География. 10 класс
Содержание:
- Количественные и качественные сдвиги на карте мира
- Тема 2. Государства мира(4 часа)
- Политический режим
- Страны, государства и территории на политической карте мира
- Территория и границы государства
- Тема 3. Международные организации(3—4 часа)
- Формы правления
- Форма государственного устройства
- Территория и границы государства
- Формы государственного устройства
- ПРОГРАММА**
Количественные и качественные сдвиги на карте мира
Изменения на политической карте мира носят различный характер (рис. 31). Одни из них — количественные, связанные с территориальными приобретениями или потерями вследствие военных захватов, добровольных уступок государств и т. д. Иногда происходит и просто обмен участками суши в интересах добрососедских отношений между странами.
Количественные сдвиги на политическои карте мира связаны с изменением территории государств. |
Так, в связи с окончанием Второй мировои воины по решению Потсдамской конференции произошли серьезные количественные изменения на политической карте Европы: западная граница Польши прошла по рекам Одре и Нысе-Лужицкой (т. е. были возвращены древние польские земли), Закарпатская Украина вошла в состав Украины, а территория нынешней Калининградской области стала российской.
Другие изменения — качественные, которые обычно не ведут к изменению территории. Их суть — в завоевании государственной самостоятельности бывшими колониальными странами, смене власти (режима), введении нового государственного устройства и т. д. Как правило, количественные изменения сопровождаются качественными.
Качественные сдвиги на политической карте мира обязаны приобретению (или потере) суверенитета странами, введению нового государственного устройства, образованию новых союзов и т. д. |
Примерами качественных сдвигов на политической карте могут служить провозглашение Гренландии «самоуправляющейся территорией в составе Королевства Дания», образование Содружества Независимых Государств (СНГ) после распада СССР, расширение Европейского союза и НАТО на Восток и т. д.
Совершенно очевидно, что количественные сдвиги на карте мира хотя и происходят, но это удел прошлых эпох, когда войны служили обычным средством решения межгосударственных споров, когда шел процесс бурного открытия и освоения новых земель, формирования колониальных империй. К наиболее крупным территориальным изменениям на карте вели мировые воины, вспыхивавшие тогда, когда противоречия между странами достигали высшей точки накала. Сегодня же, в ядерный век, решение территориальных споров военным путем грозит превратить нашу пла нету в гигантскую могилу человечества.
НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА ПРОИСХОДЯТ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ СДВИГИ НА НЕЙ ВСЕ БОЛЬШЕ УСТУПАЮТ МЕСТО КАЧЕСТВЕННЫМ. |
Запомните Периоды формирования политической карты. Количественные и качественные сдвиги на политической карте. |
Откройте атлас
1. Покажите новые суверенные страны, образовавшиеся на политической карте Евразии после распада СССР в 1991 г. Вспомните из курса истории, какие из них обрели независимость впервые.
Это я знаю
2. Почему нельзя точно назвать число стран на политической карте мира?
3. Как в различные исторические эпохи происходил процесс формирования политической карты мира?
4. Вспомните из курса истории и объясните, как повлияли на формирование политической карты мира: а) Первая мировая война; б) образование СССР; в) Вторая мировая война; г) распад Советского Союза.
5. В чем принципиальное различие между количественными и качественными сдвигами на политической карте мира? Приведите конкретные примеры тех и других изменений, основываясь на событиях последних лет.
6. Известно, что часть территории Нидерландов — это земли, отвоеванные у моря, что привело к изменению политической карты страны. Какое это изменение — количественное или качественное?
Это я могу
7. С помощью текста учебника и знаний по истории заполните таблицу «Этапы формирования политической карты мира».
Это интересно
8. Приведите примеры количественных и качественных сдвигов на политической карте мира, не упомянутых в тексте.
9. Попробуйте смоделировать на контурной карте политическую карту мира начала Великих географических открытий. Для создания модели используйте знания из истории.
Тема 2. Государства мира(4 часа)
На первом занятии полезно познакомить учащихся
с крупными регионами мира: 1) Африкой (в том числе
Северной и Тропической); 2) Северной
(Англо-саксонской) Америкой; 3) Латинской Америкой
(в том числе Средней или Мезоамерикой,
Центральной Америкой, Андским или Горным
Западом, Ла-Платским регионом); 4) Австралией и
Океанией; 4) Европой (Северной, Западной, Южной,
Восточной); 5) Азией (Центральной и Восточной,
Юго-Восточной, Южной, Юго-Западной). Итогом этой
работы может стать контурная карта «Крупные
регионы мира».
Далее необходимо актуализировать знания
девятиклассников о типах государств по величине
территории, предложив им необходимые «единицы
измерения»: Самое большое
государство в мире — Российская Федерация. Ее
площадь 17 млн км2. Второе по величине
территории государство мира — Канада,
9,97 млн км2, для запоминания — примерно
10 млн км2. (Пользуясь политической
картой, назовите государства мира, площадь
которых приближается к 10 млн км2). Государства с величиной
территорий от 1 до 3 млн км2: Перу —
1,3 млн км2, Алжир — 2,4 млн км2,
Индия — 3,3 млн км2. (Назовите страны,
площадь которых составляет от 1 до 3 млн км2.
Определите, для каких материков (регионов мира)
характерны государства такой площади.) Площадь государств
Европы: 1) в сотнях тысяч квадратных километров
(Украина —— 603,7 тыс. км2, Франция ——
552 тыс. км2 и т.д.); 2) в десятках тысяч
квадратных километров (Швейцария —
41 тыс. км2). (Пользуясь политической
картой, назовите страны Европы, площадь которых
измеряется на ваш взгляд: 1) в сотнях тысяч
квадратных километров, 2) в десятках тысяч
квадратных километров).
Полезно также актуализировать знания учащихся о
возможных классификациях государств по
особенностям географического положения.
По итогам этого занятия учащиеся, пользуясь
картами атласа, должны уметь определять
территориальную принадлежность государства,
давать примерную оценку величине его территории
и определять особенности географического
положения государства по разным основаниям.
На втором и третьем занятиях учитель знакомит
девятиклассников с типами стран современного
мира по уровню социально-экономического
развития. В ходе учебной лекции учитель сообщает
ученикам характерные особенности государств
разных типов, не забывая при этом анализировать и
их географическое положение в крупных регионах
мира. Таким образом формируется определенный
уровень обобщения: страны какого уровня
социально-экономического развития доминируют в
Северной или Тропической Африке, или Латинской
Америке, или в Западной Европе и т. д. Все это
способствует формированию у девятиклассников
пространственной картины современного мира. При
наличии времени интересно познакомить
девятиклассников с классификацией стран по
индексу развития человеческого потенциала
(ИРЧП).
На четвертом занятии учащиеся занимаются
определением типологической принадлежности
государства или государств по возможно большему
числу оснований. Эту работу можно провести по
группам, с последующим коллективным обсуждением
результатов.
В качестве тренировочной (при необходимости
проверочной) работы можно предложить карточки
задания для индивидуальной или групповой работы
по политической карте атласа.
ВАРИАНТ 1
1. Назовите три страны:
2. В каком регионе находятся:
3. Приведите пример классификации
стран по географическому положению.
4. Назовите примерную площадь стран:
5. Назовите, к какому типу развитых
стран по уровню экономического развития
относятся:
6. Определите, какая из развитых
стран «лишняя», и назовите, по какому признаку вы
ее выделили: Великобритания, Германия, Франция,
Италия, Израиль.
ВАРИАНТ 2
1. Назовите три страны:
2. Назовите, в каком регионе находятся:
3. Приведите пример классификации
стран по географическому положению.
4. Назовите примерную площадь стран:
5. Назовите, к какому типу развитых
стран по уровню экономического развития
относятся:
6. Определите, какая из развитых стран
«лишняя», и назовите, по какому признаку вы ее
выделили: Португалия, Испания, Ирландия,
Великобритания, Греция.
Политический режим
Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.
Тоталитаризм
При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя.
В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.
Авторитаризм
Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.
Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.
Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.
Демократия
В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.
Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.
Страны, государства и территории на политической карте мира
Политическая карта мира является достаточно емким понятием, отражающим место стран в мире, форму государственного правления и устройства, все перемены, происходящие в мире в политическом плане.
В начале нашего века на политической карте мира насчитывается около 210 стран.
Их все можно классифицировать по нескольким признакам:
- По географическому положению: азиатские страны, европейские и т.д., а также островные, приморские и др.
- По численности населения.
По площади населения.
По национальному составу – бывают однонациональные (титульная нация составляет 90 %, например, Япония, Исландия и др.), двунациональные (например, Израиль и Бельгия: в Израиле 75% — евреи, 20% — палестинцы, в Бельгии – 60%, фламандцы, 40 % — валлоны), многонациональные государства – Россия, Франция, Канада и др.
Политической карте мира присуща высокая динамичность, которая бывает количественной и качественной.
Примером количественных изменений могут послужить приобретения и потери территорий в результате военных действий либо добровольные уступки одними странами другим территориальных участков, распад или объединение стран, присоединение открытых новых земель.
Качественные же изменения – это приобретение какой-либо страной независимости, а также перемены в форме правления или государственном устройстве, образование политических союзов и др.
В современном мире преобладают качественные изменения.
Типология стран мира
О типологии стран говорят, когда в основе классификации лежит деление стран на группы со сходным уровнем социально-экономического развития.
Показателями данного развития являются экономические и географические критерии:
- ВВП на душу населения;
- уровень образования;
- ожидаемая продолжительность жизни;
- младенческая смертность и др.
Страны-лидеры современного мира формируют три основных центра мирового хозяйства:
- Западноевропейский.
- Американский.
- Азиатский.
Противоположный полюс – наименее развитые страны – это 50 стран (по данным ООН) Азии, Африканского континента, а также стран Латинской Америки и Океании. В них ВВП иногда на 2 порядка ниже, чем в развитых странах.
В последнее время ключевые страны (крупные по численности населения и площади занимаемой территории – Китай, Индия, Бразилия, Россия) постоянно инвестируют в хозяйство менее развитых стран для пополнения своей ресурсной базы и расширения рынка сбыта. Данные инвестиции способствуют развитию этих стран.
Формы правления государством
Формы правления разнообразны. Преобладающей является республика.
Данная форма государственного правления принята в 75% всех государств мира.
В наше время только 30 стран (16% из 100) имеют монархическую форму правления.
Среди них:
- 5 абсолютных монархий: Бруней (Ю-В Азия), Эсватини (Южная Африка), Саудовская Аравия (Аравийский полуостров), Катар (Ближний Восток), Оман (Передняя Азия);
- 24 конституционные монархии;
- ОАЭ – это монархия + федерация. Это государство состоит из 7 эмиратов, которые представляют собой абсолютные монархии.
Государства могут быть простыми (унитарными) или состоять из 2 и более образований (федерация).
Существует еще одна форма территориального устройства, называемая конфедерацией.
Она представляет собой союз государств.
Территория и границы государства
В состав государственной территории входят суша с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними. От территории других государств ее отделяют государственные границы. Неотъемлемые части государственной территории — острова, удаленные от основной территории участки, окруженные территорией других государств, — анклавы (Нахичевань — территория Азербайджана, лежащая между Арменией, Ираном и Турцией). Анклав, имеющий выход к морю, называется полуанклавом (Калининградская область России).
Территория государства — часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенной страны. |
Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальные воды, т. е. воды Мирового океана, примыкающие к суше страны в пределах 12 морских миль. За ними следует прилегающая зона — полоса шириной еще в 12 миль. Таким образом, морская граница государства, в пределах которой осуществляется пограничный контроль, находится на расстоянии 24 морских миль от прибрежной линии. Существует также понятие о 200-мильной экономической зоне. Она уже не находится под суверенитетом прибрежного государства, но оно может вести здесь добычу природных ресурсов. Другие же государства обладают в этой зоне лишь свободой судоходства и полетов, прокладки кабелей и трубопроводов.
Сухопутные границы более очевидны, поскольку обозначаются (демаркируются) непосредственно на местности. Процесс установления государственной границы путем описания в договоре и обозначения на географической карте носит название делимитации, а обозначение границы на местности — демаркации.
Государственные границы — линии, определяющие пределы государственной территории. |
ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИМЕЕТ СУХОПУТНЫЕ, ВОДНЫЕ И ВОЗДУШНЫЕ ГРАНИЦЫ. |
Тема 3. Международные организации(3—4 часа)
В зависимости от имеющихся возможностей
изучать эту тему можно по-разному.
Один из наиболее интересных вариантов — с
использованием сетевых ресурсов Интернета
непосредственно на занятиях.
Прежде всего следует определиться, с какой или
какими современными международными
организациями (например, государственными или
неформальными; глобальными и региональными)
будут знакомиться учащиеся, какие знания им
более необходимы, например, для выступления на
итоговом семинаре, тема которого выбрана
заранее. Учащиеся могут по группам познакомиться
со структурой и основными направлениями
деятельности сразу нескольких организаций, а
затем обменяться мнениями о полученных
сведениях. Можно предложить каждой группе
познакомиться с конкретной международной
организацией и на следующем занятии рассказать о
ней остальным слушателям курса. Для выполнения
этой работы можно обратиться к официальным
сайтам международных организаций: www.un.org — Организация
Объединенных Наций (ООН) www.unesco.org — Организация
Объединенных Наций по вопросам образования,
науки и культуры (ЮНЕСКО) www.nato.int — Организация
Североатлантического Договора (НАТО) www.europe.eu.int — Европейский
Союз (ЕС) www.unece.org/stats/cisstat —
Содружество Независимых Государств (СНГ) www.clubofrome.org — Римский клуб
(Международная научно-прогностическая
организация, была создана в 1968 г. Одной из своих
главных задач Римский клуб изначально считал
привлечение внимания мировой общественности к
глобальным проблемам.)
Возможен вариант наиболее подробного
знакомства девятиклассников с Организацией
Объединенных Наций. Русскоязычная версия сайта
ООН позволяет учащимся получить большой объем
интересной информации, а на заключительном
занятии по этой теме провести дискуссию по
вопросам: структура ООН; функции основных
подразделений ООН: Генеральной Ассамблеи,
Экономического и социального совета,
Международного Суда, Совета Безопасности.
Можно предложить для знакомства и обсуждения
следующие документы ООН: «Гражданское общество и
глобальное управление» (см. справочный документ,
подготовленный председателем Группы
Генерального секретаря), «ООН и гражданское
общество» (см. «Цели в области развития,
поставленные Декларацией тысячелетия», — к 2015 г.
все государства, являющиеся членами ООН, взяли
обязательство достичь этих целей.). Эти материалы
также могут быть использованы и на
заключительных семинарах. Для четкой
организации поисковой деятельности учащихся
учителю желательно заранее познакомиться с
содержанием названных сайтов.
Если нет возможности организовать занятия
непосредственно в сети, то можно предложить
девятиклассникам выполнить поисковые задания
вне школы и затем провести занятия в классе. При
отсутствии таких возможностей — остается
традиционный путь сообщения учащимся новых
сведений.
Формы правления
В мире существуют две главные формы правления (или государственного строя) — монархическая и республиканская (рис. 32). Разумеется, монархическая форма правления самая древняя, достигла расцвета в Средние века и Новое время. В начале XXI в. в мире насчитывалась 31 монархия (2 — в Океании, 3 — в Африке, 14 — в Азии, 12 — в Европе).
Различают неограниченные (абсолютные) и ограниченные монархии. В первом случае власть монарха практически не ограничена (Бахрейн, Катар, Оман, ОАЭ и др.), во втором — лимитируется либо национальной конституцией (конституционная монархия), либо парламентом (парламентская монархия). К абсолютному большинству европейских монархов применимо широко известное выражение: «Царствует, но не правит».
Монархия — форма государственного правления, при котором передаваемая по наследству власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, эмира и т. д.), а также государство с такой формой правления. |
Редко разновидностью монархии является абсолютная теократическая монархия, т. е. такая форма правления, при которой в руках духовенства сосредоточены одновременно и духовная,и светская власть. Например, король Саудовской Аравии одновременно совмещает верховную законодательную, исполнительную и судебную власть с обязанностями духовного главы религиозной общины мусульман- суннитов. К теократическим монархиям относятся Бруней и Ватикан.
Республиканская форма правления также возникла в древности, однако массовое распространение она получила лишь в периоды Новой и особенно Новейшей истории. Республики бывают президентские и парламентские. В президентских республиках полномочия главы государства и главы правительства сосредоточены в руках президента. Примерами таких стран являются США, Бразилия, Аргентина, Иран, Пакистан и др.
Республика (от лат. respublica — общественное дело, государство) — форма государственного правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти, а также государство с такой формой правления. |
В парламентских республиках главой исполнительной власти, т. е. главной фигурой в государстве, является глава правительства. К таким республикам относятся ФРГ, Италия, Индия, Израиль и др. Вопрос о том, какая форма правления для государства более предпочтительна, является не столь важным
Важно другое — как гарантируются гражданские права населения в гой или иной стране, каков характер национальной конституции, как она соблюдается и др.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ СТРАНЫ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ФОРМОЙ ПРАВЛЕНИЯ. СУЩЕСТВУЮТ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ — РЕСПУБЛИКАНСКАЯ И МОНАРХИЧЕСКАЯ. |
Форма государственного устройства
От неё зависит, как распределена власть по территории страны.
Унитарное государство
Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира.
Федеративное государство
Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны.
Территория и границы государства
В состав государственной территории входят суша с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними. От территории других государств ее отделяют государственные границы. Неотъемлемые части государственной территории — острова, удаленные от основной территории участки, окруженные территорией других государств, — анклавы (Нахичевань — территория Азербайджана, лежащая между Арменией, Ираном и Турцией). Анклав, имеющий выход к морю, называется полуанклавом (Калининградская область России).
Территория государства — часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенной страны. |
Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальные воды, т. е. воды Мирового океана, примыкающие к суше страны в пределах 12 морских миль. За ними следует прилегающая зона — полоса шириной еще в 12 миль. Таким образом, морская граница государства, в пределах которой осуществляется пограничный контроль, находится на расстоянии 24 морских миль от прибрежной линии. Существует также понятие о 200-мильной экономической зоне. Она уже не находится под суверенитетом прибрежного государства, но оно может вести здесь добычу природных ресурсов. Другие же государства обладают в этой зоне лишь свободой судоходства и полетов, прокладки кабелей и трубопроводов.
Сухопутные границы более очевидны, поскольку обозначаются (демаркируются) непосредственно на местности. Процесс установления государственной границы путем описания в договоре и обозначения на географической карте носит название делимитации, а обозначение границы на местности — демаркации.
Государственные границы — линии, определяющие пределы государственной территории. |
ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИМЕЕТ СУХОПУТНЫЕ, ВОДНЫЕ И ВОЗДУШНЫЕ ГРАНИЦЫ. |
Формы государственного устройства
Они имеют непосредственное отношение к географии, так как отражают территориальную организацию государств, их политико-административное устройство. Различают два главных типа такого устройства: унитарное и федеративное.
Слово «унитарный» происходит от латинского unitas, что означает «единство». Таким образом, оно подчеркивает единство государства и подразумевает высокую степень внутренней однородности и связанности его отдельных частей. К унитарным относится подавляющее большинство стран мира (Франция, Великобритания, Швеция, Норвегия, Белоруссия, Япония, Египет, Турция и др.).
Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой страна не имеет в своем составе автономий и располагает одной конституцией, одним правительством, единой судебной властью и т. д. |
Слово «федеративный» происходит от латинского слова foederatio, означающего «союз, объединение».
Таким образом, федеративное государство — союзное государство, состоящее из государственных образований — республик, штатов, земель и т. д. В таком государстве действуют единая конституция, единые федеральные органы государственной власти. Вместе с тем члены федерации имеют, как правило, собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Для федерации характерно разделение сферы компетенции между союзными органами власти и органами власти входящих в нее субъектов. Союзные законы обязательны для исполнения на всей территории федерации.
Федеративными государствами являются Россия, ФРГ, США, Канада, Индия, Бразилия и др.
Федеративное государство — форма государственного устройства, при которой отдельные территориальные единицы, составляющие государство, обладают определенной юридической и политической самостоятельностью. |
В начале XXI в. в мире явно доминируют унитарные государства, в то время как федеративных насчитывается менее трех десятков.
ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ УСТРОЙСТВУ ВСЕ СТРАНЫ ДЕЛЯТСЯ НА УНИТАРНЫЕ И ФЕДЕРАТИВНЫЕ. В МИРЕ ПРЕОБЛАДАЮТ УНИТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА. |
Запомните Анклав. Территориальные воды. Прилегающая морская зона. 200-мильная экономическая зона. Делимитация и демаркация границ. Монархия. Абсолютная монархия. Теократическая монархия. Республика. Унитарное государство. Федеративное государство. |
Откройте атлас
1. Пользуясь политической картой мира и приложением учебника, ответьте на следующие вопросы: а) в какой части света расположено наибольшее количество монархий? Покажите их; б) чем можно объяснить тот факт, что абсолютные монархии почти все расположены в Азии, а конституционные — в Европе?
2. Как проводятся морские границы?
Это я знаю
3. Какие существуют формы правления в современных государствах? Почему не вполне корректен вопрос о том, какой государственный строй лучше?
4. Какие формы государственного устройства вам известны? Почему они имеют прямое отношение к территориальной организации государства?
5. Каким странам чаще всего присуща федеративная форма государственного устройства и почему?
6. Выберите верный ответ.
К унитарным государствам относятся: а) Япония; б) Индия; в) Финляндия; г) США.
7. Выберите верный ответ.
К федеративным государствам относятся: а) Бразилия; б) Венгрия; в) Россия; г) Франция.
8. Установите соответствие:
1) монархия; 2) республика;
а) США, Аргентина; б) Испания, Дания; в) Франция, Бразилия; г) Бахрейн, Катар.
Это я могу
9. Приведите примеры двух-трех европейских стран, чьи государственные границы и территории в XX в. претерпели большие изменения. Чем вы это объясните?
Это интересно
10. Как вы считаете, почему на политической карте республик гораздо больше, чем монархий?
ПРОГРАММА**
Содержание элективного курса позволяет
познакомить учащихся с современной
политической картой мира и основными этапами
ее формирования, с типами стран современного
мира, их многообразием и многоликостью, а также с
основными международными организациями. Курс
«Политическая карта мира» актуален, вооружает
учащихся элементарными знаниями по политической
географии, необходимыми для понимания основных
направлений развития современного мира. Данный
курс может иметь существенное образовательное
значение для дальнейшего изучения географии и
может быть рекомендован для изучения учащимся
разных профилей.
Содержание курса предполагает работу учащихся с
разными источниками информации, предполагает
самостоятельную (индивидуальную или
коллективную) форму работы.
Курс рассчитан на 15—17 часов и может быть успешно
завершен в течение учебной четверти.