Залы большого кремлевского дворца
Содержание:
- Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца
- Царь-колокол
- В Московском Кремле
- Большой Кремлевский дворец
- Успенский собор
- Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца
- Георгиевский зал
- Сообщение 2
- История Кремлевского дворца
- Оружейная палата
- Зал Заседаний — самый большой зал Кремлевского Дворца
- Музеи Московского Кремля
- Примечания[править | править код]
- Андреевский зал
- Андреевский тронный
- Московский Кремль
- История строительства Большого Кремлёвского дворца
- Соборная площадь
Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца
Пожалуй, самый красивый из всех. Залу дали название в честь Ордена святого Георгия Победоносца. Для тех, кто не знает, — это самая высшая награда для офицерского состава российской армии, которая была учреждена в 1769 году. Зал посвящен героям военной славы России. В залах находятся несколько досок из мрамора, на которых запечатлены названия полков, батарей и флотских экипажей. Также высечены фамилии более 10 тысяч кавалеров ордена Георгия Победоносца. Кстати, среди гордо носивших этот орден такие известные личности как Александр Суворов, Федор Ушаков, Михаил Кутузов, Павел Нахимов и Петр Багратион.
Размеры Георгиевского зала следующие: длина — 61 м, ширина 20.5 м, а высота составляет 17.5 м. Основные цвета — белый и золотой. 18 пилонов, которые поддерживают потолок, сделаны в виде статуй из мрамора работы И. Витали.
Фрагмент фасада Дворца
Элементы освещения зала также выглядят впечатляюще — чего стоят 6 позолоченных ажурных, выполненных из бронзы люстр (каждая весом в 1.3 тонны) и 40 стильных светильников, расположенных на стенах по периметру зала.
К знаковым событиям, происходившим в стенах Георгиевского зала, можно отнести прием участников Парада Победы в 1945 году и встречу первого космонавта на Земле — Юрия Гагарина.
Царь-колокол
Царь-колокол был отлит в 1733–1735 годах по указу императрицы Анны Иоанновны московскими литейными мастерами Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Вес царь-колокола почти 202 тонны, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метров. Это самый большой колокол в мире, по назначению никогда не использовался — ни разу не звонил.
Отливка и формовка колокола происходила в специальной яме на Ивановской площади кремля. Во время московского пожара в 1737 году — кусок колокола откололся. Вытащить колокол из ямы удалось только в 1836 году архитектору Огюсту Монферрану, разработавшему проект подъемного устройства. Он был установлен на специальный каменный постамент, где находится до сих пор.
Царь-колокол интересен не только огромными размерами, но и уникальным декором. Он украшен горельефными портретами царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны, а также изображениями святых, ангелов, растительным орнаментом и надписями об истории создании колокола.
В Московском Кремле
Успенский собор
Успенский собор – расположен на Соборной площади. Это здание является самым старым. За годы существования он ни разу не был разрушен и сохранился в своем первозданном виде. До 1917 года считался главным кафедральным собором Руси.
Колокольня Ивана Великого
Колокольня Ивана Великого – была построена в 1505-1508 годах. Разработкой проекта занимался Бон Фрязин – итальянский архитектор. До 1815 года церковь постоянно перестраивалась и увеличивалась. На территории колокольни есть церковь и выставочный зал посвященный истории Кремля.
Царь-пушка
Царь-пушка – исторический памятник, который может много рассказать о военной мощи Руси. Отлита пушка была в 1586 году. Сначала она была установлена около Лобного места, а позже ее перенесли у Оружейной палаты.
Царь-колокол
Царь-колокол – был отлит в 18 веке, по приказу императрицы Анны Иоанновны. Но по назначению его никогда не использовали. Во время Троицкого пожара памятник был сильно поврежден и долгое время пролежал в земле. Позже его отреставрировали и установили около колокольни «Иван Великий».
Грановитая палата
Грановитая палата – одно из самых старых зданий Москвы. Строили памятник долгое время. Назван он так, потому что отделан граненым рустом.
Арсенал
Арсенал – место, предназначенное для хранения оружия и амуниции. В давние времена строили целые крепости, в которых хранились все необходимое для военных действий. Построен памятник был в 18 веке. Петр I устроил здесь настоящий музей и собирал все интересные старинные оружия, доспехи и трофеи.
Оружейная палата
Оружейная палата – это настоящая сокровищница, где хранятся драгоценные предметы, полученные правителями от иностранных послов, местных умельцев и патриархов. Построен он был в 1851 году.
Большой Кремлевский дворец
Большой Кремлевский дворец – очень красивое сооружение. Построен он группой российских архитекторов. Построен он был для царской семьи, где они должны были проживать во время приезда в Москву. Построен он был на месте других дворцов. Во дворце есть 5 залов необычайной красоты.
Теремной дворец
Теремной дворец – особенно живописное здание, выстроен для царя Михаила Фёдоровича в 1635-1637 году зодчими Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным, Баженом Огурцовым и Ларионом Ушаковым.
Сенат
Сенат – здание, умело размещенное участке треугольной формы. Особенность здания, оно имеет в центре купол (расположен над круглым залом), такое архитектурное решение является шедевром архитектуры классицизма.
Потешный дворец
Потешный дворец – построен в 1652 году боярином Ильей Даниловичем Милославским, затем стал казенным, а название свое получил потому, что в нём устраивались «потехи», увеселения для царской семьи.
Дворец Съездов (Государственный Кремлевский дворец)
Дворец Съездов – (в наст.время Государственный Кремлевский Дворец) был построен по указу Никиты Хрущева. Открыт он был в октябре 1961 года. На территории дворца проводились не только съезды КПСС, но и концерты, театральные постановки и другие важные мероприятия.
Большой Кремлевский дворец
Самым главным историко-архитектурным комплексом России является Московский Кремль и расположенное на его территории здание Большого Кремлевского дворца.
Основание Московского Кремля уходит корнями в далекое прошлое царской России. Кремль подвергался нашествиям татар, много раз разрушался и сгорал в пожарах. Поначалу его здания были деревянными, но с 12 века сооружались из белокаменного кирпича.
Активное строительство на территории Кремля началось в 17 веке, при царе Федоре Алексеевиче, тогда был возведен Теремной дворец.
С наступлением правления Петра I и переездом его в Петербург, роль Московского Кремля ослабевает и теряет свое значение. В начале 18 века, в связи с возможностью пожаров, царским Указом было запрещено строить внутри кремля деревянные здания.
Единственным сооружением, которое построил Петр I в Московском Кремле, были оборонительные бастионы и наполненные водой рвы, защищавшие город от возможного нападения войск Карла XII в период северной войны.
С середины 18 века, и до нашествия Наполеона, кремлевские строения использовались императорскими семьями в качестве покоев и домашних церквей. В войну 1812 года, Кремль пострадал от пожара и разрушения наполеоновскими войсками.
В 1850 году царем Николаем I, на территории кремля был построен Большой Кремлевский дворец.
Вплоть до начала Великой Октябрьской революции, когда из Петербурга в Москву переехало Советское правительство, продолжалось возведение церквей и соборов.
В настоящее время Большой Кремлевский дворец – это официальная резиденция действующего президента России.
В свободные от официальных мероприятий дни, в залах дворца проводятся организованные экскурсии и концертные выступления.
Посетителям для осмотра представлены царские комнаты, палаты и залы, построенные в честь основания российских орденов:
- Грановитая Палата – названа так по облицовочному белому граниту, что на восточной стороне постройки; в царские времена здесь заседала Боярская Дума, и проводились Земские собрания.
- Андреевский зал, открытый в честь ордена святого Андрея Первозванного; в зале проводятся правительственные встречи на государственном уровне.
- Георгиевский зал, основанный во славу высшего ордена российской армии Георгия Победоносца; это самый величественный зал, с уникальным паркетным покрытием; стены украшены плитами с именами знаменитых русских полководцев и адмиралов.
- Александровский зал – это помещение со сверкающим паркетом и хрустальными позолоченными люстрами; основание его произошло в дань ордену Александра Невского.
- Владимирский зал, образованный в честь ордена святого князя Владимира, крестившего в 10 веке Киевскую Русь; потолок в зале расписан орнаментами и украшен позолоченной лепкой, стены – облицованы розовым мрамором.
В Большом Кремлевском дворце открыты также Золотая Царицына палата, Екатерининский зал, Зимний сад и галереи.
Успенский собор
Успенский собор был построен в 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти по указу великого князя московского Ивана III. За образец был взят Успенский собор города Владимира.
Шесть веков собор занимал культовое место в жизни государства — здесь венчали на царство, короновали императоров, совершали царские бракосочетания, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали важнейшие государственные акты, отмечались военные победы торжественными молебнами. В XIV – XVII веках здесь хоронили митрополитов и патриархов. В усыпальнице Успенского собора находится 19 захоронений.
Коронация Николая II в Успенском соборе
Последняя коронация в Успенском соборе прошла в 1896 году, когда короновались последний российский император Николай II и его жена Александра Федоровна.
Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца
Пожалуй, самый красивый из всех. Залу дали название в честь Ордена святого Георгия Победоносца. Для тех, кто не знает, — это самая высшая награда для офицерского состава российской армии, которая была учреждена в 1769 году. Зал посвящен героям военной славы России. В залах находятся несколько досок из мрамора, на которых запечатлены названия полков, батарей и флотских экипажей. Также высечены фамилии более 10 тысяч кавалеров ордена Георгия Победоносца. Кстати, среди гордо носивших этот орден такие известные личности как Александр Суворов, Федор Ушаков, Михаил Кутузов, Павел Нахимов и Петр Багратион.
Размеры Георгиевского зала следующие: длина — 61 м, ширина 20.5 м, а высота составляет 17.5 м. Основные цвета — белый и золотой. 18 пилонов, которые поддерживают потолок, сделаны в виде статуй из мрамора работы И. Витали.
Фрагмент фасада Дворца
Элементы освещения зала также выглядят впечатляюще — чего стоят 6 позолоченных ажурных, выполненных из бронзы люстр (каждая весом в 1.3 тонны) и 40 стильных светильников, расположенных на стенах по периметру зала.
К знаковым событиям, происходившим в стенах Георгиевского зала, можно отнести прием участников Парада Победы в 1945 году и встречу первого космонавта на Земле — Юрия Гагарина.
Георгиевский зал
Это один из самых монументальных и красивых залов, посвященный самому высокому ордену Российской империи — ордену Георгия Победоносца. Знаком ордена является золотой крест, покрытый белой эмалью с изображением Георгия, поражающего змея.
Орден имеет четыре степени отличия. Им награждали офицеров и воинские части за проявленные в бою смелость и мужество, а также за выслугу лет. Всего этим почетным воинским званием было награждено около 11 тысяч кавалеров и регулярных воинских соединений. Их имена Вы увидите на настенных досках зала.
Каждый из пилонов зала завершается витой колонной и скульптурой работы Ивана Витали, символизирующей область или царство Российской империи.
Напольное покрытие — подлинный паркет работы 1845 года, выполненный из 20-ти ценных пород дерева, привезенных из Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Одно из украшений зала — копия памятника великим новгородским героям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, установленному на Красной площади.
Основные цвета зала — белый и золотой: свод, отделанный лепниной, и скульптуры зала белые, имена георгиевских кавалеров и воинских соединений на досках золотые. Позолочены также и шесть люстр, отлитых из бронзы.
Георгиевский зал удивляет своей строгостью и масштабностью. Это храм русской доблести, памятник ратным подвигам русского оружия. Как и раньше здесь проходят правительственные приёмы и встречи, вручаются награды.
Сообщение 2
Строительство главного дворца Московского кремля велось в период с 1838 по 1849 год. Инициатором строительства стал Николай I. Здание имеет форму прямоугольника с длиной 125м и высотой 47м, его площадь составляет 25 000кв.м.
Его внешнее оформление имеет совокупность характерных черт и признаков архитектуры прошлых столетий. Белокаменные резные фронтоны являются украшением фасада. На окнах наличники как в сказочных теремах, имеют двойную арку с гирькой по центру. Несмотря на кажущийся третий этаж, здание имеет всего два этажа. На крыше здания по ее центру расположен трибун, завершающийся балюстрадой из золота. Немногочисленные постройки XV-XVII веков так же относятся к комплексу. В недалеком прошлом они составляли часть апартаментов царских особ и их высокопоставленных гостей. Грандиозная постройка насчитывает 700 комнат.
Главный вход здания располагается со стороны реки Москва. Его отличительной чертой являются четыре торшера из бронзы, которые служат необычным украшением центрального входа.
Комплекс знаменит своими залами, два имеют внушительно большие размеры, тройка наименее значимых — меньшие площади.
Самый роскошный и самый большой из них Георгиевский, по названию Ордена Георгия Победоносца. Удивляет он не безмерным великолепием, а своими масштабами и в то же время строгими чертами исполнения.
Форма Владимирского зала напоминает восьмигранник. Потолок стеклянный и имеет куполообразную форму. Такая конструкция позволяет проникать внутрь естественному освещению. В темное время суток освещение ведется за счет люстры, изготовленной из позолоченной бронзы. Стены отделаны розовым мрамором, а паркет на полу целиком состоит из ценнейших древесных пород.
Залы меньшие по размерам: Екатерининский, Андреевский и Александровский.
Все официальные встречи первых лиц государств и дипломатические приемы проходят в залах дворца. В настоящее время дворец является только парадной резиденцией первого лица государства РФ.
Лестница, соединяющая два этажа, состоит из 66 ступенек, и имеет декоративную отделку из желтого мрамора. Лестничные пролеты освещены люстрами из бронзы, выдержанными в едином стиле, их общее количество 12.
Художники и архитекторы, занимавшиеся отделкой дворца, учитывали не только оформление комнат, но и отделка мебели играла немаловажную роль. Освещение комнат должно было придать им еще большее величие, поэтому особое значение придавалось каждому торшеру, каждой люстре. Каждая хрустальная люстра имеет индивидуальный дизайн и свою собственную форму подвесок. Межкомнатные двери изготовлены без единого гвоздя, а их узоры ни разу не повторяются.
История Кремлевского дворца
В 20-е годы XX столетия, после установления государственности новой страны, задумки власти о строительстве общественного здания с политическим уклоном поднимался несколько раз. В 30-40-е годы эта идея не воплотилась в жизнь, и только в 50-е появились первые наметки для возведения достойного здания для высшего Совета СССР, с замыслом для проведения больших форумов партии.
В 1959 г. утвержден проект Дворца Съездов, местом размещения которого выбрали сакральное для Советского Союза место – Кремль на Красной площади.
Михаил Посохин, занимавший тогда пост Главного архитектора столицы и возглавлявший инженерно-архитекторскую группу из опытных специалистов, выиграл закрытый конкурс из 12 работ, представленных на суд Генерального Секретаря.
В ходе дальнейших работ проект претерпел несколько изменений, что было связано с посещением Никитой Хрущевым Пекина, впечатленного величием и громадой китайского партийного Дворца. Вместимость зала с 4 тыс. изменен на 6 тыс. посадочных мест, к проекту также был добавлен зал для банкетов.
Архитекторские группы, возглавляемые известными архитекторами, обновившими облик Москвы того времени, стали:
- 1 группа – зал заседаний: руководитель Евгений Стамо, архитектор, впоследствии получивший 2 престижные премии СССР, Ленинскую и Государственную;
- 2 группа – фойе: руководитель Павел Штеллер, лауреат Сталинской премии 3 степени;
- 3 группа – фасад: руководитель Ашот Мндоянц, соратник Посохина, создатель облика Нового Арбата.
Местом строительства выбрали западную часть Кремля со старыми зданиями XIX в. Оружейная палата в стиле ампир, построенная архитектором И. Еготовым в 1807 – 1810 гг., разобрана вследствие изменения архитектурных планов и объемов. Исторические археологические пласты котлована содержали остатки двора царя Бориса, палат цариц и царевен.
Малый срок, отведенный на строительство, не дал провести тщательные археологические изыскания и раскопки на месте котлована. Здесь были обнаружены остатки строений времен Юрия Долгорукого. Царь-пушка и русские пушки, цепью окаймлявшие Оружейную палату, перенесены к Арсеналу. Под Дипломатический корпус снесена часть Патриаршего двора.
По мере продвижения разработки проекта появились еще три группы, которые занимались «правительственной зоной» и Зимним садом. За первую группу отвечал Макаревич Глеб, ставший в 1980 г. Главным архитектором г. Москва. Проект Зимнего сада выполнила К. Закарьян, со стороны Теремного Дворца фасад оформлен В. Локтевым.
Неоднократные испытания на прочность выявляли слабые места, которые устранялись в ускоренном темпе, чтобы успеть к торжественному открытию 17 октября 1969 г. с заседания XXII съезда Коммунистической партии СССР. Первыми зрителями торжественной праздничной программы на сцене стали делегаты съезда со всех уголков Советского Союза.
25 съезд КПСС в Кремлевском дворце
Для Большого театра сцена дворца стала второй площадкой для постановки спектаклей и других культурно-массовых и календарных мероприятий, на которые приглашались только самые отличившиеся, ударники труда и учебы.
Расположение Кремлевского дворца давал статус всем проводимым мероприятиям. Значимое в жизни России место придавало и придает торжественности, исключительности и высокий уровень всем культурным, общественно-политическим действам.
Зал заседаний и сцена Кремлевского Дворца гостеприимно принимали гостей из разных стран, городов:
- Всесоюзные форумы молодежи, съезды Коммунистической партии, Комсомола, Профсоюзов в советское время.
- Обязательным было проведение творческих концертов и отчетов прославенных коллективов народного танца, музыки и песни.
- Выступали мировые звезды вокального и балетного искусств.
- Историческое событие принятия присяги Президента России, Бориса Ельцина, состоялось на сцене Дворца.
Оружейная палата
Оружейная палата — это музей-сокровищница, в ее 9 залах собраны древние государственные регалии XIV–XVII веков, коллекция карет и тронов, парадная одежда царей и императоров, ювелирные изделия русских мастеров, оружие и многое другое. Коллекция изделий иностранных мастеров XIII–XIX веков в Оружейной палате — это посольские дары, привезенные из различных стран.
Здесь хранится символ самодержавия — знаменитая шапка Мономаха (конец XIII – начало XIV века), которой венчали на царствие русских царей. В 1682 году была создана шапка Мономаха второго наряда, когда на престол венчались сразу два царя — братья Иоанн V и Петр I. Для младшего Петра московские мастера изготовили вторую шапку Мономаха. Здесь же можно увидеть величественный двойной трон, сделанный для царей-соправителей, а также уникальную коллекцию пасхальных ювелирных яиц Карла Фаберже.
Зал Заседаний — самый большой зал Кремлевского Дворца
По соседству с Георгиевским залом находится самый большой зал Кремлёвского Дворца — зал Заседаний. Дело в том, что зал получился самым большим в результате объединения в 1933-1934 годах архитектором Ивановым сразу двух залов — Александровского и Андреевского.
Во времена Советской власти зал Заседаний имел более длинное название: зал заседаний Верховного Совета СССР. В период с 1994 по 1998 год были проведены реконструкционные работы по восстановлению интерьеров объединённых залов, которые пострадали во время перепланировки. Зал Заседаний обладает площадью 1615 кв. м, с 18-ти метровыми потолками, а максимальная вместительность зала составляет 3000 человек.
Музеи Московского Кремля
В кремле работает государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Он включает в себя Оружейную палату и архитектурный ансамбль Соборной площади, в который входят:
- Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы,
- церковь Ризположения,
- Патриаршие палаты с Церковью Двенадцати Апостолов,
- ансамбль колокольни «Иван Великий»,
- выставочные залы в Успенской звоннице и Патриарших палатах.
Попасть в Московский Кремль можно только по билетам. Прогуляться бесплатно по территории (без посещения музеев и временных выставок) могут студенты и пенсионеры, получив в кассе бесплатные билеты (нужно предъявить студенческий билет или пенсионное удостоверение).
Бесплатные билеты с посещением музеев кремля доступны для льготных категорий: детям до 16 лет, военнослужащим-срочникам, служителям культа (гражданам РФ), героям СССР и РФ, полным кавалерам ордена Славы, ветеранам ВОВ, инвалидам I и II группы, сотрудникам музеев системы Министерства культуры РФ и членам Международного совета музеев ИКОМ.
Стоимость единого билета на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право осмотра Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризположения, Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов — 700 руб., с аудиогидом — 1000 руб., для студентов и пенсионеров — 350 руб., с аудиогидом — 650 руб.
Залог за аудиогид — 3000 руб. или документ (водительское или пенсионное удостоверение). Стоимость билета в Оружейную палату — 1000 руб., пенсионерам и студентам — 500 руб.
Примечания[править | править код]
- ↑
- ↑ Зоя Золотницкая, Ксения Басилашвили, Ксения Ларина. . Эхо Москвы (10 марта 2007). Дата обращения: 17 сентября 2018.
- ↑ Александр Можаев. . Страна.Ru (16 июля 2012). Дата обращения: 14 сентября 2018.
- , с. 203.
- . Президентская библиотека (2018). Дата обращения: 5 сентября 2018.
- ↑ , с. 293.
- , с. 17.
- ↑ .
- , с. 346.
- ↑ , с. 202.
- , с. 66, 80.
- ↑ , с. 8.
- , с. 207—209.
- , с. 209.
- , с. 71.
- , с. 291.
- ↑ , с. 207—208.
- , с. 67—68.
- , с. 345—346.
- ↑ .
- , с. 696.
- ↑ , с. 74.
- , с. 157.
- , с. 104.
- , с. 110.
- , с. 347.
- , с. 69, 78—83.
- , с. 291.
- , с. 68, 71.
- , с. 8.
- ↑ , с. 175.
- , с. 206.
- Александр Колесниченко. . Аргументы и факты (17 июня 2009). Дата обращения: 22 августа 2018.
- , с. 67, 88-91.
- , с. 95.
- , с. 94, 116-117.
- ↑ Ева Меркачева. . Московский комсомолец (11 января 2016). Дата обращения: 22 августа 2018.
- , с. 100—101.
- , с. 7.
- ↑ , с. 290.
- , с. 103—105.
- , с. 204, 206.
- , с. 81, 117.
- ↑ , с. 143.
- , с. 18.
- Оксана Гаврюшенко. . Газета «Труд» (29 апреля 2017). Дата обращения: 18 сентября 2018.
- Савелий Калешников. . Аргументы и факты (27 ноября 2013). Дата обращения: 18 сентября 2018.
- , с. 117, 118.
- , с. 10.
- , с. 118.
- Александр Гамов. . Комсомольская правда (14 октября 2016). Дата обращения: 23 сентября 2018.
- , с. 210.
- , с. 290.
- , с. 70—72, 91.
- , с. 68—80, 88—90.
- , с. 141.
- , с. 140.
- , с. 45.
- . Прогулки по Москве (2018). Дата обращения: 13 октября 2018.
- , с. 290—291.
- ↑ , с. 88,90.
- ↑ , с. 64.
- , с. 143—144.
- Ирина Коробьина. . Эхо Москвы (23 июля 2012). Дата обращения: 13 октября 2018.
- , с. 138, 143.
Андреевский зал
Андреевский (или Тронный) зал получил свое название по ордену в честь Святого апостола Андрея Первозванного, учреждённого в 1698 году Петром I. До 1917 года этот орден был высшей наградой Российской империи, за годы существования его получили около 1000 человек. Тронный зал – самый роскошный во дворце. Своды и стены покрыты великолепной золоченой лепниной. В конце зала возвышается величественный трон, причём сразу на три места – для императора, императрицы и матери императора. В этом зале паркет новый. Да и всё помещение не дошло до наших дней в первоначальном виде. В 90-х годах его реконструировали, чтобы придать исторический облик.
Андреевский тронный
Выйдя из Кавалергардского зала, можно попасть в Андреевский тронный, который играет самую важную роль в резиденции. Интересно, что тронный балдахин ведет свое происхождение из древнего Ирана, где он служил для создания иллюзии небесного свода над местом правителя в центре Вселенной. Позже этот символ власти заимствовали императоры Византии и Священной Римской империи. А с XI века белый мех горностая начали украшать черными кисточками. Горностаевый (королевский) мех со времен Средневековья — символ чистоты миропомазанника Божия.
Тронный зал посвящен первому и самому высокому ордену России — Святого апостола Андрея Первозванного. Петр Великий учредил этот орден в 1698 году в честь небесного покровителя нашей страны с девизом «За Веру и Верность». Носили орден на голубой ленте, и он был единственным имевшим украшенную бриллиантами цепь. Изображение цепи и сегодня украшает двери зала.
Следует добавить, что большая цепь ордена с крестом и звезда в бриллиантах наряду с короной, державой и скипетром входили в состав государственных регалий.
В Андреевском зале совершенно нет мебели, даже гербовых банкеток и стульев, — здесь полагалось только стоять. По заведенному в России обычаю император после торжественной коронации три дня кряду принимал делегации, желавшие его поздравить с восшествием на престол. Пускали всех независимо от вероисповедования и положения в обществе. В продолжение многих часов император встречал каждого стоя, пожимая руку «как равный с равным».
Такого этикета не знала ни одна монархия мира.
Реликвии зала наглядно демонстрируют главную идею государственности, выраженную в чеканной формуле: православие, самодержавие, народность. Это знак Всевидящего Ока над пышным балдахином. Это троны как символ монархии. Это гербы городов и провинций Российской империи, символизирующие народ.
Три символа: вера, самодержавие и народ. И трона тоже три.
В Европе ставили два трона — для монарха и его супруги. У нас не забывали маму императора, вдовствующую императрицу. Эта традиция существовала вплоть до последней коронации.
Коронационная церемония начиналась торжественным полонезом, шествие во главе с императором и императрицей двигалось из Андреевского зала через все парадные залы до Грановитой палаты. Причем до этого дня троны хранились в императорском музее — Оружейной палате. Каждый император выбирал трон для себя и императрицы, их приносили в Успенский собор, а затем возвращали обратно. Сохранилась фотография переноски тронов из музея в собор…
Кто-то из императоров выбирал алмазный трон Алексея Михайловича, а кто-то и трон Ивана Грозного!
Сейчас в Андреевском зале проходят особо важные мероприятия, связанные с протоколом главы нашего государства. Этот зал видел уже пять инаугураций — в 2000, 2004, 2008, 2012 и 2021 годах.
Украшением и гордостью Кремля, величайшим памятником русского зодчества является Большой Кремлевский дворец. Он торжественно возвышается на кремлевском холме, спускающемся к Москве-реке, и как красавец богатырь, смотрится в ее зеркальную гладь… Андрей Веденин, генерал-лейтенант
Московский Кремль
Кремль или детениц — это историческая, центральная часть русских городов, укрепленная стенами и рвами. Обычно кремль возводился на высоких холмах, в местах слияния двух рек. Сначала они были деревянными, позднее их строили из камня. Московский Кремль один из немногих полностью сохранившихся до наших дней. Он находится на высоком Боровицком холме Москвы, между Александровским садом, Красной площадью и набережной реки Москвы на юге.
На территории Кремля за высокими стенами находятся старинные площади и улицы, парадные дворцы и древние храмы — это настоящий город в городе, красивый, пронизанный историей и величием.
История строительства Большого Кремлёвского дворца
У Большого Кремлёвского дворца в том виде, в котором он известен нашим современникам, длительная история. И начинается она с тех пор, когда столица Российской Империи была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург. Многие московские дворцы в то время стали быстро терять свое значение и либо начинали разрушаться, либо уничтожаться пожарами. И даже несмотря на то, что императрица Анна Иоановна большую часть времени любила проводить в Москве, на состоянии Кремлевского дворца это никак не сказывалось, в отличие от множества других строений государственного значения.
Вид на Большого Кремлёвского дворца с Москвы реки
Дело в том, что в 18 веке дворцы, построенные ещё во времена Средневековья, стали терять свою актуальность. Однако всё изменилось, когда императрица поручила знаменитому архитектору Б.Ф. Расстрелли возвести новый дворец, так называемый Зимний Анненгоф. Этот дворец был построен из дерева в соответствии с модным тогда архитектурным стилем барокко.
Уже позже, когда на престол взошла Елизавета Петровна, было принято решение о строительстве в Кремле новой императорской резиденции. Так уже в 1749 году было снесено 3 царские палаты (Столовую, Среднюю и Набережную), и на том же фундаменте был возведен новый дворец. Как и Зимний Анненгоф, московский дворец был исполнен в стиле барокко. По тем историческим документам, которые сохранились до нашего времени, новый московский дворец больше всего напоминал Большой Петергофский дворец.
Однако следующей императрице, Екатерине II, новый дворец не понравился — по её мнению, он был слишком скромен и не соответствовал в полной мере величию Российской империи. Поэтому в очередной раз было принято решение о перестройке московской императорской резиденции. Архитектором Баженовым В.И. был разработан проект нового дворца.
Вид на южный фасад Дворца
Масштабы постройки предполагались немалые — дворец должен был занимать всю околоречную территорию Кремля, начиная от Боровицкого холма и до самого берега Москвы-реки. Для реализации данного проекта на территории Кремля было уничтожено несколько объектов. Например, были снесены приказы, располагавшиеся восточнее Архангельского собора. Подверглась разрушению и часть кремлёвской стены между Первой, Второй и Петровской Безымянными башнями и Тайницкими воротами. Официальная закладка нового дворца была осуществлена в 1773 году. Но, что самое интересное, уже в 1774, через год после торжественной церемонии, проект был признан слишком масштабным и нецелесообразным для тех задач, которым он должен был отвечать. В итоге практически все разрушенные объекты были восстановлены, а на подготовленном месте было возведено одно здание — московское отделение Сената. При этом не забыли о старом дворце — его решили обновить и немного перестроить.
История постройки большого Кремлёвского дворца на этом не заканчивается. Когда в Москве приступили к постройке храма Христа Спасителя, в очередной раз пришла идея об его обновлении. Основанием послужила мысль о том, что новый Кремлевский дворец должен был бы символизировать обновление города.
Инициатором создания нового дворца на месте старого отделения Сената выступил российский император Николай I. Архитектор Константин Тон приступил к разработке нового проекта в 1837 году. Следует отметить, что тот же Константин Тон спроектировал и построил храм Христа Спасителя.
Соборная площадь
Я рекомендую прийти на Соборную площадь в субботу. С апреля по конец октября в 12:00 здесь проходит развод караулов Президентского полка — пешего и конного.
Зрелище потрясающее: на фоне старинных церквей играет оркестр и маршируют красавцы-военные. Они перестраиваются, показывают строевые приемы с оружием. Самый захватывающий момент — «конная карусель». 20-минутное представление проходит бесплатно для всех, кто находится на территории Кремля.
Далее расскажу о храмах и палатах Соборной площади. Знакомиться с ними будем по часовой стрелке.
Архангельский собор
- Даты постройки: 1505–1508
- Архитектор: итальянец Алевиз Новый
Врата Архангельского собора / фото автора
Первый каменный собор заложил на этом месте князь Иван Калита в 1333 году. Здание, которое дошло до наших дней, возвели в XVI веке.
Это не просто храм, а усыпальница царей и князей. Внутри 46 гробниц: погребены Иван Грозный и его сын, Михаил Романов и братья Петра I. Усыпальница Годунова стоит пустой: его останки вынесли из храма в 1605 году по приказу Лжедмитрия I, чтобы «не осквернять» церковь.
В южной пристройке храма посмотрите выставку, посвященную Вознесенскому женскому монастырю. Его основала Евдокия, жена Дмитрия Донского.
Благовещенский собор
- Даты постройки: 1484–1489
- Архитекторы: покровские мастера Кривцов и Мышкин
Благовещенский собор / фото автора
Благовещенскому храму более 500 лет. Первоначально он был квадратным и с тремя главками. Сейчас их девять.
Собор работает как музей. Спуститесь в подклет, там организовали экспозицию «Клады и древности Московского Кремля». Выставлены оружие, ювелирные изделия, денежные слитки — всего более 1500 экспонатов.
Раз в год, 7 апреля, в Благовещенском проходят патриаршее богослужение. С крыльца выпускают в небо белых голубок.
Грановитая палата
- Даты постройки: 1487–1491
- Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари
Фрагмент облицовки Грановитой палаты / фото автора
У строения необычный фасад: его облицевали белым камнем, который обтесали на 4 грани. Поэтому палату и назвали Грановитой. Это самый древний церемониальный зал Москвы. Здесь проходили Земские Соборы и Боярские Думы.
Через парадное Красное крыльцо выходил царь. После революции крыльцо разобрали, чтобы построить партийную столовую. Восстановили только в 90-х годах, так что это — исторический новодел.
Церковь Ризоположения
- Даты постройки: 1484–1485
- Архитектор: неизвестен
Скромная Церковь Ризоположения выглядит миниатюрной, но в XV веке она была одной из крупнейших в Москве. У храма один купол. По архитектурным особенностям и облику он напоминает храм Покрова на Нерли.
В крытой галерее стоит посмотреть выставку деревянной скульптуры. В небольшой экспозиции представлены резные иконы, складни, кресты.
Успенский собор
- Даты постройки: 1475–1479
- Архитектор: Аристотель Фиораванти
Успенский собор Кремля / фото автора
С 1498 года в Успенском соборе венчали на царство, поэтому он считается главным в Кремле.
Южный фасад собора украшен изображением Богоматери Владимирской — копией иконы, которая хранилась в храме, а теперь перенесена в Третьяковскую галерею.
В храме сохранились росписи и иконостас XVII века. Одна из важнейших реликвий собора — Гвоздь Господень.
Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов
- Даты постройки: 1635–1656
- Архитекторы: русские зодчие Огурцов и Константинов
Патриаршие палаты и Собор 12 апостолов. На заднем плане фрагмент Государственного Кремлевского Дворца / фото автора
Патриаршие палаты — редкий памятник гражданского зодчества. Их возвели по распоряжению патриарха Никона на месте более древних.
Поднимитесь на второй этаж, чтобы увидеть постоянную выставку, посвященную русской культуре XVII века. В экспозиции есть старинная мебель, предметы царской охоты, драгоценная посуда, золотое шитье.
В церкви Двенадцати апостолов работает выставка икон.
Колокольня Ивана Великого
- Даты постройки: 1505–1508
- Архитектор: итальянец Бон Фрязин
Колокольню возвели в память об Иване III. Столетие спустя по указу Бориса Годунова сооружение достроили. Оно стало самым высоким в Москве XVII века — 81 метр.
Всего здесь 22 колокола. Самый большой весит 64 тонны, самый древний — Медведь — отлит в 1501 году.
Подняться на колокольню разрешают только с мая по сентябрь. Выход на смотровую площадку строго по времени: 10:15, 11:30, 13:45, 15:00 и 16:00.
О лучших смотровых площадках Москвы читайте здесь.