Арктика и северный полюс

Сколько это стоит?

Пора перейти к не менее интересному вопросу — сколько стоит такое путешествие. Стоимость немаленькая, самое бюджетное размещение обойдется в сумму более двух миллионов рублей, размещение класса “Люкс” стоит более трех миллионов. Разница в цене приличная, в полтора раза, поэтому стоит понимать, в чем заключается разница. Она заключается только в размерах каюты. Даже при самом дорогом размещении техника и мебель будет самыми обычными, некоторым обстановка покажется даже скромной. Нужно понимать, что особенность такой поездки — не в каком-то уникальном размещении, а в самом факте покорения верхушки мира.

Указанная стоимость — это тур на одного человека, соответственно, если поехать вдвоем, то придется потратить в два раза больше. В эту сумму включено практически все, единственное что стоит уточнить — придется ли доплачивать за полет на воздушном шаре, если хочется, чтобы он тоже вошел в программу и сделал ее еще более яркой.

Теперь ты знаешь все необходимое о турах в Арктику на ледоколе: цены, особенности, условия, мы привели даже программу путешествия. Это уникальная возможность узнать о нашей планете больше, и она доступна, хоть и за немалые деньги.

Как устроен атомный ледокол. Чем заняться на ограниченном пространстве ледокола?

Команда ледокола «Вайгач» состоит из 98-ми человек, набрана из мурманчан, питерцев и москвичей. Все члены команды очень любят свой ледокол, говорят о нем ласково и с трепетом. Вахту держат 2 раза в день по 4 часа с промежутками между вахтами в 8 часов. На ледоколе есть конференц-зал, библиотека, сауна с бассейном, спортзал, тренажерный зал. Я переживала, что не буду знать, чем заняться почти неделю пути, но время между съемками, чтением, общением, плаванием в бассейне с водой из Ледовитого океана и 4-х разовым питанием пролетело незаметно!

На пульте управления сплошные приборы и схемы в сигнальных лампах. По секрету мне показали, где находится красная кнопка! Двери в особо важные отсеки полуметровой ширины. Дверь в атомный отсек один человек открыть не сможет – действует правило 4-х рук. Атомный реактор сверху похож на паука. В центре расположены стержни для управления реакцией – для гашения реакции они опускаются. Сам реактор не видно – его высота около 5-ти метров и он расположен в самом нижнем отсеке.

Атомный ледокол «Вайгач»

Получил свое название в честь острова Вайгач в Карском море, площадь которого 3,4 тыс. кв. км.Проводит суда по Северному морскому пути. В зимний период работает преобладающе на реке Енисей, в Енисейском заливе и Карском море.Суда из Мурманска в Дудинку проводятся двумя путями: через Карские Ворота или Мыс Желания.

Капитан. Не то, чтобы раньше я часто видела капитанов, но я много читала и с раннего детства воссоздала в своем воображении ясный образ. Капитан должен быть высоким, статным, с баритоно-басовым тембром голоса, непременно курящим, спокойным, благородным и уверенным, сказал – как отрезал. Так вот, капитан атомного ледокола «Вайгач» оказался именно таким – самым настоящим капитаном.Чтобы не показать свою абсолютную некомпетентность в вопросах судоходства, я про себя повторяла, что нужно говорить не «плывем», а «идем»; не «смена», а «вахта»; не «корабль», а «судно»; «приятного аппетита» нужно говорить, когда входишь и выходишь из кают-компании.

«Вайгач» накренился, качнулся и задрожал – мы начали движение. Лед трещал и ломался, уступая дорогу, а со стороны казалось, что мощному ледоколу такая работа не оставляет никаких усилий – так плавно и ровно шел он вперед, оставляя за собой дорогу из искромсанного льда, перемешанного с водой. За кормой идет сброс горячей воды. Она бурлит и кружит ледяные осколки, которые, отстав от ледокола, вновь смыкаются. Это одна из причин, по которой ледокол проводит судно на тросе. Поэтому ведомое судно может идти только на одном двигателе.Ледокол сначала пробивает фарватер. Затем суда встают рядом, с ведомого судна сбрасывается веревка, к концу которой привязывается металлический трос, продетый через большое звено. За веревку трос поднимают на борт судна.Мы ведем судно «Капитан Ман» (названное так во Владивостоке в честь мурманского капитана), чтобы передать его ледоколу «Арктика», который поведет его через Мыс Желания дальше – в Мурманск. В свою очередь мы примем у «Арктики» другое судно – «Капитан Чухчин», которое поведем в Дудинку. Передача пройдет в Енисейском заливе.Обычно такой путь проводки занимает около 3-х дней, но в этот раз была задержка с загрузкой судна в Мурманске, поэтому наш рейс длился почти 6 дней.

Интересные факты о странах: Арктика

Вайгач — ледокол с мелкой осадкой. Отличительная черта данного проекта ледоколов позволяет обслуживать суда, следующие по Северному морскому пути с заходом в устья рек. Всего было построено два ледокола этого проекта: Таймыр и Вайгач. Их строительство ознаменовало сотрудничество Финляндии и СССР.

Во время своего самостоятельного путешествия по Финляндии и другим странам Европы, я видела в Хельсинки на причале ледоколы такие же, как и те, что работают в Дудинском морском порту.Продолжение следует… О том, как проходит день на атомном ледоколе.

Советы путешественникам:

Если Вы решите побывать в Арктике, помните, что это пограничная зона. И стартовать Вам скорее всего придется с территории, которая относится к пограничной зоне или территории с регламентированным въездом. Тщательно изучите все нюансы пребывания. Заранее подготовьте погранпропуски и разрешения на въезд. Гражданам, не имеющим российского гражданства, необходимо получить ряд документов, позволяющих передвижение по пограничным территориям.

Атомный ледокол «Вайгач»

Мечты должны сбываться! — 2

Как добраться до заветного Севера

Во всеуслышание заявить “я был на Северном полюсе” стоит того, чтобы туда добраться, тем более, что сделать это можно на комфортном судне ледокола с громким названием “50 Лет Победы”.

Он осуществляет пассажирские рейсы, отправляясь от Мурманска прямиком на Северный полюс.

Арендовать каюту на таком пароходе будет стоить недешево: в районе 35 700 EURO. Но судя по популярности данного направления, сумма себя полностью оправдывает, а комфорт проживания на судне ей соответствует.

Сам билет до Мурманска зачастую входит в оплату тура, а также проживание в гостинице до момента отплытия ледокола.

Конечно не всем в удовольствие будет провести 13 дней на судне, где вокруг только бескрайний океан и столетние льды.

Поэтому, несомненно, существуют альтернативы того, как попасть на Северный полюс.

Где живут белые медведи. О разной живности и других примечательностях Арктики:

Судно, бороздя ледяные просторы, оставляет за собой шлейф аппетитных ароматов с камбуза – белые медведи чувствуют запахи и, примчавшись за десятки километров, подходят близко.Белые медведи больше всего на свете любят сгущенку! Если медведь попробовал ее хоть раз, то сразу узнает бело-голубую банку в руках человека и начинает выпрашивать – он встает на задние лапы, машет передними, завывает, «улыбается» и преданно смотрит в глаза. Получив желаемое, медведь делает в банке дырочку, потихоньку выдавливает содержимое и долго лижет сгущенку. Может растянуть удовольствие часа на 3. Когда сгущенка заканчивается, мишка начинает методично жевать банку, превращая ее в итоге в лист фольги. Моряки говорят, что пробовали вместо сгущенки давать котлеты – не катит. Никакой реакции.У каждого медведя своя территория – другой медведь на нее не зайдет. Мишки умеют кататься по льду на пузе, растопырив лапы – прямо как дети. Они позируют и улыбаются, когда их фотографируют.Весной в Белом море ледоколу приходится обходить лежбище гренландских тюленей, которые приходят туда плодиться и размножаться. Тысячи животных располагаются на льду и перегораживают путь судам. У тюленей нет врагов, поэтому у них не развито чувство опасности, они не подозревают, что кто-то или что-то может причинить им вред – они не боятся ледокола. Ни прожекторы, ни сигналы тифона, ни шум мотора, ни скрежет колющегося льда, ни вид надвигающейся махины их не пугают. И тогда ледокол сбавляет ход до минимального и пытается лавировать среди животных.Еще одной помехой для ледокола являются рыбаки, которые, завидев судно, слезают с буранов и начинают фотографироваться на его фоне, не замечая, что стоят на фарватере и не думая, что ледоколу, в случае чего, «притормозить» не так просто.

Дальше — окончание моего рассказа про путешествие на атомном ледоколе в Арктику

Северное сияние

Мечты должны сбываться! — 4

Атомному ледоколу «Вайгач» и всему российскому ледокольному флоту посвящается

Как я путешествовала на Диксон на атомном ледоколе, как видела белых медведей, открытую воду Карского моря, стояла на фарватере, наблюдала передачу судна от ледокола к ледоколу. Я вернулась домой с морем новых впечатлений и окончательно влюбленная в Север.

Виды туров на Северный полюс

По части способов прибытия на Северный полюс верхняя макушка Земли практически ничем не отличается от прочих туристических направлений мира. Добраться до крайней северной точки планеты можно по океану — на борту ледокола, по воздуху — высадившись с вертолёта или по суше — прибыв на место на лыжах или собачьей упряжке.

Вертолётный тур

Вертолётный тур на Северный полюс — ещё один востребованный способ покорения вершины планеты. Такие туры проводятся лишь месяц-полтора в году, в марте — апреле. Пункт назначения — российский дрейфующий лагерь Барнео, расположенный примерно в 100 км от точки «икс». База основывается ежегодно с нуля: выбирается подходящая льдина, расчищается аэродром, обустраивается инфраструктура: 12 жилых модулей, две кают-компании и технические помещения. За короткий сезон Барнео успевает принять около 250 покорителей полюса.

Тур на Северный полюс через Барнео длится 4-5 дней. Он включает перелёт до дрейфующей станции с норвежского Шпицбергена (около 2,5 часов) и размещение в отапливаемом жилом модуле. Температура в апреле здесь редко опускается ниже -10 °C, так что условия вполне комфортны. На следующий день туристы вылетают на вертолёте на Северный полюс, в пути — около 30 минут. Посадка на наиболее подходящую льдину и фотографирование рядом с самими же привезённой достопримечательностью — полосатым столбом, маркирующим заветную точку (координаты определяются на месте по GPS), оснащённом указателями до основных столиц мира. Потом каждый может остаться ненадолго со своими мыслями, после чего следует обратная дорога на Барнео, а оттуда — на Шпицберген.

На лыжах и собаках

Путешественники-экстремалы, презревшие комфорт атомного ледокола и полярной станции, имеют возможность дойти до Северного полюса по следам Пири и Амундсена — только на лыжах или в сочетании с собачьими упряжками. Однако следует отдавать себе отчёт, что это полноценная экспедиция, требующая очень высокого уровня физической подготовки: в день вам предстоит двигаться по 8-10 часов, таща за собой 20-30-килограммовые сани. Такие туры длятся от одной до трёх недель и стартуют также из полярного лагеря Барнео.

Самолет с Шпицбергена

Всего 3 дня до заветной точки! Сначала самолетом за 2.5 часа с архипелага Шпицберген до ледовой базы «Барнео», которая полностью расположена на льдине. А затем, именно оттуда на вертолете Вы за 30 минут попадаете к Северному полюсу, потому что база является ближайшей к нему точкой.

Такой маршрут позволит Вам прыгнуть с парашютом прямо к Северному Ледовитому океану и увидеть с высоты эти потрясающие красоты.

3 дня путешествия, в котором:

  • первую ночь Вы проведете в гостинице на архипелаге Шпицберген
  • вторую на ледовые базы «Барнео»
  • день на Северном полюсе, и уже вечером снова с базы Вы улетаете на самолете обратно на Шпицберген.

Такой путь до Северного полюса обойдется Вам немногим дешевле: 22 тыс. EURO. В стоимость также входит страховка, провоз багажа, питание и напитки, проживание, услуги гидов, а главное, памятный сертификат о том, что вы достигли Северного полюса!

Выбирайте свой лучший круиз уже сегодня

Poseidon Expeditons специализируется на экспедиционных круизах в Арктику, Антарктику и на Северный полюс с 1999 года. Мы являемся единственным в России оператором полярных круизов, и ледокольные круизы всегда были нашим фирменным продуктом.

Наш опыт позволяет предложить вам незабываемое путешествие, где активное исследование одной из самых хрупких и красивых экосистем мира проходит в обстановке исключительного комфорта. На нашем сайте вы сможете найти круизы на Северный полюс по лучшим ценам и воспользоваться спецпредложениями, чтобы сэкономить.

Покорите вершину планеты и откройте полярный мир с Poseidon Expeditions!

Арктика – почти Космос

Ирина Парфёнова, «АиФ-Дальинформ»: Никита, чем тебя привлёк конкурс?

Никита Гайдар: Главным призом – путешествием на Северный полюс. А это моя мечта! Арктика – почти как Космос, точка, в которой все меридианы сходятся. Когда ты там, ты буквально стоишь на вершине мира. Северный полюс – это то, что трудно понять в теории. Это то, что нужно испытать. Только вдумайтесь! Вот вы стоите на этой точке, и для вас даже альпинист, покоряющий Эверест, находится где-то далеко внизу. Но мы сами вряд ли смогли купить путёвку. Круиз на атомном ледоколе к Арктике считается самым дорогим путешествием в мире.

Новость по теме

Хабаровский школьник выиграл конкурс и поедет на Северный полюс

– Состязания были сложными?

Мария Гайдар: Да, это был непростой период жизни для нашей семьи. Нас очень поддерживали жители Хабаровского края, наш Краевой центр образования, все наши коллеги, соседи и знакомые. В итоге, мы вышли в финал, осталось финальное испытание. Никита прекрасно владеет видеомонтажом, и он выбрал его в этой области. Монтировал и снимал ролик сын полностью сам. На конкурсе было представлено более 200 видео, лучшего выбирало жюри.

– Никита, что это был за ролик, как ты его делал, кто помогал?

Никита Гайдар:  По условиям конкурса нужно было сделать минутный ролик, рассказать в нём о себе, своей семье и почему я хочу поехать на Северный полюс. Первый вариант я сделал за 10 минут, но мама сказала, что его стоит ещё немного доработать. Над вторым вариантом видео я работал примерно две недели. Решил выполнить его в технике «Стоп моушн» (Stop motion) и не просто рассказать о себе, но сделать видео качественным, интересным, динамичным и весёлым. Много времени ушло на написание сценария. Всю техническую часть я взял на себя, мама помогала с дизайном.

https://youtube.com/watch?v=8uxa7hBIqK4

– Как узнали о победе?

Мария Гайдар: Информация появилась в Интернете. Я знала, что у меня талантливый сын, но, если честно, не очень верила в то, что победа возможна, всё-таки 30 тысяч участников. Поэтому первая реакция была – шок. Эмоции захватывали всю семью. Больше всех, мне кажется, радовались Никита и его дедушка, мой папа. Он руководит судостроительным заводом, был капитаном разных судов, возглавлял Хабаровский речной порт. Поездка на Северный полюс была и его мечтой тоже. Узнав о победе, Никита набрался храбрости и написал письмо на электронную почту капитану атомохода, на котором в следующем году он должен отправиться в путешествие. В письме сын рассказал капитану про своего дедушку, и спросил, нет ли возможности взять его с собой на Арктику. Капитан ответил, но сказал, что, к сожалению, такой возможности нет.

Арктика: выбираем тур

Вот несколько самых востребованных у арктических туристов направлений. Возможно, что-то вы выберете и для себя.

Морские круизы

Сегодня разработано несколько десятков круизов по арктическим морям – разной длительности, сложности, рассчитанных на людей с разным достатком.

Самый продолжительный круиз – по Северному морскому пути: из Мурманска в Анадырь или же в обратном направлении. Во время круиза продолжительностью 27 дней судно пройдет через все моря Северного Ледовитого океана. Предстоит туристам и несколько высадок на арктических островах и побережьях. Кроме того, в круизе предусмотрено проведение научно-популярных лекций, тематических кинопоказов и т.д.

Можно отправиться еще в одно увлекательное путешествие: на ледоколе к Северному полюсу.

13-дневный тур проходит на атомном ледоколе «50 лет Победы», стартует из Мурманска. Во время путешествия туристы побывают на островах архипелага Земля Франца-Иосифа, на легендарной полярной станции бухты Тихой и, наконец, достигнут «макушки планеты».

На самом Северном полюсе предусмотрена высадка туристов. Оттуда можно по спутниковой связи позвонить друзьям и похвастаться своим великим достижением. И даже искупаться в проруби на полюсе!

9-дневный круиз «Секреты Белого моря», который также начинается в Мурманске, посвящен истории населенных пунктов, расположенных на беломорском побережье. Древние артефакты, средневековые монастыри, поморские деревни, оленеводческие стойбища, музеи ГУЛАГа предстоит осмотреть туристам в этом путешествии.

А один из самых известных и популярных круизов Чукотского моря – на заповедный остров Врангеля, который называют «родиной белых медведей». Уже по этому названию содержание тура легко угадывается: знакомство с животным миром Арктики – медведями, моржами, китами, овцебыками, птицами – его часть.

Экологический и экстремальный туризм

Вообще, говоря об арктическом туризме, довольно сложно разграничить отдельные его направления: всё взаимосвязано. Так, путешествие на остров Врангеля – это не только морской круиз как таковой, но и еще наблюдение за редкими видами китов (есть и специальные туры, посвященные этому прекрасному занятию). Путешествие по Енисею в Карское море «перекликается» с отдельным туром на плато Путорана. Если же совершить большое путешествие по Баренцеву и Белому морям в мае-июне – можно оценить прелесть белых ночей. А если в те же места приехать в период с осени по весну – вас будут ждать туры для «охотников» за северным сиянием.

Любого туриста заинтересуют экскурсии в северные заповедники: национальный парк «Русская Арктика», включающий в себя часть островов архипелага Новая Земля и заказник «Земля Франца-Иосифа»; Путоранский и Тунгусский в Эвенкии; Лапландский в Мурманской области и другие.

Есть чем заняться в Арктике и любителям экстрима. Разработаны специальные туры, включающие длительные лыжные походы по побережью Северного Ледовитого океана, многодневные, на несколько тысяч километров, заезды на собачьих упряжках на севере Якутии, восхождения на ледники, высадку на парашютах на Северный полюс, подледный дайвинг, зимний серфинг в северных морях и т.д.

Исторический и этнотуризм

Крайний Север многие до сих пор ошибочно воспринимают как безлюдную ледяную пустыню. Между тем это край с огромной историей. Туры, посвященные древним саамам и средневековым поморам; многовековой истории российского мореплавания, местам воинской славы, периоду советского освоения Арктики – тому доказательство.

Во время северного путешествия можно побывать в этнодеревнях (например, саамской Самь-Сыйт) и познакомиться с традиционным укладом жизни и древними обрядами саамов. Можно отправиться в одно из оленеводческих стойбищ на Ямале и пожить кочевой жизнью. А можно на севере Красноярского края встретить эвенкийский Новый год – его отмечают в июне.

Словом, Крайний Север не только огромен, но и необычайно многообразен: каждый найдет путешествие по душе.

Что взять с собой в путешествие

Первое, о чем стоит позаботиться — это подходящая одежда, в которой Вам будет комфортно в новых климатических условиях. В данном случае я могу дать только общие рекомендации, потому что у каждого своя индивидуальная переносимость низких температур. Но основным фактором в выборе одежды должен быть комфорт: не тесная и из дышащих материалов, которые сохраняют тепло (флис, хлопок, шерсть). Поэтому Вам очень пригодится термобелье

Также, обратите внимание на водонепроницаемый фактор, так как погода ветреная, возможны осадки и брызги с моря. Шапка, перчатки, тёплая и удобная обувь, а также теплые носки — ваши верные друзья на время путешествия

А для торжественных ужинов можете взять с собой пару нарядных образов, в которых Вы сможете посетить коктейльные вечеринки с капитаном и сделать красивые вечерние фото.

Вам очень пригодится тройник для розетки, так как зачастую в каюте их мало.

Но при этом могу Вас заверить, что своим телефоном Вы воспользуетесь только для фото, так как сотовой связи не будет на протяжении всего путешествия. Но найдите в этом плюсы: отдых от девайсов и полное погружение в мир вокруг Вас. Как показывает практика, Вы будете волноваться за отсутствие связи только первые 2 дня, а затем поймете, как хорошо иногда отдохнуть от бесконечного потока информации и электронных писем.

Защитная косметика с высокой степенью увлажнения и фактором SPF, так как солнечные лучи отражаются от поверхности снега и воды и воздействуют на кожу даже при пасмурной погоде.

Средства от морской болезни и необходимые Вам лекарства.

Полное описание маршрута

Ледокольный маршрут на Северный Полюс продолжается 12 дней. Такие уникальные путешествия пользуются большой популярностью у иностранных туристов.

Мурманск

В первый день происходит посадка на борт ледокола на базе атомфлота в Мурманске. Вечером судно выходит через Кольский пролив в море.

Если вам нужны авиабилеты в Мурманск, советуем выбирать их тут на aviasales.ru.

Северный ледовитый океан

Со второго по пятый день путешествия пассажиры знакомятся с ледоколом, его устройством и уникальными механизмами, наблюдают за тем, как он с лёгкостью ломает мощные арктические льды.

Северный Полюс

На шестой день атомоход прибывает на Северный полюс. В момент, когда точка Северного полюса 90°N достигнута, пассажиры и представители экипажа встречаются на навигационном мостике, отмечая это событие, после чего спускаются на лёд и устраивают настоящий полярный пикник. Самым смелым разрешается окунуться в воды океана. Специальные средства спутниковой связи позволяют совершить звонок родным и близким.

Далее ледокол держит курс на юг (седьмой и восьмой день).

Земля Франца Иосифа

При благоприятных погодных условиях в период с седьмого по одиннадцатый день путешествия возможно посещение архипелага, большая часть которого по сей день практически не исследована. При отсутствии тумана можно увидеть огромные ледники и покинутую исследовательскую станцию. Здесь довольно велик шанс встретить белых моржей и медведей.

Возможен также заход в бухту Тихая, откуда открывается возможность полюбоваться очень необычной скалой Рубини, являющейся местом гнездования колоний полярных птиц. После этого — отправление к начальной точке маршрута, в Мурманск.

Мурманск

На двенадцатый день происходит высадка пассажиров с судна. После этого предусмотрен групповой трансфер в аэропорт. До Мурманска необходимо добираться самостоятельно.

Ледокол «Арктика»

— Что отличает «Арктику» от других судов подобного типа!

— При проектировании и строительстве атомохода «Арктика» решен целый ряд серьезных проблемных вопросов, в результате чего советскими корабелами создан тип ледокола, не имеющий аналогов в мировом ледоколостроении.

Наибольшая длина ледокола-148 метров, ширина-30 метров (по конструктивной ватерлинии соответственно-136 и 28 метров).

У «Арктики» четыре палубы и две платформы, развитая пятиярусная надстройка.

В качестве движителей применены три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага.

Корпус ледокола сделан из высокопрочной стали, а в местах наибольшего воздействия ледовых нагрузок имеет усиленную конструкцию. Конструкторы и строители предусмотрели все необходимые меры для предотвращения любых аварийных ситуаций.

В числе этих мер средства раннего обнаружения микропротечек теплоносителя энергоустановки, контроль состояния наиболее ответственных участков контура первичного теплоносителя и состояния металла корпуса реактора. Для этих целей использованы ультразвуковые, гаммаграфические и оптические методы, приняты «на вооружение» проникающие краски, магнитные порошки и многое другое.

Атомная паропроизводящая установка (АППУ) расположена в специальном отсеке в средней части ледокола. Она состоит из двух самостоятельных установок с реакторами водо-водяного типа. Комплекс конструктивных решений и технических средств обеспечивает полный технологический контроль за работой АППУ и полную безопасность всего личного состава.

На ледоколе 155 кают, преобладающее большинство из них одноместные. Кроме традиционной кают-компании, есть столовая, музыкальный и шахматный салоны, кинозал, плавательный бассейн, спортзал, библиотека, учебный класс, две финские бани, парикмахерская, фото-каюта и бытовая мастерская.

Медицинский блок ледокола включает амбулаторию с физиотерапевтическим и стоматологическим отделениями, операционное отделение, рентгеновский кабинет, лаборатории, стерилизационную, изолятор и лазарет.

Создатели атомохода, учитывая условия плавания этого корабля, обеспечили доступ во все необходимые помещения без выхода на открытую палубу.

Сегодня «Арктика»- самый мощный в мире атомный ледокол. Паротурбинная установка включает два турбогенератора мощностью по 37 500 лошадиных сил каждый, а источниками электроэнергии служат пять турбогенераторов по 2 000 кВт, резервный дизель-генератор мощностью 1 000 кВт и два аварийных дизельных генератора мощностью по 200 кВт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector