажется весьма сложным. Но вместе с тем не стоит забывать, что с таким образованием у вас будет гораздо больше перспектив в профессиональной деятельности. А если подготовка к поступлению в японские вузы вам явно мешает нормально учиться в отечественном университете или школе, не отчаивайтесь. Надежный товарищ в виде сервиса помощи студентам поможет решить любые проблемы в виде хвостов по контрольным, курсовым и т.д.

Японские языковые школы

Как уже отмечалось, подать заявление в вуз можно, только после обучения на подготовительных курсах (не менее двух семестров). Для этого некоторые абитуриенты пользуются дистанционными программами, но все же в большинстве случаев будущие студенты учатся в самой Японии. В этом случае при оформлении визы гарантом, выдающим приглашение, становится администратор языковой школы. Подобные образовательные учреждения есть во всех крупных городах Японии:

  • Токио;
  • Фукуока;
  • Коби;
  • Саппоро;
  • Йокогама.

Данные школы дают возможность познакомиться с такими же иностранцами, стремящимися изучить японский язык, и заручиться поддержкой преподавателей (почти все педагоги изъясняются на английском). Стоимость обучения составляет от 2 000 $ за семестр.

Общая характеристика системы образования Японии

Система образования в Японии считается одной из самых старых и уходит корнями в VI век. Именно тогда из более развитого Китая японцы переняли систему обучения и педагогические традиции, которые во многом сохраняются и сейчас.

Если говорить кратко, система образования в Японии включает в себя следующие основные этапы:

  • дошкольное образование (продолжительность до 6 лет);
  • школьное образование (продолжительность до 12 лет);
  • высшее образование (продолжительность от 4 лет).

Несмотря на внешнее сходство с российской, образовательные традиции Японии очень сильно отличаются от наших.

Только дошкольное и начальное школьное образование в Японии условно бесплатны. Начиная со средней школы родители оплачивают учёбу. Традиционно более низкие цены за обучение можно найти в государственных учреждениях, но их очень мало.

В Японии очень развиты традиции частного образования. Существует множество дошкольных, школьных и высших учебных заведений, стоимость обучения в которых значительно превосходит государственные учреждения.

Когда начинается учёба в Японии?

Есть и ещё одно важное отличие от российской и европейской системы образования — это деление учебного года на три семестра:

  • первый начинается 6 апреля и длится до 20 июля;
  • второй — с 1 сентября по 26 декабря;
  • третий — с 7 января по 25 марта.

Начало учебного года в апреле связано с окончанием периода цветения сакуры, который начинается в конце марта. Во время цветения традиционно никто не работает, а наслаждается красотой природы.Гора Фудзияма и сакура

Система экзаменов

Ещё одно отличие японской системы образования от всех остальных — это постоянные экзамены. Здесь их сдают всегда:

  • после детского сада, чтобы поступить в начальную школу;
  • после начальной, чтобы поступить в среднюю, а потом в старшую школу;
  • в средней и высшей школе после каждого семестра и в середине первых двух семестров;
  • общий Централизованный экзамен после школы (условно наш ЕГЭ);
  • вступительные в университет;
  • университетские экзамены.

Причём стоит отметить, что только баллы не ниже 90 дают ученику право на поступление в престижные учебные заведения.

Экзамены в университет называются по-японски 入学戦争, что переводится, как «война за поступление». Это очень точно передаёт напряжение, которое приходится испытывать в этот период каждому школьнику.

Средняя школа

Если перевести на русский счет, то это обучение с 7 по 9 классы. К предметам младшей школы добавляется более углубленное изучение наук. Увеличивается количество уроков с 4 до 7. Появляются клубы по интересам, в которых ученики задействованы до 18.00. Преподавание каждого предмета закреплено за отдельным учителем. В классах учится более 30-ти человек.

Особенности образования в Японии можно проследить в формировании классов. Во-первых, учеников распределяют по уровню знаний. Особенно часто это встречается в частных школах, где считают, что ученики с плохими отметками плохо повлияют на отличников. Во-вторых, с началом каждого семестра учеников распределяют в разные классы, чтобы они учились быстро социализироваться в новом коллективе.

Курсы японского языка в России

Японские языковые школы — это способ не только получить опыт в общении с носителями языка, но и попрактиковаться с одногруппниками. На занятиях каждый из студентов улучшит устную и письменную речь. При этом не придётся менять место жительства и приспосабливаться к новым условиям, так как учеба происходит в России.

Mandarin School

Преподаватели познакомят учеников с грамматическими правилами Японского языка. Обучение будет полезно студентам, независимо от того, изучают они язык уже несколько лет или только начали практиковаться. Набор производится как в группы, так и на индивидуальные занятия.

Школа японского языка «Фудзи

«Фудзи» относится к японским традиционным языковым школам. В образовательной организации есть разные курсы:

  • обучение деловому японскому;
  • подготовка к экзаменам на начальный, средний или высший уровни;
  • развитие разговорных навыков с нуля.

Заключение

Качественное зарубежное образование всегда стоит больших денег, но оно гарантирует достойный образ жизни в дальнейшем, если вы будете трудиться ради своего образование. Японская система обучения имеет множество плюсов:

  • стопроцентное дальнейшее пожизненное трудоустройство;
  • высокие зарплаты;
  • качественное и ценное по всему миру образование, которое откроет вам многие двери в жизни.

Но есть также и минус – это высокая стоимость обучения. Но если вы можете себе позволить такие траты, то Япония поддержит вас в своей стране, поможет адаптироваться и устроиться в жизни.

Евгения Матвеева, Юрист 22 статей на сайте

В 2019 году закончила Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский экономико-технический колледж» по специальности юрист и социальный работник в сфере социального обеспечения граждан. Люблю путешествовать и узнавать много нового про жизнь в других странах, мечтаю объездить весь мир и помогать людям изучать мир за границами России. Начну с того, что объединю своё образование с мечтой и буду давать рекомендации начинающим путешественникам о том, как не нарушить закон чужой страны и не попасть в беду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector