Венец армянского нагорья
Содержание:
- Горный массив Арарат
- Что посмотреть в окрестностях?
- Большой и Малый Арарат
- Топонимия
- Гора Арарат и Армения
- В Библии
- На вершине горы Арарат
- Развлечения и достопримечательности Арарата
- В поисках ковчега
- Взлет и падение Великой Армении
- Армения и Арарат в составе РИ и СССР
- Гора Арарат на карте Турции
- Библейская история
- Восхождение на Арарат
Горный массив Арарат
Араратские горы расположены на востоке Турции, в месте, где Анатолийское плоскогорье соединяется с Армянским нагорьем. Здесь, на правом берегу реки Аракс, в 30 км от границы с Арменией в небо вздымаются два конуса потухших вулканов: Большой и Малый Арарат. Внешне они сильно напоминают небезызвестную Фудзияму (3776 м) и так же, как и она, являются стратовулканами, только значительно больше и выше. Высота Малого Арарата (Восточного конуса), расположенного в турецкой провинции Агры, составляет 3925 метров. Большой Арарат (Западный конус), находящийся в 11 км от него, намного выше – 5165 метров. Это самая высокая гора Турции и всего Армянского нагорья! Между двумя вершинами пролегает Сардар-Булакская седловина, покрытая снегом и ледниками. В общей сложности здесь насчитывается около 30 ледников, начинающихся на высотах от 4250 метров. Самый крупный из них – ледник святого Иакова – имеет в длину более двух километров. Также примечательным является тот факт, что, несмотря на изобилие снегов и внушительные размеры, с Араратских гор не сбегает ни одна река. Зато вокруг горного массива, основание которого составляет 130 км, находится несколько голубых озер. А его северо-восточные склоны устремляются в обширную Араратскую долину, по которой протекает длинная и полноводная река Аракс – одна из крупнейших в Закавказье.
Почему Араратские горы стали турецкими
В 16-18 веках Араратские горы частично принадлежали Персии. В их владениях находилась вершина и северные склоны Большого Арарата, а также восточные склоны Малого Арарата. Остальное оставалось на территории Османской империи. В 1828 году, согласно Туркманчайскому мирному договору, вершина и северные склоны Большого Арарата отошли Российской империи, а впоследствии – новосозданной Армянской ССР. И лишь столетие спустя, в 1921 и 1932 годах, согласно Московскому и Карсскому договорам, они навсегда закрепились за территорией Турции.
Почему гора Арарат имеет такое большое значение для Армении
Армения одной из первых приняла христианство и, как ни одна другая страна, уважает христианские верования и традиции. А гора Арарат – это именно то место, где, согласно библейским преданиям, Ноев ковчег впервые коснулся земли после Всемирного потопа. Об этом свидетельствует и персидское название вершины – Кухи-Нух – «Гора Ноя». Однако в среде верующих не существует никаких доказательств, что это событие произошло именно близ горы Арарат. Ноев ковчег в европейских церковных кругах начали отождествлять с Араратом только в 5 веке, а в 11-12 веках армяне приняли это предположение как непреложный факт. С тех пор данное место обросло целым ворохом разнообразных легенд. А изображение горы появилось на армянском гербе и банкноте в 100 армянских драм. К слову, эту вершину также можно увидеть на сотенной турецкой купюре.
Что посмотреть в окрестностях?
Монастырь Хоп Вирап (Армения)
Древний раннехристианский монастырь III века в Араратском районе Армении. По легенде на его территории, армянский царь Трдат III бросил в яму Святого Григория Просветителя, который, тем не менее, излечил царя от тяжкого недуга. После этого властитель отпустил святого и утвердил по всей стране христианскую веру, а на месте ямы возник монастырь.
Хосровский заповедник (Армения)
30 000 гектар заповедного леса и степей, которые расположены посреди горных долин и ущелий. Здесь произрастает 1500 растений, 1497 из которых входят в Красную книгу.
Дворец Исхака-паши (Турция)
Дворец XVII века, основанный Визирем Чолак Абди-пашой на месте сельджукской торговой крепости. Строительство закончилось спустя 100 лет, при Великом визире Исхак-паше II. Здание сочетает в себе образцы османской, сельджукской и персидской архитектуры. Он расположен в 5 км от города Догубаязид.
Большой и Малый Арарат
Арарат состоит из двух пиков различных по высоте. Они принадлежат к единой вулканической системе, чья общая протяженность составляет 130 км. Горы отделены друг от друга Сардар-Булакской седловиной. По этой перемычке совершают восхождения на конусы. Гора окружена живописными долинами, полными сельскохозяйственных угодий и пастбищ для овец.
Большой Арарат (Масис)
Самая большая гора в вулканической системе. Она настолько высока, что ее можно увидеть за десятки километров с территории соседних государств. 5 км пик представляет собой уснувший вулкан, образованный примерно 3 500 000 лет назад, его склоны состоят из выщербленного базальта и завалов камней, а вершина выше 3500 м покрыта вечным снегом и системой из 30 ледников. Самый длинный из ледников имеет протяженность 2 км.
Нередко подножие Большого Арарата укутывается плотными облаками, оставляя видимым, лишь хорошо освещенную вершину. Альпинисты, которые находятся там во время подобного явления, испытывают ощущения схожие с «хождением по небу». Это очень красиво и завораживающе.
Малый Арарат (Сис)
Малый конус имеет высоту на 2000 м ниже, чем Большой Арарат. По геологическим меркам – это совсем молодое образование, чей возраст не превышает 150 000 лет. Оно образовалось вследствие закупорки большого конуса, в результате чего лава нашла себе выход в другом месте.
По виду она представляет собой копию Большого конуса. Все те же правильные формы, каменистые и пустынные склоны, а также вечный снег на высоте от 3500 м. У подножия горы можно встретить заросли из берез и дикого винограда, но в целом растительности здесь не больше, чем перед Большим Араратом.
Климат горы
Климат горы Арарат довольно суров: на высоте свыше 2 тыс. метров всегда дуют ветра, а дневная температура воздуха даже летом может быть ниже +10°С. Наиболее комфортная погода здесь в июле, когда температурные показатели воздуха составляют около +25°С.
Восхождение на гору
Несмотря на непростые климатические условия, подняться на гору несложно благодаря плавному подъёму на северном склоне вулкана. Единственное, что собираясь покорить эту гору летом, необходимо не забыть захватить с собой специальное снаряжение для того, чтобы иметь возможность безопасно преодолеть ледники.
Кроме того, желающие увидеть гору, к которой согласно преданиям причалил в своё время ковчег Ноя, должны учитывать также тот факт, что добраться до неё со стороны Армении в данный момент сложно и проблематично, поэтому учитывая, что гора Арарат находится в Турции, желательно добираться к ней через эту страну.
Топонимия
Имя Арарат, цитируемое в Библии, уже появляется на вавилонской карте мира, которая напоминает царство Арарат или Урарту, также упоминаемое в ассирийских источниках, описывающих Армянское нагорье . Этот термин снова появляется в , , и но семитская традиция связывает это имя с горой Джуди , ранее называвшейся Арарад или Сарарад.
Как бы то ни было, армянские, а затем и европейские традиции в конечном итоге связывают имя Арарат с горой Масис , самой высокой идентифицированной вершиной на Армянском нагорье. Согласно средневековому армянскому историку Моисею Хоренскому , в его « Истории Армении» равнина Айрарат , к северу от горы, берет свое название от царя Ара Прекрасного , правнука Амасьи. Говорят, что королева Семирамида оставалась в этом регионе в течение нескольких дней после смерти Ара. Связь осуществляется между Араратом (по- армянски Արարատ ) и Айраратом .
Масис ( Մասիս ) — это армянское название Арарата, а множественное число Масик ( Մասիք ) иногда используется для обозначения двух основных вершин горы. Моисей Хоренский утверждает, что это имя происходит от царя Амасии, правнука героя Хайка , отца-основателя армянского народа по легенде, и прадеда Ара Прекрасного. Говорят, что Амасья назвал Гору Масис своим именем.
Название на турецком османском языке было Агур Даг (اغـر ط,), то есть «тяжелая гора», что на современном турецком языке можно перевести как Агыр Даг . Из-за деформации его название стало Ağrı Dağı (буквально «гора Агры»). Ağrı означает «боль» на тюркских языках ( в частности, турецком и азербайджанском ), часто переводится как «гора страданий». Однако более вероятно, что это заимствование из курдского топонима . Агры — это также город к югу от горы Арарат и провинция, частью которой они являются; ранее называвшийся Каракилисе во времена Османской империи , он был переименован в честь горы в 1949 году .
Çiyayê Agirî (буквально «огненная гора»), iyayê Alavhat или Grîdax , на курдском языке , относятся к вулканическим характеристикам горы Арарат. Это единственные имена, которые имеютописательную и точно идентифицированную этимологию , что позволяет сохранить популярную память.
Название на персидском языке — Кух-э-Нух ( کوه نوح , буквально «гора Ноя »), оно было вдохновлено Потопом, как он понимается в коранической традиции .
Гора Арарат и Армения
Святая гора Арарат – это сакральный символ, визитная карточка и благословенная гордость для армян всего мира. Они называют ее Масис, что переводится как «большой, великий» и означает «величайшая гора». Невзирая на то, что Арарат отделяет от современной границы Армении 32 км, земли вокруг нее армяне считают своей исторической Родиной, а своих прародителей— первым послепотопным народом.
Уничтоженная землетрясением 1840 г, деревня Аргури почиталась как первая стоянка Ноя, где он сошел с ковчега, заложил первый алтарный камень и возделал первую виноградную лозу.
Ни в одной стране мира нет такого большого эпического наследия, посвященного этой могущественной горе. В одном из преданий говорится о трех царях-великанах — Эльбрусе, Казбеке и священном Арарате, которые охраняют мир от разрушения с начала времен.
Об исключительном поклонении говорит тот факт, что подъем на Масис считался небогоугодным деянием. Это мнение нашло отражение в древнем армянском сказании о Святом Якове. В нем повествуется о том, как Яков решил отдать дань уважения Ковчегу, хорошо заметному в погожие дни, и стал взбираться на вершину. Но по дороге он неожиданно заснул, а пробудился внизу склона горы. Трижды повторял он свои безуспешные попытки, и после последнего пробуждения удостоился явления небесного ангела.
Посланник Господа наградил его за упорное стремление прикоснуться к святыне, и в благодарность даровал кусочек дерева, из которого был построен Ковчег. Вместе с этим он передал монаху божье послание, запрещающее смертным подниматься на священную гору.
Символическое изображение горы Арарат – неизменный геральдический атрибут Армении. Вначале она украсила ее герб в 1918 г под названием «Араратской республики». С тех пор названия страны несколько раз менялись, неизменным оставался лишь вид горных вершин на ее гербе. В своем современном варианте к нему был добавлен Ноев Ковчег. Всем хорошо известно, что Арарат – самое распространенное армянское имя, а одноименный фирменный знак лучшего армянского коньяка почитается по всему миру.
Малоизвестные факты
Знали ли армяне, называя Арарат величайшей горой, что со временем геологи подтвердят этот факт?
Ведь его относительная высота от подножия до вершины составляет 4365 метров, что намного превышает этот показатель у высочайшей вершины мира – Эвереста. Высота гималайского гиганта 8848 м измеряется от уровня моря, а над поверхностью земли она возвышается всего лишь на 3550 м.
Не надо быть великим пророком, чтобы предсказать будущее этой удивительной горы-легенды. Воспетая великими поэтами и героями, двуглавая белоснежная красавица когда-нибудь откроет миру свои древние тайны и принесет еще немало необычных сюрпризов своему благодарному человечеству.
Автор Григорьева Лариса
В Библии
Йозеф Антон Кох, Пейзаж с жертвоприношением Ноя, 1803 г. На заднем плане видна гора с ковчегом на вершине.
В Библии упоминаются «горы Араратские». Согласно современным представлениям, речь идёт об Урарту — местности на севере Ассирии и, в другое время, государстве севернее Ассирии. Ноев ковчег, согласно Библии, сел на мель на одной из гор земли Араратской (Быт 8:4):
Согласно Библейской энциклопедии Брокгауза, ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к современной горе Арарат.
Есть версия, что сказание о всемирном потопе, описываемое в Библии, связано с месопотамскими преданиями. Однако в целом разные варианты сказания о всемирном потопе встречаются среди многих народов, вплоть до Австралии, островов Океании и индейских племён, что может говорить о более древнем источнике. Подробнее см. . Согласно Новосельцеву, месопотамский миф о потопе был в ассирийский период связан с южными отрогами Армянского нагорья. Иосиф Флавий в I в н. э. сообщал, ссылаясь на халдеянина Бероса, что остатки ковчега сохранились «в Армении на горе Кордуйской» — согласно Новосельцеву, в Кордиенских горах, то есть горном хребте, непосредственно примыкающем с севера к Месопотамской равнине.
По мнению Новосельцева, отождествление горы Ноя с современным Араратом, по-видимому, сложилось после V века в церковных кругах вне Армении, откуда оно попало и в эту страну. Согласно Православной энциклопедии, лишь начиная с XI—XII вв. армянской, а затем и другими традициями Масис (устаревшее армянское название Арарата) стал отождествляться с местом, где пристал Ноев ковчег.
В развитие этой традиции европейцы дали горе название «Арарат» (см. раздел ).
Вокруг этой традиции у местных народов сложился комплекс легенд. Арарат является священным местом для армян (см. также раздел ). Персидская легенда называет Арарат колыбелью человечества. Считалось, что деревня Ахури на склоне Арарата находится на месте, где Ной построил алтарь и посадил первый виноградник, а её название выводили из армянского «он посадил лозу»). Название города Маранд выводили из армянского «здесь находится мать» и считали местом смерти и захоронения жены Ноя. Название города Нахичевань трактовали как «он впервые сошёл» и идентифицировали с местом высадки Ноя[неавторитетный источник?]. Считалось, что на вершине горы халдеи поклонялись звёздам, и трое из них последовали за Вифлеемской звездой к месту рождения Иисуса Христа[неавторитетный источник?].
Святой Яков и недосягаемость вершины Арарата
Армянский монастырь св. Якова на склоне горы Арарат. Зарисовка Ф. Паррота 1829 года
С XIII века европейцам известна армянская легенда о Святом Якове (Агопе) (являющаяся адаптацией более ранней легенды о Святом Иакове Низибийском, в которой фигурирует гора Джуди). Этот монах страждал подняться на вершину горы и поклониться ковчегу, который был виден в хорошую погоду. Трижды пытался он взойти на вершину, но, поднявшись на большую высоту, каждый раз засыпал, а проснувшись, он обнаруживал себя у подножия горы. После третьей попытки ему во сне явился ангел и сказал, что Бог запретил смертным восходить на священную вершину и касаться ковчега. Но в награду за стремление к святыне ангел даровал монаху кусок дерева, из которого был сделан ковчег. Святому Якову был посвящён монастырь, расположенный выше деревни Ахури (деревня и монастырь были полностью разрушены в 1840 году, см. раздел ).
Невозможность достичь вершины Арарата была, по словам Джеймса Брайса, «почти частью вероучения» армянской церкви. Двое из сопровождавших Паррота (см. раздел ) армян после восхождения утверждали, что поднялись на большую высоту, но не на вершину. Похожая история произошла и с другим покорителем Арарата — Абихом — в 1845 году. Группа англичан, поднимавшихся на гору в 1856 году, получили заверения от курдов и турок, что вершина недосягаема. По мнению Брайса, в 1876 году ни один человек, живущий в зоне видимости Арарата (за исключением, возможно, какого-нибудь хорошо образованного российского чиновника в Ереване), не сомневался, что после Ноя никто не ступал на вершину горы. После восхождения на Арарат Брайс посетил Эчмиадзин, где был представлен управляющему им архимандриту. В ходе беседы Брайс сообщил, что взошёл на гору. Переводчик сказал архимандриту: «Этот англичанин говорит, что был на вершине Масиса». Тот с улыбкой ответил: «Нет, этого не может быть. Никто никогда там не был. Это невозможно».
На вершине горы Арарат
Более 4 тысяч лет библейское сказание о первом вынужденном переселенце будоражит умы людей. Еще в начале 19 века жители армянской деревни Баязет рассказывали о случае с пастухом, который однажды весной увидел в горах огромный деревянный корабль. Турецкая экспедиция 1833 года на Арарат подтвердила историю пастуха в ее сообщении говорится о деревянном носе корабля, выступавшем из ила.
В сентябре 1878 года вершину Арарата в одиночку покорил англичанин Джеймс Брайс, впервые совершивший восхождение без ночевки за 24 часа. На высоте 4000 метров между глыбами застывшей лавы он обнаружил деревянный брус, напомнивший ему фрагмент рукотворной конструкции.
Во время Первой мировой войны, в августе 1916 года, русский авиатор Владимир Росковитский докладывал, что видел с борта аэроплана голубое пятно — озеро, а на его краю — остов большого корабля, на четверть вмерзшего в лед.
Согласно другим источникам, ковчег в то же время видели еще два русских военных пилота — лейтенанты Заболоцкий и Лесин. Совершая разведывательный полет над горным массивом, они зафиксировали на высоте 4,3 тысячи метров в озере странный объект, напоминавший многоэтажный плот. Их рапорт был доставлен царю Николаю II, который приказал направить две специальные военные команды для обследования горы.
В то же лето обе группы поднялись на Арарат и нашли конструкцию, напоминавшую Ноев ковчег. Сооружение было тщательно обследовано, обмерено, были даже взяты пробы дерева. Материалом для изготовления судна оказался олеандр. Это вечнозеленое дерево, растущее в Средиземноморье, отличается прочностью и почти не гниет, к тому же оно было покрыто составом, похожим на современный лак. Отличным «консервантом» для ковчега является также лед, в котором корабль находится 11 месяцев в году. Внутри солдаты обнаружили комнаты и измерили их – от самых больших до самых маленьких.
Ознакомившись с рапортом, Николай II намеревался организовать еще одну экспедицию для спуска судна, но тут грянул выстрел «Авроры».
Есть сведения, что ковчег видели советские летчики в годы Второй мировой войны. Один из них бежал в Америку, где представил снятый объект спецслужбам США. Возможно, он был первым, кто заснял Ноев ковчег. Тогда же судно на Арарате обнаружил американский летчик Эд Дэвис.
Воодушевленный этими сообщениями, американский историк Аарон Смит, собравший за много лет историю Ноева ковчега из 80 тысяч произведений на 72 языках мира, решил сам попытать счастья на Арарате. В 1951 году он с 40 спутниками провел 12 дней на вершине горы, но поиски не увенчались успехом. «Хоть мы и не нашли следов Ноева ковчега, моя вера в библейское описание потопа еще более окрепла», — таинственно произнес он позднее.
Ереванский исследователь Ашот Левонян обнаружил сообщение французского военнослужащего Фернана Наварры. По свидетельству француза, 6 июня 1955 года он нашел в расщелине на склоне Арарата обработанную деревянную балку. Независимая экспертиза в 16 университетах мира показала, что это разновидность дуба, а возраст балки составляет около 5 тысяч лет. Тем не менее, это не являлось доказательством того, что найденный обломок имеет прямое отношение к ковчегу. Кстати, еще один подобный фрагмент выставлен в музее Первопрестольного Святого Эчмиадзина (духовный центр Армянской Апостольской церкви) и представляется как осколок Ноева ковчега.
Развлечения и достопримечательности Арарата
Национальный парк Арарат в Турции
На сегодняшний день гора Арарат входит в состав Национального парка Турции, площадью более 87 тысяч гектаров. Ежегодно сюда приезжают толпы туристов, чтобы не только совершить восхождение на гору, но и увидеть собственными глазами знаменитые ледники и ледяные пещеры, где, по легендам, когда-то располагался Ноев ковчег. Ледник Святого Якова — самый длинный из ледников Арарата: около двух километров.
Доброжелательные местные жители всегда готовы поделиться интересными историями и легендами об этих местах. Тем более, что большинство туристов приезжают сюда именно для того, чтобы собственными глазами увидеть и почувствовать сопричастность к великой истории этого места, считающегося колыбелью жизни на земле.
Достопримечательности Армении
Помимо Арарата с его ледниками туристов привлекают и другие интересные места в окрестностях горы. В Армении это, например, монастырь Хор Вирап, старинный архитектурный памятник Армении, считающийся самым святым и почитаемым храмом для армян, уникальным местом веры, привлекающим туристов со всего мира.
Монастырь Хор Вирап — старинный архитектурный памятник Армении, считающийся самым святым и почитаемым храмом для армян, уникальным местом веры, привлекающим туристов со всего мира.
Монастырь находится на холме села Малый Веди в Араратском регионе. По легенде Григорий Просветитель за проповедование христианства был брошен в глубокую яму, которая находится именно на территории монастыря. Когда же Григорий чудом излечил царя Трдата III, бросившего его в яму, от тяжелой болезни, тот освободил Григория и провозгласил христианство официальной государственной религией. У монастыря очень удобное расположение — он находится неподалеку от горы Арарат, что позволяет лицезреть эту легендарную достопримечательность.
Вы можете отправиться на автобусную экскурсию к монастырю Хор Вирап из Еревана, обратившись в одну из многочисленных турфирм. Так, стоимость услуг гида, транспортных расходов, входных билетов и прохладительных напитков в составе группы из нескольких человек обойдется вам примерно в 5-6 тысяч российских рублей.
Особого внимания заслуживает Хосровский заповедник, также находящийся на территории Армении. Заповедник был образован в 1958 году и занимает площадь около 30 тысяч гектаров. На территории Хосровского заповедника произрастают более полутора тысячи видов растений, из которых 146 — внесены в Красную книгу. Ландшафты и виды заповедника поражают своей красотой.
Если вы путешествуете со стороны Армении, посетите также город Двин, столицу древней Армении, ныне разрушенную, но сохранившую воспоминания о былых временах в обломках древних зданий, старинных холмах, развалинах крепости и дворцах, полуразрушенном кафедральном соборе.
Дворец Ихак-Паши в Турции
Немало достопримечательностей и со стороны Турции — например, великолепный дворец Ицхака-Паши в Баязете, построенный в 18 веке. Украшающий долину архитектурный ансамбль из красного вулканического камня видно издалека — за несколько километров. Его масштабы превосходят обычное понятие «дворец» — это грандиозный комплекс, который включает в себя сразу несколько строений: фасад, два дворца, мечеть, гарем, залы для увеселительных мероприятий и церемоний, амбары с боеприпасами и продуктами питания, мавзолей, пекарня и мн. др. Дворец Ицхака-Паши представляет собой огромную ценность как жемчужина тюркского зодчества и архитектурного мастерства.
В поисках ковчега
Теперь, зная, где находится Арарат, самое время задуматься о существовании ковчега, на котором праведник Ной так удачно сумел спастись. Вера в то, что он находится под многовековым слоем снежного покрова, не покидала представителей множества поколений. Найденные мелкие обломки корабля местные жители предъявляли, как доказательство реальности происшедших событий.
В начале двадцатого века, летом 1916 года, во льду горного озера на вершине Арарата был обнаружен мифический ковчег. Разыскал его лейтенант российской армии Росковитский. Тщательно сняв размеры и сфотографировав судно, сделав его чертежи, исследователь был уверен, что разгадка многовековой тайны близка. Однако грянула революция, в бурных буднях которой документы экспедиции затерялись, и вопрос о существовании ковчега опять остался открытым.
Почти через шестьдесят лет, в 1974 году, американскими исследователями были получены результаты аэросъемки, на которых четко видны контуры объекта, похожего на судно Ноя. За пятнадцать лет до этого события, в 1959 году, смахивающий очертаниями и размерами на искомое судно объект был обнаружен в тридцати километрах от Арарата. Он вполне мог бы оказаться Ноевым ковчегом, однако до сих пор легендарное средство передвижения праведника не найдено, что оставляет надежду на великое открытие потомкам.
Немножко обидно за армянский народ, который, считая гору своей святыней, вынужден любоваться ею лишь издалека
Но так ли уж важно, кому на самом деле принадлежит и где находится гора Арарат. Самое главное, что в настоящее время не так уж сложно и вполне финансово доступно воспользоваться предложениями туристических компаний и посетить это уникальное место
При наличии желания и определенных навыков можно попытаться прикоснуться к разгадке тайны, будоражащей умы и сердца многих поколений на протяжении веков. Кто знает, может быть, легендарный ковчег не так глубоко спрятан в толще льдов, и при определенных условиях покажется на глаза настойчивому искателю? Во всяком случае, попробовать, определенно, стоит. Пусть удача улыбнется решительным и настойчивым.
Смотрите на живописные пейзажи горы Арарат в этом видео:
Это интересно:
Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:
Взлет и падение Великой Армении
Многие эксперты ведут отсчет армянской государственности с древнего Урарту, существовавшего более 700 лет, основой его являлось так называемое Ванское царство. Вторым, и самым известным, этапом стал период так называемой Великой Армении, длившийся почти около 700 лет – со 2 в. д. н. э. до 5 в. н. э. Именно тогда, особенно в царствование знаменитого Тиграна Второго, армянское государство простиралось от Сирии и Киликии на берегу Средиземного моря, до моря Каспийского.
Именно тогда, впервые в мире, целая страна приняла христианство, как государственную религию (Римская Империя сделала это чуть позже), были построены города, храмы, которые и поныне являются достопримечательностями мирового уровня. Великая Армения пала под внутренними и внешними ударами, но осталась в памяти как некогда могучее государство.
Случившиеся позже всплески государственности вроде так называемого «царства Багратидов» не могли уже вернуть былого величия, а в конце 11 века началось новое нашествие, на сей раз турок-сельджуков, которые являются предками как турок-османов (населяющих нынешнюю Турцию), так современных азербайджанцев. Для армян наступили тяжелые века, закончившиеся только с появлением в регионе Российской Империи.
Армения и Арарат в составе РИ и СССР
Уже в начале 19 века, после нескольких российско-персидских войн, практически вся территория Армении, в том числе и гора Арарат вошли в состав Российской Империи. Именно российский профессор Паррот и 5 его спутников (3 из которых – армяне, а 2 – русские солдаты) были первыми людьми, побывавшими на вершине легендарной горы. Случилось это 27 сентября 1829 года.
А вот правительству Ленина было не до христианских и армянских легенд, и оно спокойно передало Арарат Турции в 1921 году. Но уже во времена Сталина (а именно он, вопреки расхожему мнению был создателем СССР) на гербе Армянской ССР появился Арарат. Когда западные журналисты спросили почему – ведь гора принадлежит Турции, то он возразил, что на турецком флаге есть полумесяц, но это не значит, что Луна принадлежит туркам.
Арарат был, есть и остается святыней всех армян, несмотря на гонения и геноциды. Это святое место не только для них, но и для всех христиан. Кстати гора эта довольно труднодоступная для восхождения и не годится для посещения паломниками.
Так что может и к лучшему тот факт, что сейчас она находится на территории Турции. Кстати, в завоеванном некогда турками Константинополе (Царьграде) находится еще одна святыня – Собор Святой Софии, ныне превращенная в мечеть. Но, как известно, в жизни не бывает ничего вечного.
Гора Арарат на карте Турции
Арарат находится в 36 километрах от армянской границы и в 16 — от границы с Ираном. Ыгдыр — название турецкого региона, в котором она находится.
Библейская история
Большинству из нас Арарат известен как гора, на которой после долгого плавания остановился Ноев ковчег. Подтверждения этому факту, и уж тем более — остатков самого ковчега нет. Однако чисто из соображений логики предполагается, что Ноев ковчег осел на самой высокой горе в данной местности. И именно Арарат больше всего подходит на эту роль.
По верованиям армянской христианской церкви, вершина горы является недосягаемой для простых смертных. По легенде, святой Яков трижды пытался взойти на гору, чтобы поклониться остаткам ковчега, трижды засыпал по дороге и просыпался у подножия вершины. Лишь позже в видении ангел сказал ему, что смертным подниматься на вершину нельзя. По этой причине попытки покорения Арарата многими армянами считались богопротивными.
Из-за этого многие факты восхождения альпинистов на вершину опровергались служащими церкви. Два армянских крестьянина, сопровождавших первого покорителя Арарата Фридриха Паррота, говорили, что поднялись очень высоко, но до вершины не дошли. А когда учёный Брайс после восхождения сообщил о своём достижении архимандриту армянской церкви, тот с улыбкой покачал головой и сказал, что этого не может быть.
Восхождение на Арарат
Первыми покорителями вершины были участники экспедиции шведского профессора Иоганна Фридриха Паррота, поднявшиеся на гору в 1829 году. Это была исследовательская экспедиция, во время которой проводилось картографирование местности и изучение геологии, флоры и фауны окрестностей горы. В составе группы были переводчик, двое солдат и двое крестьян.
Первое одиночное восхождение на Арарат совершил британский исследователь Джеймс Брайс в 1876 году, а первое зимнее восхождение — турецкий альпинист Боскут Эргёр в 1970 году.
Технически восхождение на Большой Арарат не сложно благодаря достаточно плавному подъёму на него с северной стороны. Сегодня на него может взойти любой альпинист, получивший специальное разрешение у властей Турции. Для восхождения в летнее время требуется специальное снаряжение для безопасного пересечения ледовых полей, поэтому определенная квалификация у альпиниста должна иметься.
Единственной проблемой для желающих осуществить восхождение на Арарат является ее удалённость от многих крупных населённых пунктов. В рамках самостоятельного путешествия по Турции к нему можно добраться из Вана или Карса на автобусе или арендованной машине. В случае же, если Арарат является единственной целью путешествия, можно рассматривать вариант въезда в Турцию из Грузии и заброски под гору с помощью нанятого транспорта.
Важно и то, что церковь сегодня официально признала возможность покорения Арарата, и потому на туристов и альпинистов, побывавших на вершине, никто и нигде не будет смотреть с негодованием. А сам вид с пятитысячника подарит очередную порцию положительных эмоций упорному покорителю