8 вещей, которые нужно увидеть в исаакиевском соборе в санкт-петербурге

Интерьер

В Исаакиевском соборе можно увидеть уникальную коллекцию русской монументальной религиозно-исторической живописи 1840-1850 годов. Его украшают 170 живописных произведений (большая часть выполнена маслом по штукатурке, другие – на холстах и меди).  

Проект размещения сюжетов в Исаакиевском соборе Огюст Монферран подготовил в соответствии с пожеланиями Святейшего Синода и лично императора Николая I. Они касаются важнейших событий библейской истории.

В западной части собора расположены росписи на темы Ветхого Завета, а в центральной и восточной частях храма — росписи на евангельские сюжеты. В двадцати нишах пилонов расположены праздничные иконы, написанные художниками Т. Неффом, К. Штейбеном и Ч. Муссини.

Важную роль в оформлении играют позолоченные орнаменты сводов собора. Наиболее часто встречаются мотивы меандра, плетёнки, пальметты, листьев и цветов лотоса; широко использованы спирали, жемчужники, ионики, волны; повсюду гирлянды листьев и завитков аканта, цветов и фруктов, причудливо вьющихся виноградных лоз. В интерьере соединены мотивы итальянского Ренессанса, барокко и ампира – особое очарование Исаакиевского собора.

Архитектор поручил Ивану Петровичу Витали изготовление моделей скульптур для сводов, а штукатурные и лепные работы – «лепного дела мастеру» Ивану Дылеву. Он был талантливым крепостным, которому Витали помог выкупиться и сделал своим постоянным помощником. Они не только выполнили орнаменты в соборе, но позже в точности повторили некоторые из них в оформлении Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца.

Пропорции скульптур святых и ангелов сознательно искажены с учётом восприятия снизу, с расстояния в 28 метров.

Руководил живописными работами в Исаакиевском соборе крупнейший представитель русской академической школы, ректор Академии художеств Василий Козьмич Шебуев.

«Портрет заслуженного ректора Академии Художеств Василия Кузьмича Шебуева».
Холст, масло. 1852 г., Государственный Русский Музей. Источник

Живописное убранство создавали преимущественно выпускники Императорской Академии художеств, а также иностранные мастера: Василий Козьмич Шебуев, Фёдор Антонович Бруни, Карл Павлович Брюллов, Фёдор Павлович Брюлло, Пётр Васильевич Басин, Евгений Александрович Плюшар, Тимофей Андреевич Нефф, Франц Николаевич Рисc, Николай Михайлович Алексеев, Иоганн Конрад Дорнер, Козрое Дузи, Фёдор Семёнович Завьялов, Николай Аполлонович Майков, Алексей Тарасович Марков, Константин Антонович  Молдавский,  Чезаре Муссини, Пётр Михайлович Шамшин, Карл Карлович Штейбен, Семён Афанасьевич Живаго, А. Никитин,  В. Сазонов. 

В работе художников устанавливалась строгая последовательность. Сначала просматривались и принимались эскизы, потом картоны в натуральную величину и затем – окончательно – росписи на стенах. Работу оценивали многие инстанции: Совет Академии художеств, Комиссия по строительству собора, Синод и лично император Николай I. Если художник собирался внести в картину какое-то изменение, он должен был сначала уведомить об этом Комиссию, Комиссия – Синод. Следовал обмен бумагами, после чего предложение принималось или отклонялось.

Отметим, что сначала Огюст Монферран предполагал, что храм будет декорирован фресками и картинами на религиозные сюжеты. Однако в промозглом климате Петербурга живопись приходила в негодность ещё до освящения собора, и всё решили перевести в мозаику.

Инженерное чудо

В 1809 году Александр I объявил конкурс проектов на строительство нового храма – красивого, монументального, величественного. Проект Исаакиевского собора одобрили только в 1818 году. Должность «императорского архитектора» получил француз Огюст Рикар де Монферран, который изготовил и передал Николаю I, лично курирующему строительство, 24 проекта будущей церкви. Царь одобрил план пятиглавого храма с колоннами и портиками, который строили 1818-1858 годы.

Исаакиевский собор – образец позднего классицизма, в котором проявились новые направления: неоренессанс, эклектика и византийский стиль. Архитектурный вид храма не характерен для русского храмостроения. Вес собора 300 тысяч тонн, самое тяжелое здание в Петербурге. Высота 101,5метра, ширина 100 метров, диаметр купола 28,5 метра. Внутренняя площадь 4000 квадратных метра, храм вмещает 12000 человек.

Особенности строительства

При строительстве собора использовали оригинальные и дерзкие для своего времени технологии. Для болотистого грунта здание было необычайно тяжелым: потребовалось вбить в основание фундамента 12 000 просмоленных сосновых свай. Здесь покоится 7-метровый гранитно-каменный фундамент сплошной кладки.

В каменоломнях финского побережья, у Выборга, строители вырубали гранитные колонны. Каменотесы изобрели способ извлечения монолитных глыб: сверлили в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина.

В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь которые продевали канаты. Затем 40 человек тянули за них, постепенно выламывая гранитные блоки. Доставляли камни к месту строительства по рельсовым путям, хотя железных дорог в России тогда не было.

Монферран установил 17-метровые колонны до сооружения храмовых стен, что раньше не делалось. С помощью спроектированных лесов 114-тонные колонны, завернутые в войлок, за 45 минут ставились вертикально. На подъем первой колонны с портретом Александра I приехала императорская семья, собрались жители города и иностранцы. Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году.

Храмовые стены толщиной 5 метров покрывали мрамором с внутренней и внешней стороны. Мрамором закрывали и перекрытия кирпичных сводов с железными каркасами. В стенах собора создавались ходы вентиляции, для естественного освещения предназначались световые галереи.

Работа с куполом храма

Купол храма отлили из смеси металлов: чугуна, железа и бронзы с медью, что облегчило вес, и обшили листами позолоченной меди. Внутри купола для улучшения акустики поместили 10000 керамических горшков. В 1841 году на смонтированное купольное основание подняли 24 колонны весом 64 тонны каждая, для того чтобы установить вокруг купола.

Каждую колонну поднимали вверх по специально разработанной схеме. На золочение колонн потратили 100 кг червонного золота. Колоннада собора – самая высокая обзорная площадка в центре города. Купол собора виден с Финского залива.

400 тысяч крепостных по 16 часов в день в будни, праздники и воскресенья работали на стройке века. Четверть крепостных строителей погибла при несчастных случаях и болезнях. К 1842 году собор возвели, потратив 32 миллиона серебряных рублей. Впереди – отделка сроком на 16 лет. Освятили собор 30 мая 1858 года и открыли для служб.

Долгострой XIX века

Долгострой создавался Монферраном 40 лет. По легенде, прорицатель предсказал архитектору смерть после возведения храма, якобы поэтому зодчий не спешил со строительством. Действительно, Монферран не прожил и месяца после окончания работ.

Легенда гласит, что Александр II, осматривая храм, заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Далматского, самого Монферрана с поднятой головой. Отметив гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего зодчий расстроился, слег и умер.

Монферран завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император не дал согласия. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг собора, и вдова похоронила мужа в Париже. Так никому не известный на родине француз архитектор Огюст Рикар де Монферран создал шедевр мировой архитектуры, ставший символом Санкт-Петербурга.

Интерьер собора

Внутри собор отличается шикарным убранством. В храме установлено 3 алтаря, главный – для св. Исаакия, левый –мученице Катерине, правый – А.Невскому.Отделка храма – из малахита, шунгита, лазурита и других ценных пород.

В некоторых сюжетах использована позолоченная бронза, мозаика из камня и стекла. Картины для собора писали известные художники – Бруни, Брюллов и др., из скульпторов работали Пименов, Клод, Витали. Окно центрального алтаря – витражное с изображением воскрешения Спасителя. Картина занимает свыше 28 м2.

Внутри храма находится 150 картин русских художников. Роспись храма была трудной – из-за климатических условий классические фрески не подходили и были использованы масляные краски. Однако и эта идея не увенчалась успехом – грунт не высыхал, отслаивался от основы.

В результате художники заново переписывали многие картины. Пригодный для росписи состав был создан лишь в 1855 г. Стены были украшены мозаикой, наборные панно получили высокую международную оценку.

Фасады

Снаружи собора установлены мраморные столбы, а на фасадах – скульптурные композиции. По общему стилю храм относят к позднему классицизму с вкраплениями эклетики, неоренессанса и византийского направления.

На северной стороне собора написана сцена воскрешения Христа, на углах – скульптуры Павла, Иоанна и Петра. Углубления и двери – с картинами святых и Библейских сцен.

Западную стену украшает картина встречи монаха Исаакия и государя Феодосия. Эта символ объединения власти – земной и небесной. С этой же стороны собора находятся барельефы чудес Христа, статуи апостолов Фомы, Варфоломея и Марка.

Южная сторона украшена библейскими сценами, как поклонялись волхвам. На дверях и в углублениях – картины Н. Завета, фронтоны увенчаны апостолами-скульптурами Филиппа, Матвея и Андрея.

Восточная сторона «смотрит» на Невский проспект. Эта сторона декорирована изображением св. Исаакия и государя Валента. Монах преграждает дорогу самодержцу, оповещая его о скорой смерти. За это монах был закован в цепи и отправлен в тюрьму. Еще фронтоны украшают скульптурные творения апостолов Симона, Луки и Иакова.

Храмы-предшественники

Первая церковь в честь Исаакия Далматского появилась в 1710 году. Для сооружения одноэтажного здания с колокольней и шпилем пригласили зодчего из Нидерландов Германа ван Болеса.

Зимой 1712 года именно здесь прошло венчание государя Петра I и Екатерины I. Позже царь собственноручно разобрал пропитанный корабельной смолой храм, так как он оказался слишком маленьким.

Модели первого, второго и третьего Исаакиевского собора (справа налево)

Через 5 лет была заложена вторая церковь в стиле «петровского барокко», но ее достроили уже после кончины государя. Новый храм стоял примерно там же, где сегодня красуется Медный всадник. По архитектуре он походил на Петропавловский собор, а по высоте шпиля равнялся Адмиралтейству. Стройную церковь украшали часы, которые царь привез из путешествия в Амстердам.

Нева отличалась сильными наводнениями, и вода часто подмывала храмовый фундамент. Такое соседство было разрушительным, поэтому было принято решение разобрать здание и сложить его на новом месте. Летом 1761 года специальным указом Сената архитектором нового храма стал Савва Чевакинский. Однако, по ряду причин этот проект так и не был осуществлен. Единственное, что удалось зодчему, так это выбрать место под будущий собор.

Через несколько лет императрица Екатерина II распорядилась начать стройку и выбрала архитектора Антонио Ринальди. Старательный зодчий построил церковь до карниза, но, когда государыня скончалась, покинул Россию. Так проект Исаакия стал напоминать классический долгострой.

Занявший престол Павел I нанял итальянского зодчего Винченцо Бренну. Весной 1798 года тот взялся за дело, однако, из-за урезания финансирования был вынужден изменить первоначальный проект. В результате на роскошном фундаменте из мрамора выросли стены из простого кирпича. Массивное здание имело приземистые формы и искаженные пропорции. Проект завершили в 1802 году. Несоответствий было так много, что вскоре стало понятно — собор придется капитально реконструировать.

Предсказание

По преданию, один ясновидец предсказал Монферрану, что тот умрет вскоре после окончания строительства, поэтому зодчий не торопился. На самом деле масштабный проект был настолько уникален, что требован нестандартных решений. Архитектор никуда не спешил и несколько раз исправлял собственные ошибки.

Каким бы ни абсурдным казалось мистическое предсказание, но оно сбылось. Буквально через месяц после освящения собора зодчий умер. Причиной смерти стал острый приступ хронической болезни, который случился после сильного воспаления легких.

Внутри Исаакиевского собора

По завещанию архитектора должны были похоронить в новом соборе. Но это так и не сделали. Дело в том, что Монферран исповедовал католическую веру, а Исаакий построили, как православный храм. Гроб трижды обнесли вокруг церкви, отслужили литургию, и вдова увезла тело покойного на родину – во Францию. Зодчего, столько лет отдавшего России, похоронили на парижском кладбище в районе Монмартр.

Предшественники храма

Хотя храм был построен в середине XIX столетия, история его начинается гораздо раньше — в первые годы XVIII века. Именно тогда для работников верфи была возведена Исаакиевская церковь (не сохранившаяся до настоящего времени). Этот храм являлся фактически перестроенным амбаром. Здание было одноэтажным и очень простым. Главным украшением его являлся шпиль, для возведения которого был приглашен архитектор из Голландии.

Но простоял этот храм недолго: вскоре выяснилось, что он слишком мал и не вмещает всех прихожан. Здание было разобрано. Новый храм был построен в 20-е годы XVIII века. В ходе строительных работ возникла серьезная проблема: потрескались своды. Причиной стало неудачное проектное решение. После этого руководство строительством было передано другому архитектору. В 30-е годы XVIII века (то есть, уже после того, как храм был достроен и освящен) в здании случился пожар: в храм ударила молния, огонь уничтожил тридцатиметровую колокольню. Сгоревшая часть храма была быстро восстановлена, но спустя два года в здание вновь попала молния. На этот раз храм пострадал от пожара гораздо сильнее. Начались восстановительные работы, в ходе которых были выявлены серьезные проблемы с фундаментом. Решено было разобрать храм и выстроить новый.

В конце 60-х годов XVIII века было заложено новое здание. Строительные работы по ряду причин велись очень долго: лишь в начале XIX века храм был достроен и освящен. Выглядело здание достаточно странно: на роскошном мраморном основании стояли обычные кирпичные стены. Причиной стала нехватка средств на завершение изначального масштабного проекта. Храм вызывал насмешки современников. Вскоре было решено разобрать его и построить новый.

Рассказывая историю трех храмов, ставших предшественниками современного Исаакиевского собора, нужно отметить, что первые два из них располагались не на том месте, где стоит нынешний собор (хотя и неподалеку). Впрочем, где именно находился второй храм — до сих пор остается неизвестным (существуют различные версии).

Смотровая площадка на колоннаде Исаакиевского собора

Самая высокая смотровая площадка в Петербурге, но подниматься приходится пешком. Стоит ли оно того и насколько это тяжело? Я скажу свое мнение, по поводу того — стоит ли подниматься. 

В Санкт-Петербурге был запрет на строительство зданий выше Эрмитажа, поэтому он весь построен примерно одного уровня и каких-то ярких доминант в нем нет.

Поэтому, когда вы смотрите на него с высоты, то перед вами просто плотная череда одинаковых крыш и где-то вдалеке видны торчащие одинокие купола. 

Здесь нет вида, от которого захватывает дух, или хотя бы можно было хорошо рассмотреть какую-то старинную архитектуру.

Но при этом разочарованы вы не будете. Поэтому все просто — хотите подниматься — вперед, не хотите — не много потеряете.

Добавлю, что я еще раз приезжал специально ночью, посмотреть огни с обзорной площадки и вид мне не понравился совсем. Днем лучше.

все фото без обработки, просто снимал в движениивот в такую дверь нужно протиснутьсяРаньше чаши в руках ангелов зажигали в ночное время

Архитектурные особенности

Храм построен в традициях позднего классицизма и увенчан строгим пятиглавием. Большой купол имеет восьмиугольную форму. Фасады здания украшают выразительные портики коринфского ордера.

Исаакий знаменит не только безупречными классическими формами, которыми с удовольствием любуются жители города и туристы. Это самая высокая из всех построек, которые стоят на главных площадях города – Адмиралтейской, Дворцовой, Исаакиевской и Сенатской. Высота здания с куполом 101,5 м. Собор достигает длины 111,3 м и ширины 97,6 м.

Вокруг храмового комплекса установлено 112 монументальных колонн из монолитного гранита, материал для которых добыли под Выборгом. На некоторых из них можно увидеть выбоины от разрывов снарядов, оставшиеся со времен войны.

Украшения иконостаса

Из вишневого порфира выполнена не только солея перед алтарем, но и ступени, и элементы цоколя на главном иконостасе. Шокшинским порфиром была облицована внутренняя сторона иконостаса. Из него был выполнен фриз антаблемента внутри храма.

Главный и малые иконостасы были облицованы снежно-белым мрамором. Этим же материалом были украшены ниши пилонов и элементы балюстрады, находящиеся перед иконостасом. Резьба по мрамору, выполненная русскими мастерами, по сей день поражает изяществом и легкостью.

Удивляет также красочное оформление внешней стороны иконостаса. Все 10 огромных колонн облицованы малахитом зеленого цвета, а 2 малые колонны, находящиеся у входа в царские врата, украшены бадахшанским лазуритом. Облицовку колонн малахитом, по причине особой хрупкости этого материала, довелось делать в технике русской мозаики.

Этот способ облицовки состоит из нескольких этапов. Сначала камень распиливается на тончайшие пластинки. Кусочки для покрытия подбирались так, чтобы получился красивый узор при стыковке элементов. Собранный узор приклеивался горячей смесью канифоли и воска к металлической основе. Стыки малахита тщательно полировали, чтобы швы стали незаметными.

Зеленый малахит украшает не только колонны, но и цоколи большого и малых иконостасов. Из него выполнены яркие вставки различной формы. Бадахшанский лазурит, который применялся для украшения колонн у входа в царские ворота, считается самым качественным и редким. Он имеет глубокий синий цвет с золотистыми вкраплениями. В таком количестве, как в Исаакиевском соборе, этот камень не использовался нигде в мире.

История собора после строительства.

Торжественное освящение собора преподобного Исаакия Далматского проходило 30 мая 1858 года в присутствии императора Александра II, членов Августейшего семейства, свиты их двора, почетных гостей иностранных посольств, высокопоставленных сановников и вельмож, дворянства и горожан разных сословий. На заполненной народом площади перед собором были построены полки в парадном строе, которые объехал Государь со свитой, приветствуя их. Вся Августейшая семья и их свита во главе с Императором вошла в Исаакиевский собор, где представителями высшего духовенства был совершен обряд освящения храма. Хроники того времени описывают это событие, как величайший праздник государственного значения. Образ мощи и величия государства и незыблемости престола был воплощен в архитектуре и монументальном убранстве собора.

Величественный силуэт Исаакиевского собора завершил парадный облик столицы Российской империи, став главной архитектурной доминантой наравне с Петропавловским собором.

В 1871 году грандиозное здание, требовавшее немалых ежегодных финансовых вложений, было передано государственному ведомству – Министерству внутренних дел. Так Исаакиевский собор стал нести одновременно две функции: как домовый храм царской семьи и как православный центр для проведения общегородских праздников.

При советской власти в1931 году Исаакиевский собор приобрел статус общедоступного музея.

Экспозиция состояла из трех разделов: история строительства собора, антирелигиозная работа музея и естественно-научная часть.

Во время Великой Отечественной войны в период вражеской фашистской блокады Исаакиевский собор выполнил свою важную миссию – стал главным хранилищем для наиболее ценных музейных экспонатов, вывезенных из пригородных дворцов и городских музеев.

После войны были проведены беспрецедентные по своим масштабам работы по реставрации собора.

Как напоминание об артиллерийских обстрелах города фашистами во время блокады, при которых пострадал Исаакиевский собор, на колоннаде западного портика, реставраторы оставили пробоины от вражеских снарядов.

Как возникли росписи

Интерьеры Исаакиевского собора занимают четыре тысячи квадратных метров. Стены и своды сохранили 103 росписи и 52 картины на холсте. Цикл религиозно-исторической живописи выполнен 22 художниками. Среди них знаменитые Карл и Федор Брюлловы, Федор Бруни, Петр Басин, ряд других академиков. И маститые, и малоизвестные живописцы подчинялись единому алгоритму в работе:

  • готовили эскиз картины;
  • если его одобряла высокопоставленная комиссия из императора, Синода, Монферрана и Академии художеств, выполняли картину в натуральную величину – на картоне;
  • лишь затем приступали к созданию полотна или росписи.

При раскрытии библейских тем художники были обязаны соблюдать каноны отечественной академической школы:

  • главенство одного героя;
  • уравновешенная композиция;
  • традиционное цветовое решение: красный, синий, белый тона.

При этом храмовый заказ апеллировал не к ремеслу, а мастерству. Авторы писали душой, а не рукой. А душа, как известно, не знает границ. Если вглядеться, библейским героям Федора Бруни свойствен трагизм, а сюжетам — мистика. Николай Алексеев, напротив, упростил вознесенных до небес персонажей. Другие художники, компенсируя строгость мотивов, не пожалели сил, выписывая детали.

Над Исаакиевским собором трудились тысячи безвестных живописцев, скульпторов и архитекторов, искавших не славы. Благодаря им Петербург получил образцовый собор — эталон единства стиля и содержания; архитектуры, живописи и скульптуры.

Фундамент

При возведении Исаакиевского собора было внедрено в жизнь множество новаторских идей, разработаны и применены технологии, передовые для своего времени. Монферрану предстояла сложнейшая задача – объединить старый и новый фундамент. Рабочие рыли траншеи, откачивали воду. Далее в грунт забивались сваи, толщина каждой была около 28 сантиметров, а длина 6,5 метров. Шаг между сваями был равен их диаметру. Всего их было вбито 10672. Промежутки между сваями заполнили утрамбованным древесным углем, Дальше в траншеи залили воду, после замерзания которой срезали все бревна по уровню ледяной кромки. Сооружение фундамента продолжалось почти пять лет.

Первые церкви Петербурга

Первый храм в честь святого Исаакия Долматского заложили в Петербурге еще при Петре, в 1707 году. Покровителя выбрали не случайно — здание начали строить в день рождения царя, который совпал с днем чествования святого. Церковь возвели деревянную, одноэтажную, но с небольшой колокольней. В 1712 в ней венчались Петр I и Екатерина Алексеевна. Долго церквушка не простояла — Петербург стремительно рос, и здание стало мало.

Первая Исаакиевская церковь. (pinterest.com)

В 1717 заложили первый камень в основание новой церкви. Создание проекта было поручено немецкому архитектору Маттарнови. Новое здание очень напоминало Петропавловский собор — та же форма, та же архитектура, та же колокольня с курантами. Шпиль украшал флюгель с позолоченным ангелом, держащим в руках крест.

Вторая церковь в честь святого Исаакия напоминала Петропавловский собор

Но церковь ждала незавидная судьба. В нее дважды ударяла молния, а после восстановления выяснили, что место строительства (современный остров Новая Голландия) было выбрано неудачно. Вода из Невы и «Адмиралтейского дома» подмывала фундамент — здание вот-вот должно было обрушиться. Старую церковь решили разобрать, а новую возвести где-нибудь подальше от воды.

Колоннада

В архитектуре здания важным элементом являются колонны. Они опоясывают корпус внизу, образуя портики по 8-16 столбов в каждом. Второй пояс из монолитных колонн протянулся вдоль купола.

Верхняя колоннада

При строительстве храма впервые в России была опробована технология подъема крупногабаритных тяжестей на значительную высоту (до 40м). Столбы вырезались из гранитных монолитов вблизи г. Пютерлак (Финляндия). Их габариты составляют:

  • высота – 14 м;
  • вес – 64 – 114 т.

Колонны отвечают характеристикам коринфского ордена:

  • основание (база)
  • длинный каннелированный (с вертикальными желобками) ствол
  • капитель (венец в виде растительного орнамента)

Верхняя колоннада используется в качестве смотровой площадки. Попасть на нее можно с помощью двух винтовых лестниц, по 200 ступеней в каждой:

  • южная – для входа
  • северная – для выхода

Нижняя колоннада

Громоздкие колонны в нижнем ярусе здания возводились до начала основного строительства. Постамент и столб сделаны из гранита. В фундамент каждой колонный вмурована монета – рубль из серебра, отчеканенный в 1837 году. Под центральным столбом заложена медаль с изображением императора Николая I, выполненная из платины.

Как перестраивался Исаакий

В 1809 году российский царь Александр I продолжил строительство храма. Вначале выбрали дешевый вариант и хотели просто перестроить собор. Но проведенный конкурс не дал никаких результатов. Все представленные проекты оказались неподходящими. Через 4 года объявили новый конкурс, и опять он закончился ничем.

Государь не отступал от задуманного и поручил подготовку проекта Августину Бетанкуру. Благодаря новому зодчему, дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки. Опытный архитектор представил ко двору недавно переехавшего в Россию Огюста Монферрана.

Рисунки молодого зодчего понравились царю, и талантливый иностранец получил должность «императорского архитектора». Ему поручили реконструировать Исаакий, но поставили условие полностью сохранить алтарную часть храма.

Вид на купол Исаакиевского собора

В 1818 году зодчий предложил вниманию царя вариант реконструкции, где были сохранены не только алтарь, но и подкупольные пилоны уже стоящей церкви. Интересно, что при проектировании российского храма архитектор взял в качестве образцов классические здания Пантеона и Дома инвалидов в Париже.

К строительству приступили летом 1819 года, а освящение нового собора прошло в конце весны 1858 года. За 40 лет Исаакий побил все мыслимые рекорды. Он стал самым дорогостоящим и самым долгостроящимся храмом в Европе. На строительство истратили 23 миллиона рублей.

Чтобы справиться с болотистым грунтом, в основание постройки было вбито 10 762 сваи. Строительство фундамента продлилось 5 лет, а установка гранитных колонн — 2 года. На позолоту купола диаметром почти 26 м использовали более 100 кг золота. В три раза больше драгоценного металла ушло для позолоты деталей интерьера.

Вид смотровую площадку на куполе Исаакиевского собора

В возведении собора участвовало около 400 тысяч строителей, и все они были специалистами в разных областях. Считается, что от 60 до 120 человек скончались на стройке. Однако, в наши дни установить точное количество пострадавших и погибших уже не представляется возможным.

Фото и описание

Наиболее крупным православным храмом северной столицы России, как нередко называют Санкт-Петербург, является Исакиевский собор. Более правильное название этого собора — Исаакиевский (с удвоенной второй гласной), хотя широко распространен также первый вариант написания и произношения этого названия.

В конце 20-х годов XX века храм получил статус музея. При этом собор является действующим, богослужения проходят в нем ежедневно. Проект здания, выстроенного в соответствии с канонами классицизма, был разработан знаменитым архитектором Анри Луи Огюстом Рикаром де Монферраном. Собор был возведен в середине XIX столетия.

В ходе строительных работ использовались технологии, являвшиеся новыми для того времени. Это оказало влияние на развитие архитектуры не только во второй половине XIX века, но также и в XX столетии.

Время работы и стоимость билетов

Музейная экспозиция в храме открыта ежедневно с 10.30 до 18 ч. В среду выходной день. В теплый период года (27.04 – 30.09) проводятся вечерние экскурсионные программы для туристов с 18 до 22.30 ч. График работы колоннады Исаакиевского собора совпадает с основным (10.30 -18 ч.). С начала мая до конца октября колоннада открыта для посещений ежедневно. В холодное время года (1.11 – 30.04) каждую 3-ю среду месяца страивается выходной день. Время вечерних экскурсий аналогично общему распорядку (с 18 до 22.30 ч.).

Цена на пропускные билеты варьирует в зависимости от категории граждан:

  • полный взрослый – 250 руб.
  • юношеский (7-18 лет) –50 руб.
  • студенческий (для жителей России и Беларуси) – 50 руб.
  • пенсионный (для жителей России и Беларуси) – 50 руб.

При наличии международного студенческого удостоверения International student Identity Card за вход оплачивается 150 руб. Вечерний абонемент стоит дороже и имеет фиксированную стоимость 400 рублей. Такая же расценка установлена на ознакомление с колоннадой Исаакиевского собора.

Маятник Фуко в Исаакиевском соборе

В начале 30-х гг.20 в. Исаакий был превращен в антирелигиозный музей. Он стал первым учреждением подобного рода на территории СССР. Одним из главных объектов музейной экспозиции являлся маятник Фуко. С его помощью проводилась наглядная демонстрация вращения Земли. Прибор был изобретен физиком из Франции Ж.Фуко. Устройство состоит из шара со стержнем, подвешенного в свободном состоянии. Во время движения маятник постепенно отклоняется в сторону, производя за 24 ч. полный оборот вокруг окружности.

Публичное представление опыта с маятником Фуко состоялось в храме ночью 11-12 апреля 1931 г. в присутствии 7 тыс. зрителей. Механизм в Исаакиевском соборе обладал самым длинным в мире подвесом -93 м. Он сделан из бронзы и весит 54 кг. В 1986 г. маятник Фуко был демонтирован. Его переместили в запасники музея. Вместо подвеса на крюк прикрепили фигуру голубя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector