Большой каскад
Содержание:
Как добраться
Фонтанный комплекс Большой каскад находится в Нижнем парке Петергофа, расположенном в 36 км от аэропорта Санкт-Петербурга Пулково.
Точный адрес: Правленская ул., Петергоф, Санкт-Петербург.
Из города сюда можно добраться:
-
Вариант 1
Маршрутка:маршруты № Т-224, Т-300 и Т-424 от станции метро «Автово» до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».
Пешком:пройти 6 минут Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.
-
Вариант 2
Маршрутка:маршруты № Т-103 и Т-420 от станции метро «Ленинский проспект» до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».
Пешком:пройти 6 минут Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.
-
Вариант 3
Маршрутка:маршрут № Т-404 от станции метро «Балтийская» до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».
Пешком:пройти 6 минут Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.
-
Вариант 4
Маршрутка:маршруты № Т-343 и Т-639Б от станции метро «Проспект Ветеранов» до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».
Пешком:пройти 6 минут Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.
-
Вариант 5
Поезд:от Балтийского вокзала до станции Новый Петергоф.
Автобус:далее автобусами № 351, 350, 348 или 344 до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».
Пешком:пройти 6 минут вдоль Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.
-
Вариант 6
Теплоход:на Метеоре с причала Дворцовой набережной до причала Петергоф.
Пешком:пройти 5 минут до Большого каскада.
Большой каскад на карте
Интересные факты
- Каскад, как и другие фонтаны парка, работает без использования насосов — вода выбрасывается вверх за счет перепадов давления. Это делает Петергоф уникальным парком и выгодно отличает от того же Версаля.
- В конструкции фонтанного комплекса до сих пор есть трубы 19-го века — их можно увидеть в ходе экскурсии по Верхнему и Нижнему гротам.
- Статуя Самсона во время войны была похищена, но ее воссоздали уже в 1947 году по частным довоенным фотографиям посетителей Петергофа.
- Изначально вместо статуи Самсона, раздирающего пасть льва, в центре Каскада должен был стоять Геракл. Но его решили заменить Самсоном в честь победы над шведами (лев — один из символов Швеции).
Кроме знаменитого Большого Каскада, в Нижнем парке Петергофа построено еще 150 фонтанов. Среди них выделяются Шахматная гора и Золотая гора, Ева, Римские и Менажерные фонтанные комплексы. Также есть оригинальные фонтаны-шутихи: забавный «Зонтик», изящные «Диванчики», любимая многими в жаркую погоду «Водяная дорога» и другие.
Интересные факты
В это же время, по инициативе начальника Петергофского дворцового правления Павла Баумгартена, на стене Верхнего грота установили фигуру орла, найденного на бронзовой фабрике Шопена в Петербурге, а в бассейне, у основания фонтана, — скульптурную группу Сатир и Нимфа, созданную скульптором Петром Ставассером.
Хотя эти скульптуры не вписывались в композицию каскада, в таком виде фонтан просуществовал до 1941 года.
Во время войны статуи орла и драконов, Сатира и Нимфы немецкие захватчики похитили. К счастью, мраморные скульптуры успели закопать в землю и немцы их не нашли.
После войны спрятанные мраморные статуи установили на прежнем месте, а фигуры драконов создали по сохранившимся рисункам XVIII века. В 1953 году композиция была полностью восстановлена в своем историческом виде без последних новшеств Баумгартена.
От площади, где расположен каскад Шахматная гора, гости Петергофа могут совершить экскурсию на поезде по парку Александрия, граничащему с Нижним парком. Эту поездку можно рассматривать как вариант небольшого отдыха после пешей прогулки. Кассы для приобретения билетов расположены здесь же, на площади, продолжительность поездки составляет 30–40 минут.
История Большого грота
Нижний грот является архитектурным центром Большого каскада. Как и все остальные строения, он был выполнен по эскизам Петра I. Главными архитекторами выступили сразу три талантливых мастера: Жан-Батист Леблон, Иоганн Фридрих Браунштейн, Николо Микетти.
В XVIII веке в Европе создание искусственных ниш было весьма популярно. Гротами называли любые помещения, оформленные камнями и создающие ощущение нахождения в пещере. Но Нижний грот Большого каскада несёт в себе не только развлекательную, но и инженерную функцию. Столь огромную конструкцию без поддержки несущего элемента невозможно было бы расположить на склоне.
Строительство длилось несколько лет и заняло период с 1716 по 1727 год. За это время в Нижнем гроте появились несколько фонтанов и скульптур.
Вплоть до XIX века внутреннее убранство каскада не претерпевало существенных изменений, пока в 1860 году архитектор Николай Леонтьевич Бенуа не обновил каменную отделку, а также заменил фонтан «Кольцо» на «Корзинку». В дальнейшем никто из мастеров не привносил в архитектурную композицию центрального фонтана никаких изменений.
Как выглядит фонтан сегодня
Великолепный водный каскад достигает высоты 42 м и составляет единое целое со зданием Большого дворца. Он выполняет роль пьедестала для дворцовой постройки и равен ей по ширине. Каскад состоит из двух семиступенчатых лестниц, которые соединяют арки Большого или Нижнего грота.
Водные струи вырываются из 75 водометов. Стекающая вода переливается через ступени тонким прозрачным полотном и попадает в ковш, где находится золотой фонтан Самсон, а оттуда — в прямой Морской канал. По сторонам от ступенчатых лестниц возвышаются позолоченные статуи и вазы.
Над Большим гротом расположена терраса, обрамленная фасадами Малого грота. На самом верху, перед дворцом, каскад завершает изящная мраморная балюстрада с восьмью вазами. По центру, в разрыве мраморного ограждения, установлены две статуи трубящих Тритонов. Из блестящих на солнце раковин также вылетают звонкие струи воды.
Водомет «Корзинка» расположеный в Нижнем гроте
На ровной площадке перед Нижним гротом расположен затейливый водомет «Корзинка». Он представляет собой туфовое кольцо, из которого бьют тонкие струи воды. Переплетение 28 наклонных струй образует узор, похожий на прутья корзинки. Посредине туфового кольца вверх взлетает девять водных струй, напоминающих легкие цветы.
Многие посетители любят приходить к началу пуска воды, чтобы увидеть, как «рождается» знаменитый водный каскад. Он начинается с двух маскаронов с изображениями «Вакха» и «Нептуна», которые закреплены на стенах Верхнего грота. Набирая силу, потоки перекатываются по семи ступеням широких лестниц и прекращают свой бег у скульптур, которые являются символическими изображениями двух великих рек — Невы и Волхова.
Скульптуры
Большинство скульптурных композиций, украшающих сады и прячущихся среди мощных струй фонтанов, являются в большей степени метафоричными, но так или иначе ассоциативные ряды завершаются морским господством Российской империи или же восходят к годам победы над шведами.
Идейным центром Большого Каскада является Самсон, чьё мощное тело напряжено до предела, продолжая в буквальном смысле разрывать оскаленную пасть гигантского льва. Их золотые фигуры теряются среди бурлящих потоков. Примечательно, что по изначальному замыслу на месте Самсона должен был находиться иной проставленный воин – Геркулес, а на месте несчастного царя зверей – ужасающая гидра. Их фигуры, стиснутые в смертельной схватке, оканчивающейся победой Геркулеса, согласно видению Петра Великого должны были символизировать его победу в Полтавской битве, которая стала переломным моментом Северной войны. Вот только фонтан установили уже после его смерти. Идея осталась прежней, но несколько в иных декорациях. Теперь её приурочивали ко дню святого Сампсония, который так удачно совпал с датой самой битвы.
Самсон – не единственный обломок греческой мифологии, который можно заметить. Здесь и Фавн, и Персей, и Юпитер, и воинственные Амазонки, причём именно Персия традиционно ассоциируют с образом самого Великого Реформатора. Очередная легенда почти незаметно видоизменилась, и вот уже прославленный воин держит в руках вполне себе настоящий меч, но голова поверженной Горгоны очертаниями напоминает скорее такого же поверженного Карла XII.
Прекрасные женские образы – неуловимые и грациозные – наполнены молодостью и живой энергией. Среди всех богинь – земных и небесных – особое место занимает Пандора. Передать всю драматическую сложность её многогранного образа мог разве что настоящий мастер, искушённый в искусстве психологического портрета – Фёдор Шубин. Пандора и её священный сосуд – боги щедро одарили её: Афродита разделила с ней красоту, Гермес научил истинному коварству, а Афина наградила одеждами. В обмен на эти щедрые дары Пандора спустилась на изувеченную землю и выпустила лихо из своей шкатулки.
Рекомендуем ознакомиться с другими интересными и уникальными достопримечательностями Санкт-Петербурга.
Описание
Величественное здание выделяется несколькими объемными частями, самая крупная из которых, это средняя трехэтажная часть, связанная неширокими одноэтажными галереями с двухэтажными флигелями: в восточной части — это Церковный корпус и в западной — корпус «Под гербом».
Северный фасад, обращенный к морю и к Большому каскаду проходит вдоль края террасы парка и протянулся на 268 метров. С южной стороны Большой дворец построен в виде широкой буквы «П», образованной его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.
Отделка фасадов здания, окрашенных в ярко-желтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет ничего лишнего. Для украшения использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах и кованые узорчатые решетки балконов, белые русты и пилястры.
В центре кровли — золотая ваза сложной конфигурации. Выразительность зданию придают купола флигельных пристроек — Церковного корпуса с пятью золочеными главами и Корпуса под гербом, увенчанного куполом с золоченым гербом.
Монументальное с виду здание имеет около 30 помещений.
Вход для гостей был устроен в западной части здания, где располагалась Парадная лестница, созданная Растрелли в 1751 году. В качестве украшений Парадной лестницы используются золочёные статуи и резные букеты, кариатиды и рокайльные, то есть в стиле рококо, картуши.
Через Проходные комнаты можно выйти в Голубую приемную, выполнявшую роль секретарской комнаты, в которой находился поденный журнал, где фиксировались все события в жизни дворца. Западные двери Голубой приемной ведут в Гербовый корпус.
По Парадной лестнице гости проходили в анфиладу, то есть в сквозные парадные залы официального назначения:
- Чесменский зал — это зал ожидания, расположенный перед Тронным залом, здесь официальные лица ждали начала приема. Главное украшение зала — это картины, выполненные немецким художником Хаккертом, изображающие самые драматические эпизоды Чесменского сражения, в котором русский флот во главе с графом Алексеем Орловым одержал победу над турецким флотом
- Тронный зал — это самое просторное, предназначенное для приемов, балов и концертов помещение площадью 330 кв. метров. Первоначально этот зал сверкал своим великолепием, но в 1777 году по проекту Юрия Фельтена он был украшен в классическом стиле
- Аудиенц-зал предназначался для малых приемов императрицы Елизаветы. Его оформление было выполнено Растрелли и стало одной из лучших работ архитектора
- Танцевальный зал в XVIII веке назывался Купеческим, его просторное помещение площадью 270 кв. м занимало большую часть западной половины Большого дворца. Окна расположены в два яруса, в качестве украшений использовалась резьба с позолотой, картины и многочисленные зеркала. Паркет выполнен из светлого и тёмного дуба, клена и ореха. По преданию, Елизавета Петровна приказала Растрелли оформить зал побогаче: «как можно более вызолотить…», поскольку эти апартаменты служили для приема знатных представителей купечества, любивших, по мнению императрицы, золото
- Белая столовая предназначалась для торжественных обедов и первоначально ее оформил Бартоломео Растрелли. В 1774–1775 годах Юрий Фельтен существенно изменил зал — его отделка стала полной противоположностью предыдущей. Вместо блеска позолоты и света зеркал интерьер был оформлен в строгих канонах классицизма. В центре помещения находится огромный стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом, созданным знаменитым английским мастером Джозайя Веджвуда
- Картинный зал является самым старинным, он был оформлен еще при жизни Петра — его украшают гобелены французских мастеров и 16 картин итальянских художников. В то время это был самый большой зал, в отделке которого принимали участие Николо Микетти и Жан Батист Леблон. В середине XVIII века оформление зала было изменено по проекту Б.Ф. Растрелли.
За залами официального назначения следуют парадные комнаты приватной половины, куда могли пройти только некоторые приближенные лица. Здесь располагались спальни и личные кабинеты, туалетные и салоны, отделка которых была выполнена по замыслу Растрелли. Обилие позолоты, зеркал и росписей, подвесные «зеркальные» своды с плафонной живописью и паркеты из ценных пород дерева, — все эти детали создают атмосферу праздника.
Сохранился Дубовый кабинет Петра, украшенный дубовыми резными панно, выполненными французским мастером Николя Пино. Среди личных вещей императора можно увидеть его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.
Фонтан «Тритон»
- Где находится: Нижний парк.
- Год установки: 1726 г.
- Как выглядит: золоченный Тритон разрывает руками морское чудовище, из пасти которого бьёт большая струя. Впечатлён? Не только ты! Вокруг центральных фигур расположены фигуры расползающихся в ужасе черепашек.
Фонтан установлен для украшения бассейна, из которого брали воду для полива плодовых деревьев, овощей и цветов вокруг.
Фонтан «Тритон». Фото: Olha Solodenko / Shutterstock.com
Фонтан «Львиный каскад»
- Где находится: Нижний парк.
- Год установки: 1799-1801 г.
- Как выглядит: бассейн с колоннами, водопадными уступами, украшенный двумя бронзовыми скульптурами сторожевых львов. В центре бассейна, на гранитной скале, возвышается статуя нимфы Аганиппы. Звучит не очень интересно, зато выглядит впечатляюще!
Фонтан «Львиный каскад». Фото: Maria Spb / Shutterstock.com
Этот фонтан выделяется среди остальных не только строгостью форм, но и тем… что в его композиции не используется ни одна золочённая деталь!
Фонтан «Пирамида»
- Где находится: Нижний парк.
- Год установки: 1721-1724 г.
- Как выглядит: гигантская четырехгранная семиступенчатая пирамида из 505 водяных пенящихся струй.
Такая форма для фонтана выбрана не просто так: в XVIII века была традиция устанавливать в местах сражений деревянные или каменные обелиски, по форме напоминающие пирамиду. Таким образом, этот фонтан — своеобразный памятник в честь победы русских войск в Северной войне.
Интересный факт: принцип работы фонтана не менялся с момента его установки.
Фонтан «Пирамида». Фото: Олег Шаламанов / commons.wikimedia.org
Фонтаны «Адам» и «Ева»
- Где находится: Нижний парк.
- Год установки: 1721-1726 г.
- Как выглядит: оба фонтана одинаково устроены и расположены на одной аллее. Скульптура возвышается над восьмиугольным бассейном и обрамляется кругом из шестнадцати струй высотой 7 м, которые распадаются на крупные капли. Выглядит завораживающе!
Интересный факт: фигуры Адама и Евы — точная копия скульптур из Дворца дожей работы Антонио Рицци.
Ева. Фото: Valentin Ivantsov / Shutterstock.com
Адам. Фото: Olha Solodenko / Shutterstock.com
Каскад «Шахматная гора»
- Где находится: Нижний парк.
- Год установки: 1721-1726 г.
- Как выглядит: отличительная черта каскада, как понятно из названия, чёрно-белое четырёхступенчатое плато, которое заканчивается круглым бассейном. Украшен каскад фигурами драконов вверху и белокаменными статуями по сторонам.
Каскад «Шахматная гора». Фото: Nigel Jarvis / Shutterstock.com
Каскад «Золотая гора»
- Где находится: Нижний парк.
- Год установки: 1722-1724 г.
- Как выглядит: каскад из мраморных ступеней, отделанных позолоченными листами, украшенный мраморными и золочеными статуями античных богов и героев.
Каскад «Золотая гора». Фото: Pavlikhin / commons.wikimedia.org
Всё так классично, что этот факт даже не удивляет: прообразом этому каскаду послужил один из фонтанов французской королевской резиденции «Марли ле Руа». Петр I посетил её в 1717 году и захотел нечто похожее уже в своей любимой резиденции.
Фонтаны «Чаши»
- Где находится: Нижний парк.
- Год установки: 1722 г.
- Как выглядит: два фонтана в виде больших чаш, из которых выбивается огромная струя воды.
Фонтаны «Чаши». Фото: Алексей Решетников / commons.wikimedia.org
Эти два фонтана — одни из первых появившихся здесь. Петр I даже присутствовал на их открытии. Чаши часто называют итальянской и французской — всё дело в национальности мастеров, занимавшихся их установкой.
Фонтан «Тритон-Колокол»
- Где находится: Нижний парк.
- Год установки: 1727 г.
- Как выглядит: четыре миниатюрных фонтана, в центре которых скульптура мальчика-тритона, держащего в руках плоские чаши.
Фонтан «Тритон-Колокол». Фото: Mistervlad / Shutterstock.com
Слово «колокол» появилось в названии благодаря способу выхода воды — струя ударяется о специальную заслонку, благодаря чему получается прозрачный водяной колокол.
Римские фонтаны
- Где находится: Нижний парк.
- Год установки: 1739 г.
- Как выглядит: двухъярусные фонтаны с золочеными рельефными украшениями на постаменте.
Римские фонтаны. Фото: Ludvig14 / commons.wikimedia.org
Название фонтаны получили в честь своих прародителей: двух фонтанов, установленных в столице Италии на площади перед собором Святого Петра.
В этой статье мы рассказали почти всё про фонтаны Петергофа, фото показали, но умолчали о фонтанах-шутихах. Сделано это умышленно: как ты повеселишься, если будешь точно знать, где и как они установлены? Оставляем элемент неожиданности за любимым развлечением Петра I и желаем весёлой поездки в Петергоф.
P.S. Возьми с собой сухую одежду. На всякий.
Заглавное фото: NataVilman / Shutterstock.com
История строительства фонтана
Российский император Петр I хотел, чтобы парадный въезд в его загородную резиденцию завершался водным каскадом и гротами. Он мечтал, чтобы фонтанный комплекс производил большое впечатление на гостей, который приезжали сюда из Санкт-Петербурга. Поэтому строительством водного каскада начали заниматься в одно время с возведением Большого дворца.
Проект фонтанного комплекса подготовил служивший при российском дворе немецкий зодчий Иоганн Фридрих Браунштейн. Ему помогал признанный мастер садово-паркового дизайна — француз Жан-Батист Александр Леблон, которого российский император пригласил для строительства Санкт-Петербурга.
Для возведения каскада также пригодился опыт итальянского зодчего Николы Микетти. В 1719 году, после смерти Леблона, он стал придворным архитектором и получал из российской казны 5000 рублей — огромную по тем временам сумму! Микетти выписывал из Италии различные художественные произведения, и благодаря ему, аллеи, фонтаны и дворцы Петергофа были украшены красивыми мраморными статуями. Помогал Леблону и Микетти талантливый русский зодчий Михаил Григорьевич Земцов.
Вид на Большой каскад с Морского канала
Гидротехническими работами по созданию Большого каскада занимались французский мастер Поль Суалем, русский инженер-гидравлик Василий Григорьевич Туволков и итальянцы — братья Барратини. Примечательно, что перед тем, как взяться за работу в Петергофе, Василий Туволков за счет российской казны пять лет учился строить гидротехнические сооружения у голландцев и французов, то есть был петровским «пенсионером». Благодаря его точным расчетам, канал от Ропшинских высот до садов Петергофа проложили по самому оптимальному маршруту и при этом провели минимальные земляные работы.
На строительстве масштабного водопровода для петергофских фонтанов изо дня в день трудилось более 2000 человек, большая часть из которых были солдатами. В 1721 году искусственный канал протяженностью 24 км достроили, и в Большом каскаде прошел пробный пуск воды. А через два года провели торжественное открытие нового фонтана.
В начале Великой отечественной войны стало понятно, что территория Петергофа может оказаться под фашистской оккупацией. Чтобы сохранить хотя бы часть здешних сокровищ, сотрудники дворцово-паркового комплекса зарыли статуи под землю, а некоторые скульптуры спрятали в тайниках.
Большой каскад на фоне Большого дворца
В 1944 году, когда пригороды Ленинграда освободили, перед советскими войсками предстало ужасное зрелище. Большой каскад превратился в руины, а четыре статуи, изображающие Самсона, Неву, Волхова и Тритонов, оказались похищенными.
Послевоенная реставрация растянулась на несколько лет. Скульпторам нужно было время, чтобы сделать новые статуи, а инженерам и гидротехникам — сконструировать и построить подводку воды к старинному фонтану. Наконец, в 1956 году посетители парка смогли увидеть обновленный каскад в действии.
История фонтанов Петергофа
Дворцово-парковый ансамбль в Петергофе был создан по распоряжению Петра I после посещения императором Версальской резиденции французских королей. Сразу же было запланировано, что огромную роль в украшении комплекса должны сыграть фонтаны – как это сделано и в самом Версале. В том числе благодаря им созданный в пригороде Петербурга ансамбль во многом превзошел свой французский прообраз.
Изначально планировалось, что новая резиденция Петра I будет построена в Стрельне. Однако огромный расход воды на фонтаны сделал бы проект излишне дорогим. Поэтому усилиями Кристофа Миниха (сподвижника Петра) строительство комплекса было перенесено в Петергоф. Близость к морю позволила создать громадный гидротехнический комплекс, изюминкой которого и стали петергофские фонтаны.
Благодаря удачному расположению удалось избежать недостатков Версаля. Там фонтаны работают от насосов, поэтому не могут работать постоянно (слишком дорогое удовольствие). В Петергофе фонтаны устроены иначе – вода в них подается с естественных возвышенностей, которые находятся в 20 км от дворца. Благодаря перепаду высот вода попадает в фонтаны под напором, что делает насосные системы ненужными.
Значительная часть фонтанов Петергофа была создана еще при жизни Петра, однако развитие комплекса продолжалось и после его смерти – вплоть до начала XX века. Во время Второй Мировой войны почти весь ансамбль был разрушен, поэтому инженерам и реставраторам пришлось воссоздавать его по старым чертежам, рисункам и фотографиям.
Фонтан Большой каскад
Идея создания каскада, как завершающей детали морского парадный въезда с Финского залива в царскую резиденцию (Большой Петергофский дворец), как и создание самого дворца, принадлежит Петру I.
Каскад строился одновременно с дворцом, являясь для него своеобразным пьедесталом, соответствуя ему по ширине (в то время дворец был небольшой и назывался Верхними или Нагорными палатами) и составляя с последним единый архитектурный комплекс. Торжественный запуск фонтанов состоялся в августе 1723 года.
Фонтан Каскад состоит из двух массивных семиступенчатых лестниц, проходящих по склону перед дворцом, соединенных арками Большого грота.
Движение воды в каскаде начинается с террасы над Большим гротом, потоки воды идут из двух маскаронов «Нептун» и «Вакх», расположенных на стене Малого грота. Затем вода спускается по ступеням лестниц и, пройдя под основанием каскада, завершается у подножия скульптур, символизирующих русские реки — Неву и Волхов.
Из ступеней лестниц также бьют струи воды.
Обширная площадка внизу лестниц фонтана переходит в центральный трехступенчатый каскад, по воды которого падают в ковш, где находится фонтан Самсон.
Немалую роль в облике фонтана играет и скульптурное оформление, которое в аллегорической форме прославляло мощь Российского государства и победу русского оружия в Северной войне.
Изначально весь декор фонтана состоял из свинцовых золоченых скульптур, которые уже к концу 18 века потеряли свой блеск и к 1806 году были заменены бронзовыми.
Сегодня декоративное убранство Большого каскада включает в себя 37 бронзовых золоченых статуй, 16 ваз, 29 барельефов, гермы, кронштейны, маскароны, бюсты, дельфины, львы и лягушки — всего 225 скульптур из бронзы, свинца и мрамора.
Во время проведения некоторых праздничных мероприятий в Нижнем парке Большого дворца Петергофа фонтан Большой каскад становится сценической площадкой для костюмированных представлений.
Интересные факты о Большом гроте
Главная скульптура Большого каскада — Самсон, разрывающий пасть льву, символизирует победу России над Швецией. Образ библейского героя отражает дату главной битвы, принесшей победу русскому государству. Лев олицетворяет Швецию — именно это животное изображено на гербе страны. Кстати, за секунду фонтан расходует около 70 литров воды.
Профессия смотрителя фонтанов стала одной из самых престижных после воздвижения Большого дворца и его парков. В ученики брали детей в возрасте 10 лет. Именно для них трубы были выкрашены в разные цвета. Главными обязанностями подмастерьев было устранение засоров и чистка внутренней поверхности труб.
Но к сожалению, за столь высокий статус приходилось платить собственным здоровьем. Постоянное нахождение в подземелье негативно сказывалось на зрении работников и даже приводило к его полной потере. К слову, трубы, проводящие воду, в XVIII веке изготавливались из дерева, поэтому следить за ними нужно было особо тщательно.
Ещё одним интересным фактом является то, что переняв западную моду на морскую тематику, многие мастера не имели представления о том, как выглядят некоторые обитатели водных стихий. Так, например, дельфины, которых особо любили изображать скульпторы, выглядели более похожими на волшебную рыбу-кита из сказки.
Побывать в Петергофе и не посетить гроты Большого каскада будет непростительной ошибкой. Ведь именно здесь находится сердце всех фонтанов паркового ансамбля.