Школьное образование в финляндии

Выбор пал на Хельсинки

Университет и подходящую специализацию Анна выбрала по Интернету.. Она изучила требования, предъявляемые к поступлению и отправила свою заявку на поступление в январе. К письму-заявке необходимо было приложить свидетельство об окончании гимназии/старших классов и свидетельство, подтверждающее владение английским языком (IELTS, TOEFL, FCE или CAE).

В ответ на высланную ею заявку Анна получила приглашение на вступительные экзамены, которые устраивались в начале лета. Вступительные экзамены для иностранцев проводятся на английском языке. Подготовка к вступительному экзамену включала изучение материала двух книг. Сам экзамен состоял из четырех вопросов, базирующихся на материале книг. На вопросы требовалось ответить в форме эссе. Для успешной сдачи этого сложного экзамена, включающего детальные вопросы по материалу экзаменационных книг, необходимо было знать содержание книг «назубок». В июле Анне пришло сообщение об успешной сдаче экзамена и зачислении на выбранный ею факультет.

Зачисление на многие программы, подготавливающие на степень магистра, происходит только лишь на основании конкурса документов.

Высшее образование

По окончании образовательного учреждения первой ступени можно продолжить обучение в высшем учебном заведении. В Финляндии высшее образование можно получить в университетах прикладных наук и в университетах.

Обучение в высшем учебном заведении может быть как бесплатным, так и платным. Для граждан стран, не входящих в ЕС или ЕЭС, а также для членов их семей, которые обучаются на англоязычных программах бакалавриата или магистратуры, образование платное.

Дополнительная информация приведена на сайте InfoFinland в разделе Иностранный студент в Финляндии.

Университеты прикладных наук

Обучение в университете прикладных наук более приближено к практике, нежели обучение в университете. Обучение также включает в себя производственную практику. Срок обучения составляет от 3,5 до 4,5 лет. Если после этого вы пожелаете продолжить учёбу и получить диплом магистра университета прикладных наук, для этого потребуется приобрести трёхлетний опыт работы по специальности. Дополнительная информация представлена на сайте InfoFinland в разделе Университеты прикладных наук.

Университеты

Обучение в университете носит научно-исследовательский характер. В университете вы можете получить степень бакалавра примерно за три года, а затем степень магистра – примерно за два года. Университеты организуют по некоторым направлениям обучение на английском языке. Однако на большинстве программ обучение ведётся на финском или шведском языке.

После получения степени магистра можно продолжить обучение в аспирантуре и получить степень кандидата наук или доктора.

Дополнительная информация приведена на сайте InfoFinland в разделе Университеты.

Как проходят приемные экзамены в Финляндии

В части вузов привычные для россиян вступительные экзамены отсутствуют, а проводится конкурс документов. Предоставленный пакет бумаг и рекомендательных писем досконально исследуется приемной комиссией, затем на устном собеседовании ждут аргументированного подтверждения выбора конкретного учебного заведения, факультета и специальности.

Но все же больший процент университетов устраивает отбор в виде вступительного экзамена. Сдаваемый предмет зависит от будущей специальности.

Основная цель теста — определение уровня мотивированности кандидата, его математических и логических способностей, знаний в выбранной сфере, коммуникативных навыков, способности к анализу и дедукции. При поступлении на творческие специальности дополнительно проводится прослушивание кандидатов.

Приемные тесты сдаются либо непосредственно в университете Финляндии, либо в Москве или Санкт-Петербурге. Исключения есть, например, экзамены в Хаага-Хелиа проводят только на их базе.

Обычно задания включают в себя письменный и устный блок, но иногда ограничиваются только письмом. Чаще всего экзамен основан на данных реального отчета финской компании. Кандидатам заранее высылается информация для подготовки, ее необходимо досконально проработать, так как вопросы и практические задания на вступительном основаны на реальных фактах и примерах.

Практика предполагает как индивидуальные задачи, так и групповую работу. В письменном блоке чаще всего предлагают написать эссе по прочитанному материалу и решить тесты. Устный блок может быть представлен индивидуальным или групповым интервью.

Лучше всего после этапа выбора учебного заведения, факультета и специальности уточнить, в каком формате именно проходит у них приемный экзамен, так как общепринятого стандарта не существует.

Стипендии и гранты для студентов Финляндии

В большинстве финских университетов выдается стипендия иностранным студентам за хорошую успеваемость. Основанием является суммарное количество баллов студента и рекомендации преподавателей. Размер выплат частично покрывает затраты на обучение, иногда и полностью.

У зарубежных студентов есть возможность претендовать на финансовую помощь, стать обладателем национальной стипендии и гранта, получать выплаты от различных организаций и фондов. Существуют также спортивные и научно-исследовательские финансирования.

При обучении в финском вузе по программе обмена студентами предусмотрена денежная поддержка своих абитуриентов со стороны России. Активно работает организация финляндско-российского обмена студентами (Finnish-Russian Student Exchange Programme — FIRST) или программа для учеников, которые занимаются исследованием проблем северных территорий и Арктики («North2North»).

Подача заявлений на программы образования

Финские ВУЗы предлагают иностранным студентам много различных англоязычных образовательных программ. Необходимые для подачи заявления документы отправляются в ВУЗы в электронном виде. Требования по вступительным экзаменам лучше всего проверить на веб-страницах самих ВУЗов. Можно также связаться с отделом международных связей учебного заведения.

Фото: Эмилия Кангаслуома

Некоторые учебные программы требуют вступительных экзаменов. Если на программу записалось много российских абитуриентов, то вступительные экзамены можно организовать в России. Финские ВУЗы имеют опыт проведения экзаменов в России, Украине и Китае. О порядке проведения вступительных экзаменов, абитуриентов оповещают отдельно.

Не все программы требуют вступительных экзаменов. На некоторые из них отбор осуществляется на основании поданных документов.

ВУЗы обычно архивируют старые экзамены, с которыми можно познакомиться. За помощью в этом вопросе следует обратиться в отдел международных связей. Хорошими источниками информации также являются российские студенты, уже обучающиеся на программе.

В основе – советская система?

Министр образования России Ольга Васильева не раз подчёркивала, что система образования Финляндии, которую многие хвалят, во многом построена на опыте российской имперской школы. Очень часто можно слышать, что финские эксперты полностью заимствовали советскую систему образования, слегка адаптировав её под свои требования. В результате бытует мнение, что пока российские чиновники ищут, что бы привнести в российские школы из-за рубежа, их финские коллеги спокойно развивают и совершенствуют советские наработки. Это одновременно и так, и не так. На первый взгляд, современная система образования Финляндии вообще ничего общего не имеет с советской школой, а начатые недавно реформы и вовсе сводят на нет любые намёки на параллель.

Понятно, что система образования СССР была частично построена на опыте гимназий и лицеев Российской Империи. Правда, пришедшие к власти большевики серьёзно видоизменили царскую систему образования, можно сказать, создав свою, совершенно новую систему. Из учебных программ исчез Закон Божий, из воспитательного процесса – телесные наказания. Страна стремилась победить неграмотность и получить как можно большее число образованных людей. Разрослась сеть кружков и секций, развернулась система профессиональной ориентации, профессия педагога стала массовой и востребованной, а методики обучения и воспитательной работы нередко создавались прямо на ходу, и речь идёт не только об Антоне Семёновиче Макаренко.

При формировании системы образования Финляндии, которая начала складываться во второй половине прошлого века, что-то брали из СССР, что-то из ГДР, саму структуру (от детского сада к школе и дальше к вузу) – явно из Российской Империи. Но финны – люди прагматичные: взяли только то, что им подходило, остальное «надстроили» сами. Поэтому несмотря на то, что в Финляндии переводились советские учебники и методички, что там с удовольствием брали на работу советских педагогов и изучали методики, в стране сложилась система, непохожая на другие.

Финляндия гарантирует своим гражданам доступное, качественное образование для всех. Это ли не отсылка к Советскому Союзу? Мало того, образование бесплатное – включая учебники, планшеты и ноутбуки, музеи и экскурсии, питание и транспорт. В некоторых школах родителям старшеклассников всё-таки приходится платить примерно по 300 евро, но если семье не по силам такие расходы, ребёнок получает грант. Если кто-то живёт от школы дальше, чем за 5 километров, то ему оплачивают такси. Тут стоит напомнить любителям превозносить всё зарубежное и ругать всё российское, что бесплатное образование стало возможным из-за высоких налогов. В Финляндии они самые большие в мире – неудивительно, что хватает на учебники и питание школьников.

Есть и ещё одна особенность финской системы, тоже явно позаимствованная у СССР. Финские школьники очень много читают, и это не только учебная литература, но и художественная или научно-популярная.

Условия обучения, стипендии и гранты для иностранных студентов

Правительство Финляндии разработало и внедрило систему грантов для зарубежных студентов. Также для них предусмотрены стипендии. Право их распределения принадлежит территориальным властям на основе отношений вузов, расположенных в пределах местной юрисдикции. Всего существует около двух десятков грантов, наиболее распространены те, что выдаются на основе высокой успеваемости и достижений в научной деятельности. Общественная деятельность студента также станет основанием для выдвижения его кандидатуры на присвоение гранта. Распределение грантов происходит по результатам конкурса. Некоторые вузы страны разработали свои программы стимулирования обучающихся и обеспечили её выполнение за счёт собственных средств. Стипендиатами являются те иностранные студенты, которые имеют хороший уровень успеваемости, поэтому достаточно просто прилежно учиться, и финляндское государство компенсирует немалую часть затрат студента.

Преподавание в вузах ведётся на финском, шведском или английском. Последний наиболее распространён там, где есть группы иностранных студентов. Преподавателями могут быть не только граждане Финляндиии, но и представители других стран, имеющих соответствующую квалификацию. Принцип образования состоит в тесном контакте студента со своим научным руководителем. Во многих аспектах обучение индивидуализировано.

Студенты в Финляндии много времени уделяют самостоятельной работе

Студенческий союз играет далеко не последнюю роль в университетской жизни. Эти объединения имеют должные рычаги влияния и в администрации вузов, и в органах местной власти. По решению студсоюза студента могут даже отчислить из числа слушателей.

Студенты имеют право на дополнительную трудовую деятельность на протяжении 20 часов в неделю во время учебного года и 40 часов в период каникул. Учитывая высокую оплату труда в Финляндии, большинство иностранных студентов пользуются этим правом.

Нужно ли будет платить за школьное образование?

Тут обрадуем родителей — среднее образование бесплатное. Даже для иностранцев. Дети в школе получают:

  • бесплатное образование;
  • каждый день горячий обед за счет школы;
  • поездки, походы по музеям, выставкам (обязательно!);
  • транспорт, который забирает от дома, отвозит домой
  • учебники, учебные материалы.

Собирать деньги с родителей строго запрещено. Хорошая система, да? О молодом поколении здесь, правда, заботятся. Любые проблемы ребенка можно решить. Разговоры с психологом, например. Тоже бесплатно. Как подготовиться к переезду в Финляндию из России.

Как выбрать школу?

На всей территории Финляндии более 3000 средних учебных заведений. Кстати, очень много русских школ. Лучше там или хуже — сложный вопрос. С одной стороны, финны придерживаются некого равенства на уровне среднего образования. Нельзя сказать, что в одном районе школа престижнее, чем в другом.

Две школы пользуются популярностью:

  • Старшая школа Matinkylän koulu. Здесь более 400 учеников, 19 классов и очень большой бюджет на образование. Находится она в городе Эспоо.
  • Русско-финские есть во всех крупных городах. Точнее, ее отделения. Многие русские родители стараются отдавать именно в них детей. Включает все ступени обучения.

Преимущества финской школьной системы

Многим из вас эти правила покажутся немного странными и необычными. Они работают, что самое удивительное! Может, привычная система образования не так уж хороша? Интересные места Финляндии — расскажу, что стоит посмотреть обязательно.

Как можно меньше лишнего шума. Вся мебель оборудована «бесшумными» наклейками на ножки. Никаких оград, хлопающих калиток

Часто полы выстланы ковровым покрытием.
Все важно! Здесь нельзя сказать, что учить математику важно, а литература или рисование — «второсортные» по важности предметы.
Человек имеет право интересоваться чем-то больше. Это выбор каждого ученика.
Уроки проходят в непринужденной атмосфере

К доске не вызывают. Дети часто готовят проекты, но и здесь никто не заставляет выступать, если не хочется.
Индивидуальный план для каждого! Учителя знают возможности, особенности каждого ребенка. Для него подбирается более-менее индивидуальный план, который включает его сильные стороны, помогает равномерно учиться. Есть проблемы? Учителя и ассистенты с ними помогут. Например, ученик легко отвлекается, быстро устает. Всегда есть решение.
Помощь учителя. Учитель в Финляндии — друг и помощник ученика, который всегда готов прийти на помощь. Остаться после уроков, объяснить еще раз, показать ошибки — это всегда пожалуйста. Критики учителя не боятся. Потому что здесь очень уважительный подход ко всем ученикам. Ошибки ученика — ошибки учителя.

  1. Возможность обучаться в коррекционном классе. Это именно возможность, а не наказание. Если есть проблемы с общением, поведением, агрессией, плохой успеваемостью — коррекционный класс поможет справиться с этим.
  2. Практичность. Знания даются не абстрактно, а именно практично. Для того, чтобы человек закончив школу уже что-то знал о жизни.
  3. Как рассчитывать налоги на бытовом уровне? Ведь потом придется самостоятельно этим заниматься.
  4. Стало скучно на уроке? Можно заняться своими делами. Главное — не мешать другим. Учителя могут выбирать разные методы преподавания по своему выбору. Конечно, стараются сделать так, чтобы всех заинтересовать. Очень много аудио, видеоматериалов, наглядных пособий. Уроки часто проводят в тематических музеях, в парках. Как еще рассказать школьникам об истории или разнообразии живой природы? Лучше читать об этом в книге, или просто выйти в ближайший лес или парк?
  5. Специалист по выявлению индивидуальных особенностей. Есть способности к рисованию? Ребенок уже в 10-12 лет показывает явный талант к музыке или математике? Тогда консультант составляет расписание, нагрузку так, чтобы этим предметам уделялось много внимания.
  6. Самостоятельность обучения. Новые темы не объясняют. Все есть в учебниках, а учебники очень качественные. У каждого ученика есть возможность погрузиться в обучение так, как он хочет. По каждой теме можно читать минимум, а можно — все.
  7. Никогда не делается акцент на социальное положение родителей.
  8. Детей нельзя делить на «хороших» или «плохих» учеников. Именно потому, что у всех свои таланты, своя программа.
  9. Учителя меняются каждый год. Это может быть сложно себе представить. Так они не выбирают себе «особенных» детей из каждой группы. Ко всем совершенно одинаковое отношение. Учителя каждый год переходят из школы в школу, работают по контракту. У большинства степени магистра или профессора.

Образование для детей с особыми потребностями

Основной принцип финского образования можно сформулировать так: «Школа для всех». Инклюзивное образование, которое могут получить все дети на равных условиях и на бесплатной основе – вот постулаты, которых придерживаются власти страны. Исходя из этого, государство предоставляет право каждому гражданину страны обучаться на любой ступени образования независимо от его места жительства и физических особенностей.

Дети с особыми потребностями получают все, что им необходимо для успешного учебного процесса:

  • оборудование для обеспечения мобильности;
  • личного помощника;
  • сурдопереводчика и т. д.

Методика обучения предусматривает индивидуальный подход к обучению каждого отдельного ученика. По достижении пятилетнего возраста все малыши проходят психолого-педагогическое обследование, которое позволяет определить, какая именно адаптационная поддержка понадобится им в школе – общая, интенсивная или специальная.

Учите самому важному

«Финская система обучения: Как устроены лучшие школы в мире»

Когда я преподавал в школе под Бостоном, то благодаря особенностям расписания, где выделялось гораздо больше часов на классную работу, никогда не осознавал, что в процессе планирования отвлекаюсь от главного. Я мог позволить себе некоторую свободу в наполнении уроков. Конечно, я всегда действовал в разумных пределах и не отклонялся слишком далеко от основной линии, но, боюсь, планировал учебный процесс не так эффективно, как мог бы.

В Финляндии, где у меня было гораздо меньше времени для работы с учениками, просто не имелось возможности заниматься вещами, непосредственно не связанными со школьной программой. Волей-неволей приходилось более четко планировать целые модули и отдельные уроки, поскольку иного пути просто не было. Таким образом, оказавшись в новых условиях, я был вынужден отодвинуть вспомогательные аспекты на задний план, где им, в общем-то, самое место. Помню, как я удивился в тот первый год работы в Финляндии, узнав, что в учебном плане пятиклассников на изучение таких предметов, как биология, география, химия, физика и этика, выделялось всего по 45 минут в неделю. Да что там говорить, даже на математику и то отводилось лишь три стандартных урока. Честно говоря, поначалу я чувствовал, что, какую учебную дисциплину ни возьми, мне не хватает времени на ее преподавание.

Столкнувшись с этим, я обнаружил, что такое расписание, когда нагрузка на учителя не слишком велика, — это и проклятие, и благословение: с одной стороны, в Хельсинки у меня появилось больше времени на планирование и сотрудничество с коллегами, но с другой — теперь оставалось меньше времени на работу с учениками. Финские учителя помогли мне подойти к планированию уроков по-другому и сосредоточиться исключительно на преподавании базовых вещей. Сами они удивительно рационально использовали каждую минуту. И постепенно я тоже научился, подобно им, планировать от обратного: то есть исходить из количества оставшихся уроков, тщательно сверяясь с программой и методическими пособиями.

Наблюдая за местными педагогами, я обнаружил, что они добиваются хороших результатов с помощью методов, далеких от передовых или инновационных. Вопреки моим изначальным ожиданиям оказалось, что в Финляндии обычно используют старый добрый подход: учитель регулярно объясняет школьникам новый материал.

Как я узнал в первый год работы в этой стране, в финских школах традиционно используются учебники. Даже первоклассники здесь обычно проводят много времени, выполняя упражнения из рабочих тетрадей по самым разным предметам. Я много часов наблюдал, как учителя по всей Финляндии ведут уроки, и часто видел в классах учеников, которые изучали учебники, вели конспекты и копировали в тетради текст, написанный мелом или маркером на доске. Эта картина преподавания, которую я получил, так сказать, «на земле», не соответствовала сияющему образу финской системы образования, созданному международными СМИ. Признаться, это стало для меня открытием, и поначалу я даже не знал, что и думать.

В итоге я пришел к выводу, что финские учителя так любят использовать учебники, потому что это помогает им распределить изучение материала по темам и урокам. Я обнаружил, что число глав в финских учебниках обычно соответствует числу уроков по тому или иному предмету. Так, например, если в течение учебного года всего запланировано 36 уроков истории, то разумно ожидать, что в учебнике по этому предмету также будет 36 глав.

Да, финские учителя не слишком творчески подходят к работе на уроке, и это может показаться парадоксальным, особенно с учетом их репутации: ведь считается, что они предоставляют детям на занятиях немалую свободу. Но, думаю, эта особенность придает стабильность их ежедневным усилиям и позволяет ученикам хорошо усваивать материал.

Много лет я старался вырасти как преподаватель, но должен признать, что лишь недавно стал рационально планировать уроки

Я не хочу сказать, что ради стратегии учить самому важному педагогам следует пожертвовать методами, ориентированными на самостоятельную работу, в пользу изучения материала под руководством преподавателей. Я просто рекомендую не упускать при планировании самое важное и правильно расставлять приоритеты

Стипендии и гранты

Финская образовательная политика направлена на активное развитие международного сотрудничества. Для привлечения иностранных учащихся были разработаны более 400 программ, преподавание которых ведётся на английском языке. В Финляндии полный курс обучения проходят более 7 тысяч иностранных студентов, из них около 4 тысяч учатся в университетах. Помимо этого, почти 7 тысяч студентов со всего мира посещают Финляндию по программам обмена.

CIMO — центр по международным связям — организация, координирующая программы по обмену и обучению и подчиняющаяся Министерству образования Финляндии. Также она занимается распространением информационных материалов и консультированием, содействует преподаванию финского языка и культуры, организовывает летние курсы для иностранных студентов.

Российские студенты могут получить грант как для полного курса обучения, так и для частичного в рамках программы обмена.

Молодые аспиранты и исследователи, а также представители малых финно-угорских народов России могут претендовать на получение стипендии от центра CIMO. Обычно они выдаются на срок от 3 месяцев до года, а размер составляет 700–1000 € в месяц и зависит от квалификации стипендиата и поддержки принимающего вуза.

Плюсы и минусы финского образования (итоговая таблица)

Достоинства Недостатки

Бесплатность

Бюрократия (оформление всех необходимых документов потребует больших затрат времени и сил).

Удобная организация процесса обучения (студент может сам выбирать необходимые ему курсы и дату сдачи текущих экзаменов, кроме того, во всех университетах организованы компьютерные классы, где можно бесплатно распечатать любые документы и подготовиться к экзаменам)

Сложности с жильём (не всем студентам достаются места в общежитиях, а стоимость аренды обычной квартиры достаточно велика).

Прогрессивные методы обучения на всех ступенях образования

Трудный в изучении язык, без знания которого практически невозможно устроиться на хорошую работу.

Близкое расположение страны и похожий климат

 Качественное образование – это самый лучший капитал человека, который сохранит свою ценность при любых кризисах и экономических изменениях. Финляндия готова его предоставить всем желающим. Но будущим студентам нужно поторопиться, так как финские власти уже несколько лет обсуждают введение для неграждан ЕС платы за высшее образование. Но пока этого не произошло, и российские студенты могут без больших затрат получить диплом, который высоко котируется у работодателей практически любой страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector