Петропавловская крепость: билеты и рекомендации по посещению

Содержание:

Время работы Петропавловской крепости

Что касается часов работы, то собор и тюрьма Трубецкого бастиона открыты с 10:00 до 18:00, а остальные музеи открываются на час позже, с 11:00 до 18:00. Среда – выходной день для всех музеев и выставок Заячьего острова, поэтому это плохой день для посещения крепости.

Кроме того, можно посетить другие выставки (не включенные в комбинированный билет), такие как коллекции фарфора, керамики и стеклянной посуды, а также выставку мебели с 18 века по настоящее время, но обычно только с групповыми экскурсиями в рамках Государственного Исторического музея.

Если вам интересна военная техника и оружие, вы можете посетить военно-исторический музей артиллерии, техники и связи, прямо напротив крепости. Вы можете увидеть пушки времен Петра Великого, бронетехнику и ракеты времен Холодной войны, когда проходите через комнату, посвященную знаменитому советскому автомату Калашникова АК-47.

Где приобрести билеты?

Билеты продаются только в кассах. Музей не продает билеты в электронном виде, даже на своем веб-сайте. Главные билетные кассы находятся в двух местах:

  • Если вы входите в крепость через Иоанновский мост (главный вход), просто пройдите через въездные ворота в крепость. Слева от вас вы увидите сувенирную лавку, пандус к крепости, а рядом с этим пандусом-информационный киоск и киоск по продаже билетов.
  • В тюрьме «Трубецкой бастион» и в музее «космонавтики и ракетной техники”
  • Внутри крепости, рядом с собором находится Ботный дом, где также продают билеты, а также сувениры.

Одна любопытная особенность Ботного дома заключается в том, что он был построен между 1762 и 1766 годами для размещения лодки «Святой Николай, известной под прозвищем “дедушка русского флота. Ее деревянная копия расположена внутри этого дома. Оригинал находится в Военно-Морском музее Санкт-Петербурга с 1940 года.

Потерна Государева бастиона Петропавловской крепости

Потерна это подземный коридор, сообщающийся между внутренними сооружениями форта и его внешними укреплениями. Таким образом через потерну Государева бастиона можно было попасть во внутренний двор крепости, минуя Петровские ворота.

Вход в потерну осуществляется с внешней стороны Государева бастиона, со стороны Иоанновского равелина. Вход платный, а сама галерея не очень велика, заканчивается она небольшой художественной выставкой.

На этом осмотренные нами достопримечательности закончились. Конечно нами осмотрены не все объекты крепости и посещены не все выставки и музейные экспозиции, но и того, что мы охватили вполне достаточно для 4-5 часового знакомства с Петропавловской крепостью. А сходить сюда обязательно стоит. Ведь Петропавловская крепость первое сооружение Северной столицы, да еще и военное. Получается что в Петропавловской крепости присутствует очарование Кронштадта и близость Санкт-Петербургских достопримечательностей.

Посмотрите залы Петропавловского собора

27 мая 1703 года на Заячьем острове заложили Петропавловскую крепость. Интересный факт: строительство бастионов вел сам Петр I и его приближенные, вследствие чего бастионы получили названия: Зотов, Трубецкой, Меньшикова, Головкина, Государев и Нарышкинский.

Внутри крепостных стен расположено множество достопримечательностей. Одной из них является собор святых апостолов Петра и Павла, шпиль которого украшен позолотой, а на верхушке расположен крест с ангелом. В соборе упокоены Петр I и другие члены монаршей семьи.

Также в крепости расположен Монетный двор, он входит в число самых старых предприятий промышленности Петербурга. Тут чеканили монеты из золота и серебра, ордена, медали и нагрудные знаки. Монетный двор применял новейшее оборудование того времени и был самым большим в мире. В настоящее время он продолжает функционировать.

Существует традиция: ровно в полдень с отдельного бастиона производится выстрел.

Монетный двор в Петропавловской крепости входит в число самых старых предприятий промышленности Петербурга. Фото: Олег ЗОЛОТО, «КП»-Санкт-Петербург»

Как добраться

Добраться сюда несложно. На метро: ближайшая станция — Горьковская. Выйдя из неё, вы попадаете в красивый Александровский парк:

Отсюда дойти пешком до крепости можно за пять минут. Но не торопитесь поскорее пройти через парк. Оглянитесь вокруг. Во-первых, вы увидите много красивых пейзажей: аллеи, пруды, памятники. А во-вторых, здесь в парке есть несколько уютных кафе. И в них не лишне будет зайти перекусить перед тем, как отправиться на изучение крепости. Лично мы так и сделали.

А затем вы переходите на светофоре через Кронверкскую набережную и по мостику через Кронверкский пролив:

и попадаете к Иоанновским воротам Петропавловской крепости:

Можно также идти со стороны Эрмитажа и Васильевского острова. Тогда ваш путь пройдёт по Дворцовому и Биржевому мосту:

а затем через колоритный Кронверкский мост:

С обеих сторон проход в крепость абсолютно бесплатный. Вход на территорию крепости открыт с 9:30 до 20:00.

Платными будут многочисленные музеи и экспозиции внутри крепости, но об этом чуть позже. А сейчас чуть-чуть утомлю вас историческими фактами. Иначе будет непонятно — чем интересна крепость и что за здания находятся в ней.

Это интересно: Достопримечательности Санкт-Петербурга, любимые места горожан

Петропавловский собор в крепости.

Таким образом, в соборе появилась еще одна могила. Ее легко узнать по новому блестящему мрамору и золотым украшениям. Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить не коронованных членов императорской семьи. Она была выстроена рядом с собором в начале XX в. по желанию последнего русского царя (авторы проекта – архитекторы Д Гримм, А Томишко и Л. Бенуа). Благодаря умело найденным пропорциям здание усыпальницы и собор снаружи воспринимаются как единое целое. Внутри усыпальницу украсили мрамором и золоченой бронзой, был в ней и свой алтарь с иконостасом и замечательным запрестольным витражным образом «Воскресение Христово».

Петропавловский собор

Главная постройка крепости – Петропавловский собор, уникальная постройка XVIII века на территории Санкт-Петербурга.Когда в 1703 году Петр Великий решил строить крепость, перед этим он велел построить церковь, чтобы обозначить свои намерения. Спустя десятилетие церковь была перестроена и стала каменной. Достроить собор удалось лишь в 1733 году. К сожалению, к тому времени Петра I уже не было в живых, и на открытии собора была Анна Иоанновна.В течение 200 лет тут хоронили российских властителей и других представителей семьи Романовых. Для каждого предусматривался отдельный склеп, помечавшийся мраморной плитой. Затем мраморные плиты были заменены беломраморными надгробиями, захоронения правителей помечались двуглавым орлом.Великокняжеская усыпальница соединялась с собором посредством крытой галереи. В ней хоронили некоронованных членов императорской семьи. Ее построили по велению последнего русского царя. Строительство было начато из-за того, что свободного места в соборе попросту не хватало, и на момент начала революции тут было 13 захоронений.

Музеи Петропавловской Крепости

Сама крепость – это часть огромного Музея истории Санкт-Петербурга. Но на ее территории можно посмотреть несколько совершенно уникальных и интересных музеев. Чтобы посмотреть их все, не хватит и целого дня, а то и нескольких.

Здесь, к примеру, есть выставка истории крепости. По чертежам, макетам и археологическим находками можно представить себе, как выглядела крепость раньше, и как ее строили.

Очень красивый Музей старого Петербурга, где выставлены фарфоровые сервизы императорского завода с видами Северной Пальмиры, как называли Питер.

Специальная выставка для детей называется «Улица времени». Она интерактивная, с макетом пристани и торговых кораблей, которые причаливали к ней в петровские времена. Можно даже подержать в руках некоторые товары.

А Комендантский дом с историей жизни дореволюционного Петербурга! Есть даже Музей пыток, хотя он на любителя. Одним словом, на все это нужно выделить время, чтобы погулять и осмотреть все обстоятельно, не «галопом по Европам». Но самые интересные, на мой взгляд, музеи – это истории денег, космонавтики и керамики.

Музей истории денег

Этот музей находится прямо за Петропавловским собором. Его можно посетить самостоятельно или с экскурсией. Последний вариант гораздо интереснее. Но имейте в виду – если вы хотите послушать экскурсию, то вместе с билетом вам выдадут наклейку, которая должна быть на видном месте. Иначе гид вас не допустит. Экскурсия длится приблизительно час.

В музее можно узнать историю денег как она есть – от первых монет до кредитных карт. Ведь мы часто держим деньги в руках, и даже не задумываемся, как они появились. Оформление музея – потрясающее. Он очень современный, непохожий на привычные экспозиции. Смотреть и слушать необычайно интересно. Сам музей состоит из двух зданий, так что не пропустите второе.

В экспозиции даже есть пятикилограммовые золотая и серебряная монеты, которые можно подержать в руках. После экскурсии туристов отпускают просто бродить по музею и разглядывать монеты. Если они слишком мелкие, то на стендах есть интерактивный экран, где их можно рассматривать в увеличенном виде.

На втором этаже проводятся разные викторины, к примеру, как отличить фальшивую банкноту от подлинной. Можно даже поучаствовать в мастер-классе монетного двора и напечатать собственные деньги. Ну, и посмотреть на интересные инсталляции, к примеру, башню из миллиона рублей монетами.

Музей космонавтики спб петропавловская крепость

Этот музей просто необычайный для такого старинного места. Правда, первые два зала могут разочаровать обычного посетителя – там, в основном демонстрируются документы. Но если пойти дальше, то увидите скафандры, ракетную технику и двигатели (от самых первых до современных), а также разделы, посвященные космонавтам.

Но главное отличие этого музея от подобных экспозиций, посвященных космонавтике, это  внимание к обычному быту, в котором живут покорители космоса. Вы увидите столовую, еду для космонавтов и даже туалет! И в этом музее дают подержать в руках экспонаты

Это железный метеорит, очень тяжелый.

А если вы посмотрите в интерактивный экран, то увидите, как проходит повседневная жизнь в космосе. Здесь будет очень интересно детям, да и прочих посетителей он не оставит равнодушными. Ведь часто мы не имеем ни малейшего представления о том, как люди живут на космических станциях.

Музей керамики

Это один из новых музеев Петропавловской крепости. Называется он «Керамарх», потому что посвящен не простой керамике, а архитектурной. То есть, здесь выставлена резная декоративная плитка, художественная облицовка печей, старинные кирпичи, черепица, камины отличной сохранности, удивительной красоты изразцы и даже целые фрагменты фасадов зданий. Экспонаты собраны как из частных коллекций, так и из фондов крупных музеев.

В «Керамархе» можно посмотреть, как развивался интерьер российских зданий, в том числе домов знатных и богатых людей, а также церквей и мечетей, начиная с 18 века. Музей небольшой, но интерактивный. Некоторые печи и камины можно открывать, а изразцы трогать руками. Он нравится детям. А взрослые ценят грамотные и понятные тексты, которые на пальцах объяснят, чем одна архитектурная деталь отличается от другой. Материал в музее подан превосходно.

Экспозиция музея помогает обычным людям постичь секреты керамического декора и учит отличать керамические архитектурные детали от гипсовых или металлических, хотя они бывают очень похожи. Музей устраивает мастер-классы для детей, где их обучают обминать глину, делать плитки со сказочными птицами, львиные маски и многое другое.

История

Воодушевленный первыми взятиями шведских крепостей в Северной войне — Орешек и Ниеншанц, Пётр I решил в срочном порядке возвести новую крепость прямо на берегу, чтобы иметь возможность давать отпор врагу издалека — при первом появлении шведских кораблей на горизонте. Изучив местность, Пётр совместно с инженером Жозефом Гаспар Ламбером де Гереном, завербованным князем Григорием Долгоруким в Польше незадолго до того, чертит схему для строительства на острове Енисари (Заячьем). А великий Пушкин об этом событии спустя сто лет напишет: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно. Ламбер вскоре сбежал в Европу. Царь же стал опираться на советы другого иностранца — архитектора Доменико Трезини. Потому-то главная ценность исторического комплекса — Петропавловский собор — выглядит несколько на западный манер со своим длинным шпилем вместо купола. В свое время это была самая высокая постройка на Руси. Однако, строительство крепости шло не быстро. Сколько безымянных русских крестьян и пленных шведов сложили свои жизни тут во славу столицы российской империи? Одному богу ведомо…

Бастионы крепости

Задумка Петра I была по-военному грамотной, но Петропавловской крепости было не суждено принять участие в битвах, не смотря на то, что в строительство гранитных стен бастионов даже вкладывали свои средства вельможи царя. По сей день эти бастионы носят имена этих приближённых, кроме Государева бастиона: Нарышкин бастион, Меньшиков, Трубецкой, Головкин и Зотов. Безусловно, все они имеют историческую ценность. Но пользуется наибольшей популярностью ныне Нарышкин, в связи с тем, что с него ежедневно в полдень стреляет пушка.

Политика

Главной сутью Петропавловской крепости после окончания строительства стало наказание высокопоставленных особ. И первым, кто после многочисленных придворных интриг попал в узники тюрьмы, стал старший сын Петра I — Алексей Петрович. Обвинённый в измене родине, он хитростью был препровождён из Австрии в застенки Санкт-Петербургского подземелья. После суровых пыток, отрекшись от наследования престола, он здесь же и скончался. Другими знаменитыми политическими узниками, заключенными в Петропавловскую крепость, были декабристы. Напротив крепости находилось место казни зачинщиков бунта. Сейчас там девятиметровый обелиск, на котором в профиль — барельеф пяти восставших дворян.

Церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Шуваловский парк, д. 41

Неожиданный для православного храма стиль неоготики использован из-за того, что рядом находится склеп, построенный в похожем стиле.

В 1820-е годы мызой (усадьбой) Парголово владела графиня Варвара Петровна Шувалова. Она бывала замужем трижды, но смерть одного из мужей – швейцарца Адольфа Полье – потрясла графиню особенно сильно. Овдовев, она поручила Александру Брюллову построить в парке сквер, где впоследствии и похоронила мужа. Это был склеп в готическом стиле, украшенный стрельчатой чугунной аркой перед входом.

Позднее Варвара Петровна обратилась в духовную консисторию с просьбой разрешить строительство церкви над склепом по проекту того же архитектора. После 10-летнего строительства церковь Петра и Павла стала семейным храмом Шуваловых-Воронцовых. Именно здесь венчался русский композитор Николай Римский-Корсаков с Надеждой Пургольд. 

В 1930-е гг. церковь закрыли, интерьеры, ранее созданные Гаральдом Боссе и Степаном Кричинским, уничтожили. В здании попеременно расположился физиотерапевтический кабинет, а позже – даже опытная лаборатория НИИ токов высокой частоты имени В. П. Вологдина.

Церковь вернули верующим только в 1991 году. Тогда же ее отреставрировали, восстановив изначальный облик. 

История

В начале 18 века после победы над шведами в Северной войне необходимо было защитить завоеванные земли и построить крепость. 27 мая 1703 года, в день Святой Троицы, по чертежу Петра Первого на небольшом острове, в устье Невы, закладывается крепость. Остров назывался Заячий (в переводе с финского) или Веселый (со шведского) и по форме представлял собой вытянутый шестиугольник. Руководил строительством князь Александр Меншиков. Первоначально сооружения были земляными и деревянными. В октябре 1903 года строительство было завершено.

После большого наводнения часть укреплений была размыта. И с 1706 года под руководством Доминико Трезини начинается строительство каменных сооружений, которое велось долгие годы и закончилось уже после смерти Петра Первого. Одновременно строилась церковь святых апостолов Петра и Павла. Позже она перестраивается в каменный Петропавловский собор.

В 1731 году собор приобрел статус кафедрального храма и стал усыпальницей дома Романовых. Здесь похоронены русские цари, начиная с Петра I до Николая II.

До 20 века Петропавловская крепость выполняла и функцию тюрьмы, куда помещались без суда (только по царскому решению) особо опасные государственные преступники. Одним из первых узников стал царевич Алексей, сын Петра I. Здесь побывали Радищев, декабристы, братья Бестужевы, Чернышевский.

Куртины, равелины, кронверк, бастионы Петропавловской крепости

Крепость повторяла форму острова. По ее углам располагаются пятиугольные укрепления — бастионы. Сначала они были дерево-земляными, а затем возводятся каменные сооружения. Высота стен доходила до 12 метров, а ширина — 20 метров (5-6 метров кирпичной стены снаружи и изнутри, между ними — толчёный кирпич). На каждом бастионе было установлено по 50-60 орудий. Свои названия бастионы получили по именам помощников Петра Первого, каждый из которых следил и помогал в строительстве своего бастиона. Это Меньшиков бастион, Головкин бастион, Зотов бастион, Трубецкой бастион, Нарышкин бастион и Государев. В заложении Государева бастиона участвовал Пётр I, а курировали строительство князь Меншиков и царевич Алексей.

Между бастионами построены стены (куртины). Петровская, Невская, Васильевская, Никольская и Кронверкская куртины имеют ворота с одноименными именами. Главный въезд был через торжественные Петровские ворота, Екатерининская куртина — глухая. В стенах располагались казематы, где хранилось оружие, располагались солдаты. Для вылазки за пределы крепостных стен были устроены подземные ходы (сортии) и в стенах — тайные ходы (паттерны).

С Нарышкиного бастиона в 12 часов стреляет пушка. Ее выстрел — один из символов Петербурга.

Для защиты с моря с двух сторон построены дополнительные укрепления в форме треугольников – равелины : Иоанновский равелин (в честь старшего брата Петра I) и Алексеевский равелин (в честь отца Петра Первого).

Для защиты с суши строится земляной вал в форме короны — кронверк (крон — корона, верк — крепость). На эшафоте кронверка были казнены руководители декабристов — П. Пестель, К. Рылеев, П. Каховский, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин. Здесь установлен барельеф с их профилями. На другой стороне обелиска высечены строки стихов А. С. Пушкина:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Два моста — Иоанновский и Кронверкский — соединяют Заячий остров с Петроградским. Позже построены Монетный двор, где чеканили монеты и Ботный домик, где раньше хранился ботик (лодка) Петра Первого.

Колокольня и шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге
На месте деревянной церкви во имя апостолов Петра и Павла по проекту архитектора Доменико Трезини был построен Петропавловский собор. Это самое красивое здание Петропавловской крепости. В 1924 году Собор стал музеем, с 1999 года здесь возобновилась богослужения в праздник храма. Его высота — 122,5 метров, высота шпиля Петропавловского Собора — 40 метров, высота летящего ангела — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8 метра. На позолоту шпиля потрачено более 8 килограмм червонного золота.

Соборы в Петербурге

Сейчас здесь более 10 Петропавловских церквей, среди которых две известны не только паломникам, но и туристам.

В Петропавловской крепости 

Петропавловский собор Санкт-Петербурга

Это не только самый старый собор Апостолов города святого Петра: эта церковь – вообще первая, построенная в небольшой тогда крепости. Первоначально Петропавловский – небольшой, деревянный со скромной звонницей, где, однако же, звонили каждый час колокола, отмечая время. Впоследствии на башне собора появятся часы – на голландский манер. 

Изначальная задумка царя Петра – сделать собор не просто главной церковью строящейся столицы, но вообще главным храмом государства. Именно поэтому он заботился о его строительстве буквально до последних дней жизни. Незадолго до смерти императора удалось, наконец, достроить колокольню, высота которой (на 32 м выше Московского Ивана Великого) была для царя очень важна, так как тем самым утверждала статус столицы. А вот сама церковь закончена была уже к 1730-м. К этому времени здесь уже погребли ее основателя, Петра Великого. 

Интересный фактВпоследствии собор сделался усыпальницей императорской семьи, исключая лишь Петра II, внука преобразователя: из императоров он единственный похоронен в Архангельском соборе Кремля, с русскими правителями допетровского времени. 

А вот стать главным для страны Петропавловскому было не суждено: все императоры для венчания на царство продолжали ездить в древний Успенский собор Москвы. Собор же в Петропавловской крепости был своего рода лицом Российской империи:

  • здесь хранили трофейные знамена – свидетельства победы русского оружия; даже иконостас по стилю напоминает триумфальную арку победителей;
  • высокий шпиль, часы, делавшие Петропавловский похожим на церковные и даже светские здания Западной Европы, символизировали Россию как европейскую державу;
  • венчавший собор ангел с крестом как бы благословлял весь город.

Как совершаются богослужения

Понятно, что церковь со столь выраженной имперской символикой после 1917 г. богоборцы закрыли одним из первых. До настоящего времени это – собственность Музея истории Петербурга, впрочем, как вся крепость. Служить здесь разрешили с 1990 г., когда после десятилетий перерыва начались панихиды по императорам России. С 2000-х совершаются также службы по воскресеньям, праздникам. Но большую часть года, Петропавловский – скорее туристический объект.

Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, Соборная площадь 1.

В Петергофе

Собор святых апостолов Петра и Павла в Петергофе

Этот пятиглавый храм стиля русского зодчества XVI—XVII вв. виден издалека. Яркий, нарядный, с широкими крытыми галереями, с которых открывается великолепный вид – таков этот собор. Он – также «царский», но уже один из последних, построенных при непосредственном участии императорской семьи. Его закладка состоялась в 1894, а великое освящение – 25 июня 1905 г. Соборный храм Петергофа пребывал таковым лишь около 25 лет: с 1937 г. его окончательно закрыли, планировали снести, несмотря архитектурную ценность. Однако намерениям безбожников помешала война.

После нее сильно пострадавший от бомбежек собор с полуразрушенной колокольней, наконец, оценили по крайней мере как архитектурный памятник с 1970-х. После реставрации планировалось открыть здесь концертный зал, однако с 1994 г. поруганная святыня передана Церкви.

Службы проходят ежедневно

С момента, когда храм был передан верующим,  службы здесь идут ежедневно с 9 и 17 ч.

Сейчас этот храм, кроме центрального придела Апостолов, имеет еще три: мц. Ксении, блаж. Ксении Петербургской, блгв. Александра Невского. Дореволюционные святыни, например, серебряное Распятие, утрачены.

Внутреннее убранство собора

Внутренние помещения Петропавловского собора поражают своим великолепием. Большие мраморные колонны разделяют основной зал на 3 нефа. Пол сделан из известняковых плит. Для оформления стен использован родонит, яшма и мрамор. Колонны и стены украшены изящной лепниной, выполненной мастерами А. Квадри и И. Росси. При нанесении на стены изображений из Евангелия руководил работами художник Андрей Матвеев, под его началом были известные живописцы того времени Д. Соловьев, И. Бельский, В. Игнатьев, М. Захаров, В. Ярошевский, Г. Гзель. Петр Зыбин украшал плафоны центрального свода. Стены расписывали художники Негрубов и Воробьев.

Для освещения собора служат 5 бронзовых люстр, украшенных хрусталём и венецианским стеклом различного цвета. Четыре люстры являются точными копиями, сделанными в послевоенное время, пятая – это подлинник, датируемый XVIII в.

Первоначальный 20-метровый иконостас из дерева был изготовлен по чертежам Д. Трезини мастерами Ив. Телегой и Тр. Ивановым. Для каркаса использовалась лиственница, для скульптур и элементов декора – липовая доска. Иконостас делали в течение четырех лет с 1722 по 1726 г. в московской Оружейной палате. 43 образа, расположенные в киотах, писались иконописцами Ф. Артемьевым и М. Меркурьевым, которые работали над ними 3 года. Привозили иконостас в Петербург по частям, когда все элементы были доставлены, произвели его сборку прямо в соборе.

У левой колонны расположена кафедра для проповедей. Для посещения государем панихид и богослужений у правой колонны предусмотрен царский трон.

Петропавловский собор двухпрестольный. В центре храма расположен главный престол, освящённый в память о Петре и Павле. Второй престол устроен в юго-западной части храма. Освящали его в память о мученице Екатерине.

колокольня

Петропавловский собор.

Карильон

Самые большие колокола карильона

Колокольня (с шпилем ) является доминирующей чертой этого собора и крепости. Он выполняет несколько функций как часть структуры:

  • Это архитектурный символ , важная часть его формы и Петропавловской крепости .
  • Это часть императорской гробницы — гробницы находятся на первом этаже.
  • Это громоотвод, защищающий собор.
  • Это смотровая площадка, на которой каждый час с 12:00 до 18:00 собираются экскурсии.
  • В нем есть карильон, на котором периодически проходят концерты.

Когда в 1997 году реставраторы чистили ангела на шпиле, они обнаружили записку в бутылке, оставленную в одной из складок платья ангела. В заметке реставраторы 1953 года извинились за поспешную и низкопробную работу (советский премьер Никита Хрущев хотел, чтобы ангела отреставрировали к 250-летию города в этом году). Говорят, что реставраторы 1997 года оставили еще одно послание для будущих поколений, но содержание этого послания не разглашается.

История карильона

Когда в 1698 году российский царь Петр I посетил Нидерланды, он слышал идеально настроенные карильоны Hemony в Амстердаме и Лейдене круглосуточно, автоматически каждые четверть часа. Позже в 1717 году он инкогнито посетил Фландрию и поднялся на башню собора Богоматери в Антверпене , где, должно быть, слышал один из двух карильонов Гемонии на одной из башен этого собора. Его впечатлило звучание карильона, и он захотел такой для своего нового собора в Санкт-Петербурге. Поэтому он заказал его в 1720 году из Нидерландов. В Амстердаме единственный основатель колокола в то время, Ян Альберт де Грав nl , был женат на вдове Клода Фреми. Этот Клод Фреми был учеником Гемони. Итак, Ян Альбер де Грав был, вероятно, основателем колокола, который сделал эти колокола. (Спустя несколько лет он также сделал карильон для Потсдама .) Жители Санкт-Петербурга могли слушать этот хорошо настроенный инструмент лишь на короткое время. В 1756 году башня сгорела после грозы. Все его колокола были потеряны.

В 1757 году, всего через год после этой катастрофы, из Голландии был заказан новый карильон — на этот раз основателем колокола в Хорне по имени Йохан Николаас Дерк. Он отлил колокола, и часовщик Баренд Оорткрас из Гааги привез их в Санкт-Петербург для установки. Когда он прибыл, башня еще не была восстановлена, поэтому он не мог переустановить колокола. Оорткрас остался в Петербурге, но в 1764 году он умер в бедности, не дожидаясь завершения строительства башни. Этот новый карильон был установлен в 1776 году немецким часовщиком Иоганном Эрдманном Рюдигером. Рудигера также наняли играть на колокольчиках. Основатель Bell Дерк не умел правильно настраивать свои колокола, поэтому основатели русских колоколов переделали некоторые из колоколов в 19 веке. На слух, это тоже не увенчалось успехом. Так, в 2001 году на юге Нидерландов изготовлен новый комплект из 51 колокола . Колокола были отлиты, а карильон установлен Королевской литейной мастерской Petit & Fritsen из Арле-Рикстеля в Северном Брабанте . Карильон состоит из 51 колокола общим весом 15 160 кг (33 420 фунтов); самый большой колокол весит около 3 тонн (3,0 длинных тонны; 3,3 коротких тонны), самый маленький — всего 10 кг (22 фунта). Карильон имеет диапазон в четыре октавы, поэтому на этом инструменте можно исполнять большую часть классической и современной музыки.

Петропавловский карильон — подарок Санкт-Петербургу от правительства Фландрии и более 350 спонсоров из разных стран. Взнос был представлен от имени Ее Величества королевы Бельгии Фабиолы , Фонда бельгийского короля Будевейна, правительства Фландрии, властей различных фламандских городов и сообществ, включая предприятия и финансовые учреждения, культурных сообществ, школ и университетов, а также также обычные граждане Бельгии, России, Англии, Германии, Литвы, Нидерландов, Новой Зеландии, Португалии, США и Японии.

История

Петропавловский собор — один из символов Петербурга. Его трехсотлетняя история тесно связана с событиями, происходящими в жизни города и русской правящей династии.


Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Первая деревянная церковь

В мае 1703 года царь Пётр основал на Заячьем острове, расположенном посреди Невы, небольшую крепость. Вскоре, 29 июня, на её территории заложили первый деревянный храм, освящённый во имя святых апостолов Петра и Павла в мае следующего года. Его стены покрасили в жёлтый цвет, фактура которого напоминала мрамор.

Здесь проводился благодарственный молебен, посвященный победе русских войск под командованием Б. П. Шереметьева над шведами на Чудском озере. Деревянная церковь находилась на территории крепости до 1719 года. После возведения вокруг неё каменных стен, старое здание демонтировали и перенесли на новое место. При повторном освящении её посвятили апостолу Матфею.

Строительство каменного храма

К 1712 году храм, расположенный в Петропавловской крепости, был окружён каменными постройками новой столицы. Было решено возводить новое каменное здание. Его архитектором стал итальянский зодчий Доменико Трезини. По задумке царя, новое здание становилось символом новой эпохи и возвышаться над столицей. Поэтому возведение каменного храма начали с колокольни. Пётр хотел её использовать в качестве наблюдательной вышки и часовой башни.

Основные строительные работы на колокольне закончили в 1720 году. Ещё четыре года понадобилось для изготовления листов для облицовки шпиля и его главного украшения — флюгера в виде ангела. Облицовку шпиля закончили в 1724 году. Полностью строительство было закончено в 1731 году. Освятили его в престольный праздник (29 июня) 1733 года.

Собор в XVIII — XIX веке

С 1742 года собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла становится кафедральным и главным придворным храмом. В конце 50-х годов в шпиль попала молния, от которой загорелась колокольня. Она упала на основную часть здания. В пожаре погибли часы и колокола, установленные во времена Петра Великого. Основное помещение храма быстро восстановили. После этого у него появился Екатерининский придел. Восстановление колокольни заняло больше 20 лет. После ремонтных работ высота самой высокой части собора составляла 117 метров. После завершения колокольни на своё место установили куранты, изготовленные голландцем Оорта Крассом.


Ангел на шпиле Петропавловского собора

В конце XVIII — начале XIX века дважды восстанавливали фигуру ангела. В середине девятнадцатого столетия деревянный каркас шпиля заменили на металлическую конструкцию. После этого его высота составила 123 метра.

В начале XX века в соборе не осталось места для захоронения. В 1908 возвели усыпальницу, связанную с основным зданием широкой галереей.

Интересно: ремонт флюгера, произведённый в 1830 году молодым мастером Петром Телушкиным, являлся уникальным событием. Кровельщик в течение шести недель поднимался на шпиль при помощи одной верёвки.

Советское время

После событий октября 1917 года здание Петропавловской церкви признали архитектурным памятником. После закрытия храма в 1919 году все ценные предметы изъяли, а постройку передали в ведение Музея истории города. Коллекция Эрмитажа пополнилась военными трофеями, которые хранились в главном соборе со времени победы в Северной войне. Плиты над могилами правителей и представителей рода Романовых разрушили, а из построенной в начале века усыпальницы сделали складское помещение.

Интересно: в 30-е годы предлагали заменить фигуру ангела рубиновой звездой, похожей на звёзды Московского Кремля. Осуществлению этих планов помешало начало Великой Отечественной войны, во время которой шпиль и ангела замаскировали.

Усыпальница в современное время.

В 1992 г. традиция захоронений в усыпальнице возобновилась: здесь был погребен правнук Александра II Владимир Кириллович. Туда же был перенесен прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в 1930-х гг. в эмиграции. В 2010 г. рядом с Владимиром Кирилловичем нашла свое последнее успокоение его вдова великая княгиня Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде. В связи с возобновившимися захоронениями в усыпальнице начались реставрационные работы. Великолепный витраж из усыпальницы «Воскресение Христово», разрушенный взрывной волной во время войны, воссоздан современными петербургскими мастерами. Временно, пока была реставрация усыпальницы, он был выставлен в отдельном помещении на выходе из собора.

Петропавловский собор интерьер.

Не был достроен собор и к моменту смерти самого Петра в 1725 г. Под звон колоколов и пушечную стрельбу гроб с его набальзамированным телом перенесли по льду Невы из Зимнего дворца в Петропавловскую крепость. Здесь его временно поставили в «нарочно построенную внутри собора деревянную пристройку», обитую внутри черным сукном, где он и простоял целых шесть лет. После окончания строительства собора гроб был перенесен на выбранное императором еще при жизни место у иконостаса. Могила Петра самая правая в первом ряду, она отмечена бюстом царя, цветами и Андреевским военно-морским флагом. Рядом с ним похоронена его жена Екатерина I, пережившая мужа всего на два года. Третья в том же ряду – могила их дочери Елизаветы Петровны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector