Колизей

Особенности конструкции Римского Колизея

Основные стены амфитеатра созданы из больших блоков травертина, которые соединяли друг с другом стальными зажимами, общим весом около 300 тонн. Внутри применяли также кирпич и туф. Одного только травертинового камня понадобилось 100 000 кубометров.

Равномерно по зданию распределены 80 входов. Из них 4, ведущие на нижние, ближе к арене ряды, были предназначены исключительно для знатных особ. Довольно продуманная система входов-выходов позволяла полностью заполнить амфитеатр за 15 минут и полностью освободить его всего за 5 минут.

Первые ряды отводились представителям власти и аристократии. Они были расположены на высоте 3,6 метра от поверхности арены. Примечательно, что на некоторых местах найдены имена важных персон. Это, наверное, был своеобразный резерв мест.

Последующие ряды предназначались сословию всадников. Затем людям с правами римских граждан. Чем выше поднимались ряды, тем менее важные люди их занимали.

Схема рядов Колизея

Позднее, при императоре Домициане, был построен еще один уровень, практически без мест для сидения. Здесь могли постоять бедняки, женщины и даже рабы. Интересно, что были категории людей, которым запрещалось посещать Колизей. Это актеры, работники погребальных служб и, как ни странно, бывшие гладиаторы.

Примечание: Не все гладиаторы умирали на арене Колизея. Иногда их выкупали, или они своими боями и победами добивались свободы.

Над верхними рядами располагался портик, навес по всему периметру амфитеатра. А над ним были расположены 240 специальных мачт и канатов. С помощью них обученные люди натягивали громадный тент, называемый веларий, над всем Колизеем, чтобы защитить зрителей от дождя или палящего солнца.

Места для императора, его свиты и весталок (это римские жрицы богини Весты – весьма почитаемые и уважаемые) располагались на северной и южной сторонах от арены, и, конечно же, были самыми элитными и облагороженными.

Интересный факт — Найдены записи 354 года, в которых говорилось, что Амфитеатр Флавиев вмещает 87 000 зрителей, но современные подсчеты утверждают, что он не мог вместить более 50 000 человек (что тоже очень много для тех времен).

Массивная сводчатая конструкция с проходами располагалась под местами для зрителей. Под самой ареной тоже были обнаружены ходы и тоннели, служившие для перемещения гладиаторов, животных и работников.

Множество ходов под ареной Колизея

Есть сведения, что на арене кроме традиционных гладиаторских боев и травли животных, проходили целые морские сражения с участием лодок и даже боевых галер. Для этого поверхность арены заливали водой через специальные системы водоподачи. Морские бои, скорее всего, проводились до того, как под ареной были построены ходы.

Арена была покрыта досками и засыпана песком.

Колизей – это не только поле битвы и зрительный зал. Это еще и масса вспомогательных построек в округе. Например, школа гладиаторов с небольшой тренировочной ареной, места для содержания животных, лазареты для лечения раненых гладиаторов и место, куда складывали убитых бойцов и животных.

Колизей – это целый развлекательный комплекс с кровавыми боями, реками крови и … довольными горожанами.

Кадр из фильма «Гладиатор» хорошо иллюстрирует бои в Колизее

Итак, строительство завершилось в 80 году, и настало время торжественного открытия. В первые же дни, при проведении первых игр, на его арене, по словам римского историка Дио Кассиуса, было убито порядка 2000 гладиаторов и 9000 диких животных. В 107 году во время правления императора Траяна, в ходе 123 дневного фестиваля на арене Колизея приняло участие уже 10 000 гладиаторов и 11 000 диких животных. Но тут не все погибли, так как убивать направо и налево гладиаторов и зверей было накладно.

Интересный факт — По примерным подсчетам, за все время существования Колизея, на его арене убили около 500 000 человек и порядка 1 000 000 животных.

История Колизея

Колизей видел много исторических эпох и продолжает видеть до сих пор.

Цель создания Колизея состояла в том,чтобы провести сражения гладиаторов на месте, достойном славы таких боев, которые до этого были проведены Нероном. Строительство крупнейшего амфитеатра Римской империи, было начато императором Веспасианом в 72 году нашей эры, а закончено его сыном Титом в 80 году нашей эры.

Затем император Домициан реконструировал сооружение, добавив подземных помещений для гладиаторов и животных, а так же пристроил четвертый ярус для большей вместительности людей. В 217 году верхнее крыльцо Колизея полностью сгорело из-за удара молнии, а спектакли в течение следующих пяти лет должны были быть в Цирке Максимусе.

Это объясняет характерную форму, которая сделала ее известной во всем мире. От 250 до 252гг. и в 320 году пожары сильно повредили здание. Впоследствии произошло также катастрофическое землетрясение в сентябре 1349 года, которое разрушило значительную часть стен и внешних арок амфитеатра.

На протяжении всей истории Римской империи в Колизее проходили реставрационные работы из-за пожаров и землетрясений.

Примечание! Среди наиболее важных — это Антонино Пио, Элиогабало и Алессандро Северо, а также другие реставрации 443г по 523г. Колизей использовался почти 500 лет, а последние игры отмечались в 6 веке.

Строительство

Огромный амфитеатр был возведен на востоке от Римского форума, на месте искусственного озера в центре Рима, в комплексе, который состоял из Золотого дома Нерона и его статуи, которая в последствие и дала название зданию.

В строительстве участвовали сотни тысяч рабов, а также профессиональные строители, архитекторы, скульпторы. Здание должно быть величественным и помпезным.

Для того чтобы укрепить фундамент строителям пришлось сделать очень сложную дренажную систему: раскопать вглубь до 14 метров и сделать цементирование почти 13 метров.

Древний Рим

Колизей использовался для показа боев гладиаторов и охотничьих сцен с необычными и свирепыми животными. Императоры увеселяли публику подобными играми для увеличения своей популярности. Игры были символом престижа и власти. Они проводились от нескольких недель до нескольких месяцев.

Эти борцы были пленниками, военнопленными или осужденными преступниками. Недостатка в мужчинах, которые рискуя своей жизнью, хотели получить известность и популярность, не было. Репутация чемпионов была действительно замечательной, публика восторженно их принимала и следовала за ними с большой страстью.

Игры после окончания строительства Колизея продолжались сто дней и в них было убито 5000 человек и 9000 животных. Также в Колизее предполагались такие мероприятия, как травля зверей на арене, где использовались в основном животные, привозимые из Африки, и еще для казни, когда убивали осужденных.

Также происходили бои между животными, например, они были связаны между собой цепями бык и слон, или другие крупные животными, в то время их дразнили длинными стержнями, призывая их бороться.

Полезно знать! Эксплуатация экзотических животных, таких как тигры, во всех наиболее важных амфитеатрах Империи вызвала реальное истощение дикой природы в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке. Арена была открыта для людей бесплатно.

Средневековье

После падения Римской империи Колизей пережил период упадка. Он был восстановлен в средние века, а затем использовался как замок и крепость. Здесь совершались различные религиозные церемонии. Затем его часто использовали в качестве карьера для хранения строительных материалов, а потом как каменоломню.

Колизей растаскивали. Из частей его были построены аристократические дома и церкви. Колизей использовался как бесплатный строительный материал. Непрерывные грабежи закончилось в восемнадцатом веке.

Новое время

В настоящее время Колизей является самым крупным туристическим центром в Риме, и тысячи туристов ежегодно попадают на арену. Внутри на верхнем этаже есть музей, посвященный греческому богу Эросу а также там проводятся различные интересные временные выставки.

Наконец, не надо забывать, что в Страстную пятницу Крестный путь под председательством папы начинается именно отсюда.

Сегодня Колизей является местом поклонения христиан тому, что многие люди были убиты внутри него в период преследования. Сейчас открыты для посещения и подземные помещения, в которых когда то были гладиаторы и клетки с животными.

Внутри ощущается дух истории и событий, которые последовали за ней. Это уникальный памятник, который римская империя сделала потомкам. Место для всех любителей искусства и истории. Здесь также проводятся концерты мировых звезд.

Как добраться до Колизея

Находится Колизей в центральной части Рима, рядом с такими достопримечательностями, как холм Палатин, Римский форум, Золотой дом Нерона и не только.

Точный адрес: Piazza del Colosseo, 1, 00184 Roma RM, Италия.

От главного железнодорожного вокзала Termini:

  • Вариант 1

    Метро:сесть на поезд на станции Roma Termini, которая находится рядом с вокзалом и относится к синей ветке В, и по этой же ветке доехать до станции Colosseo. После останется только перейти дорогу к амфитеатру. Займет поездка 12-15 минут.

  • Вариант 2

    Пешком:пройти до Колизея по улицам Via Cavour и Via degli Annibaldi за 20-25 минут.

От аэропорта Фьюмчино:

Вариант 1
Поезд:сесть на аэроэкспресс Leonardo Express (LE). Он следует до вокзала Termini, от которого до Колизея можно доехать на метро. Путь от аэропорта займет около часа.

Также рядом с Колизеем останавливаются трамваи 3 и 8, и автобусы 51, 75, 85, 87 N2, которые помогут добраться из других районов города.

Колизей на карте

Сооружение имеет эллиптическую форму, что хорошо заметно на виде сверху. Занимает оно 2 гектара площади, а протяженность его фасада составляет 524 метра. Главными материалами для возведения такого масштабного строения стали травертиновый мрамор и туф, а также кирпич.

Арена

Арена имеет овальную форму, ее длина составляет 83 метра, а ширина-48 метров. Пол был пол, местами замененный кирпичом.

Для игр, которые там проходили, там было засыпано от 20 до 25 см песка, который старые представления показывают довольно упакованным, люди не тонут в нем. Иногда, в некоторых особых случаях, блестящие частицы смешивались с песком, что придавало ему особый вид.

Арена была на 3 м ниже первых трибун, это было сделано для безопасности зрителей. Но иногда этого было недостаточно, так как дикие животные, загнанные в угол, могут совершать невероятные прыжки.

Чтобы избежать этого, мы добавили сеть вокруг первых рядов, и всегда были лучники на месте, чтобы убить животное, которое сумело подняться на трибуны. Опасность всегда исходила от животных, гладиаторов, они были профессионалами, которые не пытались посягать на жизнь зрителей.

Стена высотой 3 м, которая возвышает трибуны, в архитектуре называется подиумом.

Затопление Колизея.

Различные наборы были доставлены на арену разными способами, один из них использовал лифты.

И да, в Колизее было несколько лифтов, это были механические машины, которые поднимали клетки, в которые помещали то, что мы хотели подняться на арену.

Если они использовались для украшения, то также использовались для того, чтобы оседлать диких животных.

История

История возникновения Колизея связана с правлением римского императора Веспасиана. Он пришел к власти в 69 году н.э. после гражданской войны. Новому властителю требовалось укрепить свои позиции в глазах народа, поэтому он решил обновить центр Рима и избавить город от напоминаний о его предшественнике — Нероне. Именно так и была выбрана площадка для будущего амфитеатра — его решили поставить на месте озера, которое ранее относилось к дворцу Нерона. Вскоре озеро засыпали и начали строительство одного из самых грандиозных театров древнего мира. Уже тогда некоторые авторы, например, Светоний, оставили описание будущего строения.

Карта средневекового Рима с изображением Колизея

Датой начала работ стал 72-й год. Сегодня точно не известно, кто построил амфитеатр, но некоторые специалисты предполагают, что руководил процессом архитектор Квинтий Атерий. Также до наших дней сохранились сведения о том, что на работах было задействовано около 100 тысяч рабов.

Через восемь лет в 80 году сооружение было готово. Оно стало символом династии Флавиев, в которую входил и Веспасиан, в связи с чем было названо амфитеатром Флавиевым. «Колизеем» амфитеатр начали называть только в 8 столетии, по аналогии с латинским «colosseus», что значило «громадный». Освятил новое сооружение преемник Веспасиана — Тит.

Амфитеатр Флавиев, гравюра работы Джованни Баттиста Пиранези

У населения Древнего Рима Колизей пользовался большой популярностью: на его арене проходили бои и представления, здесь же праздновалось 1 000-летие Рима. В упадок сооружение начало приходить в 9-11 столетиях, когда гладиаторские бои оказались под запретом, а пространства амфитеатра стали использовать в качестве жилых и бытовых помещений. Саму арену превратили в кладбище. Землетрясение 14-го века разрушило южную часть строения, после чего обломки стали использовать для строительства других зданий города.

Внутреннее пространство Колизея в 17 веке, картина из серии «Колизей, Рим» Вильяма Парса, 1775 год

Прежнее значение амфитеатр приобрел лишь в 18 веке. Тогда его взяла под охрану католическая церковь. В 19 столетии на развалинах были начаты раскопки и реконструкция сооружения под руководством архитектора Франческо Кампорези.

Вид на Колизей с археологами и рабочими, картина начала 18-го века

Сегодня Колизей является одним из главных сооружений Рима и всей Италии и охраняется ЮНЕСКО. В 2007 году он был назван чудом света и внесен в перечень «Семи новых чудес света». Сооружение открыто для туристов, а в одном из помещений работает музей.

Внутреннее устройство Колизея

Интересные факты о Колизее

Любопытно, что:

  • имский Колизей находится с 1980 году в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году также вошел в список семи новых чудес света;
  • колизей использовался как бассейн, в нем проходили морские сражения в воде, но они не имели таких успехов как гладиаторские игры. Вода протекала через внутреннюю водопроводную систему. Чтобы заполнить всю арену, потребовалось около 7 часов;
  • на протяжении нескольких веков ботанические эксперты исследовали флору в Колизее. В развалинах есть более 350 видов растений, некоторые из которых имеют экзотическое происхождение и микроклимат амфитеатра благоприятствует их росту;
  • интересным фактом о Колизее является происхождение его названия. Многим нравится идея о том, что название «Колизей» произошло от огромной статуи Нерона -«колосса», по мнению некоторых она была высотой 30м подобна богу солнца и стояла рядом с амфитеатром. Другие просто считают, что это имя подчеркивает великий колоссальный размер цирка;
  • в обязанность общественных служб во время гладиаторских игр входило распыление легких ароматов роз, шафрана, корицы.

Как добраться до Колизея

Добраться до Колизея можно следующим образом:

на поезде:

от вокзала Термини можно легко добраться либо на метро (Линия В остановка Колизей), либо на автобусе No 75;

на автобусе:

Из любой точки Рима благодаря множеству линий, которые останавливаются прямо перед амфитеатром No 3,8,60,75,85,87,117,175,271,810.870;

на машине:

Рядом с амфитеатром есть платная парковка. Но надо помнить, что район очень загружен и найти парковочное место бывает трудно.

Часы посещения

Колизей открыт каждый день по следующей схеме:

  • 08.30 — 16.30 с последнего воскресенья октября по 15 февраля
  • 08.30 — 17.00 с 16 февраля по 15 марта
  • 08.30 — 17.30 с 16 марта по последнюю субботу марта.
  • 08.30 — 19.15 с последнего воскресенья марта до 31 марта
  • 08.30 — 19.00 с 1апреля по 30 сентября
  • 08.30 — 18.30 с 1 октября по последнюю субботу октября

Последняя запись за час до закрытия. Выходными считаются 1 января и 25 декабря. В эти дни Колизей не работает.

Стоимость билета

  • 12,00 €: полная стоимость
  • 7,50 € : для граждан Европейского Союза в возрасте от 18 до 25 лет
  • для всех граждан в возрасте до 18 лет

Полезно знать! Билет действителен в течение 2 дней (с первого использования), может использоваться до 31.12.2017 и разрешает въезд в Колизей, Римский Форум и Палатин.

Аудио и видео гиды на русском языке:

  • аудиогид стоит 5,50 евро и длится 1 час 10 минут.
  • видеогид стоит 6,00 евро, он длится 45 минутКолизей — это самые красивые руины Рима. И нет необходимости разбираться в архитектуре здания или его материалах, не надо быть опытным охотником, разбирающимся в играх гладиаторв, чтобы оценить его грандиозность. Это великолепное здание производит на людей колоссальный эффект.

Колизей — символ Рима и один из 7 Новых чудес света

Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света.

Архитектура Колизея

Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187,77 м, малая ось — 155,64 м, длина арены — 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен — от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя около 50 тысяч зрителей. Амфитеатр Флавиев был построен на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров.

Стены Колизея

Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич.
Использованы типичные для римской архитектуры ордерные аркады с ордерной суперпозицией.

Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее и получившее название vomitoria (от лат. vomere»извергать»), применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5. Колизей имел 80 входов, из которых 4 были предназначены для высшей знати и вели в нижний ряд. Зрители попроще входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой (лат. gradus). Нижний ряд, или подий (лат. podium), был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище (лат. pulvinar). Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных. Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса (лат. maeniana), соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и все, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене.

На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента (лат. velarium) для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза ещё до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся своим нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны, доныне уцелевшие там, где ещё сохранился четвёртый этаж. Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры (лат. itinera), камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы.

Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна: один архитектор вXVIII столетии дал себе труд приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1? миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей издревле считался символом величия Рима. «Пока Колизей стоит» — говорили пилигримы в VIII столетии — «будет стоять и Рим, исчезни Колизей — исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».

История Колизея

Строительство Колизея началось при императоре Веспасиане в 72-м году. Для возведения этого колоссального сооружения был высушен пруд, относящийся к роскошному дворцовому комплексу предшественника Веспасиана, деспотичного правителя Рима, императора Нерона.

Пожар 64-го года, случившийся в Риме при загадочных обстоятельствах во время правления Нерона, уничтожил множество увеселительных сооружений и амфитеатров. Традиционно в Римской империи именно театр, публичные бои и зрелища были мощным способом контроля населения и укрепления авторитета действующей власти. Нерон же распорядился отстроить в центре пострадавшего города огромный дворец для самого себя.

Веспасиан, вернувшись в Рим после успешного подавления иудеев, для упрочения своего культа повелел возвести в центре города грандиозный амфитеатр для развлечения народа. Это было разумное решение с политической точки зрения: земли, взятые Нероном для строительства непомерно роскошной резиденции, отходили народу, — таким образом, память о деспоте меркла перед славой нового императора.

В 80-м году строительство было завершено. В день открытия зрителям было представлено масштабное морское сражение — навмахия. Миллионы литров воды были поданы в недавно построенный Колизей при помощи сложной и масштабной гидравлической системы.

Долгое время амфитеатр служил главным местом развлечения римлян, здесь проходили гладиаторские бои, звериные травли, морские бои. Большой популярностью пользовались сцены охоты на диких животных. Лишь здесь римляне могли увидеть экзотичных зверей, привозимых с окрестностей империи и других стран.

После установления христианства в качестве государственной религии, большинство привычных римлянам увеселений попали под запрет, однако на практике они исчезли со сцен амфитеатра далеко не сразу.

В Колизее делалось все, чтобы зрители ушли после зрелища предельно удовлетворенными. Например, во время представлений зрительские ряды опрыскивались освежающими благовонными составами. Специальное приспособление, конструкция которого была восстановлена учеными лишь недавно, распыляло благовония на большую территорию.

Нашествия варваров положили начало систематическому разрушению Колизея. А в середине XIV столетия мощное землетрясение стало причиной обрушения главного римского амфитеатра. С этих пор здание стало рассматриваться в качестве источника строительного материала: камни амфитеатра подбирались и откалывались нарочно, после чего использовались в постройке новых сооружений.

Отношение к памятнику изменилось лишь в Новое время. В середине XVIII столетия Колизей был взят под защиту католической церковью. Папа Бенедикт XIV объявил его местом, где свершилась мученическая смерть многих христианских святых и сделал его напоминанием о страданиях Христа.

Колизей построили 60 000 еврейских рабов

Расположенный на восточной стороне Римского форума, огромный каменный амфитеатр, известный как Колизей, был построен около 70-72 годов нашей эры императором Веспасианом из династии Флавиев в подарок римскому народу. В 80 году нашей эры сын Веспасиана Тит официально открыл Колизей — первоначально известный как Амфитеатр Флавиев — со 100 дневными играми, включая гладиаторские бои и бои диких животных.

После четырех столетий активного использования люди не знали, кто на самом деле построил амфитеатр, и предполагали, что Веспасиан назначил государственных служащих для работы над проектом. Однако сын Веспасиана Тит на самом деле привез в Рим 60 000 еврейских рабов, которые день и ночь трудились, чтобы построить римский Колизей. Подтверждение этому можно увидеть в Арке Тита, на которой изображена менора из Иерусалима. По сей день евреи отказываются проходить под  этой аркой.

Обрушение южной стороны

Штормы, молнии, землетрясения и пожары — все это привело к гибели Колизея. Штормы и огонь, несомненно, повредили строение, но землетрясение, в конечном итоге привело к падению части верхних этажей и, всей южной стены. Хотя Колизей был серьезно поврежден двумя землетрясениями в пятом веке, считается, что он оставался более или менее неповрежденным до шестого века. Считается что, разрушительные землетрясения 847 и 1231 годов привели к падению большей части сооружения.

Несмотря на весь нанесенный ущерб, люди по-прежнему видят красоту Колизея и часто говорят, что обрушение южной стороны придает ему особую атмосферу и является напоминанием о его прошлой истории и провидении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector