Мировые знаменитости с азербайджанскими корнями

Музыка и искусство

Номер Имя Изображение Задний план
1 Ареф Арефкия певец
2 Насролла Насехпор музыкант
3 Парвиз Парастуй актер
4 Тахминех Милани кинорежиссер, сценарист, продюсер
5 Бехруз Воссуги актер
6 Qolamhossein Bigjekhani музыкант и tar player
7 Джамиле Шейхи актер
8 Атила Песяни актер
9 Хасан Энами Оля певец
10 Али Салими музыкант, композитор и тар-исполнитель
11 Монир Вакили певец
12 Самин Багтчебан музыкант, композитор, автор и переводчик
13
14 Акбар Абди актер и комик
15 Джамшид Хашемпур актер
16 Googoosh певец
17 Мохаммад Реза Гользар актер
18
19 Хоссейн Шахаби сценарист и режиссер
20 Сами Юсуф певец
21 год Эбрагим Хатамикия режиссеры
22 Рубаба Мурадова певец
23 Масуд Дехнамаки режиссер
24 Махмуд Шатерян композитор, музыкант и тар мастер
25 Рахим Шахриари певец
26 год Мансур Мамагани певец
27 Камаль Тебризи режиссер фильма
28 год Мансур Гандриз художник
29 Ахмад Аали фотограф и художник
31 год Давуд Азад певец
32 Акбар Бехкалам скульптор и художник
33 Ахад Хоссейни скульптор и художник
34 Фархад Фахреддини композитор и дирижер
35 год Али-Асгар Бахари музыкант и каманчехист
36 Рамбод Джаван актер
37 Рахим Моаззен Заде Ардабили моазцен
38 Джафар Панахи режиссер
39 Айдын Агдашлоо художник
40 Реза Дегати фотокорреспондент
41 год Джавад Ализаде юморист, сатирик, художник комиксов и карикатурист
42 Али Акбар Сареми архитектор
43 год Насрулла Медкалчи художник дубляжа
44 год Али Самади Ахади режиссер
45 Реза Миркарими режиссер фильма
46 Хади Каземи актер
47 Амир Агаи актер
48
49 Хайдар Хатеми художник
50 Марьям Пализбан актер
51 Хоссейн Ализаде композитор
52 Шахаб Аббаси актер
53 Хасан Саттар певец
54 Дариуш Эгбали певец
55 Фатьма Мухтарова оперный певец
56 Дариуш Пирнякан музыкант
57 год Фархад Гемян актер
58 Афсар Асади актер
59 Реза Наджи актер
60 Реза Бейк Иманверди актер

Язык и религиозная конфессия

Азербайджанский язык имеет тюркское происхождение, на его становление, к тому же, оказали влияние арабский и персидский языки. Однако их язык имеет и другие фонетические связи – лингвисты находят сходство в нем с кумыкским и даже узбекским языками.

В настоящее время на азербайджанском говорят около 99% жителей страны. Поскольку этот же язык распространен на севере Ирана и Ирака – это сближает этносы и позволяет аккумулировать культурные связи.

Что же касается их литературного языка, то он сформировался полностью лишь после того, как эти территории были присоединены к России. Однако еще до российского периода истории, литературный язык азербайджанцев постепенно развивался в Ширване и южных регионах Азербайджана.

Что же касается религии, то в своем большинстве они – мусульмане. Почти 90% тех, кто исповедует в Азербайджане ислам, являются шиитами, однако проживают здесь и те, кто относит себя к суннитам. Это – еще одно проявление персидского влияния.

Современная вера азербайджанцев может быть очень разной, поскольку в стране наблюдается полная толерантность по отношению к вероисповеданию.

Здесь можно встретить и христиан, и последователей каких-либо других религий. Человек, проживающий на территории этой страны, имеет право сам выбирать, какому религиозному течению следовать, и воздействовать на его убеждения никто не вправе.

В других регионах России

См. также: Азербайджанцы в Санкт-Петербурге

В 1879 году в Астрахани азербайджанцев, известных местному населению как персы или шамахатские татары, насчитывалось около тысячи человек. Азербайджанский нефтяной промышленник, купец первой гильдии Шамси Асадуллаев, основатель по торговым вопросам Асадуллаева, построил нефтяную базу недалеко от Астрахани, в поселении, в настоящее время известном как Асадуллаево.

В 1905 году азербайджанские политические деятели были среди тех, кто создал первую исламскую партию России, Иттифак аль-Муслимин в Нижнем Новгороде. Алимардан Топчубашов, был избран его руководителем. Партия была официально зарегистрирована в 1908 году. На выборах в российский законодательный орган 1906 года в Государственной думе Российской империи было избрано шесть этнических азербайджанцев, еще шесть на выборах в феврале 1907 года и по одному на каждом из следующих выборов.

В течение десятилетий после Второй мировой войны азербайджанцы сыграли значительную роль в развитии российской экономики. Азербайджанский геолог Фарман Салманов, который обосновался в Москве, обнаружил богатые запасы нефти в Сибири, которые ранее считались маловероятным нефтеносным регионом. Ожидается, что в 2019 году международный аэропорт Сургута, третий по загруженности в Западной Сибири, будет назван в честь Салманова после онлайн-голосования.

В наше время азербайджанское население имеется практически во всех регионах России, при этом наиболее крупными, по официальным оценкам, являются азербайджанские общины в Дагестане, Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской, Московской, Ростовской, Саратовской, Свердловской и Самарской областях, Красноярском и Ставропольском крае и т. д.

Азербайджанцы создали несколько национально-культурных организаций, самой большой из которых является «Всероссийский Азербайджанский Конгресс» и «АзерРос», объединяющие региональные организации по всей России. В Москве азербайджанский язык и национальная культура изучаются в средней школе № 157. В Москве наибольшее число азербайджанцев проживают в районах Чертаново, Бирюлёво, Сабурово, Дегунино, Преображенское, Измайлово, Гольяново, Соколиная Гора, Вешняки.

По данным журнала Forbes на 2004 год, в число ста самых богатых людей России входили четыре азербайджанца.

Динамика численности азербайджанского населения в РСФСР и России

1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002
27 987 43 123 70 947 95 689 152 421 335 889 621 840

Антропология об азербайджанцах

Одни из антропологических типов Азербайджана

Азербайджанцы — европеоиды средиземноморского и понтийского типов, почти тотальным преобладанием темных глаз и волос.

  • форма головы-длинная,
  • рост средний и выше среднего,
  • преобладает астеническое сложение и ускоренный обмен веществ.

Удлиненная голова у азербайджанцев, едва ли не главный отличительный признак, так как прочие кавказские народы широкоголовы. Это связывается с мнением о длинноголовости индоевропейцев Ирана, однако генетики отрицают их весомый вклад.

Словарь Брокгауза и Эфрона называет азербайджанцев тюрками по языку и иранцами по расе

Откуда появилась азербайджанская нация: генетические исследования

Генетические исследования показывают, что северные азербайджанцы более тесно связаны с другими кавказскими народами, такими как грузины и армяне, нежели с иранцами или турками. Иранские азербайджанцы генетически более похожи на северных азербайджанцев и соседнее тюркское население, чем на географически отдаленные тюркские народы Средней Азии

Однако также немаловажно, что показатели среднеазиатской генетической примеси (в частности, гаплогруппа H12), особенно туркмен, у азербайджанцев все-таки выше, чем у их грузинских и армянских соседей. Ираноязычные популяции из Азербайджана (талыш и тац) генетически ближе к азербайджанцам, чем собственно к населению Ирана

Такие генетические данные подтверждают мнение о том, что эта нация происходит от коренного населения, проживающего в этом районе, которое приняло тюркский язык в процессе «элитарного доминирования». Ограниченное число тюркских иммигрантов имело существенное культурное воздействие, но оставило лишь незначительный патрилинейный генетический след.

История происхождения нации азербайджанцев довольно запутанная даже на генетическом уровне. Анализ МтДНК показывает, что персы, анатолийцы и кавказцы являются частью большой западной евразийской группы, которая вторична по сравнению с кавказской. Хотя генетический анализ мтДНК указывает на то, что кавказские популяции генетически ближе к европейцам, чем к жителям Ближнего Востока, результаты Y-хромосомы указывают на более тесную связь с ближневосточными группами.

Иранцы имеют относительно широкий диапазон гаплотипов Y-хромосомы. Население из центрального Ирана (Исфахан) показывает более близкое сходство в отношении распределения гаплогрупп между кавказцами и азербайджанцами, чем с населением Южного и Северного Ирана. Диапазон гаплогрупп по всему региону может отражать исторически сложившуюся генетическую примесь, возможно, в результате инвазивных мужских миграций.

Последнее сравнительное исследование (2013 год) о полном разнообразии митохондриальных ДНК у иранцев показало, что иранские азербайджанцы больше связаны с народом Грузии, нежели с другими иранцами, а также с армянами. Однако один и тот же многомерный масштабный график показывает, что азербайджанцы с Кавказа, несмотря на их предполагаемое общее происхождение с иранскими азербайджанцами, сближаются с другими иранцами (например, персами и т. д.), чем собственно с иранскими азербайджанцами.

Политика и экономика

Политики

  • Абуталыбов, Рамиз — советский и азербайджанский дипломат, сотрудник Секретариата ЮНЕСКО в Париже, посол по особым поручениям МИД Азербайджана.
  • Али Зохайли — премьер-министр Ирана ( и —).
  • Гулузаде, Вафа — президент Фонда политических исследований государств каспийского региона.
  • Давуди, Парвиз — первый вице-президент Ирана с 11 сентября .
  • Джемаль, Гейдар Джахидович — исламский мыслитель, философ, политолог, поэт и общественный деятель азербайджанского происхождения. Председатель Исламского комитета России. Постоянный член Хартумской международной исламской конференции. Депутат Национальной Ассамблеи Российской Федерации.
  • Ибрагим Хакими — премьер-министр Ирана ( и —).
  • Мамедов, Георгий Энверович — российский дипломат, с посол России в Канаде, в — — заместитель министра иностранных дел России.
  • Махмуд Джам — премьер-министр Ирана (—).
  • Мусави, Мир-Хосейн — последний премьер-министр Ирана (—).
  • Нахичеванский, Джафаркули Хан — лидер провозглашенной в 1918 году Аракской республики. Сын российского генерала Келбали Хана Нахичеванского, брат генерал-адъютанта Гусейн Хана Нахичеванского, отец комбрига Дж. Нахичеванского.
  • Оруджев, Сабит Атаевич — министр газовой промышленности СССР (—).
  • Хойский, Фатали Хан — первый премьер-министр Азербайджанской Демократической Республики (—).
  • Эльчибей, Абульфаз — диссидент, президент Азербайджана (—).

Предприниматели

  • Гасумов, Рамиз Алиевич — генеральный директор ОАО «СевКавНИПИгаз» ОАО «Газпром», академик Российской Академии Естественных наук, Российской Академии Горных Наук, Российской Академии Естествознания, Международной Академии Информатизации, автор более 400 изобретений и научных работ.
  • Мухтаров, Муртуза — крупный бакинский нефтепромышленник и меценат.

Как узнать по внешности

Внешне армяне и азербайджанцы схожи — среднего роста, крепкого
телосложения, с широкими лицами, крупными носами. Однако есть нюансы внешности,
которые помогут «на глаз» мгновенно отличить эти кавказские национальности. Характерные
признаки — волосы и глаза.

Этнографы утверждают, что у армян редко встречаются прямые
волосы, при этом у половины населения они светлые или каштановые. Что касается азербайджанцев,
то у 95% из них преобладают прямые волосы черного цвета. Самый надежный способ
идентификации — сравнить глаза, у армян они большие, глубоко посаженные, у
азербайджанцев глаза в среднем меньше и немного отличаются разрезом.

Язык

Азербайджанский язык (также упоминаемый как азербайджанский тюркский) является тюркским языком, на котором говорят прежде всего азербайджанцы, которые сосредоточены, в основном, в Закавказье и Иранском Азербайджане. Язык имеет официальный статус в Азербайджанской Республике и в Дагестане (федеральный субъект России). Однако он не имеет официального статуса в Иранском Азербайджане, где проживает большинство азербайджанцев. На нем также говорят в азербайджанских общинах Грузии и Турции, а также в диаспорах, прежде всего в Европе и Северной Америке.

Этот язык является частью огузской ветви тюркских языков. Он имеет две основные ветви: североазербайджанский (в Азербайджанской Республике и в России, на основе ширванского диалекта) и южноазербайджанский (в Иране, на основе табризского диалекта). Он тесно связан с турецким, кашгайским, гагаузским, туркменским и крымско-татарским языками.

Расселение

Азербайджанцы — самый крупный тюркоязычный и мусульманский народ на Кавказе, являясь при этом вторым по численности народом Грузии и Ирана, а также одним из народов Дагестана. В самом Азербайджане проживают свыше 7,2 миллиона азербайджанцев (перепись 1999 года), составляя 91 % населения страны.

Помимо Азербайджана, азербайджанцы проживают в Иране, где составляют большинство в провинциях Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Ардебиль, Зенджан Проживают также в восточных районах провинций Курдистан (в сёлах близ Горве) и Хамадан, северных районах провинции Казвин. Крупные азербайджанские общины имеются в городах Тегеран, Кередж, Мешхед. Общая численность азербайджанцев в Иране составляет по разным оценкам от 12 до 16 млн чел. и даже до 23,5 млн чел.

В России азербайджанцы традиционно проживают в Южном Дагестане, где их численность по данным переписи 2002 года составляет 111 656 человек. В настоящее время они составляют большинство в Дербентском районе Дагестана (55,7 %) и также компактно расселены в Табасаранском (18 %), Рутульском (4 %) и Кизлярском (3 %) районах. Внутренние миграционные процессы советского времени и постсоветская эмиграция азербайджанцев из Азербайджана и других республик бывшего СССР привели к тому, что сегодня азербайджанцы в той или иной степени представлены в большинстве регионов России. Всего азербайджанцев в России по переписи 2002 года 621 840 чел.

До начала армяно-азербайджанского конфликта азербайджанонаселённые пункты существовали во многих регионах Армении, включая Ереван, где они до Октябрьской революции составляли крупнейшую этническую группу, превышая по численности армян. В конце XIX века 77 тыс. человек Эриванского уезда владели азербайджанским языком в качестве родного.

В Турции азербайджанцы традиционно заселяют приграничные с Арменией районы: провинции Карс, Игдыр и округ Шенкая провинции Эрзурум. В постсоветскую эпоху в результате эмиграции из Азербайджана азербайджанцы расселились во многих городах Турции и США.

В Туркмении азербайджанцы наиболее компактно проживают в городах Туркменбаши (Красноводск) и Ашхабад.

Кроме того, азербайджанцы живут в Европе, США, Канаде, на Украине, в Узбекистане, Казахстане и других республиках бывшего СССР.

Территориальные вопросы эноса

Поскольку азербайджанцы – это очень разноплановый этнос, представители народа встречаются не только в данном регионе, но и в других странах мира. Более того, разделение их земель между Россией и Персией привело к тому, что сегодня их, проживающих в Иране, насчитывается от 15 до 20 млн человек. Это гораздо больше, чем население самого Азербайджана – там, по данным государственной статистики, проживает около 10 млн жителей.

Именно они оказали серьезное влияние на развитие здорового национализма в современном Иране. После Второй Мировой войны жители Азербайджанской республики в СССР и азербайджанцы Ирана получили возможность тесно общаться. Это внутреннее единение можно увидеть и сегодня.

Имеются тесные связи у азербайджанцев и дагестанцев в России. В 2000 году дагестанские власти включили азербайджанцев в число коренных народов Республики Дагестан, хотя этот этнос здесь и отнесен к категории малочисленных. В основном, они проживают в южных частях республики, а именно в Дербенте и его районе их проживает больше всего. В республике составляют не более 5% (а то и меньше) от всего дагестанского населения.

Серьезный конфликт возник в свое время у азербайджанцев с армянами, он касался территории Нагорного Карабаха, расположенного на востоке Армянского нагорья. Исторически эта территория относилась к Армении, однако Парижская Мирная Конференция в 1920 году отнесла этот регион к Азербайджану.

С тех пор азербайджанцы Карабах считают своим, что и привело после распада СССР к территориальному конфликту, вылившемуся в полноценные военные действия обеих сторон.

Лишь в 1994 году Армения и Азербайджан заключили перемирие, хотя напряженная ситуация в данном регионе наблюдается и сегодня. Сколько бы азербайджанцы ни утверждали, что являются законными обладателями Нагорного Карабаха, армяне не собираются признавать это.

Огуз прибытие

Ибн аль-Асир , арабский историк, заявил, что турки-огузы пришли в Мешавию в период правления халифа Аль-Махди между 775 и 785 годами. В период правления аббасидского халифа Аль-Мамуна (813 — н. 833), имя Огуз начинает появляться в произведениях исламских писателей. К 780 году восточные части Сырдарьи находились под властью тюрков-карлуков, а западная область (Огузская степь) — турками-огузами.

Доминирование огузов в Юго-Западной Азии начинается в 11 веке, с империи сельджуков . Юго — Западная Тюркские диалекты постепенно вытеснил Tat , Азарь и среднеперсидские диалекты на севере Ирана, а также множество кавказских языков на Кавказе, в частности , Удите , и стали доминирующим во время высокого до позднего средневековья, по правилу White Sheep туркмены и Black Sheep туркмены ( с 14 по 15 вв), процесс отуречивания быть в основном завершена в Сефевидов период (16 век).

Предприниматели, философы и ученые

Номер Имя Изображение Задний план
1 Шейх Абдул Хосейн Амини Исламский ученый
2 Мохаммад-Таки Джафари Исламский ученый и философ
3 Мухаммад Хусейн Табатабаи Исламский ученый и философ
4 Казембек Александр Касимович востоковед
5 Али Джаван физик и изобретатель
6 Джавад Табатабай философ
7 Шахриар Афшар физик
8 Сина Тамаддон предприниматель
9 Казем Садег-Заде философ медицины
10 Лотфи А. Заде ученый
11 Мохаммад Моджтахед Шабестари философ
12 Абасс Алави врач-ученый
13 Фироз Партови физик
14 Джаббар Багтчебан основал первый в Иране детский сад для глухих
15 Ахмад Касрави лингвист, историк
16 Рахим Рахманзаде медицина и профессор
17 Али Мурад Давуди философ
18 Махди Галибафян инженер-строитель
19 Маджид Шахриари физик
20 Юсеф Собути физик
20 Джавад Хейят Тюрколог и хирург
21 год Мохсен Хаштрооди академический
22 Мохаммад-Амин Риахи академический
23 Хома Натех историк

Кавказский менталитет

Национальные особенности армян и азербайджанцев
сформировались историей, религией и географией. Считается, что армян отличает
воинственность и вспыльчивость, сформированная тысячелетней борьбой с агрессивными
соседями. Подтверждает это огромное количество армян, которые прославились
своей военной карьерой — в царской России и СССР.

Что касается менталитета азербайджанцев, то они выделяются традиционализмом,
удивительной даже для Кавказа гостеприимностью, беспрекословным почитанием
старших. Есть и общие негативные черты — любовь к внешней роскоши, стремление
показать себя любой ценой с лучшей стороны.

Этноним

Чины 4-го взвода лейб-гвардии Кавказского эскадрона СЕИВ конвоя, сформированного из состава Закавказского конно-мусульманского полка, состоящего из азербайджанцев. Худ. А. И. Гебенс, 1861 год

Исторически тюркское население Закавказья и Иранского Азербайджана называло себя и называлось другими народами мусульманами, или тюрками. После того, как Южный Кавказ стал частью Российской империи, русские власти, которые традиционно называли все тюркские народы татарами, стали именовать азербайджанцев азербайджанскими/адербейджанскими, или кавказскими татарами, чтобы отличить их от других тюркских народов.

Этноним «азербайджанцы» в различных формах использовался в академической литературе с конца XIX века. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, называл азербайджанцев «адербейджанами» иранского типа — адербейджаны персидские и кавказские.

Согласно статье «Тюрко-татары» энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, ряд учёных (в частности, Ядринцев, Харузин, Шантр) предлагали называть адербайджанских татар адербайджанами, но это на тот момент ещё не привилось.

Французский этнограф Жозеф Деникер в своей работе, опубликованной в 1900 г., называл азербайджанцев «адербайджанцами, тюркоговорящими иранцами Кавказа и Персии». В азербайджанской среде термин «азербайджанцы», или «азербайджанские тюрки» был впервые предложен в 1891 году либеральной бакинской газетой «Кешкюль» для обозначения народа, живущего по обе стороны ирано-российской границы. Во Всесоюзной переписи 1926 года азербайджанцы отмечались ещё как тюрки, а уже в следующей Всесоюзной переписи 1939 года они отмечались как «азербайджанцы».

Цахуры называют азербайджанцев — мугалами. У других соседних народов азербайджанцы именуются: по-грузинси — азербайжанелеби, по-осетински — азербайджайнæгтæ, по-лакски — азирбижан халкь, по-аварски — азарбижанал, азербайжанал, падарал, по-армянски — адрбэджанцинэр.

№2. Алиев Заур («Зайка»)

Ласковое прозвище авторитет получил от своих родных — старших братьев и отца, и так оно за ним и закрепилось. Появился он в Москве в начале 2000-х годов и почти сразу выдвинулся в лидеры криминальной азербайджанской группировки. Бригада Алиева создала мощную конкуренцию двум другим влиятельным группировкам, принадлежавшим «Лоту Гули» и «Ровшану Ленкоранскому».

С обоими авторитетами «Зайка» находился в конфликте. Даже дошло до оскорблений в адрес Салифова во время личной беседы по телефону. В 2014 году Алиев попал в СИЗО «Матросская тишина», и «Лоту Гули» воспользовался своим шансом для мести. Люди Салифова вошли в камеру к Алиеву и сильно избили его, снимая все на телефоны и транслируя по скайпу самому Надыру. В итоге криминальное сообщество решило, что действовали люди Салифова не по понятиям. Сейчас Алиев отбывает длительный тюремный срок.

В Дербенте

До начала шестнадцатого века этнический состав Дербента оставался неизменным, пока город не стал частью империи Сефевидов. В 1509 году в Дербенте поселились 500 тюркских караманских семей из Тебриза. Полвека спустя еще 400 семей тюркского племени Баят были переселены в Дербент по приказу шаха Аббаса I. В 1741 году Надир-шах переселил тюркское племя Микри в Дербент. Адам Олеарий, посетивший регион около 1635 года, описал Ширван как государство многих народов, однако все они, помимо собственного языка, также говорили по-тюркски. Во время завоевания Петром Великим побережья Каспийского моря в 1722 году город Дербент был преимущественно заселен азербайджанцами.

Северная часть Дербентского района была заселена тюкрским племенем терекеме, похожими на племя карапапаков, которые иногда классифицировались как отдельная этническая группа вплоть до двадцатого века. В Дагестане их также иногда называют падарами. Таракама возникла в различных частях Ширвана и была переселена ханом Мухаммедом из Кайтага к северу от города Дербент около 1600 года. С тех пор территория, населенная ими, упоминается как махал (район) Таракама.Район включал 10 деревень. В 1736 году около 300 семей Таракама из Кайтага продвинулись дальше через реку Сулак и поселились в Терекской долине в трех деревнях, где они позднее смешались с кумыками . Они в основном сунниты и говорят на разных азербайджанских языках, близких к диалекту шамахинского. В 2010 году азербайджанцы составляли 32,3% от общей численности населения с 38 523 человек.

Средневековье

История происхождения народа азербайджанцев, пройдя героическую античность, тянется через все средневековье. Арабы-мусульмане побеждали сасанидов и византийцев, когда шли в кавказский регион. Арабы сделали Кавказскую Албанию вассальным государством после того, как христианское сопротивление во главе с принцем Джаванширом сдалось в 667 году.

В период между девятым и десятым веками арабские авторы начали ссылаться на регион между реками Кура и Арас, как Арран. За это время арабы из Басры и Куфы прибыли в Азербайджан и захватили земли, которые оставили коренные народы — они стали там местной землевладельческой элитой. Конвертирование в ислам было медленным, поскольку местное сопротивление сохранялось на протяжении веков, а возмущение росло, когда небольшие группы арабов начали мигрировать в такие города, как Тебриз и Марага. Этот приток вызвал серьезный мятеж в Иранском Азербайджане с 816 по 837 год во главе с местным зороастрийским простолюдином Бабаком. Однако, несмотря на очаги продолжающегося сопротивления, большинство жителей Азербайджана обратилось в ислам. Позже, в X-XI веках, части Азербайджана управлялись курдскими династиями Шеддадидов и Раввадидов, что несколько приоткрывает ответ на вопрос, откуда произошли азербайджанцы.

В середине одиннадцатого века династия Сельджук свергла арабское правление и создала империю, охватывающую большую часть Юго-Западной Азии. Сельджукский период ознаменовал приток огузских кочевников в регион, и именно они стали основными «инициаторами» происхождения народа азербайджанцев. Возникающая тюркская идентичность была зафиксирована в эпических дастанах (стихотворениях), старейшим из которых была книга Деде Коркута, в которой рассказывается о ранних турках на Кавказе и Малой Азии.

Тюркское владычество было прервано монголами в 1227 году, но оно вернулось с Тимуридами, а затем с суннитскими династиями Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, которые доминировали в Азербайджане, в значительных частях Ирана, Восточной Анатолии и других второстепенных частях Западной Азии, до тех пор, пока Себавиды не взяли власть в 1501 году. Но на этом история происхождения азербайджанцев не кончается.

Пашаевы

Мир Джалал Али оглы Пашаев — писатель, ученый-литературовед, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки Азербайджанской ССР. Автор около 50 художественных, научных и публицистических произведений, более 500 статей-рецензий и других научно-теоретических трудов и учебников. Получил три ордена, две медали и Премию Ленинского комсомола.

Супруга Аида — первая азербайджанская женщина-востоковед. Она была директором Института востоковедения Азербайджана, получила звания доктора филологических наук, профессора.

Их первый сын Ариф — ученый, академик НАНА, доктор физико-математических наук, лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР, президент Азербайджанской инженерной академии, ректор Национальной академии авиации. Награжден тремя орденами за заслуги в развитии науки и образования.

Второй сын Хафиз — физик, доктор физико-математических наук, азербайджанский дипломат и деятель образования. Посол Азербайджана в США, Канаде и Мексике, заместитель министра иностранных дел АР, ректор Университета АДА. Награжден двумя орденами.

Третий сын Агиль работал директором отеля Mariott Abşeron, был одним из главных организаторов концертов команды «Парни из Баку». «Парни из Баку» — азербайджанская команда КВН.

Дочь Арифа — Мехрибан — вице-президент Азербайджана, жена президента Азербайджана.

Источник фотографии: haqqin.az

Религия

В основном азербайджанский народ исповедуют Ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб), распространённый среди иранских и большей части кавказских азербайджанцев. Всего около 90 % всех азербайджанцев являются шиитами. Религиозное меньшинство составляют мусульмане-сунниты (в основном ханафиты). Сунниты преобладают в северной и западной части Азербайджана. Среди азербайджанцев существует небольшое число последователей накшбандийского тариката суфизма. По данным на 2007 год в Азербайджане также проживали 5 тыс. азербайджанцев-христиан, состоящие в основном из новообращённых. Среди иранских азербайджанцев есть небольшое количество бахаи.

Согласно Энциклопедического словарю Брокгаузу и Евфрону, наибольшим фанатизмом из народов Кавказского края, исповедующих Ислам, отличались таты, адербейджанские татары (азербайджанцы) и горцы Дагестана, но относительно азербайджанцев ЭСБЭ также отмечает, что «в религии они хотя и мусульмане, но очень толерантны». Несмотря на трагическую судьбу ислама на Кавказе в ХХ веке, в Азербайджане влияние Ислама значительное и в стране сохранились традиции арабоязычной исламской культуры.

Традиционные занятия городского населения — ковроткачество (подробнее см. статью про азербайджанский ковёр, среди которых выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские и тебризские), златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня, начиная с XIX века — промышленность; сельского — земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство, возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры — пшеница, ячмень, рис, а также просо, рожь, кукуруза, овёс. Вплоть до начала XX века сельские татары Карабаха (азербайджанцы) в основном вели кочевой и полукочевой образ жизни (в 1845 году более 80 %) в зависимости от времени года и состояния кормов для скота (весной — на горные пастбища, а осенью — к зимовникам, в более низменные места).

Большая часть азербайджанцев в настоящее время живёт в городах. Традиционные сельские поселения азербайджанцев имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроенные каменными домами с плоскими крышами. В горных и ряде низменных районов распространены дома с деревянными и черепичными скатными крышами. Основные строительные материалы — камень и обожжённый кирпич. В настоящее время условия жизни азербайджанцев в Иране сходны с условиями жизни персов.

Использованы материалы Википедии

В других областях южного Дагестана

В историческом регионе Табасаран этнические азербайджанцы населяют левый берег реки Рубас. Рост и становление этнических азербайджанцев в этом регионе сильно зависели от процессов ассимиляции. В 1876 году многие табасаранцы уже переходили с табасаранского на азербайджанский в качестве своего первого языка.

Кроме того, в средние века население ряда деревень в Табасаране, а именно: Арабляр, Гимейди, Дарваг, Ерси и Кемах, состояло из этнических арабов, которые постепенно поглощались соседним населением, в основном азербайджанцами, такими как Йерси. Таты, в свою очередь, были ассимилированы азербайджанцами в последующие десятилетия. В настоящее время в селе Арабляр, являющемся частью Курахского района, проживают лезгины и азербайджанцы.

В настоящее время этнические азербайджанцы составляют большинство в деревнях Марага, Хили-Пенджик (включая поселение Екраг), Цанак, Арак, Ерси, Дарваг и Зил. Деревни Аркит и Хурвек, а также столица района Хучни являются смешанными азербайджанскими и табасаранскими. Азербайджанцы Цанака, Арака, Ерси и Хучни обычно говорят на двух языках на азербайджанском и табасаранском.

Нижний Катрух — единственная азербайджанская деревня в Рутульском районе. Азербайджанцы Нижнего Катруха считают себя потомками народов Ширвана.

Первая газета в Рутуле «Гизил Чобан», созданная в 1932 году, была напечатана на азербайджанском языке.

№7. Алиев Эльдар Чолу-оглы («Али Забратский»)

Уроженец Баку, с младых ногтей обрастал связями в криминальном мире. После первой судимости создал свою банду, промышлявшую грабежами и вымогательством. Был поставлен положенцем по Баку, разрешал конфликты между преступниками. Перебрался в Россию, где был поставлен «смотрящим» по азербайджанскому сообществу в Челябинске. К 2001 году взял также под контроль таджиков, продающих фрукты на Каширинском рынке.

Однако в 2002 году таджики отказались платить, сославшись на кабальные условия. Произошла массовая драка между людьми Алиева и торговцами, в которой пострадало несколько человек с обеих сторон. Для предотвращения криминальной войны старейшины двух диаспор встретились и решили конфликт миром, а Эльдару пришлось отпустить таджидских торговцев с миром. В июне 2004 года был застрелен неизвестными киллерами у дверей своего дома.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector