Минский петропавловский собор

Усыпальница в современное время.

В 1992 г. традиция захоронений в усыпальнице возобновилась: здесь был погребен правнук Александра II Владимир Кириллович. Туда же был перенесен прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в 1930-х гг. в эмиграции. В 2010 г. рядом с Владимиром Кирилловичем нашла свое последнее успокоение его вдова великая княгиня Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде. В связи с возобновившимися захоронениями в усыпальнице начались реставрационные работы. Великолепный витраж из усыпальницы «Воскресение Христово», разрушенный взрывной волной во время войны, воссоздан современными петербургскими мастерами. Временно, пока была реставрация усыпальницы, он был выставлен в отдельном помещении на выходе из собора.

Петропавловский собор.

Почти четверть века собор сохранял неизменным свой облик. Но в середине XVIII в. от молнии загорелся шпиль колокольни. Поэтому при постройке нового шпиля Екатерина II повелела устроить «электрический отвод отвращению удара и поления от молнии происходящего». Хотя громоотвод и возымел желаемое действие, но над городом часто разражались «великие бури», которые гнули шпиль и портили фигуру ангела с крестом. Так, в 1829 г. во время одной такой бури ангел угрожающе накренился. Кровельщик Петр Телушкин, без лесов, ловко пользуясь приспособлениями из одних веревок, сумел подняться на верхушку шпиля и произвести необходимый ремонт. Этот подвиг потом повторили профессиональные альпинисты, которые во время Великой Отечественной войны закамуфлировали золоченый шпиль, чтобы он не мог служить ориентиром для фашистской авиации.

Описание Петропавловского собора

Первоначально в Петропавловской крепости построили деревянную церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, которая простояла без малого 10 лет. Со временем было принято решение возвести каменный собор, его проект разработал Доменико Трезини. Деревянную церковь сохранили, каменный собор строился вокруг нее, работы заняли 20 лет. Этот собор отличается от традиционных русских религиозных построек, его архитектура тяготеет к западноевропейской. Фасад здания украшают пилястры, на восточном размещается фреска, собор имеет один большой купол на барабане.

Необычным решением также является высокая колокольня со шпилем и курантами. В интерьере собора выделяется резной иконостас, покрытый золотом. Как известно, Петр I был великим реформатором, его преобразования коснулись и религии. При нем появилась традиция чтения проповедей, перед соборным алтарем размещается кафедра, с которой произносились проповеди. Для самого же императора был создан помост так называемое царское место, на котором стоял правитель во время службы.

Константин

По велению императора в Петропавловском соборе стали хоронить императоров и императриц, позднее была построена Великокняжеская усыпальница для некоронованных членов императорского дома. Собор соединяется с усыпальницей посредством галереи. После свержения монархии по приказу Временного правительства из собора в Москву были вывезены ценности и предметы убранства. В 1919 году советская власть распорядилась о закрытии собора, который через несколько лет стал музеем. В Екатерининском приделе собора в 1998 году были захоронены останки Николая II и его семьи. В соборе были возобновлены богослужения.

История

Петропавловский собор — один из символов Петербурга. Его трехсотлетняя история тесно связана с событиями, происходящими в жизни города и русской правящей династии.


Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Первая деревянная церковь

В мае 1703 года царь Пётр основал на Заячьем острове, расположенном посреди Невы, небольшую крепость. Вскоре, 29 июня, на её территории заложили первый деревянный храм, освящённый во имя святых апостолов Петра и Павла в мае следующего года. Его стены покрасили в жёлтый цвет, фактура которого напоминала мрамор.

Здесь проводился благодарственный молебен, посвященный победе русских войск под командованием Б. П. Шереметьева над шведами на Чудском озере. Деревянная церковь находилась на территории крепости до 1719 года. После возведения вокруг неё каменных стен, старое здание демонтировали и перенесли на новое место. При повторном освящении её посвятили апостолу Матфею.

Строительство каменного храма

К 1712 году храм, расположенный в Петропавловской крепости, был окружён каменными постройками новой столицы. Было решено возводить новое каменное здание. Его архитектором стал итальянский зодчий Доменико Трезини. По задумке царя, новое здание становилось символом новой эпохи и возвышаться над столицей. Поэтому возведение каменного храма начали с колокольни. Пётр хотел её использовать в качестве наблюдательной вышки и часовой башни.

Основные строительные работы на колокольне закончили в 1720 году. Ещё четыре года понадобилось для изготовления листов для облицовки шпиля и его главного украшения — флюгера в виде ангела. Облицовку шпиля закончили в 1724 году. Полностью строительство было закончено в 1731 году. Освятили его в престольный праздник (29 июня) 1733 года.

Собор в XVIII — XIX веке

С 1742 года собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла становится кафедральным и главным придворным храмом. В конце 50-х годов в шпиль попала молния, от которой загорелась колокольня. Она упала на основную часть здания. В пожаре погибли часы и колокола, установленные во времена Петра Великого. Основное помещение храма быстро восстановили. После этого у него появился Екатерининский придел. Восстановление колокольни заняло больше 20 лет. После ремонтных работ высота самой высокой части собора составляла 117 метров. После завершения колокольни на своё место установили куранты, изготовленные голландцем Оорта Крассом.


Ангел на шпиле Петропавловского собора

В конце XVIII — начале XIX века дважды восстанавливали фигуру ангела. В середине девятнадцатого столетия деревянный каркас шпиля заменили на металлическую конструкцию. После этого его высота составила 123 метра.

В начале XX века в соборе не осталось места для захоронения. В 1908 возвели усыпальницу, связанную с основным зданием широкой галереей.

Интересно: ремонт флюгера, произведённый в 1830 году молодым мастером Петром Телушкиным, являлся уникальным событием. Кровельщик в течение шести недель поднимался на шпиль при помощи одной верёвки.

Советское время

После событий октября 1917 года здание Петропавловской церкви признали архитектурным памятником. После закрытия храма в 1919 году все ценные предметы изъяли, а постройку передали в ведение Музея истории города. Коллекция Эрмитажа пополнилась военными трофеями, которые хранились в главном соборе со времени победы в Северной войне. Плиты над могилами правителей и представителей рода Романовых разрушили, а из построенной в начале века усыпальницы сделали складское помещение.

Интересно: в 30-е годы предлагали заменить фигуру ангела рубиновой звездой, похожей на звёзды Московского Кремля. Осуществлению этих планов помешало начало Великой Отечественной войны, во время которой шпиль и ангела замаскировали.

Петропавловский собор интерьер.

Не был достроен собор и к моменту смерти самого Петра в 1725 г. Под звон колоколов и пушечную стрельбу гроб с его набальзамированным телом перенесли по льду Невы из Зимнего дворца в Петропавловскую крепость. Здесь его временно поставили в «нарочно построенную внутри собора деревянную пристройку», обитую внутри черным сукном, где он и простоял целых шесть лет. После окончания строительства собора гроб был перенесен на выбранное императором еще при жизни место у иконостаса. Могила Петра самая правая в первом ряду, она отмечена бюстом царя, цветами и Андреевским военно-морским флагом. Рядом с ним похоронена его жена Екатерина I, пережившая мужа всего на два года. Третья в том же ряду – могила их дочери Елизаветы Петровны.

История создания

Он был заложен в 1703 году и некоторое время существовал в виде деревянной церкви. По сути, города как такового еще не было, в условиях войны была заложена крепость на острове и внутри крепости был построен храм по традициям того времени. В каменном виде уже собор заложили в 1712 году, и достроен он был окончательно только к 1733 году, уже в годы правления императрицы Анны Иоанновны. Это была архитектура нового типа, искусствоведы относят собор к стилю «петровского барокко». Он достаточно ближе к западно-европейской архитектуре, чем его более ранние русские собратья. Есть легенда, что концепцию и описание собора полностью продумывал сам император, создавая, во-первых, нечто новое, а во-вторых, самое высокое здание – выше колокольни Иоанна в Москве, которой он противопоставлял свой «Северный парадиз».

Дополнительная информация! В связи с длительным временем постройки работы велись разными архитекторами. Так, начал создание и строительство каменного собора итальянец Доменико Трезини, часы в 1776 году монтировал голландец Оорт Крас, а в следующем году фигуру с ангелом монтировал Антонио Ринальди.

Высота колокольни собора составила 112 метров и с годами ремонтов и реконструкций все больше увеличивалась. До середины 50-х годов прошлого столетия это было самое высокое здание в стране.

Собор Петра и Павла (Петропавловская крепость)

На западном фасаде находится многоярусная колокольня, на самом верху которой находится фигура ангела с крестом, помимо всего прочего служащая ориентиром в городе. Сам храм имеет довольно строгий вид и частично напоминает костел. Внутри убранство более богатое и поражает многих своей красотой. Отдельно следует отметить резной иконостас высотой 20 метров из липы и лиственницы, изготовленный на Московском оружейном дворе.

Внутри собора находится родовая усыпальница династии Романовых, как правящих императоров, так и членов их семей. Первым в усыпальнице был похоронен Петр I, в 1733 г., спустя уже 6 лет после смерти. Далее там стали хоронить правящих монархов (за исключением Петра II, умершего и похороненного в Москве и Иоанна Антоновича), а начиная с эпохи Николая I — и Великих князей, членов императорской семьи.

Адрес собора

Собор имеет адрес — Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 3в. Телефон +7 (812) 230-64-31.

Режим работы:

  • Понедельник — 10.00 — 18.00.
  • Вторник — 10.00 — 17.00.
  • Среда — выходной.
  • Четверг — 10.00 — 18.00.
  • Пятница — 10.00 — 18.00.
  • Суббота — 10.00 — 18.00.
  • Воскресенье — 11.00 — 18.00.

Петропавловский собор (Санкт-Петербург) с другого берега Невы

Обратите внимание! Администрация музея подчеркивает, что время работы может быть изменено

В духе нового времени

Строительство Петропавловской колокольни продолжалось 8 лет. Всё это время богослужения проводились в деревянной церкви. Неповторимость сооружения проявлялась не только в огромной высоте, но и в особом символизме, утверждающем царское могущество на Балтике, а, так же, в его форме с чертами, присущими европейским светским зданиям.

Выполненная в 3 яруса, она, как бы устремляется ввысь, врезаясь в небеса высоченным двадцати пяти метровым шпилем, сверкающим позолотой. А на вершине огромная фигура Ангела Хранителя высотой более 3-х метров, размахнула огромные, в 3, 8 метра шириной, крылья.

Путешествуя по Европе, царь был потрясён часами с курантами, увиденными им на стенах голландского костёла. Новаторский дух не позволил ему остаться безучастным. Не торгуясь, он заказал 3 экземпляра подобных механизмов. В 1720 году в уже Петербурге куранты стали отбивать время. Удивительные часы с боем были доставлены Россию и водружены на колокольню, на которой ещё предстояло позолотить каркас шпиля 25 метровой высоты. Часы были очень важны для Петра. Он предавал им символическое значение, вывода страны из унизительного запустения к европейскому уровню.

Музей в Петропавловском соборе

Помимо архитектуры и внутреннего убранства собора, захоронений монарших особ посетители могут увидеть несколько экспозиций, которые дают представление об истории достопримечательности. В галерее, соединяющей собор и усыпальницу, находятся царские комнаты с отреставрированными интерьерами. Они строились параллельно с возведением усыпальницы, в них члены императорской семьи отдыхали во время посещения собора. Царские комнаты созданы по проекту архитектора Леонтия Бенуа, они состояли из приемной, гостиной, курительной и комнаты отдыха для дам. Для обстановки комнат была использована мебель, изготовленная на известной фабрике Мельцера.

К сожалению, в советское время отделка стен и обстановка были утрачены, частично восстановить интерьеры удалось благодаря сохранившемуся проекту архитектора. В наши дни экспозиция состоит из двух комнат, в которых размещены портреты монарших особ, живописные виды города в XIX веке. Также представлены религиозные экспонаты — предметы облачения священнослужителей, церковная утварь, икона на ткани. Есть экспонаты, связанные с традициями захоронения и почитания памяти членов императорской семьи.

Разработана также экскурсионная программа с осмотром экспозиции, находящейся в колокольне. Она рассказывает об истории ее строительства и реставрации, демонстрирует чертежи и фотографии. Посетителей знакомят с коллекцией колоколов, уникальным колокольным инструментом, рассказывают о знаковых деталях архитектуры колокольни — ангеле на шпиле и курантах. Кроме того, с колокольни открывается прекрасный вид на город.

Константин

Императорский собор.

По традиции императоры приходили в собор после коронации, чтобы испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы – попрощаться с могилами своих родителей. Храм сочетал в себе функции придворного и кафедрального собора, а также служил усыпальницей российских императоров и членов их семей. Мысль превратить собор в императорскую усыпальницу принадлежала самому Петру. Первую гробницу в еще деревянной Петропавловской церкви установили, когда умерла двухлетняя дочь царя Екатерина. Затем, еще до завершения строительства каменного храма, здесь были похоронены жена царевича Алексея кронпринцесса Шарлотта, сестра Петра I Мария и сам царевич Алексей, умерший в казематах крепости. Они похоронены у входа под лестницей на колокольню.

Церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Шуваловский парк, д. 41

Неожиданный для православного храма стиль неоготики использован из-за того, что рядом находится склеп, построенный в похожем стиле.

В 1820-е годы мызой (усадьбой) Парголово владела графиня Варвара Петровна Шувалова. Она бывала замужем трижды, но смерть одного из мужей – швейцарца Адольфа Полье – потрясла графиню особенно сильно. Овдовев, она поручила Александру Брюллову построить в парке сквер, где впоследствии и похоронила мужа. Это был склеп в готическом стиле, украшенный стрельчатой чугунной аркой перед входом.

Позднее Варвара Петровна обратилась в духовную консисторию с просьбой разрешить строительство церкви над склепом по проекту того же архитектора. После 10-летнего строительства церковь Петра и Павла стала семейным храмом Шуваловых-Воронцовых. Именно здесь венчался русский композитор Николай Римский-Корсаков с Надеждой Пургольд. 

В 1930-е гг. церковь закрыли, интерьеры, ранее созданные Гаральдом Боссе и Степаном Кричинским, уничтожили. В здании попеременно расположился физиотерапевтический кабинет, а позже – даже опытная лаборатория НИИ токов высокой частоты имени В. П. Вологдина.

Церковь вернули верующим только в 1991 году. Тогда же ее отреставрировали, восстановив изначальный облик. 

Величественная торжественность и царственное своеобразие

Высота здания Петропавловского собора – 16 метров. Основание здания устроено в форме прямоугольника, толщина каменных стен намного тоньше, чем в других православных храмах страны

Отдельное внимание уделено высоким, заливающим помещение дневным светом, окнам и уникальным подсвечникам и светильникам, созданным Петром Зыбиным. Свод единого огромного купола поддерживают узкие, но мощные пилоны, выстроенные в ряд

В антураже собора использовали самые новаторские идеи. В росписи стен применены не только сюжеты из библейской жизни, но и гармонично вплетены картинки героической истории царства.

Золоченый резной иконостас собора подчёркивает победу Петра в войне и выполнен в форме триумфальной арки. Он был преподнесён собору в качестве подарка от царской четы. Выполнять резьбу и устанавливать его доверили искусным резчикам мастерской Ивана Зарудного.

Составляли программу иконостаса – Петр I, совместно с архиепископом Феофаном Прокоповичем. В композиции присутствует 5 крупных киотов, на которых установлено 43 святые иконы, написанные мастерами А. Протопоповым и Ф. Поспеловым. Липовые и дубовые иконы писали в Москве по эскизам Петербургской рисовальной школы. Эскиз запрестольного витража «Воскресенье Христово» подготовил художник Н. Бруни.

Отметим! Убранство храма Петра и Павла в Петербурге – неповторимо. Сегодня каждому его элементу посвящены десятки научных трудов и исследовательских работ.

«Барокко Петра»

Строительство Петропавловского собора продолжалось 20 лет. Работы велись до 1732 года. Стиль его архитектуры, хоть и тяготел к итальянскому и французскому классицизму, но не имел чёткого направления и получил название – «жемчужина или барокко Петра». (Дословно «барокко» переводится, как «жемчужина, имеющая изъян»). От «барокко Нарышкина», в стиле которого застраивалась Москва и другие города России, близкого к византийскому направлению, он отличался новизной и экстравагантностью и отражал замечательный талант Доменико Трезини – первого архитектора Санкт — Петербурга и автора эскизов знаменитого Ангела на шпиле.

Новый подход к технологии возведения собора

Закладка Петропавловского собора началась с нарушения традиционной очерёдности возведения храмов. Первым делом было решено поднимать колокольню важную для города, как стратегический объект. Северная война была в разгаре и наличие высотной смотровой площадки с меткими лучниками для дозора за движением шведских судов по водам имела величайшее значение для безопасности нового Санкт — Петербурга.

Закладка здания собора тоже проводилась уникальным для того времени способом. Строители не стали вбивать в болотистый грунт сваи, выкапывали объёмные рвы, глубиной в 2 метра, в которых позднее устраивали прочный ленточный фундамент. Такой подход требовал больше усилий, но обещал превосходный результат крепости и длительности эксплуатации здания.

Как добраться

Ближайшая станция метро — ст. «Горьковская», от станции нужно идти пешком через Александровский парк. Среднее время в пути — около 5-7 минут. Также можно добраться на такси или на личном транспорте. Многие туристы и горожане предпочитают добираться до собора в ходе пеших прогулок, так как вокруг острова есть много достопримечательностей. Петропавловская крепость находится в самом центре Петербурга и можно всегда построить большое множество маршрутов, в ходе которых охватываются и другие исторические и культурные места как города, так и Петропавловской крепости.

Ангел с крестом на шпиле Петропавловского собора

Сама крепость привлекает своими постройками, фортификационными сооружениями, что является и по сей день одной из визитных карточек Санкт-Петербурга. Да и сейчас свою службу несет Петропавловская крепость – расписание предусматривает обязательный полуденный выстрел из пушки с Нарышкина бастиона Петропавловки. Помимо этого, на Заячьем острове, где и находятся крепость и собор, есть городской пляж, привлекающий в летнее время любителей купаться, а у стен крепости для любителей гастрономии есть один из ярких ресторанов города — ресторан «Корюшка».

Петропавловский собор является одним из главных украшений Санкт-Петербурга и одной из важнейших его достопримечательностей. Самое высокое здание города с памятной и запоминающейся фигурой ангела на шпиле является наиболее ярким объектом и многократно отражено и в литературе, и в кино, и в фотографии, и в живописи. Горожане, равно, как и посещающие Петербург туристы называют этот собор одним из важнейших объектов города и местом, где обязательно надо побывать.

*Цены указаны по состоянию на август 2018 года.

История храма: «переход» из католичества в христианство, существование в советскую эпоху и период оккупации

Первое упоминание о православной церкви, Козьмодемьяновской, относится к началу XV в. Небольшой деревянный храм возвышался на одноименной горе и имел при себе духовное училище.

Находился он при монастыре, посвященном бессеребренникам Косме и Дамиану. Монашеская община на окраине города была хорошо укреплена и при необходимости могла держать оборону от неприятеля.

На фото изображение на стяге святых бессребренников Космы и Дамиана. Именно им был посвящен мужской монастырь с Козьмодемьяновской деревянной церковью, находящиеся на месте современного собора. Впервые они были упомянуты в XV в.

В начале XVII в. настал период польского владычества и засилия церковной унии. Монашеская обитель, наряду с несколькими десятками других храмов были насильно присвоены униатами. На фоне этого поднялась целая волна протестов недовольных горожан.

В свете описанных событий местные жители наотрез отказывались посещать конфискованные церкви. Как следствие, у римско-католической церковной власти не было средств на содержание бывших православных храмов.

Выходом стало передача отобранных сооружений католическим монашеским общинам.

Свято-Духов храм стал собственностью женского римско-католического ордена бернардинок.

В период сильных пожаров, свирепствовавших с 1633 по 1642 гг., деревянный монастырский комплекс Космо-Дамиановского монастыря был полностью уничтожен. На его землях орден бернардинок построил храм, здание которого сохранилось до наших дней.

Пожары были часты, разрушительны и оставляли после себя огромные разрушения. После очередного, вспыхнувшего в 1835 г., выгоревшим оказался внушительный участок города.

Пожар возник во время ярмарки и первым загорелся монастырь бернардинок. Пожарные команды бездействовали, позволив погибнуть в пламени центральной части города.

К этому моменту монашеский орден женщин-бернардинок в Минске был довольно немногочислен. Поэтому обитель восстанавливать не стали. Оставшихся монахинь просто перевезли в г. Несвиж., вместе с их имуществом. Здание осталось пустовать.

На старинном фото 1863 г. на фоне города возвышается каменное здание Свято-Духова храма, построенное монашеским орденом бернардинок. Позднее оно было передано православной церкви и дошло в почти неизменном виде до наших дней

В 1860 г. строение вернулось православной церкви и было приведено в порядок. В этот же год храм был освящен в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В нем проводили богослужения для учеников Слуцкой духовной семинарии, переведенной в Минск.

Во второй половине XIX в. церковь Кирилла и Мефодия имела плачевный вид и требовала основательных ремонтных работ. И в 1869 г. архиепископ Александр (Добрынин) выхлопотал из казны немалую по тем временам сумму – 13 тыс. рублей.

Половина средств пошла на восстановление храма и нового иконостаса, а остальные – на прилегающую территорию. Все это должно было отойти вновь открытому мужскому православному монастырю.

За 1 год удалось восстановить церковь.

Работы были завершены в кратчайшие сроки. Уже в конце 1870 года главный престол православного храма был освящен в честь Сошествия Святого Духа, а правый придел – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Из Слуцка перевели монахов древней Свято-Троицкой обители вместе с собственной библиотекой, ризницей и прочим имуществом. Среди прочего можно назвать такие святыни как: древнее Евангелие, икона святителя Никиты с частичкой мощей и кресты с мощами других святых.

Во время советской власти храм использовался как спортивный зал, архив и даже в качестве пересыльной тюрьмы для раскулаченных. Здание пришло в упадок

Во время советской власти монастырь закрыли. Церковная утварь по большей части была конфискована и утрачена бесследно. В храме устроили спортивный зал для команды пожарных. Затем в нем на некоторое время «поселился» архив.

В период раскулачивания часть здания использовалась в качестве пересыльной тюрьмы.

В годы Великой Отечественной войны службы в церкви возобновились, а также снова начал функционировать Свято-Духов мужской монастырь.

Несмотря на последующие трудности, службы продолжались и по окончанию военного времени. А затем приход дождался и капитального ремонта, после которого еще больше похорошел и заиграл новыми красками.

Во время Великой отечественной войны богослужения возобновились. А после окончания оккупации Свято-духов храм дождался ремонта и восстановления. Теперь она поражает своей красотой снаружи и изнутри

Интерьер

Главной деталью интерьера Петропавловского храма является иконостас, внешний вид которого напоминает Триумфальную арку. Его разработкой занимался лично царь Пётр, а эскизы создал Доменико Трезини. Деревянный каркас из лиственницы, украшенный деталями из древесины липы, создавали московские мастера под руководством Ивана Зарудного. Оригинальной частью этого сооружения являются скульптуры, изображающие архангелов Михаила и Гавриила, царей Давида и Соломона, фигуры ангелов.

Потолок и стены над большими окнами украшены написанными на холстах картинами с изображением библейских сюжетов. Красивая резьба и позолоченная скульптура располагается на кафедре проповедника и царском месте, которые находятся напротив иконостаса.

Интересно: так как собор является усыпальницей российских монархов и их родственников, то в залах собора располагается множество белых мраморных надгробий, среди которых выделяются могилы Александра II и его супруги, обозначенные саркофагами из розового и зелёного камня.

Стоимость билетов в Петропавловский собор

Так как Петропавловский собор является музеем, вход на его экспозиции платный. Стоимость посещения собора и усыпальницы:

  • для взрослых — 550 руб.
  • для учащихся — 300 руб.
  • для пенсионеров — 250 руб.

Также есть возможность приобрести комплексный билет, охватывающий 8 экспозиций, 2 из них — Петропавловский собор с усыпальницей и тюрьмы Трубецкого бастиона посещаются с экскурсией.

Стоимость комплексного билета:

  • для взрослых — 750 руб.
  • для учащихся — 400 руб.
  • для пенсионеров — 300 руб.

Также можно подняться с экскурсией на колокольню, цена билетов — 250/150/150 руб. для соответствующих категорий.

Перед посещением Петропавловского собора стоит ознакомиться с актуальными ценами на официальном сайте музея истории Петербурга.

Константин

Подведем итоги

Петропавловская крепость на Заячьем острове — исторический центр города. На маленьком островке в дельте Невы в 1703 году была заложена Петропавловская крепость, охраняющая выход в Балтийское море.

В составе крепости такие архитектурные памятники и достопримечательности разных лет как крепостные сооружения,Артиллерийский Цейхгауз и инженерный дом,Гауптвахта и «плясовая площадь»,Комендантский дом, Монетный двор,Ботный домик,Петропавловский собор с великокняжеской усыпальницей музей космонавтики и ракетной техники имени В.П. Глушко и т.д.

Режим работы: с 10.00 до 18.00, во вторник с 10.00 до 17.00. Выходной — среда

Адрес: Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 3,

Телефон:

Еще несколько мнений

Краш Основа, вместе с Кронверком, начало города. Про собор, наверное, нет смысла большого говорить, очень понравился дом коменданта, тюрьма само собой, выстрел в полдень — все как надо. Ввели новшество для сборных групп, теперь выдают индивидуальные наушники, так что нет гвалта и не боишься отойти от «своего» экскурсовода, удобно.

Молотков Большой и капитальный музей. Есть единый билет.

Джей Интересная крепость, как внешне, так и внутри. Очень понравился собор с усыпальницей наших Царей. Неплохие музеи на территории. Вот только с погодой не повезло, а так все отлично.

Илья Известнейшая достопримечательность. Очень красиво. Ну а о ночной подсветке можно и не говорить.

Оустер Место во всех отношениях замечательное, одна царская усыпальница чего стоит. Билеты отдельно на каждую территорию. Что-то подновляется. Побродить по казематам очень атмосферно. Попадаются, конечно, полоумные бабуськи на входе. Но даже это не может испортить общего положительного настроя.

Лариса Часто гуляем здесь с детьми!) Очень приятное место, красивое!) Церковь Петра и Павла на ее территории- очень красивая! А еще есть одна достопримечательность- это заяц , которого можно увидеть с мостика, туристы любят кидать в него монетки!))

Алув В выходные (были в сб.) в 12:00 после двойного выстрела из пушек, начинается увлекательное представление «развод караула» на 15 минут. Под весёлый мотивчик барабанов ребята синхронно маршируют в разные стороны выделывая классные трюки карабинами. В конце сюрприз

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector