Культура, обычаи и традиции чукчей

Китайская версия происхождения чукчей

У китайцев есть иная версия происхождения чукчей. Специалисты из Нанкинского университета утверждают, что этот народ имеет общего предка с японцами. Изначально племена населяли территорию современной китайской провинции Юаннань. Но около 3 тыс. лет назад они разъединились. Протояпонцы заняли японский архипелаг, а проточукчи север Евразии.

В ходе борьбы за территории чукчи были вытеснены на Чукотку. Китайцы провели генетические исследования, которые показали, что около 40% японцев и чукчей имеют одного предка. Эти народы объединяет надменный характер, папиллярные узоры на руках, жестокость по отношению к соседям. Ученые склоняются к версии, что предком был именно чукча, от которого мутировали японцы.

Как здороваются чукчи?

Для нас это может показаться диким явлением, но при встрече некоторые чукчи часто обнюхивают друг друга. Этот ритуал нередко заменяет им объятия и является доказательством того, что у представителей этого народа хорошо развито чувство обоняния. Например для мужчин нормально прийти домой и прижаться к своей жене и детям, чтобы вдохнуть запах их одежды. Считается, что в военные времена чукчи могли по запаху костей узнать, чьи останки они нашли — своего человека или врага.

Если вам интересно узнать подробности о жизни представителей других народов, рекомендую почитать материал о 100 неконтактных племенах мира. В нем моя коллега Любовь Соковикова рассказала об особенностях жизни аборигенов, которые отказываются подпускать к себе чужаков.

Беременность и роды

Беременные женщины не должны были отдыхать. Они наравне с другими женщинами занимались бытом и, кроме того, заготавливали мох. Зачем? Во-первых, он был нужен во время родов — его стелили в той части яранги, где они проходили. Во-вторых, мох использовался при уходе за малышом в качестве «натурального памперса».

Во время родов чукотским женщинам ни в коем случае нельзя было помогать. Чукчи верили, что все в руках Всевышнего божества — он знает все души умерших и решает, какую из них послать в лоно женщины для воскресения.

Роженица не должна кричать, чтобы не привлечь злых духов. Когда ребенок появлялся на свет, новоявленная мать сама должна была проделать все остальные манипуляции. Например, она перевязывала пуповину нитью, сплетенной из сухожилия животного и своих волос, а потом отрезала ее.

Если женщина долгое время не могла родить и было понятно, что без посторонней помощи не обойтись, то ей все же оказывали помощь — это должна была сделать родственница. Но после этого к роженице и ее супругу начинали относиться с презрением. Получается, лучше умереть, чем получить помощь.

Рожденного малыша протирали куском шкуры, смоченной в моче матери, надевали на левые ручку и ножку браслеты-обереги и наряжали в меховой комбинезончик.

Десять дней после родов женщина не ела мясо и рыбу, разрешался лишь мясной бульон.

Раньше женщины-чукчи кормили детей грудным молоком до четырех лет. Если по каким-то причинам это было невозможно, ребенка поили тюленьим жиром; давали ему «соску», сделанную из кусочка кишки морского зайца и набитую мелко порезанным мясом; а в некоторых поселениях младенца вскармливали собаки.

Шапки и рукавицы

Удивительно, но чукчи раньше практически не носили головные уборы и варежки, несмотря на холод. Причина этого до конца не ясна. Но в 21 веке можно увидеть представителя древнего народа в современной шапке или теплом платке.

Капорообразная шапка

Шляпы раньше могли позволить себе шаманы или жители, обладающие довольно высоким статусом. Но к распространенным головным уборам все же относилась капорообразная шапка из меха. Она чем-то схожа с женским чепцом и напоминает уменьшенный капюшон.

Шьют изделие из бобра, соболя и других мелких зверей. Изнутри шапку подбивают меховушками из горностая, белки, зайца и лисы.
Женщины сейчас покрывают голову красивыми разноцветными платками.

Рукавицы кокколо

Для пошива берут камус молодого оленя, но используют и замшу животного или лосиную шкуру. Запястье украшают бисером или разноцветными лентами. Изделие просторное и длинное. Внутри ничем не обрабатывается, носится мехом наружу. С виду рукавицы выглядят легкими, но они прекрасно греют и не портятся при потении.

Одежда и «памперсы» по-чукотски

Традиционные символы и орнамент до сих пор часто появляется в одежде чукчей. Надо сказать, что традиционный наряд не слишком изменился со временем. Для зимней одежды используются оленьи шкуры, а женский вариант наряда – это меховой комбинезон, поверх которого надевают тёплую дублёнку. Летом наиболее популярным материалом выступает лёгкая замша оленя.

Интересно, что даже у новорождённых детей есть свой вариант национальной одежды. Это своего рода комбинезон, что зашит со всех сторон. Разрез есть только сзади, чтобы матери могли заменить так называемые чукотские «памперсы». Сделаны они из моха с шерстью оленя, что обеспечивает и мягкость, и антибактериальный эффект.

Чукотские девушки в национальной одежде

Численность и расселение

Процент чукчей в Чукотском автономном округе и смежных районах, где проживает значительное количество чукчей, в % по данным переписи 2010 г.

Численность чукчей в населённых пунктах

Данные приведены по состоянию на 2002 год.

Чукотский АО:

  • город Анадырь 1209
  • село Лорино 1042
  • село Нешкан 603
  • село Лаврентия 543
  • село Уэлен 543
  • село Усть-Белая 502
  • село Канчалан 482
  • село Рыткучи 374
  • село Мейныпильгыно 363
  • село Конергино 359
  • село Инчоун 356
  • село Рыркайпий 355
  • село Амгуэма 344
  • село Энмелен 323
  • село Янракыннот 313
  • село Хатырка 299
  • село Энурмино 294
  • село Алькатваам 289
  • село Ваеги 289
  • село Нунлигран 287
  • село Айон 284
  • пгт Провидения 255
  • село Островное 231
  • село Биллингс 222
  • село Илирней 207
  • село Омолон 201
  • село Сиреники 187
  • село Ванкарем 160
  • город Билибино 152
  • село Нутэпэльмен 149
  • село Янранай 143
  • село Кепервеем 141
  • пгт Беринговский 127
  • село Снежное 126
  • пгт Эгвекинот 104
  • город Певек 101

Камчатский край:

  • село Средние Пахачи 401
  • село Ачайваям 360
  • село Хаилино 294

Республика Саха:

село Колымское 333

Магаданская область:

город Магадан 130

Москва:

город Москва 138

Санкт-Петербург:

город Санкт-Петербург 102

В основе языческой религии чукчей лежит верование в духов

Религиозные воззрения древних и некоторых современных чукчей во многом пересекаются с воззрениями на религию других палеоазиатских народов Сибири. Их основа — вера в духов, а именно одухотворение всех явлений и предметов окружающей действительности.

При этом у чукчей вселенная представлялась в виде трех, пяти или семи миров. Главное божество носило название Творец или же Верховное Существо. Оно обитает в Верхнем мире и с ним отожествлялись: Зенит, Полдень, Рассвет, Полярная звезда.

Иллюстрация к чукотской сказке «Куличок и ворон Куркыль». Мифический ворон Куркыль — это в чукотских мифах создатель вселенной. Фото: planetaskazok.ru

Крещеные чукчи связывали его образ со Христом. Иногда в его роли выступает мифический Ворон Куркыль, который создает землю, диких и домашних животных, а также научил людей жить в тундре. Согласно мифологии чукчей, Солнце — это человек в блестящих одеждах, ездящий по небу на оленях или же собаках, Луна — солнце злых духов, Северное сияние — души умерших предков, играющие на небе в мяч.

Кроме того, Млечный путь выступает в мифах в качестве песчаной реки, Полярная звезда — небесная привязь, вокруг которой ходят все звезды. В Верхний мир попадают через отверстие в Полярной звезде, по радуге или же солнечному лучу.

Вселенная у чукчей насчитывала 3, 5 или 7 миров.

У чукчей также бытовали представления о человеческих душах. При этом невидимую душу они связывали с образом черного жука. Кроме того, имелись понятия о душах отдельных органов и частей тела. Отсюда выводилось понятие о причинах болезней.

Они, согласно чукотским верованиям, объяснялись кражей души вредоносными духами, которые разделялись на несколько категорий. Обычно в злых духов превращались умершие родственники. Для защиты от них использовались амулеты, татуировки, магические заклинания

Рисунок амулетов, изображающих чукотских духов-охранителей. Чукчи считали, что от злых духов можно спастись при помощи алиментов, оберегов и особых обрядов. Фото: encrypted-tbn0.gstatic.com

Кроме того, также существовал культ духов-хозяев животных: нерпы, кита, моржа и т.д. В чукотской среде широко развиты обряды и праздники, связанные с годовым хозяйственным циклом. Они устраивались для «возрождения» промысловых животных, а также обеспечения удачной охоты.

Эти обряды осмыслялись в качестве акта благодарения животных и их духов-хозяев за добычу. Были также распространены жертвоприношения собак и оленей, а также культ огня.

Основные занятия

Основные занятия тундровых чукчей — кочевое оленеводство, имевшее ярко выраженный мясо-шкурный характер. Использовали также ездовых оленей в упряжке. Стада, отличались сравнительно, крупными размерами, олени были слабо приучены, выпасались без помощи собак. Зимой стада держали в укрытых от ветра местах, перекочевывая по несколько раз за зиму, летом мужчины уходили со стадом в тундру, женщины, старики и дети жили в стойбищах по берегам рек или моря. Оленей не доили, иногда пастухи высасывали молоко. Для приманивания оленя пользовались мочой. Кастрировались олени путем перекусывания семенных каналов.

Основные занятия береговых чукчей — охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. На моржа охотились группами, по несколько байдар. Традиционное охотничье оружие — гарпун с поплавком, копье, ременная сеть, со 2-й пол. 19 в. распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились. Иногда стреляли тюленей на большой скорости с нарт.

Рыболовство кроме бассейнов Анадыря, Колымы и Сауна было слабо развито. Промыслом рыбы занимались мужчины. Рыбу ловили сачком, удой, сетями. Летом — с байдар, зимой — в проруби. Лосося заготавливали впрок.

До появления огнестрельного оружия охотились на дикого оленя и горного барана, которые впоследствии были почти полностью истреблены. Под влиянием торговли с русскими распространился пушной промысел. До настоящего времени сохранилась охота на птиц с помощью «бола» — метательные орудия из несколько веревок с грузами, которые опутывали летящую птицу. Раньше при охоте на птиц пользовались также дротиками с метательной дощечкой, петлями-ловушками; гаг били в воде палками. Женщины и дети занимались также сбором съедобных растений. Для выкапывания корней пользовались орудием с наконечником из рога, позднее — железа.

Традиционные ремесла — выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин. Развиты художественная резьба, и гравировка по кости и моржовому клыку, аппликация из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом. Для чукотского орнамента характерен мелкий геометрический узор. В 19 веке на восточном побережье возникли кустарные объединения по производству резных предметов из моржовой кости на продажу. В 20 в. развилась сюжетная гравировка по кости и моржовому клыку (работы Вуквола, Вуквутагина, Гемауге, Хальмо, Ичеля, Еттуги и др.). Центром костерезного искусства стала мастерская в селении Уэлен (создана в 1931).

Во 2-й пол. 19 в. многие чукчи стали наниматься на китобойные шхуны и золотые прииски.

Вдова чукчи

Чукчи. Семья

Жизнь чукчи-мужчины очень сложна и полна опасностей, и неважно занимается он разведением оленей или охотой. Везде его могут поджидать хищники, травмы, холод, голод и болезни, в результате чего его жена может стать вдовой

Но женщине трудно одной в столь суровых условиях. А если у нее есть дети, то ситуация еще больше усугубляется. Чукчи всегда заботились о своих близких и детях, поэтому придумали обычай, который называется — «левират».

Левират — это когда младший брат умершего мужчины (или другой близкий родственник, если брата нет) должен жениться на вдове и усыновить всех его детей.

И дело не только в стремлении дать благополучие вдове и детям. Чукчи стремятся к тому, чтобы оставшиеся без отца дети продолжали воспитываться в его семье и не забывали свои корни.

Если вдова почему-то отказывалась выйти за брата усопшего мужа, она должна была вернуть семье мужа калым.

Тоже люди

Чукчи — сильные, храбрые и жестокие воины — признавали равными себе только один народ, наделённый в их глазах теми же качествами. Называли они их «таньги».

Таньги вызывали откровенный ужас даже у чукчей. И не мудрено, ведь «торчат у них усища, как у моржей, копья длиною по локтю так широки, что затмевают солнце, глаза железные, круглые, вся одежда железная».

В чукотских легендах и сказаниях остался и самый знаменитый таньгин — «жестоко убивающий Йэкуннин». Этот монстр по преданиям убивает женщин и детей, пытает пленных, хочет истребить всех чукчей и посылает «солнечному начальнику» нарты, груженные шапками убитых.

Разумеется, эти ужасные таньги — никто иные, как русские, а их главный злодей — майор Павлуцкий, получивший от чукчей прозвание «Якунин».

Известные люди

Несмотря на то, что чукчи — народ далекий от цивилизации, среди них есть и те, кто стал известен навесь мир, благодаря своим достижениям и талантам. Первый чукотский исследователь Николай Дауркин является чукчей. Свое имя он получил при крещении. Дауркин был одним из первых русских подданных, которые высадились на Аляске, сделал несколько важных географических открытий 18 века, первым составил подробную карту Чукотки и получил дворянский титул за вклад в науку. Именем этого выдающегося человека был назван полуостров на Чукотке.

Кандидат филологических наук Петр Иненликей тоже родился на Чукотке. Он изучал народности севера и их культуру, является автором книг по исследованию в области лингвистки языков северных народов России, Аляски и Канады.

Древний народ Чукотки

Чукчи являются коренным народом своих земель. Доказательством этому служат не только находки археологов, но и физиологические особенности представителей арктической группы этносов.

В книге исследователей Т. И. Алексеевой и В. П. Алексеева «Антропологические исследования на Чукотке» указывается следующее:

Чукчи Анадыря, 1906 год / Paul Niedieck

Кроме того, на автохтонность чукчей указывают и местные предания. Практически все народы этого края верят в своё “воронье” происхождение (у них существуют легенды о прародителе Вороне). За пределами региона подобной культуры нет.

Как предполагают историки, первые поселенцы появились на Чукотке в IV-III веках до нашей эры. Однако свидетельств о жизни чукчей в последующие столетия практически нет из-за отсутствия письменности. Без сомнения, они развивали свою культуру, слагали легенды об удивительных местах, где жили, почитали предков и священных духов, которым оставляли дары.

Нередки были и противостояния с соседними племенами в борьбе за территорию. Любой разрастающийся народ нуждался в новых землях, а потому часто происходили стычки между разными арктическими племенами.

Для большинства из нас история чукчей начинается с XVII века, когда на их земли приходят русские. С появлением казаков и промышленников, что осваивали новые регионы, полностью меняется не только уклад жизни чукчей, но и принципы их взаимоотношений с соседями.

Теперь к источникам выживания добавляется ещё и торговля. Укрепление экономических связей сближает народы чукчей и эскимосов. Часть кочевого населения переходит к оседлости, занимаясь морским зверобойным промыслом. Интересно, что подобные перемены нашли отражение даже в языке.

Например, в речи чукчей практически все слова, связанные с охотой на морского зверя, имеют эскимосское происхождение. Сказки и предания эскимосов об оленеводческом быте прочно вошли в культуру чукчей. Сегодня даже сложно отделить, где фольклор одних племён, где — других.

Охотники на моржей на Чукотском полуострове / Виктор Загуменнов

Традиции

У чукчей есть регулярные праздники, которые проводятся в зависимости от времени года:

  • осенью — день убоя оленей;
  • весной — день рогов;
  • зимой — жертвоприношение звезде Альтаир.

Также много нерегулярных праздников, например, кормление огня, поминки по умерших, обетные служения и жертвоприношения после охоты, праздник кита, праздник байдарки.

Чукчи верили, что у них 5 жизней, и не боялись смерти. После смерти многие хотели попасть в Мир предков. Для этого нужно было умереть в бою от руки врага или от руки друга. Поэтому, когда один чукча просил другого убить его, тот сразу соглашался. Ведь это была своего рода помощь.

Умерших обряжали, кормили и гадали над ними, заставляя отвечать на вопросы. Потом сжигали, либо относили в поле, прорезали горло и грудь, вытаскивали наружу часть печени и сердца, оборачивали тело в тонкие пласты оленьего мяса и оставляли. Старики часто убивали себя сами заранее или просили об этом близких родственников. К добровольной смерти чукчи приходили не только из-за старости. Нередко причиной были тяжелые условия жизни, недостаток пищи и тяжелая, неизлечимая болезнь.

Что касается брака, он преимущественно эндогамный, в семье у мужчины могло быть 2 или 3 жены. В определенном кругу побратимов и родственников допускается взаимное пользование женами по соглашению. У чукчей принято соблюдать левират — обычай брачного характера, по которому жена, после смерти мужа, имела право или была обязана вступить в брак с кем-то из его близких родственников. Делали так потому, что женщине без мужа было очень тяжело, особенно если у нее были дети. Мужчина, который женился на вдове, был обязан усыновить всех ее детей.

Часто чукчи воровали жену для своего сына из другой семьи. Родственники этой девушки могли потребовать отдать им женщину взамен, и не для того, чтобы выдать ее замуж, а потому, что в быту всегда нужны были рабочие руки.

 

Почти все семьи на Чукотке многодетные. Беременным не позволялось отдыхать. Наравне с другими они работали и занимались бытом, заготавливали мох. Это сырье очень необходимо во время родов, его стелили в яранге, на том месте, где женщина готовилась родить. Чукотским женщинам нельзя было помогать во время родов. Чукчи верили, что все решает божество, которое знает души живых и умерших и решает, какую из них послать роженице.

Кричать во время родов женщина не должна, чтобы не привлекать злых духов. Когда ребенок рождался, мать сама перевязывала пуповину ниткой, сплетенной из своих волос и сухожилия животного, и перерезала ее. Если женщина долго не могла родить, ей могли оказать помощь, так как было очевидно, что сама она не сможет справиться. Поручалось это одной из родственниц, но после этого все относились к роженице и ее мужу с презрением.

После рождения ребенка протирали кусочком шкуры, которую смачивали в моче матери. На левую руку и ногу малышу надевали браслеты-обереги. Ребеночка наряжали в меховой комбинезон.

После родов женщине нельзя было есть рыбу и мясо, только мясной бульон. Раньше чукотские женщины кормили детей грудью до 4 лет. Если у матери не было молока, ребенка поили жиром тюленя. Пустышка малыша была сделана из кусочка кишки морского зайца. Ее набивали мелко нарезанным мясом. В некоторых селениях младенцев вскармливали своим молоком собаки.

Когда мальчику исполнялось 6 лет, мужчины начинали его воспитывать как воина. Ребенка приучали к жестким условиям, учили стрелять из лука, быстро бегать, быстро просыпаться и реагировать на посторонние звуки, тренировали остроту зрения. Современные дети чукчей любят играть в футбол. Мяч им делают из шерсти оленя. Популярна у них экстремальная борьба на льду или скользкой шкуре моржа.

Мужчины чукчи отличные воины. За каждый успех в бою они наносили метку-татуировку на тыльную сторону правой ладони. Чем больше было меток, тем опытнее считался воин. У женщин всегда было при себе холодное оружие на случай, если нападут враги.

 

Православными чукчи стали после знакомства с русскими казаками-землепроходцами

Ответ на вопрос: какую религию исповедуют чукчи, будет неполным без изучения истории появления православия на Чукотском полуострове. Первыми православными в этих местах стали русские казаки-землепроходцы. Они в 1648-1649 годах основали в среднем течении реки Анадырь Анадырский острог, ныне Марково. Его строительство шло под непосредственным руководством Семена Дежнева. В остроге казаки возвели деревянную церковь Всемилостивого Спаса, которой ведал Тобольский владыка.

Видеоролик: Православие на Чукотке. На 10 секунде ведущая рассказывает о строительстве на Чукотке первой православной часовни.

С 1721 года Чукотка в составе дальневосточных русских земель, вошла в состав Иркутской епархии. В XVIII веке учреждена Чукотская духовная миссия. В 1788-1789 годах на реке Малый Анюй, у стен Анюйской крепости (ныне село Островное), стали проводиться Чукотские ярмарки и в центре крепости в 1811 году построили Николаевскую часовню.

Иркутская и Ангарская епархия

Далее на Чукотке возвели ещё один православный центр — часовню в торговой крепости на протоке Круговой Майн (бассейн р. Анадырь).

Первый православный храм на Чукотке основали в 1648-1649 годах.

В 1840 году учредили Камчатскую епархию специально для дальневосточных и американских владений России. В результате церковная жизнь на Чукотке получила новый толчок. В 1842 году святитель Иннокентий (Вениаминов) учредил Анадырскую духовную миссию, центром которой стала эта часовня. В 1848 году возведена Никольская церковь в устье р. Раучуа, прихожанами которой стали чукчи-оленеводы, юкагиры и чуванцы Чаун-Чукотки.

Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов). Благодаря стараниями святителя Иннокентия была учреждена Анадырская духовная миссия. Фото: upload.wikimedia.org

В связи с тем, что поселок Марково разросся из-за пребывающего в него населения, в 1862 году в нем построили Никольскую церковь. Через 10 лет Чукотскую миссию разделили на 3 стана: Эломбальский, Сен-Кёльский и Николаевский Чаунский. Когда была образована Якутская епархия, они перешли к ней. В 1899 году, при устройстве Владивостокской кафедры, восточная часть перешла к последней, а западная (бассейны рек Малый и Большой Анюй, а также Чаун-Чукотка) осталась за Якутским архиереем.

Общественный строй

Для общественного строя чукчей, к началу контактов с русскими, было характерно перерастание патриархальной общины в соседскую, развитие имуществ, дифференциации. Олени, собаки, жилища и байдары были в частной собственности, пастбища и промысловые угодья — в общинной. Основной социальной единицей тундровых Ч. было стойбище из 3-4 родственных семей; у бедняков стойбища могли объединять семьи, не связанные родством, в стойбищах крупных оленеводов жили их работники с семьями. Группы по 15-20 стойбищ были связаны взаимопомощью. Приморские Ч. объединялись по несколько семей в байдарную общину, возглавлявшуюся хозяином байдары. У оленных Ч. существовали патрилинейные родственные группы (варат), связанные общими обычаями (кровная месть, передача ритуального огня, общие знаки на лице во время жертвоприношений и др.). До 18 в. было известно патриархальное рабство. Семья в прошлом большая патриархальная, к кон. 19 в. — малая патрилокальная. По традиционному свадебному обряду, невеста в сопровождении родственников приезжала на своих оленях к жениху. У яранги забивали оленя и его кровью невесте, жениху и их родственникам наносили на лицо родовые знаки жениха. Имя ребенку давали обычно через 2-3 недели после рождения. Существовали элементы группового брака («переменный брак»), отработки за невесту, у богатых — многоженство. Много проблем у оленных Ч. возникало с диспропорцией в половой структуре (женщин было меньше, чем мужчин).

Среди чукчей было распространено семейное и специализированное шаманство

Для патриархальной общины чукчей был характерен шаманизм. Шаманство присутствовало как обрядовое, семейное, так и индивидуальное, специализированное. Семейное камлание исполнялось в наружном шатре яранги, специализированное, шаманское — во внутреннем пологе яранги.

Обычно шаманы камлали в темноте. У чукотских шаманов не было специального облачения, но на их одежду нашивались специальные знаки. Шаманы имели специализацию: знахари, чревовещатели и предсказатели, кроме того, среди них были люди изменившие пол.

Чукотские шаманы, фотография 1910-х годов. Для чукчей характерно как «домашнее» камлание, так и «профессиональное» камлание шаманов. Фото: kamchatka-museum.ru

Интересно отношение чукчей-язычников к умершим. Так если человек умирал естественной смертью, его тело анатомировали: перерезали покойнику горло и грудь, вытаскивая наружу часть сердца и печения.

Делалось это для того, чтобы определить, какие именно части тела и органы злые духи «съели». Предварительно покойника обряжали, кормили и гадали над ним, заставляя отвечать на вопросы. После этого мертвое тело оставляли в тундре на земле. Иногда его прерывали камнями или же сжигали.

Чукчи потрошили своих покойников, чтобы узнать какие органы умерших «съели» злые духи.

После смерти таких людей, их души попадали в Нижний мир и теряли способности к реинкарнации. Если же человек погибал в бою или же лишал себя жизни добровольно, считалось, что его душа попадет в Верхний мир.

Такие трупы обычно сжигали. Также весьма интересен обычай принятия стариками добровольной смерти или же их убийства по их же просьбе близкими родственниками. Связан он с тем, что условия жизни в тундре были тяжелыми и одряхлевших родственников чукчи просто оставляли на смерть в тундре.

Чукча на охоте, фотография 1910-е годы. Если чукча погибал в бою или на охоте, считалось, что его душа пошла в Верхний мир. Фото: mirtayn.ru

Также для чукотского язычества характерна религиозная танцевальная культура. Все их танцы можно разделить на обрядово-ритуальные, имитационно-подражательные, танцы-инсценировки (пантомимы), игровые и импровизационные (индивидуальные), а также на танцы оленных и береговых чукчей. Ярким примером обрядо-ритуальных танцев было празднование «Первого убоя оленя». Вот свидетельство очевидца:

Быт чукчей

Основное жилище чукчей — разборный цилиндроконический шатер-яранга из оленьих шкур у тундровых, и моржовых — у приморских. Свод опирался на три шеста в центре. Внутри яранга разгораживалась пологами в виде больших глухих меховых мешков, растянутых на шестах, освещалась и отапливалась каменной, глиняной или деревянной жировой лампой, на которой также готовили пищу. Сидели на шкурах, древесных корнях или оленьих рогах. В ярангах содержались также собаки. Яранга приморских чукчей отличалась от жилища оленеводов отсутствием дымового отверстия. До конца 19 века у приморских чукчей сохранялась полуземлянка, заимствованная у эскимосов (валкаран — «дом из челюстей кита») — на каркасе из китовых костей, покрытых дёрном и землей. Летом в неё входили через отверстие в кровле, зимой — чрез длинный коридор. Стойбища кочевых чукчей состояли из 2-10 яранг, были вытянуты с востока на запад, первой с запада ставилась яранга главы общины. Поселения приморских чукчей насчитывали до 20 и более яранг, беспорядочно разбросанных.

Тундровые чукчи передвигались на нартах на оленях, приморские — на собаках. В середине 19 века у приморских чукчей, под влиянием русских, распространилась восточносибирская нарта и упряжка цугом, до этого собак запрягали веером. Пользовались также ступательными лыжами-ракетками, на Колыме — заимствованными у эвенков скользящими лыжами. По воде передвигались в байдарах — лодках, вмещающих от одного до 20-30 человек, из моржовых шкур, с вёслами и косым парусом.

Традиционная одежда — глухая, из шкур оленей и нерп. Мужчины носили двойную рубаху-кухлянку длиной до колен, подпоясанную ремнем, к которому привешивали нож, кисет и др., узкие двойные штаны, короткую обувь с меховыми чулками. У приморских чукчей была распространена одежда из кишок моржа. Головные уборы носили редко, в основном — в дороге. Женская одежда — меховой комбинезон (керкер), зимой двойной, летом — одинарный, меховая обувь длиной до колен. Носили браслеты и ожерелья, была распространена татуировка лица: кружочки по краям рта у мужчин и две полосы по носу и лбу у женщин. Мужчины стригли волосы кружком, выбривая темя, женщины заплетали в две косы.

Основная пища «оленных» чукчей — оленина, береговых — мясо морского зверя. Мясо употребляли в сыром, варёном и вяленом виде.

Во время массового забоя оленей заготавливали впрок содержимое оленьих желудков (рилькэиль), варя его с добавлением крови и жира. Приморские чукчи заготавливали мясо крупных животных — кита, моржа, белухи — впрок, заквашивая его в ямах (копаль-гын), зашивая в шкуры. Рыбу ели сырой, на Анадыре и Колыме делали юколу из лосося.

Листья карликовой ивы, щавель, корни заготавливали впрок — замораживали, квасили, смешивали с жиром, кровью, рилькэилем. Из толченых корней с мясом и моржовым жиром делали колобки. Из привозной муки варили кашу, жарили на тюленьем жире лепешки. Употреблялись также морские водоросли и моллюски.

Быт чукчей

Тундровые чукчи занимаются оленеводством. Олени дают людям мясо, шкуру для одежды и жилищ. Также животные используются как транспорт. Береговые чукчи в холодное время года охотятся на нерпу и тюленей, а в теплое – на китов и моржей. Женщины и дети заготавливают мох, ягоды, растения. Огнестрельным оружием чукчи начали пользоваться только в ХХ веке. До этого они охотились с помощью копий, ременных сетей, гарпунов.

Предметы быта испокон веков были каменными и деревянными. Лишь в последние десятилетия появились железные копья, ножи, топоры. Практически у каждой чукотской семьи найдется европейский металлический чайник, другая утварь. Но в то же время люди бережно хранят элементы самобытной культуры. Чукчи используют лампы из мягкого камня, которые заполняют жиром тюленя. Имеют каменные лопаты, мотыги, сверла.

С особым трепетом они относятся к своим саням. Чукчи отказались от любых новшеств, предпочтя оставить транспорт в первобытном виде. Сани очень легкие, с дугообразными подпорками. В них запрягают собак или оленей. Береговые чукчи для передвижения используют вместительные байдарки.

Происхождение[править | править код]

Своё название, которым их называют русские, якуты и эвены — адаптированное в XVII в. русскими землепроходцами чукотское слово «чаучыва» (богатый оленями), каковым именем чукчи-оленеводы называют себя в противоположность чукчам приморским — собаководам — «анкальыт» (приморские, поморы — от «анкы» (море)). Самоназвание — «оравэльат» (люди) или «лыгъоравэльат» (настоящие люди). Соседи чукчей — юкагиры, эвены (ламуты), якуты и эскимосы (на берегу Берингова пролива). Тип Ч. смешанный, в общем монголоидный, но с некоторыми отличиями. Глаза с косым разрезом встречаются реже, чем с разрезом горизонтальным; ширина скул меньше, чем у тунгусов; встречаются индивиды с густой растительностью на лице и с волнистыми, почти курчавыми волосами на голове; цвет лица с бронзовым оттенком; цвет тела лишен желтоватого оттенка.

Смешанность типа (азиатско-американского) подтверждается некоторыми преданиями, мифами и различиями в особенностях быта оленных и приморских чукчей: у последних, например, собачья запряжка американского образца. Окончательное решение вопроса об этнографическом происхождении зависит от сравнительного изучения чукотского языка и языков ближайших американских народностей. Один из знатоков языка, В. Богораз, находит его близкородственным не только с языком коряков и камчадалов, но и с языком эскимосов. До самого последнего времени по языку Ч. причисляли, к палеоазиатам, то есть к группе окраинных народов Азии, языки которых стоят совершенно особо от всех остальных лингвистических групп Азиатского материка, вытесненных, в очень отдаленные времена, из середины материка на северо-восточные окраины.

Жизнь

Чукчи первоначально охотились на северного оленя, постепенно они одомашнили этих животных и начали заниматься оленеводством. Олени дают чукчам мясо для пищи, шкуру для жилища и одежды, являются для них транспортом. Чукчи, которые живут у берегов рек и морей, занимаются охотой на морских обитателей. Весной и зимой они ловят тюленей и нерпу, осенью и летом — китов и моржей. Ранее для охоты чукчи использовали гарпуны с поплавком, ременные сети и копье, но уже в 20 веке научились пользоваться огнестрельным оружием. На сегодняшний день сохранилась лишь охота на птицу с помощью «бола». Рыболовство развито не у всех чукчей. Женщины с детьми собирают съедобные растения, мох и ягоды.

Чукчи в 19 веке проживали стойбищами, в которые входило 2 или 3 дома. Когда еда для оленей заканчивалась, они кочевали в другое место. В летний период некоторые жили ближе к морю.

Орудия труда были сделаны из дерева и камня, постепенно их заменили на железные. В обиходе чукчей широко используются топоры, копья, ножи. Утварь, металлические котлы и чайники, оружие сегодня используются в основном европейские. Но и по сей день в быту этого народа есть много элементов первобытной культуры: это костяные лопаты, сверла, мотыги, каменные и костяные стрелы, наконечники для копий, панцири из железных пластин и кожи, сложный лук, сделанные из костяшек пращи, каменные молотки, кожи, стебла, снаряды для добычи огня путем трения, лампы в виде плоского судна круглой формы, сделанные из мягкого камня, которые заполняли жиром тюленей.

Легкие сани чукчей тоже сохранились в первобытном виде, они оснащены подпорками дугообразной формы. Запрягают в них оленей или собак. Чукчи, жившие у моря, для охоты и передвижения по воде издавна использовали байдарки.

Приход советской власти затронул и жизнь поселений. Со временем в них появились школы, культурные учреждения и больницы. Сегодня уровень грамотности чукчей в стране находится на среднем уровне.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector