История царского села
Содержание:
- Стоимость билетов 2021
- Старый сад
- Александровский дворец – роскошный подарок русской царицы
- История
- Изменения дворца при Екатерине
- Это интересно
- Архитектура барокко
- Версии местонахождения
- Екатерининский парк: история и фотографии достопримечательностей
- История создания кабинета
- Большой зал
- Александровские и Екатерининские парки в Царском Селе
Стоимость билетов 2021
Продажа билетов онлайн по сеансам. Нераспроданные билеты на текущую дату поступают в продажу в кассы Информационного центра музея (у Лицейской арки). Продажа именных билетов только при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность.
В осмотр включены: Парадная лестница, Первая выставочная комната, Большой зал, Антикамеры, Кавалерская столовая, Белая парадная столовая, Малиновая столбовая, Зелёная столбовая, Портретный зал, Янтарная комната, Картинный зал, Малая Белая столовая, Китайская гостиная, покои Александра I, выставка «Династия Романовых в Царском Селе».
Льготный тариф
- Взрослые (налоговые резиденты РФ и граждане государств ЕАЭС*) – 700 руб.
- Пенсионеры РФ и государств ЕАЭС* – 350 руб.
- Курсанты, военнослужащие срочной службы – 350 руб.
- Члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров РФ и стран ЕАЭС* – 350 руб.
- Учащиеся (с 16 лет), студенты – 350 руб.
- Лица младше 16 лет – бесплатно (обязательно оформление входного билета).
* Государства-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика.
Посещение объектов по льготной цене
Продажа льготных билетов осуществляется только при предъявлении документа удостоверяющего льготу таким гражданам, как:
- Пенсионеры Российской Федерации и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики
- Учащиеся
- Курсанты военных училищ
- Военнослужащие срочной службы
- Студенты
- Сотрудники государственных музеев России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики.
- Члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики.
Бесплатное посещение музея-заповедника
Право бесплатного посещения объектов Музея-заповедника предоставляется следующим категориям граждан при предъявлении соответствующего документа:
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные Кавалеры ордена Славы независимо от гражданства;
- участники и инвалиды Великой Отечественной Войны (в т.ч. узники), блокадники, труженики тыла независимо от гражданства;
- инвалиды I (право бесплатного посещения распространяется на 1 сопровождающее лицо) и II группы граждане РФ и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики;
- сотрудники государственных музеев Санкт-Петербурга, члены Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, члены ИКОМ;
- дети дошкольного возраста до 7 лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребёнка);
- лица, не достигшие 16 лет.
Посещение Екатерининского парка для вснх категорий граждан — вход бесплатный.
Бесплатный день в ГМЗ «Царское Село»
Имеют право на бесплатное посещение объектов ГМЗ «Царское Село» один раз в месяц в следующие дни следующие категории граждан:
Во второе воскресенье каждого месяца
- учащиеся и студенты (курсанты) образовательных организаций РФ среднего профессионального образования;
- студенты (курсанты) образовательных организаций РФ высшего образования;
- аспиранты; адъюнкты; ординаторы; ассистенты-стажёры;
- многодетные семьи граждане РФ и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики;
- лица, не достигшие 18 лет.
Старый сад
Старый сад был разбит в регулярном стиле, в нем была выполнена правильная симметричная планировка. Деревья и кустарники были красиво подстрижены, из них создавались галереи и залы, также в саду построили павильоны и установили скульптуры.
Работы по созданию Старого сада велись голландскими садовыми мастерами Яном Роозеном и Иоганном Фохтом, а позже переустройство парка проводили архитекторы Алексей Квасов, Савва Чевакинский и Бартоломео Франческо Растрелли.
Перед фасадом Екатерининского дворца устроены два симметричных партера, в центре которых установили скульптуры «Мир» и «Великолепие». Узорный партер, выполненный из угольной крошки и битого кирпича, песка и толченого стекла, напоминал своим орнаментом паркеты дворцовых залов.
Главной осью Старого сада является Эрмитажная аллея, соединяющая Екатерининский дворец с Эрмитажем. Вдоль неё установлены скульптуры Персея, Андромеды и Галатеи, Геракла и других героев античной мифологии. Все эти статуи по распоряжению Петра Первого были выполнены по специальному заказу в Венеции.
Для справки: Император придавал большое значение мраморным скульптурам, изображавшим мифологических персонажей, выражающих аллегорические идеи могущества и славы Российского государства.
Одна из скульптур на правой стороне Эрмитажной аллеи — амазонка, опирающаяся на щит, на котором изображены сражающиеся орел и лев, представляющие образы России и Швеции.
С левой стороны аллеи возвышается статуя Геркулеса, символизирующая императора Петра I, победившего многочисленных врагов России.
При Елизавете Петровне, дочери Петра Первого, статуи Персей и Андромеда, Геркулес, Марс и многие другие скульптуры приобрели сугубо декоративную роль.
В конце главной аллеи Старого сада построен роскошный малый дворец — Эрмитаж, уникальный памятник русского зодчества XVIII века, предназначенный для небольших приемов и развлечений узкого круга особо приближенных к императрице особ. Красота интерьеров Эрмитажа соседствовала с хитроумными устройствами: подъемными столами, замаскированными дверями и потайными ходами.
Александровский дворец – роскошный подарок русской царицы
Роскошный Александровский дворец по проекту Джакомо Кваренги начали возводить в Царском Селе, когда будущему императору исполнилось 15 лет. Через год 16-летний наследник престола сочетался браком с Марией Луизой Августой, которая приняла православие и стала Елизаветой Алексеевной.
Когда дворец достроили, великий князь с супругой поселился в нём в июне 1796 года, как и хотела венценосная бабушка, ведь этот дворец – подарок к бракосочетанию любимого внука. Императрица полюбила уютную резиденцию и часто навещала молодых, но в ноябре 1796 года неожиданно скончалась.
Особенности архитектуры
Двухэтажный Александровский дворец в форме буквы П построен в лучших традициях благородной классики. Симметричное жёлто-белое здание, к которому слева и справа пристроили флигели, вытянуто в длину и смотрится гармонично и воздушно.
Центральный фасад украшает изящная сквозная колоннада, придающая постройке особую торжественность. Часть фасада выполнена в виде полуротонды со сферическим куполом. Двусветные колонные окна чередуются с обычными окнами.
При входе – небольшой парадный двор, проходящий через двойную колоннаду. У входа – две статуи: «Юноша, играющий в бабки» и «Юноша, играющий в свайку».
В боковых флигелях – жилые помещения, в центральной части – залы парадной анфилады. Дворец прекрасен строгостью и лаконичностью, хотя и лишён пышной помпезности.
Интерьер помещений
Внутренние помещения, построенные по принципу анфилады, т.е. помещений, вытянутых в одну линию, созданы лучшими русскими и иностранными мастерами. Строгий стиль исключает излишнюю роскошь чрезмерной позолоты, вычурных орнаментов и росписей.
Стены парадных залов украшены искусственным мрамором. Интерьеры дворца сохранились частично – реставраторы воссоздают их по старинным гравюрам, картинам, описаниям и фотографиям.
Александровский дворец очень уютный: скатерти на столах, удобные диванчики и кресла, ковры. Из окон – прекраснейший вид на пруд и окружающий парк.
История
До начала XVIII века в том месте, где сейчас расположен город Пушкин, находилось Саарское село, принадлежащее шведам. Когда же эта территория была отвоевана Петром Первым, владелицей поселения стала его жена Марта Скавронская, в будущем императрица Екатерина I.
В 1717 году началось строительство дворца, названного Екатерининским, а в 1722 году был заложен парк, в создании которого принимали участие видные русские и зарубежные садовые мастера и архитекторы.
Царское село дорого русскому человеку, поскольку это место связано с жизнью А.С. Пушкина. Поэт учился в Царскосельском лицее и, вспоминая годы учебы, писал: «Воспоминаньями смущенный, исполнен сладкою тоской, сады прекрасные, под сумрак ваш священный вхожу с поникшею главой».
В стихотворении «В начале жизни школу помню я» А.С. Пушкин описывает очарование мраморных скульптур Старого сада:
Любил я светлых вод и листьев шум, И белые в тени дерев кумиры, И в ликах их печать недвижных дум. Всё — мраморные циркули и лиры, Мечи и свитки в мраморных руках, На главах лавры, на плечах порфиры — Все наводило сладкий некий страх Мне на сердце; и слезы вдохновенья, При виде их, рождались на глазах.
Летом 1831 года поэт снимал дачу в Царском селе, здесь он написал письмо Онегина, завершая роман в стихах «Евгений Онегин».
В произведениях поэта упоминаются и другие памятные места Царского села, в том числе Кагульский обелиск и Чесменская колонна. Поэт был горд тем, что среди героев Морей был и его дед, Иван Абрамович Ганнибал.
Для справки: Морейская колонна в Екатерининском парке установлена в честь победы, одержанной русскими войсками на полуострове Морея в Средиземном море.
Екатерининский парк входит в состав Государственного музея-заповедника «Царское село». Это один из самых красивых памятников мирового садово-паркового искусства, являющийся памятником архитектуры Федерального значения.
Далее мы расскажем о самых интересных местах Екатерининского парка подробнее.
Изменения дворца при Екатерине
После смерти Елизаветы Петровны хозяйкой дворца становится Екатерина II. Она не занимается кардинальной перестройкой, но решает изменить оформление своих покоев. К работе привлекается Ч. Камерон, прибывший из Шотландии. Главным результатом труда становится Арабесковая гостиная, позже ставшая залом для приема высокопоставленных гостей. Не менее впечатляла Лионская гостиная и любимый императрицей Китайский зал. Званые обеды проходили в Купольной столовой. Указы венценосная особа подписывает в Серебряном или Синем кабинетах. Изменена и Опочивальня царицы. В период блокады Ленинграда Царское Село и город Пушкин подвергались особо жестоким бомбардировкам. Уникальный по красоте и отделке Екатерининский дворец, его роскошные залы были практически уничтожен. Все шедевры, созданные Камероном, погибли. На данный момент времени не удалось восстановить все в полном объеме. Туристы могут посетить помещения, принадлежавшие Павлу I и его супруге Марии Федоровне: Зеленую столовую, гостиные: Парадную и Китайскую голубые. Можно посетить Опочивальню и Официантскую. Здесь собраны лучшие образцы зодчества, характерные для 18-го века.
Это интересно
Изюминка любой экскурсии — это всевозможные интересные факты, которые уводят в сторону от скучных цифр и сухого перечисления исторических событий. У каждого дворца есть свои «зацепки», и большой Екатерининский особняк не стал исключением. Познавательно будет узнать, что:
- Понятие сусального золота было придумано не каким-нибудь именитым архитектором или мастером или зодчим, а простым крестьянином из подмосковного села Покровского. Именно он впервые изготовил тонкие золотые листки, равные по толщине с папиросной бумагой. Звали народного умельца Семен Сусальщиков, отсюда и название его изобретения.
- Техника покрытия сусальным золотом активно применяла при отделке наружных интерьеров и экстерьера дворца. В работу ушло более 6 пудов червонного золота или, если перевести на современный счет — порядка 100 килограммов.
- В 1887 году Царское село стало первым городом Европы, где заработала полноценная электростанция. Причем это знаковое событие произошло на 10 лет раньше, чем в самом Петербурге. Улицы освещали 120 фонарей, а непосредственно на территории Екатерининского дворца было установлено 7 фонарных столбов. Дизайном уличных канделябров занимался итальянский архитектор Сильвио Данини.
- Первые автогонки в России были организованы также в Царском селе. Знаменитый автопробег датирован октябрем 1898 года. При Императорском гараже была создана и активно функционировала Императорская школа шоферов, что по тем временам было очень прогрессивным новшеством.
- Екатерининский дворец стал первооткрывателем и по части искусства. Вернее, его «обрамления». Портретный зал, в котором были выставлены парадные картины с изображениями членов императорской семьи и великих княгинь, стал первой картинной галереей в России. Работы итальянских, французских и российских художников по проекту Растрелли украшали золоченную анфиладу залов, придавая интерьеру еще более величественный и царственный вид.
Если верить статистике, то 90% туристов, приезжающих в Санкт-Петербург, обязательно берут экскурсию в Царское село. Екатерининский дворец входит в ТОП посещаемых мест Северной столицы, а также находится под охраной ЮНЕСКО. Полюбоваться на дворцовые красоты изъявляют желание более двух миллионов человек в год.
Архитектура барокко
Для архитектуры барокко
характерны пространственный размах,
слитность, текучесть сложных, обычно
криволинейных форм. Часто встречаются
развернутые масштабные колоннады,
изобилие скульптуры на фасадах и в
интерьерах, волюты, большое число
раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой
в середине, рустованные колонны и
пилястры. Купола приобретают сложные
формы, часто они многоярусны, как у
собора Святого Петра в Риме. Характерные
детали барокко — теламон (атлант),
кариатида, маскарон.
Основной фигурой в развитии
барочной скульптуры был Лоренцо Бернини.
Бернини также архитектор. Значительнейшей
его работой является колоссальная
колоннада у собора св. Петра. Бернини
был творцом нового светского стиля —
барокко.
Бернини — мастер художественной
мистификации, его высказывание о том,
что он сделал мрамор гибким как воск
имеет продолжение: «Этим я смог в
известной мере объединить скульптуру
с живописью». Этот художник соединял
мраморы разных цветов, а тяжелые детали
из позолоченной бронзы — одеяния фигур
— развиваются по воздуху, словно не
существует силы тяжести. Происходит
дематериализация форм. Это также одна
из характерных черт стиля Барокко.
Значительный
вклад оставили Д. Фонтана, Г. Гварини и
другие.
В России
барокко появляется еще в XVII веке
(«нарышкинское барокко», «голицынское
барокко»). В XVIII веке в правление Петра
I получает развитие в Санкт-Петербурге
и пригородах в творчестве Д. Трезини —
так называемое «петровское барокко»,
и достигает расцвета в правление
Елизаветы Петровны творчестве С.И.
Чевакинского и Б. Растрелли.
Версии местонахождения
Где находится Янтарная комната? Произведение искусства бесследно исчезло во время штурма города советскими войсками. Дальнейшая судьба кабинета до сих пор остается неизвестной. Есть несколько версий судьбы Янтарного кабинета. Комната могла быть вывезена с 9 по 11 апреля (между захватом замка советскими войсками и пожаром) в Берлин вместе с другими ценностями, а затем (в 1950-м) передана США в качестве оплаты по ленд-лизу. Ценность янтарных панно огромная, приравнивается к ценности драгоценных металлов, так что такой вариант развития событий вполне возможен.
Также может быть, что кабинет был зарыт в 1944-м. Немецкий солдат Вильгельм Крафт рассказывал, что на границе населенного пункта на севере Ютландии, возможно, зарыты янтарные панно. Различные сведения о возможных свидетелях транспортировки Янтарной комнаты и хранения произведения искусства в дальнейшем снова всплывали в 2012 году, после сенсационной находки множества драгоценностей, ранее считавшихся утерянными.
Осенью прошлого года немецкие исследователи сделали новое предположение. Возможно, Янтарная комната спрятана в одной из дрезденских пещер. Там исследователям удалось обнаружить следы предположительно от стальных тросов, на которых тяжелый груз могли спускать на глубину.
Екатерининский парк: история и фотографии достопримечательностей
До 1710 года здесь располагалось финское селение Саари Мойс, оккупированное шведами, которые называли его на свой лад – Сарис Гоф. Русские называли его Саарская мыза, а затем – Саарское Село, превратившееся со временем в Царское Село. В те времена на возвышенности стоял небольшой деревянный усадебный дом, к которому примыкал парк с двумя перпендикулярными аллеями. По легенде, здесь жила старая голландка Сарра, к которой русский царь заезжал за молоком.
24 июня 1710 года владелицей Саарского Села стала Марта Скавронская (1684-1727), российская императрица (с 1721 г.), супруга Петра I. В 1717 году здесь началось строительство дворца, названного в честь Екатерины Екатерининским – летняя резиденция. В 1720 году рядом с дворцом был заложен парк. По преданию, Петр Великий собственноручно проложил некоторые его аллеи и посадил дубы и платаны.
Екатерининский парк разделен на две части:
- регулярный Голландский (Старый) сад,
- пейзажный Английский парк.
Партер в Голландском саду Екатерининского парка
Голландский сад был заложен в 1720-х годах голландскими садовниками Я.Роозеном и И.Фохтом. Естественный спуск был разделен на три уступа. Чуть ниже, на реке Вангазе были устроены Верхний (Большой) и Мельничный пруд, позднее включенный в систему Каскадных (Нижних) прудов.
Гондола на Большом пруду
При императрице Елизавете Петровне (1709-1761) Екатерининский парк был расширен, его украсили мраморными скульптурами, преимущественно венецианских мастеров начала XVIII века, которые были куплены по указанию Петра Великого для украшения садов. В центре партера были установлены статуи «Мир» и «Великолепие». По проекту Ф.-Б.Растрелли были построены Эрмитаж, Грот и Катальная горка. Большому пруду, по моде того времени придали шестиугольную форму, на острове был построен Увеселительный павильон (Люстгауз).
Эрмитажная аллея и Эрмитаж в Екатерининском паркеПавильон Грот
В 1770-е годы по проекту архитекторов В.И. и И.В.Нееловых (отца и сына) были построены Адмиралтейство, Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны.
Адмиралтейство в Екатерининском паркеЭрмитажная кухняВерхняя Ванна и Зеркальный прудНижняя Ванна
Вдоль границы парка со стороны города был прорыт Продольный (Каскадный) канал, на котором было устроено 12 плотин.
Каскадный канал
Вокруг Большого пруда был разбит пейзажный Английский парк. Очертания Большого пруда были смягчены. В это же время на третьей террасе Голландского сада были устроены Полулунные пруды, просуществовавшие до реконструкции 1960-х годов.
Пейзажный парк
В честь побед в русско-турецких войнах 1770-х годов были установлены памятные сооружения: Башня-руина, Чесменская, Морейская и Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.
Башня-руина в Екатерининском паркеЧесменская колонна
Также были построены Холодная Баня и Агатовые комнаты, Камеронова галерея, Концертный зал, Готические ворота.
Камеронова галереяКонцертный зал
На границе Екатерининского и Александровского парков появился комплекс сооружений в модном тогда китайском стиле — шинуазри.
Скрипучая беседка
В начале XIX века на границе парка были установлены ворота «Любезным моим сослуживцам» в честь победы над Наполеоном.
Ворота «Любезным моим сослуживцам»
В середине XIX века на берегу Большого пруда была построена Турецкая баня.
Турецкая баня
В 1865 году перед Зубовским флигелем был разбит Собственный садик с Мраморным фонтаном и перголой в итальянском стиле.
Собственный садикЗубовский флигель и Собственный садик
В годы Великой Отечественной войны Екатерининский парк серьезно пострадал. Работы по его восстановлению продолжались в течение нескольких десятилетий и были завершены к празднованию 300-летия Царского Села.
Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
История создания кабинета
Фридрих III, известный своей тягой к роскоши и ко всему французскому, взошел на престол в 1688 году. Он решил переделать для своей второй супруги Шарлотты-Софии дворец в Литценбурге. Автором интерьеров стал архитектор Иоганн Фридрих Эозандер фон Гете. В помощь из Копенгагена пригласили художника, резчика по слоновой кости и янтарю Г. Вольфрама. После смерти Эозандера и Вольфрама работы по созданию панно из янтаря остановили. Во дворце в Литценбурге они так и не были установлены.
Янтарную комнату создал Андреас Шлютер, немецкий скульптор и архитектор, для короля Пруссии Фридриха I, правившего под именем Фридрих III. Работа была завершена в 1709 году, но плохо закрепленные панели рухнули. Сын Фридриха I, Фридрих Вильгельм I, взошедший на престол в 1713 году, отличался скупостью и прекратил все дорогостоящие внутренние работы. Все незаконченные панно он поместил в один из кабинетов своего замка в Берлине.
Петр Первый увидел янтарные панно во время дипломатического визита и восхитился их красотой. По одной из версий, русский император выпросил их у немецкого кайзера. В действительности же император получил коллекцию, а также королевскую яхту «Либурнику» (название происходит от латинского слова, которым называли военное судно в Древнем Риме), в качестве дипломатического подарка.
Это был очень дорогой подарок, потому что каждый кусок необработанного янтаря весом минимум 75 граммов по стоимости обходился во столько же, сколько серебро. В качестве ответного дара российский царь прислал в Пруссию 55 высокорослых гренадеров для службы в Потсдамском полку. А парусник, кстати, успели дважды отремонтировать в Гамбурге по пути до Санкт-Петербурга. В России яхту переименовали в «Корону». В открытое море она так и не вышла. Яхта простояла пришвартованной у Зимнего дворца.
В России Янтарный кабинет принял Александр Меншиков. В коллекции не хватало отдельных деталей, так что панели разместили в Летнем дворце. Императрица Елизавета Петровна после начала правления вспомнила о подарке и поручила архитектору Бартоломео Растрелли установить их в Зимнем дворце. Недостающие элементы были дополнены росписями под янтарь и зеркальными пилястрами.
Фридрих II, пожелавший расположить к себе императрицу, подарил еще одно панно, сюжеты которого прославляли Елизавету. Так Янтарный кабинет стал одним из залов для приемов официальных лиц и иностранных делегаций в Третьем Зимнем Дворце. С лета 1755 года убранство переместили в Екатерининский дворец. Окончательный вид комната приобрела только в 1770 году.
Большой зал
Большой зал – это первое помещение, в которое попадают гости. Он оставляет самые восторженные впечатления. Его еще величают Светлой галереей. В свое время помещение было создано для официальных приемов. Но им сегодня он поражает богатством и золотым убранством. Зеркала в окружении позолоты создают неповторимое впечатление. Растрелли сумел создать эффект бесконечности помещения. Любой звук в этом помещении повторяется 32 раза, благодаря чему голос императрицы казался властным и сильным. Однако акустический эффект был утерян после реставрации. Но через несколько лет он самостоятельно восстановился.
Завершает богатый интерьер зала паркет из высветленного мореного дуба. Во время балов во дворце гости с трепетом ожидали появления императрицы. В самый торжественный момент распахивались двери в зал и взгляд поражала парадная золотая анфилада дворца, которая протянулась вдоль всего здания. Императрица шла сквозь анфиладу в окружении золота.
Это гениальное творение Растрелли просто поражает воображение. Пышное убранство зала очень впечатляет иностранных гостей. Известно, что Елизавета Петровна была большой модницей. Она не разрешала появляться в одном и том же наряде дважды на балах. В ее гардеробе насчитывалось 15 тысяч платьев. Балы во дворце проходили с большим размахом. Придворным тоже приходилось соответствовать обстановке и своей императрице.
Александровские и Екатерининские парки в Царском Селе
Садово-парковые ансамбли Царского Села наглядно иллюстрируют развитие моды и течений в садовом искусстве XVIII-XIX веков. Екатерининский парк берет свое начало с легендарного сада-огорода голландки начала 1700-х годов; так или иначе, первые садовые мастера, трудившиеся над дворцовым садом для Екатерины Алексеевны, были голландцами. В середине восемнадцатого века парк был переделан в регулярном французском стиле, а в конце века – расширен за счет бывших охотничьих угодий. Новая часть парка была распланирована английскими садовниками в пейзажном стиле. В Александровском парке Екатерина Вторая решила отдать дань моде на все экзотическое, восточное: там появилась Китайская деревня. В правление Николая Первого, поклонника творчества Вальтера Скотта, в Александровском парке появились Арсенал, Шапель и Белая башня – павильоны, словно сошедшие со страниц рыцарских романов.