Статуи моаи

Загадки и тайны острова Рапа-Нуи

Остров Пасхи в 1995 г. был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По одной из версий здесь существовала древняя цивилизация, исчезнувшая в результате антропогенной катастрофы. Наивысшего подъема она достигла XVI-XVII вв., когда число жителей составляло около 10 тысяч человек.

Древняя культура полинезийцев, датируемая пятым веком, сохранилась и в виде исполинских каменных статуй – моаи. Они и есть — хранители этой цивилизации. Ее представителей называли еще «длинноухими» за их обычай непомерно вытягивать мочки ушей.Позднее на острове появились и представители культуры «короткоухих», последователей так называемых птицепоклонников.

В результате соперничества и внезапно возникшей здесь агрессии между людьми, вызванной, как уже отмечалось выше, по одним предположениям — голодом, по другим — перенаселением, древняя культуру аборигенов была искоренена почти полностью.

Осталась лишь фрагментарная информация о былом величии населявшей эти места цивилизации, а также — ряд молчаливых, угрюмых истуканов остова Пасхи…

Птицы в культуре островитян

Среди петроглифов (наскальных рисунков) чаще всего встречаются изображения птиц, особенно рисунки птицы-фрегата и даже человека с головой этого представителя пернатых. Человек-птица считается основным персонажем средневекового рапануйского культа Тангата-Ману.

Один из посвященных ему обрядов состоит в поисках первого яйца темной крачки. Предполагается, что именно этот обряд и предотвратил полное исчезновение островитян, так как позволил выбирать самого сильного и ловкого члена племени, которого, в итоге, люди назначили правителем и готовы были подчиниться, таким образом, островным законам общежития.

Ежегодно в конце января на острове проводится также народный праздник Тапати-Рапа-Нуи. На шумном фестивале музыки и танцев выбирают королеву острова. Претендентка на этот почетный титул, помимо собственной привлекательности, должна выткать еще и самый длинный холст, а ее родственники — наловить больше всех рыбы.

Как добраться

Добраться до острова Пасхи можно двумя способами: на самолете или на водном судне. Выбирая авиацию, будьте готовы к пересадкам, ведь рейсы совершаются только из двух мест. Направление обслуживает чилийский оператор LATAM Chile, организующий рейсы из воздушной гавани Сантьяго и перуанского аэропорта Лимы «Хорхе Чавес».

Прогулка до острова Пасхи на яхте или корабле — очень дорогое удовольствие. Круизные лайнеры иногда включают остров в свой маршрут, но цены на билеты также высоки.

Фото статуй моаи на плато Аху Акиви, DK1974

По прибытию заказать экскурсию к статуям моаи можно через отельных гидов или местных туроператоров. Туризм на острове Пасхи — основной источник доходов у населения, поэтому проблем с поиском проводника не возникнет. Самостоятельные путешественники могут дойти до моаи пешком, доехать на такси, велосипеде, мопеде, квадроцикле или машине. Весь транспорт сдается в аренду.

Расстояние до самого популярного Аху Тонгарики от аэропорта Матавери составляет примерно 20 км. На машине их получится преодолеть за 30–40 минут:

Аху Акиви, Аху Тахаи и ряд других площадок располагаются гораздо ближе, в радиусе 10 км от Анга-Роа.

Статуи острова Пасхи: видео

Аху Тонгарики — крупнейший церемониальный центр

Тонгарики (Ahu Tongariki) расположен на юге острова Пасхи, около вулкана Пойке и Рано Рараку, где вырезали знаменитые статуи. Он был центром клана Хоту Ити — одного из двух великих кланов восточного сектора острова.

Здесь, по легенде, произошла битва между «длинноухими» и «короткоухими». Первые доминировали на острове, строили статуи, писали таблички ронго-ронго и держали в подчинении народ “короткоухих”. Длинноухими их прозвали из-за удлиненных мочек ушей. Ученые расходятся во мнении, были ли это разные народности или просто разные кланы. Устное предание гласит, что однажды короткоухие восстали против угнетателей и развязали кровопролитную войну.

Платформа Тонгарики — крупнейшая на острове Пасхи. Это самый важный мегалитический памятник во всей Полинезии. Он представляет собой 15 священных моаи, которые были созданы более 500 лет назад.

Их ожидала та же участь, что и остальные скульптуры острова — островитяне сбили гигантские статуи с платформ во время войны. Европейские мореплаватели отметили в летописях, что статуи уже были повалены на землю в 18 веке. Тонгарики продолжали использовать как кладбище до обращения населения в католицизм во второй половине 19-го века.

В отличии от других аху, все статуи Тонгарики разные. Здесь есть и высокие и низкие, и толстые и худые фигуры. Амбиции правителей росли с годами, а с ними и высота и мастерство исполнения статуй. Раньше все моаи носили на голове красные шляпы, но восстановить удалось только одну из них. Остальные сильно пострадали от цунами.


Красные пукао с голов статуй

Позади платформы валяются остатки голов и тел других статуй. На протяжении 700 лет статуи возводили на постамент и сбрасывали, заменяя новыми. По меньшей мере 30 моаи были частью Тонгарики на разных этапах строительства.


Головы поверженных истуканов

На площади перед платформой лежит слепой моаи, разломленный пополам. Глаза статуям вырезали в последний момент, перед установкой на платформу. Значит, эта статуя никогда не поднималась на аху — возможно, она сломалась при перевозке.


Брошенная статуя

Другой одинокий истукан стоит в отдалении от платформы, и смотрит в противоположную от нее сторону. Это путешествующий моаи, который в 1982 году побывал в Японии, а в 1986 году участвовал в эксперименте Тура Хейердала по перемещению статуй вручную группой людей.


Одинокий истукан Тонгарики

23 мая 1960 года произошло одно из крупнейших в истории землетрясений силой 9,5 балла по шкале Рихтера. Эпицентр находился в чилийском городе Вальдивия в 3700 км к востоку от острова.

Землетрясение вызвало волну. Через 6 часов цунами достигло острова Пасхи, непосредственно направляясь на Тонгарики. 10-метровая волна проникла на 500 метров вглубь, достигнув основания вулкана, но не затронула запад острова. Она продолжила свой путь на Гавайи, полностью разрушив город Хило и остановилась только на берегу Японии и Новой Зеландии.

Вся территория была покрыта валунами и остатками статуй, смешанными с человеческими костями и черепами из могил, которые находились под платформами. Через несколько месяцев после трагедии на острове начались восстановительные работы. Моаи были признаны культурным наследием, и их начали поднимать обратно на постаменты при помощи кранов. На остров устремились археологи.

Достопримечательности

Национальный парк Рапануи – самое известное знаковое место острова. Здесь на площади 7 тысяч кв. км сконцентрировано множество каменных скульптур, принесших местности мировую славу. 300 уникальных фигур расположены у подножия вулкана в районе Рано-Рараку поблизости от крупнейшей ритуальной платформы.

Археологический ансамбль Аху Те Пито Кура находится на побережье бухты Ла-Перуз вблизи пляжа Оваэ. В центре ее лежит упавшая скульптура весом 80 тонн и высотой 10 м.

Аху Акиви

В своеобразном сакральном месте Рапа-Нуи, далеко от берега, семь идентичных по величине и форме моаи устремлены к океану. Есть версия, что святилище с ХVI в. служило в качестве небесной обсерватории. Изваяния всегда обращены спиной к восходу солнца. Скорее всего, они выполняли роль защитников и некой границы между океаном и сушей.

Пуна Пау

В этой живописной каменоломне на месте небольшого вулкана добывали красный туф для изготовления головных уборов для моаи. Эти шляпки весили ни много ни мало —  до 12 тонн. Их водружали на идолов, когда те лежали на земле. Остатки этих шапок и сейчас можно увидеть, поднявшись на смотровые площадки.

Гора Маунга Теревака

Самая высокая точка острова находится на уровне 539 м над поверхностью, однако большая часть скалы скрыта под водой. Общая высота этой горы составляет 3,5 км. Вершина весьма живописная, сплошь покрытая зеленью.

Церемониальная деревня Оронго

Поселение вблизи крупнейшего вулкана Рано-Као – главный центр охоты за яйцами черных ласточек на скалах соседнего островка. Здесь по традиции выбирали человека-птицу, а до этого в пещерах проживали охотники, помогавшие предводителю своего клана стать вождем острова.

Пещера Ана-Те-Пау

Это огромный грот с высокими перекрытиями, который находится на территории Национального парка. В старину его использовали для жилья: археологи нашли там место очага. Ана-Те-Пау и две обширные соседние пещеры, образованные лавовыми потоками, были частично затоплены водой.

Интересно, что пещеры стали местом для жизни древних островитян не случайно. В результате кровавых междоусобиц и отсутствия возможности построить себе деревянные дома (леса на острове тогда уже не было), жителям пришлось прятаться в пещерах.

Подводные пещеры

Пещеры наземные плавно переходили здесь в пещеры подводные. Сегодня они стали прекрасным полем деятельности для дайверов. Образованные в процессе вулканических извержений и разрушения почвы под воздействием магмы, эти места представляют собой удивительные  живописные гроты, увлекающие любителей подводного плавания по своим запутанным коридорам…

Загадочные моаи и легенды их происхождения

Островные предания сообщают, что вождь рода Хоту Мату’а приплыл с семьей на остров в поисках нового места обитания. После его смерти, шестеро сыновей поделили территорию на части, а затем это сделали их внуки и правнуки. Истуканы, считавшиеся символами кланов, представляют, по мнению местных жителей, усопших предков, а также передают живым силу их прародителей.

Характеристики и особенности

Остров имеет фигуру прямоугольного треугольника со сторонами 24,18 и 16 км., по углам которого возвышаются конусы потухших вулканов: Рано-Као (рап. Rano Kao; 324 м), Пуа-Катики (рап. Puakatike; 377 м) и Теревака (рап. Terevaka; 539 м — наивысшая точка острова). Между ними пролегает холмистая равнина, образованная вулканическими туфами и базальтами. Лавовыми трубами и наплывами образовано множество подводных пещер и причудливая, обрывистая береговая линия.

На Рапа-Нуи нет рек, основными источниками пресной воды здесь являются озера, возникшие в кратерах вулканов.

Климат субтропический, со среднемесячной температурой от +18°С до +23°С. Произрастают здесь преимущественно травы, а также немногочисленные эвкалипты и банановые растения.

Наряду с архипелагом «Tristan da Cunha», Рапа-Нуи считается самым отдаленным обитаемым островом в мире: расстояние до континентального чилийского побережья составляет почти 3514 км, а до ближайшего населенного места, островов Питкэрн (англ. Pitcairn Islands, принадлежащие Великобритании) — 2075 км.

В основном Рапа-Нуи прославился своими Моаи — каменными исполинами, в которых, по поверьям местного населения, заключена мистическая сила предков Хоту-Мату’а (Hotu Мato-a), первого короля о-ва.

Остров Пасхи, несомненно, это самый таинственный остров на земном шаре

Своими диковинками и необъяснимыми загадками он магнитом притягивает к себе внимание историков, геологов и культурологов

Раскопки на острове

Расширяя представление людей об этой одной из самых таинственных территорий планеты, археологи первой авторитетной экспедиции 1914 г. установили, что видные на поверхности исполинские головы в действительности сидят на туловищах, частично опустившихся в грунт в результате природной эрозии почвы. Однако сведения об этом открытии не были обнародованы еще несколько десятилетий.

В ходе раскопок были найдены также базальтовые глыбы с вырезанным на них рисунком полумесяца. Ученые предположили, что картинки эти символизировали каноэ, запечатлев память о культуре предков. Для островитян, постепенно утрачивающих историческую информацию, этот шаг означал способ самоидентификации.

Международная команда американских, новозеландских и чилийских археологов нашли научные аргументы и в пользу того, что фигуры моаи возводили, якобы, для улучшения урожайности земли. Химический анализ показал наличие в почве ценных элементов, входящих в состав современных удобрений.

Занятия и праздники древних рапануйцев

Древние рапануйцы знали толк в сельском хозяйстве. Они вырубали деревья для постройки жилищ, лодок, для очистки места под посевы, для перемещения моаи. Результатом интенсивной деятельности аборигенов стало уничтожение лесов и вследствие этого — эрозия почвы, приведшая к недостатку пищи и массовому голоду. За несколько десятилетий население резко сократилось.

Среди рапануйцев была широко распространена рыбная ловля. Они умели делать пироги и считались одними из самых лучших пловцов и моряков, которые даже на таких примитивных судах, а точнее, — элементарных лодках, — способны были пересечь океан.

Островитяне умели изготавливать полированные крючки из камня, что также свидетельствует о высоком уровне их цивилизации. Охотились они и на черепах, которые водились здесь в ранние годы в изобилии, как, впрочем, и другая живность.

Сейчас остров Пасхи представляет собой голую местность, однако тысячу лет назад здесь росли непроходимые леса. Первые поселенцы использовали вулканические склоны для разведения батата и ямса. Предания сообщают, что семена культурных растений привезли со своей родины полинезийцы.

Исчезновение цивилизации

В результате уничтожения лесов на острове Пасхи произошла антропогенная катастрофа: исчезли источники питания и материал для постройки каноэ и жилищ. Сократился лов рыбы, и голодающие островитяне вынуждены были воевать за плодородные участки. Все это привело к уменьшению числа местных жителей.

Одним из этапов жизни островитян стало и то, что перуанские солдаты, совершившие нападение на остров, захватили их в рабство и вывезли в Перу, после чего здесь осталось всего несколько десятков человек. В конце ХIХ века территория острова Пасхи была присоединена к Чили.

Как создавались статуи

Как уже упоминалось, статуи вытесывались из монолитных обломков каменистых пород в каменоломне вулкана. Работа по созданию уникальных исполинов начиналась с лица, постепенно переходя на бока и руки. Все статуи изготовлены в виде длинных бюстов без ног. Когда Моаи были готовы, их транспортировали к месту установки и водружали на каменный постамент. Но как эти многотонные исполины перемещались из каменоломни вулкана до каменных постаментов на огромное расстояние – до сих пор является главной загадкой острова Пасхи. Только представьте себе, сколько силы могло потребоваться на доставку 5-ти метрового каменного исполина, средний вес которого достигал 5 тонн! А иногда встречались статуи более 10 метров в высоту и весом более 10 тонн.

Каждый раз, когда человечество сталкивается с чем-то необъяснимым, рождается масса легенд. Так случилось и в этот раз. Согласно местным преданиям, огромные статуи когда-то умели ходить. Добравшись до острова, они утратили эту удивительную способность и остались здесь навеки. Но это не более чем красочная легенда. Другая легенда гласит, что внутри каждой статуи были спрятаны несметные богатства народности инков. В погоне за легкой наживой, охотники за древностями и «черные археологи» разрушили не одну статую. Но ничего, кроме разочарования внутри их не ожидало.

Что представляют собой истуканы

Моаи – вырезанная из горной породы вулканического происхождения больших размеров фигура человека. Встречаются как статуи в виде головы, так и с туловищем до уровня пояса. Чаще всего высота моаи составляет от 3 до 5 метров. Но есть “экземпляры” и побольше, к примеру, 10-12 м. По некоторой информации, около 40 статуй имеют вес более 10 тонн каждая. Высота самого большого истукана – примерно 21 метр. Это каменный идол весом до 165 тонн. Как же аборигены тысячу лет назад изготавливали такие моаи, а самое главное, каким образом им удалось их перемещать с одного конца острова в другой? Ответ на этот вопрос был получен только в середине XX столетия.

Что удивило Джеймса Кука

Английский мореплаватель капитан Джеймс Кук также пытался найти логическое объяснение тому, откуда взялись статуи на острове пасхи, в чем их секрет и что они значат для рапануйцев. Весной 1774 года на этом небольшом клочке суши в океане он обнаружил семь сотен отощавших аборигенов. Однозначно было понятно, что люди недоедают. В плачевном состоянии были и статуи: многие из них рухнули со своих платформ.

Кук был уверен: истуканы – дело рук далеких предков туземцев. Он выражался примерно так. “Изготовление статуй –  колоссальная работа, демонстрирующая упорство людей, которые жили во время их создания. Островитянам же нынешним точно не до того. Местное население даже не чинит те, что вот-вот рухнут”. Капитан был убежден: рапануйцы очень сильно пострадали вследствие извержения вулкана.

Исторические сведения

Первыми заселили остров полинезийцы, культура которых датируется V веком. На протяжении столетий здесь проходили важные морские пути. Среди полинезийского населения часто употребляется название острова как Рапа-Нуи, хотя для коренных обитателей привычнее его наименование Te-Pito-o-te-henua, что переводится как «пуп Земли». Так, по легенде, назвала остров группа полинезийских мореплавателей, возглавляемая вождем Хоту Матуа, которая в XIV столетии высадилась на этот живописный берег.

В 1722 г. нидерландская эскадра судов под командой адмирала Я. Роггевена, направляясь из Южной Америки, также заметила этот маленький остров в южном районе Тихого океана. 7 апреля, когда все верующие отмечали Пасху, моряки высадились на берег. Так остров Рапа-Нуи приобрел свое нынешнее название: остров Пасхи: нидерландцы назвали его в честь христианского праздника.

На адмиральском совете капитаны судов письменно зафиксировали открытие нового острова. Удивление мореплавателей вызвало мирное на тот момент существование на одной территории представителей трех различных рас, встречавших европейцев по-разному.

Спустя полвека

Капитан Д. Кук, побывавший на острове Пасхи, был поражен следами полной разрухи и опустошения, которые он увидел. Жители не сумели объяснить, что произошло. Детальную информацию ученые получили и до сих пор пытаются получать в процессе раскопок. Одна из причин заключалась, как они считают, в неурожайных годах и перенаселении острова.

По каким-то причинам на острове полностью исчезли деревья, которых изначально здесь было множество. Вслед за этим стремительно начал меняться островной ландшафт. Люди не могли уже строить жилища и лодки, без которых было невозможно ловить рыбу. На острове начался голод. Есть свидетельства, что люди стали поедать друг друга.

Впрочем, это лишь некоторые факты, что привели к разрушению жизни на острове. А ведь он вначале считался абсолютным раем… Словом, — остров Пасхи таит в себе множество загадок, на которых нет единого ответа до сих пор.

Островитяне обладали уникальной письменностью

И это уже говорит о них как о высокоразвитой цивилизации. Хотя, с другой стороны, это очень трудно было увидеть в голодных измученных полудикарях, которых встретили путешественники, высадившееся тогда на остров.

Немногочисленные дощечки из дерева торомиро с резными письменами ронго-ронго, изображавшими астрономические символы, растительные и животные знаки, сохранились до нашего времени.

Ученые условно делят картинки на несколько тематик:

  • изображения локальных богов;
  • происшествия с местными жителями и их проступки;
  • описание междоусобной розни.

Надо отметить, что островитяне превосходно владели мастерством резьбы портретов, подтверждением этого служит часовня в Ханга-Роа и находящиеся в ней раритеты. Предположительно, что на этой фреске изображен Тур Хейердал.

Почему такое название

По какой причине “забытый Богом” клочок суши, затерянный где-то в океане, назвали островом Пасхи? Кажется, логика отсутствует. Но объяснение есть.

В 1722 году 5 апреля три голландских корабля под командованием Якоба Роггевена подошли к острову и бросили якорь у восточного берега. По календарю это был первый день Пасхи. К голландцам подплыли туземцы. Лодки рапануйцев представляли собой “жалкое подобие” плавсредств, которые сильно протекали. Гребцам приходилось постоянно вычерпывать воду. Запустелый же вид самого острова навел на капитана мысль о “крайней нужде и бесплодии”. Интерес у европейцев вызывало одно: откуда взялись статуи на острове Пасхи, которые стояли вдоль берега на каменных платформах.

Каменные изваяния

Свою известность остров Пасхи получил прежде всего благодаря древним, загадочным статуям из камня вулканического происхождения, в которых, как верят туземцы, находится сверхъестественная сила их предков. Своеобразные идолы —  это еще одна тайна острова Пасхи.

Истуканы острова Пасхи изготавливали на протяжении трёх столетий – с 1200 по 1500 гг. (есть более ранняя дата – четвёртый век, но этой версии придерживаются немногие), после этого их производство резко прекратилось. Исследователи говорят, что всё выглядит так, словно люди столетиями развивали своё мастерство, поставив на конвейер производство и перевозку Моаи из камня – и внезапно в одно мгновение всё бросили и ушли, оставив заготовки изваяний, орудии труда, которые до сих пор можно обнаружить в найденных мастерских, и кинув готовые Моаи валяться вдоль дорог, по которым их спускали на побережье.

Истуканы острова Пасхи имеют высоту около 20 метров и представляют собой человеческую голову (на некоторых «одета» шапка из красного камня) с торсом. При этом смотрят Моаи вглубь острова.

Вопрос о том, каким образом изваяния появились здесь, возник сразу же, как только Джеймс Кук и его команда посетили острова Пасхи и впервые увидели на побережье огромные Моаи из камня, а рядом с ними – туземцев, которые не имели ни инструментов, ни даже собственного жилища и одежды.

Стоит заметить, что эта загадка неразгаданная и поныне, а про то, как они возникли, существует несколько версий.

  1. Огромные статуи острова Пасхи создали представители древних цивилизаций. Если придерживаться теории, что остров Рапа-Нуи – это или остатки Лемурии, или Атлантиды, то вряд ли кого удивит тот факт, что древние мастера, которые находились на чрезвычайно высоком уровне развития, имели возможность создавать шедевры такого уровня.
  2. Инопланетяне. Есть люди, которые придерживаются этой версии, при этом она была даже упомянута в фильме Эриха Деникена «Воспоминания о будущем».
  3. Статуи создали местные обитатели. В кратере одного из вулканов исследователи обнаружили следы мастерской, в которой с помощью каменных топоров и зубил высекали Моаи. На подтверждение этой версии всемирно известный исследователь Тур Хейердал в середине 20 века провел эксперимент – уговорил местных жителей сделать статую. Буквально за пару дней им удалось высечь небольшую фигуру из камня, чрезвычайно напоминающую древнюю скульптуру. После этого они транспортировали её на побережье, раскачивая верёвками и попеременно продвигая вперёд сначала одно, затем – второе плечо.

https://youtube.com/watch?v=I9oySqj0ZIk

Полностью загадку статуй путешественнику разгадать не удалось, поскольку этот метод годился только для небольших изваяний, а как передвигали Моаи весом в 50 тонн, так и осталось тайной. Также он не смог понять, каким образом на колоссы одевали шапки, каждая из которых весила около двух тонн.

Туризм

С того самого момента, когда туризм стал развиваться сумасшедшими темпами, когда популярность этого вида активного отдыха и проведения времени завоевала огромную популярность среди любителей экзотики и просто любопытных граждан, остров Пасхи стал настоящим местом ажиотажа. Посмотреть на удивительные статуи из камня приезжают тысячи желающих со всех уголков мира. Каждая статуя уникальна и отличается своеобразным украшением, формами и размерами. Многие из них имеют причудливой формы головные уборы. Кстати, головные уборы отличаются по цвету. И, как удалось выяснить, изготавливались в другом месте.

Водруженные на специальные постаменты, эти молчаливые творения рук человека вызывают искреннее восхищение у каждого, кому посчастливилось увидеть их собственными глазами. Они словно всматриваются своими «мертвыми глазами» вглубь острова или в синюю даль океана. Если бы они умели говорить, сколько интересного смогли бы поведать о жизни их создателей? Сколько тайн можно было бы постичь, не мучаясь в многочисленных догадках?

Самым популярным местом для посещения считается платформа Тонгарики. На каменном основании разместились сразу 15 статуй разного размера. Статуи сохранили на себе немало следов гражданских войн и других разрушительных событий, которым подвергался остров. Есть информация о том, что в 1960-м году на остров обрушилось чудовищное цунами, которое отбросило каменные изваяния вглубь острова на 100 метров. Жителям удалось воссоздать платформу своими силами.

Отыскать платформу не составит труда. Она расположена в непосредственной близости от вулкана Рано Рараку, который и стал их месторождением. Сфотографироваться среди гигантских Моаи – святой долг каждого туриста, посетившего чилийский остров. По утверждению «бывалых фотоохотников», лучшее время для проведения фотоссесий – закат и рассвет. В лучах солнца каменные исполины предстают в иной, необычной красе.

Один только вид этих каменных исполинов вызывает трепет и уважение перед их создателями, заставляет задуматься о своей жизни и об истинном месте во Вселенной. Исполины острова Пасхи являются одними из самых загадочных творений, тайну которых нам всем только предстоит познать. Они пришли к нам из каменоломни вулкана и несут в себе до сих пор непознанную загадку тысяч веков.

Истуканы острова Пасхи

У многих людей остров Пасхи ассоциируется с загадочными каменными статуями. Их еще называют моаи, что в переводе с гавайского означает «статуя, истукан, идол».

До сих пор ученые не могут точно понять, каким образом и для чего были созданы эти истуканы-моаи.

Принято считать, что островитяне создавали фигуры в память об умерших родственниках или вождях. Аборигены поклонялись этим идолам веря в то, что они защитят их от бед и дадут им силу. Высота статуй колеблется от 3 до 21 м. На некоторых статуях находятся шапки из красного камня.

Большинство экспертов считают, что моаи передвигали при помощи стволов деревьев, упоров или других конструкций. Доказательством этой версии служит то, что на острове не осталось ни одного дерева, поскольку все они были использованы для транспортировки фигур.

В середине прошлого века известный норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал провел интересный эксперимент. Он попытался повторить процесс изготовления истуканов, включая их установку. Хейердал опросил множество островитян, пытаясь узнать принцип всего технологического процесса.

В результате жители показали ученому каменные молотки, которыми пользовались их предки, а затем перетащили истукана волоком в горизонтальном положении. Потом соорудив простой механизм из камней и 3 бревен-рычагов они достаточно просто подняли моаи.

На вопрос Тура, почему туземцы не рассказывали об этом раньше, те ответили, что раньше их об этом не спрашивали.

Также существует мнение, что статуи перемещали стоя, при помощи канатов. В 2012 г. группа исследователей в ходе эксперимента подтвердила эту теорию.

Индивидуальные доказательства

  1. ^ Джо Энн ван Тилбург: Остров Пасхи: археология, экология и культура. Пресса Смитсоновского института , Вашингтон, 1994.
  2. ↑ Kapitänleutnant Geiseler, Die Osterinsel — Место доисторической культуры в Южных морях. Эрнст Зигфрид Миттлер и сын, Берлин 1883 г.
  3. ^ Хелен Мартинссон-Валлин: Аху: церемониальные каменные сооружения острова Пасхи , Societas Archaeologica Uppsala 1994
  4. Альфред Метро, Die Osterinsel , Кольхаммер Verlag Stuttgart, 1957, стр. 132
  5. Хайде-Маргарет Эсен-Баур, Исследования Фогельманкульта на острове Пасхи , Franz Steiner Verlag Wiesbaden, 1983, ISBN 3-515-04062-5 , стр. 151
  6. ↑ Тур Хейердал, Искусство острова Пасхи . Bertelsmann Verlag Мюнхен-Гютерсло-Вена, 1975 г.
  7. Патрик В. Кирч, По дороге ветров. Археологическая история островов Тихого океана до контакта с европейцами , Калифорнийский университет Press, 2000
  8. ↑ Патрисия Варгас Казанова (ред.): Остров Пасхи и предыстория Восточной Полинезии , Istituto de Estudios Isla de Pascua, Сантьяго-де-Чили, 1999, ISBN 956-190287-7
  9. ^ Кэтрин Рутледж: Тайна острова Пасхи . Cosmo Classics, Нью-Йорк 2005, ISBN 1-59605-588-X (перепечатка)
  10. Ганс Шмидт: Типы каменных изображений острова Пасхи и их хронология , Лейпциг, 1927, стр. 20-21.
  11. ↑ Джон Фленли, Пол Бан: Загадки пасхальной Исландии. Oxford University Press 2002, ISBN 0-19-280340-9
  12. Томас Бартель: Das Echte Land , Klaus Renner Verlag Munich 1974, ISBN 3-87673-035-X , стр 301-302.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector