Альтамира (пещера)

История обнаружения и признания

Пещеру нашел во время охоты Модесто Кубиллас — его собака застряла в трещине между скалами, он подошел, чтобы освободить ее. О своей находке Модесто сообщил местному богатому землевладельцу Саутуола; тем не менее, до 1875 пещера не посещалась, так как не вызвала особого интереса. Но летом 1879 землевладельцу пришло в голову исследовать полость с целью найти там кости или другие останки, подобные которым он увидел на выставке в Париже.

Он вошел туда с восьмилетней дочерью Марией, и девочка скоро воскликнула: «Смотри, папа, быки!» Также именно она первой дошла до бокового зала, где увидела еще несколько рисунков на потолке. Ее отец был поражен огромным количеством изображений животных; вскоре он опубликовал иллюстрированную брошюру, в которой рассказывалось о пещере. Позднее тезисы об этом историческом объекте были изложены в Мадридском университете профессором геологии Хуаном Виланова.

Живописная пещера подняла вокруг себя массу ученых споров. Открытие было настолько шокирующим, что у многих вызвало недоверие. Некоторые даже предполагали, что Саутуола сам всё это нарисовал и ввел в заблуждение научный мир; другие защищали его, говоря, что он сам был обманут. Согласно доступным на тот момент исследованиям, в указанные исторические периоды человечество еще не могло заниматься творчеством.

В 1880 Саутуола снова опубликовал издание, где разметил фотографии стен и потолка пещеры. В этот раз результаты были более впечатляющими — гуманист Мигель Феррера написал статью в известный научный журнал, где подтверждал подлинность изображений и подчеркивал их огромное значение. Тем не менее, по-прежнему многие приводили обратные доводы — один ученый даже весьма резко выразился, что эти рисунки тянут максимум на уровень ученика средней школы, и назвал всю эту историю мошенничеством. Однако в это время и на территории Франции начали находить подобные объекты. Этот факт заставил передумать многих рьяных противников подлинности пещеры.

Краткое описание

«Папа, посмотри, нарисованные быки!» — этим возгласом 9-летней девочки, дочери археолога Марселино Саутуола, началось одно из самых замечательных открытий в истории человечества.

Под сводами древней пещеры, освещённой небольшой лампочкой, Мария разглядела силуэты огромных бизонов, очерченных охрой на камнях. А опыт и знания её отца Саутуолы, страстного любителя древностей, позволили предположить, что возраст этих «каменных картин» — 10-15 тысяч лет.

До открытия пещеры Альтамиры человечество не имело представлений о первобытном художественном творчестве. В 1880-х годах «учёные мужи» скептически восприняли находку Саутуолы и обвинили его в подделке рисунков. По единодушному мнению учёных, примитивный первобытный человек не мог создать подобные изображения.

Археолог Габриэль Мортилье писал одному из своих коллег: «Рисунки Альтамиры — это фокус испанских иезуитов. Испанцы хотят сыграть злую шутку с историками первобытности». Но постепенно к наскальной живописи Альтамиры добавились и другие палеолитические росписи, найденные во многих уголках планеты.

Больше всего гравированных фигур зверей обнаружено в Европе, так как именно там первобытные люди были вынуждены жить в пещерах, спасаясь от холода. В 1902 году, когда Саутуола уже умер, пещерные рисунки признали подлинными. В этом же году известный археолог Эмиль Картальяк опубликовал статью «Раскаяние скептика», в которой выразил сожаление о величайшей несправедливости по отношению к Саутуоле и замалчивании его открытия.

Ньюспейпер-Рок (США)

Эта скала, расположенная неподалеку от города Монтиселло (штат Юта), считается одним из самых внушительных каменных «полотен», на котором на один квадратный метр приходится огромное количество петроглифов. Всего на скале насчитывается около 650 изображений.

Нанесли их, как предполагают учёные, древние индейцы доколумбовых культур Фремонт и Анасази. Велика вероятность, что петроглифы высекались как в древнюю эпоху, так и после знакомства с европейцами. Считается, что рисунки рассказывают об охоте на кабанов, мамонтов и бизонов, а также о приручении лошадей и быков, изобретении колеса и других орудий труда.

Признание пещеры Альтамира

Споры между учеными по поводу находки Саутуола не прекращались ни на минуту, а в это время сообщения о наскальных рисунках в пещерах поступали со всей Европы. Среди возросшего числа находок попадались предметы и скульптуры с орнаментом, найденные в слоях, которые относятся ко времени верхнего палеолита. Так, в пещере Ла Мут, недалеко от реки Везер, француз Эмиль Ривьер обнаружил в 1895 году изображения ископаемых животных. Этот артефакт без сомнения был древним, так как залегал в галерее, закрытой пробкой древнего слоя с содержанием фрагментов палеолитических орудий.

Другой известный археолог, Дало, в 19 веке нашел в пещере Пэр-но-Пэр изображения разнообразных животных, среди которых были и мамонты. Этот «Зоопарк древности» был разбросан по известняковым стенам на площади 25 кв.м. Слой, закрывавший рисунки, однозначно относит находки к древнекаменному веку, тем самым доказывая, что возраст обнаруженных наскальных рисунков весьма солиден.

Стоит заметить, что открытие рисунков на потолке и стенах в пещере Альтамира в Испании стали катализатором для изучения наскальной живописи, относящейся к палеолиту. Впоследствии во всех регионах Европы и Азии были найдены такие же пещеры с похожими рисунками. Самыми известными в мире стали Ласко (1940), Капова пещера на южном Урале (1959), Дель Ромито (1961), Руффиньяк (1956) и Хоит-Цэнкер Агуй (1972) — пещера, находящаяся на западе Монголии.

В наши дни кроме пещеры Альтамира насчитывается еще около 150 густо расписанных пещер времен палеолита, и это только в западной Европе. Все найденные пещеры помогли современным людям более подробно изучить жизнь своих предков, живших в каменном веке. Обнаруженные в пещере Альтамира гравюры и рисунки, фрагменты орудий и предметы быта ясно дают нам понять, что древние люди были не столь примитивными, какими их представляли себе исследователи и ученые в средних веках.

Пещера Шове (Франция)

Эту уникальную археологическую достопримечательность обнаружил в 1994 году французский спелеолог Жан Мари Шове.

В пещере было обнаружено более 300 наскальных рисунков лошадей, львов, носорогов, волков, бизонов и других животных. Радиоуглеродная датировка показала: возраст отдельных «полотен» составляет 30-33 тысячи лет. Поражает реалистичность и сохранность рисунков.

Увы, увидеть их может далеко не каждый – пещера закрыта для посещений. Испортить картины может малейшее изменение света, температуры и влажности воздуха. Даже археологи могут находиться там всего несколько часов. А вот немецкому режиссёру Вернеру Херцогу повезло: он даже снял документальный фильм об этой картинной галерее.

Наскальные рисунки

В Каповой пещере обнаружено двести изображений. Большинство из них нарисовано красным цветом. Древние художники делали охру из пигмента, который содержался в глине. Таким же способом создавали желтый и коричневый. В пещере найдены осколки сосудов из камня и глины, в которых хранились древние краски. На некоторых изображениях также встречается черный цвет. Ученые предполагают, что эта краска была сделана из угля.

Картины располагаются невысоко над землей. Рисунки больших размеров – от 50 сантиметров и более. Изображены в основном животные, при этом все они двигаются в одном направлении. С кем встречаются гости пещеры? Тут живет нарисованный бизон, выставивший вперед рога. Он как будто отражает атаку какого-то неизвестного животного. Недалеко расположился носорог с выгнутой спиной, огромным брюхом и кривым рогом

Внимание сразу привлекает лошадь с растрепанной гривой и немного грустной мордой, которая как будто задумалась о чем-то важном

Самые популярные изображения в пещере – мамонты. Их тут очень много. Вместе со взрослыми мохнатыми животными, которые куда-то бредут, понуро опустив хоботы, идет трогательный малыш – мамонтенок. В пещере есть и другие изображения. В верхнем ярусе исследователи обнаружили нарисованные охрой хижины, треугольники и лестницы.

Ученые долго не могли найти ответ на один вопрос. На стенах пещеры практически нет копоти. Каким образом древние художники рисовали в темноте, если не использовали факелы? Пещера открыла свою тайну любопытным гостям – во время раскопок была найдена специальная жировая лампа.

Кроме рисунков и горшков, в которых художники древности разводили краску, в Каповой пещере исследователи обнаружили черепа, однако скелетов рядом с ними нет. Ученые предполагают, что это место захоронения шаманов. Есть несколько версий, откуда произошло название пещеры. По одной из них, это было святилище, как его еще называли – капище. Тут могли проводить разные обряды, например, посвящать юношей в охотники. По второй версии, свое название удивительное место получило из-за капели, звук которой отчетливо слышен внутри пещеры.

Пещера фигурирует во многих башкирских легендах и преданиях. Считалось, что тут живет дух Урала – огромный всадник на крылатом коне. Удача непременно улыбнется тому, кто его увидит. По другому поверью, в Каповой пещере обитал подземный народ, который хранил золото. У них даже были мельницы, которые работали с помощью подземных рек. Если встретишь хозяина этого народа и окажешь ему какую-то услугу, то тебе в жизни непременно улыбнется удача.

Библиография [ править ]

  • Кертис, Грегори. Пещерные художники: исследование тайн первых художников мира . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 2006 (твердый переплет, ISBN 1-4000-4348-4 )). 
  • Гатри, Р. Дейл. Природа доисторического искусства . Чикаго: University of Chicago Press, 2006 (твердый переплет, ISBN 0-226-31126-0 ). 
  • Макнил, Уильям Х. , , Том. 53, No. 16, 19 октября 2006 г.
  • Пайк, AWG; Hoffmann, DL; Garcia-Diez, M .; Петитт, ПБ; Alcolea, J .; De Balbin, R .; Gonzalez-Sainz, C .; de las Heras, C .; Lasheras, JA; Montes, R .; Zilhao, J. (14 июня 2012 г.). «Датировка искусства палеолита серии U в 11 пещерах Испании». Наука . 336 (6087): 1409–1413. DOI : . PMID   . S2CID   .

Посещение пещер

Репродукция потолка Альтамира из Национального археологического музея Мадрида.

В течение 1960-х и 1970-х годов многие посетители, имевшие доступ в пещеру, изменили ее микроклимат и поставили под угрозу саму сохранность картин. Закрытие пещеры для публики было предметом споров и, наконец, состоялось в 1977 году. Она открылась вновь только в 1982 году, с ограничением количества посетителей до 8000 в год. В 2002 году он был полностью закрыт после обнаружения микроорганизмов, загрязняющих породу.

Большое количество желающих увидеть пещеру и длительное время ожидания (более года) вынудили изготовить копию. С 2001 года возле пещеры находится Национальный музей и центр исследований Альтамиры . Он хранит самую точную репродукцию оригинала, каким он был 15 000 лет назад. Можно посетить и другие репродукции картин, в частности, в искусственной пещере, сделанной в Национальном археологическом музее Мадрида ( Museo Arqueológico Nacional de España ) в Мадриде, а также в Немецком музее ( Deutsches Museum ) в Мюнхене.

В 1985 году пещера Альтамира был внесен в список всемирного наследия человечества по ЮНЕСКО .

В 2011 году общественный фонд, ответственный за управление сайтом, поставил перед собой новую цель: создать условия максимальной доступности, гарантирующие долговечность пещеры. Министерство культуры игнорирует отчет Высшего совета по научным исследованиям, который рекомендует воздерживаться от посещений и поручает группе международных исследователей изучить возможность повторного открытия. Во главе с французом Гаэлем де Гишеном он должен был представить свои выводы относительно31 августа 2014 г..

В Февраль 2014 года, запускается эксперимент с частичным повторным открытием. Впервые зарезервированный для группы из пяти человек, выбранных случайным образом из посетителей музея, он позволяет им посетить пещеру под руководством гида в течение 37 минут, соблюдая очень строгий протокол безопасности. Инициатива будет повторяться раз в неделю до конца месяцаавгуст 2014 г.чтобы группа ученых могла оценить влияние посещений на ансамбль изображений и высказать свое мнение о возможном более полном открытии сайта. Эти посещения одной группой из пяти человек, выбираемых случайным образом каждую пятницу, по-прежнему актуальны в 2020 году.

Общие сведения о пещере

Вход в пещеру находится в небольшом известняковом холме на высоте 156 метров над уровнем моря.
Температура внутри пещеры около 14оС. Влажность от 94 до 97%. Причем эти показатели практически неизменны в течение всего года.

Пещера состоит из нескольких проходов и гротов. Общая протяженность 290 метров.
В настоящее время выделяют несколько зон пещеры. Самые значительные имеют собственные имена.

Сразу на входе расположился «вестибюль».

Далее следует самый интересный «Большой Зал Полихромов». Его протяженность 18 метров. Высота сводов от 2 до 6 метров. Здесь как минимум 16 четких изображений. В основном это зубры. Животные изображены в разных положениях. Они стоят, лежат или находятся в движении. Это самый впечатляющий участок пещеры. Потолок, площадью в 100 м2, полностью покрыт цветными рисунками животных.

Размеры изображений от 1,4 до 1,8 метра. Кроме бизонов есть гравюры лошадей, оленей и диких кабанов.
Потолок в Большом зале ученые называют «Сикстинской капеллой каменного века».

«Большой Зал непонятных рисунков» — в этой части пещеры можно увидеть абстрактные рисунки. Их назначение пока неизвестно.

Затем идет Галерея, в которой встречаются рисунки, известные как «макароны».

После Галереи следует Комната черного бизона. Здесь нарисован большой черный бизон или зубр, а также лошадь и бык.

Комната черного бизона

«Сала де ла Хойя». Это последняя крупная комната. Она завершается узкой галереей под названием Конский Хвост. Здесь находятся рисунки размером 30-50 см.

Особенности палеолитической наскальной живописи

Ученые полагают, что большинство видов изобразительной деятельности появилось в начале позднего палеолита. Наши предки в это время начали создавать круглые скульптуры, делать гравировки на камнях и костях, а также искусно расписывать пещеры. Художники древности использовали в работе разные инструменты, выполненные из доступных материалов. Контуры изображений, как правило, наносили острыми резцами.

Вместо кисти у древнего человека была палочка с расщепленным кончиком. Иногда рисунки раскрашивали руками или с помощью шерсти животных. Краски были далеко не всех цветов. Обычно для их изготовления использовали красную, желтую и коричневую охру и сажу. Необычный рельф стен в пещерах использовали для создания объемных изображений. Этот прием помогал художникам делать рисунки реалистичнее. Большинство сюжетов посвящено животным – изображали лошадей, оленей, носорогов, медведей.

Окружающий мир был огромным, пугающим и не всегда понятным. Позже, в эпоху мезолита, главным героем наскальной живописи станет человек, сцены из его жизни, победы и поражения, а также появятся краски других цветов и новые инструменты.

Описание

Зубр на крыше ямы.

Пещера имеет длину около 1000 м (3300 футов) и состоит из ряда извилистых проходов и камер. Высота главного прохода колеблется от двух до шести метров. Пещера образовалась в результате обрушений в результате ранних карстовых явлений в известняковой скале горы Виспьер.

Археологические раскопки в поле пещер нашли богатые залежи артефактов из Верхних солютрейских (ок. 18500 лет назад) и Нижняя мадленскую (между с. 16590 и 14000 лет назад). Оба периода относятся к палеолиту или старокаменному веку. За два тысячелетия, прошедшие между этими двумя занятиями, пещера, очевидно, была заселена только дикими животными.

Люди, живущие на этом участке, были в выгодном положении, чтобы воспользоваться преимуществами богатой дикой природы, которая паслась в долинах окружающих гор, а также морской жизнью, доступной в близлежащих прибрежных районах. Около 13000 лет назад камнепад закрыл вход в пещеру, сохранив ее содержимое до его возможного открытия, которое произошло после того, как соседнее дерево упало и потревожило упавшие камни.

Человеческое присутствие ограничивалось входом в пещеру, хотя рисунки были созданы по всей длине пещеры. Художники использовали уголь и охру или гематит для создания изображений, часто разбавляя эти пигменты, чтобы добиться изменения интенсивности и создания впечатления светотени . Они также использовали естественные очертания стен пещеры, чтобы придать своим объектам трехмерный эффект. Полихромный потолок — самая впечатляющая особенность пещеры, изображающая стадо вымерших степных бизонов ( Bison priscus ) в разных позах, двух лошадей, большую самку и, возможно, кабана .

Большой зал полихромий Альтамиры, изданный М. Санс де Саутуола в 1880 году.

Эти картины, относящиеся к магдалине, помимо изображений животных, включают в себя абстрактные формы. Картины Solutrean включают изображения лошадей и коз, а также отпечатки ладоней, которые были созданы, когда художники клали руки на стену пещеры и обдували их краской, чтобы оставить негативное изображение. Множество других пещер на севере Испании содержат предметы искусства эпохи палеолита, но ни одна из них не является такой сложной или густонаселенной, как Альтамира.

Как добраться до музея

Музей находится в регионе Кантабрия, в городке Сантильяна дель Мар.

На территории музея есть бесплатная охраняемая парковка для автомобилей и автобусов. Парковка открывается по рабочим дням музея в 9:30.

  • Адрес: Avda. Marcelino Sanz de Sautuola s/n, Santillana del Mar (Cantabria)

  • Время работы музея: со вторника по субботу с 9:30 до 20:00, по воскресеньям и праздникам с 9:30 до 15:00 (май-октябрь), со вторника по субботу с 9:30 до 18:00, по воскресеньям и праздникам с 9:30 до 15:00 (ноябрь-апрель).

  • Стоимость входа: 3€, бесплатный вход по субботам после 14:00 и по воскресеньям целый день

История открытия и признания Альтамиры

Картины Альтамиры были обнаружены в 1879 году при раскопках Марселино Санс де Саутуола . Пещера была известна с 1868 года, а Санс де Саутуола посещал ее с 1876 года. Он заметил наличие геометрических узоров на стенах, не придавая им никакого значения, но его дочь Мария, которой тогда было восемь лет, заметила первую наличие «  тороса  », нарисованного на потолке. Санс де Саутуола опубликовал в 1880 году «Краткие заметки о некоторых доисторических объектах провинции Сантандер».

Таким образом, исторически Альтамира является первым доисторическим графическим комплексом, который был обнаружен и опубликован

Важность этого открытия объясняет возникшие противоречия, поскольку ставит под сомнение некоторые научные идеи того времени. Действительно, с самого начала реализм представленных сцен вызывал сомнения в его подлинности: французский доисторик Эдуард Харле , ответственный за проведение инспекции для международного сообщества, опубликовал свой отчет в 1881 году и согласился с господствующей идеей, отрицая подлинность Альтамиры

Его признание в качестве художественного произведения, выполненного людьми палеолита, произошло в конце длительного процесса, который позволил прояснить видение доисторического периода.

Первым эти картины защитил тот, кто их открыл и опубликовал, М. Санс де Саутуола. Их подлинность не могла быть признана до его смерти, что однажды было подтверждено обилием подобных художественных произведений, найденных в нескольких европейских пещерах. В конце XIX — го  века, особенно во Франции, были обнаружены наскальные рисунки , связанные неоспоримо к статуэток, стенных скульптур и резных костей, принадлежавших археологических уровней палеолита , все сопровождающие останки вымерших животных, по крайней мере , из региона ( мамонт , северный олень , степной зубр и др.).

Эмиль Картайак был ярым противником подлинности Альтамиры. С 1895 года , открытие гравюр и картин во французских пещерах Мут , Combarelles и Font-де-Гом , заставил его пересмотреть свою позицию. После посещения пещер он написал в обзоре L’Anthropologie (1902 г.) статью под названием «Пещера Альтамира. Mea culpa скептик ». После этой статьи палеолитический характер картин Альтамиры получил всеобщее признание.

В этом признании мы также должны подчеркнуть роль Жозефа Дешелетта , который в своем Руководстве по доисторической археологии квалифицирует Альтамиру как «  Сикстинскую капеллу четвертичного искусства» . и отец Брей . Его работа о наскальном искусстве, впервые представленная в 1902 году на Конгрессе Французской ассоциации развития наук, опровергает мнение исследователей того времени.

Как только подлинность картин была установлена, дискуссия перешла к их значению и значению. Разногласия между исследователями касались точной датировки, загадочного предназначения этих произведений и их художественной и археологической ценности. Эти вопросы касались не только пещеры Альтамира, но и всего доисторического искусства.

«Переломный момент в эволюции»

Также по теме


Сосед на обед: в Испании учёные обнаружили следы древних каннибалов

На юго-востоке Испании десять тысяч лет назад процветал каннибализм. Об этом свидетельствует находка, сделанная исследователями из…

Помимо идентификации возраста наскальных рисунков в пещерах Испании учёных ожидал ещё целый ряд любопытных открытий и находок. Так, антропологи обнаружили проколотые и окрашенные морские раковины, возраст которых совпадает с возрастом «настенной живописи». Украшения, скорее всего, носили декоративный характер, полагают исследователи. Однако появление таких артефактов напрямую связано с использованием древним человеком важных материальных символов. А это, подчёркивают авторы исследования, — переломный момент в эволюции вида Homo.

«Открытие и вправду феноменальное. Может быть два объяснения: либо первые кроманьонцы всё же пришли в Европу за 20 тысяч лет до общепризнанной даты, либо неандертальцы были гораздо креативнее, чем мы о них думали. Доселе было известно лишь несколько украшений и примитивных символов на костях и камнях, сделанных неандертальцами», — рассказал в беседе с RT доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ Станислав Дробышевский.

Как утверждают авторы исследования, теперь в их силах опровергнуть бытовавшее ранее мнение, что «у неандертальцев не было способностей к изобразительному искусству и символическому мышлению».

Учёный Дирк Хоффманн из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка добавляет, что совокупность культурных и интеллектуальных достижений, передаваемых из поколения в поколение, до сих пор считалась естественной только для современного человека.

По некоторым данным, неандертальцы, жившие на территории современной Европы, использовали украшения для тела около 40—45 тысяч лет назад. Учёные считают, что этот ритуал вдохновил современных людей, которые в то время только появлялись в Европе.

Возраст большинства других обнаруженных в Европе наскальных рисунков, а также разнообразных артефактов (скульптур, ювелирных изделий или предметов из кости) — 40 тысяч лет. Однако исследователи считают, что всё это — плод творчества современного человека.

Галереи

  • Кодекс Эгберта (Кодекс Трира, Молитвенник Гертруды)
  • Босуортская Псалтирь
  • Древнерусское искусство — атрибуция
  • Остромирово Евангелие
  • Раннехристианское искусство. Архитектура
  • Эллинизм
  • Неолит и ранняя бронза Эгейского бассейна
  • Эгейское искусство
  • Атрибуция памятников Передней Азии — Месопотамия
  • Атрибуция памятников Древнего Египта
  • Греция. Древняя
  • Онежские петроглифы
  • Пещера Ласко
  • Пещера Альтамира
  • История искусств зарубежных стран в картинках
  • Вавилон
  • Хетты и хурриты
  • Шумер-Аккад
  • Раннее Двуречье
  • Архитектура Древнего царства
  • Раннее царство
  • Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)
  • Изборник Святослава

Датировка и периодизация [ править ]

Ассоциация животных в пещере Альтамира, автор Леруа-Гурхан.

Нет никакого научного согласия относительно датировки археологических артефактов, найденных в пещере, а также рисунков и картин, и ученые продолжают оценивать возраст наскального искусства в Альтамире.

В 2008 году исследователи, использующие уран-ториевое датирование, обнаружили, что картины были созданы в течение периода до 20000 лет, а не в течение сравнительно короткого периода.

Более позднее исследование, опубликованное в 2012 году, основанное на данных, полученных в результате дальнейших исследований уран-ториевого датирования, датировало некоторые рисунки в нескольких пещерах в Северной Испании, в том числе некоторые из булавовидных знаков в «Гран сала» Альтамиры. Самый старый найденный знак, «большой красный ключообразный символ Техо де лос Поликромос », был датирован 36,16 ± 0,61 тыс. Лет назад (исправлено), т.е. все еще в пределах ориньякского яруса . Лошадь с красными точками, также находящаяся в палате Техо-де-лос-Поликромос , была датирована
22,11 ± 0,13 тыс. Лет назад (начало Solutrean ), что свидетельствует о том , что росписи охватывают период более 10 000 лет.

История открытия наскальной живописи палеолита

Первый человек, похожий по ряду признаков на обезьяну, появился в начале палеолита. Наши предки использовали в быту простейшие орудия и научились поддерживать огонь, но самостоятельно добыть его еще не могли. Неадертальцы жили в эпоху среднего палеолита, на которую приходится самый непростой для выживания период – ледниковый. Пришлось научиться высекать огонь и изготовлять разные виды оружие. Поздний этап ознаменован расцветом творчества, особенного изобразительного искусства. Судя по находкам археологов, кроманьонцы больше всего напоминали современных людей. На скалы своих жилищ и мест для проведения ритуалов они наносили рисунки, которые позднее были названы учеными петроглифами.

Впервые наскальная живопись эпохи палеолита была обнаружена в 1879 году. Марселино де Саутуола нашел в пещере Альтамира в Испании рисунки, которые взбудоражили весь научный мир. Его находку долго не признавали – ученые считали, что это фальсификация до тех пор, пока подобные изображения не обнаружили в пещерах других стран.

Быки пещеры Альтамира

Во Франции с творчеством наших предков можно познакомиться в нескольких широко известных на весь мир местах. На стены и своды пещеры Фон-де-Гом художники древности нанесли более восьмидесяти рисунков. Тут можно увидеть бизонов и волков, а также давно вымерших мамонтов. В пещере Нио животных ледниковой фауны не увидишь, зато много талантливо выполненных изображений животных, которые известны и в наши дни: лошадей, бизонов, баранов.

Бизоны пещеры Фон-де-Гом

Пещера Альтамира

Сантандер, Испания

Альтамира (La cueva de Altamira) — пещера в Испании с полихромной (многоцветной, ваш Кэп) каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. Собственно сам город Сантандер находится на севере Испании, на берегу Атлантического океана.

Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (Мадленская культура, 15-8 тыс. лет до н. э.) — объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года.

Открытие

По поводу точной даты открытия пещеры в источниках единства нет. Википедия сообщает, что это был 1879 год, Дэвлет настаивает на 1876 году (говорят, что  пещере повезло стать открытой после того, как в её входе чуть не застряла собачка местного священника Модесто Кубильяса Переса, ),  где-то мелькает 1868 год.

Брейль и Обермайер в книге «Пещера Альтамира в Сантильяна-дель-Мар (Испания)» называют 1875 год, сам же виновник торжества  Марселино Санс де Саутуола  в своей брошюре 1890 года писал, что это случилось  4 года назад, т.е. в 1876 году.

Мария де Саутуола

Итак, где-то в 1870-х годах Саутуола набрел на Альтамиру, но всю её красоту ему помогла увидеть его дочь Мария, которую он взял с собой во время второго посещения пещеры.

Низкие потолки пещеры не позволяли взрослому человека передвигаться внутри нее в полный рост. Именно поэтому яркие фигуры животных на потолке увидела девятилетняя дочь археолога.

Именно ее фраза: «Папа, смотри! Там быки!» вошла в учебники истории и стала отправной вехой в развитии новой науки — изучении наскальной живописи.

В общем, фактом остается лишь то, что честь открытия пещеры Альтамира принадлежит археологу-любителю Марселино Санс де Саутуоле. Вместе с Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета — они раскопали пещеру.

В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах — пещерах Южной Франции Фон-де-Гом, Ласко, Монтиньяк и др., но к этому времени Саутуола уже умер.

Раскопки в пещере проводились в 1902-04, 1924-25 и 1981 гг.

 Что есть

Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил, кроме животных.

Всего удалось найти 15 различных рисунков животных, на которых находятся 23 изображения. На потолке и стенах нарисованы бизоны, олени, кабаны, лошадей, а также оставлены отпечатки ладоней.

Рисунки выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. И не только пальцами рук, но и специальными приспособлениями, сделанными первобытными людьми.

Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно, это было связано с их религиозным взглядом на мир.

В природе эти животные вместе не встречаются. Более того, шерстистые бизоны на территории современной Испании вымерли несколько тысячелетий назад. Это было одним из основных доводов в пользу того, что создателями этого своеобразного полотна были древние люди.

Наиболее известная часть росписи – это так называемый плафон, низкий потолок, который расположен в небольшом зале слева от центрального тоннеля пещеры. Общая площадь рисунка около 100 квадратных метров.

Но самое удивительное то, как грамотно использовал древний художник естественные выпуклости рельефа потолка. В результате мы можем видеть не только очень красочное, но объемное изображение.

А посмотреть?

В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. В музее воссоздана сама пещера и росписи стен и потолка.

Копии рисунков также можно увидеть в музеях Мадрида, Барселоны, Мюнхена, Брно и нескольких других музеях мира.

Ещё у Альтамиры есть сайт.

Галерея

Сколько стоит экскурсия в пещеру Альтамира?

По прибытии в музее можно приобрести билеты в кассах. Детям до 18 лет вход свободный. Касса закрывается за полчаса до закрытия музея.

Цены на экскурсию:

  • Входной билет: € 3
  • Годовая карта: € 25

Вход свободный:

  • По Субботам с 14.00 и весь день в воскресенье
  • 18 апреля День всемирного наследия
  • 18 мая Международный день музеев
  • 12 октября День Колумба
  • 6 декабря День Конституции

Также в пещере Альтамира регулярно проводятся бесплатные экскурсии для детей, если вы захотите познакомить своих детей с наскальной живописью заранее, покажите им небольшое видео.

https://www.youtube.com/watch?v=TB3U4TywM2U

Не менее важной достопримечательностью Испании является Монтсеррат — гора очень причудливой формы. Она находится на расстоянии пятьдесят километров от Барселоны (столица Каталонии)

Что же значит это слово с каталонского?

Разрезанные или зубчатые горы. И они действительно так выглядят. Там, где сейчас находится Каталония, много лет назад было море, которое спустя продолжительное время стало горным хребтом. Пиренеи образовались после схождения ледника. Монсеррат было суждено отколоться от главного хребта, теперь она стоит в одиночестве.

Страховка для поездки в Испанию
Оформите туристическую страховку не выходя из дома!    cherehapa.ru   
Страховой полис придёт вам на почту.
Его останется только распечатать.Оформить за 7 минут →

Где находится пещера Альтамира и как до нее добраться?

Альтамира располагается неподалеку от северного испанского города Сантандера, провинция Кантабрия. Много туристов приезжает в город, чтобы полюбоваться на Кафедральный собор, построенный в традициях готического стиля. Из-за пожара в 1941 году здание сгорело, но через некоторое время его полностью восстановили. В соборе хранятся мощи святого покровителя города, а на городском кладбище похоронен известный испанский писатель Менендес-и-Пелайо. В честь этого человека назвали городскую библиотеку Сантандера.

Как опытная туристка могу Вам сказать, что до города Сантандер лучше всего долететь на самолёте. Аэропорт расположен на расстоянии нескольких километров от самого города. Вы можете также воспользоваться общественным транспортом (автобус или такси), чтобы добраться до места назначения в городе.

От города Сантандер до местонахождения пещеры лучше всего доехать на машине. Магистраль 67, после чего будет указатель Сантильяна-дель-Мар, а потом шоссе № 611 либо автономная дорога № 6316. Пещера находится по адресу Santillana del Mar (Cantabria).

Лучшим вариантом будет взять автомобиль в Испании напрокат — это позволит Вам самостоятельно планировать собственную экскурсию.

Пещера Коске

На побережье Средиземного моря недалеко от Марселя находится еще одно место, где можно увидеть рисунки, выполненные художниками древности. Необычную пещеру в 1985 году обнаружил дайвер Анри Коске, в честь которого и было названо это уникальное место.

В наши дни побывать внутри пещеры Коске под силу не каждому – вход располагается глубоко под водой. Каждому, кто хочет увидеть рисунки, придется преодолеть 137-метровый тоннель. Сам Анри Коске смог добраться до наскальной живописи только спустя шесть лет после открытия пещеры. В 1992 году тут погибли дайверы-любители, после чего вход ограничили. Погружаться в Коске рекомендуют только с опытным инструктором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector