Кунсткамера (музей антропологии и этнографии им. петра великого)

Исторический памятник

После переезда Петра І, Домик не был забыт. В 1732 году вокруг него возвели открытую каменную галерею с крышей, так называемый «футляр». Он служил Домику некоторым укрытием от ветров и непогоды. В 1846 году был построен более просторный «футляр» с большими окнами. В 1889 году здание расширили и с севера, и с юга.

В 19 веке царская семья также не оставляла без внимания этот памятник истории. Вокруг Домика был разбит небольшой сад. По особо знаменательным случаям члены царской семьи высаживали там дубы при помощи специальной серебряной лопатки. Эта лопатка хранилась в Домике вплоть до революции 1917 года, а некоторые из посаженных деревьев живы до сих пор.

Длительное время в Домике хранилась бесценная реликвия — икона Спаса Нерукотворного Образа, принадлежавшая Петру I. Для поклонения Образу в 1742 году по велению Елизаветы Петровны в Домике Петра была устроена Часовня. Поклониться этой иконе люди шли толпами. Чтобы хоть как-то урегулировать людской поток, окно в спальне было переделано в двери и паломники входили в Часовню и выходили через дверь в спальне. Сегодня эта икона хранится в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга.

В 1871 году на пожертвенные сборы участок с Домиком Петра I обнесли «чугунной решеткой с позолотой деталей». В 1874 году по решению городской Думы участок был увеличен и в 1875 году огражден чугунной решеткой, аналогичной первой — внутренней. В тот же год был разбит миниатюрный сад с бронзовым бюстом Петра I в центре (Николя-Франсуа Жилле, Пармен Петрович Забелло, с оригинала Бартоломео Карло Растрелли).

В декабре 1929 года советской властью Часовня была упразднена, внешняя ограда демонтирована, а с внутренней были сбиты все символы императорской власти.

В 1930 году в Домике Петра Великого открыли музей, который функционирует и в наши дни. В нем выставлены личные вещи императора: мундирное платье красного сукна; курительная трубка из самшита с агатовыми вставками (подарок Александра Даниловича Меншикова); трость восточной работы, обтянутая кожей морского ската, с ручкой, украшенной позолотой по черному лаку; отливка руки Петра с оттиска, сделанного на липецком чугунолитейном заводе (1707 г.), лодка-верейка, построенная самим Петром и служившая ему для переправы через Неву. У стола стоит кресло грушевого дерева, которое, по преданию, изготовил Петр I.

В 1999 году в ходе комплексной реставрации была воссоздана историческая планировка участка и ограда внешнего сада, отреставрирована внутренняя ограда с воссозданием всех утраченных деталей и подлинной окраски.

История

Официальной датой появления Кунсткамеры считается 1714 год, когда Петр I собрал все имеющиеся экспонаты в «кабинет редкостей». Но если говорить о самом начале этой истории, она уходит корнями в конец 17-го века — время первой длительной поездки Петра за границу.

Своим появлением Кунсткамера обязана российскому императору Петру 1

В Голландии и в Англии император живо интересовался частными коллекциями и научными выставками, скупая необычное оружие, редкие инструменты, чучела животных и птиц. В числе таких редкостей была привезена в Россию и коллекция профессора Фредерика Рюйша — анатомические препараты и заспиртованные тела младенцев с аномалиями развития.  Интересно, что доктор никому не хотел продавать свою коллекцию, и согласился лишь на предложение Петра.

Именно к коллекции Фредерика Рюйша относились заспиртованные тела младенцев — ныне один из символов музея Кунсткамера. Портрет профессора конца 17 века

Одновременно экспозицию старались пополнить отечественными «редкостями» — в 1704 году появился указ, согласно которому всем предлагалось доставлять необычные находки в Московскую аптеку Арескина. Долгое время собрание хранилось в Москве, но в 1714 году оно переехало в Санкт-Петербург — в Летний дворец. Спустя 5 лет выросшая коллекция Кунсткамеры «сменила прописку» и стала доступна для осмотра посетителями. Ее разместили в конфискованных палатах Александра Кикина, попавшего в опалу. Одновременно началось строительство и отдельного здания под музей на Васильевском острове.

Санкт-Петербург на картине начала 18 века

В новое место экспозиция переехала в 1727 году, хотя музейный комплекс достраивался вплоть до 1735 года. Чертежи этого изящного здания в стиле барокко создал архитектор Г. Маттарнови, но он не дожил до окончания строительства. После его смерти руководил процессом Н. Гербель, затем во главе стал Гаэтано Киавери, а завершал дело М. Земцов. Каждый мастер добавлял в проект что-то свое, и в результате здание оказалось не слишком похожим на первоначальный замысел.

Гнев царя

В 1724 году, когда Екатерину коронуют, Монс получает должность камергера. Казалось бы, впереди было лишь продолжение столь стремительного взлёта, но судьба подготовила для фаворита Екатерины незавидную участь.

Уже в ноябре этого же года Виллима Монса арестовывают, обвиняя в казнокрадстве. Как поговаривали современники, причиной негодования Петра стала связь фаворита с императрицей, о которой лишь недавно узнал император.

Предполагают, что незадолго до ареста Монса Петру принесли анонимное послание, после чего втайне лунной ночью отвели к месту свидания Монса и Екатерины. Увидев свою супругу с камергером, царь впал в ярость, однако на месте расправляться с соперником не стал.

Иван Зубов «Конклюзия на коронацию императрицы Екатерины I 6 мая 1724 года»

Кунсткамера – идея создания

Поездка юного государя в 1698-х годах по европейским странам открыла перед ним новые горизонты просвещения. Особенно удивили и заинтересовали великого реформатора так называемые «куншты» — кабинеты редкостей и различных природных диковинок.

В Европе это было модным увлечением и каждый правитель, и знатный вельможа считал своим долгом похвастаться перед русским царем своим собранием странностей.

А после посещения публичного музея Ашмола при Оксфордском университете в Англии у Петра I возникла идея о создании доступного музея и в России.

Первоначально «государев кабинет» находился в Москве в Аптекарском приказе, но, сразу после завершения строительства Летнего дворца в 1714 году все экспозиции были перевезены в новую столицу. В Летнем дворце открылась экспозиция в зале, названным царем на западный лад — «куншткамерой».

Именно 1714 год принято считать годом основания первого музея в России. За его создание и развитие государь назначил ответственных — Роберта Арескина, лейб-медика и Президента Аптекарской канцелярии, а также Иоганна Шумахера. Для него была отдельно введена должность «надсмотрителя редкостей и натуралиев».

В те же времена самодержец издал указ, предписывающий жителям страны привозить в столицу все необычное и интересное, что повстречается им в своих регионах.

Согласно указа, все путешествующие по разным странам были обязаны привозить в столицу диковинные предметы из своих поездок, какие «зело интересны и необычны».

Спеша выполнить царский указ и принимая во внимание тот факт, что за находки полагалось вознаграждение, люди открыли настоящую охоту на всевозможные диковинки. Сам император тоже не оставался в стороне и продолжал скупать европейские «странности»

Так, в 1716 году во время второй европейской поездки государь купил коллекцию аптекаря из Амстердама Альберта Себы. В результате Кунсткамера пополнила свое «богатство» редкими минералами, натуралиями из Южной Америки и художественными предметами из Китая и Японии

Сам император тоже не оставался в стороне и продолжал скупать европейские «странности». Так, в 1716 году во время второй европейской поездки государь купил коллекцию аптекаря из Амстердама Альберта Себы. В результате Кунсткамера пополнила свое «богатство» редкими минералами, натуралиями из Южной Америки и художественными предметами из Китая и Японии.

В 1717 году государь приобрел в Голландии знаменитую коллекцию «уродцев» Фредерика Рюйша. Это уникальное собрание около 1000 экспонатов заспиртованных в банках аномальных зародышей и различных анатомических отклонений потрясло Петра I своей необычностью.

Именно эта коллекция ассоциируется у большинства людей с названием Кунсткамера. Но на самом деле она составляет лишь незначительную часть среди бесчисленных экспонатов музея. Незначительную, но, несомненно, очень запоминающуюся. Вряд ли кого-то оставят равнодушными сиамские близнецы, младенец с циклопией и двухголовый теленок.

В результате тотального наплыва всевозможных артефактов с различных регионов страны и земного шара в Летнем дворце стало не доставать места для их демонстрации. В 1718 году по указу государя Кунсткамера была переведена в новое здание.

Литература

  • Беляев О. Кабинет Петра Великого или подробное и обстоятельное описание… — Ч. 1. — Спб.: Импер. Акад. Наук, 1793. — 170 с.; Ч. 2. — Спб.: Импер. Акад. Наук, 1793. — 158 с.
  • Койманс Л. Художник смерти. Анатомические уроки Фредерика Рюйша = De doodskunstenaar. De anatomische lessen van Frederik Ruysch. — СПб.: Наука, 2008. — 448 с. — ISBN 978-5-02-025550-0.
  • Кунсткамера // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
  • Кунсткамера // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  • Липман А. Петровская Кунсткамера. М.—Л., 1945
  • Станюкович Т. В. Кунсткамера Петербургской академии наук / Академия наук СССР. Институт этнографии. — Москва—Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1953. — 240 с. — 5000 экз.
  • Кунсткамера / Станюкович Т. В. // Куна — Ломами. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 14).

История музея

Идея создать Кунсткамеру в России появилась у Петра I во время посещения городов Англии и Голландии 1697-1698 гг. Особенно поразили царя комнаты чудес. В них находились разные редкости и даже человеческие органы, заспиртованные в склянках. Эту коллекцию собирал профессор Рюйш в течение 50 лет. Анатом уступил Петру I научные труды, посчитав, что российский государь способен сохранить выставочные экспонаты для потомков. Именно с покупки 937 анатомических предметов началась история создания музея. Но вначале это новшество называлось «Государев кабинет». Также были закуплены другие редкости, включая:

  • технические изделия;
  • виды оружия;
  • книжные труды;
  • образцы флоры и чучела фауны.

Заведующим музеем был назначен Роберт Арескин — лейб-медик Петра I, доктор философии и медицины. А надсмотрщиком выбрали Иоганна Шумахера, деятеля наук с немецкими корнями. После казни дворянина и начальника Петербургского адмиралтейства Александра Кикина в 1718 году выставку решили организовать в его двухэтажном доме, который был конфискован в ходе расследования. Стеклянные колбы с частями анатомических органов Рюйша заняли 8 залов особняка. По России разъехались государевы скупщики приобретать диковинные вещи у населения.

Для знакомства народа с галереей Кунсткамера открыла свои двери в 1719 году. Посетителей особенно впечатляли живые экспонаты. Это были люди с дефектами развития тела, проще говоря уроды. Они жили прямо в здании Кунсткамеры. Петр I желал, чтобы люди знакомились с экспонатами для личностного развития.

Рис.1 Заспиртованные младенцы

С посетителей не брали платы за вход. Кроме того, визитёров угощали вкусностями, а именно: дамам подавали конфеты и кофе, кавалерам вино и закуски, а простому народу наливали водку, а иногда кофе. Все угощения оплачивала государственная казна. Этим нововведением Петр I дразнил Европу. Через несколько лет палаты Кикина не вмещали экспонаты выставки. В 1728 году государь нашёл место для нового здания музея. На него указали необычно сросшиеся ветки сосны. Эта ветвь стала одним из экспонатов Кунсткамеры.

Тематические разделы музея

Помимо анатомических экземпляров и исследований русских учёных, можно ознакомиться с культурными принадлежностями и обычаями различных стран. Для удобства достаточно большой музей был разбит на тематические галереи. Посетители могут адресно ознакомиться с экспонатами и историческими фактами разных народностей, выбрав нужную выставку.

Коренное население Северной Америки

Экспозиция знакомит с культурой коренных народов Северной Америки, коими являлись индейцы, от Арктики до равнинных пустынных земель Калифорнии. Здесь представлены вещи, некогда используемые в быту: рыболовные снасти, орудия охоты, принадлежности для с/х и другое. Также здесь экспонируется транспорт индейцев: байдарки, нарты и лыжи. Есть галерея с одеждой разных племён, в основном сшитой из шкур животных: набедренные повязки, юбки, парки, шапки и варежки.

Африка

Значительная часть африканской экспозиции собиралась во второй половине XIX — начале ХХ века. Однако процесс поиска экспонатов продолжается до наших дней. Особое место уделено культурному наследию христианской Эфиопии, саваннам западного Судана, народностям с верховья Нила и Центральной Африки. Гордость выставки — «бенинская бронза», около 1 000 пластинок металла с изображениями животных, царей, дворцов, правителей Бенина и их матерей. Посетители музея могут узнать о повседневной жизни африканцев: какие важные события они отмечают, утраченные и существующие оккультные обряды, каковы особенности военной тактики и как местные жители отдыхают.

Япония

Экспозиция Страны восходящего солнца изобилует коллекцией: орудий труда, с/х инструмента, рыболовных снастей. Здесь можно увидеть основные средства для шелкопрядения и производства керамики. Этими товарами Япония славилась всегда. Представлены жилища японцев (минки), сделанные из бамбука, соломы, тростника и бумаги.

Галерея раскрывает таинства чайных церемоний и особенности ношения национальной одежды. Здесь представлены маски и другие атрибуты театров: Кабуки, Но, Кагура. Мальчиков и мужчин заинтересует собрание оружия, доспехов воинов и самураев. В музее очень много экспонатов религий — буддизма и синтоизма. Также здесь представлены предметы айнов, предков японцев. Айны проживали и в России, в низовьях Амура, на Сахалине и Курильских островах.

Китай

Экспозиция Поднебесной считается наиболее ранней и полной галерей этнографической утвари музея. Особенную гордость сотрудники Кунсткамеры испытывают за коллекции артефактов XVIII-XIX вв. К таким предметам относятся изделия из керамики, слоновой кости, камня и дерева. Отдельная коллекция знакомит с одеждой китайцев, разбитой на категории социальных слоёв общества. Богатой выставкой представлена утварь для культовых обрядов и участвующая в погребении людей.

Ближний и Средний Восток

Выразительна и многообразна выставка музея по культурному наследию Афганистана, Ирана, Турции и других стран арабского мира. Экспозиция предоставляет возможность ознакомиться с самыми важными предметами исламских народностей: памятники, печатные и рукописные вариации Корана, письма шейхов. В большом разнообразии экспонируются виды оружия исламских воинов. А так как Восток славился изделиями из шёлка, то для этой ткани отведено особое место демонстрации.

Индия и Индонезия

Галерея Индии совмещает в себе экспонаты Индонезии. Здесь можно ознакомиться с бытом индийцев и жителей сопредельных стран. Выставочные экземпляры имеют возраст времён палеолита. Среди экспонатов галереи можно увидеть образцы тканей и роскошной парчи. Вместе с тканями представлены различные виды национальной одежды по этническим и географическим особенностям регионов. Есть предметы быта и воинское снаряжение. Много посуды, чеканных изделий, книг, амулетов и атрибутов обрядов. Особый интерес вызывает портик XVIII века, когда-то находившийся во дворце маратхских правителей.

Монголия

Галерея содержит экспонаты быта, домашнюю утварь, разнообразие одежды, музыкальные инструменты и предметы искусства. Отдельно выставлены экспонаты из области скотоводства. Есть различные виды снаряжений для езды верхом на лошади. Особенно интересно созерцать изделия из кожи, которые выполнены на высоком уровне и вызывают гордость у самих монголов. Также здесь выставлено традиционное жилище кочевого народа — юрта. Много масок и предметов культа, используемых шаманами.

Рис.3 Флейта из бедренной человеческой кости

Интересные экспонаты

Кунсткамера — это удивительное место, где выставлено множество уникальных экспонатов. Расскажем о некоторых самых интересных, о которых ходят легенды:

  1. Скелет слуги. В начале 18 века во Франции Петр I увидел человека-великана (2,3 м). Звали его Николай Буржуа. Государь привез его в Россию и нанял на должность личного лакея. Когда же француз умер, то его останки были переданы в Кунсткамеру. Во время пожара череп пропал, и на его место закрепили другой. С тех пор говорят, что скелет Н. Буржуа ходит ночью по музею в поисках своей головы.
  2. Пропавшая голова Марии Гамильтон. Мария Гамильтон — английская шпионка и детоубийца. Ее голова хранилась в Кунсткамере, откуда и была похищена вместе с колбой со спиртом, в которой находилась. В похищении обвинили моряков-англичан, которые как раз стояли в петербургском порту. Они пообещали вернуть останки черепа, но так этого и не сделали и уплыли. Через год англичане прислали для музея три головы в знак извинения.
  3. Живые экспонаты. Как уже говорилось ранее, некоторые экспонаты Кунсткамеры были живыми. Вот, например, Федор Игнатьев — человек очень маленького роста (не больше 130 см), у которого к тому же на руках и ногах имелось всего по два пальца.
  4. Флейта. Один из самых интересных экспонатов музея — флейта, изготовленная из бедренной кости человека. Этот музыкальный инструмент сделал монгольский шаман и использовал при ритуалах, связанных с общением с духами.
  5. Анатомическая коллекция Рюйша — коллекция, собранная голландским профессором, считается одной из самых известных и ценных, которыми славится Кунсткамера (Санкт-Петербург). Она состоит из младенцев и их разных частей тела (937 единиц). Рюйш собирал ее 50 лет, а чтобы уговорить голландца передать её, Петр Великий потратил практически 20 лет и в 1717 г. приобрел ее, обещая Рюйшу, что сохранит такое необычное собрание для потомков.

Музей

С 1930 года и по сегодняшний день домик Петра I является историко-мемориальным музеем. Он закрывался лишь в годы Великой Отечественной войны. Его окна заколачивали фанерами, и закрашивали серой краской для маскировки. За его сохранностью следили дежурные. Он открылся самым первым среди музеев в Санкт-Петербурге для посетителей — уже в сентябре 1944 года.

После войны были проведены реставрационные работы. В «футляре» провели капитальный ремонт, организовали отопление, что сделало возможным посещение музея круглый год. Расчистили кирпич, покрасили потолки и стены внутри, обтянули все новым парусным холстом, отремонтировали чугунную ограду.

Экспозиция музея состоит из двух частей: самого домика Петра I и выставки в «футляре». В домике сохранены подлинные личные вещи императора, предметы быта и интерьера той эпохи. А вокруг располагается историческая коллекция и информационные стенды, которые повествуют о начале строительства Санкт-Петербурга, о северной войне, и о строительстве защитных «футляров». Есть в музее макет Троицкой площади 1706 года и восьмиметровая четырехвесельная лодка-«верейка», на которой Петр I совершал объезды по строящемуся Санкт-Петербургу.

Лодка-верейка, Юра Науменко

Казнь фаворита

После ареста Монса царь навещал его. В документации, сохранившейся до нашего времени, отмечается, что Пётр потребовал Монса сознаться в грехах. Тот же, смертельно боясь пыток, рассказал царю обо всём, что связывало его с Екатериной. Через несколько дней был вынесен приговор — Монс был обречён.

А 26 ноября 1724 года в Петербурге состоялась казнь. Положив голову на плаху, Виллим произнёс единственное слово, обращаясь к палачу: “Побыстрее”. Он понимал, что спасения ждать не стоит, а потому хотел скорее избавиться от душевных и физических мучений.

Однако казнью соперника месть Петра не завершилась. Тело неудачливого любовника лежало на площади несколько дней, а вот голова была заспиртована и помещена в банку. Именно такой “сувенир” Пётр преподнёс своей жене, Екатерине Алексеевне. Император приказал, чтобы голова Монса была помещена в спальнях императрицы — чтобы та чаще могла видеть любовника.

Неизвестный художник «Портрет императрицы Екатерины I»

Через несколько месяцев после казни Монса Пётр I скончался, а правление Российской империей перешло к его жене. По приказу Екатерины I голову Монса отнесли в Кунсткамеру, где её могли лицезреть практически полвека. Однако в дальнейшем голова фаворита императрицы была захоронена — причём отдельно от тела. На месте погребения самого Монса сегодня расположен Эрмитажный театр.

Существуют предания, что по ночам обезглавленный призрак бродит по коридорам в поисках своей головы. Конечно, это лишь вымысел, порождённый воображением тех, кто знаком с историей императорского фаворита.

На мой взгляд, главной ошибкой Виллима Монса была недооценка соперника. Он не осознавал, что его Анне Пётр I простил измену из-за собственных больших чувств. А вот любовник царской супруги непременно должен был понести суровое наказание.

Жизнерадостный и общительный молодой человек превратился в заспиртованную голову, о которой и сегодня ходят легенды среди историков. Увы, финал жизни Монса оказался не только бесславным, но и действительно жутким.

История

Главный фасад Кунсткамеры 1740 года

Здание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Вид с Дворцового моста.

Кунсткамера вечером. Вид с Адмиралтейской набережной. Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…

». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественнонаучного музея.

Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Людских палатах при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.

Во время своего второго посещения Голландии в 1715—1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа. К этому времени у Себа возникла мысль продать своё собрание русскому царю, о чём он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и всё собрание было куплено и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».

Коллекция всё время разрасталась, и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры

». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9).

Ныне существующее здание возводилось с 1718 по 1734 годы. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 года — Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.

5 декабря 1747 года во время нахождения библиотеки в здании кунсткамеры произошел пожар, уничтоживший Готторпский глобус и башню здания.

В 1777—1779 годах интерьеры были украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х годах Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.

Экскурсии в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге

Обзорные экскурсии по Кунсткамере проводятся для групп до 15–20 человек в часы работы музея. Такая экскурсия подойдет для тех, кто еще не бывал в Кунсткамере. Предусмотрена обзорная экскурсия для взрослых посетителей («Классическая обзорная экскурсия») и для детей («Чудес палата»).

Для детей от 5 до 9 лет музей предлагает занятия-игры.

Например, в рамках экспозиции «Северная Америка» проходит игра «Играем в эскимосов», где можно многое узнать о повседневной жизни, быте и занятиях жителей Арктики, а так же принять участие в празднике встречи солнца.

В индийской экспозиции ребят знакомят с Ганешей — божеством, устраняющим все препятствия на пути. Здесь же можно послушать про праздник Дивали, узнать, почему индусы такие благодарные люди, а так же попробовать себя в актерском ремесле.

В китайской экспозиции младших школьников знакомят с тем, что такое мудрость и притчи.

Для средней школы будет интересна экскурсия, посвященная путешествиям и путешественникам — именно они позволили человечеству существенно расширить свои представления о мире, других странах и обычаях, животных и растениях.

Старшие школьники могут заинтересоваться экскурсией «Путешествие Цесаревича Николая Александровича на Восток».

Подробнее обо всех экскурсиях можно почитать по ссылке.

Отличная возможность осмотреть всю экспозицию музея, даже если вам пока не довелось попасть в него лично — это онлайн-прогулка по залам музея. Экскурсия доступна на официальном сайте Музея антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге (Кунсткамера).

Существует и способ познакомиться с экспозицией Кунсткамеры в Санкт-Петербурге онлайн: увидеть не только знаменитую петровскую «коллекцию уродов», но и осмотреться во всех остальных музейных залах. Онлайн экскурсия доступна на официальном сайте Музея антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге (Кунсткамера):

Анатомические диковины

Зал анатомических редкостей и все последующие, кроме истории науки,  расположены на втором этаже Кунсткамеры и является здесь центральным. В отличие от помещений первого этаже, перекрытия не имеют арочной конструкции, зато украшены растительной белой лепниной по лазоревому фону.

Анатомический зал по периметру потолка опоясан балконом, точнее проемом в перекрытии под третьим этажом. Достаточно просторное помещение встречает посетителей множеством экспонатов в своих витринах, и многие сначала присматриваются издали, выбирая интересующие их объекты для осмотра.

Есть и не задерживающиеся в этом зале посетители, что обусловлено спецификой его экспонатов.

Готторпский глобусЕще одна работа гения-инженера

Один из самых знаменитых экспонатов Кунсткамеры за авторством небезызвестного Адама Олеария. Шар диаметром около 3 м, снаружи которого нарисована карта Земли, а внутри — небо и звезды, в свое время был самым большим глобусом в мире.

Готторпский глобус, названный так в честь епископа-администратора Готторпского герцогства Кристиана Августа, был передан в 1713 году Петру Великому в виде дипломатического подарка. Шар, переживший пожар, блокаду и реставрацию, находится на четвертом этаже Кунсткамеры.

Нынешняя коллекция петровского музея полна самых разнообразных и удивительных вещей, которые следует увидеть. За более чем 300 лет работы Кунсткамера превратилась из собрания диковинок в масштабную коллекцию самых интересных предметов человеческой культуры, со своими легендами и преданиями. И заспиртованными мутантами, разумеется.

Тех, кому не хватает интерактива и хочется посетить петровскую коллекцию, наверняка увлечет . Осторожнее: можно залипнуть и пропасть на весь рабочий день!

Предыстория

Петр много путешествовал и не мудрено, что идею создания своего кабинета редкостей он почерпнул за границей. И даже назвал он его на европейский манер «Куншткамерой». Для этого царь собрал огромную коллекцию животных, растений, минералов, а также анатомических препаратов, которую он постоянно пополнял. И с этой же целью в 1718 году был издан приказ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». Своим указом Петр Великий хотел просветить невежд, думающих, что «уроды родятся от действа дьявольского, чрез ведовство и порчу: чему быть невозможно, ибо один Творец всея твари Бог, а не дьявол».
Интересен тот факт, что петровская Кунсткамера была создана одной из последних. Так, самое первое упоминание о Кунсткамере относится к 1553 году — именно тогда, в Вене, Фердинанд I, император Священной Римской Империи, основал Кунсткамеру Габсбургов. За ним последовал Август Саксонский, около 1560 года учредивший Кунсткамеру в Дрездене.

С 1563 по 1578 гг. в Мюнхене завершилось формирование еще одной коллекции редкостей из собрания Альбрехта V, герцога Баварского. Параллельно с этим в 1573 году вблизи Инсбрука велась работа над аналогичным проектом по приказу Фердинанда II, эрцгерцога Тирольского. К собственной пражской коллекции эрцгерцог добавил унаследованную им от отца часть Венской Кунсткамеры — обе коллекции были размещены во дворце Амбрас, где находятся и по сей день. Новые Кунсткамеры были открыты в Берлине, Штутгарте, Касселе, Шлезвиге и Копенгагене.

Немного истории

Ходит легенда, что летний домик для царя, Петра I был построен в рекордно короткие сроки – за 3 дня. Жил он там не долго с 1703 по 1708 годы. Площадь составляет всего 60 м². Дом сложно назвать жилищем царя, поскольку это была обычная сруб-изба. Стены из сосны, но Петр любил все голландское, поэтому брус был стесан  и покрашен в красный. Фасад расписан под кирпич.

Тогда новинкой для жителей города являлись большие окрна, которые и были сделаны. Но, царь велел разбить на множество маленьких и поставить стекла. В народе домик Петра 1 в Санкт-Петербурге прозвали «Красные хоромы».

Как только были построены Зимний и Летний дворец, царь забыл про свой домик.

На сегодняшний день летний дом Петра окружен кирпичным футляром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector