Доклад храм василия блаженного краткое 2, 4 описание для детей сообщение
Содержание:
Дальнейшее проявление дара
Василий Блаженный, краткая биография которого до нас дошла, всегда воздерживался от наслаждений, покорно переносил тяготы своего существования, жил на улице посреди большого количества людей, терпеливо сносил все лишения. При этом душа его оставалась невинной и светлой. Со временем же его дар проявлялся с все большей силой.
При помощи Всевышнего Блаженный Василий, московский чудотворец, смог предречь нашествие на Москву. Дело обстояло так: он, как обычно, молился ночью, когда явилось знамение – пламя, которое вырывалось из церковных окон. Молитвы Василия стали ревностнее. Постепенно огонь затух. Спустя какое-то время после данного происшествия произошло нападение крымских татар на Николо-Угрешский монастырь и близлежащие к нему села, они были разграблены и сожжены, но Москва осталась нетронутой.
Следующее чудесное событие. 1543 год. Июль. Василия Блаженного вновь посещает видение, которое предсказало сильный пожар: выгоревшими оказался ряд улиц, беда коснулась Крестовоздвиженского монастыря, Царского и Митрополичьего дворов.
Однажды в зимний день одному боярину удалось уговорить юродивого принять от него подарок – шубу. Василий после долгих протестов согласился. Идя в этой шубе, он повстречал шайку воришек. Те, опасаясь отбирать насильно одежду, не поленились разыграть перед почитаемым юродивым настоящее представление. Один изображал мертвого, другие начали выпрашивать шубу, якобы для накрытия умершего друга. Юродивый, укрывая притворившегося, спросил, правда ли тот мертв. Воришки его заверили в правдивости случившегося. Пожеланием Василия Блаженного на их ответ было наказание лицемерия. После его ухода воры буквально застыли – их товарищу уже не требовалось притворяться, он умер на самом деле.
Все свою жизнь юродивый помогал людям, сочувствовал им. Причем, абсолютно всем. В особенности тем, кому было стыдно просить о помощи. Так, полученные от царя подарки, он передал иноземному купцу. Тот потерял деньги и голодал не один день. С просьбами о помощи он не обращался – стыдно было из-за своих богатых одежд.
Василий был частым гостем в Китай-городе. Он заходил в расположившуюся там исправительную тюрьму для пьяниц. Ободряющие слова и увещевания – это то, чем он помогал опустившимся людям возвратиться к нормальному образу жизни.
Особенности архитектурного стиля храма
По своей структуре строение очень сложное. Основной частью храма считается столпообразная церковь, возведенная в честь Покрова Богородицы. Со всех сторон ее окружают церкви поменьше (их принято называть осевыми)
Важной составляющей комплекса считается и Шатровая колокольня, которую, согласно данным, предоставленным историками, пристроили только в XVII веке
Интерьер храма сильно контрастирует с экстерьером, если обращать внимание на цветовую гамму и стилистику в целом. В качестве основного украшения стен выступает роспись маслом
Ее гармонично дополняют древние фрески (относятся к XVI веку). Главный акцент внутреннего убранства храма – резная арка, которая по совместительству является святыней комплекса (рядом захоронен сам Василий Блаженный).
Из истории собора Василия Блаженного в Москве на Красной площади
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери начался штурм Казани, который закончился победой русских воинов. В честь этой победы по указу Ивана Грозного был заложен храм Покрова Божией Матери, известный сейчас как собор Василия Блаженного.
Раньше на месте храма стояла церковь во имя Троицы. По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.
Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади. Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров. До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.
За свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж. Но в то время это сделать было невозможно. Тогда он решил взорвать храм. Внезапно поливший дождь погасил зажженные фитили и спас сооружение. После революции храм закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля протоиерея Иоанна Восторгова расстреляли. Лазарь Коганович для открытия автомобильного движения и проведения демонстраций предложил снести здание. Только мужество и упорство архитектора П.Д. Барановского спасло храм. Знаменитая фраза Сталина «Лазарь, поставь на место!» и решение о сносе было отменено.
Архитектура
Облик собора со дня его возведения менялся не один раз – изначально его архитектура была достаточно строгой, а упор делался на декоративные элементы и ажурную отделку.
Описание храма может показаться сложным, но на самом деле оно достаточно простое – десять отдельных престолов (церквей), расположенных по кругу вокруг центральной, носящей имя Покрова Пресвятой Богородицы. Они называются в честь праздников, во время которых проходили важные битвы за Казань.
Историк Лихачев утверждал, что храм Василия Блаженного напоминает растение или цветущий куст. Действительно, если посмотреть на фото, демонстрирующее его вид сверху, он слегка напоминает цветок. Восемь церквей, из которых четыре являются осевыми, а еще четыре расположены между ними, окружают центральную столпообразную церковь. Они увенчаны маковками в форме луковиц, причем каждая из них имеет свой орнамент и цвет.
Значение цветовой окраски куполов до сих пор не разгадано. Есть версия, что святому Андрею Юродивому (Константинопольскому) однажды приснился сон, в котором ему привиделся Небесный Иерусалим с невероятными садами, где были увенчанные золотой листвой деревья с разноцветными плодами. Это видение и стало основой для росписи куполов.
Уникальная особенность храма – отсутствие подвальных помещений, которые заменяет шестиметровый подклет. В его стенах проделаны небольшие отверстия, благодаря чему там круглый год стоит особый микроклимат. Ранее вход в эти помещения прихожанам был запрещен – историки считают, что в них хранили царские сокровища. Сейчас подклет используется в качестве хранилища для ценных образов.
Внутреннее убранство каждой из церквей комплекса имеет свои особенности и отличается друг от друга по стилю оформления, гамме оттенков и манере исполнения. Часть стен расписана маслом, а в некоторых местах можно найти фрески XVI века.
Интересно, что кирпичи, которые использовались при постройке храма, сохраняются лучше и меньше подвержены истиранию чем те, которые использовались во время реставрации.
Весь комплекс опоясывает крытая галерея с ажурными элементами, которая представляет собой единое целое с ансамблем. Ее стены расписаны растительными мотивами, полы выложены кирпичом – в некоторых местах обычной «елочкой», а в других сохранились особые узоры-розетки.
Колокола были возвращены собору сравнительно недавно, всего несколько сотен лет назад, но многие из них представляют собой произведения литейного искусства. Самый старый из них был отлит в XVI веке, а самому «молодому» едва исполнилось 20 лет.
Храм Василия Блаженного используется не только как духовный объект, но и в качестве музея. Здесь можно найти образцы обмундирования и оружия, с которым воины Ивана Грозного шли на Казань, полотна известных русских живописцев, коллекцию старинных рукописей.
Фотографии Храма Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного: Фото Видео Карта
Страны мираРоссияГородаМоскваДостопримечательностиХрам Василия Блаженного
1
В данной подборке находится 156 фотографий Храма Василия Блаженного в хорошем качестве, которые сделаны туристами, местными жителями и фотографами. На нашем сайте также можно найти фото других достопримечательностей Москвы и России, для этого Вам необходимо перейти в соответствующий раздел на странице объекта. Помимо Храма Василия Блаженного, наши посетители часто ищут фото Мавзолея Ленина, Центрального музея Великой Отечественной Войны, Большого театра, Манежной площади (Манежки) и Казанского собора в Москве.
вконтакте facebook twitter
Фото Москвы и его достопримечательностей Фото Москвы Фото Красной площади Фото Московского Кремля Фото Храма Василия Блаженного Фото МГУ Фото Поклонной горы Фото Большого театра Фото Третьяковской галереи Фото Москвы-реки Фото Пушкинского музея Фото Парка Горького Фото Москвы-Сити Фото парка «Зарядье» Фото Арбата Фото Храма Христа Спасителя Фото Измайловского парка Фото Воробьевых гор Фото Марфо-Мариинской обители Фото Нескучного сада Фото Парка Сокольники
Фото Сада Эрмитаж Фото Московского метро Фото Новодевичьего монастыря Фото Царицыно Фото Коломенского Фото Мавзолея Ленина Фото ГУМа Фото Усадьбы Кусково Фото Александровского сада Фото Царь-колокола Фото Царь-пушки Фото Коломенского дворца Фото Театра сатиры Фото Театра на Таганке Фото Манежной площади (Манежки) Фото Оружейной палаты Фото Геликон-Оперы Фото Театра Ленком Фото фабрики Красный Октябрь Фото Планетария в Москве Фото Охотного Ряда Фото Аптекарского огорода Фото Бункера-42 Фото Измайловского Кремля Фото Парка искусств Музеон Фото центра современного искусства Винзавод Фото Московского зоопарка Фото Театра «Современник» Фото Донского монастыря Фото Патриарших прудов Фото Палеонтологического музея Фото Океанариума в Москве Фото Алмазного фонда Фото Гостиного двора в Москве Фото Усадьбы Кузьминки Фото Мастерской Петра Фоменко Фото Бородинской панорамы Фото Новоспасского монастыря Фото Политехнического музея Фото Шуховской башни Фото Останкинской телебашни Фото Воскресенских ворот Фото Казанского собора в Москве Фото Зачатьевского монастыря Фото Дарвиновского музея Фото ЦДХ Фото ВВЦ Фото ЦУМа Фото Исторического музея в Москве Фото Покровского монастыря в Москве Фото Данилова монастыря Фото Архангельского собора Фото Памятника Минину и Пожарскому Фото Петровский путевой дворец Фото Петровский пассаж Фото Андреевского монастыря Фото Театра имени Пушкина Фото Колокольни Ивана Великого Фото Успенского собора Московского Кремля Фото Биологического музея Тимирязева Фото Московского музея современного искусства Фото Церкови Иоанна Предтечи Фото Российской государственной библиотеки Фото Елисеевского магазина Фото Музея Булгакова в Москве Фото Музея Маяковского Фото Памятника Пушкину в Москве Фото Центрального музея Великой Отечественной Войны Фото Кукольного театра Образцова Фото Зоологического музея МГУ Фото Московского Дома фотографии Фото Храма Благовещения Пресвятой Богородицы Фото Музея «Точка G» Фото Театра «Школа современной пьесы» Фото Театра имени Вахтангова Фото Центра фотографии братьев Люмьер Фото Большого Московского цирка Фото Гоголевского бульвара Фото дома Пашкова Фото Триумфальной арки в Москве Фото Памятника Юрию Долгорукому в Москве Фото Музея Есенина в Москве Фото Музея современного искусства «Гараж» Фото Музея-усадьбы Остафьево Фото Памятнику Есенину в Москве Фото Московского Цирка Никулина Фото Памятника Высоцкому в Москве Фото Тюфелевой рощи Фото Царицынского дворца Фото Памятника Грибоедову в Москве Фото Музея истории и реконструкции Москвы Фото Памятника Крылову в Москве
Показать все альбомы
Храм Василия Блаженного
Описание Фото Погода Видео Карта
Отношение Ивана Грозного к юродивому
Василий Блаженный, житие его мы продолжаем рассматривать, жил при двух самодержцах. Почитание и боязнь – с такими чувствами к нему относился один из них – Иван Грозный. Божий человек, которого он видел в юродивом, был для царя постоянным напоминанием о том, что необходимо жить справедливо и не скупиться на добрые поступки и дела.
Столкнувшись с несколькими случаями, Грозный убедился, что речь на самом деле идет о благочестивом, отрешенном от дел мирских юродивом. Однажды Василий Блаженный был приглашен царем на пиршество. Государь разгневался, когда на его глазах трижды юродивый выплеснул поданное ему вино. Иван Грозный до тех пор сомневался в объяснении юродивого о, дескать, потушенном пожаре в Великом Новгороде, пока из города не объявился гонец. Он принес весть о происшествии и о том, что вмешался какой-то нагой человек и залил огонь. Приехавшими в Москву новгородцами в юродивом и был признан тот самый человек.
Задумавший строительство дворца на Воробьевых горах, царь только об этом и думал. Оказавшись на церковной праздничной службе, он вел себя так же задумчиво и невнимательно к происходящему вокруг него. Находившегося там Василия Блаженного царь попросту не приметил, будучи погруженным в собственные думы. По окончании службы Грозный начал пенять юродивому за его отсутствие в храме. На эти слова Василий Блаженный усовестил царя, ответив, что тело его находилось на службе, а душа витала возле возводимого дворца. С той поры у Грозного появилось еще больше уважения и боязни по отношению к юродивому. Когда последний слег от тяжелой болезни, царь приходил его навестить.
Описание храма
Давая описание московского храма, специалисты акцентируют внимание на том, что он лишён чётко выраженного главного фасада: все его стороны выглядят основными. Высота сооружения достигает 65 метров, поэтому на протяжении долгого времени храм считался самым высоким зданием города
В наше время, глядя на храм, трудно поверить, что изначально собор не был таким пёстрым: судя по описаниям, стены церкви были белого цвета. Перекрашивать его стали уже некоторое время спустя, причём делали это, кардинально меняя облик собора – историки обнаружили на его стенах рисунки, изображающие ложные окна, кокошники, памятные надписи. Полихромная и растительная роспись на красном фоне появилась лишь в конце XVII ст.
Внешний вид здания был довольно сильно изменён уже через сто лет после окончания строительства: пристроили два крыльца, внешнюю галерею перекрыли сводами, а внутри собора расписали стены. Поэтому в храме можно увидеть сочетание редких памятников древнерусской иконописи с фресками шестнадцатого века, росписью семнадцатого, масляной живописью восемнадцатого.
Возводили храм, учитывая стороны света: ориентируясь на них, соорудили четыре церкви, и столько же построили по диагонали. Покровский собор насчитывает девять церквей: в центре – основной храм Покрова Божьей Матери, окружённый четырьмя большими (от 20 до 30 м) и четырьмя малыми церквами (около 15 м), возле которых находилась колокольня и придел Василия Блаженного. Все эти церкви находятся на одном основании, имеют общую обходную галерею и соединяются внутренними коридорами.
Купола Покровского собора
Сначала на Покровском соборе было установлено двадцать пять куполов, символизирующих Господа и старцев, находящихся возле его трона. Впоследствии их осталось лишь десять: один расположен над колокольней, другой возвышается над приделом Василия Блаженного, остальные – каждый над своим храмом. При этом все они отличаются друг от друга: уникален не только рисунок больших куполов, но и отделка каждого барабана.
Учёные выдвигают предположение, что изначально купола имели шлемовидную форму, но довольно скоро были заменены на луковичную форму, теперешняя расцветка появилась лишь в середине XIX ст., а до XVII ст. храм имел купола золотого цвета.
Изменения в архитектуре и дизайне
Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.
Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.
Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.
Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.
До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.
Доработки XVI века
По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.
Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.
Как изменился храм в XVII веке
Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.
Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.
К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.
Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.
Пожар и восстановление
Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.
Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.
Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.
В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.
XIX — начало XX века и их влияние
Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.
Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:
- укрепили полы;
- обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.
Музей
Покровский собор в 1918 году был признан советской властью историческим памятником архитектуры не только национального, но и международного значения и взят под госохрану. Именно тогда его стали считать музеем. Первым его смотрителем был Иоанн Кузнецов (протоиерей). Надо сказать, что после революции храм находился, без преувеличения, в весьма бедственном положении: были выбиты почти все стекла, крыша во многих местах дырявая, а зимой прямо внутри помещений лежали снежные сугробы.
Через пять лет на базе собора решено было создать историко-архитектурный комплекс. Первым его заведующим стал Е. И. Силин – научный сотрудник Московского исторического музея. Уже 21 мая храм осмотрели первые посетители. С этого времени началась работа по укомплектованию фонда.
Музей под названием «Покровский собор» в 1928 году превратился в филиал Исторического музея. Через год храм официально закрыли для богослужений и сняли все колокола. В 30-х годах прошлого века поползли слухи о том, что его планируют снести. Но ему все-таки посчастливилось избежать такой участи. Несмотря на то что здесь почти целое столетие ведутся реставрационные работы, храм всегда открыт для москвичей и гостей столицы. За все время музей закрывался только раз, когда шла Великая Отечественная война.
После окончания войны сразу же были приняты все меры по восстановлению собора, поэтому ко дню празднования 800-летия столицы музей опять заработал. Он снискал себе широкую известность еще во времена Советского Союза. Надо отметить, что музей отлично знали не только в СССР, но и во многих других странах. С 1991 года храм находится в пользовании как Православной церкви, так и Государственного исторического музея. После долгого перерыва здесь наконец-то возобновили богослужения.
Архитектура
Высота составила 65 метров. Хотя его вид менялся неоднократно, добавлялись постройки, комплекс и сейчас представляет собой свод, образованный 8 часовнями, что окружают еще одну – девятую. Подобных строений в России нет и сейчас.
В каждую часовню ведет отдельный вход, но все смотрится, как одно сооружение, и выглядит гармонично.
В убранстве башен заметно влияние эпохи Возрождения. Купола кажутся похожими, но украшены различно. Хотя для оформления строения использовался древнерусский архитектурный стиль, в интерьере присутствуют элементы готики, ренессанса, романской аркады. Традиции Запада удачно сочетаются с колоритом Востока. При строительстве использовались символы в виде:
- треугольника;
- круга;
- квадрата.
Каждый элемент имеет сакральное значение, а в архитектуре заложен духовный смысл. На одном основании удерживается 9 церквей, благодаря прочности стен, толщина которых равна 3 м. Восемь часовен, располагаясь на фундаменте, образуют октограмму, а такая звезда служит символом Богородицы. Церкви, составляющие ансамбль, имеют неодинаковые размеры, более крупные образуют симметрию и направлены на разные стороны света. Часовня Богородицы, которая является главой комплекса, обладает огромным шатром и куполом.
Первые изменения в архитектуре наблюдались после смерти Василия Блаженного. Чтобы пристроить часовню, именуемую в честь чудотворца, пришлось разбирать часть сооружения. В XVII столетии внешнюю галерею покрыли кровлей, построили 2 крыльца.
Одна из задумок относительно украшения принадлежит Макарию. Митрополит хотел создать то ли рай, то ли Новый Иерусалим. Зодчие воплотили идею в виде прообраза града Господня – небесного сада, где растут удивительные цветы.