Путешествие по школам мира! финляндия
Содержание:
- Преимущества владения финским дипломом
- Стоимость обучения в Финляндии
- О важном: каникулы, оценки и экзамены
- Как хорошо уметь читать
- Образование в Финляндии на русском языке
- Структура системы высшего образования
- Комментарий profiok.com
- EDUCCATION CENTER ACADEMY — Образовательный центр (СЗАО)
- Как поступить в вуз?
- Чем занимаются дети в Финляндии до школы
- Обучение летом
- Как учатся дети?
- Образование второй ступени
- Стипендии и гранты
- Как оценивают успехи финского образования
- Школьный период
- Босые, умелые
Преимущества владения финским дипломом
Наличие финского диплома — это показатель качества, так как эта система образования одна из самых успешных в мире. Выдается документ европейского образца, который котируется по всему миру и дает возможность трудоустроиться как в самой Финляндии, так и за ее пределами. Будет большим плюсом при желании получить европейское гражданство.
Важно
Высшее образование помогает приобрести практические навыки с использованием последних достижений техники и с помощью высококвалифицированного преподавательского состава. Это является залогом не просто получения бумаги, как факта наличия образования (что присуще половине выпускников российских вузов), но и становлением реального специалиста, который готов приступить к практической работе.
Но все же больше преимуществ с финским дипломом получаешь в России, где зарубежное образование имеет высокий показатель, так как в самом северном королевстве выпускники-иностранцы не получают привилегий в оформлении гражданства и трудоустройстве на равных с гражданами страны. Можно остаться в государстве, если этому есть заинтересованный в таком выпускнике работодатель. По этим причинам российские школьники часто решают продолжить обучение в Финляндии после 9 и 11 класса.
Стоимость обучения в Финляндии
Государственное дошкольное образование в Финляндии платное. Стоимость месячного посещения ребенком детсада составит 290 евро. Но, если родители испытывают финансовые трудности, или семья относится к категории малообеспеченных, то социальные службы возьмут на себя часть или все расходы по оплате сада.
Справка! Если в детский сад ходит одновременно 2 и более ребенка из одной семьи, то ценник в пересчете на 1 ребенка будет снижаться. При этом для получения скидки семья необязательна должна считаться малообеспеченной.
Частные детские сады, услуги няни и подобные вещи оплачиваются родителями самостоятельно. Ценники на них могут существенно варьироваться и быть как сравнимы со стоимостью посещения государственного детского сада, так и превосходить ее в 3-5 раз и более. Исключение делается для детских клубов. Их посещение детьми из семей с невысоким уровнем достатка также компенсируется полностью или частично государством.
Обучение в государственных школах в Финляндии полностью бесплатно. В них могут поступить как финские дети, так и иностранцы. Если со знаниями языка у ребенка наблюдаются проблемы, то иногда создаются отдельные классы, но обычно уже через год обучения дети начинают свободно говорить на финском.
Стоимость обучения в частных школах зависит от выбранного учебного заведения и его типа. Например, за год учебы в международной школе в Хельсинки родителям придется заплатить около 12 тыс. евро. Пансионы обойдутся дороже, т.к. в плату будет входить также стоимость проживания.
Справка! Обучение в русской школе при Посольстве РФ обойдется в 150-300 евро в зависимости от выбранной формы и других параметров. Родители, работающие в диппредставительстве, платить за обучение детей не должны.
Профессиональные колледжи обычно пользуются популярностью только у местных жителей. Они фактически все являются государственными. Образование в них бесплатное. Кроме того, студенту предоставят и дополнительные бесплатные услуги, например, обеды или посещение различных экскурсий. В некоторых колледжах предлагается общежитие, за которое уже придется платить (примерно 300 евро в месяц).
У студента возникнут обязательные расходы на оплату членства в различных студенческих союзах – около 50-100 евро в год. Дополнительно студент самостоятельно оплачивает проживание, учебные материалы и т. д.
О важном: каникулы, оценки и экзамены
Учебный год начинается в августе. Какого-то одно конкретного дня начала учебы, как у нас 1 сентября, не существует. Начинают все по-разному, с 8 по 16 число последнего месяца лета. Ну а заканчивается учебный год в мае.
Год делится на два полугодия: осеннее и весеннее. В осеннем полугодии предусмотрены 3-4 дня осенних каникул и длинные двухнедельные каникулы на Рождество. А в весеннем –школьников радуют так называемые «лыжные каникулы» в феврале и еще одни пасхальные.
Учатся ребята пять дней в неделю только в первую смену, пятница – короткий день.
Теперь про оценки. Получить пятерку в финской школе – это не есть хорошо. Так как система оценивания 10-балльная. В первом классе оценок не ставят, так же как и во втором и в третьем, четвертом, пятом и шестом. На нижней ступени обучения возможно только устное оценивание учеников учителем с помощью таких понятий как «хорошо», «удовлетворительно», или «посредственно».
Первые «настоящие» оценки появляются только у семиклассников. Но в дневник их не ставят. Почему? А потому, что такой штуки как дневник у финских школьников просто нет. В стране действует государственная электронная система, типа наших электронных дневников, куда учителя заносят данные об успеваемости, о пропусках уроков, о проблемах и достижениях. А родители к этой системе имеют прямой доступ.
А теперь об экзаменах. Какие там ВПР, ЕГЭ или ОГЭ? Ничего подобного нет. Девиз таков: «Мы готовим не к экзаменам, а к жизни». Поэтому выпускники сдают лишь один обязательный тест в самом конце обучения. А контрольные работы и промежуточные тесты может провести учитель на свое усмотрение.
И никто о результатах данного теста сильно не переживает и не печется, как говорится, что получилось, то и хорошо. И это никак не роняет рейтинг школы или конкретного учителя. И учебные заведения ни перед кем за результаты данного теста отчитываться не должны.
Как хорошо уметь читать
Грамотности чтения, ставшей главной областью исследования PISA-2009, посветили две третьих времени тестирования. Понятно, что читать умеют все дети. А вот находить информацию в текстах различного содержания, осмыслять, оценивать ее и использовать прочитанное в разных жизненных ситуациях – это уже совсем другое. Именно на этом и сосредоточились исследователи. Школьники анализировали не только художественно-литературные отрывки, но и тексты делового стиля: инструкции, объявления, рекламу, расписание авиарейсов, анкету для приема на работу.
Финские учащиеся особенно умело находили нужную информацию, критически оценивали ее и последовательно излагали свои суждения. И в этом нет ничего удивительного, потому что финнов с детства учат соотносить разные точки зрения на явления, события и толковать их смысл. В других европейских странах грамотность чтения оказалась намного ниже. Так, лучшими после Финляндии стали Нидерланды, занявшие лишь 10-е место.
Интересно, что во время исследования выяснилось, что девочки во всех странах мира читают лучше, чем мальчики. Причем, в Суоми разница в пользу женского пола оказалась самой большой среди всех стран-участниц ОЭСР.
Образование в Финляндии на русском языке
На русском языке можно пройти курс компьютерной грамотности. После его завершения выдается сертификат международного образца. Он дает право поступать в европейские вузы, устраиваться на работу. Такое обучение в Финляндии на русском языке бесплатно, ориентировано на жителей Карелии.
При консульстве есть школа, где преподавание ведется на русском языке. Также есть классы, где дети из России проходят языковую адаптацию, осваивают финский. Тут ставка делается на общение с носителями языка. Затем ребенок переводится в стандартный класс, но может обращаться за помощью к учителям, владеющим русским языком. Адаптационный курс длится 1 год. И за этот период дети осваивают финский язык на достаточном для обучения уровне, несмотря на его сложность.
Можно найти частные школы, где преподавание ведется на русском языке. Но их мало и обучение в них стоит достаточно дорого. Есть такие же учебные заведения, где дети обучаются на немецком или французском языке.
Финская система образования отличается инклюзивностью. Это касается не только воспитания детей, студентов, но и языкового фактора. В учебных заведениях разных ступеней предоставляется возможность обучаться на разных языках. Поэтому финский диплом позволяет устроиться на престижную работу в странах Европы.
Структура системы высшего образования
Система образования Финляндии состоит из дошкольного образования, основного общего образования, среднего образования, в которое входят среднее (полное) общее и среднее профессиональное образование, а также из высшего образования, т.е. высших учебных заведений. Система высшего образования Финляндии формируется двумя параллельными секторами: университетами и профессиональными институтами. Обучение взрослых осуществляется на всех образовательных уровнях (образовательных цензах).
Сетью вузов охвачена вся Финляндия. В стране существует 20 университетов и 29 профессиональных институтов, подведомственных Министерству образования. (admin – цифры 2002 года)
В числе университетов – десять многопрофильных, три технических, три экономических и четыре художественных. Помимо них, в подчинении Министерства обороны действует Академия национальной обороны, дающая высшее военное образование. Профессиональные институты являются, как правило, региональными и многоотраслевыми высшими учебными заведениями. Помимо профессиональных институтов, подведомственных Министерству образования, в подчинении Министерства внутренних дел действует Полицейский институт, а на Аландских островах, в подчинении местного самоуправления – Профессиональный институт Аландских островов.
В высших учебных заведениях предлагается широкий спектр обучения. Высшие учебные заведения предоставляют места приема на первый курс 65 процентам абитуриентов, хотя по многим специальностям число поступающих во много раз превышает имеющееся количество мест. В одном и том же учебном году учащийся может занять только одно учебное место, дающее право на получение диплома о высшем образовании.
В высшие учебные заведения можно поступить после получения среднего образования. Право поступления в высшие учебные заведения имеют лица, получившие аттестат о среднем (полном) образовании, диплом о среднем профессиональном образовании (при курсе обучения не менее трех лет), диплом о высшем профессиональном образовании и документ об окончании профессионального училища. Студентом может стать также лицо, получившее образование за границей, при условии, что такое образование дает в данной стране право на поступление в высшее учебное заведение. Право поступления в профессиональный институт имеет также лицо, прошедшее курс гимназии. Абитуриенты, получившие документ о начальном профессиональном образовании (при курсе обучения менее трех лет), профессиональную подготовку или аналогичное образование за границей, имеют право поступления в профессиональный институт по своей специальности. По своему усмотрению университеты и профессиональные институты могут также зачислять и других абитуриентов, имеющих необходимые для учебы в вузе объем знаний и подготовку.
Университеты проводят отбор студентов самостоятельно. Порядок набора студентов и его практическое осуществление могут варьироваться в зависимости от университета и факультета. Чаще всего набор студентов происходит на основании результатов предыдущего обучения и различных вступительных экзаменов.
Профессиональные институты сами определяют критерии отбора студентов. Набор студентов в профинституты осуществляется на основании системы единого заявления о приеме. При наборе студентов учитываются результаты предыдущего обучения, опыт работы, профессиональная пригодность и заинтересованность абитуриента в учебе по данному профилю. Для большинства специальностей проводятся также вступительные экзамены. Прием на программы обучения, где обучение ведется на иностранных языках, и на обучение взрослых осуществляется каждым профессиональным вузом отдельно.
Обучение, направленное на получение диплома о высшем образовании, является для студентов бесплатным. Во время учебы студентам выплачиваются государственные пособия.
Комментарий profiok.com
«Я бы хотел напомнить, что современные успехи Финляндии достигнуты за счёт вклада людей, которые учились по классической системе, в том числе, частично заимствованной у России, – комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – На что будут способны люди, которые в молодости, в основном, музицировали и рисовали, покажет время. В любом случае каждое государство вправе само решать, для чего ему система образования и какие цели она должна решать. Если стране нужны только законопослушные и ответственные исполнители – может быть, такая система и вправду хороша.
Высокими результатами в рейтингах PISA обольщаться не стоит: они проверяют элементарную функциональную грамотность, умение понять и осмыслить прочитанный текст. Но если копнуть глубже, то выясняется, что дети, подготовленные по системе вроде финской, могут найти информацию в интернете, но не в состоянии понять, стоит ли доверять источнику. Они могут прочитать и пересказать прочитанное, но не понимают, ерунда там написана или нет. Сторонникам финской системы стоит понимать, что критическое мышление, умение анализировать и обобщать, делать выводы, прогнозировать последствия, устанавливать причинно-следственные связи – всё это приходит только по мере изучения наук в их классическом виде. Но, повторюсь, возможно, Финляндия и не ставит перед собой задачу воспитать людей с критическим мышлением. Если Россия такую задачу ставит, то заимствовать у финнов нам особо нечего.
Сейчас часто раздаются призывы вернуться к советской системе образования. Конечно, просто взять и скопировать не получится: советская система великолепно решала свои задачи, но не сталкивалась с проблемами, которые появились сейчас. Но взять из этой системы лучшее и адаптировать под современные нужды вполне можно. Хорошего и полезного было много, но главное, на мой взгляд – это тесная взаимосвязь образования и воспитания. Западные школы не занимаются воспитанием, но вместо них это делает общество, в котором веками формировался определённый уклад. В нашей стране совместная работа учителя и ученика – это не просто передача знаний, это в том числе формирование личности. Об этом следует помнить всем желающим механически перенести в российские реалии западные модели. Даже если эти модели на первый взгляд успешны».
EDUCCATION CENTER ACADEMY — Образовательный центр (СЗАО)
Занятия проводятся в группах с различными уровнями сложности в зависимости от Ваших знаний и с использованием активных методов обучения. Позитивная атмосфера, уникальная природа и экология в сочетании с высоким уровнем преподавания делают академию привлекательным местом и способствуют эффективному и качественному обучению. Динамичная, непринужденная обстановка помогает преодолеть языковой барьер и научиться говорить на иностранном языке независимо от уровня Ваших знаний. Уникальная методика, оборудованные помещения, библиотека, компьютерный класс со свободным доступом в Internet, Wi-Fi − все это направлено на превращение учебы в приятное занятие. В распоряжении учеников спортивная площадка, тренажерный зал, сквош, большой и настольный теннис, бильярд, сауна, место для барбекю.
Вы сможете получить возможность не только провести время за учебой, но и хорошо отдохнуть, побывать в культурных и исторических местах Финляндии, Швеции, Эстонии.
По окончании курса обучения выдается сертификат международного образца, который дает Вам преимущество при трудоустройстве и поступлении в высшие учебные заведения.
Как поступить в вуз?
Прежде всего необходимо определиться с выбором университета и узнать о действующих в нём правилах приёма абитуриентов. Все вузы самостоятельно определяют сроки подачи документов, их список и способ сдачи вступительных экзаменов.
Видео: как поступить в университет прикладных наук Финляндии
https://youtube.com/watch?v=2a6O45ChD68
Большинство университетов принимает документы с начала декабря по конец марта. Чаще всего будущие студенты должны представить следующие бумаги:
- заполненное заявление с просьбой о приёме в вуз (образец можно найти на сайте Universityadmissions.fi – для университетов или Admissions.fi – для политехнических институтов);
- копия аттестата о полученном среднем образовании, переведённая на финский язык;
- сертификат, подтверждающий успешную сдачу международного экзамена по английскому языку (TOEFL или IELTS);
- мотивационное письмо на английском языке, в котором абитуриент рассказывает, почему он выбрал именно этот университет.
Некоторые вузы самостоятельно проверяют уровень знания английского языка на очном экзамене.
Ученики 11 класса, ещё не получившие аттестат, могут поступить в финские университеты по программе discretionary admission. Для этого им потребуется приложить к пакету документов справку, подтверждающую обучение в 11 классе и табель с оценками за первое полугодие.
При положительном результате рассмотрения документов абитуриент получает письменное приглашение на вступительные испытания. На основании этого документа будущий студент получает разрешение на въезд в Финляндию.
В некоторые вузы необходимо сдать экзамены по профильным предметам, а в другие – достаточно успешно пройти собеседование. В приграничные области России часто приезжают приёмные комиссии из Финляндии и проводят вступительные испытания на месте.
После получения подтверждения о зачислении в ВУЗ, необходимо оформить студенческую визу. Для этого необходимо предоставить в посольство Финляндии пакет документов, в который входят:
- анкета, заполненная по форме OLE_OPI (её можно скачать на сайте migri.fi);
- две фотографии размером 47 мм на 36 мм;
- действующий заграничный паспорт;
- справка, подтверждающая зачисление в финское учебное заведение;
- свидетельство о полученном в России образовании;
- справка из банка о наличии средств, достаточных для проживания в Финляндии (не менее 560 евро в месяц);
- медицинский страховой полис;
- свидетельство о рождении и разрешение родителей на выезд в Финляндию (для студентов младше 18 лет).
Студенты, приехавшие в Финляндию на срок более года, обязаны получить регистрацию в полицейском отделении. Она включает в себя предоставление основных анкетных данных и продлевается каждый год.
Чем занимаются дети в Финляндии до школы
Отдать ребенка в детский сад финская семья может с 9 месяцев. Длится воспитательный процесс вплоть до 6 лет. Все сады можно разделить на три группы:
- муниципальные;
- частные;
- семейного типа.
Выбор дошкольного учреждения остается за родителями. Данная ступень образования является платной. Сумма взносов определяется уровнем доходов в семье. Самая большая оплата – 250 евро, самая низкая – 23 евро.
Особенности дошкольного этапа:
- иногда в детских садах не хватает мест для всех малышей. В этом случае власти выплачивают семье 500 евро ежемесячно, чтобы один из взрослых мог сидеть дома с ребенком;
- группы в садах маленькие, при этом чем младше группа, тем больше воспитателей ею занимается. В среднем на одного педагога приходится 4 ребенка;
- основная задача педагогов на данном этапе – уход за малышами и помощь родителям в их воспитании.
В 6 лет начинается подготовка детей к школе. Занятия проводятся при детских садах или школах. Посещение их является обязательным даже для тех детей, которые не ходили в детский сад. Оплата на данном этапе не предусмотрена.
Обучение летом
Летние школы для студентов и тех, кто только собирается ими стать, это отличная возможность в реальных условиях узнать, что собой представляет финская система образования. Практически каждый вуз страны предлагает учащимся зарубежных университетов и школ пройти летние интенсивы по самым разным направлениям. Желающих могут заинтересовать следующие программы:
- летняя школа при университете Ювяскюль – приглашает студентов из партнерских вузов (СПбГУ, Российский государственный педуниверситет, Ярославский госуниверситет и другие). Направления: культура, психология, здоровье и спорт;
- школа при Университете Восточной Финляндии – для студентов философских, факультетов, отделений лесного хозяйства, здравоохранения, естественных наук;
- летний лагерь Лахти – организовывается ежегодно для всех, кого волнуют проблемы экологии.
Лингвистические знания можно получить в языковых школах, которые также функционируют практически при всех вузах. Большой популярностью пользуются курсы при Хельсинском университете. Пятьдесят два урока обойдутся примерно в 180 евро. Длительность курса зависит от выбранной программы. Ускоренную можно пройти за 2 недели. Если есть время, можно задержаться здесь на 1 год.
Как учатся дети?
Школьный год начинается числа 8-16 августа (точной даты нет). Длится он до конца мая. Уроки проходят днем, пятидневная учебная неделя с укороченной пятницей. Предусмотрены каникулы: осенью 3-4 суток и зимой: 14 дней. Весной начинается пора лыжного отдыха (финские ребятишки вместе с родителями катаются на лыжах). Продолжают они отдыхать чуть позже на пасхальных праздниках.
Существуют электронные школьные дневники в национальной системе Wilma. Каждый родитель имеет личный код и всегда может посмотреть успехи своего чада. Раз в месяц школьный куратор посылает родителям листок, где фиксируются все достижения ученика.
Образование второй ступени
Наиболее распространенными вариантами образования по окончании школы являются гимназия и профессиональные учебные заведения. Они относятся ко второй ступени образования.
Подросток должен подать заявление на поступление в учреждение второй ступени, если он является учеником 9-го класса основной школы весной 2021 года или позже.
Гимназия
Обучение в гимназии носит общеобразовательный характер и не предполагает получение какой-либо специальности. В гимназии изучаются те же предметы, что и в средней школе, но на более сложном уровне. Кроме того, учёба требует большей самостоятельности. Обучение в гимназии завершается сдачей экзамена на право поступления в высшее учебное заведение. Обучение в гимназии длится от 2-х до 4-х лет в зависимости от возможностей и желания учащегося. После этого можно поступать в университет, университет прикладных наук или в учебное заведение, предлагающее профессиональное образование на базе гимназии.
Обучение в большинстве гимназий ведётся на финском или шведском языке. В крупных городах также действует несколько гимназий, обучение в которых ведётся на иностранном языке, например, на английском или французском.
Взрослые могут изучать курсы из программы гимназии в гимназиях для взрослых. В них можно изучить как отдельные курсы, так и всю программу гимназии, а также сдать экзамен на поступление в высшее учебное заведение. Обучение может включать в себя лекции и занятия в учебном учреждении, дистанционные занятия, веб-семинары и самостоятельную работу.
Дополнительная информация об обучении в гимназии представлена на сайте InfoFinland в разделе Гимназия.
Подготовительный курс для обучения в гимназии
Для обучения в гимназии требуется хороший уровень знания языка. Если родным языком учащегося не является финский или шведский, и уровень его знания языка недостаточен для обучения в гимназии, он может пройти подготовительный курс для обучения в гимназии (LUVA). Дополнительная информация приведена на сайте InfoFinland в разделе Гимназия.
Среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование в большей степени, чем гимназическое, ориентировано на практику. Оно даёт возможность получить квалификацию по определённой профессии примерно за три года. После получения среднего профессионального образования можно продолжить учёбу в учреждении профессионального или специализированного профессионального образования
Важной составляющей обучения является обучение на рабочем месте. При желании после получения среднего профессионального образования можно поступить в высшее учебное заведение
Также возможно получение диплома о профессиональном образовании или специализированном профессиональном образовании на основании сдачи демонстрационного экзамена. Для этого вы уже должны владеть знаниями и навыками, необходимыми для получения соответствующего диплома.
Получить диплом о профессиональном образовании можно также в результате обучения по договору. В этом случае учащийся работает по специальности, получает за свой труд заработную плату, равную как минимум размеру оплаты за прохождение трудовой практики, и одновременно обучается профессии.
Дополнительная информация представлена сайте InfoFinland в разделе Среднее профессиональное образование.
Подготовительное обучение для получения профессионального образования
Если ваши языковые или учебные навыки недостаточны для поступления в учреждение среднего профессионального образования, вы можете пройти подготовительное обучения для получения профессионального образования (VALMA). Дополнительная информация приведена на сайте InfoFinland в разделе Среднее профессиональное образование.
Стипендии и гранты
Финская образовательная политика направлена на активное развитие международного сотрудничества. Для привлечения иностранных учащихся были разработаны более 400 программ, преподавание которых ведётся на английском языке. В Финляндии полный курс обучения проходят более 7 тысяч иностранных студентов, из них около 4 тысяч учатся в университетах. Помимо этого, почти 7 тысяч студентов со всего мира посещают Финляндию по программам обмена.
CIMO — центр по международным связям — организация, координирующая программы по обмену и обучению и подчиняющаяся Министерству образования Финляндии. Также она занимается распространением информационных материалов и консультированием, содействует преподаванию финского языка и культуры, организовывает летние курсы для иностранных студентов.
Российские студенты могут получить грант как для полного курса обучения, так и для частичного в рамках программы обмена.
Молодые аспиранты и исследователи, а также представители малых финно-угорских народов России могут претендовать на получение стипендии от центра CIMO. Обычно они выдаются на срок от 3 месяцев до года, а размер составляет 700–1000 € в месяц и зависит от квалификации стипендиата и поддержки принимающего вуза.
Как оценивают успехи финского образования
Результаты, показанные финскими школьниками в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA, свидетельствуют о высоком уровне финских школ. На эти результаты особенно любят ссылаться эксперты, которые категорически не приемлют любые – федеральные, региональные или городские – школьные рейтинги в России, базирующиеся на количественных учебных показателях. Действительно, странно отрицать неоднозначность подобных оценок, но исследования PISA – это как раз классический пример рейтинга такого рода. Если наши рейтинги школ никуда не годятся, то откуда вдруг такое доверие к исследованиям PISA?
Следует признать, что математические, например, задачи в программе PISA весьма интересны, но для большинства наших школьников они непривычны как из-за их практической направленности, так и из-за необычных формулировок условий задач. С другой стороны, проверял ли кто-нибудь умения финских школьников решать, предположим, практически ориентированную задачу № 17 или систему уравнений с параметром № 18 из нашего профильного ЕГЭ по математике? В Финляндии собираются перейти от предметного обучения к обучению на основе явлений (phenomenon-based learning), то есть будет изучаться не просто математика, а математические модели какого-либо явления – например, процесса глобальной миграции. Такие модели часто сводятся к уравнениям или системам уравнений с параметром. Интересно было бы узнать, как финские школьники умеют решать эти задачи.
Кроме того, не совсем понятно, почему поклонники финского образования напрочь забывают о первом месте российских школьников в международном исследовании PIRLS-2016. Как наши школьники умудрились обойти финнов, если у них такая прекрасная система школьного образования? Или не все так радужно у наших северных соседей?
Школьный период
При том, что для школьников страны характерно блистать эрудицией и начитанностью, в учебном заведении они проводят небольшое количество времени. Что же позволяет им получать знания без зубрежки и длительных занятий в школе? Длительность учебного года – 10 месяцев (август-май), с занятиями по будним дням только в дневное время, краткосрочными каникулами осенью, зимой и весной.
В расписании учебного процесса много времени уделяется интересным для ребенка занятиям: спорту, кружкам по увлечениям и так далее. Никакие предметы для изучения не навязываются, учитывая индивидуальные способности и особенности каждого школьника. Обучение двухуровневое.
Нижний уровень до седьмого класса. Верхний – по девятый класс. Далее ребенок выбирает лицей или колледж, в зависимости от специализации.
Определим плюсы и минусы финского школьного образования. К преимуществам стоит отнести следующее:
- Все государственные школы равны. Нет элитных заведений, которые получали бы больше средств на развитие. Выбор школы для ребенка свободный и не зависит от места жительства. А учитывая равные финансовые и образовательные возможности школ, предпочтение отдается ближайшим из них. Частные школы существуют для тех, кто осознанно изучает определенный предмет, являющийся профильным для выбранной профессии.
- Финская система не делит детей по уровню знаний, здоровью. В одном классе соседствуют инвалиды-колясочники, отстающие ученики и вундеркинды. Все они общаются на равных, адаптируясь в социум. Каждый индивидуален и талантлив по-своему, что подчеркивается преподавателями.
- Положение ребенка среди сверстников и отношение к нему педагогов не зависит от места работы и должностей родителей. Строго запрещено анкетирование учащихся на предмет выяснения места работы родителей. Приоритетными для учителя являются сами дети.
- Никаких поборов и взносов. Государство обеспечивает ребенка всем. От письменных принадлежностей и ноутбуков, до транспорта и обеда. Школа бесплатно проводит экскурсии и мероприятия.
- Дети имеют разные знания в меру своих способностей, поэтому получают задания разного уровня сложности. Это и называется индивидуальным подходом к каждому ребенку.
- Если ученик требует дополнительного разъяснения материала, то учитель бесплатно уделит ему время после уроков. И будет поощрен за это.
- Детей учат реалиям, а не отвлеченным понятиям. Школа дает знания для повседневной жизни. Например, изучается расчет банковского процента, составление резюме, создание плана местности и прочее.
- Поощряется добровольное участие в учебном процессе и самовоспитание. Подросток получает только те знания, которые действительно хочет получить. С этой целью корректируется расписание, где отсекаются ненужные для каждого индивидуума предметы.
- Второгодники не высмеиваются и не предаются позору. Считается, что ребенок может улучшить знания и определиться с профессией.
Кроме указанных положительных моментов, стоит обратить внимание на негативные аспекты:
- Отсутствует стремление улучшить уровень знаний у отстающих школьников, так как им предлагаются задания проще, чем у отличников, ограничивая шансы достичь лидирующих позиций. Всегда можно просто выполнить задание, которое тебе под силу, не стремясь к большему.
- Субординация между детьми и педагогами отсутствует, что приводит к некомфортным ситуациям в отношениях, обусловленным подростковым возрастом и юношеским максимализмом.
- Школа заключает контракт с педагогами на год, рискуя получить в дальнейшем вместо опытного учителя неквалифицированного работника. Кадровый состав учреждения не постоянный, что не всегда удобно для воспитательного процесса.
Можно долго перечислять все плюсы и минусы финского школьного образования, но факты – упрямая вещь. И они твердят – финские школьники имеют качественные знания без экзаменов, нервотрепок и зубрежек домашнего задания, наслаждаясь свободой выбора и детством-отрочеством.
Босые, умелые
«Сменная обувь в школе не нужна. При входе дети разуваются и ходят в носках. На полу лежит линолеум, всё чисто, сухо, за этим следят уборщицы. Даже в туалетах нет проблем с тем, чтобы намочить ноги. Раздевалки обычно устроены перед каждым кабинетом. Они у классов постоянные, у ребёнка есть свой стол с ящиками, где хранятся канцтовары, часть учебников. Но что‑то забирается домой, так что проблема тяжёлых портфелей у нас тоже существует.
Учатся на домоводстве все вместе: и мальчики, и девочки. Их вообще разделяют только на уроках физкультуры в старшей школе.
Слабым местом в школьной программе, на мой взгляд как бывшей советской ученицы, я бы назвала точные науки».