Население абхазии: численность, состав, история
Содержание:
- Сегодня в Абхазии
- История[править | править код]
- Доходы местных
- Культура и традиционные занятия абхазов
- Стоимость продуктов и прочих товаров
- Авторы Гайдпарка
- Особенности названия
- Работа есть
- Как живут обычные люди в Абхазии
- Официальные данные: население и уровень жизни
- Восстание и махаджирство
- Праздники Абхазии
- Некоторые занятия и черты быта абазин
- Входит ли в состав других государств?
- Раннее средневековье
Сегодня в Абхазии
Такая ситуация все чаще и чаще приводит к нарушению законодательства, произволу судебной системы, выделению абхазов в особую национальную группу, которая не подчиняется законам. Жители республики сами отмечают, что чаще всего абхазы в судебных разбирательствах выигрывают, даже если каким-то чудом суд будет на стороне не абхазов, то добиться исполнения решения против абхаза будет практически не реально.
В республике отмечается высокая клановость и не уважение к законам. Русские люди, которые не имеют сильной родовой поддержки, практически полностью беззащитны и бесправны. В стране очень сильно развиты все возможные махинации с недвижимостью. Это один из немногих активов, которые еще остались после военных действий. Обычные граждане могут лишиться квартиры, в которых родились и выросли, при этом восстановить справедливость бывает крайне не просто.
История[править | править код]
Монета Диоскуриады, конец II века до нашей эры. Аверс: Два пилоса, увенчанные звёздами. Реверс: тирс, ΔΙΟΣΚΟΥΡΙΑΔΟΣ
Первые поселения на территории города появились ещё в древнем каменном веке в эпоху нижнего палеолита, около 300 тысяч лет назад.
История города насчитывает более 2500 лет. На месте большого древнегрузинского поселения, у подножия трёх гор Яштхвы, Бирцхи и Гварды в VI веке до нашей эры греческие купцы из Милета основали колонию Диоскуриаду (Диоскурию), назвав её так в честь братьев Диоскуров Кастора и Полидевка (Поллукса), участников похода аргонавтов в Колхиду, принадлежавшую затем Понтийскому царству.
Диоскурия была значительным торговым центром, обеспечивая не только местные нужды региона, но и транзитную торговлю с народами Северного Кавказа. В V—II веках до н. э. она играла значительную политическую и экономическую роль на Западном Кавказе. На это указывает древний географ и историк Страбон:
В I веке до нашей эры в результате Митридатовых войн и последовавших за ними неурядиц Диоскурия потеряла своё значение. В 65 году до н. э. сюда пришли римляне, основавшие на месте греческой колонии крепость Себастополис (от греч. sebastos — священный и polis — город, греческое слово sebastos представляет перевод латинского «август» (в прошлом эпитет римских императоров), как считается, в честь императора Октавиана Августа, по гречески «себастоса», который родился 23 сентября 63 года до н. э., то есть после основания города и получившего имя Imperator Caesar Augustus 16 января 27 года до н. э. Крепостные сооружения Себастополиса сохраняли прочность 200 лет, а затем начали разрушаться. В VI веке на побережье вторглись византийцы и захватили крепость. При императоре Юстиниане I Себастополис был отстроен заново и пережил новый период расцвета. В 30-х гг. VIII века по землям Абхазии прокатились арабы, хотя они не смогли здесь обосноваться, зато успели разрушить город.
С 736 года поселение известно под названием Цхум в составе Абхазского царства. В средние века город Цхуми в составе Грузинского царства. К XIV веку превращается в периферийный городок Сабедиано. С XV века снова важный торговый порт Восточного Причерноморья и основной пункт генуэзской колонизации побережья.
С XVI в. территория Абхазии находится под властью турок: в 1578 году они захватили город, назвав его Сухум-Кале, В 1724 году крепость была перестроена.
С конца XVIII века по 1864 год город является столицей Абхазского княжества. Абхазы отбили крепость у турок, и владетельный князь Абхазии переносит в неё свою резиденцию. В 1805 году владетельный князь Абхазии Келешбей Шервашидзе-Чачба решает присоединить свою страну к России, по примеру картлийского и мегрельского царей. Но это удалось сделать только через 5 лет. 17 февраля 1810 года был подписан манифест о присоединении Абхазии к России.
В ходе Русско-турецкой войны 1806—1812 годов русский морской десант выбил турецкий гарнизон из города, занял местную крепость (см. Взятие Сухума) и утвердил власть российского императора.
В 1846 году Сухум-Кале получает статус торгового порта, а в 1848 г. статус портового города, который в 1866 году стал называться Сухумом. После упразднения Абхазского княжества в 1864 году стал центром Сухумского военного отдела (области) в подчинении Кутаисского генерал-губернатора, с 1866 года центр Сухумского округа Кутаисской губернии.
Во время Русско-турецкой войны (1877—1878) годов Турция попыталась отторгнуть Черноморское побережье от России. 2 мая 1877 года турецкий флот начал бомбардировку города и высадку десанта, русский гарнизон отступил. Обратное взятие Сухума отрядами генералов Бабича, Алхазова и Шелковникова было осуществлено 20 августа того же года.
XX векправить | править код
В советское время осуществлялось благоустройство и реставрация города Сухуми. В это время были построены:
- художественная школа (1935 год),
- гостиница «Абхазия» (1938 год),
- Дом правительства Абхазской АССР (1939 год),
- железнодорожный вокзал (1951 год),
- институт субтропического хозяйства (1968 год).
В 1960-х годах активно развернулось строительство типовой жилой и курортной инфраструктуры.
В августе 1990 года в Сухуми произошёл один из самых крупных тюремных бунтов в новейшей истории. Заключённые захватили склад с оружием, который хранился в одной из камер. Взяли в заложники трёх контролёров и потребовали автобусы и самолёт. Был вызван отряд специального назначения КГБ «Альфа» и спецназ МВД «Витязь». Заложники были освобождены, а один из осуждённых в ходе операции убит.
В начале 1990-х годов Сухум был одним из центров грузино-абхазского конфликта.
Доходы местных
Большинство абхазцев работает в государственном секторе. Это сотрудники министерств и ведомств, администраций района, а еще учителя и врачи. Средняя зарплата на госслужбе — 10–12 тысяч рублей, столько получает простой чиновник. Зарплата депутата парламента Абхазии немного больше — 18 тысяч. Самые высокие зарплаты у судей — от 80 тысяч. В сфере туризма тоже занято много людей, но ничего не мешает совмещать это с госслужбой. Работает человек в каком-нибудь ведомстве, а заодно держит гостиницу на западе страны. Летом местные, занятые только в туризме, зарабатывают, а всю зиму живут на эти деньги, потому что другого дохода у них нет.
У нас никогда не будут смеяться над человеком с небольшим заработком, осуждать его. Это такая аксиома: в Абхазии маленькие зарплаты. Никто не скажет «Почему ты работаешь за 10 тысяч?», так как все понимают, что мало где заплатят больше. Я знакома с людьми, которые получали и 4 тысячи рублей, потом продвинулись по карьерной лестнице и стали получать 10 тысяч. Хорошим заработком можно назвать 30 тысяч рублей.
Никто не скажет «Почему ты работаешь за 10 тысяч?» — все понимают, что мало где заплатят больше
За счет того, что население у нас небольшое и мы живем компактно, все знают классных специалистов
Неважно, это хороший сантехник, строитель, айтишник, врач или архитектор, молва быстро расходится, и он становится очень востребованным. Хочешь записаться к врачу в апреле, а тебе говорят: «Поставим в очередь на июнь»
Доход таких специалистов, конечно, намного превышает 30 тысяч рублей. Например, у нас есть репетиторы, которые получают по 100 тысяч.
Культура и традиционные занятия абхазов
Предки абхазов считаются создателями мегалитической культуры (мегалиты – сооружения из огромных каменных глыб – прим. ред.) на Западном Кавказе в III тысячелетии до нашей эры. В начале I тысячелетия до нашей эры они освоили металлургию, а в VIII–VII веках до нашей эры одними из первых в мире научились производить и обрабатывать железо.
Бронзовые топоры, поздняя бронза
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба
Бронзовый топор, фрагмент, поздняя бронза
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба
Ритуальный бронзовый кинжал, поздняя бронза
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба
Свои представления об устройстве мира предки абхазов отразили в героическом эпосе о братьях-богатырях нартах. Древнейший памятник мирового фольклора, Нартский эпос, – это не только литературное достояние человечества, но и важный источник для изучения истории абхазского народа. В сказаниях нашли отражение разные периоды социально-экономического и культурного развития народа: от эпохи матриархата до установления классовых отношений.
В Абхазии никогда не было крепостного права, а земля всегда принадлежала крестьянам. Пахотные наделы были собственностью семьи. Леса и пастбища – общими для всех. Сословия существовали, а феодальная собственность на землю – нет. Большую часть населения страны в эпоху средневековья составляли свободные общинники «анхаю». При этом и высшие, и низшие сословия были объединены молочным родством благодаря древнему обычаю аталычества, когда младенца из княжеской или дворянской семьи отдавали до совершеннолетия на воспитание в семью крестьян.
Абхазы издревле занимались скотоводством, земледелием, пчеловодством. Они умели обрабатывать кожу, древесину, владели гончарным делом и ткачеством. При этом они не были торговцами и испытывали неприязнь к любым проявлениям товарно-денежных отношений, считая их унизительными для народа-воина. Хозяйство абхазов носило натуральный характер.
Сафьяновая подушка
Абхазский Государственный Музей/ Наала Авидзба
Вышивка, реконструкция
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба
Золотое шитье, середина XIX века
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба
Ковер ручной работы, фрагмент
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба
Полотенце с традиционным абхазским орнаментом ручной работы, фрагмент
Абхазский Государственный Музей/ Наала Авидзба
Абхазия – один из древнейших очагов виноделия. Изготавливать вино здесь начали за несколько тысячелетий до нашей эры. Об этом свидетельствуют и археологические находки. В дольменах (сооружения мегалитической культуры – прим. ред.), которые возводились здесь в III-II тысячелетиях до нашей эры, были найдены кувшины с остатками косточек винограда. А в селе Бомбора близ города Гудауты была обнаружена бронзовая статуэтка в виде человека с винным рогом в руках, которая датируется примерно II тысячелетием до нашей эры.
Стоимость продуктов и прочих товаров
Субтропический климат позволяет выращивать мандарины, гранат, инжир, виноград. Цены на фрукты в Абхазии зависит от сезона. Во время сбора урожая они ниже, чем в России, а вот привозные груши, яблоки, апельсины – дороже.
Также здесь растут грецкие орехи и фундук, чай, овощи, пряная зелень. Многие держат коров, овец, кур. В магазинах и на рынке предлагаются свежее и копченое мясо, творог, сыр. Цены на продукты в Абхазии могут отличаться в разных городах, но в среднем они на 5-10% выше, чем в Адлере.
Многих туристов интересует сколько стоит вино. Те, кто снимает жилье в частном секторе, нередко покупают наливки у хозяев. И дешевле, и есть какая-то гарантия, что не предложат откровенно некачественный продукт.
Большинство экскурсий с бонусом – бесплатной дегустацией вина и меда на частных предприятиях. И цены там ниже, чем в магазинах.
Авторы Гайдпарка
-
Дмитрий Иванов
Настоящий фашизм
Читать полностью
-
Антоха Орлёнок
Российский ФБР заинтересовался причинами смерти афроамериканца Уильяма Джаннетта
Читать полностью
-
Екатерина Иванова
Идея неомонархизма
Читать полностью
-
Петр Новыш
И все-таки какими разными были мы — студенты ЛИАПа. Мой друг Анатолий
Читать полностью
-
Александр Ларин
Сногшибательный лозунг
Читать полностью
-
bambambigelow
Критика «Северного потока-2» грозит Латвии газовым кризисом
Читать полностью
-
bambambigelow
В РФ отреагировали на желание Киева вытеснить Москву с газового рынка
Читать полностью
-
Анатолий Ключников
Преемственность поколений
Читать полностью
-
Настя Иванова
Для чего Вашингтону нужна Япония?
Читать полностью
-
наталья гончарова
Вы заметили, что эстрада наша как-то изменилась?
Читать полностью
-
Екатерина Иванова
Самозванцы
Читать полностью
-
Nikol
Верите ли вы в то, что канал RT способен распространять фейки
Читать полностью
Особенности названия
Этноним “абхазы” в русском языке стали использовать не так давно. Как утверждают лингвисты, он пришёл в нашу речь из грузинского языка, где использовалось особое обозначение племени абазгов. Это были предки современных абхазов, общины которых стали основой для появления нового этноса.
Однако абхазов называли и иначе. В научной и исторической литературе можно встретить самые разные именования этноса -”азега”, “апхазы”, “обезы”. Сами же абхазы именуют себя абазами или черкесами.
В старину часто использовалось слово “апсуа”, что можно перевести как “люди у воды”, “люди моря”. Это действительно верно, ведь Абхазия располагается в непосредственной близости к Чёрному морю, что сказывается на особенностях климата страны.
Абхазцы. Неизвестный фотограф. 1860-е гг.
Работа есть
Цыганский поселок после войны так и не восстанавливали. Вокруг выбитых окон панельных многоэтажек сконцентрированы дырки от пуль. Непрекращающийся полдня дождь превращает дворы в болота, блеклые гаражи зарастают плющом, из крыш домов прорастают деревья. На крыльце двухэтажного бледно-желтого дома болтают цыганские мужчины, попивая чачу из пластиковой бутылки.
По подъезду туда-сюда носятся дети. Все ждут возвращения с рынка женщин. «Работы толком нет. Работаем где придется», — объясняет молодой парень, который точно бы понравился Эмиру Кустурице, закуривая очередную сигарету. Он беззаботно смотрит на суетных кур и петухов и рассказывает, что как только появляется подработка, он за нее хватается. Но о работе парень говорит недолго и быстро переключается на рассуждения о тяжелой доле, семейной жизни и Боге.
С возвращением женщин, двор оживает и наполняется криками, которые слышно даже с остановки. Они не утихают уже минут двадцать. Транспорта нет столько же. «Сейчас подождите. Хачик на троллейбусе должен скоро приехать. Ну или второй. Не помню как его там», — успокаивает то ли пожилая, то ли пропитая женщина, прячущаяся от воды под козырьком магазина.
Она говорит, что маршруток ждать бесполезно — они уже всех перевезли с рынка. «Можешь пока сходить тут на винзавод. Там в ворота постучись. Можно на розлив купить. А троллейбус не пропустишь. Провода если затряслись, значит, едет», — объясняет собеседница. Транспорт подъезжает довольно скоро. За пять рублей он довозит всех желающих до центра Сухума. Таксист за это попросил бы 150 рублей, а местные гопники еще в два раза больше.
Цыганский поселок в Сухуме. // Фото: Алина Десятниченко
Цыганский поселок в Сухуме. // Фото: Алина Десятниченко
Цыганский поселок в Сухуме. // Фото: Алина Десятниченко
В небольшом кафе на улице Гулия сидят краснолицые мужики. В зале суетится средних лет официантка. Она разносит хачапури, суп, второе, спиртное. «Я раньше жила в Краснодаре. Медработником была. Но потом мне все надоело и я вернулась на родину, — объясняет она, подогревая очередную тарелку пюре с котлетой. — Для меня тут нет работы по специальности. Точнее, за нее не платят. Вообще в социальной сфере здесь работать невыгодно. Я два месяца назад работала в обувном у сестры, сейчас официанткой вот. Денег меньше, чем в России, но здесь я душой отдыхаю».
«Какая к черту безработица? Работы полно. Есть работа для людей со средним специальным образованием и для интеллектуалов с высшим. Проблема в том, как оплачивается та или иная работа», — немного злится моя сухумская подруга. Она хорошо знает о рынке труда изнутри, поэтому просит не называть ее имени. «У нас толком даже ПТУ нет, чтобы выучиться, к примеру, на парикмахера или слесаря. Есть множество весьма сомнительных „парунедельных“ курсов. Месяц спустя такой „студент“ считает себя специалистом высшего класса. Когда ему не доверяют — обижается», — сетует подруга. Она приводит в пример Европу, где люди годами обучаются мастерству. В Абхазии же, по ее словам, долго и упорно учиться не любят. «Средняя зарплата дворника 10 тысяч, обычного строителя 20-30 тысяч. А вот зарплата учителей, врачей колеблется в районе 7-15 тысяч. Безработицы нет, есть отсутствующий компонент, по сути главный — мотивационная составляющая, которая исчисляется в рублях», — резюмирует девушка.
Как живут обычные люди в Абхазии
Войны оставили свой след на бытовой жизни в стране. Здесь всё ещё много разрушенных и заброшенных домов. Высок уровень преступности. Но люди уже привыкли к мирным реалиям, край постепенно восстанавливается.
Какие национальности живут в Абхазии
Сегодня в Абхазии живут представители 67 народов — абхазы, армяне, русские, грузины и другие. Много грузин и представителей других национальных меньшинств уехало из страны после войны. Большинство местных обитателей имеют российское гражданство, которое получили ещё до момента признания РФ независимости республики.
Официально около 65% населения — православные христиане, 15% — мусульмане. Однако, по результатам исследований Института востоковедения РАН в конце 1990 годов, большая часть жителей на самом деле исповедует традиционную для этого региона религию — абхазский монотеизм.Официальный язык — абхазский, но и русский язык имеет статус официального, поэтому активно используется в учреждениях, в том числе и в государственных.
Культурная жизнь и особенности менталитета
Современная абхазская культура — это своеобразное сочетание традиций христианства и ислама. Абхазия считается восточной страной, а на востоке, как известно, царит культ гостеприимства. У абхазов про это есть даже пословица: «гость приносит семь счастий». Хлебосольство тут — священный закон. Для гостей стараются создать самые комфортные условия, накормить лучшей едой, что есть в доме. Чаще всего хозяин хранит для таких случаев «особые» продукты: вкуснейшее вино, хороший сыр или отличную аджику. Но, по многовековым традициям местных жителей, гостю не следует предлагать хозяину дома деньги или другую плату за приём, поскольку такое поведение может серьёзно обидеть хозяев.Почитание старших и жизнь большими семьями — тоже исконные абхазские традиции. Ещё в прошлом веке обычным явлением были семьи до 30 человек. Сегодня такое встречается редко, однако, часто можно увидеть семью, в которой вместе живут 3–4 поколения родственников. Представители старшего поколения всегда были и остаются самыми уважаемыми.
Праздники тут в основном те же, что и в России. К местным можно отнести Ажьырныхуа — это День сотворения мира и обновления (отмечается 14 января), 26 августа — День признания независимости Абхазии (в этот день в 2008 году Дмитрий Медведев подписал указ о её признании). А 30 сентября главный праздник для жителей страны — День освобождения (независимости) от грузинских войск.
День признания независимости — один из самых значимых праздников Абхазии
В стране есть 2 высших учебных заведения: Абхазский государственный университет и частный Сухумский открытый институт. Работают 4 театра, 5 государственных музеев и 28 библиотек.
Официальные данные: население и уровень жизни
За 2015 год Управление статистики Абхазии предоставило следующую информацию об экономическом положении. ВВП составил 28,5 млрд р. или 0,475 млрд $ — по этому показателю Абхазия находится между странами Микронезия и Тонга (по рейтингу Международного валютного фонда). ВВП на душу населения низкий — 1900 $, при среднемировом показателе 10000 $ и российском 9400 $.
Среднемесячная заработная плата — 9056 р. Прожиточный минимум для трудоспособного человека — 5804 р. Причём официально трудоустроены в стране только 42 тыс. чел. (из 243 тыс. жителей);
Проезд в городском троллейбусе стоит 5 р., в автобусе — 9 р. Стоимость коммунальных услуг: плата за электричество — 0,40 р. за кВт⋅ч, за водоснабжение и канализацию с одного человека в месяц — 37,4 р., 1 баллон с газом — 476 р.
Численность населения
Живёт в Абхазии примерно 243 тыс. человек самых разных национальностей. Большинство из них этнические абхазы. Столица Абхазии — г. Сухум с населением 64 тыс. человек.
Прирост населения за последний год составил 273 чел. Было зарегистрировано 1074 брачных союза и всего 173 развода — довольно низкий показатель.
Сухум — столица Абхазии, город удивительной красоты на морском побережье
Средняя продолжительность жизни
Средняя продолжительность жизни в Абхазии — 73 года (В России — 71 год). Но довольно часто встречаются долгожители, возраст которых более 100 лет. Это объясняется, как правило, климатом и питанием местных жителей. Из-за большого количества лесов и близости моря воздух чистый, а рацион состоит в основном из растительной пищи и кисломолочных продуктов. К тому же здесь почти не едят соль, вместо неё — соусы (например, аджику, соусы из барбариса, алычи).
Восстание и махаджирство
В 1866 году в Абхазии вспыхнуло восстание, волна которого прокатилась от села Лыхны до Сухума. Причиной возмущения стала подготовка к российских властей к проведению крестьянской реформы. Чиновники упустили из виду тот факт, что, в отличие от Грузии, в Абхазии не было крепостнических отношений. После подавления восстания в Абхазии начались репрессии, прошло безоговорочное разоружение народа (были отняты даже кинжалы). Участники восстания оказались сосланными на Крайний Север и в Сибирь. Летом 1867 года еще 20 тысяч абхазов стали махаджирами – переселенцами в Турцию.
Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов абхазы выступили на стороне турок. По окончании войны это повлекло массовые политические репрессии. Абхазы были признаны «виновным» населением, и их поголовно стали отправлять на каторгу или в ссылки в глухие российские губернии. В 1877 году махаджирство достигло пика – страну покинули еще около 50 тысяч абхазов. Ее поселки города практически опустели. Чтобы как-то решить проблему, Абхазию стали заселять другими народами, в первую очередь грузинами (мегрелами), а также греками, русскими, армянами, эстонцами, болгарами, немцами. К концу XIX века абхазы составляли всего 55% от общего числа жителей страны.
Праздники Абхазии
Больше половины жителей Абхазии придерживаются христианских взглядов, около 15% — мусульмане. При этом христиане могут отмечать праздники ислама, мусульмане — христианские. И те и другие далеко не в полном объёме исполняют религиозные ритуалы. У абхазов есть единый, верховный, Бог — Анцва, которого ещё называют Творцом всего сущего.
Сухум — с этим городом в календаре связан отдельный праздник.
Государственные праздники Абхазии совпадают с российским календарем.
Среди национальных праздников:
- 14 января — Старый Новый год, или День сотворения мира
- 21 мая — День памяти жертв Кавказской войны
- 23 июля — День Государственного флага Республики Абхазия
- 14 августа — День памяти защитников Отечества
- 26 августа — День признания независимости Абхазии
- 27 сентября — День освобождения Сухума
- 26 ноября — День Конституции Абхазии
- 11 декабря — Международный день гор в Абхазии
Расскажем о некоторых из них.
Старый Новый год в Абхазии
Когда празднуют: ежегодно в ночь с 13-го на 14 января.
В отличие от россиян, абхазы в этот день не работают. Для некоторых жителей Абхазии этот праздник ценнее обычного Нового года. Другое название праздника — День сотворения мира. Символами праздника стали молот, наковальня и другие инструменты кузнеца.
Считается, что празднику более двух тысячелетий, он языческий и сопровождается жертвоприношением богу кузнечного ремесла Шашвы — самому сильному из божеств. Архаический ритуал в наши дни соблюдают в основном в деревнях.
Ритуальную часть праздника соблюдают в основном в деревнях. Фото: Saulich Elena / Shutterstock.com
Все родственники собираются вместе в кузне. Если девушка покинула семью по любой причине, то присутствовать в кузне ей нельзя. Если она вышла замуж, то не может присутствовать и вся её семья.
После захода солнца приносят в жертву козу, реже — молодого бычка. Главное, чтобы животное было без пятен и старше двух лет. Кроме того, режут по одному петуху для каждого гостя.
День флага в Абхазии
Когда празднуют: ежегодно 23 июля.
Государственный флаг Республики Абхазия утвердил Верховный Совет страны 23 июля 1992 года с решением о прекращении действия Конституции Абхазской АССР 1978 года и восстановлении Конституции ССР Абхазии 1925 года. Отмечают этот день с 2005 года.
Гостеприимство абхазов отражает даже флаг. Белая ладонь на красном фоне — символ государственности, который означает доброжелательный приём гостей. Звёзд над ладонью семь — по количеству основных областей Абхазии. Зелёные полосы на флаге — символ духовности, а белые полосы — про молодость и жизнь.
Зелёные полосы на флаге — символ духовности, а белые полосы — про молодость и жизнь.
Праздник отмечается народными гуляниями с флагами. Организуют концерты, конные и факельные шествия. Люди выходят на улицы в национальных костюмах.
Международный день гор в Абхазии
Когда празднуют: ежегодно 11 декабря.
Было бы странно, если бы в Абхазии, стране, 75% территории которой покрыто горами, не отмечали Международный день гор. Праздник установила в 2003 году Генеральная Ассамблея ООН
Она призвала устраивать в этот день различные мероприятия, чтобы привлечь внимание к проблемам развития горных регионов планеты
75% территории страны — горы. Неудивительно, что им посвящен отдельный праздник.
В Абхазии четыре крупных горных хребта: Гагрский, Чхалтский, Кодобский и Бзыбский. Самая высокая точка абхазской земли — гора Домбай-Ульген, 4046 м над уровнем моря.
В Абхазию едут за горами, озёрами, каньонами, пещерами, водопадами и замками. Но и нравы абхазов — как отдельная уникальная достопримечательность. Теперь ты многое знаешь об абхазах и их культуре, и твоё путешествие заиграет новыми красками.
Некоторые занятия и черты быта абазин
Абазины занимались земледелием и скотоводством. В том числе, отгонным (основанном на сезонных перегонах скота – прим. ред.), как и абхазы. В своих садах абазины выращивали яблони, груши, кизил, барбарис и фундук
Важной отраслью хозяйства было пчеловодство. Обязанностью женщин считалась обработка шерсти и шкур
Кружка или горшок керамический.Средние века. Найдено в окрестностях села Эльбурган
Этнографический музей Бибаркт
Керамический сосуд. Предположительно 2000 лет. Найден у подножия Башни Адиюх Абазински, район КЧР
Этнографический музей Бибаркт
Жернова ручные, каменные. 18 век
Этнографический музей Бибаркт
Мужчины занимались обработкой дерева, металла, камня. В почете были кузницы, которые изготовляли, в том числе, и оружие – кинжалы и ножи.
Веретено. 19-20 век. На одном из предметов каменный утяжелитель
Этнографический музей Бибаркт
Элементы женских украшений и знаков отличия бронзовый век. Фрагмент боевого топора средних веков. Найден в окрестностях аула Эльбурган директором этнографического музея Бибаркт Мухамедом Туковым
Этнографический музей Бибаркт
Традиционное жилище абазин – круглые дома из плетня. В конце XIX столетия у абазин появились саманные и деревянные рубленые дома под железной или черепичной крышей. Традиционная усадьба включала один или несколько жилых домов, в том числе, помещение для гостей, а также комплекс хозяйственных построек.
Столик обеденный
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба
Фасолемешалка
Абхазский Государственный Музей / Наала Авидзба
Национальная кухня абазин богата блюдами из баранины, говядины и птицы, а также изделиями из молочных и растительных продуктов. Известное абазинское блюдо квтужьдзырдза – мясо курицы под густым соусом.
Входит ли в состав других государств?
Небольшая республика граничит только с двумя государствами: Россией и Грузией. При пересечении границы действуют правила, характерные для независимых государств.
Абхазская республика — это РФ или заграница?
Республика Абхазия не является частью Российской Федерации, никогда на это не претендовала, в отличие от республики Южная Осетия, и вряд ли когда-нибудь войдет в состав, так как не стремится к этому. Россия признает независимость и государственный суверенитет республики и не стремится присоединить ее к себе.
Граница Абхазии и России проходит по реке Псоу, разделяющей Краснодарский край РФ и Гагрский район Абхазии. Далее граница проходит по Кавказскому хребту. Граница Абхазии и Грузии проходит по реке Ингури по территории Гальского района и высокогорью в Очамчирском районе Абхазии.
В то же время, из-за близости Адлера к границе с Абхазией, некоторые ошибочно полагают, что Адлерский район принадлежит республике, а не России. Развеем сомнения: Адлер входит в состав города Сочи, соответственно, России, не является и никогда не являлся частью Абхазии.
Если вы собираетесь на отдых к морю, то вам будет интересна эта статья, где вы найдете полный список необходимых в путешествии вещей.
Отношения страны с Российской Федерацией
В современной политологии Абхазия признается государством-клиентом Российской Федерации. Россия обеспечивает безопасность Абхазии, защиту республики на международной арене, оказывает политическое, культурное и экономическое влияние на Абхазию.
Доходная часть бюджета республики во многом обеспечивается дотациями из российской казны. В Гудауте открыта военная база РФ, Россию и Абхазию связывают более 90 межгосударственных и межправительственных договоров.
В то же время внутриполитическая жизнь республики во многом отличается независимостью, прямое давление на нее со стороны России отсутствует.
Относится ли к Грузии?
В международном праве действуют 2 принципа, противоречащих друг другу, это:
- Право народа на самоопределение;
- Принцип целостности государства.
Таким образом, независимость государства от Грузии на международной арене не может однозначно определяться правом и устанавливается документами ООН и подтверждением независимости странами, входящими в эту организацию.
Независимость Абхазии от Грузии признали 4 международно признанных государства:
- Россия;
- Никарагуа;
- Венесуэла;
- Науру.
Признало независимость, но отозвало свое решение Тувалу.
Государство Вануату многократно признавало независимость Абхазии и многократно отказывалось от своего решения, так что позиция этой страны по Абхазии не ясна и не отличается последовательностью. Для международного сообщества и для большинства влиятельных стран Абхазия остается частью Грузии, неконтролируемой центральными властями и оккупированной Россией.
Таким образом, можно назвать Абхазию частично признанным государством, его признание имеет сильные ограничения, единственным влиятельным государством или страной-соседом, признавшим независимость республики, является Россия. Паспорта Республики Абхазия в мире не признаются, для посещения других стран жителям Абхазии приходится использовать паспорт РФ.
Раннее средневековье
С IV по VI в. абхазские земли входили в западно-грузинское Лазское го-сударство на правах княжества. В это же время побережье оказалось внутри сферы интересов Византиии. Византия старалась поддерживать древние антич-ные колонии. Особенно активно эта по-литика проводилась в VI в., в правление императора Юстиниана I. Он заново отстроил Себастополис. Одновременно начинается и распространение христианства в Абхазии. Византия, противо-стоявшая Ирану, была заинтересована в пропаганде своей веры. Расчетливые константинопольские политики отлично понимали, что вера – мощный объединяющий фактор – единоверцы всегда потенциальные союзники (и наоборот), а в союзниках они нуждалась. Первые христианские храмы и общины появи-лись тут еще в IV в., но располагались они на территории римских крепостей. После того как христианство в 527 г. стало официальной религией, храмы распространились по всей стране. В то же время местные жители всегда стре-мились минимизировать влияние Византии.
В VII в. у границ Абхазии появляется новый враг – арабы. В том же веке араб-ские войска захватили Лазику, в начале VIII в. – крепости по Кодорскому ущелью, в 30-х годах осадили Анакопию.К VIII в. на основе объединения абазгских и апсильских племен фор-мируется абхазское царство.В VIII–IX вв. оно уже существовало как самостоятельная государствен-ная единица. Это была эпоха расцвета. Росли города, строились крепости и храмы. С тех времен сохранилось много построек, что говорит о высоком уровне строительных технологий. Были построены Моквский со-бор, Лыхненский храм, Хашупская крепость и т.д.Влияние Абхазского государства распространялось на значительную территорию современной Грузии. Но 982 г. стал последним годом его существования. После смерти бездетного абхазского царя Феодосия Слепого государство по наследству перешло к его племяннику Баграту III – правителю Картли. С тех пор Абхазия была подчинена Картли на правах княжества. Объединение это произошло мирно, без войн и оружия. Позднее Баграт III присоединил еще ряд земель, про-славившись как царь-объединитель Грузии. Столицей его государства стал г. Кутаиси, остававшийся в этом статусе до середины XII в.
Но тогдашняя Грузия не была цен-трализованным государством. Она и Грузией стала называться позднее, а в те времена именовалась «царством абхазским и картлийским». Местные феодалы имели большое влияние.
XIII в. был веком междоусобной феодальной борьбы.