Равны ли религии в иране? интервью с послом ирана в россии (+ мнения экспертов)
Содержание:
- Ислам
- Античность
- Прихожан Русской Православной Церкви в Иране насчитывается не более 100 человек
- Община РПЦ в Иране не превышает 100 человек
- Основные религии в Иране
- Неверие
- Ислам: становление государственной религии Ирана
- Свобода вероисповедания
- Зороастризм — зарождение нового религиозного культа (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Другие религии
- Депутату-еврею в Иране запрещено говорить о государстве Израиль
- До сих пор в Исламской Республике Иран живут последователи зороастризма
- Депутату от еврейской общины в Иране запрещено упоминать государство Израиль
- Античность [ править ]
- Средневековый период
Ислам
Ислам пришёл в Иран с арабскими завоевателями в VII веке, что привело к вытеснению из Персии зороастризма. Некоторое время, по свидетельству аль-Бируни, большинство персов исповедовало несторианство, а после притеснений многие из бывших христиан перешли в ислам суннитского толка, однако в 1501 году шах Исмаил I утвердил шиитский ислам государственной религией Империи Сефевидов. В первой половине XX века значение ислама в политике Ирана было минимальным, однако Белая революция, вестернизация и насильственная деисламизация, проводимые шахом Мохаммадом Резой Пехлеви с участием министров — этнических азербайджанцев из общины бахаи, привели к радикализации иранского общества и Исламской революции 1979 года. Иран был преобразован в исламскую республику, и к власти в Совете Исламской Революции и в должности главы государства — рахбара — пришли представители духовенства шиитов-двунадесятников. В то же время меджлис и глава исполнительной власти — президент — избираются демократическим путём, и неоднократно и президент, и большинство меджлиса выбирались из числа людей, не одобрявшихся рахбаром.
Античность
- протоиндоиранская религия: Различные верования и обычаи, из которых произошла более поздняя коренная религия иранских народов. Эта религия также повлияла на развитие Индийские религии.
- Скифская религия: Религия Скифы и предшественник современного Уацдин.
- древняя иранская религия: Древняя религия иранских народов.
- Зороастризм: Современный общий термин для обозначения коренных верований и обычаев иранских народов. В то время как современный зороастризм является монолитным, продолжением элитная форма из Сасанидская Империя, в древности он имел несколько вариантов или наименований, незначительно различающихся по местонахождению, этнической принадлежности и историческому периоду. Когда-то здесь было большое население и большое разнообразие.
- Зурванизм: К концу Империя Ахеменидов, Зороастризм был также очевиден как зурванизм (зурванитский зороастризм), монист дуализм у него были последователи еще до Сасанидской империи.
- Митраизм: Таинственная религия, основанная на протозороастрийском персидском боге Митре, которая практиковалась в Римской империи примерно с 1 по 4 век н.э.
- манихейство: 3 век дитеистический гностицизм, возможно, находящийся под влиянием мандеизма. Манихены верили в «Отца величия» (арамейский: Абба дри Раббуна, Персидский: pīd ī wuzurgīh) и считал Его высшим божеством (света).
- Маздакизм: Прототип конца V или начала VI века.социалист гностицизм, который стремился покончить с частная собственность.
- Язданство
Прихожан Русской Православной Церкви в Иране насчитывается не более 100 человек
Восточное христианство (православие) в Иране исповедуют: часть армян, грузины, ассирийцы. Территория страны входит в Тегеранскую, Антропатенскую и Исфаханскую епархии ААЦ.
Также на территории страны находится епархия Ирана Ассирийской церкви Востока.
Свято-Никольский собор в Тегеране. Свято-Никольский храм — это один из трех храмов РПЦ в Иране. Фото: ic.pics.livejournal.com
Первым построить в Иране православный храм предложил российский император Петр Великий. Он высказал её в своем послании к персидскому шаху Солтану Хусейну.
В наше время в стране действует три православных храма: Свято-Николаевский собор в Тегеране, построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели, освященная в 2008 году.
Кроме того, в Иране действует часовня Казанской иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании. Она расположена на территории поселка российских строителей АЭС в Бушере.
100 прихожан РПЦ в наше время живут в Тегеране — столице страны.
Все прихожане РПЦ сосредоточенны в странице страны Тегеране. Их число не превышает сотни. Это как потомки русских эмигрантов, так и дипломаты, рабочие на строительстве бушерской атомной электростанции, бизнесмены, ведущие в стране свой бизнес.
Кроме того, РПЦ оформляет приезжающих в Тегеран украинцев, белорусов, сербов, греков, болгар, грузин. Также сюда приходят и русские жены иранцев, хотя официально все они приняли ислам — этого требует закон страны
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. В 1995 он впервые посетил Тегеран, где наладил контакты с шиитским духовенством. Фото: upload.wikimedia.org
Начиная с 1995 года, Московский Патриархат находиться в режиме постоянного диалога с шиитским духовенством Ирана. Начало ему положил исторический визит Патриарха Московского и Всея Руси в Тегеран.
Он был связан с переходом Свято-Николаевского собора в Тегеране из ведения РПЦЗ в ведение РПЦ.
Патриарх Кирилл — лицо современной Русской православной церкви
На презентации 2010 года переведенной на фарси «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» на базе кафедры Тегеранского университета иранскими представителями было отмечено сходство представителей РПЦ и исламских лидеров Ирана ко многим вопросам современности.
При этом власти в Иране с уважением относятся к представителям Московского Патриархата.
Община РПЦ в Иране не превышает 100 человек
На территории Ирана восточное христианство исповедуют представители национальных меньшинств: часть армян, грузины, ассирийцы. Территория страны входит в Тегеранскую, Антропатенскую и Исфаханскую епархии ААЦ.
Также на территории страны находится епархия Ирана Ассирийской церкви Востока.
Свято-Никольский собор в Тегеране. Свято0Никольский храм — это один из трех храмов РПЦ в Иране. Фото: ic.pics.livejournal.com
Идея о создании в Персии храма Русской Православной Церкви принадлежит Петру Великому. Он высказал её в своем послании к персидскому шаху Солтану Хусейну.
В настоящее время в Иране действуют три храма — Свято-Николаевский собор в Тегеране, построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели, освященная в 2008 году.
В городе Бушере — в поселке российских специалистов, строящих АЭС, — действует часовня Казанской иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании.
100
столько прихожан сегодня насчитывает РПЦ в Тегеране
Современная тегеранская община РПЦ не превышает численности 100 человек. В основном она состоит из потомков русских эмигрантов, командированных в Иран работников российского посольства и российских бизнесменов.
Церковь посещают приезжающие в Тегеран украинцы, белорусы, сербы, греки, болгары, грузины. Также сюда приходят и русские жены иранцев, хотя официально все они приняли ислам — этого требует закон страны
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. В 1995 он впервые посетил Тегеран, где наладил контакты с шиитским духовенством. Фото: upload.wikimedia.org
Московский Патриархат ведет диалог с шиитским духовенством, начиная с 1995 года. Именно тогда будущий Патриарх Московский и Всея Руси впервые посетил Тегеран. Это было связанно с переходом Свято-Николаевского собора в Тегеране из ведения РПЦЗ в ведение РПЦ.
На презентации 2010 года переведенной на фарси «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» на базе кафедры Тегеранского университета иранскими представителями было отмечено сходство представителей РПЦ и исламских лидеров Ирана ко многим вопросам современности.
Патриарх Кирилл — лицо современной Русской православной церкви
При этом власти в Иране с уважением относятся к представителям Московского Патриархата.
Основные религии в Иране
Прочитав статью, вы охватите всю религиозную структуру Ирана, за 15-19 минут.
Знакомство с культурой и историей любого народа не обходится без изучения его духовных устоев и верований. Во многих азиатских странах на поведение людей в быту и деятельность руководителей государств на международной арене огромное влияние оказывает религия.
Иран – многонациональная страна, соответственно, религий и верований среди его населения несколько. Какие же основные религии в Иране?
Перечислим их кратко:
- Ислам, разделенный на шиитов и суннитов;
- Суфизм (мистический вариант ислама);
- Иудаизм;
- Христианство;
- Зороастризм;
- Бахаизм.
1.1. Иран: коротко о самом главном
История земель, на которых находится современный Иран, за 5 тысяч лет представляет собой сплошную череду войн, смен правящих династий, разрастания завоеваний во все стороны света и сужения до современных границ.
Первое, документально подтвержденное государство в пределах современной территории – Элам, возникло 5000 лет назад. Его захватила северная соседка Мидия, которая впоследствии в союзе с Вавилоном ликвидировала древнейшее Урарту.
Кир Великий и его потомки из династии Ахеменидов за 200 лет правления расширили завоевания от греческих земель на западе до Тибета на востоке, от северного Причерноморья до Египта и Нубии на юге. Это был наибольший расцвет персидского царства. Победить его смог только Александр Македонский. При Ахеменидах зороастризм стал государственной религией.
Интересно, что имя родоначальника династии на персидском звучит «Куруш», Киросом его обозвали греки. При переводе греческих имен и названий на русский язык отбрасывалось окончание «ос». «Кир» на персидском языке обозначает мужской половой орган. Что это: ирония истории или месть завоевателю?
После быстрого распада империи Александра новые династии персидских правителей в 5-7 веках нашей эры с переменным успехом боролись за власть и с соседними государствами, все более ослабляя страну.
1.2. Государственная религия Ирана
Ислам в Иране: становление государственной религии Ирана началось в 7 веке нашей эры. В 652 году Персидское царство завоевали арабы из династии Омейядов, вооруженные не только материально, но и духовно — новой исламской религией. Они за короткий период расширили Халифат от Индии и Средней Азии на востоке, до Марокко и Испании на западе. На завоеванных землях население насильственно обращалось в мусульманство, фактически превращаясь в рабов. Новая династия халифата Аббасиды учли, что персы – достаточно крупная нация (недовольство в тылу чревато мятежами), и позволили им иметь равные права с арабами, а также наместников из своей знати.
В средних веках персидские правители чередовались с захватчиками: турками-сельджуками, правителями Хорезма, монголами Чингисхана, Тамерланом. Не менялось только одно – религией оставался ислам.
С 1501 года по наши дни Ираном управляли только коренные правители. До 19 века они вели собственную политику, а потом она превратилась в «качели» между влиянием России (СССР) и Великобритании (вечными соперниками за контроль над Ближним и Средним Востоком).
В 1979 году Исламская революция свергла последнего шаха. Иран превратился в исламскую республику, где власть духовенства выше светской. Главным религиозным культом страны, закрепленным в Конституции, является ислам шиитского (джафаритского) толка.
Неверие
Согласно «Индексу религиозности и атеизма» WIN-Gallup International за 2012 год, атеисты составляют небольшое меньшинство на Ближнем Востоке, и только 2% опрошенных в арабском мире считают себя «убежденными атеистами». Дар аль-Ифта аль-Мисрия , ветвь египетского правительства, издающая фетвы (религиозные указы), дает более низкие (хотя и менее надежные) цифры, заявляя, что в Египте 866 атеистов — «примерно 0,001% населения» -325. в Марокко и 32 в Йемене (определяется не только как неверующие, но и секуляристы и «мусульмане, обращающиеся в другие религии»).
В некоторых опрошенных странах (Ирак, Тунис) 0% респондентов идентифицировали себя как атеистов. Другие страны указали низкий процент (Палестинские территории 4%, Турция, Узбекистан 2%). Однако 18% опрошенных в арабском мире назвали себя «нерелигиозным человеком» (Ирак 9%, Саудовская Аравия 19%, Западный берег и Газа 29%, Тунис 22%), что выше, чем в Африке и Латинской Америке. , или Южная Азия.
По словам неверующих в арабском мире, их число растет, но они страдают от преследований. Автор и историк Фейсал Девджи отмечает, что, хотя Саудовская Аравия наказывает неверие смертью, 5% опрошенных назвали себя атеистами (немного выше, чем в США), а 19% не считали себя религиозными. Девджи заявляет, что существует «новое движение атеистов в таких странах, как Саудовская Аравия … которое принимает форму тайных обществ», встречающихся «в интернет-чатах и неназванных физических местах, как мистики прошлого».
В Египте « Аль-Джазира» сообщила о подпольной группе атеистов численностью более 100 человек в Александрии в 2013 году. Группа жаловалась на жестокое обращение с атеистами со стороны общества и правительства. Опрос Pew показал, что 63% египетских мусульман выступают за смертную казнь для тех, кто отходит от религии ислама. Уголовный кодекс Египта предусматривает наказание за «презрение к небесным религиям», и по состоянию на 2013 год египтяне были арестованы и / или заключены в тюрьму за такие действия, как создание страницы в Facebook, призывающей к атеизму, или написание книги под названием « Где Бог?». , и «диффамация религии».
Ислам: становление государственной религии Ирана
Историки не сомневаются, какова была государственная религия Ирана после изгнания зороастрийцев — ислам на многие десятилетия прочно занял свое место в умах и душах иранцев. С десятого века он только укреплял свои позиции и активно влиял на светскую жизнь страны.
С шестнадцатого века иранский народ стал участником борьбы двух течений в исламе — суннитов и шиитов. Чаще всего эти противоборствующие стороны сталкивались в вооруженных баталиях, которые поделили страну на два лагеря. Все это пагубно повлияло на Иран. Религия стала определяющей и во внешней политике, что практически исключило возможность вразумительного диалога между Ираном и западным миром.
В начале двадцатого века иранские философы предприняли попытку возродить в стране традиции зороастризма, но уже в восьмидесятых годах прошлого века исламская революция положила конец некоторым вольностям в вероисповедании и окончательно установила власть мусульман-шиитов.
Свобода вероисповедания
5.1. Возможна ли свобода вероисповедания в Иране?
23 статья III главы Конституции страны формально разрешает свободу убеждений, а фактически ни о какой свободе религии в Иране речи не идет. «Зеленый свет» дан только государственному вероисповеданию да еще немногочисленным поклонникам зороастризма. Остальные испытывают различного рода давление или прямые гонения.
5.2. Равны ли религии в Иране?
- Суннитам запрещено проводить молебны в отсутствие представителей спецслужб, проповедовать особенности своей религиозной ветви, строить новые мечети и медресе вне территорий компактного проживания.
- Исламское государство не приемлет методов общения с богом дервишей-суфиев и проводит на них масштабные гонения.
- Христианам разрешено иметь храмы и учебные заведения, вино для культовых нужд и продукты питания, неупотребляемые мусульманами, проводить службы, но не проповедовать среди мусульманского населения. Их священнослужители обязаны отчитываться о своей деятельности.
- Репрессии проводятся в отношении «протестантов» – перешедших в христианство из ислама и проводящих службы на родном языке.
- Периодические конфликты Ирана с Израилем автоматически приводят к гонениям на иудеев внутри страны.
- Бахаиты в Иране преследуются государством, которое считает их отступниками от Корана.
При этом общины зороастрийцев, христиан-ассирийцев, иудеев имеют право на 1 представителя в парламенте каждая, армяне – на 2-х депутатов.
5.2.1. А как же в Иране относятся к атеистам?
Для государства их не существует. Они не имеют вообще никаких прав, так как не упомянуты ни в одном государственном документе.
Зороастризм — зарождение нового религиозного культа (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
О зарождении зороастризма на иранском нагорье ходит множество легенд, но на самом деле основатель культа был реальной исторической личностью. Историки сумели отыскать доказательства того, что Зороастр являлся влиятельным жрецом арийцев. Всю свою жизнь он проповедовал добро и в возрасте сорока двух лет получил откровение, которое послужило основой для появления новой религии. Жрец начал активно нести свет веры в массы, путешествуя по всей стране, и спустя некоторое время проповеди Зороастра были собраны в одну священную книгу — Авесту. Сам он был наделен необычными способностями и с течением нескольких веков превратился в мифическую личность, в существовании которой сомневались практически все западные ученые.
Другие религии
Христианство
Христианство в Иране исповедует от 300 до 370 тыс. человек. Главным образом христианами являются армяне и ассирийцы (халдо-католики, несториане). Есть небольшие группы православных. Протестанты представлены тремя пресвитерианскими общинами, которые разделены по языковому принципу: персы, армяне и ассирийцы. Помимо них есть англикане, адвентисты седьмого дня и пятидесятники.
Иудаизм
Иудаизм исповедуют иранские евреи, численность которых составляет около 10 000 человек, компактно проживающих в крупных городах: в Тегеране, Исфахане и Ширазе. При этом в Иране проживает большее число иудеев, чем в какой-либо другой мусульманской стране.
Зороастризм
Иран — родина зороастризма, первой монотеистической религии, господствовавшей в стране до прихода арабов. Дарий I Ахеменид покровительствовал зороастрийцам и принял их учение в качестве государственной религии. В настоящее время численность их невелика.
Депутату-еврею в Иране запрещено говорить о государстве Израиль
Иранские власти признают в качестве официального религиозного меньшинства. В стране его исповедует примерно 35 000 человек. Иранские евреи сосредоточенны в крупных городах страны, таких, как Тегеран, Исфахан и Шираз. В отличие от других мусульманских стран, их число достаточно велико.
8-й Президент Израиля Моше Кацав. Моше Кацав — иранский еврей. Фото: upload.wikimedia.org
Положение евреев в Иране на протяжении истории страны менялось. Так, например, иранские евреи до сих пор помнят о том, что персидский царь Кир освободил их общину от вавилонского пленения и позволил вернуться в Израиль.
После того, как арабы завоевали Персию (Иран), они признали евреев «людьми Писания», но при этом обложили их «налогом на веру». Так они поступили и с другими религиозными меньшинствами.
При тюркской династии Сефевидов (правила в 1501-1722 гг.) иудеев стали насильно обращать в ислам.
Численность еврейской диаспоры в современном Иране не превышает 35 000 человек.
В Новое Время ирано-израмильские отношения обострились, и в период с 1948 по 1979 год страну покинуло большое количество последователей иудаизма.
В современном Иране отношение в Иране к представителям иудаизма достаточно терпимое, так, например, им разрешено пить вино и соблюдать субботу.
Необходимо при этом отметить, что они должны соблюдать мусульманские обычаи, так еврейские женщины должны ходить на улице в платке, как это принято у мусульманок Ирана, а мужчины без западных галстуков.
После того, как между Ираном и Израилем произошел вооруженный конфликт, депутату от еврейской общине в Меджлисе запрещено упоминать Государство Израиль, так как оно враждебно Исламской Республике Иран.
До сих пор в Исламской Республике Иран живут последователи зороастризма
Древние жители Ирана (Персии) исповедовали зороастризм. Она считается первой монотеистической религией страны. Основал ее проповедник Заратустра около 600 года до н.э. и она потеряла свое главенство только после завоевания Ирана арабами.
Зороастризм говорил о непримиримой борьбе между злым духом Ариманом и богом Ахурой Маздой. Согласно ему человек принимает решения, находясь между этими двумя силами. При этом Заратустра отрицал древние персидские культы.
Изображение Зороастра на дисплее в Аташкадех (зороастрийский огненный храм) в Йезде, Иран. Фото: upload.wikimedia.org
Представители династии Сасанидов объявили зороастризм государственной религией. Этот статус он потерял только в 651 году. Тогда арабы завоевали Персию, захватили священные тексты зороастрийцев и разрушили многие их святилища.
Несмотря на это обстоятельство до сих пор в Иране проживает примерно 60 000 человек. Они живут преимущественно в городах Тегеран, Керман, Йезд, Шираз, Исфахан, Захедан и Ахваз.
Депутату от еврейской общины в Иране запрещено упоминать государство Израиль
В исламской Республике Иран иудаизм признан одной из трех официальных религий. Его исповедует примерно 35 000 человек.
Все они компактно проживают в крупных городах страны, таких, как Тегеран, Исфахан и Шираз. При этом в Иране иудеев больше чем в других мусульманских странах.
Портрет Кира II Великого. Современная реконструкция на основе изображения на рельефе в Пасаргадах, по мнению ряда историков носящего портретные черты Кира. Фото: upload.wikimedia.org
В Иране достаточно мягкое отношение к евреям сформировалось тогда, когда персидский царь Кир Великий освободил их из Вавилонского плена.
Положение евреев в стране менялось на протяжении всей ее истории. Они до сих пор помнят, что именно персидский царь Кир освободил их общину от вавилонского пленения и позволил вернуться в Израиль.
После арабского мусульманского завоевания евреи признавались «людьми Писания», но столетиями платили «налог на веру», как и др. религиозные меньшинства Ирана.
При монголах положение евреев в Иране на некоторое время стало почти равным с мусульманами, но при тюркской династии Сефевидов (правила в 1501-1722 гг.) иудеев стали насильно обращать в ислам.
35 000
примерно столько граждан Ирана в наше время исповедуют иудаизм
После обострения ирано-израильских отношений в Новое Время в период с 1949 по 1979 гг. из Ирана уехало около 60000 евреев, а с 1979 года, после исламской революции, из Ирана уехало еще 50000 человек.
Отношение в Иране к представителям иудаизма достаточно терпимое, так, например, им разрешено пить вино и соблюдать субботу, но еврейские женщины должны ходить на улице в платке, как это принято у мусульманок Ирана, а мужчины без западных галстуков.
Кроме того, депутату от еврейской общине в Меджлисе запрещено упоминать Государство Израиль, так как оно враждебно Исламской Республике Иран.
Античность [ править ]
- Протоиндоиранская религия Различные верования и обычаи, из которых произошла более поздняя коренная религия иранских народов. Эта религия также повлияла на развитие индийских религий .
- Скифская религия : религия скифов и предшественница современного Уацдина .
- Древняя иранская религия : древняя религия иранских народов.
- Зороастризм : современный общий термин для обозначения коренных верований и обычаев иранских народов. В то время как современная зороастризм монолитна, продолжение элитной формы в Сасанидской империи , в древности она имела несколько вариантов или деноминацию, отличающиеся немного по местоположению, этнической принадлежности и историческому периоду. Когда-то здесь было большое население и большое разнообразие.
- Зурванизм : К концу империи Ахеменидов зороастризм также проявился как зурванизм (зурванитский зороастризм), монистический дуализм , у которого были последователи еще в Сасанидской империи.
- Митраизм : мистическая религия, основанная на протозороастрийском персидском боге Митре, которая практиковалась в Римской империи примерно с 1 по 4 век н.э.
- Манихействодитеистический гностицизм 3-го века, на который, возможно, повлиял мандеизм. Манихены верили в «Отца величия» (арамейский: Abbā dəRabbūṯā , персидский: pīd ī wuzurgīh ) и считали Его высшим божеством (света).
- Mazdakism : Поздняя-пятые или шестой ранний век прот социалистический гностицизм , которые стремились избавиться от частной собственности .
- Язданство
Средневековый период
Некоторые религиозные деятели сделали синкретические учения ислам и местные Зороастризм.
- Ранний исламский период видел развитие Персидский мистицизм, традиционное толкование существования, жизни и любви персидско-исламским Суфий монотеизм как его практический аспект. Это развитие верило в прямое восприятие духовной истины (Бога) через мистические практики, основанные на божественной любви.
- Хуррамиты, религиозное и политическое движение 9-го века, основанное на учениях 8-го века Sunpadh, проповедовавший синкретизм шиитского ислама и зороастризма. Под Бабак Хоррамдин, движение стремилось к перераспределению частного богатства и отмене ислама.
- Бехафариды, культовое движение 8-го века вокруг пророка Бехафарид. Хотя считается, что это движение уходит корнями в зороастризм, Бехафарид и его последователи были казнены по обвинению (со стороны зороастрийцев) в нанесении ущерба как зороастризму, так и исламу.
- Ярсан, религиозный орден Язданство, который, как полагают, был основан в 16 веке. Язданство провозгласило веру в Бога, проявляющегося в виде одного первичного и пяти вторичных аватаров, которые вместе с Богом образуют Святую Семь.
- Язданство
- Езидизм