Крымская война: захват проливов босфор и дарданеллы
Содержание:
- Имя
- Имя [ редактировать ]
- Территориальные приобретения России в первой половине XIX века на Востоке
- Неудачи
- Причины и поводы войны
- Босфор и Дарданеллы
- Причины обострения восточного вопроса
- Слабые места укреплений
- Повод к войне и ее начало
- Почему не сделали?
- Переходы [ править ]
- План захвата
- Герои России
- Мосты и тоннели
- Воды Атлантики
- история
- История
Имя
Современное турецкое имя Чанаккале Богазы, смысл ‘Чанаккале Пролив », происходит от одноименный средний город который примыкает к проливу, что само по себе означает «гончарный форт» — от (Чанак, ‘керамика’) + (, «крепость») — со ссылкой на знаменитую керамику и изделия из керамики этого района, а также на известную османскую крепость Султание.
Английское имя Дарданеллы это сокращение от Пролив Дарданеллы. Во времена Османской империи по обе стороны пролива стояли замки. Эти замки вместе назывались Дарданеллы, вероятно назван в честь Дардан, древний город на азиатском берегу пролива, который, в свою очередь, получил свое название от Дардан, мифический сын Зевс и Электра.
Древний Греческий имя Ἑλλήσποντος (Hellēspontos) означает «Море Хелле» и было древним названием узкого пролива. В классической литературе он назывался по-разному. Hellespontium Pelagus, Прямая кишка Hellesponticum, и Fretum Hellesponticum. Это было так называлось от Helle, дочь Афама, которая утонула здесь в мифологии Золотое руно.
Имя [ редактировать ]
Современное турецкое название anakkale Boğazı , означающее « пролив Чанаккале », происходит от одноименного города среднего размера , примыкающего к проливу, что само по себе означает «гончарный форт» — от اناق ( çanak , «керамика») + قلعه ( кале , «крепость») — со ссылкой на знаменитую керамику и изделия из керамики, а также на известную османскую крепость Султание.
Английское название Дарданеллы — это сокращение от Дарданелльского пролива . Во времена Османской империи по обе стороны пролива стояли замки. Эти замки вместе назывались Дарданеллы , , вероятно , назван в честь Дардана , древний город на азиатском берегу пролива , который , в свою очередь сказал , занять свое название от Дардана , мифического сына Зевса и Электры .
Древнее греческое название Ἑλλήσποντος ( Hellēspontos ) означает «море Хелле», и было древнее название узкого пролива. В классической литературе он назывался Hellespontium Pelagus , Rectum Hellesponticum и Fretum Hellesponticum . Он был назван так по имени Хелле , дочери Афамаса, утонувшей здесь в мифологии Золотого Руна .
Территориальные приобретения России в первой половине XIX века на Востоке
В XIX веке Россией проводилась активная программа по присоединению соседних территорий. Для этих целей осуществлялась идеологическая и политическая работа по развитию влияния на христианское, славянское и угнетенное другими империями и государствами население. Это создавало прецеденты для добровольного или в результате военных операций включения новых земель в юрисдикцию Российской Империи. Несколько важных войн территориального значения с Персией и Османской Империей задолго до начала Крымской кампании были всего лишь частью обширных территориальных амбиций государства.
Восточные военные операции России и их результаты представлены в таблице ниже.
Причина | Период | Мирный договор | Присоединенные территории |
Указ Павла I | 1801 | Грузия | |
Война России и Персии | 1804-1813 | «Гюлистанский» | Дагестан, Картли, Кахетия, Мигрелия, Гурия и Имеретия, вся Абхазия и часть Азербайджана в территориальных пределах семи княжеств, а также часть Талышского ханства |
Война России и Османской Империи | 1806-1812 | «Бухарестский» | Бессарабия и ряд областей Закавказского региона, подтверждение привилегий на Балканах, обеспечение права Сербии на самоуправление и право протектората России христианам, проживающим в Турции. Россия потеряла: порты в Анапе, Поти, Ахалкалаки |
Война России и Персии | 1826-1828 | «Туркманчийский» | оставшуюся не присоединенной к России, часть Армении, Эривань и Нахичевань |
Война России и Империи Османов | 1828-1829 | «Адрианопольский» | Весь восток побережья Черного моря — от устья реки Кубань до крепости Анапа, Суджук-Кале, Поти, Ахалцихе, Ахалкалаки, острова в устье Дуная. Россия также получала протекторат в Молдавии и Валахии. |
Добровольное принятие подданства России | 1846 | Казахстан |
В некоторых из перечисленных войн принимали участие будущие герои Крымской войны (1853-1856).
В решении «восточного вопроса» Россия значительно продвинулась, получив до 1840 года контроль над южными морями исключительно дипломатическим путем. Однако следующее десятилетие принесло существенные стратегические потери в Черном море.
Неудачи
Русская армия под командованием самого князя Меньшикова пыталась помочь Севастополю, оттягивая на себя осаждающих, но тщетно. Сражения под Евпаторией, Инкерманом и на Чёрной Речке окончились неудачно и защитникам города-героя помогли очень мало. Кольцо противника сжималось всё туже. Кампания в Крыму для русских явно была потеряна. На Кавказе дела обстояли немного лучше, там турецкие войска были биты неоднократно, даже удалось захватить крепость Карс.
Однако герои Крымской войны и их подвиги никак не могли компенсировать своим мужеством все недостатки вооружения и снабжения русской армии. В конце августа французы заняли южную часть Севастополя и Малахов курган. Участь города с этими потерями была решена: более четверти всего гарнизона, тринадцать тысяч человек было потеряно в боях одного этого дня. Северная часть города так и не сдалась, капитуляции от защитников не дождались.
Причины и поводы войны
Столкновения России и Турции в XIX были постоянным явлением. Государства конкурировали и делили земли, рынки и области влияния на Ближнем Востоке. Слабеющая Турция в этот период находилась под влиянием сильных государств — Франции и Великобритании, и была недружелюбна с Россией.
Законно отвоеванные русскими земли в Крыму и на Кавказе к концу XVIII в. были постоянным спором с Турцией. Поэтому основными причинами восточного конфликта в 1853 г. историки считают следующее:
- Турция желала получить утраченные земли Крыма, Кавказа и север Причерноморья.
- Российская империя требовала открытия русскому флоту проливов Босфор и Дарданеллы.
- Россия оказывала народам на Балканах (христианам, славянам) поддержку, что крайне возмущало Турцию, считавшую такое вмешательство в свои государственные дела недопустимым.
- Турецкий султан хотел вернуть себе влияние на Балканские народы, утерянное в пользу России.
Царя Николая I мало беспокоила поддержка Турции другими странами. Он считал, что Франция ослабла экономически после буржуазной революции в 1848 г., а с Великобританией можно дружить, подарив ей Кипр и Египет. Туркам был выдвинут прямой ультиматум, который они проигнорировали. Планы царя были ошибочны, страны Европы призвали Турцию к действиям, пообещав ей помощь в военном обеспечении и финансовую поддержку.
Босфор и Дарданеллы
Названия этих проливов всегда стоят в одном ряду. Босфор разделяет Европу и Малую Азию, тем самым соединяя Мраморное и Чёрное моря. Длина составляет 30 км, ширина – от 0,7 до 3,7 км. Вместе с Дарданеллой Босфор является одним из звеньев водного маршрута, соединяющего Средиземное море открытого типа с закрытым Чёрным.
Расстояние между проливами – 190 км. Морское судно, следующее из Чёрного моря, сначала заходит в Босфор, по обе стороны которого раскинулся Стамбул. Далее пересекается Мраморное море, и сквозь Дарданеллы корабль попадает в Эгейское море, которое, в свою очередь, является восточной составляющей Средиземного. И в древние времена, и в настоящем эта территория имеет высокую значимость и неоднократно являлась поводом для крупномасштабных войн.
Причины обострения восточного вопроса
Под восточным вопросом историки понимают ряд спорных моментов российско-турецких отношений, которые в любой момент могли привести к конфликту. Главные проблемы восточного вопроса, которые и стали основой для будущей войны, следующие:
- Потеря Крыма и северного Причерноморья Османской империей в конце 18 постоянно стимулировало Турцию начать войну в надежде вернуть территории. Так начались войны 1806-1812 и 1828-1829. Однако в их результате Турция потеряла Бессарабию и часть территории на Кавказе, что еще больше усиливало желание реванша.
- Принадлежность проливов Босфор и Дарданеллы. Россия требовала открыть для черноморского флота эти проливы, в то время как Османская империя (при давлении стран Западной Европы) игнорировала эти требования России.
- Наличие на Балканах, в составе Османской империи, славянских христианских народов, которые боролись за свою независимость. Россия оказывала им поддержку, тем самым вызывая волну возмущения турок по поводу вмешательства России во внутренние дела другого государства.
Дополнительным фактором, который усиливал конфликт, было желание стран Западной Европы (Британии, Франции, а также Австрии) не пустить Россию на Балканы, а также закрыть ей доступ к проливам. Ради этого страны готовы были оказывать Турции поддержку в потенциальной войне с Россией.
Слабые места укреплений
Ответ можно почерпнуть из труда Н.Н. Муравьёва «Турция и Египет в 1832 и 1833 гг. Том 4. Русские на Босфоре» (1869 год). Автор приводит детальные расчёты:
Крепость Анадолу Хисары на азиатском берегу на входе в Босфор
Собственно, основной проблемой укреплений Босфора в указанный период было размещение большинства береговых орудий на малом возвышении (от 1 до 2 морских саженей, или от 1,83 до 3,66 м). Такие батареи можно накрыть не то что гаубицами или мортирами, а даже обычными пушками, стреляющими по настильной траектории. Таким образом, из 392 орудий пролива Босфор вести огонь сверху вниз могут лишь 142. Если принять данные Муравьёва за конечные и предположить, что по эскадре действительно произведут в общей сложности 4 296 выстрелов, то процент попадания на расстоянии в 200 ярдов (183 м) составит 60–70%, а на 400–500 ярдах (366–457 м) — уже всего 30 %.
120-пушечный корабль «Париж». Художник Иван Айвазовский
Самое узкое место Босфора — между маяками-крепостями Анадолу Хисары и Румели Хисары — составляет 700 м (765 ярдов). Соответственно, огонь будет вестись с дистанции почти 400 ярдов. Значит, процент попаданий будет ближе к 30%, или из 4 296 выстрелов в корабли попадут 1 289. Разделим количество попаданий на количество кораблей (линкоры плюс фрегаты, то есть корабли линии) — получается по 61 попаданию на корабль.
Много это или мало? Давайте посмотрим. В Наваринском сражении 1827 года линейный корабль «Азов» получил 153 попадания, из них 7 — ниже ватерлинии, и оставался вполне боеспособным до конца боя. Линейный корабль «Виктори» при Трафальгаре в 1805 году получил несколько сотен попаданий и после сражения вполне смог дойти до Англии. Линейный корабль «Бюсантор» при том же Трафальгаре получил под 200 попаданий, сдался и был захвачен англичанами.
Если мы условно определим, что на корабль для его полной небоеспособности нужно хотя бы 120 попаданий, то увидим, что укрепления Босфора не смогут нанести русским чувствительные потери.
Повод к войне и ее начало
Эти проблемные моменты назревали на протяжении конца 1840-х, начала 1850-х. В 1853 году турецкий султан передал Вифлеемский храм Иерусалима (тогда территория Османской империи) в управление католической церкви. Это вызвало волну возмущения высшей православной иерархии. Этим решил воспользоваться Николай 1, используя религиозный конфликт как повод нападения на Турцию. Россия потребовала передать храм православной церкви, а заодно также открыть проливы для черноморского флота. Турция ответила отказом. В июне 1853 года российские войска перешли границу Османской империи и вошли на территорию зависимых от нее Дунайских княжеств.
Николай 1 рассчитывал, что Франция слишком слаба после революции 1848 года, а Британию можно задобрить, передав ей в будущем Кипр и Египет. Однако план не сработал, европейские страны призвали Османскую империи к действию, обещая ей финансовую и военную помощь. В октябре 1853 года Турция объявила войну России. Так началась, если говорить кратко, Крымская война 1853-1856 годов. В истории Западной Европы эту войну называют Восточной.
Почему не сделали?
Раз столько плюсов, почему Николай I не согласился на захват Проливов? Ответ тут может быть обстоятельным, долгим и подробным, а может — простым, своего рода философским. Мы ограничимся вторым.
Английский историк флота сэр Джулиан Корбетт в своё время дал такой ответ на вопрос, для чего нужна морская мощь: «Господство на море необходимо только для контроля морских коммуникаций, которые используются для коммерческих или военных целей. Вообще, объект войны на море — именно коммуникации, в отличие от войны на суше, в которой основной целью является завоевание территорий. Различие фундаментальное».
То есть в морской логике самую главную роль занимают коммуникации, в сухопутной логике — территории.
Россия, и вообще высшие чины в российских вооружённых силах, всегда исходила из логики сухопутной, то есть — если мы хотим захватить Проливы, то должны захватить все земли перед ними, от Дуная до Стамбула.
Иначе удержание анклава в Проливах невозможно.
Кейт Нильсон в книге «Флот и глобальная защита» отмечал:
Так вот, в глазах российского руководства — и флотского, и сухопутного — море всегда представлялось противником, который задерживает или уменьшает доставку грузов, не даёт вовремя перекинуть подкрепления, и т. д. В то, что логистика по морю и дешевле, и удобнее сухопутной, просто не верили на уровне инстинктов.
Именно поэтому Николай I в конечном итоге решил опереться не на мнение Лазарева, Корнилова и великого князя Константина, а на мнение Меншикова, который, хоть и был морским министром, к флоту имел отношение очень далёкое. Раз Меншиков сказал, что захват Проливов невозможен — значит так тому и быть.
Переходы [ править ]
Мост Чанаккале 1915 года через пролив Дарданеллы, соединяющий Европу и Азию, после завершения строительства станет самым длинным подвесным мостом в мире .
Морской править
Воды Дарданелл ежедневно пересекают многочисленные пассажирские и автомобильные паромы, а также прогулочные и рыболовные суда, от лодок до яхт, принадлежащих как государственным, так и частным организациям.
По проливу также проходят значительные международные торговые перевозки грузовыми судами и танкерами .
Земля править
В настоящее время автомобильные переходы через пролив отсутствуют. Однако в рамках запланированного расширения Турецкой национальной сети автомобильных дорог правительство Турции рассматривает возможность строительства подвесного моста между Сарычаем (район провинции Чанаккале ) на азиатской стороне и Килитбахиром на европейской стороне в самой узкой части. пролива. В марте 2017 года началось строительство моста Чанаккале 1915 года между городами Гелиболу и Лапсеки .
Подводное море править
Две подводные кабельные системы, передающие электроэнергию напряжением 400 кВ, соединяют Дарданеллы, питающие запад и восток Стамбула. У них есть собственные посадочные станции в Лапсеки и Сютлюце. Первый, расположенный в северо-восточной части пролива, был подан в апреле 2015 года и ведет 2 ГВт через 6 фаз 400 кВ переменного тока на 3,9 км через море. Второй, находящийся где-то посередине пролива, еще строился в июне 2016 года и имеет очень похожие данные.
Обе подводные линии электропередачи пересекают 4 оптоволоконные линии передачи данных, проложенные ранее вдоль пролива. На опубликованной карте показаны линии связи, ведущие из Стамбула в Средиземное море, названные MedNautilus, и приземляющиеся в Афинах , Сицилии и других местах.
План захвата
Пятнадцатого октября 1849 года великий князь Константин Павлович подал записку императору Николаю I о захвате Проливов.
Если кратко её пересказать, то великий князь считал, что теми силами, которые находятся в распоряжении Черноморского флота, возможен захват не только Босфора, но и Дарданелл. И главную причину успеха плана он видел в том, что батареи турок, направленные в Босфор и Дарданеллы, расположены слишком низко, то есть бороться с ними корабли вполне могут обычными пушками, которые пускают ядра по настильной траектории. Мортиры и гаубицы не понадобятся. Часть же крепостей расположены слишком далеко от среза воды, соответственно их огонь будет неточным и бесполезным.
На захват обоих Проливов князь отводил два дня. Причём и с Дарданеллами он тоже не видел препятствий, ведь «берега довольно низки, везде можно свободно высадить десант, и укрепления не противустоят двойной атаке с моря и суши. Утвердившись в Дарданеллах, мы совершенно хозяева в Константинополе». Это действительно так: если атаковать форты Дарданелл со стороны пролива — то там местность низинная. Если же, как англичане и французы в 1915-м, с внешней стороны — то придётся перевалить через горы и сражаться в гористой местности.
«Башни на скале у Босфора». Художник Иван Айвазовский
Герои России
Героями Крымской войны 1853-1856 гг. стали адмиралы, офицеры, инженеры, матросы и солдаты. Огромный список погибших в тяжелом противостоянии с намного превосходящими силами противника делает каждого защитника Севастополя героем. На обороне Севастополя погибло более 100 000 русских людей – военных и штатских.
Мужество и героизм участников обороны Севастополя вписали имя каждого из них золотыми буквами в историю Крыма и России.
Некоторые герои Крымской войны перечислены в таблице ниже.
Генерал-адъютант. вице-адмирал Корнилов В. А. | Организовал для строительства укрепительных сооружений Севастополя население, военных и лучших инженеров. Был вдохновителем для всех участвовавших в обороне крепости людей. Адмирал считается основателем ряда направлений в позиционной войне. Использовал эффективно различные методы защиты крепости и внезапного нападения: вылазки, ночные десанты, минные поля, методы морской атаки и артиллерийского противостояния с суши. Предлагал провести авантюрную операцию по обезвреживанию флота противника до начала обороны Севастополя, однако получил отказ от командующего войсками Меньшикова. Погиб в день первой бомбардировки города |
Вице-адмирал Нахимов П. С. | Командовал Синопской операцией 1853 г., руководил обороной Севастополя после смерти Корнилова, пользовался беспримерным уважением солдат и офицеров. Кавалер 12 орденов за проведенные успешно военные операции. Умер от смертельного ранения 30 июня 1855 года. Во время его похорон флаги на своих кораблях приспустили даже противники, наблюдая в бинокли за процессией. Гроб несли генералы и адмиралы |
Капитан 1 ранга Истомин В. И. | Руководил оборонительными сооружениями, в которые входил Малахов курган. Деятельный и предприимчивый руководитель, преданный Родине и делу. Награжден Орденом Святого Георгия 3-й степени. Погиб в марте 1855 года |
Хирург Пирогов Н. И. | Является автором основ хирургии в полевых условиях. Провел большое количество операций, спасая жизни защитников крепости. В операциях и лечении применял передовые для своего времени методы – гипсовую повязку и наркоз |
Матрос 1-й статьи Кошка П. М. | Во время обороны Севастополя отличился мужеством и находчивостью, предпринимая опасные вылазки в стан врага с целью разведки, захвата пленных «языков» и разрушения укреплений. Награжден боевыми наградами |
Дарья Михайлова (Севастопольская) | Проявляла неимоверный героизм и выносливость в тяжелые периоды войны, спасая раненых и выводя их из поля боя. Также переодевалась мужчиной и участвовала в боевых вылазках в неприятельский лагерь. Перед ее мужеством преклонялся знаменитый хирург Пирогов. Отмечена личной наградой Императора |
Тотлебен Э. М. | Руководил строительством инженерных сооружений из мешков с землей. Его сооружения выдержали пять мощнейших бомбардировок и оказались выносливее любых каменных крепостей. |
По масштабу боевых действий, проводившихся одновременно в нескольких разбросанных по большой территории Российской Империи местах, Крымская война стала одной из самых стратегически сложных кампаний. Россия не только воевала с мощной коалицией объединенных войск. Противник значительно превосходил живой силой и уровнем оснащенности — огнестрельным оружием, пушками, а также более мощным и быстроходным флотом. Результаты всех проведенных морских и сухопутных баталий показали высокое мастерство офицеров и беспримерный патриотизм народа, компенсировавшие серьезную отсталость, бездарное головное руководство и плохое снабжение армии.
Мосты и тоннели
Здесь исторически соединены два континента – Азия и Европа. Мосты подземный тоннель Мармарай под водами пролива соединяют Европу и Азию. Первый мост, что был здесь построен, называется Босфорским. Его торжественное открытие состоялось в 1973 году в честь 50-ти летнего юбилея Турецкой Республики. Протяженность моста составила 1565 метров, ширина – 32, высота – 65. Для пешеходов, к сожалению, мост закрыт, поскольку он предназначен исключительно для автотранспорта и отдельных пешеходных дорожек на нем нет. Единственный день в году, когда любой желающий может оказаться на мосту, — это Стамбульский межконтинентальный марафон. В 2016 году Босфорский мост был переименован, и с тех пор он носит гордое название «Мост мучеников 15 июля» в честь погибших героев во время госпереворота.
Еще один живописный мост, Мост Султана Мехмеда Фатиха, был сооружен в том месте, где пролив имеет наименьшую ширину (660 метров). Его открытие состоялось в 1988 году в честь 535-летия завоевания Стамбула. Его длина составила 1505 метров, ширина – 40, высота – 65. Особую живописную красоту оба моста получают в вечернее и ночное время суток, когда загорается тысячи ламп. Такое освещение навевает исключительно романтические и любовные настроения. Такая эстетическая красота видна за несколько километров.
Полезные ссылки
Горящие туры ищите на сервисах Travelata и Level.Travel — они найдут лучшие предложения среди разных туроператоров. Хотите сэкономить?
Поиск лучших цен на перелеты — AviaSales
Экскурсии, свадьбы и фотосессии в Доминикане — Два Банана
Поиск и сравнение цен на отели — RoomGuru
Строительство подводного железнодорожного тоннеля Мармарай длилось почти десять лет. Связано это со сложностью подземных работ, которые не давали завершиться строительству раньше. Тоннель строили с 2004 по 2013 год, его длина составила 9,9 км, длина подводной части – 1,5 км.
Евразийский тоннель введен в эксплуатацию в 2016 года. Его длина – 5350 метров, причем 3350 из них расположены под водами пролива. Его максимально глубокая точка расположена в 105 метрах ниже поверхности земли, а общая протяженность с учетом подъездных путей составила 14,5 км. Этот тоннель построили для обслуживания авто и микроавтобусов.
Мост Султана Селима Грозного строился довольно быстро, всего за три года. С 2013 по 2016 годы велось активное строительство моста. Здесь расположены 8 автомобильных полос и 2 железнодорожные ветки. Мост значительно разгрузил транспортные потоки в этой области.
Воды Атлантики
Большая часть водного пространства окружена материковой мелью, глубина которой не превышает 200 метров. Но здесь встречаются и глубокие места. К ним принадлежит Пиренейская котловина.
К акватории океана относятся следующие моря:
- Средиземное;
- Северное;
- Ватовое;
- Балтийское;
- Кельтское;
- Ирландское.
Средиземное и Северное
Средиземное — это самое большое море в водном бассейне океана. Кроме того, оно и самое теплое. В сезон температура воды находится на отметке +27 °C. Водоем разделяет между собой Европу от Малой Азии, Ближнего Востока и Африканского континента.
В его состав входят внутренние водоемы меньшего размера. Например:
- Эгейское — расположено возле берегов Греции.
- Лигурийское — им омывается территория, которая принадлежит Франции, Корсике, Монко, Италии.
- Ионическое — примыкает к побережью Сицилии.
- Тирренское — окружает западную часть Апеннинского полуострова.
- Альборан — находится в западной части и граничит с берегами, принадлежащими Португалии и Испании. Находится рядом с Гибралтаром.
- Балеарское — тоже море, омывающее территорию Европы с юга. В его акватории находятся Балеарские острова, которые и отделяют его.
В Средиземное впадают тоже несколько морей. А именно:
- Мраморное — находится между двумя проливами, а именно: Дарданеллами и Босфором. Является самым малым морем, омывающим Европу, так как площадь всего лишь 11472 кв. км.
- Черное — соединено с Мраморным посредством пролива Босфор. На глубине более 200 метров в водах нет жизни, так как большая концентрация сероводорода.
- Адриатическое — омывает восточное побережье Италийского полуострова и сторону Балкан.
В него впадают такие реки как: Рона, Эрбо, Тибр, Вольтурно, Струма, По, Тальяментов, Вардар, Нестос. А самой крупной водной артерией, впадающей в него, является Нил. Они стекаются с таких стран как: Италии, Греции, Испании, Франции, Египта, Болгарии, Македонии.
Северное море омывает северную часть европейских просторов, например, Великобританию, Скандинавский и Ютландский полуострова.
А также небольшая часть граничит с континентальной частью Европы и омывает береговую линию следующих стран:
- Франции;
- Германии;
- Норвегии;
- Нидерланд;
- Дании;
- Бельгии;
- Великобритании.
В его шельфах находится много месторождений природного газа и нефти. Через порты проходит пятая часть общего мирового грузопотока.
Раньше у этого моря было другое название. Его именовали Немецким. Оно мелководное, средний показатель глубины около 95 м. Для районов характерны сильные ветряные порывы и внутренние течения, которые перемещают море. Этот фактор усложняет навигацию для судов, находящихся на его просторах. Показатель солености вод находится в пределах от 32 до 35 промилле.
Это одно из самых непредсказуемых в мире морей из-за отливов и приливов
И очень важно перемещение по нему планировать заранее. В период отлива открывается илистое дно, по которому можно передвигаться ногами или же ехать на повозке
Но при этом нужно не забывать, что вода холодная и очень быстро прибывает. И небольшое замедление по времени отрежет от берега.
Балтийское, Кельтское и Ирландское
Балтийское море посредством пяти датских проливов соединяется с пространством Северного моря. Вот их названия:
- Зунд;
- Большой и Малый Бельт;
- Скагеррак;
- Каттегат.
Несколько тысяч лет тому назад оно было небольшим озером, но таяние ледников прибавило вод к нему и оно стало морем. Сюда впадает более 250 рек. Самыми полноводными являются: Нева, Неман, Висла, Даугава. В состав его входят заливы. Крупными являются: Финский, Рижский, Ботнический, а более малые: Вислинский, Курский. Соленость воды здесь малая — от 2 до 8%.
Кельтское море — самое труднозаметное на картах. Оно находится возле юга Ирландии. Восточную часть окружает пролив им. Святого Георга, также водоем граничит с Ирландским морем и проливом Ла-Манш. Чуть дальше соединяется с Бристольским и Бискайским заливами.
Ирландское море занимает просторы между Великобританией и Ирландией. В античные времена оно было известно под названием Ибернийский океан. Гринпис в 2001 году его признал самым радиоактивно загрязненным. Но сейчас ситуация намного лучше, на побережье образовано несколько курортов.
история
История пролива Дарданеллы восходит к древней Греции, где он был жизненно важен как порт города Троя. На протяжении многих лет он придерживался владений Персидской, Македонской и Римской империй..
Наконец Османская империя прибыла. Последний сохранился до рождения Турецкой национальной республики во втором десятилетии прошлого века.
Легендарная и легендарная греческая история про Героя и Леандро разворачивается в проливе Дарданеллы. Он также был известен как предполагаемый путь, из которого вышла Африка гомо эргастер в Европу, который сформировал то, что было первым человеческим поселением на этом континенте.
Учитывая его геостратегическое значение, Дарданелльский пролив был главным героем великих морских сражений во времени. Как следствие вышеизложенного, проливу пришлось несколько раз изменять свой правовой статус..
Некоторые из этих модификаций произошли во время разгрома Османской империи в русско-турецкой войне, когда транзит военных судов в Черное море был ограничен. Также произошли изменения в Крымской войне, которая привела к ряду изменений в договорах.
В двадцатом веке было время, когда природный водный канал и имя были двумя главными героями: проливом Дарданеллы и Уинстоном Черчиллем, премьер-министром Англии, победившим во Второй мировой войне..
История
Как часть единственного прохода между Чёрным морем и Средиземным морем Босфор имеет большое значение в торговле и военном деле. Контроль над ним был целью ряда конфликтов, в частности Русско-турецкой войны (1877—1878 годы), а также нападения союзных держав на Дарданеллы во время битвы 1915 года при Галлиполи в ходе Первой мировой войны.
Древнегреческие, персидские, римские и византийские эпохи (до 1453 года)
Греческий город-государство Афины в V веке до н. э., зависящий от импорта зерна из Скифии, поддерживал союзные отношения с городами, контролировавшими проливы, такими как Византий.
Персидский царь Дарий I Великий, пытаясь подчинить скифов, переправился через Босфор, а затем двинулся к реке Дунай. Его армия пересекла пролив по наплавному мосту, построенному из лодок. Много лет спустя, во время вторжения Ксеркса I в Грецию, через пролив Дарданеллы (Геллеспонт) был построен аналогичный лодочный мост.
Османская эпоха (1453—1922)
29 мая 1453 года Османская империя завоевала Константинополь после продолжительной осады, в ходе которой османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисары (1393) и Румелихисары (1451), готовясь не только к основной битве, но и к установлению долгосрочного контроля над Босфором и проходящим через него водными путями. Вместе с первым путешествием Христофора Колумба в Америку в 1492 году завоевание Константинополя в 1453 году считается одним из событий, положивших конец Средневековью и ознаменовавших переход к ренессансу и эпохе открытий.
В период своего расцвета между XVI и XVIII веками, Османская империя использовала стратегическое значение Босфора для расширения своих региональных амбиций и установления контроля над всей акваторией Чёрного моря, которую они считали «османским озером».
Впоследствии несколько международных договоров регулировали проход судов в этих водах. По договору Гюнкара Искелеси от 8 июля 1833 года проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав. По условиям Лондонской конвенции о проливах, заключенной 13 июля 1841 года между Россией, Соединенным Королевством, Францией, Австрией и Пруссией, «древнее правление» Османской империи было восстановлено путем закрытия турецких проливов для любых военных кораблей, за исключением кораблей союзников Султана во время войны.
После Первой мировой войны Севрский договор 1920 года демилитаризовал пролив и сделал его международной территорией под контролем Лиги Наций.
Турецкая Республиканская эра (1923—настоящее время)
В соответствии с Лозаннским договором (1923) проливы возвращались Турции, однако всем иностранным военным кораблям и коммерческим судам был разрешён свободный проход. В дальнейшем режим судоходства регулировался Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 20 июля 1936 года. По ней Турция сохраняет за собой право ограничивать морские перевозки государств, не являющихся черноморскими.
Турция сохраняла нейтралитет во время Второй мировой войны до февраля 1945 года, и в это время проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, хотя некоторым немецким вспомогательным судам было разрешено проходить транзитом. Это, а также требования Сталина о возвращении турецких провинций Карс, Артвин и Ардахан Советскому Союзу (потерянные Турцией в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов, и возвращённые Карским договором в 1921 году) были соображениями в решении Турции отказаться от нейтралитета во внешних делах. Турция объявила войну Германии в феврале 1945 года, но не участвовала в наступательных действиях.
В начале XXI века турецкие проливы стали особенно важными для нефтяной промышленности. Российская нефть экспортируется танкерами в первую очередь в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы. В 2011 году Турция запланировала 50-километровый канал через Силиври в качестве второго водного пути.