Хатынь: история деревни, сожженной фашистами во время войны

История трагедии

К вечеру этого же дня в Хатынь пришли гитлеровцы. Всех жителей: стариков и детей, мужчин и женщин, всех, кто на тот момент находился в деревне, не зависимо от состояния: больных и беременных, женщин с грудными детьми, штыками и прикладами загнали в деревянный колхозный сарай с ещё крепкими стенами. Обложили его со всех сторон соломой и подожгли.

Сухой деревянный амбар вспыхнул сразу как факел. Дети громко кричали от страха и боли, а взрослые, задыхаясь в дыму, пытались их спасти. Крепкие двери сарая не выдержали напора людских тел и рухнули. Испуганные люди стали выскакивать, выбегать, а кто-то и выползать из горящего пламени. Но фашистские каратели без всякой жалости расстреливала их в упор огнём из автоматов и пулемётов.

В Хатынской трагедии погибли все 149 жителей, из них половина: 75 человек — дети. Только троим из них удалось укрыться от гитлеровцев и избежать страшной участи быть сожженными заживо: брату и сестре Володе и Соне Яскевич, а также Саше Желобковичу.

А вот из находившихся в том сарае-факеле, к удивлению, смогли выжить лишь двое детей. Одного мальчика, Виктора Желобковича, умирающая мать закрыла собой, и он пролежал под её трупом до ухода немцев. А второго раненого ребёнка — Антона Барановского — немцы просто приняли за мёртвого и не добили, не расстреляли.

Хатынский кузнец Иосиф Каминский — единственный выживший взрослый. Раненый, с сильнейшими ожогами он пролежал без сознания до поздней ночи. Очнувшись, Иосиф нашёл среди умирающих своего 15-летнего сына. Ребёнок был сильно обожжён, но еще жив. У него было смертельное ранение в живот. Вскоре, мальчик умер на руках у отца.

Именно этот страшный момент, момент наивысшей смертельной боли, запечатлён в скульптуре «Непокорённый человек», который стал главной ключевой фигурой мемориального комплекса «Хатынь». Теперь они навсегда вместе: отец и сын.

В этой страшной трагедии 54-летний Иосиф Каминский потерял всю свою семью: жену и троих детей.

В период жестокой оккупации в ходе Великой Отечественной войны ужасную судьбу Хатыни разделили ещё 628 белорусских больших и маленьких деревень, которые были сожжены фашистами дотла вместе с жителями.

Четверть из них: 186, как и Хатынь, никогда уже не были восстановлены.

Предлагаю посмотреть небольшое видео об этой страшной трагедии.

Памятник «Хатынь» в Белоруссии

Центральная фигура хатынского монумента представлена бронзовой скульптурой «Непокорённый». Это, вызывающая слёзы, фигура мужчины высотой 6 метров, с телом мёртвого ребёнка на руках.

Темный неподвижный  силуэт, словно почерневший от горя и гари. Освещенный солнечными лучами на фоне пронзительно синего неба, он выглядит особенно контрастно.

Место, сожженного вместе с людьми сарая, отмечено чёрной плитой — олицетворяющей крышу того самого злополучного амбара.

Рядом находится братская могила, где захоронены останки всех заживо сожженных жителей деревни Хатынь, со словами-наказом от имени мертвых нам, живым, и символическим венком памяти.

Надпись на монументе гласит: Хатынский Мемориал по своей планировке напоминает погибшую деревню: расположение домов и даже колодцев.

Всего в деревне стояло 26 домов, которые были сожжены полностью. В настоящее время каждый из них напоминает сруб, внутри которого стоит обелиск — печная труба.

Наверху каждой расположен колокол.

Глубокая оглушающая тишина этого места каждые 30 секунд, днем и ночью пронзается одновременным звоном всех 26 колоколов Хатыни.

Здесь же, на каждой колонне, находится доска с запечатленными навсегда именами жителей этого дома.

Жутко читать эти семейные родословные, оборвавшиеся в один день. Как пример, семья Навицких: мама, папа и их 7 детей, старшему из которых было 15 лет, а младшему 2 года.

А еще здесь сохранились деревенские колодцы. Точнее те места, где они когда-то находились. Теперь они отмечены мраморными крышами, а в каменных плитах символические углубления, где скапливается дождевая вода.

Люди почему-то туда кидают деньги. Непривычно, что в воде плавают бумажные купюры. Наверно, потому что в Белоруссии пока нет мелких монет.

Чуть дальше на территории комплекса расположено Кладбище белорусских деревень.

Сюда были торжественно доставлены урны с землей разоренных и сожженных дотла 185 деревень Белоруссии. 186-й в этом траурном списке была сама Хатынь.

На каждой символической могиле в камне выбито имя исчезнувшей деревни. Эти названия теперь можно встретить только здесь. На карте Беларуси таких названий больше не существует.

Фашистские оккупанты стёрли их с лица земли. И больше они не восстанавливались. Да! Их нет. Но они навечно живы в людской памяти. Неподалёку находится Стена Скорби.

Это железобетонная стена с нишами. Люди приносят сюда цветы и плюшевые игрушки.

На этих мемориальных плитах увековечены 66 лагерей смерти, созданных фашистскими оккупантами на территории Белоруссии, и названы места гибели большого количества людей.

В мемориале есть Площадь Памяти. На ней как символ вечной жизни растут 3 берёзы.

Горит, не потухая ни на минуту Вечный огонь.

Это символичное отражение того, что лишь 3/4 уничтоженных сел и деревень возродились к новой жизни. А четверть исчезла с лица земли навсегда. Так и растут здесь три березы, а вместо четвертой горит памятный огонь.

Рядом расположено Дерево жизни, символизирующее возрождающуюся жизнь.

На его «ветвях» список сожженных гитлеровцами, но возрожденных после войны трудом советских людей, 433 деревень…

Хатынь — символ всех деревень, которые сожгли немецкие завоеватели во время второй мировой войны. История трагедии Хатыни сохранилась до наших дней. И очень хочется надеяться, что останется в сердцах и памяти людей на многие десятилетия и века.

Этот мемориальный комплекс является историко-культурным наследием Белоруссии. Ежегодно его посещают тысячи экскурсантов. Это одно из самых горьких и почитаемых мест Великого народа Беларуси. Теперь там есть частичка и моего сердца.

Хатынь – мрачный символ всех сожженных деревень

Хатынь – маленькая деревенька, расположенная в 5 километрах от трассы Минск-Витебск, навсегда осталась скорбной страницей Великой Отечественной войны.

Капитан Ганс Вёльке

Утром 22 марта 1943 года по булыжному тракту в сторону Минска направлялся небольшой кортеж. Два грузовика, набитые солдатами 118 охранного полицейского батальона, сопровождали легковой автомобиль командира, Ханса Вёльке, отбывающего в отпуск в Германию.

В 13 км от тракта конвой попал в партизанскую засаду: капитан Вёльке и четверо сопровождающих были застрелены, что и решило участь находящейся рядом деревеньки Хатынь.

Погибший немецкий капитан был не простым офицером. Ганс Отто Вёльке, знаменитый в Германии спортсмен, завоевал первую в стране золотую медаль в толкании ядра на Олимпиаде, проходившей в 1936 году в Германии.

Восхищенный фюрер пригласил победителя в свою ложу на стадионе: ведь здоровяк Вёльке, истинный ариец, подтвердил национальную теорию «превосходства арийской расы», установив новый мировой рекорд в легкой атлетике. По личному распоряжению фюрера чемпиону присвоили внеочередное звание.

Когда известие о гибели любимца Гитлера дошло до высшего командования вермахта, судьба Хатыни была решена: жители деревни должны были понести «коллективную ответственность» за смерть капитана. Приказ о зверском уничтожении деревни отдал командир батальона Эрих Кёрнер.

Уничтожение деревни

Вечером 22 марта 1943 года в Хатынь вошел 118 батальон охранной полиции и окружил ее. Прибывшие расстреляли 26 человек, заготавливающих лес у того места, где кортеж попал в засаду. Всех жителей деревни полицейские согнали на подворье колхозного зернового тока, заперли в сарай и подожгли соломенную крышу.

Обезумевших людей, пытавшихся выбежать из пылающего гумна, расстреливали из пулеметов стоящие в оцеплении полицейские и эсэсовцы. Гитлеровцы убили в Хатыни 149 человек, из них – 75 детей.

Выжившие после трагедии

Ни один взрослый не мог остаться незамеченным, только трое детей: Володя и Соня Яскевич и Саша Желобкович – скрылись от гитлеровцев. Чудом выжил, спрятавшись под телом убитой матери, Витя Желобкович. Раненого в ногу Антона Барановского эсэсовцы приняли за мертвого. Обгоревших раненых детей после ухода карателей подобрали и выходили жители соседней деревни.

Из горящего сарая спаслись две девушки – Мария Федорович и Юлия Климович. Они доползли до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени. Позднее и эту деревню оккупанты сожгли, и обе девушки погибли вместе с деревенскими жителями.

Из взрослых жителей Хатыни выжил 56-летний кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришел в сознание ночью, когда каратели ушли из деревни. Отца ждал тяжкий удар: под трупами односельчан он нашел своего 15-летнего сына Адама. Смертельно раненый в живот, мальчик умер на руках у отца.

Этот страшный момент смертельной боли запечатлен в единственной скульптуре мемориального комплекса «Хатынь» – «Непокоренный человек». Теперь они навсегда вместе – отец и сын. Как реквием Хатыни – строки поэта А. Дементьева:

Старик с ребенком через страхИдет навстречу.Босой.На бронзовых ногахУвековечен.Который год, который годУйти из дня того не может…

Кто сжег село

Хатынь сожгла специальная зондеркоманда – 118-й полицейский батальон, куда набирали рецидивистов, осужденных за тяжкие уголовные преступления: одна украинская и две русских роты, набранные из числа полицаев, военнопленных и украинских националистов.

Командовал батальоном бывший польский майор Константин Смовский, исполнил приказ военнопленный советский офицер, перешедший на службу к гитлеровцам, – бывший старший лейтенант Красной Армии 27-летний Григорий Васюра, начальник штаба этого батальона.

Многие каратели пережили войну. Одних советские спецслужбы выявили в первые послевоенные годы, другие десятилетиями скрывались под личиной ветеранов.

Григорий Васюра, скрыв факт службы в полиции, стал директором украинского совхоза «Великодымерский». Награжденный медалью «Ветеран труда», стал почетным курсантом Киевского военного училища связи, не раз выступал перед молодежью как фронтовик-связист.

В 1985 году Васюра потребовал себе орден Отечественной войны. Поиски в архивах обнаружили страшную тайну в биографии убийцы, лично убившего 350 белорусов, и в ноябре 1986 года его арестовали. Показания 26 свидетелей, обвинявших преступника, Васюра отрицал. 26 декабря 1986 года трибунал Белоруссии признал Григория Никитовича Васюру виновным и приговорил к расстрелу как пособника немецко-фашистских захватчиков.

Банда предателей Родины

Трагическая история Хатыни неразрывно связана с 118 батальоном шуцманшафта ─ так назывались у немцев подразделения охранной полиции, сформированные из добровольцев, набранных среди пленных красноармейцев и жителей оккупированных территорий. Это подразделение было создано в 1942 году на территории Польши и вначале состояло только из бывших советских офицеров. Затем его комплектование продолжили в Киеве, включив в него большое количество этнических украинцев, среди которых преобладали националисты из ликвидированного к тому времени профашистского формирования «Буковинский курень».

Этот батальон занимался исключительно борьбой с партизанами и карательными операциями, проводившимися в отношении мирного населения. Осуществлял он свою деятельность под руководством офицеров из зондербатальона СС «Дирлевангер». Достаточно показательным является перечень лиц, стоявших во главе батальона. Его командиром был майор польской армии, перешедший на сторону немцев Еже Смовский, начальником штаба ─ Григорий Васюра, в прошлом старший лейтенант Советской армии, а командиром взвода, расстрелявшего в лесу женщин ─ уже упоминавшийся выше бывший старший лейтенант Советской армии Василий Мелешко.

Кроме карательной операции в деревне Хатынь, история батальона, целиком укомплектованного из предателей Родины, насчитывает немало подобных преступлений. В частности, в мае того же года его командир Васюра разработал и провёл операцию по уничтожению партизанского отряда, действовавшего в районе села Дальковичи, а двумя неделями позже привёл своих карателей в деревню Осови, где ими было расстреляно 79 мирных жителей.

Далее батальон перебросили сначала в Минскую, а затем в Витебскую область, и везде за ними тянулся кровавый след. Так, учинив расправу над жителями села Маковье, каратели уничтожили 85 человек мирного населения, а в посёлке Уборок расстреляли 50 скрывавшихся там евреев. За пролитую кровь соотечественников Васюра получил от фашистов лейтенантское звание и был награждён двумя медалями.

Музей и цены

Рядом с парковкой расположен Музей, в котором представлена фотодокументальная экспозиция «Хатынь». В небольшом помещении находятся исторические фотографии событий, которые происходили на территории Белоруссии во время Великой Отечественной войны и после нее.

Страшные фотографии фашистского геноцида и жертв оккупации. Казни, убийства, пожары. И послевоенные кадры тех, кто выжил и вновь учился жить, в буквальном смысле слова, с «нуля».

Еще представлены фото о том, как строился мемориальный комплекс, как устанавливали памятники и зажигали Вечный огонь. Вот, к примеру, документальная фотография символического захоронения земли с пепелищ  исчезнувших с лица земли белорусских деревень.

Выставка небольшая, стоимость посещения тоже: 10 000 белорусских рублей (35 руб., или 0.5$). Я ее осматривала бесплатно, так как смотрительница с утра вместе с другими работниками пили чай в соседнем домике. поэтому вход был свободный

Кстати, в здании рядом находится экскурсионное бюро, там можно договориться о проведении экскурсии. Время работы ежедневно с 10 часов, понедельник выходной.

Наверно, в составе экскурсии можно услышать много новых интересных исторических фактов. Но в этот день я была очень довольна тем, что побывала в этом удивительно-сильном месте в одиночестве и тишине.

Вход в Мемориальный комплекс «Хатынь» бесплатный. За парковку тоже ничего не нужно платить.

Исполнители преступления

Список исполнителей:

«118-й шуцманшафт-батальон»

  • командиры: майор Эрих Кёрнер, майор Константин Смовский (укр.)русск., майор Иван Шудря;
  • начальник штаба: Григорий Васюра;
  • командиры рот: обер-лейтенант Герман, Николай Франчук, Иосиф Винницкий, Иван Нарадько;
  • взводные: лейтенант Василий Мелешко, лейтенант Пасичнык, Дмитрий Гнатенко, Михаил Славутенко;
  • рядовой состав: капрал-пулемётчик Иван Козынченко, рядовые Василий Лещенко, Григорий Спивак, Степан Сахно, Остап Кнап, Тимофей Топчий, Иван Петричук, Владимир Катрюк, Григорий Лакуста, Степан Лукович, Иван Иванкив, Иван Слижук, Семён Щербань, Георгий Субботин, Жора Ильчук, Василий Филиппов, Иван Строкач, Михаил Курка, Иван Лозинский, Юрий Швейко, Павел Поляков, Николай Савченко, Пётр Билык, Павел Кремлев, Сергей Солоп, Сергей Мышак, Савелий Хренов, Николай Гурский, Андрей Власенко, Василий Заяц, Николай Звирь, Павел Ваврин, Михаил Дякун, Михаил Темечко, Дмитрий Ныкля, Николай Каленчук и его брат, Григорий Думыч, Иван Кушнир, Григорий Титоренко, Николай Пыпа, Пётр Дзеба, Иван Василенко, Савко, Почапский, Михаил Бардыш, Павел Вус, Иван Варламов, Панкив, Кмит, Харченко, Лютык, Шумейко, Котов, Кипран, Пинчук, Шульга, Юращук, Сторожук, Унгурян, Абдуллаев, Набережный, Семенюк, Бескандеров, Литвин, Горецкий, Егоров, Погорецкий, Полевский, Дедовский.

Батальон СС «Дирлевангер»

  • командир роты: Иван Мельниченко
  • рядовой состав: Алексей Стопченко, Василий Зайвый, Феодосий Грабаровский, Иван Пугачёв, Иван Тупига, Алексей Юрченко, Леонид Сахно, Василий Ялынский, Михаил Майданов, Александр Радковский, Степан Шинкевич, Мефодий Багрий, Пётр Терещук, Иван Терещенко, Пётр Уманец, Пётр Гудков, Николай Шаповалов, Николай Рожков, Андрей Садон, Степан Слободяник, Афанасий Иванов, Иван Голтвяник, Иван Петренко, Павел Романенко, Г. А. Кириенко, М. А. Мироненков, Слынько, Долоко, Непоп, Хлань, Евчик, Мохнач, Сурков, Сотник, Примак, Макеев, Коваленко, Зозуля, Бакута, Годинов, Рогико.

В советское время факт участия коллаборационистов в преступлении в Хатыни замалчивался. Первые секретари ЦК КП Украины и КП Белоруссии Владимир Щербицкий и Николай Слюньков обратились в Центральный комитет партии с просьбой не разглашать сведения об участии украинцев и русских — бывших советских военнослужащих в зверском убийстве мирных жителей деревни. К просьбе отнеслись с «пониманием».

Как добраться

Из Минска до самого мемориального комплекса не идет ни один автобус. Если добираетесь своим ходом, то можно доехать с автовокзала Минска до поселка Плещеницы, попросив водителя остановить у поворота на Хатынь. Дальше нужно либо пройти 5 км пешком либо попробовать добраться до места на попутной машине.

Еще один вариант — доехать с автовокзала до города Логойска, остальное расстояние (порядка 20 км) преодолеть на такси.

Удобнее всего, конечно, доехать до комплекса на личном или арендованном автомобиле. Из Минска нужно двигаться в сторону Витебска по трассе М3, на 54 км встретится указатель на Хатынь, после него останется доехать 5 км.

Мемориальный комплекс «Хатынь»: видео

В культуре

Песняры — Белоруссия (отрывок)

Наша память идёт по лесной партизанской тропе
Не смогли зарасти эти тропы в народной судьбе
Боль тех давних годин в каждом сердце живёт и поныне
В каждой нашей семье с нами малые дети Хатыни
  • Уничтожение деревни легло в основу романа белорусского писателя Алеся Адамовича «Хатынская повесть». Книга, в свою очередь, послужила сценарной основой для советского кинофильма «Иди и смотри».
  • В 1971 году композитором Игорем Лученком была написана песня «Хатынь». Песня прозвучала в исполнении белорусского ВИА Песняры. В 1975 году Александра Пахмутова и Николай Добронравов написали песню «Белоруссия», во втором куплете которой есть также упоминание о Хатыни.
  • Особый взгляд на события в деревне был представлен в книгах белорусской писательницы Елены Кобец-Филимоновой — «Жаворонки над Хатынью» (1973) и «Распятая Хатынь» (2005).

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

Вот уже почти сорок лет горит в Хатыни Вечный огонь. Пламя вырывается через разорванную решетку лагерного барака. На граните выбита жуткая цифра — 2 миллиона 230 тысяч погибших.

В годы Великой Отечественной войны погиб каждый четвертый житель Белоруссии. В память об этом были посажены три березы. Они здесь как символ жизни. А на месте четвертой березы горит Вечный огонь.

После войны в Белоруссии возродились из пепла 433 деревни, уничтоженные вместе с жителями.

Названия этих деревень увековечены на символических «Деревьях жизни». Они прорастают из земли, а вместо веток и листьев у них названия восстановленных деревень.

А за «Деревьями жизни» просматривается еще один символ возрождения. Это светлый сруб белого дома, который только-только начинают строить.

Лишь на обратном пути с мемориального комплекса обратила внимание на эти цветы. Словно  кровь, пролитая жителями Хатыни за то, чтобы сейчас мы могли жить под мирным небом

У одного из символических срубов растет огромное дерево с раскидистой кроной. Говорят, посадил его еще до войны тот самый Иосиф Каминский.

Дерево это словно мост, соединяющий прошлое с будущим. Безмолвный свидетель хатынской трагедии. Оно выжило, несмотря ни на что. Вот он, символ стойкости! Каждый год почки на ветвях дерева превращаются в листья. Жизнь продолжается.

Смотрю на дорогу, которая ведет к трассе. У каждого из нас своя Дорога, свой собственный Путь. Некоторые считают, что не нужно оглядываться назад, в прошлое.  Мол, нечего ворошить старое — что было, то прошло. Но если  не мы, то кто еще сможет сохранить для потомков память о трагедии в Хатыни?

Звучат, звучат колокола Хатыни. Этот звон намертво впечатывается в сердце. Он проникает в каждую клеточку души и, словно метроном, еще долго стучит в висках. Побывав хоть раз в Хатыни, ты уже никогда не  сможешь забыть эту крохотную белорусскую деревушку, ставшую символом зверств фашизма.

И вспоминаются строки Роберта Рождественского:

Люди, покуда сердца стучатся, — помните! Какою ценойзавоевано счастье, — пожалуйста, помните!

Татьяна Трунова, июнь 2018

Очерки, в которых звучит тема Великой Отечественной войны

  • «Поклонимся великим тем годам…» — о монументах доблести и славы 
  • Прохоровка: третье ратное поле России — о Прохоровском поле, где состоялось знаменитое танковое сражение

Другие достопримечательности Беларуси

  • Музей традиционной культуры в Браславе — очерк об экспозициях музея, посвященных народным промыслам Беларуси
  • Гомель — очерк о достопримечательностях города

Структура мемориального комплекса

Не только Хатынь постигла такая беда — еще 185 деревень навсегда исчезли с карт, а их жители стали жертвами жестокого режима немецких оккупантов. Этот мемориальный комплекс — дань памяти погибшим, символ не только скорби, но одновременно стойкости и мужества белорусского народа, сумевшего побороться с нацистами, пережить трагические времена и найти силы для возобновления жизни.

В июле 1969 года государственный мемориальный комплекс «Хатынь» был торжественно открыт.

Яркий архитектурно-художественный мемориал посредством простых и понятных образов рассказывает о трагическом периоде в жизни белорусского народа, заставляет задуматься о разрушительной силе фашизма, о торжестве силы духа.

Комплекс построен на открытой местности в соответствии с планом разрушенной деревни, на его территории есть одна скульптурная композиция, величественная и очень сильная по смыслу. В ее основу легла трагедия Иосифа Каминского — отец держит на руках своего умершего сына, но голова мужчины высоко поднята, он внутренне не покорился врагу.

На территории комплекса можно увидеть воссозданные художественно-архитектурными средствами элементы деревенских построек, когда-то бывших здесь, а ныне имеющих символический смысл. Здесь и крыша того самого сарая, срубы домов, часть открытых калиток (знак гостеприимства жителей), колодцы.

Tatiana Dudarenko

Внутри срубов обелиски с мемориальными досками, на них высечены имена погибших, которые жили в этих домах. На вершине обелисков установлены колокола, которые в память о жертвах звонят каждые 30 секунд.

На одном из участков создано так называемое кладбище деревень — могилы с названиями населенных пунктов, которые подобно Хатыни были навсегда уничтожены фашистами. В противовес создана композиция из символических деревьев, на ветвях которых перечислены названия уничтоженных, но со временем восстановленных деревень.

Информация о том, что каждый четвертый житель Белоруссии погиб во время войны, символично отражена в композиции из трех березок, четвертая ниша пустует.

На площади комплекса также есть мемориальные плиты с названиями концлагерей, которые действовали на территории страны.

Карта мемориального комплекса «Хатынь»

К 60-летней годовщине освобождения страны от фашистских захватчиков была создана фотодокументальная экспозиция, рассказывающая о войне, трагедии белорусского народа и истории мемориального комплекса.

У мемориального комплекса «Хатынь» есть 2 филиала — «Дальва» (в память о жителях одноименной деревни) и мемориальный комплекс «Курган Славы».

Tatiana Dudarenko

Примечания

  1. . // Interfax.by. Дата обращения: 21 февраля 2015.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 апреля 2008.
  3. ↑  (Проверено 22 октября 2015)
  4. ↑  (Проверено 22 октября 2015)
  5. Косик В. Правда історії. Роки окупації України 1939−1944. (Збірник статей). — Київ: Українська видавнича спілка, 2008. — ISBN 978-966-410-011-0. — С. 77. (укр.)
  6. . Наша Ніва (30 мая 2020). Дата обращения: 30 мая 2020.
  7.  — С. 89.
  8. ↑ Судебный процесс по делу о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков на территории Латвийской, Литовской и Эстонской ССР. — Рига: ВАПП, 1946. — С. 100.
  9. Горелик Е. // Белорусская деловая газета. — 2003. — 5 марта.
  10. Laputska, Veronica (2016). World War II Criminals in Belarusian Internet Mass-Media: The Cases of Anthony Sawoniuk and Vladimir Katriuk. The Journal of Belarusian Studies 8 (1): 50-77.
  11. Rudling, P. A. (2012). The Khatyn Massacre in Belorussia: A Historical Controversy Revisited. Holocaust and Genocide Studies 26 (1): 29-58. ISSN 8756-6583. doi:10.1093/hgs/dcs011.
  12. ↑ Хмельковський, Левко (5 квітня 2013). Чи білорусів вбили українці?. Свобода. с. 5. Архів оригіналу за 25 травня 2019.
  13. Ушакін С. Зобов’язані простору: постколоніальний націєпростір між Сталіним і Гітлером // Схід/Захід. — Харків, 2013. — Вип. 16/17. — С. 147—175.
  14. Карательные акции в Беларуси / сост.: В. Я. Герасимов, С. М. Гайдук, И. Н. Кулан. — Минск : Сталия, 2008. — С. 61.
  15. Laputska, 2016, с. 63
  16. Радченко, Юрій (2 березня 2017). Знову про «сучих дітей» або Моя відповідь Володимиру Старику. Частина друга.. Україна модерна.
  17. Radchenko, 2017, с. 313
  18. Кобрин М. В. Белорусы — участники Холокоста // Наука. Общество. Оборона. — 2017. — Вип. 3. — № 12. — DOI:10.24411/2311-1763-2017-00030.
  19. Басараб, Михайло (9 травня 2010). Табачник знову фальшує. Українська правда. Архів оригіналу за 24 квітня 2019.

Авторы Гайдпарка

  • Дмитрий Иванов

    Настоящий фашизм

    Читать полностью

  • Антоха Орлёнок

    Российский ФБР заинтересовался причинами смерти афроамериканца Уильяма Джаннетта

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Идея неомонархизма

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    И все-таки какими разными были мы — студенты ЛИАПа. Мой друг Анатолий

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Сногшибательный лозунг

    Читать полностью

  • bambambigelow

    Критика «Северного потока-2» грозит Латвии газовым кризисом

    Читать полностью

  • bambambigelow

    В РФ отреагировали на желание Киева вытеснить Москву с газового рынка

    Читать полностью

  • Анатолий Ключников

    Преемственность поколений

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Для чего Вашингтону нужна Япония?

    Читать полностью

  • наталья гончарова

    Вы заметили, что эстрада наша как-то изменилась?

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Самозванцы

    Читать полностью

  • Nikol

    Верите ли вы в то, что канал RT способен распространять фейки

    Читать полностью

Мемориальный комплекс «Хатынь»

Хатынь — символ страшной трагедии, которую пережил белорусский народ в годы Великой Отечественной войны. Иногда мы задаем себе вопрос — надо ли посещать объекты, посвященные таким страшным и трагическим событиям, как те, что происходили в Бухенвальде, Освенциме, Треблинке, Хатыни? Нужно ли нашим детям видеть эти жестокости? Ответ однозначный — нужно. События войны уходят все дальше в прошлое, ветеранов становится все меньше. Двадцать лет назад, на традиционном шествии партизанов в Минске шли многочисленные колонны, сейчас — хорошо, если пара сотен человек. И такие мемориалы как Хатынь — неоценимое хранилище исторической памяти народа, который в своей истории пережил национальную трагедию. Хатынь — символ мученичества белорусского народа, потерявшего в годы войны каждого четвертого. И в то же время — свидетельство его несгибаемого мужества, потому что, пережив все, он вышел победителем. Именно этому посвящен главный памятник Хатыни «Непокоренный человек».

История Хатынской трагедии

22 марта 1943 года белорусская деревня Хатынь перестала существовать, теперь ее нет ни на одной географической карте. Накануне партизаны обстреляли немецкую автоколонну, был убит немецкий офицер. В таких случаях каратели всегда проводили репрессии против мирных жителей, стремясь таким образом запугать партизан, ведь среди населения деревень были их близкие. Ничего не знавших о происшедшем людей загнали в сарай, взрослые, которые вскоре поняли, что их ожидает, пытались спасти детей, но их расстреливали при попытке к бегству. Только троим детям удалось бежать. Вскоре после того, как сарай подожгли, его стены рухнули, обгоревшие, охваченные огнем люди все-таки пытались скрыться, но их расстреливали в упор.

Анна Желобкович, падая, прикрыла своим телом сына Витю, он пролежал под трупом матери до рассвета, позже его и еще одного мальчика, Андрея Барановского, который был тяжело ранен и принят фашистами за мертвого, обнаружили жители соседней деревни.

Из взрослых жителей деревни уцелел только 56-летний кузнец Иосиф Каминский. Придя в сознание, обгоревший и израненный, он нашел среди трупов односельчан тело своего сына. Это трагическое событие и положено в основу единственной скульптуры мемориального комплекса Хатынь.

Мемориальный комплекс

Когда в 60-х годах прошлого века было принято решение увековечить память хатынской трагедии, проводился конкурс среди скульпторов и архитекторов. Победили архитекторы Ю.Градов, В.Зенкович и Л. Левин, скульптор С.Селиханов. Хатынь — выдающееся произведение монументального искусства. Лаконичными, образными, выразительными, реалистическими средствами авторы передают посетителям высокую патриотическую идею. Памятник оказывает исключительное эмоциональное воздействие, что достигается сочетанием природы, звукового сопровождения и совершенством архитектуры и пластики. Тот, кто когда-нибудь слышал колокола Хатыни, не забудет их никогда. Белоруссия — это непокоренный Иосиф Каминский, несущий на руках своего замученного ребенка, но не склонивший головы перед захватчиками. Скорбь о погибших и непреходящее восхищение стойкостью народа-страдальца — вот чувства, которые в камне и звуке сумели воплотить авторы.

Как проехать

От Минска до Хатыни ходит автобус с главного автовокзала. На личном автомобиле надо ехать по шоссе «М3 Минск-Витебск», на 54 км увидите указатель — Хатынь, ориентируясь по нему, через 5 км вы достигнете мемориала.

Часы работы

Фотодокументальная экспозиция: 10:30-16:00, стоимость билета для студентов и школьников — 0,50 BYN; обычные билеты — 1 BYN.

Экскурсионное обслуживание: 10:30-15:00, выходной день — понедельник.

Фотосъемка (1 фотоаппарат) — 0,50 BYN.

Вход на территорию мемориала бесплатный, имеется автостоянка, киоск продажи сувениров, ближайший к мемориалу пункт питания — в соседнем пансионате «Партизанский бор».

Причины мемориализации Хатыни

Как полагает ряд исследователей, причина выбора именно Хатыни — одного из 9200 белорусских сел, уничтоженных нацистами — для организации мемориала в 1969 году связана с созвучием её название с названием Катыни, очень явственным в латинской транскрипции (Khatyn и Katyn), так как обвинения в массовом убийстве польских пленных в Катынском лесу доставляли большие пропагандистские неудобства СССР на международной арене. Когда президент США Никсон в 1974 году посетил СССР, его отвезли в Хатынь. Почувствовав, что Советы использовали визит в пропагандистских целях, The New York Times сообщила об этом под шапкой: «Никсон видит Хатынь, советский мемориал, а не Катынский лес».
.

Иосиф Каминский

  • Иван Шамякин: правоверный коммунист и белорусский патриот до мозга костей

  • Страшная месть душителю восстания Калиновского

  • Почему у патриарха и епископов бело-красно-белые ленты на мантиях и гербах?

Единственный взрослый хатынец, которому удалось спастись — Иосиф Каминский, 56-летний деревенский кузнец. Официальная версия гласит, что Каминский очнулся среди обгоревших тел односельчан поздним вечером, когда каратели уехали. Есть и другая версия, которую также озвучивал Каминский: накануне партизаны потребовали, чтобы он зарезал овцу. А чтобы осмолить тушу, он пошел в лес за хворостом. Как раз тогда в Хатынь и вошли каратели. Как бы там ни было, в огне Каминский потерял семью, его 15-летний сын Адам скончался от ожогов и ранений. Памятник Непокоренному — центр хатынского мемориала — это образ Каминского с сыном на руках.

После войны Каминский жил в деревне Козыри, второй раз женился. Умер в 86-летнем возрасте.

Пятеро детей спаслись

Трое из них — 13-летний Володя и 9-летняя Соня Яскевичи и 13-летний Саша Желобкович — сумели спрятаться в деревне и не попали в сарай, где сгорели их родные. После войны они росли в Плещеницком детском доме.

Александр Желобкович окончил военное училище, служил, вышел в отставку подполковником. Умер в 1994. Владимир Яскевич работал на Минском автозаводе, на пенсии жил в соседней с Хатынью деревне Козыри. Его не стало в 2008. Сестра работала на почте, сейчас на пенсии, живет в Минске.

Еще двое детей выжили в пылающем гумне: 7-летний Виктор Желобкович и 12-летний Антон Барановский. Маленький Витя оказался под телом матери и не сгорел, а Антон пытался выскочить из огня и был ранен в ногу. Каратели посчитали его мертвым. Виктор стал инженером-станкостроителем, не пережил пандемии ковида. Антон трагически погиб в 1969 году в Оренбурге, куда поехал работать: в общежитии, где он жил, ночью вспыхнул пожар.

Еще две девушки, Юлия Климович и Мария Федорович, выползли из огня и добрались до леса. Их подобрали соседи из деревни Хворостени. Но через недолгое время нацисты сожгли вместе с людьми и Хворостени…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector