Традиции абхазии

Численность и языки

Численность в мире 185 тыс. чел. (на начало 21 в.).

  • по переписи 1989 г., численность абхазов в Абхазии составляла 93,3 тыс. человек (18 % населения Абхазии),
  • по переписи 2003 года — 94,6 тыс. человек (44 % населения),
  • по переписи 2010 года — 122,1 тыс. человек (около 51 %).

Незначительная часть живёт в Турции и арабских странах, куда абхазы переселились во 2-й пол. 19 в. Выделяются субэтнические группы:

  • абжуйская,
  • гудаутская (бзыбская) и
  • самурзаканская.

Относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы. Говорят на абхазском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи.

Диалекты:

  • абжуйский (лежит в основе литературного языка) и
  • бзыбский.

Распространены также русский и грузинский языки. Письменность на русской графической основе. Верующие — мусульмане-сунниты и православные.

Какая туристическая составляющая?

Несмотря на скромные размеры территории и населения Абхазии, эта страна остается крайне интересной для посещения благодаря как своим многочисленным историческим памятникам, так и необыкновенной природе Западного Кавказа.

Природа

Главное природная достопримечательность Абхазии — это, конечно же, морское побережье, ни в чем не уступающее сочинскому, а чистотой моря и температурой воды и воздуха превосходящее его.

Кроме морского берега, привлекающего множество туристов возможностями пляжного отдыха, природа Абхазии отличается живописностью и необычностью.

Как правило, туристов привлекают следующие природные объекты Абхазии:

  • Озеро Рица, расположенное в высокогорье в Гудаутском районе, считается самым красивым в республике. Озеро пользуется популярностью благодаря своей красоте и чистоте воды, температура которой даже летом не превышает 10 градусов;

Долина семи озер, расположенная неподалеку от Рицы в высокогорной местности Абхазии;

Многочисленные водопады: Гегский, Жоэкварский, «Девичьи слезы», «Мужские слезы» и множество других. Всего в небольшой стране насчитывается несколько десятков природных водопадов и один рукотворный — Ново-Афонский, созданный монахами монастыря;

Бзыбское ущелье считается самым красивым в республике и отличается реликтовыми лесами;

Пицундо-Мюссерский заповедник и другие природные парки и заповедники Западного Кавказа, расположенные в Абхазии;

Горные реки республики, отличающиеся своим бурным нравом и живописностью.

В Абхазии можно прочувствовать настоящий кавказский колорит, а чтобы оставить воспоминания, можно купить сувениры. Читайте в данной статье, что можно привезти из этой страны.

Архитектура

Кроме природы, в Абхазии расположено множество интересных достопримечательностей, созданных человеческими руками.

Древнейшими рукотворными достопримечательностями на территории Абхазии являются дольмены — мегалитические культовые сооружения, созданные за несколько тысяч лет до нашей эры. Эти сооружения принадлежат так называемой «дольменной культуре», распространенной на территории Западного Кавказа в бронзовую эпоху. В Абхазии расположено несколько десятков дольменов, выполняющих роль святилищ или погребальных захоронений, самым известным считается Азантский дольмен.

Мужской монастырь в Новом Афоне является главным центром православия не только в республике, но и на всем Западном Кавказе. Монастырь состоит из 6 храмов и притягивает паломников и туристов из всех стран Кавказского региона.

Село Команы является вторым по значимости религиозным центром Абхазии. Кроме Команского монастыря, в селе расположены несколько действующих церквей и руины византийского храма. Команы считаются святым для православных христиан местом из-за погребенных здесь мощей святого Василиска и обретенной главы Иоанна Крестителя.

Анакопийская крепость — одна из многочисленных генуэзских крепостей на черноморском побережье.

Расположенная в пределах Нового Афона, крепость неплохо сохранилась и имеет большую историко-культурную ценность.

Новоафонская пещера, открытая в середине 20 века, впечатляет размерами своих многочисленных залов и их красотой. В 6 залах проводятся туристические экскурсии, остальные зарезервированы для научной работы. Внутри пещеры находятся 2 подземных озера.

Крепость Абаата расположена в главном туристическом центре Абхазии городе Гагры и создана более полутора тысяч лет назад.

Великая абхазская стена (Келасурская) создана византийцами в VI веке нашей эры и протянулась по побережью Черного моря на 160 километров от Сухуми до истока Ингури на границе с Грузией. В наше время Келасурская стена лежит в руинах, сохранились некоторые ее элементы, самым интересным из которых является Келасурская башня в пяти километрах от столицы республики.

Большой интерес представляют многочисленные церкви византийского времени и раннего абхазского царства:

  1. Драндский собор;
  2. Патриарший собор в Пицунде;
  3. Бедийский собор;
  4. Лыхненский храм;
  5. Храм Святого Ипатия Гагрского;
  6. Храм Святого апостола Кананита.

Смотрите увлекательный фильм об Абхазии:

Это интересно:

Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:

Это интересно:

Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:

Вконтакте
Facebook
Twitter
Google+
Одноклассники
Мой мир

Достопримечательности Абхазии с фото и описанием Отдых в Абхазии В каких городах Абхазии находятся аэропорты? Абхазия — страна души для детей

Примечания

  1.  (англ.). Дата обращения: 11 июля 2011.
  2. .
  3. .
  4. Государственный комитет статистики Украины. Всеукраинская перепись населения 2001 года. . Дата обращения: 11 июля 2011.
  5. Ю. Б.Коряков. Атлас кавказских языков. — Москва, 2006. — С. 24.
  6.  (недоступная ссылка). silk.european-heritage.net.
  7. Прокопий Кесарийский. Война с персами: книга II. глава 29. параграф 15.
  8. Ачугба Т.А. Поселение абхазов в Аджарии. – Батуми. 1988. На груз.
    яз. С. 44.
  9. Инал-ипа Ш.Д. Станицы исторической этнографии абхазов. 1971.
    С. 4.
  10. , с. 74.
  11. ↑ , с. 57.
  12. , с. 75.
  13. , с. 77.
  14. , с. 58.
  15. проф. П.Аггеев, проф. Е.Андреева-Галанина, проф. В.Башенин и др. Книга о здоровье / ред. член-корр. АМН СССР Д.А.Жданова. — М.: Медгиз, 1959. — С. 349. — 448 с. — 150 000 экз.
  16. Balanovsky et al. Parallel evolution of genes and languages in the Caucasus region. Molecular biology and evolution, 28(10), 2905—2920, (2011)

Стоимость продуктов и прочих товаров

Субтропический климат позволяет выращивать мандарины, гранат, инжир, виноград. Цены на фрукты в Абхазии зависит от сезона. Во время сбора урожая они ниже, чем в России, а вот привозные груши, яблоки, апельсины – дороже.

Также здесь растут грецкие орехи и фундук, чай, овощи, пряная зелень. Многие держат коров, овец, кур. В магазинах и на рынке предлагаются свежее и копченое мясо, творог, сыр. Цены на продукты в Абхазии могут отличаться в разных городах, но в среднем они на 5-10% выше, чем в Адлере.

Многих туристов интересует сколько стоит вино. Те, кто снимает жилье в частном секторе, нередко покупают наливки у хозяев. И дешевле, и есть какая-то гарантия, что не предложат откровенно некачественный продукт.

Большинство экскурсий с бонусом – бесплатной дегустацией вина и меда на частных предприятиях. И цены там ниже, чем в магазинах.

Популярные достопримечательности

Но не только из-за мягкого климата и чистого моря пользуется популярностью Абхазия. Где находится эта страна — можно посмотреть на карте. Там много памятников старины. Ведь в древности эта территория входила в Колхиду, потом была занята греками, турками и другими народами. Только в начале 20 века Абхазия стала автономной республикой. А многие туристы едут в эту страну не для того, чтобы полежать на пляже, а чтобы познакомиться с уникальными архитектурными памятниками и природными достопримечательностями. Какие же из них самые известные?

— Озеро Рица привлекает туристов своей красотой, великолепными выоскогорными пейзажами и целебным воздухом. Оно сравнительно молодое — образовалось в результате карстового обвала всего 250 лет назад.

— Новый Афон — одно из самых популярных мест посещения туристов. Интересны таинственная Новоафонская пещера с подземной железной дорогой, великолепный Новоафонский монастырь, огромный рукотворный водопад, уникальная железнодорожная станция Псырцха, Анакопийская крепость и многое другое.

— Один из самых популярных курортов — это Гагры. Там интересно посетить кристально чистое Голубое озеро, легендарные водопады — «Мужские слезы» и «Девичьи слезы», Дендропарк, крепость Абаата, ущелье реки Цихерва, мозаичный лабиринт, аквапарк и многое другое.

— Привлекателен для туристов и город Сухум. Здесь стоит посмотреть Ботанический сад, гробницу святого Василиска, руины крепости Диоскурия, развалины замка Баграта, обезьяний питомник и множество памятников и скульптур.

Большинство последователей иудаизма в Абхазии покинули республику

Ранее в Республике Абхазия проживали грузинские евреи. Их родным языком был грузинский. После начала Грузино-абхазского конфликта они были вынуждены уехать из Абхазии.

В 1993 году абхазское объединение евреев «Сохнут» организованно вывезло из охваченной войной республики евреев в Израиль, часть их переселилась в собственно Грузию. В Абхазии остались только те евреи, которые являются ашкеназскими евреями и говорят, в большинстве своем, на русском языке.

Синагога в Сухуми. Большинство абхазских евреев выехали из Абхазии с началом грузино-абхазского конфликта. Фото: upload.wikimedia.org

В 2004 году состоялся первый официальный визит представителя израильского министерства иностранных дел в непризнанную Республику Абхазию. При этом стоит отметить, что представители других мировых религий государственность Абхазии не признают.

На 2012 год в Абхазии действовала одна синагога в городе Сухуме, при этом общая численность евреев в Абхазии составляла около 200 человек.

2012
в этом году в Абхазии действовала всего одна синагога и насчитывалось около 200 иудаистов

Единственными организациями, которые оказывают благотворительную помощь еврейской общине Абхазии, являются ростовский филиал международного гуманитарного фонда «Джойнт» и еврейская община Сочи.

Совет Жрецов Абхазии — руководящий орган национальной абхазской религии

Жрецами — аныха паю (в переводе «сыновья святилища») семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных абхазских жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкендар) Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Елыр-ныха).

Большинство этнических абхаз, даже признающих себя христианами и мусульманами, почитается большинством этнических абхазов. Каждое святилище имеет свой жреческий род (фамилию).

Место принесения клятвы в святилище Дыдрыпш. В абхазском святилище принято говорить только правду, поэтому местные правоохранительные органы часто используют их в качестве «судей» для преступников. Фото: forumimage.ru

Кроме указанных семи святилищ, исторически являющихся общеабхазскими, практически у каждого абхазского рода имеется своё маленькое святилище (абх. ажьыра). Обычно оно является местом проведения родовых молений.

Перед святилищем нельзя врать, поэтому правоохранительные органы Абхазии нередко используют святилища в качестве «судей». Большинство абхазов признают в качестве главного святилища — Дыдрыпш. Моления на горе Лашкендар были торжественно возобновлены в середине 1990-х годов.

В середине 1990-х годов в Абхазии возобновились моления на горе Лашкендар.

Власти Абхазии поддерживают национальную религию страны. Так первые лица государства также нередко участвуют в молениях. В 1992 году во время грузино-абхазской войны моление на горе Дыдрыпш-ныха проводил лично глава Абхазии Владислав Ардзинба. Он просил у святилища покровительства и защиты Абхазии.

Абхазский этикет

Интересные правила действуют и во время трапезы. В гостях или ресторане абхазы пользуются столовыми приборами, но есть несколько блюд, которые нельзя брать вилкой или ложкой. Лишь руками допускается касаться к абысте (мамалыге из кукурузы), вареной говядине, соусу из фасоли.

Во время праздника или просто находясь в гостях можно заметить необычное общение членов одной семьи. Например, абхазские муж и жена на публике никогда не обращаются друг к другу по имени. Невестке же и вовсе запрещено называть по именам членов семьи мужа.

Абхазское застолье / Леон Гурия / sputnik-abkhazia.info

Особый запрет действует в отношении невестки и свёкра. При нём женщина не имеет права сесть без приглашения или даже поднять глаза. С родственниками супруга также не стоит разговаривать за столом. Невестка должна быть образцом скромности и смирения.

Во время застолий у абхазов сохранилась ещё одна интересная традиция. Кто бы ни вошёл в дом, присутствующие должны встать со своих мест. Это является знаком уважения к вошедшему. Неукоснительно выполняться это правило этикета должно младшими людьми в отношении старших. Даже если человек старшего возраста вышел ненадолго из комнаты, по его возвращении все обязаны подняться в знак почтения.

Диаспора

Многие мусульмане-черкесы, абхазы и чеченцы мигрировали в Османскую империю после восстаний против российского правления. Считается, что абхазская община в Турции больше, чем в самой Абхазии. По оценкам, по всей Турции насчитывается около 250 абхазо-абазинских деревень. По словам Эндрю Долби , абхазоязычных в Турции может быть более 100 000 человек, однако перепись 1963 года зафиксировала только 4700 носителей языка и 8 000 носителей второстепенного языка. Из 15 000 этнических абхазов в Турции только 4000 говорят на этом языке, остальные ассимилировались в турецкое общество.

Рынок есть

В небольшой сухумской аптеке очередь за лекарствами. Впереди стоит мужчина в дорогом костюме. Он густо пахнет хорошим парфюмом. В руке держит внушительную пачку пятитысячных купюр. Дождавшись, он отдает их фармацевту, говорит пару фраз на абхазском и уходит. Это потом я пойму, что в Абхазии банковская система, и рыночные отношения существуют в параллельных реальностях. А сейчас мое первое утро в стране, и я ищу зубную щетку. «Есть, конечно! Последняя осталась, — улыбается кассир из-за стекла. — Детская — 142 рубля». Отказываюсь и иду в соседний магазин. Там щетка взрослая, но стоит всего на десять рублей дешевле. В следующей торговой точке такая же история.

Над высоким обугленным домом Совмина развевается бело-зеленый флаг Абхазии. Местные говорят, что стоимость вывоза из него мусора и строительство нового здания примерно равны. На мокром сером асфальте разбросана ярко-оранжевая хурма. В кармане у меня лежит не без труда найденная зубная щетка за 30 рублей из магазина напротив.

В стране почти нет привычных для российских туристов супермаркетов. Несмотря на то, что почти все первые этажи домов в колониальном стиле заняты бутиками и кафе, продукты или хозтовары чаще покупают либо в мелких лавках, либо на центральном сухумском рынке. Он хаотично расползся на несколько кварталов недалеко от побережья. В субботний день пешеходы делят проезжую часть с автомобилями.

Магазины стройматериалов перемешаны здесь с парикмахерскими, мебельные салоны с кафетериями, ремонт телефонов и обуви совмещен с винным отделом. «Астарожна! Двери закрываюца. Следующая станция — Курский вокзал», — кричит грузчик, тягая сквозь толпу огромную телегу нагруженную турецким ширпотребом.

Центральный сухумский рынок. // Фото: Алина Десятниченко

Центральный сухумский рынок. // Фото: Алина Десятниченко

Центральный сухумский рынок. // Фото: Алина Десятниченко

«Ты думаешь, что я по вашим ценам тут буду продавать?! У других вон вообще по 160 рублей, — возмущается худощавая продавщица сигарет. — Я за растаможку отдаю 20 рублей, за доставку отдаю, за аренду. Если я по вашим ценам буду торговать, то разорюсь». Она рассказывает, что крупные сети из России сюда не заходят примерно по тем же причинам. Покупателей не так много, поэтому заниматься ритейлом не очень выгодно.

Вместо этого в Абхазии развиваются собственные компании. Например, два мобильных оператора — А-мобайл и Aquafon — успешно делят рынок между собой. Есть ресторан фастфуда А-бургер и еще много чего на первую букву алфавита. Национальный язык довольно древний, поэтому к недостающим, но необходимым русским словам, здесь просто делают приставку А.

Прокуренные невзрачные лестничные пролеты ведут на последний этаж совкового здания с лепниной. На свежевыкрашенной двери прилеплен листок с надписью «Вход». Большое помещение вещевого рынка разбито на множество отсеков, увешанных тряпьем с именитыми лейблами. «Носки, девочки, есть, тапочки, шампунь», — кричит между рядами женщина с большой черной сумкой. Ее предложение пользуется у девочек популярностью. Очередей в сколоченную из фанеры примерочную нет. Женщины переодеваются прямо возле витрин. Русских здесь почти нет. Те, что попадают сюда, задерживаются ненадолго. Их больше интересует уличный рынок с овощами и фруктами.

Под большим навесом ярко пахнет цитрусовыми, голуби рассекают пространство, люди уворачиваются от них, тут же продают специи, живых кур и перепелов, муку для мамалыги, орехи. Цены на знаменитые абхазские мандарины демократичные. Килограмм спелых стоит — 50 рублей, «мелкие, но очень вкусные» — 40 рублей.

Ближе к трем часам дня рынок закрывается. В Сухуме неважная погода. По крыше остановки тараторит град. Внутри прячутся люди. Они обсуждают сегодняшние цены. Расстроенные цыгане, которые составляют значительную часть торговцев, сворачивают пестрые тряпки и собираются на маршрутку.

Иммиграция в Абхазию

Если рассматривать процесс переезда полностью, он будет состоять из следующих этапов:

  1. Въезд в страну.
  2. Оформление вида на жительство.
  3. Вступление в гражданство.

Правила въезда, особенности для граждан России, Украины и Приднестровья

Всем гражданам понадобится загранпаспорт. Но есть исключение для 2 стран.

Во-первых, для жителей России, поскольку они имеют право посещать Абхазию по российским паспортам. Во-вторых, схема упрощённого въезда работает для жителей Юго-восточной Украины (ДНР и ЛНР). Им также придётся предоставить внутренний украинский паспорт, где будет указана прописка в ДНР или ЛНР. Подойдёт и иной документ, подтверждающий, что въезжающий является жителем ДНР или ЛНР.

Граждане России могут въезжать в Абхазию по своим внутренним паспортам

Нужна ли виза?

Граждане только 5 стран могут попасть в Абхазию без оформления визы (но при условии пребывания менее 90 дней). Это те государства, которые признали независимость Абхазии. К ним относятся:

  1. Никарагуа.
  2. Приднестровская Молдавская Республика.
  3. Российская Федерация.
  4. Тувалу.
  5. Южная Осетия.

Если резиденты этих государств планируют находиться в стране дольше 90 дней, им придётся получать визу. Также её необходимо оформлять жителям всех остальных стран при любом сроке пребывания.

Кроме того, на въезд без визы могу рассчитывать:

  • иностранцы-участники группы, которая въезжает с целью экскурсии по территории Абхазии (исключение — резиденты Грузии). Но только при условии пребывания в стране не более суток;
  • жители Беларуси и Казахстана, которые едут в Абхазию с целью отдыха или для решения деловых вопросов. Установленное время нахождения в стране — не более 2 недель.

На государственной границе между Российской Федерацией и Абхазией расположены КПП обеих стран

Кому можно оформить абхазский вид на жительство

Получение ВНЖ в Абхазии законодательно предусмотрено, однако, на практике, такой документ выдаётся очень редко. Этот этап иммиграции отсутствует для граждан тех стран, которые не признали независимость Абхазии.

Оформлением всех положенных документов мало кто из иностранцев занимается. Это из-за того, что большинство переезжающих — это люди, жившие там ещё до войны либо имеющие близких родственников-абхазов, а также супруги граждан Абхазии. Представители первых двух категорий могут сразу подавать заявление на гражданство, причём по упрощённой схеме. А супругам-иностранцам придётся ждать со дня регистрации 3 года, если супруг имеет российское гражданство, и 10 лет, если другое.

Официально до получения гражданства иностранец должен жить по визе или регистрации, оформленной после прибытия.

Абхазы

Абхазы, апсуа (самоназвание), народ в Евразии, на Кавказе, коренное население Абхазии.

Численность и языки

Численность в мире 185 тыс. чел. (на начало 21 в.).

  • по переписи 1989 г., численность абхазов в Абхазии составляла 93,3 тыс. человек (18 % населения Абхазии),
  • по переписи 2003 года — 94,6 тыс. человек (44 % населения),
  • по переписи 2010 года — 122,1 тыс. человек (около 51 %).

Незначительная часть живёт в Турции и арабских странах, куда абхазы переселились во 2-й пол. 19 в. Выделяются субэтнические группы:

  • абжуйская,
  • гудаутская (бзыбская) и
  • самурзаканская.

Относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы. Говорят на абхазском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи.

Диалекты:

  • абжуйский (лежит в основе литературного языка) и
  • бзыбский.

Распространены также русский и грузинский языки. Письменность на русской графической основе. Верующие — мусульмане-сунниты и православные.

История

Предки абхазов принадлежали к аборигенному населению Западного Кавказа. Оно упомянуто уже в ассирийских надписях под именем абешла, позднее в античных источниках, выделявших племенное объединения абазгов на севере, апсилов на юге и др. В период Абхазского царства (8-10 вв.) завершилось объединение древнеабхазских племён в абхазскую народность. После вхождения Абхазии в Россию (1810) в сер. 19 в. стала создаваться письменность на русской графической основе. С образованием Абхазской ССР (1921; с 1931 — АССР) у абхазов ускорился процесс национальной консолидации и начался процесс государственного строительства. После грузино-абхазской войны 1992-1994 гг. в Абзазии ускоренными темпами продолжился процесс государственного строительства.

Традиции

Традиционные занятия — земледелие и отгонно-пастбищное скотоводство, вспомогательные — пчеловодство и охота. Выращивают кукурузу и другие зерновые, табак, хлопок, виноград, садовые культуры, разводят крупный рогатый скот, в горах — коз. В годы Советской власти в сельском хозяйстве абхазов культивируются также чай, цитрусовые и др., развивается многоотраслевая промышленность. Сформировались рабочий класс, интеллигенция.

Традиционные ремёсла — изготовление сельскохозяйственных орудий, утвари, одежды, изделий из металла и рога, вышивка, ковроткачество, инкрустация, резьба по дереву. Для традиционной социальной организации характерны большая патриархальная семья и патронимия, аталычество и др. виды фиктивного родства. Система родства арабского типа. С середины 19 в. преобладали малая семья и соседская община. Сохранялись фамильная экзогамия и др. элементы патриархально-родовой организации. Традиционные поселения разбросанные. Круглые или четырехугольные плетёные постройки с соломенной конической или двускатной крышей уже в 19 в. стали сменяться дощатыми домами с приподнятым полом на столбах; в годы Советской власти распространилось строительство двухэтажных каменных домов городского типа. Традиционная мужская одежда — шерстяные или хлопчатобумажные штаны, рубаха, бешмет, черкеска, наборный пояс и бурка. Головные уборы — главным образом войлочная шляпа или башлык, обувь— чувяки и ноговицы. Женская одежда — шаровары, платья с высоким воротом, бешметы, платки, чувяки или деревянные башмаки. Традиционный костюм носит только старшее поколение по праздникам.

В пище преобладают мамалыга, кислое молоко, сырые овощи, варёная говядина и жареные куры с приправами (аджика и др.). Развит фольклор (нартский эпос).

Литература

  • Инал-ипа Ш.Д., Абхазы. 2 изд., Сухуми, 1965: его же, Традиции и современность (по материалам этнографии абхазов). Сухуми, 1973;
  • Джанашиа Н.С., Статьи по этнографии Абхазии, Сухуми, 1960;
  • Анчабадзе Э.В., Очерк этнической истории абхазского народа. Сухуми. 1976;
  • Аргун Ю. Г., Абхазские этнографические этюды, Сухуми, 1980;
  • Феномен долгожительства. Антропологический аспект исследования. М., 1982;
  • Бибвава В.Л., Современная сельская семья у абхазов. Тб. 1983.

Этнографические группы

Совещание черкесских князей. Слева на право: Кац Маан, Аублаа Али Ахмет, Гечба Арсланбей, Зоскан Амаршан, Ростом Инал-ипа

Абхазский народ издревле подразделяется на ряд этно-территориальных групп, отличающихся особенностями языка, элементами культуры, а также локальным самосознанием.

  • Абжуйцы — проживают между реками Кодор и Охурей. Составляют большую часть населения Очамчирского района. Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
  • Аибга — до мухаджирства населяли верховья ныне пограничной реки Псоу. В настоящее время живут в Турции;
  • Ахчипсы — до 1864 года жили в верховьях реки Мзымта в районе современного курорта Красная Поляна. В настоящее время компактно расселены в 17 селениях на северо-западе Турции;
  • Бзыпцы — проживают между Гагрой и рекой Шицкуара. Основное население Гудаутского района Абхазии. Многочисленны также среди абхазской диаспоры в Турции;
  • Члоуцы — до 1864 года составляли меньшинство в населении, проживавшем ранее между реками Кодор и Охурей. Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
  • Джгердинцы — до 1864 года составляли меньшинство в населении, проживавшем ранее между реками Кодор и Охурей. Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;
  • Гумцы — коренное население Центральной Абхазии. До 1877 года проживали между реками Щицкуара и Кодор. Почти полностью были выселены в Турцию, где живут и поныне. В Абхазии остались отдельные малочисленные группы;
  • Псхувцы — до 1864 года проживали в верхнем течении реки Бзып (Бзыбь). В настоящее время живут в Турции;
  • Садзы — в настоящее время проживают на территории Турции, а также в Аджарии. До мухаджирства населяли Западную Абхазию, территорию между рекой Сочи и Гагрой;
  • Самурзаканцы — коренное население исторического Самурзакана. В XIX—XX веках большая часть была омегрелена. Абхазы-самурзаканцы в настоящее время представляют немногочисленную группу, компактно проживающую в сёлах Агубедиа и частично Чхуартал Ткуарчалского района, а также в селе Река Очамчирского района.
  • Цабальцы — до мухаджирства проживали в среднем и верхнем течении реки Кодор. Полностью выселены в Турцию, где компактно расселены в 17 селениях;
  • Дальцы — до мухаджирства проживали в среднем и верхнем течении реки Кодор. Полностью выселены в Турцию;
  • Цвыджи — компактно расселены в трёх сёлах в Турции. До 1864 года проживали на Кавказе, в среднем течении реки Мзымта и по её правому притоку Чвежипсе. Говорят на варианте садзского диалекта, однако садзами себя не считают.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector