Транссибирская магистраль

Байкало-Амурская магистраль

БАМ (Байкало-Амурская магистраль) является одной из крупнейших в мире железнодорожных дорог. Ее протяженность составляет 4,3 тыс. км. БАМ проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов.

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) проходит через Тайшент, затем тянется до Советской Гавани по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, Бурятии, Якутии и Хабаровского края.

Эта дорога проходит через территории с суровыми природно-климатическими условиями, через районы вечной мерзлоты и высокой сейсмичности (до 9 баллов). Магистраль пересекает несколько горных хребтов и крупных рек, включая Амур. Более 30 км маршрута из-за сложного рельефа проходит через тоннели.

По версии Lonely Planet, именно Байкало-Амурская магистраль входит в тройку самых удивительных железнодорожных маршрутов мира.

Издательство, выпускающее знаменитые путеводители, отмечает, что БАМ построили позже знаменитого Транссиба, но виды по маршруту открываются ошеломляющее, а сам БАМ «холоднее, дальше, и там почти нет туристов».

Прокладывать БАМ начали в 1932 году, но затем строительство было заморожено вплоть до 1970-х годов. Восточную и западную части дорог соединили в 1984 году. В 2003 году было открыто движение по Северомуйскому тоннелю.

Магистраль открыла для России второй выход к Тихому океану. Участок между забайкальским городом Могоча и амурским городом Сковородино считается «полюсом холода» Транссиба.Самая западная станция магистрали на территории Амурской области – Ерофей Павлович, самая восточная – Кундур-Хабаровский.

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) проходит через…

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) проходит через многие города, а ее столицей считается город Тында. Это самый северный город Приамурья (город находится к 880 км к северу от Благовещенска). Путь на поезде из столицы Приамурья будет более 16 часов на поезде (актуальное расписание и стоимость билетов уточняйте на сайте https://pass.rzd.ru/), на автомобиле или автобусе дорога займет от 9 до 12 часов.

Вокзал Тынды является самым большим по площади во всей Амурской области (4 тыс. кв. м). Железнодорожный вокзал был открыт в 1986 году.

Здание вокзала часто называют «белым лебедем». Оно, действительно, чем-то похоже на птицу, распахнувшую крылья. «Клюв» же расположен между двух 48-метровых башен, которые возвышаются над поездами.

Недалеко от вокзала находится Музей истории БАМа. Здесь можно узнать о строительстве и эксплуатации легендарной железной дороги России. А в зале этнографии есть экспозиция, посвященная коренному населению, эвенкам.

Адрес: г. Тында, ул. Спортивная, 22

Телефон: +7 (4165) 65-16-44

Сайт: https://muzbam.amur.muzkult.ru/about

Планы на реконструкцию

О необходимости реконструкции Транссиба и БАМа было заявлено на совещании у президента РФ Владимира Путина по вопросам модернизации железных дорог в июле прошлого года. На реконструкцию БАМа и Транссиба ОАО «Российские железные дороги» и правительство РФ намерены направить до 2018 года 562 млрд руб., из них 150 млрд руб. выделяется из ФНБ, 110 млрд руб. — в виде прямых бюджетных инвестиций, еще около 300 млрд руб. планируется привлечь через инвестпрограмму РЖД. В целом, по минимальным подсчетам, реализация проекта требует 900 млрд руб. вложений. Однако, по заявлению президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, реальный объем необходимых инвестиций достигает 1,5 трлн руб. При выполнении проекта к 2020 году предполагается обеспечить пропуск грузопотоков до 55 млн тонн в год при сегодняшних 16 млн тонн. Как показали предварительные результаты ТЦА, экономический эффект от реализации проектов реконструкции БАМа и Транссиба оценивается инвесторами в размере 100 млрд руб.

Постановление правительства РФ, которое позволяет использовать средства Фонда национального благосостояния на модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.

Подготовиться[править]

Ваша подготовка к путешествию на поезде дальнего следования зависит от того, насколько далеко вы собираетесь ехать. Транссибирская магистраль по умолчанию предполагает длительное путешествие. Если вы никогда не покидали Европейскую Россию и максимально, куда вы ездили, так это на Чёрное море, то это означает только то, что вы просто почти ничего не видели и толком не знаете собственную страну. Но это не страшно. Путешествие по Транссибу принципиально мало отличается от любой длительной поездки, хотя и есть свои особенности.

Сразу определимся, что скорый фирменный поезд «Москва-Владивосток» — это не самый лучший вариант путешествия с точки зрения скорости перемещения и расходуемых денег. Стоимость билета в купе этого поезда сравнима со стоимостью авиабилета в эконом-классе, только в поезде вам придётся ещё несколько дней чем то питаться, а это тоже расходуемые деньги. Так что если вы не хотите хлебнуть романтики, то оптимальным всё же будет перелёт на самолёте в несколько часов, а не лежание на полке в несколько суток.

Итак, вы всё-же решили проехать поездом через всю Россию. Что для этого надо?

В первую очередь составьте подробный план поездки от начала и до конца. План с запасными вариантами облегчит жизнь и сократит Ваши финансовые расходы, а также нервы. Поверьте, нет ничего весёлого в том, что Вы в абсолютно незнакомом городе или таёжном посёлке начнёте дёргаться в поисках решения неотложной проблемы. Затем по максимуму озаботьтесь с билетами по маршруту движения. Приобретайте все возможные билеты заблаговременно, так как через месяц-два обстановка может поменяться, и купить билет на месте может быть проблематично.

План составлен, поездка продумана до мелочей. Вещи собраны и упакованы. Завтра отправление поезда. Что ещё взять с собой в дорогу?

Если вы непритязательны к быту и питанию, то ничего больше Вам не надо. В вагоне поезда будет предоставлено бельё, горячее питание, чай-кофе, газеты и журналы, возможно будет работать телевизор или орать радио. Прада, бывают разные варианты, которые тоже нельзя исключать. Большинство бюджетных путешественников (считающих деньги) рекомендуют взять с собой:

  • Небольшой нож, можно складной. Может пригодится для нарезки хлеба, колбасы и т.п., а также в других бытовых случаях
  • Ложка и вилка. Просто на всякий случай, типа перекуса на газоне за вокзалом
  • Кружка из металла или термостойкого пластика
  • Тапки или шлёпанцы. В поезде выдают матерчатые недоразумения, совершенно неудобные
  • Легкую одежду по сезону, типа простеньких штанов и футболки. В этом Вы будете ходить по вагону несколько дней, а возможно и спать
  • Мыльно-рыльные причиндалы. В поезде выдают одноразовую щётку и пасту, но правильнее будет озаботится своими
  • Планшет или небольшой ноутбук с фильмами и игрушками. Смотреть в окно интересно, но рано или поздно надоедает
  • По паре газет и журналов, книжки (если любите читать). На первое время хватит, потом ещё докупите без проблем
  • Сумма наличных денег. Забудьте про карточку, Вам она не понадобится несколько дней.
  • Не забудьте все зарядки для своих гаджетов! Ещё будет не лишним взять обычный тройник для розетки, так как розеток в вагоне на всех не хватает

По поводу питания. Кушать самостоятельно в вагоне-ресторане дорого. Если вам в кассе предлагают билеты с питанием, то это хороший вариант, не отказывайтесь. Три раза в день контейнеры с горячей едой развозят по вагонам. В первую очередь обеспечивают тех, у кого билеты с питанием, а потом за наличные деньги оставшееся продают всем желающим. Желающих обычно больше, чем еды… Также пассажирами практикуется перекус сублимированными продуктами, обычно дешёвой лапшой и картошкой, благо кипяток есть всегда и бесплатно. Опытные люди хорошо знают, что 50 грамм обезвоженной лапши — это сущая ерунда с точки зрения питательности, плюс она быстро приедается. В лапшу хорошо добавить кусочки колбаски или сосисок, майонез, и тогда это уже похоже на еду. Так что не лишним будет озаботится своим доппайком.

Предметы и продукты, которые Вам понадобятся в поезде, лучше складывать в отдельную сумку или пакет.

Также есть такой нюанс, который совершенно не знаком людям, ездящим из Питера в Крым (это к примеру, и без обид). Поезд, идущий вдоль страны, ежедневно пересекает часовые пояса. Если вы едете из Москвы на Дальний Восток, то к концу путешествия у людей нарушаются биологические часы, то есть весь вагон спит до обеда, а потом народ шарахается по вагону до глубокой ночи. Но распорядок в вагоне привязан к местному времени, так как не все едут из конца в конец, часть пассажиров садится и выходит. Так что может есть смысл озаботится небольшим фонариком, чтобы читать книжки не мешая спать соседям по купе.

Состав и направление основных грузопотоков

Основные грузы, которые транспортируются по Транссибирской магистрали, включают в себя:

  • не только сырую нефть и нефтепродукты, но и продукты переработки;

  • по этой дороге перевозится бурый и каменный уголь;

  • древесина как в виде кругляка, так и в обработанном виде;

  • доставляются потребительские товары в широком ассортименте;

  • перевозится большое количество транспортных средств.

Перевозка грузов функционирует, в основном, по следующим маршрутам:

  • потребительские товары и техника поставляются из Европейской части в Сибирь;

  • в центральные части страны вывозят нефть, уголь и лес;

  • существенную часть перевозок занимает поставка различных товаров из Китая, а также поставка российских товаров в Китайскую Народную Республику;

  • по этой дороге поставляются не только российские грузы, но и осуществляется товарооборот между Китаем и Европой.

Транссибирская магистраль самостоятельно

Вообще есть такая цель у многих иностранцев — преодолеть транссиб в плацкартных вагонах. Есть даже такой путеводитель от Lonely Planet и одноименная группа на сайте каучсерферов, где постоянно кто-то из иностранцев отправляется в путь длинной почти десять тысяч километров. Сразу такое жесткое погружение в Россию (плацкарт) и в её размер. И знаете что? Это действительно увлекательнейший маршрут.

Как можно путешествовать по нему? Я вижу два способа: для тех у кого нет времени, и для тех кто действительно хочет посмотреть страну и возможно даже понять её. В первом случае достаточно купить один билет на поезд Москва-Владивосток, цена которого на 2015 год составляла 8100 рублей в плацкартных вагонах и 14570 руб в купе, что вполне не дорого:

Что вы увидите в данном случае? Степь, сопки, горы, деревья. Огромное количество деревень. Еще вокзалы крупных городов и постоянно сменяющиеся лица в вагоне. Вы подружитесь с проводницей, ведь вам с ней ехать целых 6 дней. Это кстати самый «быстрый» поезд Транссиба — № 1/2 «Россия», сообщением Москва — Владивосток. Он проходит Транссиб за 6 суток 2 часа (средняя скорость 64 км/ч). Если стоит цель: преодолеть транссибирскую магистраль — способ вполне действенный. Но если хочется посмотреть Россию — выбирайте второй вариант и делайте остановки в интересующих вас городах по пути. Да, выйдет дороже, но поверьте (и сейчас прочитаете) — это того стоит.

Границы железных дорог по главному ходу Транссиба

1. Московская ж.д., 0 – 112 км: Москва – Александров-1
2. Северная ж.д., 113 – 817 км: оп Мошнино – Ярославль-Гл. – Данилов – Буй – Шарья – Свеча
3. Горьковская ж.д., 818 – 1223 км: оп Юма – Котельнич-1 – Киров – Балезино – оп 1217 км
4. Свердловская ж.д., 1224 – 2561 км: Чепца – Пермь-2 – Екатеринбург – Камышлов – Тюмень – Ишим – оп 2557 км
5. Западно-Сибирская ж.д., 2562 – 3712 км: Называевская – Омск – Барабинск – Новосибирск – Тайга – оп 3704 км (в 1997 г. присоединена Кемеровская ж.д.)
6. Красноярская ж.д., 3713 – 4489 км: Мариинск – Ачинск-1 – Красноярск – Иланская – оп Новониколаевский
7. Восточно-Сибирская ж.д., 4490 – 5783 км: Юрты – Тайшет – Зима – Иркутск – Слюдянка-1 – Улан-Удэ – оп 5780 км
8. Забайкальская ж.д., 5784 – 8077 км: Петровский Завод – Чита-2 – Шилка – Чернышевск-Заб. – Могоча – Сковородино – Белогорск – Журавли
9. Дальневосточная ж.д., 8078 – 9289 км: Архара – Биробиджан – Хабаровск-1 – Вяземская – Ружино – Уссурийск – Владивосток

* Красным цветом выделены стыковые станции с соседними железными дорогами.

Нестандартные участки. Грузовые обходы.

Обычно считается, что Транссибирская магистраль на всем своем протяжении двухпутная (имея в виду главный пассажирский ход, через Екатеринбург – Киров – Буй – Ярославль). Почти везде это так, но все-таки есть и исключения из этого правила: как минимум 6 участков, где она трехпутная, 4 четырехпутных участка и 7 участков, где магистраль однопутная. Многопутные вставки находятся в основном там, где имеется интенсивное грузовое или пригородное движение электропоездов, а у однопутных вставок (кроме одной) имеются альтернативные грузовые обходы. Вот они по состоянию на середину 2006 года:
Четырехпутные участки: Москва-Ярославская – Мытищи (18 км), Екатеринбург-Сортировочный – Екатеринбург-Пассажирский – Путевка (17 км), Батарейная – Иркутск-Сортировочный (7 км), Белогорск – Белогорск-2 (6 км).
Трехпутные участки: в районе Москвы – Мытищи – Пушкино (12 км); перед Новосибирском – Коченево – Обь (33 км); в Красноярске Енисей – Злобино (7 км); в районе Иркутска – Черемхово – Батарейная (116 км), Гончарово – Большой Луг (18 км); через Кижинский перевал – Затяжной – Кижа (21 км), через Яблоновый перевал – Тургутуй – Яблоновая (13 км).
Были разобраны до двухпутных в 90-х годах: за Иркутском – Большой Луг – Рассоха (6 км); Кижа – Петровский Завод (19 км).
Однопутные участки: Ост. пункт 361 км – Буй (88 км), Чухломинский – Ломовская (3 км), Киров – Поздино (12 км), Левая Обь – Правая Обь (2 км), Хор – Хака (6 км), Пост 1560 км – Дальнереченск-1 (6 км), Ружино – Лесозаводск-1 (7 км).
Так что не менее 124 км главного хода Транссиба – однопутная дорога, 220 км – трехпутка, а 48 км – даже четырехпутная дорога!

Грузовые обходы.

1. Обход Кирова: Лянгасово – Поздино (16 км). Короче главного хода на 10 км.
2. Обход Свердловского узла: Хрустальная – Решеты – Седельниково – Арамиль – Косулино (77 км). Длиннее главного хода на 14 км.
3. Обход Омска: Иртышский мост – Московка (16 км), по южной окраине города. Длиннее главного хода на 2 км.
4. Чикское разветвление: западнее станции Чик третий путь отходит от остальных до 1 км.
5. Обход Новосибирска: Обь – Клещиха – Инская – Жеребцово – Сокур (66 км). Длиннее главного хода на 13 км.
6. Обход Красноярска: Бугач – Красноярск-Северный – Зыково (41 км).  Длиннее главного хода на 2 км.
7. Обход Тайшета: пройдет с юга. Строится.
8. Обход Иркутска: Иркутск-Сортировочный – Гончарово (21 км). Короче главного хода на 6 км.
9. Облученское разветвление: западнее станции Облучье на протяжении 2 км чётная и нечётная линии описывают петли разного радиуса, отдаляясь друг от друга примерно на 1 км. Нечётное направление на 2 км длиннее, на нём имеются километровые столбы 8189А и 8189Б.
10. Обход Амурского моста в районе Хабаровска: Покровский – тоннель под Амуром – 8520 км. Длиннее главного хода на 1 км. Используется также для нечётных пассажирских поездов.
11. Обход Хорского моста: Кия – Аскан – Подхоренок (16 км). Равен главному ходу по километражу. Используется также для нечётных пассажирских поездов.
12. Бикинское разветвление: южнее Бикина на протяжении 6 км чётная и нечётная линии проходят по разным берегам реки Бикин. Равны по километражу.
13. Обход Дальнереченска: Эбергард – Дальнереченск-2 – Пост 1571 км (28 км). Длиннее главного хода на 8 км.
14. Обход Уссурийского моста: Ружино (восточная горловина, 8931 км) – Лесозаводск-2 – Блокпост 1634 км (11 км). Длиннее главного хода на 1 км. Используется также для нечётных пассажирских поездов, мост через Уссури расположен на 6 км.

Если вы знаете еще нестандартные участки Транссиба, напишите нам, пожалуйста.

Расположение Транссибирской магистрали

Поезд отправляется из Москвы, пересекает Волгу, а затем сворачивает на юго-восток в сторону Урала, где он — примерно в 1800 километрах от Москвы — минует границу между Европой и Азией. Из Екатеринбурга, крупного индустриального центра на Урале, путь лежит в Омск и в Новосибирск, через Обь — одну из могучих сибирских рек с интенсивным судоходством, и далее к Красноярску на Енисее. Затем поезд идет в Иркутск, преодолевает горный хребет по южному берегу Байкала, срезает угол пустыни Гоби и, миновав Хабаровск, берет курс на конечный пункт трассы — Владивосток.

На Транссибе расположено 87 городов с населением от 300 тысяч до 15 миллионов человек. 14 городов, через которые проходит Транссибирская магистраль, являются центрами субъектов Российской Федерации.

В регионах, обслуживаемых магистралью, добывается более 65% производимого в России угля, осуществляется почти 20% нефтепереработки и 25% выпуска деловой древесины. Здесь сосредоточено более 80% месторождений основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов.

На востоке, через пограничные станции Хасан, Гродеково, Забайкальск, Наушки Транссиб обеспечивает выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая и Монголии, а на западе, через российские порты и погранпереходы с бывшими республиками Советского Союза — в европейские страны.

Дружба с Китаем. Не все начинания хорошо заканчиваются

Предложение министра финансов С. Ю. Витте было встречено благосклонно и после создания в 1895 году Русско-китайского банка, в 1896 году было подписано соглашение с правительство Поднебесной о строительстве Китайско-восточной дороги через территорию Манчжурии. Работы по возведению путей протяженностью в 3016 километров закончились в 1903 году.

Казалось бы, дорога строительство почти завершено, оставался только участок на побережье Байкала, который необходимо закончить, поскольку переправа не справлялась с растущими потребностями перевозок людей и грузов. И действительно, вдоль железной дороги в Манчжурии появлялись новые города за счет переселенцев из других областей Китайской империи. В итоге перенаселение привело к тому, что китайцы стали переезжать в регион Приморского края. Это обеспечивало территорию недостояющей рабочей силой.

Но в 1905 году в войне с Японией Россия потерпела поражение, и большую часть железной дороги, проходящей через Манчжурию, обязалась передать победителю (согласно Портсмутскому договору). Однако такая потеря только способствовала тому, что необходимо было построить Амурскую железную дорогу, чтобы соединить Уссурийский и Забайкальский участки Транссибирской магистрали.

Направление самой длинной железной дороги в мире

История магистрали началась с того, что решался вопрос о направлении, в котором будет выстроена железная дорога. 

План работ составлялся на основе выбора одного из маршрутов:

  1. Северное включало в себя дорогу через Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Тюмень. Также подразумевалось строительство ветки дороги на Ирбит.

  2. Центральное представляло собой железнодорожный путь от Перми через Кунгур, Екатеринбург, Шадринск. Конечным пунктом предполагалось сделать Белозерскую слободу, которая расположена на Тоболе.

  3. Южная дорога имела своё начало в Сарапульском уезде. Далее она должна была следовать в Екатеринбург и Тюмень.

Также были проведены изыскания, в результате которых предложены ещё три основных направления. После тщательного рассмотрения всех вариантов был сделан вывод о том, что для обоснованного выбора недостаёт данных.

Далее рассматривалось ещё несколько вариантов. В результате окончательное решение было принято Александром III и утверждено 15 (27) февраля и 21 февраля (5 марта) 1891 года. Был утверждён вариант, предусматривающий, что Самарско-Златоустовская дорога будет продлена до пункта Миасс и далее до Челябинска, который в дальнейшем стал начальным пунктом западного участка этого пути.

На сегодняшний день у этой дороги имеются 3 направления:

  1. Северное начинается в Москве и проходит через Тайшет, Северобайкальск, Тынду и оканчивается во Владивостоке.

  2. Новое направления стартует из Москвы, проходит через Нижний Новгород и Киров. После Екатеринбурга проходит через Тюмень, Омск и Новосибирск. Затем продолжается через Тайгу, Красноярск и Тайшет. Далее проходит через Иркутск, Улан-Удэ, Хабаровск и доходит до Владивостока.

  3. Поезда, направляющиеся по южному направлению из Москвы, следуют в Муром, Арзамас и Казань. После Тюмени они идут в енисейском направлении через Барнаул, Новокузнецк и Абакан. Далее через Улан-Удэ и Читу попадают в Хабаровск, а затем во Владивосток.

Остановки в городах по пути.

Я сделал 11 остановок в городах следования, посмотрев тем самым 13 городов. Сейчас я вам расскажу (и покажу фотки) в каких городах вам стоит задержаться подольше, а какие можно проехать даже без остановки. Начнем с времени года. Я настоятельно рекомендую отправиться в эту поездку из Москвы в середине лета, чтобы приехать во Владивосток уже в начале осени. Почему так? Потому что например озеро Байкал прогревается в августе, а в приморском крае тепло наступает в сентябре. Так что стартовать я рекомендую в конце июля из Москвы, и выделить на это путешествие полтора-два месяца, чтобы детально посмотреть на всю Россию.

Москва

Если вы сами не москвич, то посмотреть город можно за 3-5 дней. Прочувствовать её получится уже с первых минут Город большой, поэтому каждый здесь найдет места для себя. Это и тихие парки, это и дух древности на станции метро Коломенская, конечно же дух современности в виде Москва-Сити и куча мест абсолютно на разный вкус и аппетит. Для меня она знакома вот в таких тонах:

Что скажу про город, и это будет моим личным впечатлением: Москва — это fast city. Здесь можно конечно жить более размеренно, но хватит вас недели на две. Потом вы тоже превратитесь в вечно спешащего пешехода, который закрывается от любых внешних проявлений в себе. Люди здесь закрытые, и их много. Город конечно же красивый, но красота теряется и совсем не бросается в глаза из-за обилия рекламы, машин, и вывесок на зданиях. Все сливается в один большой поток и глаза перестают выискивать интересное архитектурное сооружение, ожидая увидеть там рекламу и вывески магазинов.Что посмотреть в Москве: Метро «Площадь революции», Красная площадь, Крымская набережная, Воробьевы горы, Москва-Сити, парк Горького, Коломенское.

Казань

С первых минут в этом городе я был погружен в настоящий шок: город невероятно красив, чист, ухожен, а еще здесь невероятно большое количество студенток. Красивых студенток Гуляя же по городу (а на осмотр его я советую выделить 5-7 дней) меня не покидало чувство, что я вовсе не в России, а в самой настоящей Европе:

Люди открытые, дружелюбные. Из-за большого количества молодежи в городе, а еще и прошедшей универсиады — город современный, и очень адаптирован для туристов. Поэтому иностранцев в городе полно, но все они какие-то классные. Город тихий, спокойный.Что посмотреть в Казани: Здание Колокольни Богоявленского Собора, Казанский Кремль, Кул Шариф, «Дворцовая» набережная, улица Петербургская, татарская деревня Туган Авылым, озеро Кабан:

Пермь

Неоднозначный город. За три дня можно излазить вдоль и поперек и еще съездить в кунгурские пещеры. Вроде и красив, но не цепляет. Вроде и велодорожки есть, и «зеленая» линия для туристов, но вот идешь ты по ней, или едешь на велике… и как-то сливается всё. Нет сильно броских зданий. Район с надписью «Счастье не за горами» понравился мне больше всего:

С высоты город тоже ничем особым не выделяется, хотя сейчас хотят построить «вторую» останкинскую башню:

Что посмотреть в Перми: поющие фонтаны, частный музей самолетов, музей военной техники, порекомендую ресторан «Хуторок» и кафе-самолет (это я в кабине, в салоне можно кушать):

Екатеринбург

Город конечно интересный, мне запомнился различными памятниками и скульптурами. Не Осло конечно, но тоже интересно погулять, встретить памятник клавиатуре, Майклу Джексону и т.п:

Очень советую посмотреть город со смотровой площадки здания Высоцкий. Ну и просто погулять по городу, по местному арбату. Дней трех вам хватит на этот город. И да, пользуйтесь метро, так быстрее

Томск и Транссиб

12 ноября 1689 года был издан царский указ, повелевающий соединить Центральную Россию и Сибирь. Тракт начал прокладываться лишь с 1730 года. К тому времени Томск уже успел стать крупным центром ремесленного производства, поэтому тракт прошёл через Томск.

Это был первый сухопутный путь в крае. Ежегодно по Московскому тракту (улица в Томске) проходило около ста тысяч повод, проезжали десятки тысяч ямщиков. Город расцветал. Сюда стали приезжать переселенцы с Юга России. Извозный промысел стал “градообразующим”. В XIX веке в Томске количество лошадей превышало количество населения. Не случайно более ста лет гербом Томской губернии была стоящая на дыбах лошадь на зелёном поле.

По первоначальному проекту Сибирская железная дорога должна была начинаться в Томске и заканчиваться в Иркутске. От Урала до Томска грузы должны были поступать летом по рекам. Поступать летом по рекам. На окраине Томска, на Иркутском тракте, недалеко от тюрьмы, было уже отведено место для станции Томск. Однако этот проект был заменен другим, который предусматривал строительство дороги от Челябинска до Владивостока, и дорога должна была пройти через Томск. Переход через реку Объ предполагалось построить вблизи старинного сибирского городка Колывань, у заимки Чаус. Но детальное исследование местности показало, что пойма Оби в этом месте очень широкая, берега низкие и болотистые, во время во время весенних паводков река заливает обширные пространства. Для того, чтобы построить в этом месте мост, предстояло с обеих сторон насыпать и укрепить высокие дамбы протяженностью свыше семи верст. Стоимость этого перехода через Объ была очень велика. Продолжая исследования, проектировщики нашли на Оби, заимки Кривощеково, наиболее приемлемое место. Узкий свор реки и скалистые берега позволяли построить тут мост быстро и с гораздо меньшими затратами. Тогда и был изменен первоначальный проект и принято решение строить мост в районе Кривощеково, а далее дорога пошла прямо на восток, минуя Томск. Гласные города Томска и купцы дважды обращались к царю с просьбой изменить проект дороги и пустить ее через Томск. Свою просьбу они мотивировали тем, что Томск – старинный сибирский город, один из центров сибирской культуры и торговли и что он весьма нуждается в прямой и прочной связи со столицей. К петиции были приложены подробные справки о торговых оборотах томского купечества за последние годы.
Документ был направлен министру финансов С.Ю. Витте, который тогда практически решал все вопросы, связанные с расходом средств из казны. Он ответил томичам, что вести железную дорогу через Томск экономически невыгодно и что в ближайшем будущем от станции Тайга до Томска будет проложена ветка, которая даст Томску выход на центральную магистраль. После повторной жалобы томичей, которая опять-таки была направлена Витте, он ответил более подробно. Он писал, что если дорога пойдет через Томск, то длина ее увеличится на 90 верст. Помимо того, в несколько раз возрастает стоимость строительства моста через Объ в районе Колывани. Кроме того, геологическое строение местности, в случае направления дороги через Томск, будет значительно сложнее, потребует увеличения расхода на строительство полотна дороги на 4 миллиона рублей. Стоимость же строительства ветки от Тайги до Томска, вместе с локомотивами и подвижным составом, не превысит двух миллионов. Что же касается значении Томска как торгового центра, то, писал Витте, таким центром сделал его Московский тракт, значение которого со строительством железной дороги существенно уменьшается. Создавать искусственно торговые центры России нет никакой надобности.

В 1898г. была построена ветка «Тайга-Томск» протяженностью 88 верст. Строилась ветка в основном силами заключенных томских тюрем, которым каждый день работы на строительстве ветки засчитывался за два дня заключения. Кроме того, работавших на строительстве дороги заключенных значительно лучше кормили, работали они на чистом воздухе, имели относительно больше свободы. Это способствовало тому, что многие старались попасть в строительные команды и работали хорошо.

Вокзал “Томск” открыли 17 июля 1896 года, а первый поезд прибыл в Томск 22 июля и был приурочен ко дню именин Марии Фёдоровны. Парадный поезд, убранный зеленью и флагами, состоял из семи вагонов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector