Метро стамбула 2021: основные станции и карта

История метро в Стамбуле

Строго говоря, первый стамбульский метрополитен был не совсем «подземкой» в общепринятом смысле. Tunel, как его назвали сами турки, представлял собой линию подземного фуникулера — то есть по маршруту перемещались подвесные вагоны. Но даже несмотря на это, проект 1875 г. можно отнести к удачным: свою задачу, хоть и на двух станциях, он успешно решал.

Затем — сначала из-за экономического кризиса 1920–1930-х гг., а после по причине консервативности властей в 1950-х — проектирование стандартной подземки несколько раз откладывалось. Вопрос встал ребром лишь в конце 1980-х, когда в Турции начался экономический бум. Город становился все более популярным у европейцев из-за своей азиатской экзотики, да и местный бизнес активно развивался.

В итоге власти все же дали добро на строительство метро. От проекта до начала строительства прошло 5 лет — но и здесь начались проблемы.

Главная, из-за которой метрополитен был открыт только в 2000-м, — огромное количество археологических находок и исторический пласт, на котором располагался город. Каждый найденный предмет требовал безопасного извлечения, что занимало месяцы. Кроме того, Босфор имеет высокий риск возникновения землетрясений, а потому метро требовалось дополнительно укрепить.

Сыграла свою роль и система движения поездов метро. В отличие от общепринятой европейской линейной системы, где поезда следуют «по прямой», в Стамбуле действует линейно-маршрутная. Это означает, что на одной линии могут быть разветвления.

В начале нового века метро все-таки заработало. Сегодня оно состоит из 79 станций, имеет общую протяженность более 100 км и 6 линий. Четыре из них находятся в европейской части Стамбула, две — в азиатской.

Линии стамбульского метро

Обычная посадка в метро

Протяженность линий различна, как и их востребованность у пассажиров. А потому время ожидания транспорта не везде одинаково.

Часто задаваемые вопросы
Какой график работы стамбульского метро? Вагоны выходят на первый рейс в 6.00, кроме линии М2, которая начинает работать в 6.15. Метро Стамбула работает до 00.00, интервал движения поездов в среднем составляет 5 минут.

Yenikapı – Atatürk Havalimanı. Это линия М1А, по ней можно добраться – правда, с пересадкой – от аэропорта до центра Стамбула (исторического района Султанахмет). Функционирует данная ветка с 1989 года, но вплоть до 2014-го велись работы по ее расширению. Сейчас это 21 км пути 18 станций. Ежедневно по линии проезжают около 400000 жителей и гостей города. Время ожидания поезда – не более 6 минут в часы пик.
От линии М1А отходит М1В, направление – 14 км на запад. Движение – Yenikapı –Kirazlı. Пассажиропоток такой же, интервал в движении поездов – 4 минуты

Обе линии на карте обозначаются красным цветом, а потому пассажиры нередко не обращают внимание на то, что линии М1А и М1В расходятся.
Yenikapı – Hacıosman. Линия М2

Растянулась на 23,5 км. Проходит через 16 станций и ведет к площади Таксим. Работать начинает чуть позже остальных веток – в 06.15. На карте зеленого цвета.
Kirazlı – Olimpiyat – Başakşehir. Ветка М3. Строительство шло с 2006 по 2013 год, линия растянулась на 15,9 км. Вагоны проходят через 11 станций с интервалом в 3 минуты. Обозначена синим цветом.
Kadıköy – Tavşantepe. Линия М4. Достаточно молодая (полностью запущена в 2016 году) и самым большим количеством станций (их всего 19, протяженность – 26 км). На карте ветка розовая.
Üsküdar – Yamanevler. Линия М5. В процессе строительства: пока запущены 10,5 км, на пути 9 станций, после полного запуска их количество увеличится до 17,8 км и 16. Цвет на карте – фиолетовый.
Levent – Boğaziçi Ü./Hisarüstü. Ветка М6. Самая короткая в стамбульском метрополитене, ее протяженность – 3,3 км. Проходит всего через 4 станции. Обозначена коричневой линией.

На всех ветках, кроме М2, движение начинается в 06.00 и заканчивается в полночь. Поезд в среднем приходится ждать около 5 минут.

Сведения об обеспечении безопасности персональных данных

9.1. Оператор назначает ответственного за организацию обработки персональных данных для выполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

9.2. Оператор применяет комплекс правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных для обеспечения конфиденциальности персональных данных и их защиты от неправомерных действий:

9.2.1  обеспечивает неограниченный доступ к Политике, копия которой размещена на сайте Оператора по адресу https://undergroundexpert.info;

9.2.2  во исполнение Политики утверждает и приводит в действие внутренние локальные акты;

9.2.3  производит ознакомление работников с положениями законодательства о персональных данных, а также с Политикой и внутренними локальными актами;

9.2.4 осуществляет допуск работников к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе Оператора, а также к их материальным носителям только для выполнения трудовых обязанностей;

9.2.5 устанавливает правила доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе Оператора, а также обеспечивает регистрацию и учёт всех действий с ними;

9.2.6 производит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения ФЗ «О персональных данных»;

9.2.7 производит определение угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационной системе Оператора;

9.2.8 применяет организационные и технические меры и использует средства защиты информации, необходимые для достижения установленного уровня защищенности персональных данных;

9.2.9 осуществляет обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принимает меры по реагированию, включая восстановление персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;

9.2.10    осуществляет внутренний контроль соответствия обработки персональных данных ФЗ «О персональных данных», принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, Политике, Положению и иным локальным актам, включающий контроль за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и их уровня защищенности при обработке в информационной системе Оператора.

Фуникулеры и канатные дороги

Фуникулеры Стамбула

  • Время работы: отличается на разных линиях
  • Периодичность: 3-10 минут
  • Стоимость: от 2,6 до 5 лир в зависимости от способа оплаты

Фуникулеры и канатная дорога в Стамбуле – это не вид развлечения, а вид транспорта. Поскольку город находится на холмах, перемещение на этих видах транспорта иногда очень выручает. Оплата фуникулеров и канаток проводится разовыми траспортными картами или единой картой IstanbulKart, наличные не принимаются. Для туристов интерес представляют линии фуникулеров T1 и T2, и канатки TF1 и TF2, но последние скорее как развлечение.

  • Фуникулер F1. Соединяет станцию трамвая Кабаташ (Kabataş, линия T1) с остановкой метро Таксим (Taksim, линия М2).

    • Время работы: 06:00 — 00:00.
    • Периодичность: 3-5 минут.
  • Фуникулер F2. Это подземная линия Tunnel, соединяет станцию трамвая Каракёй (Karaköy, линия T1) с остановкой метро Сисхане (Şişhane, линия М2).

    • Время работы: 07:00/07:30 (пн-сб/вск) — 22:40.
    • Периодичность: 5-7 минут.
  • Фуникулер F3. Соединяет станцию метро Сейрантепе (Seyrantepe) и торгволым центром на остановке Вадистанбул (Vadistanbul).

    • Время работы: 08:30 — 23:00.
    • Периодичность: 10 минут.
  • Канатная дорога TF1 (Maçka – Taşkışla). Проходит над парком Democracy Park и соединяет отели Hilton Istanbul Bosphorus на одной стороне с Swissotel The Bosphorus на другой.

    • Время работы: 08:00 — 19:00.
    • Периодичность: 10 минут.
  • Канатная дорога TF2 (Eyüp — Piyer Loti). Проходит из района Эйюп (Eyüp) на холм Pierre Loti Hill до одноименного кафе.

    • Время работы: 08:00 — 22:00.
    • Периодичность: 10 минут.

Транспорт

Транспорт в Стамбуле развит очень хорошо, к вашим услугам: метро, автобусы, трамваи, долмуши (маршрутки), такси, электричка Мармарай, паромы и фуникулеры. В городе на большинстве видов транспорта действует единая электронная карта Istanbulkart. В сравнении с разовыми билетами, она позволяет существенно экономить на проезде. Каждое последующее ее использование в течение 2 часов снижает стандартный тариф c 3,5 до 1,2 лир (3-5 пересадки).

Ниже мы опишем транспорт вкратце, так как подробно о нём имеется отдельная статья.

1. Автобусы и долмуши.

Сеть автобусных маршрутов в Стамбуле хорошо развита, доехать легко в любую точку города.

Долмуши (маршрутки) хорошая альтернатива автобусам, ходят по разным популярным направлениям. Стоят немного дороже, ходят чаще и быстрее. Стоимость проезда различается, оплата наличными.

2. Метробус.

Метробус — нечто среднее между автобусом и метро. Рейсы выполняют обычные автобусы, но они минуют стамбульские пробки, поскольку имеют собственную выделенную полосу на шоссе. Маршрут связывает азиатскую и европейские части.

Читайте подробнее о метробусе.

3. Метро, трамвай и фуникулеры.

Метро в Стамбуле очень популярный вид транспорт. Маршрутная сеть состоит из 6 веток с 89 станциями, большие усилия вкладываются в расширении. В планах довести метро до Аэропорта Стамбул (2021 год) и Аэропорта имени Сабихи Гёкчен (2021 год).

На текущий момент метро состоит из 6 линий: M1, M2, M3, M6 расположены в европейской части; M4 и M5 — азиатской.

Трамваи двух типов: туристические, которые имеют исторические вагоны и обычные городские. Некоторые станции подземные.

Фуникулеры имеют три линии: Каракёй — Бейоглу, Кабаташ — Таксим, Сейрантепе — Вадистанбул.

4. Мармарай.

Мармарай — линия пригородной электрички, используемая в качестве городского транспорта. Похожа по функционалу на метро и трамвай. Главное преимущество для пассажиров — удобная возможность перемещаться между европейской и азиатской частями Стамбула.

В марте 2019 года линия полностью запущена. Поезда следуют от станции Халкалы (Halkalı) в европейской части города до станции Гебзе (Gebze) в азиатской части Стамбула через тоннель «Мармарай» под проливом Босфор.

На Мармарай добраться до Султанахмета из аэрпорта Сабиха удобнее всего из бюджетных способов.

Подробнее про Мармарай.

5. Водный транспорт.

В Стамбуле хорошо развит водный транспорт, главный из которых — паромы между причалами Золотого Рога, Босфорского пролива и Принцевых островов. Их функция сугубо практичная, удовлетворяющая спрос в первую очередь местных жителей — разгрузить плотный траффик в часы пик. К услугам туристов также широко предлагаются поездки по Босфору и Золотому Рогу на различных прогулочных лодках и катерах.

6. Аренда авто.

Прокаты автомобилей есть в аэропортах Стамбула и в самом городе. Арендовать понравившийся транспорт, можно как по прилету, так и заранее. В последнем случае существенно сэкономите время, да и выбор у вас будет побольше. Учитывайте, что в Стамбуле плотный траффик и особенно в час пик серьезные пробки.

Более подробно об аренде машин.

7. Такси.

Безусловно на такси всего удобнее перемещаться по Стамбулу, но отнюдь не всегда быстрее из-за пробок, чем, например, на метро. Поэтому не рекомендуем его брать на длинные расстояния в рабочие дни, особенно в час пик.

А вот если надо доехать в аэропорт или уехать оттуда, особенно в ночное время и с большими чемоданами, то лучше такси пока ничего не придумали.

Если у вас особенные требования к поездке (много пассажиров, детские кресла и т.д.), то имеет смысл заказать трансфер. В этом случае заранее оговаривается стоимость поездки (в Стамбуле такси ездят по счетчикам) и фиксируется маршрут. Подобрать трансфер можете у следующих компаний:

Новый аэропорт Стамбула как добраться до центра

1. Линия метро M11

Линия M11, которая официально называется линия метро Гайреттепе — Стамбул М11, или линией нового аэропорта в Стамбуле M11 (тур. Gayrettepe — İstanbul Yeni Havaalanı Metro Hattı) — это скоростная транзитная линия метро Стамбула, которая еще строится. Главная ее задача — обеспечить прямой и быстрый доступ от нового аэропорта Стамбула, который построен в районе Арнавуткёй до главного коммерческого и делового района города — Левента (Levent).

На территории Стамбула линия метро пройдет через районы Шишлы ( Şişli), Эйюп (Eyup) и Арнавуткёй (Arnavutköy). Станции на линии метро будут расположены довольно далеко друг от друга. В юго-восточном конце ветки метро у M11 будет только две станции на территории городской зоны: Гайреттепе ( Gayrettepe) — действующая и Кясхане (Kağıthane) — строится.

Общая длина М11 — 37,2 км, всего будет построено девять станций. Время в пути, которое будут тратить пассажиры, чтобы добраться к новому аэропорту Стамбула — 30 минут.

Участок линии метро М11 начнется от существующей уже станции метро Гайреттепе (Gayrettepe) на линии М2. Линия M11 будет соединена с другими линиями скоростного транспорта на станции Gayrettepe до M2 Yenikapı – Hacıosman и в аэропорту — до линии высокоскоростных поездов. Первая очередь линии метро Gayrettepe — YHL — Halkalı обеспечит перевозку из центра Стамбула в 3-й аэропорт Стамбула.

Станции: Gayrettepe — Eyup — Кемеrburgaz — Gokturk — Ihsaniye — Новый аэропорт (cм. карту)

Когда линия будет завершена, ее свяжут с линией метро M2 Yenikapı — Hacıosman и станцией метробуса на станции Gayrettepe.

В настоящее время в новый аэропорт Стамбула на метро можно доехать по следующим маршрутам:

до станции Еникапы (Yenikapı), здесь возможна пересадка на зеленую линию метро M2, красную линию — M1 и линию Мармарай (Marmaray), один из двух подводных тоннелей Стамбула), далее на автобусе Ist-1
до станции метро площадь Таксим( зеленая линия метро M2), далее автобусом Ist-19
до станции метро Mecidiyeköy(зеленая линия метро M2), далее автобусом H-2

Воспользовавшись картой метро Стамбула, каждый путешественник с легкостью определит станцию, где надо будет сделать пересадку, чтобы попасть в свой отель. Карту мы опубликовали ниже.

Стамбульский метрополитен доступен для проезда по карточке метро и жетону, их продают в специальных автоматах. Стоимость одной поездки в метро — 5 турецких лир (61 руб.) в одну сторону, стоимость жетона на 2 поездки — 8 тур. лир. Жетоны продаются в автоматах Jetonmatik, в газетных киосках, на автобусных остановках.

На станции метро Gayrettepe (линия M2) останавливаются:

Метробус: 34, 34BZ, 34G, 34AS, 34A, 34Z

İETT автобус: 25G, 27E, 27SE, 29, 29A, 29C;29D, 29İ, 29P, 36L, 40B, 41E, 42, 42M, 42Z, 43R, 49Z, 58A, 58N, 58S, 58UL, 62, 62G, 63, 121BS, 125, 559C, D2, U

2. Скоростной поезд

Линия высокоскоростных поездов в Новый аэропорт Стамбула начнется от ж. д. станции Халкалы( тур. Halkalı garı) — западной станции на линии железной дороги Мармарай(Marmaray) — железнодорожного участка, проходящего под проливом Босфор и соединяющего европейскую и азиатскую части Стамбула.

На этой линии будет всего шесть станций, включая непосредственно аэропорт и ж. д. вокзал Халкалы.

Станция Халкалы (тур. Halkalı garı) — самая западная станция на железнодорожной линии Стамбул — Халкалы и в Стамбуле. Со станции Халкалы отправляются региональные поезда в Эдирне, Узункёпрю, Черкезкёй, поезда международного сообщения, следующие в Бухарест (Румыния), Белград (Сербия) и Софию (Болгария).

На станции Халкалы останавливаются İETT автобусы 8A, 34AS, DT2, 27SE, 89 А, 98S, 252.

Новый аэропорт в Стамбуле на карте, отели

3. Автобус — третий вариант, как добраться в новый аэропорт Стамбула из центра и площади Таксим

Линия метро M11 все еще продолжает строиться и будет сдана в 2019 — 2020 году, не закончена и новая скоростная ж. д. магистраль. Поэтому сегодняшний реальный вариант, как добраться в уже действующий аэропорт / из аэропорта — городские автобусы.

Всего в настоящее время к аэропорту курсируют 8 автобусных линий:

  1. Ist-1 — до остановки Еникапы (Yenikapı), откуда возможна пересадка зеленую линию метро M2, красную линию — M1 и линию Мармарай (Marmaray), один из двух подводных тоннелей Стамбула
  2. Ist-2 — до района Tüyap
  3. Ist-3 — до автовокзала Otogar, оттуда доступна красная линия метро M1
  4. Ist-7 — до станции метро Kozyatağı( азиатская часть Стамбула) — дальше возможна пересадка на розовую линию метро M4
  5. Ist-19 — до станции метро площадь Таксим, откуда можно воспользоваться зеленой линией метро M2
  6. H-2 — до станции метро Mecidiyeköy, откуда можно воспользоваться зеленой линией метро M2
  7. H-3 — до Halkalı
  8. H — 4 — прямой маршрут автобуса от Нового аэропорта Стамбула до аэропорта имени Ататюрка

Стоимость проезда в общественном транспорте Стамбула

В Стамбуле действует интегрированная система оплаты проезда на общественном транспорте. Это означает, что один вид носителя можно использоваться для оплаты на всех видах городского транспорта.

Для оплаты проезда можно пользоваться карточками для ограниченного количества поездок: на 1, 2, 3, 5 или 10 проходов через турникет. Стоимость таких карточек составляет 7, 11, 15, 23 и 40 турецких лир соответственно.

Istanbulkart

Но чаще всего для оплаты проезда на общественном транспорте Стамбула  используется единая электронная карта — Istanbulkart. Эта бесконтактная смарт-карта действительна для проезда на метро, автобусах, трамваях, пригородных поездах, фуникулёрах и паромах.

Главным преимуществом Istanbulkart является то, что стоимость проезда при оплате такой картой ниже, чем по разовому билету.

Оплата проезда в метро, трамваях, автобусах, фуникулерах и паромах

Стоимость одной поездки по Istanbulkart на метро, трамвае, обычном автобусе, фуникулере и государственном пароме составляет 3,5 лиры. Оплата производится не только при смене транспорта, но и при пересадке с одной линии метро или другого вида транспорта на другую линию.

При пяти и менее пересадках с одного вида транспорта на другой в течение двух часов стоимость каждой последующей поездки снижается. Вторая поездка обойдется в 2,5 лиры, третья – в 1,9 лиры, следующие – 1,2 лиры.

Для оплаты проезда Istanbulkart следует поднести к специальному считывающему устройству во время посадки в транспортное средство, или на турникетах станций.

Оплата проезда в метробусах

Проезд в метробусах также оплачивается при помощи разовых карт или Istanbulkart. Стоимость проезда на метробусе зависит от количества остановок, при этом пересадки с одного маршрута на другой не оплачиваются.

Стоимость проезда на метробусе начинается от 2,50 турецких лир за одну остановку и заканчиваются 5,20 лир за 34 и более остановки.

В начале поездки, при прикладывании карты к турникету, списывается максимальная сумма проезда. По окончания поездки, после повторного прикладывания карты к специальному считывающему устройству, часть списанной суммы возвращается обратно.

В ночные часы – с 01-00 до 06-00 — стоимость проезда в метробусе максимальная, и не зависит от количества остановок.

При пересадке на метробус с другого общественного транспорта скидка на проезд не предоставляется, но она предоставляется при последущей пересадке с метробуса на другой транспорт.

Оплата проезда на электричке Мармарай

Стоимость проезда на электричке Мармарай, также, как и при проезде на метробусах, зависит от количества станций, и составляет от 3,5 до 7,75 турецких лир. В минимальную стоимость проезда включен проезд от 1 до 7 станций, в максимальный – 36 и более станций.

Оплата проезда с помощью Istanbulkart также проходит в 2 этапа: при первом проходе через турникет блокируется сумма, равная максимальному тарифу, а затем, на выходе, при повторном прикладывании Istanbulkart к валидатору, будет произведен перерасчет.

Оплата наличными в метро, автобусах, трамваях, пригородных поездах, фуникулёрах и паромах невозможна. Наличные деньги принимают только в долмушах, в автобусах Havabus, которые курсируют в аэропорт Сабиха, а также на паромах частных компаний.

Дети до 6 лет пользуются преимуществом бесплатного проезда в общественном транспорте Стамбула.

Где купить и пополнить Istanbulkart

Istanbulkart можно приобрести в офисах, в специальных киосках и в терминалах, расположенных в аэропортах Стамбула, на станциях метро и электрички Мармарай, остановках автобусов, трамваев, метробусов, фуникулеров и на паромных причалах.

Стоимость самой карты, которая считается невозвратной, составляет 10 турецких лир. Istanbulkart также можно приобрести за 6 лир в специальных автоматах, расположенных у входов в метро.

При покупке карты внесенная сумма, за вычетом депозита, будет зачислена на карту. После этого карта может пополняться на сумму до 300 лир.

Информацию о транспортной карте Istanbulkart можно уточнить на официальном сайте.

По району

Округ Количество станций Станции Линия (и) Первая станция (и) Самые последние станции
Умрание 9 Altınşehir , Çakmak , Çarşı , Dudullu , Ihlamurkuyu , Имама Хатипа LİSESİ , Necip Фазыл , Ümraniye , Yamanevler 15 декабря 2017 г. 21 октября 2018 г.
Башакшехир 9 Башак Конутлары , Икителли Санаи , İSTOÇ , MASKO , MetroKent , Olimpiyat , Siteler , Turgut Özal , Ziya Gökalp Mahallesi , 14 июня 2013 г. 29 мая 2021 г.
Багджылар 7 Bağcılar Meydan , Göztepe Mahallesi , Kirazlı , Махмутбей , Арудж Барбаросс , Üçyüzlü , Енимахалл 14 июня 2013 г. 28 октября 2020 г.
Бакыркёй 7 Ататюрк Хавалимани , Атакей-Sirinevler , Бешикташ , Bakırköy , DTM-İstanbul Fuar Меркези , Yenibosna , Zeytinburnu 31 января 1994 г. 12 декабря 2002 г.
Кадыкёй 7 Acıbadem , Ayrılık Çeşmesi , Bostancı , Göztepe , Кадыкёй , Kozyatağı , Unalan 17 августа 2012 г. 29 октября 2013 г.
Сарыер 7 Ататюрк Oto Sanayi , Darüşşafaka , Hacıosman , ИТ-Ayazağa , Sanayi , Seyrantepe , Vadistanbul 31 января 2009 г. 29 апреля 2011 г.
Фатих 6 Аксарай , Emniyet-Фатих , Haliç , Topkapı-Ulubatlı , Vezneciler , Йеникапы 3 сентября 1989 г. 15 февраля 2014 г.
Ускюдар 6 Altunizade , Bağlarbaşı , Bulgurlu-Libadiye , Fıstıkağacı , Kısıklı , Üsküdar 15 декабря 2017 г. 15 декабря 2017 г.
Бешикташ 5 Левент , 4. Левент , Nispetiye , Этилер , Boğaziçi Üniversitesi 16 сентября 2000 г. 19 апреля 2015 г.
Мальтепе 5 Esenkent , Gülsuyu , Huzurevi , Küçükyalı , Малтепа 17 августа 2012 г. 17 августа 2012 г.
Байрампаша 4 Bayrampaşa-Малтепе , Kocatepe , Otogar , Sağmalcılar 3 сентября 1989 г. 31 января 1994 г.
Бейоглу 4 Халич , Кабаташ , Шишхане , Таксим 16 сентября 2000 г. 15 февраля 2014 г.
Эйюпсултан 4 Алибейкёй , Ширчир , Вейсел Карани — Акшемсеттин , Ешилпынар 28 октября 2020 г. 28 октября 2020 г.
Картал 4 Хастане — Адлие , Картал , Соганлык , Якаджик — Аднан Кахведжи 17 августа 2012 г. 10 октября 2016 г.
Эсенлер 3 Эсенлер , Мендерес , Текстилькент — Гиимкент 18 декабря 1989 г. 28 октября 2020 г.
Газиосманпаша 3 Карадениз Махаллеси , Казым Карабекир , Енимахалле 28 октября 2020 г. 28 октября 2020 г.
Güngören 3 Давутпаша — ЮТЮ , Мертер , Теразидере 31 января 1994 г. 31 января 1994 г.
Кагытхане 3 Çağlayan , Kağıthane , Nurtepe 28 октября 2020 г. 28 октября 2020 г.
Шишли 3 Гайреттепе , Османбей , Шишли-Меджидиекёй 16 сентября 2000 г. 28 октября 2020 г.
Пендик 2 Пендик , Тавшантепе 10 октября 2016 г. 10 октября 2016 г.
Санджактепе 1 Ekmeköy 21 октября 2018 г. 21 октября 2018 г.
Кючюкчекмедже 1 Бахарие 29 мая 2021 г. 29 мая 2021 г.

Этапы строительства

Туннели линии состоят из трех разных участков, в которых использовались разные методы проходки.

Туннель Нене Хатун

Тоннель Нене-Хатун — это двухпутный туннель длиной 1384,7 метра и шириной около 10 метров, который соединяет станцию ​​Учиол с остановкой Конак в центре города. В районе станций ширина около 17 метров. Дополнительный туннельный участок длиной 141,58 м в конце станции Учиол служит поворотным пунктом для поездов. Из-за разницы в высоте 70 метров между двумя станциями метод открытого строительства не рассматривался, поэтому этот участок был построен с использованием нового австрийского метода прокладки тоннелей (NÖT), также известного в англоязычных странах как новый австрийский метод прокладки тоннелей. (NATM). Туннель проходит от 30 до 50 метров ниже поверхности дороги. В результате платформа находится на 32,5 метра ниже поверхности дороги. Градиент между двумя станциями составляет 4 процента. Строительные работы на этом участке начались 18 мая 1995 года на перекрестке Ешилюрт (Учиол) с выемки вертикальной шахты глубиной 32,5 метра и диаметром 15 метров. После 195 дней строительства вала началось строительство туннеля Нене Хатун. 26 мая 1996 года добыча началась также на станции Конак, поэтому строительство этого участка тоннеля было завершено 15 августа 1997 года.

Основные сдвоенные туннели в Уммюхане

Двойные туннели Уммюхан соединяют станции Конак, Чанкая и Басмане. Они представляли собой наиболее сложный этап строительства: грунтовые воды уже представляли особую проблему на глубине 1,5 м, поскольку туннели и станции находятся на высоте ниже уровня моря. Поскольку на этом участке маршрута есть старинные здания и здания высотой до восьми этажей, а также крутой изгиб радиусом 250 м, этот участок туннеля был построен с использованием метода проходки туннелей EPBM. Этот участок туннеля состоит из двух одноколейных труб, идущих рядом друг с другом, с внутренним диаметром 5,7 м и общей длиной 2753 м. В среднем трубы проходят на 18 м ниже поверхности дороги. В зоне крутого поворота радиусом 250 метров между станциями Конак и Чанкая туннели не параллельны, а четко отделены друг от друга. Причина тому — водонасосная станция и постройки с глубокими подвалами и фундаментами. Здесь туннели проходят прямо под зданием, так что здесь трубы проходят наиболее глубоко. Двойные туннели были построены с использованием туннельно-проходческой машины (TBM), специально изготовленной Herrenknecht, с диаметром бурильной головки 6,56 м. Общая длина туннельно-проходческой машины составляла 74, а усилие подачи 44 300 кН / 350 бар. 25 августа 1997 года началось бурение тоннелепроходческой машиной от Басмане в сторону Конака. Из-за древних находок во время строительных работ были перебои во времени. Эти находки сегодня выставлены на станции Чанкая.

Участок тоннеля Борнова — Евка 3

Строительство участка туннеля протяженностью 2,25 км между станциями Борнова и Эвка 3 началось в августе 2007 года и проходит через кампус Эгейского университета. Этот участок маршрута был открыт в марте 2012 года. Тоннель построен открытым способом. Общая стоимость составила около 90 миллионов турецких лир. Изначально планировалось расширение центра Борнова. Из-за сильной деформации окружающих зданий длина запланированного тоннеля была сокращена с 3,4 км до 2,25 км, а конечная остановка Борнова-Центр была временно исключена из проекта.

Водный транспорт – катера-вапуры

Самый романтический вид транспорта в Стамбуле – это городские пассажирские катера, которые здесь называют вапуры (vapur).

В основном вапурами туристы пользуются, чтобы переплыть через Босфор из азиатской части Стамбула, когда добираются из аэропорта им. Сабихи Гекчён в центр. Кроме практической части поездки – это еще очень красивая и приятная морская прогулка.

Конечно, в Стамбуле, есть специальные экскурсионные туры по Босфору. Но на организованной прогулке вас просто провозят вдоль двух живописных стамбульских берегов. А на вапурах можно самим так составить маршрут, чтобы не только прокатиться по Босфору, но и сделать это с остановками на осмотр достопримечательностей.

На вапурах есть как открытые, так и закрытые палубы, а также буфет и туалет. Оплата дешевле по карте Istanbulkart, которую надо приложить к турникету. Стоимость зависит от расстояния, действуют также скидки при пересадке. Например, переплыть через Босфор стоит около 3 лир. Расписание и цены на катера можно уточнить на сайте en.sehirhatlari.istanbul/en . Также вы можете установить официальное мобильное приложение водного транспорта Стамбула Şehir Hatları (в настройках надо выбрать английский язык).

Вапуры в Стамбуле

Главные причалы Стамбула

Разберем основные причалы Стамбула, которые полезны туристам.

Кадыкёй (Kadıköy) – причал в азиатской части Стамбула. Сюда приходят автобусы из аэропорта им. Сабихы Гёкчен. Отсюда отплывают катера в европейскую часть до причалов Эминёню, Каракёй, Бешикташ, а также на Принцевы острова. Недалеко от причала есть одноименная станция метро.

Эминёню (Eminönü) – причал в старой части города у Галатского моста. Здесь расположен Египетский базар, а также недалеко до Айя-Софии, Голубой мечети и Цистерны Базилика. С этого причала отправляются экскурсии по Босфору, а также можно доплыть в Бешикташ, Кадыкёй и в Юскюдар.

Каракей  (Karaköy) – причал около Галатского моста, напротив  Эминёню  через залив Золотой Рог. Отсюда можно подняться пешком до Галатской башни, или проехать на фуникулере Тюнель до пешеходной улицы Истикляль.

Кабаташ (Kabataş)  — здесь конечная остановка скоростного трамвая Т1. Отсюда можно подняться на финикулере F1 до площади Таксим или прогуляться по набережной до Дворца Долмабахче. От причала Кабаташ можно добраться до Принцевых островов и азиатского района Кадыкёй.

Юськюдар (Üsküdar) — это главный причал азиатской стороны. Здесь есть   метро и станция поезда Мармарей, а также автовокзал, откуда можно уехать на побережье Черного моря и ко дворцу Бейлербей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector