Современная германия

§ Климатические пояса или зоны Германии

Климат- это константное, повторяющееся из года в год состояние погодных условий, включая атмосферное давление, осадки, температуру воздуха, циркуляцию атмосферы и некоторые другие характеристики. Климат земли принято делить на пояса (нем. Klimagürtel или Klimazonen), эти пояса или зоны опоясывают землю с востока на запад и располагаются один под другим; данное деление происходит в связи с тем, что положение и движение планеты, а также наклон земли обуславливает получение разного количества солнечной энергии в разных широтах земли. Так на земле выделяют несколько климатических поясов с севера и юга к экватору: полярный, субполярный, умеренный, субтропический, тропический (есть и другие классификации; классификации принятые в Германии и русскоязычных странах отличаются друг от друга).

Германия целиком находится в умеренном климатическом поясе, точнее в более теплой части умеренного пояса (нем. kühlgemäßigte Klima). Она расположена между 47 и 55 градусами широты, а также 6 и 15 градусами долготы. Для умеренного пояса типична большая разница между температурами в разное время года (зима и лето), хотя эта разница и уменьшается в направлении к экватору. В этом климатическом поясе произрастают смешанные леса, причем к в направлении к экватору больше лиственных лесов, а к полюсу — хвойных. В этих широтах разная продолжительность дня и ночи (светлого и темного времени суток) в течение года, характерна смена времен года, изменчивая погода и довольно много осадков. Умеренному поясу характерны преимущественно западные ветра (направление с запада на восток), (нем. Westwindzone), ветра дуют сильнее зимой и слабее летом.

Национальное Собрание

Выборы в учредительное Национальное собрание состоялись в январе 1919 г. (Избирательным правом, согласно Положению 30 ноября 1918 г., пользовались и мужчины, и женщины старше 20 лет; пассивное право было ограничено цензом гражданства более 1 года). Широкая демократизация принесла победу социал-демократам: СДПГ получила до 40% мест, НСДПГ – 5%. Значительным было участие христианско-демократической партии Центра – 20%; остальные места поделили право-республиканские партии, сформировавшиеся в 1917–1918 гг. (Немецкая народная партия, немецкая национальная и др.), а также мелкие центристские объединения. Правительство решило созвать Собрание в небольшом городке Ваймар, под охраной войск, поскольку мятежи офицерства с одной стороны, коммунистические выступления и рабочие демонстрации – с другой могли быть восприняты как политическое давление: «Конституанта должна покончить с революционным состоянием, – замечал один из руководителей социал-демократического правительства, – и для этого она должна быть в абсолютной безопасности».

Ваймарское Национальное собрание (6 февраля 1919 г. – 21 мая 1920 г.) завершило процесс установления государственной власти переходного времени и выполнило учредительные функции, приняв новую конституцию Германии. Своеобразным обстоятельством стало то, что первое предшествовало второму, тем самым создав на будущее весьма необычную ситуацию взаимоотношения властных институтов.

В течение февраля 1919 г. Собрание провело выборы временного президента республики – им стал социал-демократ Ф. Эберт (получивший почти 3/4 голосов), организовало правительство на основе коалиции партий во главе с Ф. Шейдеманом (большинство из 14 министров также были членами СДПГ и НСДПГ), приняло постановление об организации временных вооруженных сил (из добровольческих корпусов). Согласно переходному закону от 1 марта 1919 г. Впредь до первых выборов полномочия райхстага доверялись Национальному собранию, а бундесрата – особому комитету всех германских государств.

В июне 1919г. Собрание, кроме всего, утвердило условия мира с Антантой, предписанные Францией, а затем ратифицировало мирный договор. Германия лишалась ряда территорий на Западе, обязывалась к выплате колоссальной контрибуции.

В августе 1919 г. Национальное собрание утвердило новую конституцию Германии.

Раздел Германии на 4 сферы влияния

После поражения Германии во Второй мировой войне страны-победительницы задумались о решении ее дальнейшей судьбы. Во-первых, участники антигитлеровской коалиции желали наказать главного виновника Второй мировой. Во-вторых, даже после низвержения нацистского режима, правительства Великобритании, Франции, Советского Союза и Соединенных Штатов Америки видели в немецком населении потенциальную угрозу. Они боялись возрождения нацизма, опасались, что после восстановления экономики и военной промышленности, немцы захотят отомстить за все унижения послевоенного времени.

Поэтому, в 1945 году после окончания всех военных действий, был установлен оккупационный режим в Германии. На территории побежденной страны были введены американские, советские, французские и британские войска. Таким образом, Германия была расчленена на 4 оккупационные зоны, каждая из которых была подконтрольна одной из стран-победительниц. После раздела Германии на зоны оккупации был учрежден Контрольный Совет, в состав которого входили представители Англии, Соединенных Штатов Америки, Советского Союза и Франции. Контрольный Совет созывался только по важным вопросам, касающимся судьбы всего государства. Вопросы местного значения решали администрации на местах, возглавляемые американцами, французами, советскими гражданами и англичанами.

Страны-победительницы поставили перед собой следующие цели раздела Германии на зоны оккупации:

  1. Провести полную демилитаризацию страны – ликвидацию всех вооружений, военной техники, военной промышленности. Сразу после окончания войны Советский Союз и США разделили между собой немецкий флот, вывезли большое количество военной техники. В дальнейшем, страны-победительницы договорились о перестройке немецких военных заводов на мирный лад, вывозе промышленного оборудования с территорий Германии.
  2. Осуществить денацификацию – искоренение нацизма. Страны антигитлеровской коалиции стремились ликвидировать НСДАП (Национал-социалистическую немецкую рабочую партию), привлечь к ответственности нацистских преступников, организовать комиссию по расследованию «степени виновности» подозреваемых. В высшей степени виновных в военных преступлениях немцев впоследствии отдали под суд, у остальных конфисковали имущество, наложили штрафы, ограничили в правах.
  3. Провести демонополизацию. Опасаясь, что Германия после восстановления экономики снова встанет на путь войны, страны-победительницы поставили перед собой цель – разрушить все крупные немецкие монополии, поставить немецкую экономику в зависимость от иностранных государств.
  4. Реализовать демократизацию – утверждение демократических принципов в немецком обществе. Демократия противопоставлялась тоталитарному нацистскому режиму и его принципам, поэтому с ее помощью страны-победительницы надеялись «очистить умы немцев» от национализма и других агрессивных идеологий.

Эти четыре главные цели прозвали планом четырех-Д, все они были реализованы, но по-разному в различных зонах оккупации.

§ Спорт и развлечения в Германии

Германия является футбольной страной, большинство жителей Германии являются футбольными болельщиками и много разговаривают на тему футбола. Немецкая национальная футбольная команда уже не раз становилась мировым чемпионом. Самый большой футбольный клуб в мире находится в Германии, это «Футбольный клуб Бавария Мюнхен», насчитывающий более 250’000 членов. Кроме футбола, в Германии также развита легкая атлетика, плавание и некоторые зимние виды спорта. Кроме футбола любимые виды спорта у немцев, это: бокс, гонки и лыжи.

Люди в Германии охотно занимаются спортом в фитнесс-центрах, бегают и едут на велосипедах; число велосипедов, находящихся в частной собственности в Германии, превышает число автомобилей.

В Германии люди имеют относительно много свободных от работы дней, в среднем человек в Германии имеет отпуск 30 дней, а также от 11 до 18 официальных праздничных дней, в зависимости от федеральной земли (Календарь Германии). Немцы любят путешествовать и проводить отпуск вдалеке от дома. Большинство немцев отдыхают в Германии, их излюбленные места отдыха, это: Северное и Восточное море, Бавария и Берлин. Вне Германии, немцы отдыхают преимущественно в Италии, Испании и Австрии.

Немцы любят слушать музыку, особенно англоязычную и немецкоязычную поп- и рок музыку; кроме этого хиты прошлых лет: шлягер, народный фольклор, шансон и другие. В школах многие дети учатся играть на музыкальных инструментах, самые популярные из них, это: пианино, гитара, скрипка и флейта.

Кроме музыки немцы охотно проводят свободное время слушая радио, читая книги или пользуясь интернетом.

§ Характеристика и особенности климата в Германии

В зависимости от рельефа и других факторов, климатические пояса подразделяются по разным типам климата. В умеренном поясе, по разным видам классификации, выделяют несколько следующих типов климата: морской или океанический климат, внутриконтинентальный климат, средиземноморский, субтропический горный, муссонный типы климата.

Германии большей частью свойственен океанический климат, он формируется под влиянием атлантического океана и Гольфстрима; характеризуется теплым летом, 10-20 градусов Цельсия и теплой зимой, 0 градусов Цельсия и относительно большим количеством осадков. С запада на восток для территории страны характерен переход от западноевропейского морского климата к восточноевропейскому континентальному климату.

Однако, в связи с тем, что в Германии находятся разные ландшафты: побережья морей, низменности и возвышенности, а также горные массивы (подробнее ), климат в стране соответственно различается в разных регионах.

На климат северной части страны влияет Северное и Балтийское море, омывающие северное побережье Германии. Влияние морей делает климат в Северной германской низменности морским с дождливым летом, теплой зимой и штормами. На востоке и юго-востоке — континентальный климат с более жарким летом и холодной зимой. На самом юге в Альпийских горах типичный горный климат. Хотя есть типичные отличия климата между северной, западной и восточной частью Германии, все же в погоде бывают исключения.

В ФРГ довольно редки продолжительные экстремальные погодные условия, все же бывают периоды сильной жары, штормы, грозы и торнадо, засухи и наводнения.

Средние температуры воздуха, количество осадков и солнечных дней

Среднегодовая температура воздуха в стране составила 10.4 градуса Цельсия на 2020 год. Самый холодный месяц в ФРГ — январь, а самый теплый — июль. В этом же году в Германии было в среднем 1’896 солнечных часов, а количество осадков составило 705 литров на 1 квадратный метр.

Средняя температура воздуха в Германии по месяцам, по годам, по землям

  • Температура в Германии зимой в декабре, январе, феврале
  • Температура в Германии летом в июне, июле, августе
  • Температура в Германии осенью в сентябре, октябре, ноябре
  • Температура в Германии весной в марте, апреле, мае

Количество солнечных дней в Германии по землям, по годам, временам года и месяцам

Здесь представлена информация о количестве солнечных часов и дней в стране: вы узнаете как измеряется количество солнечных часов, а также каковы показатели солнечного сияния с изменением по месяцам года, по годам и по федеральным землям.

Президент и его полномочия

Бундеспрезидент считается главой Германии и может быть избран только на один или два срока протяженностью пять лет, последовательных друг за другом. Президент выбирается федеральным собранием, которое формируется председателем бундестага и состоит из представителей нижней палаты парламента и такого же количества членов, выбираемых законодательными органами земель. В ситуации недееспособности президента или его ухода из жизни полномочия осуществляются председателем верхней палаты парламента. Полномочия бундеспрезидента:

  • представление кандидатуры канцлера на заседании бундестага;
  • роспуск бундестага по решению канцлера, если он не выигрывает голосование;
  • назначение офицеров вооруженных сил государства;
  • помилование преступников.

Итак, отметим, что в Германии президент лишь формально является первым лицом государства. В реальности страной управляет правительство и канцлер. Президента Германии нередко сравнивают с королевой Великобритании, потому что у него в основном представительские, а не управляющие функции. Он формально назначает и увольняет министров, но все предложения о ротации кадров в государстве исходят от канцлера, кандидатуру которого вносит в парламент президент, но, опять же, с подачи партии или партий, которые договорились сформировать действующее правительство.

Главнокомандующий в стране тоже не президент, а министр обороны в мирное время или канцлер в случае вступления государства в военные конфликты. Что президент может? Он может помиловать, но он не может объявить амнистию в стране. Еще он может не завизировать какой-либо федеральный закон. К сожалению или к счастью, подобных случаев было всего несколько за всю историю современного государства. Действующий президент, Франк-Вальтер Штайнмайер, по политическим взглядам социал-демократ. Несмотря на все написанное выше, вокруг выдвижения очередной кандидатуры президента часто разворачиваются интриги и ожесточенная борьба за власть. Канцлер Меркель долго не соглашалась ни на кандидатуру Штайнмайера, ни на его предшественника.

Форма правления государства

От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика. 

Монархия

Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).  

В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола). 

В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.

В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция. 

Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления. 

Республика

Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.

Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира. 

Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается. 

В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики —  это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.

В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки. 

В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики. 

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.  

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • ‍Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • ‍Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • ‍Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян. 

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Подготовка к объединению

Существовало два варианта того, как объединить страну. В первом случае акцент предлагалось сделать на демократическую революцию, что способствовало бы приходу к власти народа, установлению демократии как основного механизма управления государством. Для этого надо было бы от власти отстранить помещиков и короля, отказаться от экономической эксплуатации, как формы получения денег и налогов для пополнения казны.

Второй вариант предусматривал подавление движений рабочих, проведение завоеваний во главе с Пруссией. Ее правители и помещики должны были бы силой взять власть во всей Германии, соединив все земли под прусской короной. Как показало время, выбор пал на второй вариант. Связано это было с тем, что ко второй половине 19 в. Пруссия сформировала сильную армию, укрепилась экономически и политически, демонстрировала положительные тенденции в промышленности и сельском хозяйстве.

В 1861 г. умер король Пруссии Фридрих-Вильгельм Четвертый, место которого занял Вильгельм Первый. Он быстро понял, что государство имеет все шансы начать войну за объединение страны. Поэтому Вильгельм перевооружил армию, сделал новым канцлером Пруссии Отто фон Бисмарка. Этот человек стал центром объединения, идеологом создания единого германского государства.

Новый канцлер и король действовали в одной связке, стремясь приложить все силы, чтобы объединить страну. Так появилась политика «железом и кровью», тезисы которой были озвучены во время заседания парламента в 1862 г. Бисмарк ставку делал не на конституцию и конституционные порядки, а на укрепление армии в стране. Поддержку политики Бисмарка обеспечивали крупные промышленники, помещики и капиталисты.

Важным событием на пути объединения страны стало создание Северогерманского союза, во главе которого стояла Пруссия. Его создание стало возможным после того, как Пруссия в 1868 г. получила победу в краткой войне с Австрией. Спасти это государство от полного разорения и подчинения смог именно Бисмарк, который убедил Вильгельма Первого в том, что Австрия должна быть союзником, а не рабом. За это австрийским правителям пришлось отдать Венецию Италии, а Пруссии выплатить контрибуцию.

Несмотря на победу в войне, все еще открытым оставался вопрос, каким методом лучше объединять Германию. Проблема состояла в том, что рабочие в Пруссии и других германских государствах стали добиваться политических прав, быстро сформировали мощную политическую силу, самоорганизовывались для избавления от власти помещиков.

В 60-х гг. ХIХ века в Германии насчитывалось много ремесленников, а не рабочих на заводах и фабриках. Это мешало развиваться рабочему движению, эффективной работе на предприятиях промышленности и сельского хозяйства. У работников были ужасные условия труда:

  • Отсутствие социальной защиты.
  • 15-часовой рабочий день.
  • Отсутствие перерывов на обед.
  • Ужасные условия работы в помещениях, которые не проветривались, не отапливались.
  • Низкий уровень оплаты труда.
  • Низкий уровень образования и письменности среди работников предприятий.

Работники поднимали восстания время от времени, добиваясь незначительных уступок для себя, но этого было мало, чтобы стать движущей силой в борьбе за объединение. Попыткой выступить против политики «железа и крови» стал союз рабочих, созданных в Саксонии. Его возглавили Либкнехт и Бебель, которые открыто выступали против правления канцлера Бисмарка. Они долго оттягивали возможность создания партии, способной выступить открыто против правительства и позиции министра. Из-за этого в Германии рабочее движение было слабым, не способным противостоять Бисмарку и его окружению. Историки считают, что если бы у немецких работников была бы боевая политсила, деятельность которой основывалась бы на продуманной программе экономических, социальных и политических преобразований, то объединение страны пошло бы по другому пути.

Но такой социальной базы у Бебеля и Либкнехта не было, поэтому руководящая роль в процессе сбора немецких земель перешла к Отто фон Бисмарку. Это не была «воля случая», а обстоятельства, сложившиеся в стране в ходе исторического развития.

§ Роль партий в политической системе Германии

Политические партии — это объединения граждан, которые длительное время оказывают влияние на политическое сознание людей и участвуют или стремятся к участию в Бундестаге Германии или земельных парламентах.

Политические партии играют большую роль в политике ФРГ, они во многом определяют внутреннюю и внешнюю политику страны. В Конституции Германии говорится, что политические партии содействуют формированию политической воли граждан страны и могут свободно создаваться гражданами страны. Как Конституция (Основной закон), так и закон о политических партиях ФРГ (нем. Parteiengesetz) определяют основные положения устройства, деятельности, а также отчетности политических партий (ссылки ниже на странице).

В частности, политические партии в Германии имеют следующий круг задач:

  • Разработка программы партии, в которой отражены ее цели;
  • Выдвижение своих кандидатов на выборы в органы государственной власти и в федеральных землях;
  • Влияние на формирование общественного мнения и воли народа;
  • Поддержка граждан в политической жизни;
  • Влияние на политику в парламенте и правительстве страны.

В Германии действует принцип равноправия в отношениях государства с политическими партиями, это означает, что государственные органы власти одинаково обращаются со всеми политическими партиями, обеспечивая свободную конкуренцию партий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector