Как самостоятельно добраться до линии сталина из минска?
Содержание:
- Вместо заключения
- Линия Сталина: цена билета
- «Объём работ был колоссальным»
- Историко-культурный комплекс вступил в свой 16-й год трудовой деятельности. Что ждет посетителей этого одного из крупнейших военных музеев нашей страны?
- Стратегически важная, но трудноосуществимая задача
- Фильмы о Линии Сталина
- Технические ошибки и просчёты
- Обновленные экспонаты
- Память военных лет
- Цены на Линии Сталина
- Возведение новой линии обороны и консервация старой
- Прорыв линии обороны
- История «Линии Сталина»
- Открытие «Линии Сталина» в Беларуси
Вместо заключения
Как мы уже упоминали, этот музейный комплекс скорее является развлекательным коммерческим предприятием, чем действительно историческим музеем. Здесь большое раздолье для детишек — этого не отнять. Можно даже покататься на квадроциклах.
Сюда, несомненно, стоит приехать, если Вы с детьми — они получат массу впечатлений от ползания по танкам и окопам. Тут вполне комфортно гулять даже с малышом и коляской. Единственное место, где коляску пришлось перетаскивать вручную — самое начало осмотра, перед артиллерийским капониром — там просто лестница, на которую никак не заехать. Но мы, как «избалованные следопыты», вряд ли приедем сюда еще раз — есть масса гораздо более интересных и «живых» мест в Беларуси, о которых мы частично уже писали — например, та же Хатынь.
Кстати, здесь продают вполне достойные блинчики! Ценник, правда, слегка «кусается», по сравнению с обычным белорусским, но что поделать — раскрученное туристическое место.
Мы не раз встречали как большие «автобусные» группы иностранцев, так и маленькие, из 2-4 человек с индивидуальными экскурсоводами, явно заказанными на разных сервисах по бронированию экскурсий — просто подслушивали их разговоры.
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…
Уже на обратном пути в Минск, в небе были замечены воздухоплаватели на ярких воздушных шарах, и не сфотографировать это великолепие было бы преступлением.
Итак, если Вас вдруг занесло в Минск, и есть свободных полдня-день, то вполне можно посетить «Линию Сталина», только еще раз повторимся — как рекреационную зону, а не как исторический музей.
Линия Сталина: цена билета
Цена билета на вход в музей Линия Сталина 10 бел рублей (~ 5 долларов) для взрослых и 5 бел руб (2,5 доллара) для школьников и студентов. Позже мы увидели приписку, что эта цена оказывается для граждан Беларуси, а для граждан России и СНГ стоимость посещения в 1,5 раза выше. Мы заезжали на машине с белорусскими номерами, поэтому платили как за граждан Беларуси, да и вообще я не видела, что бы у кого-то на въезде спрашивали гражданство и паспорт
Дополнительно по желанию оплачивается экскурсия по музею – 25 бел руб (12,5 долларов) за группу от 1 до 5 человек. Мы экскурсию не брали, возможно и зря, т.к. мне, как девочке, гулять по комплексу было не очень интересно, т.к. вся эта военная техника и сооружения мне ни о чем не говорят
На территории комплекса большая платная стоянка – 2 бел руб (1 доллар) за машину.
Въезд на территорию платный
Большая парковка
Так же за дополнительную плату на Линии Сталина можно
Пострелять и сфотографироваться с оружием. Один выстрел – 4 бел руб (2 доллара)
Вот на таких лодках можно покататься по небольшому озеру
А самое интересное, можно покататься на танке! Это не дешевое удовольствие. Стоимость катания на Т-55 – 600 бел руб (да, это 300 долларов) за группу до 10 человек, на танке ПТ-76 – 200 бел руб (100 долларов) за группу до 10 человек. Написано, что катают 20 минут. Но мы наблюдали катание группы людей на танке ПТ-76 – мне показалось, что их катали минут 10, не больше. Но желающих было много, даже за такую цену!
Катание на танке недешевое удовольствие!
Все хотят покататься на танке
Видео: катание на танке на Линии Сталина
В кафе можно попробовать солдатскую кашу – 2 бел руб за порцию
Конечно же можно купить сувениры: магнитики и даже бюсты Сталина! Мы не покупали, мне бы не хотелось на холодильнике иметь магнит с танком.
Как я уже говорила, территория музейного комплекса Линия Сталина большая и поделена на несколько частей: экспозиция укрепрайона с ДОТами, командно-наблюдательными пунктами, окопами, озеро с переправой, выставочная часть с военной техникой.
План схема (карта) территории музейного комплекса Линия Сталина
Мы провели в комплексе около двух часов, но посмотрели далеко не все.
Сперва мы мимо озера отправились в выставочную часть комплекса, где осмотрели самолеты-вертолеты, инженерную технику, инженерные сооружения, технику ПВО. Почти все экземпляры можно потрогать, а на некоторые даже залезть.
Сперва осматриваем вертолеты-самолеты
Фотографируемся на и около разных боевых машин и танков
Проходим мимо различных военно-инженерных сооружений
Осматриваем технику ПВО
Мост через озеро почему-то был закрыт и назад пришлось возвращаться опять мимо озера.
Проход по мосту через озеро закрыт. Жаль
Возле парковки большая площадка с боевой техникой и самое интересное: ДОТы, траншеи, окопы. Везде можно зайти, потрогать, полазить.
Я не люблю музеи, связанные с войной, даже в Киеве мое самое нелюбимое место в городе – возле родины-мать, там где военная техника. Но прогуляться по природе и подышать чистым воздухом очень даже ничего. А вот детям и мужчинам думаю будет очень интересно на Линии Сталина. Видели довольно много иностранных туристов, которые с интересом слушали экскурсовода и рассматривали технику.
А еще в музейном комплексе часто проходят разные празднования и военно-историческая реконструкция боев. Думаю, в такие дни интересно посетить Линию Сталина.
Если вы еще думаете, что посмотреть возле Минска, то музей под открытым небом Линия Сталина хороший вариант для поездки на пол дня. Рядом еще можно заехать в городок Заславль, но у нас почему-то не сложилось с этим городом. О нем расскажу как-нибудь в другой раз. Подписывайтесь на мой блог Go2Weekend.ru, что бы не пропустить все самое интересное. Внизу под статье есть форма подписки.
«Объём работ был колоссальным»
Как отметил в беседе с RT доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Дмитрий Суржик, появление Управления оборонительного строительства было продиктовано необходимостью форсировать решение вопросов, связанных с инженерным оборудованием западных рубежей СССР. По его мнению, в Москве осознавали неизбежность крупномасштабной войны.
«Учитывая протяжённость границ СССР и опасность вторжения со стороны Германии и её союзников, объём работ для нашей страны был просто колоссальным. Требовалось огромное количество стройматериалов, оборудования и вооружений. Естественно, всё это стоило чрезвычайно дорого и требовало невероятных усилий», — пояснил Суржик.
- Схема расположения укрепрайонов, построенных в 1928—1939 годах
По словам эксперта, перед Советским Союзом стояла намного более масштабная задача по укреплению рубежей, чем перед Францией, построившей ранее линию Мажино, Германией — с линией Зигфрида и Финляндией — с линией Маннергейма.
Как отметил Суржик, фортификации на западной границе СССР создавались с учётом общемирового опыта. В частности, советские инженеры старались возводить протяжённые укреплённые линии таким образом, чтобы это не были изолированные сооружения.
Также по теме
От пулемётов — к пушкам: какую роль сыграли авиационные орудия в успехах ВВС Красной армии
9 февраля 1931 года руководство СССР поручило отечественным оружейникам создать крупнокалиберный авиационный пулемёт. В результате…
Новые инженерные системы с широким применением железобетонных конструкций строились с целью интеграции в гражданскую и военную инфраструктуру региона размещения. Подобный подход позволял более эффективно решать вопросы обеспечения продовольствием, водой, боеприпасами, вооружением и личным составом.
Ключевую роль в линиях обороны нового типа, именовавшихся «линией Сталина», играли так называемые укреплённые районы (УРы), в которых размещались долговременные огневые точки (ДОТы) с артиллерийскими орудиями и пулемётами, а также капониры и полукапониры (объекты для ведения флангового огня на расстоянии до 7 км).
Чаще всего УРы возводились вблизи крупных городов, где располагались ключевые промышленные предприятия и штабы соединений РККА. В процессе строительства «линии Сталина», в 1928—1939 годы, советские войска возвели более 20 укрепрайонов. Эти сооружения должны были стать первой линией защиты населённых пунктов, сдержать наступление врага. Наибольшее количество УРов было сосредоточено в Киевском особом военном округе.
Как свидетельствуют документы, первая попытка гитлеровцев прорваться к Киеву 13 июля 1941 года закончилась провалом. Наступавшие части 3-го моторизованного корпуса вермахта попали под плотный огонь пулемётов из ДОТов Киевского укрепрайона. Также противник подвергся чувствительным контрударам во фланг и был вынужден перейти к обороне.
Немцам пришлось остановить продвижение к столице УССР для более тщательной подготовки к штурму прилегающих к их позициям объектов «линии Сталина».
- Последствия немецких обстрелов Киева в 1941 году
- globallookpress.com
В результате сражение за Киев приняло затяжной характер: в целом эффективно обороняясь, Красная армия периодически переходила в контратаки, деблокировала окружённые врагом ДОТы и даже смогла освободить несколько населённых пунктов.
Успешные оборонительные действия в июле — августе 1941 года позволили подтянуть к городу столь необходимые для продолжения сопротивления резервы.
Ситуация для полумиллионного Киевского гарнизона резко изменилась в середине сентября 1941 года по причине поражений РККА на Юго-Западном фронте. Это позволило гитлеровцам практически полностью окружить столицу Украины. Чтобы не оказаться в котле, защищавшая город 37-я армия была вынуждена отступить на восточный берег Днепра, взорвав за собой мосты.
Историко-культурный комплекс вступил в свой 16-й год трудовой деятельности. Что ждет посетителей этого одного из крупнейших военных музеев нашей страны?
Для посетителей организаторы подготовили большую программу, куда вошли те же традиционные мероприятия с военно-историческими реконструкциями, что и в предыдущие годы. Гостей ждут на праздновании Дня защитника Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь и Дня Победы в Великой Отечественной войне. Вновь пройдут фестивали “Багратион” и “Афганское небо”, соревновательные шоу “Танковый биатлон” Т-72 и боевых машин и др. события.
Впрочем, есть одно изменение. Желающие увидеть русскую и немецкую армию времен Первой мировой войны должны приехать не в марте, как год назад, а уже в июле.
“Каждый год есть желание сократить количество проводимых мероприятий, потому что организация каждого из них вызывает целый ряд сложностей, связанных с логистикой, финансированием, физическими нагрузками для людей и др.”, – отметил исполнительный директор ИКК “Линия Сталина” Александр Метла.
А.Метла и военный реконструктор из Чехии П.Кавинек
Необходимо подготовить сценарий, организовать взаимодействие между реконструкторами и участвующей в “сражениях” военной техникой, обеспечить меры безопасности во время проведения стрельбы холостыми патронами и пиротехническими взрывами.
“Каждый раз рука не поднимается отменить какое-нибудь из данных мероприятий, потому что все они для нас очень важны”, – уточнил Александр Александрович.
Музейный комплекс находится на самоокупаемости и на каждое из планируемых событий выделяет собственные денежные средства.
Именно из-за отсутствия необходимых денежных средств закрылся проект “Битва машин”. Его делали только на энтузиазме оргкомитета, и никакой прибыли он не приносил, а только убытки.
Возможно, в конце сентябре 2021 г. отпразднуют еще и “День мотострелка”. Один раз его проводили, но особого интереса он не вызвал. Может, вторая попытка окажется более удачной.
Появляются и проекты, организация которых изначально не планировалась. Так, в 2020 году по просьбе 72-го учебного центра Министерства обороны пришлось “повоевать” у них на территории. А еще в историко-культурный комплекс часто приезжают высокопоставленные чиновники и VIP-персоны, для которых тоже требуется показать военно-исторические реконструкции.
Стратегически важная, но трудноосуществимая задача
Следует сразу отметить, что в официальных документах такое название никогда не фигурировало. Впервые оно появилось в 1936 году в одной из русскоязычных латышских газет, затем было подхвачено западной прессой, и уже после этого термин «Линия Сталина» получил широкое распространение.
Согласно программе, предложенной Сталиным, предполагалось строительство цепи оборонительных сооружений по всей западной границе страны, протяжённость которой составляла 2 тыс. км. Поскольку создания непрерывной фортификационной линии не представлялось возможным по экономическим причинам, была принята концепция возведения отдельных укреплённых районов (УР) на наиболее важных в оперативном отношении участках.
Одновременно с Советским Союзом в 20-30 годах на территории финской части Карельского перешейка также возводилась мощная полоса оборонительных сооружений, известная как Линия Маннергейма. Сталин и Верховное командование РККА, хорошо осведомлённые о ходе этих работ, приняли решение соорудить аналог финского проекта, но в несравненно большем масштабе.
Однако реализация такой программы заключала в себе значительные сложности. Даже в сокращённом варианте она находилась на грани возможностей советской индустрии того периода. Немаловажным фактом являлось и то, что в 30-х годах шла массовая замена прежних руководящих кадров инженерных войск, состоявших ещё из офицеров царской армии, на новых молодых специалистов, в большинстве своём не имевших должного опыта и знаний.
Фильмы о Линии Сталина
Про «Линию Сталина» было снято несколько документальных фильмов, и пять из них мы предлагаем Вам посмотреть.
Первый — из серии «Искатели» под названием «Затерянный бункер» про Киевский УР, снятый российским Первым каналом.
Второй — об истории «Линии Сталина» на примере Тираспольского укрепрайона, показанный в 2013 году по телеканалу ТСВ.
Третий, снятый спутниковым оппозиционным польско-белорусским Белсатом «Линия Сталина: честь или позор?» («Лінія Сталіна: гонар ці ганьба?»), который больше рассказывает о самом музейном комплексе, чем о истории этих сооружений.
Четвертый фильм «Линия Сталина: трагедия Минского укрепленного района» телеканала «Звезда» подробно расскажет об истории конкретно Минского УР, о котором и написана наша статья.
Ну и пятый, тоже снятый «Звездой», посвящен полоцкому укрепрайону, который сыграл немаловажную роль во время наступления фашистских войск: «Линия Сталина: полоцкий рубеж».
Технические ошибки и просчёты
По мнению большинства современных военных историков, УРы, возводившиеся в 30-х годах, ещё на момент своего сооружения были в техническом отношении устаревшими. Прежде всего, они не обеспечивали нужной глубины обороны, и, кроме того, недостаточно продуманным было расположение составлявших их узлов. Полностью отсутствовала противотанковая артиллерия. Конструкция же ДОТов – долговременных огневых точек, позволяла вести из них только фронтальный обстрел противника, что приводило к их скорому уничтожению.
Среди наиболее заметных недостатков УРов того периода отмечают их слабую броневую защиту, крайне низкий уровень всего внутреннего оборудования и полное отсутствие средств химзащиты. Ко всему прочему, эти сооружения, предназначенные для длительного пребывания в них гарнизонных войск, в большинстве своём не были оборудованы канализацией и не имели водяных скважин.
Обновленные экспонаты
В ином виде предстанут и некоторые уже знакомые посетителям экспонаты. Главные изменения коснулись уникального, самого ценного в коллекции советского быстроходного колесно-гусеничного танка БТ-7 1935 года выпуска, найденного в конце 1998 г. реставраторами в ходе поисковых работ недалеко от деревни Шебеки Оршанского района Витебской области. Он был поднят со дна реки.
Во время первых реставрационных работ корпус бронетехники и башню зашпаклевали и сделали гладкими.
“Но такой внешний вид не подходил для реального танка”, – объяснил исполнительный директор ИКК “Линия Сталина”.
Поэтому все современные вставки с боевой техники убрали и вернули ей прежние “шрамы”.
Танк БТ-7 в обновленном видеИ его башня
Изменилась и планировка силового отделения. Чтобы можно было беспрепятственно открывать жалюзи, были смещены фильтр воздушной очистки и расширительный бачок. При прежнем их расположении это невозможно было сделать, что в свою очередь приводило к перегреву двигателя. Заменили и сам “движок” на такой же, потому что ранее стоявший износился из-за большой эксплуатации машины. С 2009 по 2015 гг. она регулярно участвовала во всех военных парадах, проходивших в нашей стране. Также выезжала в Россию, снималась в фильмах и “воевала” в реконструкциях. Мотор поставили в 2004 году, а единственный капремонт провели спустя пять лет. Новым “донором”, как и прежде, послужило “железное” сердце плавающего танка ПТ-76.
Танк БТ-7 вид сзади
Во время проведения нынешних восстановительных работ бронераритет пополнился целым рядом оригинальных деталей, которые ранее стояли на этой модели советского военпрома. Их нашли на полях былых сражений в Беларуси. Где-то они заменили новодельные, а где-то их скомплектовали вместе. Так, на место танковой рации послевоенного производства установили другую, времен Великой Отечественной войны. На заводской панели управления к новодельным тумблерам добавили настоящие и пр.
А.Метла показывает оригинальные детали танка БТ-7Внутри танка БТ-7
Процесс возвращения БТ-7 продолжается. В ближайшее время “семерка” должна встать в строй. Когда она вновь примет участие в военно-исторических реконструкциях точно неизвестно. Не знает и Александр Метла. Он предполагает, что это произойдет на праздновании Дня пограничника.
Этот ящик со снарядами разместят в танке БТ-7
“Такие танки использовались Красной Армией” в приграничных сражениях начального периода Великой Отечественной войны”, – рассказал Александр Александрович.
Обновился и внешний вид старейшего “железного” реконструктора историко-культурного комплекса ЗИЛ-157. Теперь провели его технический ремонт, установили другой тентованный кузов и перекрасили грузовик.
ЗИЛ-157 до измененийЗИЛ-157 после ремонта
P.S. Это далеко не все, что планируется сделать в ИКК “Линия Сталина” в нынешнем году. Добавлю только, что появятся и новые модели ходовой техники.
Память военных лет
Подводя итоги минувшей войны, историки приходят к заключению, что снятая с боевого дежурства в 1940 году «Линия Сталина» (фото отдельных её объектов приводятся в статье), тем не менее, сыграла определённую роль в ходе первых и самых тяжёлых дней войны. На отдельных её участках продвижение врага удалось приостановить на срок от 2-3 дней до нескольких недель, что в обстановке боевых действий сыграло немаловажную роль.
В наши дни создан целый ряд мемориальных музеев на территориях бывших укрепрайонов, из которых состояла «Линия Сталина». Беларусь стала одной из первых республик бывшего Советского Союза, создавшей такой военно-исторический комплекс. К шестидесятилетнему юбилею Победы группой активистов был организован музей под открытым небом. Он находится в районе бывшего Минского УР, и его центральные экспозиции размещены в одном из сохранившихся до наших дней ДОТов.
Примеру минских активистов последовали жители другого белорусского города Заславля, открывшие 24 июля 2012 года памятник морским пехотинцам и морякам. Местом для его установки был также выбран один из участков историко-культурного центра «Линия Сталина».
День ото дня пополняются экспозиции уже существующих мемориальных комплексов и, наряду с этим, создаются новые. Так, в 2009 году открылись два музея боевой славы – в Псковской области и в Сестрорецке – муниципальном образовании, входящем в Курортный район Санкт-Петербурга. Этот мемориал, получивший название «Сестрорецкий рубеж», состоит из ДОТа, позывные которого в дни обороны Ленинграда были «Слон» (его так и стали называть в последующие годы), а также нескольких малых огневых точек. Этот укрепрайон также входил в общую оборонительную систему «Линия Сталина».
Как доехать до мемориального комплекса «Сестрорецкий рубеж»? Проще всего это сделать на электропоезде с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. Расписание поездов составлен таким образом, что даже в будние дни интервал между ними не превышает одного часа. Кроме того, можно воспользоваться маршрутным такси №305 от метро «Старая деревня» или №827 от «Проспекта Просвещения». Те, кто располагает личным транспортом, могут добраться до Сестрорецка по Приморскому шоссе. Расстояние составляет 36 км, и с учётом загруженности трассы дорога обычно занимает около 40 минут.
В 2014 году на экраны страны вышла четырёхсерийная документальная кинолента режиссёра Олега Четверикова «Линия Сталина». Фильм во всех подробностях повествует о строительстве этой уникальной, и не имевшей аналогов в мировой истории системы оборонительных сооружений. При его создании использованы многие архивные материалы, нигде ранее не опубликованные, и представляющие большой интерес для всех, кому дорога память военных лет.
Цены на Линии Сталина
Цены обновлены: 06 октября 2021г.
- Посещение комплекса (весь день):
— взрослый – 15 руб.
— детский – 7 руб.
— дети до 6 лет (включительно) — бесплатно
— в дни проведения массовых мероприятий стоимость может поменяться. - Стоянка легкового автомобиля, микроавтобуса (весь день): 3 руб.
- Стоянка автобуса (весь день): 4 руб.
- Стоимость услуг экскурсовода:
— для взрослых (до 20 человек) – 28 руб.
— для детей (до 20 человек) – 25 руб.
* Экскурсия длится 1 час
* Уважаемые посетители «Линии Сталина», экскурсии заказываются заранее по телефонам: +375 (17) 512-12-33, +375 (44) 716-34-59, +375 (44) 716-34-69 - Стрельба из пушки с поражением танка противника:
— цена 1 выстрела – 25 руб. - Стрельба из 37-мм зенитного орудия:
— цена 10 выстрелов – 30 руб. - Стрельба из немецкой 20-мм зенитки Solothurn ST5:
— цена 5 выстрелов – 15 руб. - Стрельба из пулемета Максим:
— цена 3 очереди по 5 выстрелов – 10 руб. - Стрельба из охолощенного оружия:
— цена 1 выстрела – 5 руб.: автомат АК-47, автомат АК-74, револьвер системы Наган, винтовка Мосина, карабин СКС-45
— цена 1 выстрела – 10 руб.: пистолет-пулемет МР-38
— цена 1 выстрела – 20 руб.: пулемет ДШК - Стрельба из пневматики:
— группа 1-6 чел., до 1 часа – 30 руб. - Катание на бронетехнике, 15 минут, дистанция 1750 метров, до 10 человек, приведенная сумма делится на всех:
— на ПТ-76 – 250 руб.
— на БМД – 800 руб.
— на Т-55 – 800 руб.
— на PzKpfw III – 1000 руб.
— на Т-44 — 1600 руб.
— на STUG-III – 2000 руб.
— на Т-34 — 2000 руб.
— на СУ-100 – 2000 руб.
Возведение новой линии обороны и консервация старой
Поскольку строившаяся в течение десяти лет и поглотившая огромные бюджетные средства линия обороны оказалась в глубоком тылу и потеряла своё стратегическое значение, пришлось срочно строить новую. Необходимость этого была в значительной мере обусловлена обострившейся к тому времени международной обстановкой и ухудшением советско-немецких отношений. Летом 1940 года вдоль новой границы страны началось строительство новой оборонительной полосы, которую должны были составить 20 укрепрайонов.
Что же касается старой и потерявшей актуальность линии обороны, то всё находящееся в ней вооружение было решено изъять, а составлявшие её инженерные сооружения законсервировать. Такое решение было принято, главным образом, потому, что в начале 1941 года стало очевидным, что советская оборонная промышленность неспособна в полной мере обеспечить нужды РККА, и возникший в результате этого дефицит вооружения пытались компенсировать за счёт ранее произведённой боевой техники.
Это вполне разумное, но недобросовестно выполненное решение привело к тому, что вооружение, изъятое на объектах старой линии обороны, вместо того, чтобы попасть в новые укрепрайоны, осело на складах. В результате очередная, спешно возводимая «Линия Сталина» в начале войны оказалась неспособна отразить удары фашистов. Кроме недопоставок оружия, её низкая боеспособность объясняется и тем, что приказом Генерального штаба, численность личного состава гарнизонов УР была уменьшена почти на треть.
Прорыв линии обороны
Внезапное начало войны застало врасплох строителей, возводивших укрепления на новой границе, а также гарнизоны уже завершённых объектов. Недостроенная и плохо вооружённая линия обороны была прорвана немцами в течение первых же часов наступления.
В результате тысячи советских солдат и офицеров, лишённых возможности оказать сопротивление, оказались во вражеском плену. Кроме того, противнику досталось огромное количество строительных материалов, разнообразного снаряжения, боеприпасов и привезённого, но не установленного на огневых точках вооружения.
Усугубил тяжесть сложившейся обстановки приказ Генерального штаба, предписывающий войскам отступать к старой, основательно разорённой и полностью обезоруженной линии обороны. Такое решение командования явно свидетельствует о полном незнании действительного положения вещей и о том состоянии, в котором находилась тогда прежняя «Линия Сталина».
Танки противника уже 25 июня, то есть всего через три дня после начала войны, достигли укрепрайона, прикрывавшего путь к Минску. Поскольку все его объекты были законсервированы, согласно ранее отданным приказам, к бою он был непригоден, и попытки остановить немцев полностью провалились. Прорвав оборону, которую всё же пытались организовать части 13-й армии, фашисты устремились вглубь страны.
С интервалами в несколько дней пали Слуцкий, Полоцкий, Себежский и все прочие находившиеся на пути неприятеля укреплённые районы. Не смогли противостоять врагу также участки «Линии Сталина», расположенные в Киевском и Одесском военном округах. Их защитники после ожесточённых боёв также были вынуждены отступить.
Исключение составил лишь Карельский УР, защитникам которого удалось остановить вторжение финской армии. Придав войне позиционный характер, они продержались так до июня 1944 года, когда в ходе наступления, предпринятого войсками Ленинградского фронта, враг был отброшен за пределы страны.
История «Линии Сталина»
Название «Линия Сталина» в СССР никогда не употреблялось для обозначения этих фортификационных сооружений — его применяли только на западе. Впервые оно было использовано в одной из статей латвийской русскоязычной газеты «Сегодня», а затем эта статья была перепечатана английской «Daily Express», после чего и получило широкое распространение заграницей.
Строительство оборонительных укрепленных районов (УР) в СССР началось в 1928 году под влиянием общеевропейской тенденции укрепления границ, навеянных Первой Мировой войной и аналогичными западными комплексами, такими как «Линия Мажино» во Франции и «Линия Маннергейма» в Финляндии. Сначала было построено 13 УР: Тираспольский, Рыбницкий, Могилев-Подольский, Летичевский, Новоград-Волынский, Киевский, Коростенский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Псковский, Кингисеппский и Карельский, а позже, в 1938 году, еще 8: Каменец-Подольский, Остропольский, Старо-Константиновский, Изяславский, Шепетовский, Слуцкий, Себежский и Островский. Самым крупным из них был именно Минский укрепрайон, к 1936 году состоявший из тридцати трех артиллерийских, 114 противотанковых и 401 пулеметных сооружений и простирался на 140 километров с севера на юг и на 3-5км в глубину.
Качество построек, мягко говоря, было плохим. Во первых, строительство велось по уже устаревшим к тому моменту проектам 7-10 летней давности. За этот срок армии значительно эволюционировали как в вооружениях, так и тактически. Во вторых, даже во времена Сталина в полный рост процветало воровство, и качество строительных материалов из-за этого ощутимо страдало. И в третьих, практически все работы приходилось проводить вручную из-за отсутствия необходимой строительной техники на местах. Вдобавок ко всему, планирование велось по старым картам 1913 года, на которых отсутствовали многие появившиеся важные объекты местной инфраструктуры, например, крупные оросительные каналы, сильно затрудняющие строительство и искажавшие первоначально задуманные фортификационные функции.
В конце 1938 года была проведена глобальная проверка укрепрайонов на «линии Сталина», обнаружившая огромное количество нарушений при строительстве. В актах проверок указывалось, что Псковский укрепрайон «не может быть занят войсками, так как до половины сооружений на 20-40 сантиметров заполнены водой, появившейся из-за неправильной оценки глубины грунтовых вод. В то же время водопровод не работает, электрооборудование УРов отсутствует, в жилых помещениях высокая влажность и спертый воздух, центры снабжения не построены, склады для продовольствия отсутствуют. Из-за неграмотного планирования УР их огневые сооружения не могут вести огонь на дальность более 50-100 м, так как местность имеет бугры, овраги и не вырубленные леса. Амбразуры ДОТов рассчитаны на применение пулеметов «Максим», но оборудованы станками неизвестной конструкции. Артиллерийское вооружение УР состоит из 6 устаревших полевых орудий 1877 года, к которым нет снарядов. Охрана территории УР не ведется — в ходе проверок комиссия неоднократно встречала местных жителей, проходящих в непосредственной близости от огневых сооружений для сокращения пути между поселками». Подобных характеристик были удостоены и остальные укрепрайоны на «линии Сталина» (источник — журнал «Российское военное обозрение»).
После расширения западных границ СССР, в 1939 году, было принято решение о консервации существующих укрепрайонов и начале строительства новых, названных впоследствии «Линией Молотова», но до начала войны их возвести так и не успели.
Есть мнение, что «Линия Сталина» была затем уничтожена по приказу самого Сталина, но это скорее пропагандистская легенда, чем правда. Вот здесь можно почитать интересную статью по этому поводу.
Открытие «Линии Сталина» в Беларуси
Открытие комплекса состоялось 30 июня 2005 года в виде военно-исторической галереи под открытым небом. Музей этот занимает огромную площадь, около 26 гектаров. Здесь представлена крупнейшая экспозиция военной техники, артиллерии, оружия и авиации. Также здесь сосредоточено редкое собрание немецких, польских и российских бронеколпаков, которые сохранились со времён Первой мировой войны.
Основную композицию данного музея представляют так называемые ДОТЫ – это оборонительные огневые точки. В галерее «Линии Сталина» был возрождён ротный участок, два пулеметных ДОТа, и пункт наблюдения. Также здесь была создана проекция местности, полная система траншей и различных построек того времени. Необходимо отметить, что в Советском Союзе эту систему оборонительных построек «Линией Сталина» не называли. Такое название придумала иностранная пресса, в частности, немецкая.
Уникальность комплекса под Минском «Линия Сталина»
Культурно-исторический комплекс «Линия Сталина», находящийся под Минском является уникальным в том, что все его экспонаты являются оригинальными, на большинстве из которых имеются отпечатки от снарядов, пуль и обломков. Любой из них можно потрогать руками. Не всякий музей даёт такую возможность для посетителей. Довольно любопытным фактом является то, что местные гиды облачены в красноармейскую форму командиров и бойцов. Каждый посетитель по желанию может осмотреть любой экспонат изнутри, взять в руки боевое оружие, тем самым ощутив себя истинным защитником Отечества.
«Линия Сталина» притягивает как специалистов в области военной техники, так и обычных путешественников. Первые дополняют свои познания, другие же обретают ни с чем не сравнимые впечатления.
Отличительной чертой историко-культурного комплекса под названием «Линия Сталина» считается то, что здесь на всей территории возрождаются в реконструкциях истинные события прошлых лет. Здесь детально отражают битвы, которые происходили на территории Минского укрепленного района в июне 1941 года.
Огромное количество таких мероприятий проводят с участием военной артиллерии, авиации.