Музей-усадьба «кусково»

Бесплатное посещение

Есть способы и бесплатно посетить музей Кусково:

1. Акция «Ночь в музее» — это день, когда многие музеи открывают свои двери для свободного входа. Чаще всего свободным вход в рамках акции становиться во второй половине дня, ближе к вечеру. Музейный комплекс Кусково начал акцию «Ночь в музее 2019» в 15:00 и проводил её до 18:00.

2. Третья неделя месяца по четвергам. Многие уже наслышаны об акции бесплатного посещения музеев в третье воскресенье месяца. Так вот, теперь это целая музейная неделя, на которой в определённые дни недели музеи проводят бесплатное посещение. Для Кусково – это каждый четверг на третьей неделе месяца.

3. Для льготных категорий населения, а также для работников музеев – вход в парк и музеи Кусково – бесплатный.

Американская оранжерея в Кусково.

Была построена неизвестным архитектором в 1750-е годы в северо-восточной части регулярного парка. «Каталог растений» 1786 года разъясняет термин «Американская оранжерея» как постройка «большого тепла», которая представляет собой сооружение на каменном фундаменте с различным наклоном крыш, «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго — восток и юго — запад. Угол наклона рам был тонко рассчитан для оптимального использования солнечных лучей, особенно в зимнее время. Подобные конструкции обеспечивали разнообразный тепловой и световой режим, необходимый для выращивания тропических растений. Для лучшего поглощения солнечного света использовали простое зеленоватое стекло, оранжерея исключительно утилитарное назначение.

Парк усадьбы Кусково

Симметрия, всегда отличающая строения XVIII века и здесь является главным элементом архитектурного стиля и напротив главного дворца на другом конце парка мы видим здание большой каменной оранжереи.

Обзор закрывает обелиск, установленный в парке в конце XVIII века в честь посещения усадьбы императрицей Екатериной II.

По самому же парку можно гулять намного дольше, чем по дворцу, заблудиться конечно будет сложно, но потребуется некоторое время, чтобы разобраться с направлениями, тем более, что симметрия и здесь смеется и играет с посетителем, запутывая его.

Осмотр парка мы начали с Голландского домика.

Голландским домик называется из-за мотивов, которые послужили центральными при постройки сооружения. Дом выстроен в голландском стиле XVII века, внутренние интерьеры тоже выдержаны в голландском стиле. Правда здесь можно заметить русскую избыточность. Плитка, которой голландцы украшали дома была очень дорогой, таким образом в декоре ее использовали по минимуму, лишь чтобы подчеркнуть красоту интерьера. Здесь кухня целиком выложена плиткой, как признак дороговизны отделки.

В той же части парка, что и голландский домик расположен павильон «Эрмитаж», павильон отреставрирован, но посетить его нам не удалось, он был временно закрыт. В нем располагается экспозиция фарфора.

Так, гуляя по парку, мы вышли к Большой каменной оранжерее.

В оранжерее располагается сразу две экспозиции. Первая это портретная выставка всех представителей династии Шереметевых, вторая это выставка керамики и фарфора. От оранжереи открывается красивый вид на главный дворец.

В другой части парка расположена американская оранжерея, в которой тоже находится коллекция фарфора и вольер для птиц. И то и другое строении являются современными реконструкциями.

Парк музея Кусково очень красив и разнообразен. Кроме самих павильонов его украшением служат многочисленные мраморные статуи, подстриженные изгороди и крытые переходы.

Прогулка по усадьбе

Усадьба Кусково поражает посетителей своей красотой и целостностью стиля. Недаром уже четвертое столетие подряд Кусково является одим из наиболее любимых мест отдыха москвичей.

Здесь слились в единой гармонии пластические искусства: архитектура, скульптура, живопись с садово-парковой культурой, музыкой и театром.  

При входе в усадьбу, вы попадете на центральную аллею, идущую вдоль Большого пруда. На его берегу находятся: Церковь, Дворец и Кухонный флигель.

Самый старый архитектурный памятник усадьбы — домовая церковь во имя Всемилостивого Спаса. Здание сохранилось почти в неизменном виде.

Сердцем усадебной архитектуры Кусково является Дворец. Его двухэтажное здание выполнено в стиле раннего русского классицизма с колоннами и парадной лестницей. Со стороны главного входа открывается вид на Большой пруд. С северного фасада Дворца — выход во французский парк.

Парк не имеет сохранившихся аналогов в Москве. Строгий геометрический стиль дорожек и насаждений оживляется красотой беломраморных скульптур итальянских и русских мастеров XVIII века. Чередование цветников и ковров из зелени под открытым небом завершается Большой каменной оранжереей. В ней не только выращивали растения, но и принимали гостей. Для этого был устроен танцевальный зал и комнаты для развлечений.

Направо от Дворца расположен итальянский уголок. Это сказочно великолепный Грот, изящный Итальянский домик и веселый ряд Менажерей, в которых когда-то содержали водоплавающих птиц.

Итальянский домик создавался как дворец для «малых приемов». Здесь демонстрировались редкие произведения искусства.

Красотой и необычной архитектурой выделяется павильон «Грот». Трехчастное барочное здание расположено на берегу Итальянского пруда. Оно как будто стекает своими ступенями в его прозрачные воды. Постройка предназначена для прохлады и отдыха в жаркие летние дни.

Итальянский уголок: грот, пруд

Если вы немного пройдете вглубь парка, а затем повернете налево, то непременно попадете в павильон «Эрмитаж» (с франц. — «хижина отшельника»). Это было место для особых встреч самых близких друзей хозяина.

Голландский уголок находится в левой стороне парка, ближе к центральной аллее. Двухэтажный Голландский домик — самый ранний из павильонов для увеселения. Он построен в честь Петра I. Рядом с домиком — канал и Голландский пруд.

Выпить чашку кофе, чая или немного перекусить можно в кафе, находящемся в конце парка, около Американской оранжереи.

Недалеко от кафе приютилась керамическая мастерская. Здесь проходят мастер-классы по гончарному делу. Но прежде, чем самим заняться лепкой, рекомендуется посмотреть, как это делали мастера высокого класса. Для этого надо посетить выставки.

Флора и фауна

С северо-восточной стороны Большого Дворцового пруда сохранился один из древнейших московских парков — графский регулярный под названием Кусково. Парк занимает площадь более 30 га. В XVIII веке он считался одним из самых крупных в России. С юго-западной стороны Большого Дворцового пруда находится шикарный лесной массив, в котором есть просеки, дорожки для прогулок и скамейки.

Флора Кусковского лесопарка включает в себя в основном березняки, липняки и старые дубняки, а также ели и лиственницы. Также здесь можно увидеть осоки, папоротники, лютики, фиалки. Животный мир лесопарка представлен белками и птицами (около 45 видов). Посетители приносят угощения для уток на пруду и белочек, которые принимают еду прямо из рук.

Кусково (парк): как добраться, часы работы

Парк Кусково расположен в юго-восточной части столицы. Адрес лесопарка и музея: г. Москва, ул. Юности, 2. Он находится внутри мегаполиса, но посетители забывают об этом, попадая в красивый уголок природы.

Находится лесопарковая зона на Мещёрской низменности и имеет площадь более 300 га. На ее территории несколько красивых прудов. Самый крупный и знаменитый – это Большой Дворцовый пруд. Он находится напротив дворца и усадьбы и имеет площадь 14 га.

Варианты проезда :

  • От метро «Выхино» на автобусе № 620 или маршрутном такси № 9М доехать до остановки «Музей «Кусково»», «Улица Молдагуловой» или «Вешняковская улица».
  • От станции метрополитена «Рязанский проспект» пересесть на автобус № 133 или 208, проехать до остановки под названием «Музей «Кусково»», «Улица Молдагуловой» или «Вешняковская улица».
  • От метро «Новогиреево» на автобусе № 615, 247 или троллейбусе № 64 ехать до остановки «Улица Юности».
  • В Казанском железнодорожном направлении станции «Перово», «Вешняки» или «Плющево».
  • В Горьковском железнодорожном направлении станции «Кусково», «Новогиреево» или «Чухлинка».

Часы работы

Кусковский парк условно разделяется на две зоны: музейную и лесопарковую. Обе части жители называют одинаково, но при этом уточняют Кусково — парк или музей. Парковая зона состоит из дикой лесопарковой части и графского регулярного парка, на территории которого находится красивый Музей-усадьба.

Лесопарк открыт для прогулок в любое время, регулярный парк можно посетить с 10.00 до 20.00, а усадьба-музей имеет платные часы работы с 10.00 до 18.00. Кассы открыты с 10.00 до 17.00 .

Павильон Эрмитаж

Садовый павильон «Эрмитаж» был нужен графу Шереметеву для того, чтобы принимать самых близких друзей, с которыми необходимо было остаться наедине во время светских приемов или балов. На верхний этаж посетители усадьбы могли подняться с помощью специального подъемного механизма, а на нижнем этаже слуги подавали закуски и напитки на элегантном подъемном столике.

Кусковский «Эрмитаж» входит в число трех сохранившихся подобных парковых построек такого типа (петергофский, царскосельский). Он был возведен в 1765-1767 годах по проекту Карла Бланка, популярного в те годы московского архитектора.

Проведение свадеб в Кусково (цены)

С 2007 года в усадьбе появилась официальная возможность узаконить свои отношения в праздничной обстановке.

Естественно, данная услуга доступна только по предварительной записи по одному из телефонов:

  • +7 – контактное лицо — Выходцева Нина Сергеевна.
  • +7, – Отдел научно-просветительной работы.
  • +7, – Перовский отдел ЗАГС: ул. Перовская, д. 43.

Теперь по ценам:

  1. Естественно, необходимо будет оплатить государственную пошлину за государственную регистрацию брака. Что, куда и сколько – расскажут по телефону.
  2. Необходимо оплатить фото и видео съёмку – цена 1000 рублей (помимо стоимости входного билета). При этом нельзя использовать штативы, софиты, делающие съёмку профессиональной.
  3. Всем гостям необходимо оплатить вход в парк – 50 рублей с человека. Если гости желают посетить дворец и павильоны – необходимо также купить туда билет.
  4. Если вы не хотите утомлять гостей своей фотосессией – можно заказать для них квест стоимостью 2500 рублей.

Церковь Спаса Всемилостивого

Уникальный памятник архитектуры в стиле «аннинского барокко» строился с 1737 по 1739 годы и является самой ранней постройкой усадьбы. Здание представляет собой парадный белокаменный храм, декорированный скульптурами апостолов и увенчанный небольшим крестом, который удерживается благодаря фигуре ангела с раскинутыми крыльями. Главным украшением нынешнего убранства церкви является двухъярусное паникадило с восемнадцатью свечами, на которых изображены фигуры серафимов.

Спустя полвека к храму была пристроена деревянная колокольня, ставшая последней значительной постройкой в Кускове.

Прасковья Жемчугова

В здании дворца расположена еще одна экспозиция. Вход в нее расположен с торца дворца, лестница поднимает нас на второй этаж и окунает в удивительную жизнь одной простой барышни, а точнее крестьянки, ставшей барышней — Прасковьи Жемчуговой.

Прасковья родилась в семье крепостного кузнеца Ковалёва. В числе других крепостных она была передана Петру Шереметеву в качестве приданного от его супруги Варвары Черкасской. В семилетнем возрасте Прасковья Ковалева была взята на воспитание в Кусково графиней Марфой Михайловной, в замужестве княгиней Долгорукой. У девочки рано обнаружился талант к музыке и ее начали готовить для театральной труппы усадьбы, в которой она и добилась поразительных успехов, впечатлив императрицу Екатерину II, во время ее визита в Кусково, и получив от нее алмазный перстень. За время своих выступления Прасковья обзавелась сценическим псевдонимом и стала Жемчуговой.

Красотой Прасковьи был пленен наследник Петра Борисовича Шереметева, Николай. Но происхождение графа запрещало ему связать свою судьбу с крепостной девушкой. В 1797 году уже император Павел I жалует графу Николаю Петровичу звание обер-гофмаршала, которое обязывает его находится в Санкт-Петербурге. Туда и уезжает Николай, взяв с собой Прасковью. Но в Петербурге у нее обостряется туберкулез от сырого столичного климата. При Павле I Николай снова не решается официально оформить отношения с Прасковьей. Через год он дает вольную всей ее семье, и только в 1801 году, уже с разрешения императора Александра I, он женится на Прасковье Жемчуговой. В 1803 году у них появляется сын Дмитрий, который станет единственным наследником рода Шереметевых. Через три недели после родов Прасковья Шереметева уходит из жизни на 35-ом году жизни. Эта история взбудоражила умы и чувства их современников и будоражит чувства всех, кто только знакомится с ней.

Такие места, как усадьба Кусково нужно посещать не только для того чтобы хорошо и с пользой провести день, здесь еще можно научиться любить историю целого государства и отдельных его членов. Или если вы уже заболели любовью к истории, то узнать что-то для себя новое и побывать в тех местах, где жили исторические личности. Музей-усадьба Кусково именно такое место где сплелась история, где можно перенестись на двести лет назад и пройтись по тем коридорам и аллеям, где гуляли графы и графини Шереметевы.

История усадьбы Кусково

Уже в XVI село Кусково упоминается как собственность Шереметевых, здесь существовал барский дом, помещения для крепостных и деревянный храм. В Петров-скую эпоху Борис Петрович Шереметев отличился как видный военачальник и государственный деятель, он первым в России удостоился графского титула. Позднее он породнился с Петром Великим, женившись на вдове его дяди. Известно, что на пышной свадьбе присутствовал сам император. Тем не менее, на тот момент граф Шереметьев называл свои владения к востоку от Моск-вы «куском», так как они были очень небольшими, отсюда и появилось название Кусково

А соседние земли принадлежали важному государственному деятелю князю А.М. Черкасскому

На его единственной дочери и наследнице всего несметного состояния женился сын графа Шереметева Петр Борисович, увеличив тем самым свои владения в несколько раз. В XVIII веке усадьба Кусково раскинулась на территории 230 гектар (для сравнения сейчас она занимает примерно 32 гектара).

При Петре Борисовиче сформировался архитектурно-парковый ансамбль усадьбы, которая делилась на три части: за прудом размещался зверинец и псарня, в центре регулярный французский парк с Большим дворцом для приемов, а также существовал еще и английский парк. Сотни крепостных вырыли Большой пруд, в котором разводили рыбу, подаваемую на торжественные обеды. Также использовался этот пруд для катания на лодках. До наших дней лучше всего сохранилась именно центральная часть усадьбы с дворцом и прекрасным парком, скопированным с Версаля.

 От ворот к Большому дому ведет липовая аллея, причем кронам деревьев в парке придали форму шара. Это и отличает французский парк от английского: считается, что во французском парке все должно демонстрировать подчинение природы человеку, в то время как английский парк выглядит более естественным, а человек только приспосабливается под естественный ландшафт. По пути мы видим самую старую постройку имения — церковь Спаса Всемилостивого с колокольней, построенную в 1737 г. на месте старого деревянного храма.

Церковь Спаса Всемилостивого

 Затем идет Большой дворец, построенный специально для торжественных летних приемов. С виду он кажется каменным, хотя выполнен из дерева. Для проектирования господского дома были приглашены лучшие архитекторы, но в конечном итоге выбрали проект К.И. Бланка.

Театры Кусково

В Кускове помимо постоянного театра (Нового на 150 мест) существовала еще «воздушная сцена» в саду из липовых шпалер с большим амфитеатром на 80–100 мест. «Такой «воздушный театр» был еще в Нескучном, селе Д.В. Голицына. Роща возле театра была некогда превосходным английским садом, и в этой роще стоял летний дом графа Петра Борисовича, где он постоянно жил в «неприемные» дни. Дом этот назывался «домом уединения», – пишет исследователь старой Москвы Михаил Пыляев. Здесь граф принимал только близких друзей.

Созданный в 1760-е годы «воздушный театр» давал возможность увидеть представление публике, смотревшей спектакль с дорожек парка.

«Простолюдины при каждом забавном слове помирали со смеху, всему давая свой толк, и чрез то представляли из себя другое очень занимательное зрелище», – писал неизвестный участник одного из кусковских праздников.

Крепостной театр был всегда важен для жизни усадьбы, а при Николае Петровиче Шереметеве и вовсе затмил остальные крепостные театры империи: собственный театральный оркестр, богатые декорации, костюмы от лучших портных. Пыляев приводит следующие данные: в 1811 году, по сделанной в театре описи, «театрального платья» парчового, шелкового и т. д. было сундуков семнадцать, а разных уборов, перьев, обуви и т. п. – 76 сундуков.

Своих актеров граф отправлял учиться в Москву и Петербург, причем обучали их не только актерскому мастерству, но и языкам, стихосложению. Но знаменитым на всю Россию фаворита Павла I, обер-гофмаршала высочайшего двора Николая Шереметева, сделал не его театр или государственная служба, а тот факт, что он официально женился на крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой.

Не надо забывать, что просвещенное российское дворянство прекрасно совмещало передовые европейские идеи и аристократическое воспитание с восточным образом жизни. У многих помещиков были гаремы крепостных девок, которые порой содержались в весьма суровых условиях. О том, чтобы отказать барину или его гостям, не могло быть и речи. Поэтому многолетние просьбы Шереметева сначала к Павлу I, потом к Александру I о разрешении официального брака с его возлюбленной актрисой (которой он, впрочем, давно дал вольную) встречали абсолютное непонимание и отказ. И лишь в 1801 году пятидесятилетний граф Шереметев получил от молодого императора Александра I подарок – специальный эдикт, давший ему право жениться на польской дворянке Параскеве Ковалевской (документы про дворянство, понятное дело, были поддельными).

В 1803 году в семействе Шереметевых родился сын, граф Дмитрий, а через двадцать дней после рождения сына умерла Прасковья Шереметева-Жемчугова. Жизнь графа потеряла смысл. В 1804 году он окончательно распустил свой крепостной театр и занялся благотворительностью. В память о любимой он построил в Москве Странноприимный дом (ныне здание НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского).

Проведение свадеб в Кусково (цены)

С 2007 года в усадьбе появилась официальная возможность узаконить свои отношения в праздничной обстановке.

Естественно, данная услуга доступна только по предварительной записи по одному из телефонов:

  • +7 – контактное лицо — Выходцева Нина Сергеевна.
  • +7, – Отдел научно-просветительной работы.
  • +7, – Перовский отдел ЗАГС: ул. Перовская, д. 43.

Теперь по ценам:

  1. Естественно, необходимо будет оплатить государственную пошлину за государственную регистрацию брака. Что, куда и сколько – расскажут по телефону.
  2. Необходимо оплатить фото и видео съёмку – цена 1000 рублей (помимо стоимости входного билета). При этом нельзя использовать штативы, софиты, делающие съёмку профессиональной.
  3. Всем гостям необходимо оплатить вход в парк – 50 рублей с человека. Если гости желают посетить дворец и павильоны – необходимо также купить туда билет.
  4. Если вы не хотите утомлять гостей своей фотосессией – можно заказать для них квест стоимостью 2500 рублей.

История возникновения

Графский род Шереметевых – один из богатейших в Российской империи – владел десятками дворцов и усадеб.

Но самым известным шереметевским родовым гнездом является именно Кусково, которое в середине XVIII века решил сделать своей парадной резиденцией сын фельдмаршала, героя Полтавы, Бориса Шереметева – Петр Борисович (1713–1788). Этому способствовало приданое его богатой невесты Варвары Черкасской, дочери канцлера.

После женитьбы, среди прочего, к небольшим кусковским (отсюда и название – кусок) землям присоединилось соседнее село Вешняки, и у Петра Борисовича появилась возможность устроить поблизости от Москвы свой собственный Версаль, где бы он мог принимать даже августейших персон.

Кстати, в усадьбе побывали с визитами Екатерина, польский король и австрийский император.

Главное место в усадьбе отведено летнему дворцу, который был возведен по заказу хозяина усадьбы в традициях раннего классицизма. Строительными работами руководил архитектор Карл Бланк, основное строительство развернулось с 1769 по 1775 годы. Дворцовое здание было выстроено из дерева, которое в дальнейшем оштукатурили и выкрасили.

Нежно-розовый цвет стен, изящный декор фасадов, полукруглые фронтоны, большой размер многочисленных окон, великолепное крыльцо с пандусом – все это подчеркивает парадный характер здания.

Перед главным фасадом располагался огромный пруд с перспективой уходящего вдаль канала, по берегам которого был заложен пейзажный парк с охотничьими угодьями и зверинцем.

Повсюду можно было уединиться в беседках, которые имели в духе эпохи Просвещения созерцательные названия – «Философский дом», «Храм тишины» и даже «Хорошим людям пристанище».

Вокруг дворца зодчим Кологривовым был разбит французский регулярный парк, который прекрасно сохранился до наших дней, с фигурными партерами и цветниками, статуями античных богов и героев, а также деревьями, постриженными в форме птиц, кораблей или животных.

Помимо пышных великосветских приемов Шереметевы устраивали в Кусково раз в неделю открытые гуляния для всех с музыкой, фейерверками и парадом небольшой флотилии, которая состояла из гребных судов, яхты и гондолы.

Дворец

Деревянный дворец, окрашенный в нежно-розовый цвет (цвета утренней зари) — это композиционный центр усадьбы Кусково, который использовался для торжественных мероприятий. Он был построен в стиле раннего классицизма в 1769 — 1775 годах под руководством известного московского архитектора Карла Бланка. В XVIII веке его называли Большой дом. Южный главный фасад украшен тремя портиками с колоннами.

Парадный вход обращен к Большому пруду, его украшает центральный портик с шестью колоннами и парадной лестницей с двумя белокаменными пандусами — пологими спусками для въезда карет, на которых восседают гипсовые фигуры сфинксов. Несмотря на то, что дворец выполнен в традициях каменной архитектуры он построен из бревен и обшит тесом. Дворец одноэтажный, с антресолями и на высоком цоколе, в подвалах которого размещались винные погреба.


Танцевальный зал

Интерьеры дворца расположены анфиладой, когда двери всех комнат расположены на одной оси. Большой дом предназначался не для жилья, а для праздничных обедов, музыкальных концертов, балов и развлечений самых высокопоставленных гостей. Предназначение дворца — вызывать удивление и восхищение великолепием и роскошью убранства.


Столовая

Грот: 24 вида раковин тропических морей

Павильон «Грот» стоит особняком в архитектурном комплексе Кусково.

Сегодня это единственный на всю страну павильон, сохранивший свою отделку с 18 века.

Недавно завершилась полномасштабная реставрация здания, в результате которой восстановлены также интерьеры с уникальным «ракушечным» декором.

Когда я делала эти фото, реставрация еще велась.

А теперь, насколько я понимаю, можно туда попасть и увидеть уникальные глиняные скульптуры и сюжетные панно, инкрустированные «доспехами морских жителей» — кораллами, ракушками, перламутром.

В этих экзотических «гротических» интерьерах владельцы усадьбы давали торжественные обеды для императоров. П.Б. Шереметьев в 1775 принимал здесь Екатерину II, а его правнук через 100 лет угощал Александра III.

Были фрукты, шампанское и пение цыганского хора.

Идем далее.

Структура усадьбы

Самой ранней постройкой усадьбы является церковь Спаса Всемилостивого, построенная в 1737 году в стиле «аннинского барокко», а колокольня, напротив, самая поздняя из усадебных строений. Вместе с дворцом и кухонным флигелем эти постройки образуют ансамбль Почетного двора, расположенного на берегу Большого пруда.

Вскоре слава о блестящей «летней загородной увеселительной резиденции» семьи Шереметевых разошлась по всей России и даже Европе. Главное назначение Кускова в то время было развлекать и удивлять многочисленных гостей. В 1770–1780-е годы Кусково посещало до 30 тысяч человек за прием, в том числе и венценосных особ: императрица Екатерина II побывала здесь в 1774 году, гостил в Кускове и император Священной Римской империи Иосиф II и многие другие.

В программу праздников включались фольклорные представления, катания на лодках под пение хора, фейерверк, оркестры, морские парады, игры и карусели и, конечно же, балы и театральные постановки.

Идее увеселения, праздника и была подчинена вся структура усадьбы, где были и аллея игр, карусель, «потешная флотилия», усадебные «музеи» и библиотека. Был здесь «Диоген», врытый в землю, – сидел он в дубовом чану со снимающейся крышкой; философ был сделан из алебастра и расписан под цвет натурального тела, он имел при себе муравленый кувшин и шнуровую книгу в кожаном переплете.

В единственном в Москве французском регулярном парке с мраморными скульптурами и сложной системой прудов, каналов и мостов были разбросаны многочисленные павильоны, многие из которых дошли до наших дней. «Пруды Кускова были полны дорогих рыб; рыбы было столько, что неводом вылавливали зараз по 2000 карасей, а однажды из пруда была вынута раковина с жемчугом; в старину на пруде было несколько рыбачьих хижин, стояли яхты с шлюпками и лодками, был остров с руинами, были матросы в шкиперских кафтанах кофейного и вишневого цвета с белыми пуговицами», – писал исследователь старой Москвы Михаил Пыляев.

В западной и восточной частях усадьбы были построены Голландский и Итальянский павильоны, которые дошли до наших дней в наибольшей сохранности. Самый ранний из увеселительных павильонов усадьбы Кусково – Голландский домик, выстроенный в 1749 году в память об эпохе Петра I, – первым встречал гостей, въезжавших в усадьбу через подъемный мост. Этот дом был весь выложен внутри изразцами или плитками самого разнообразного рисунка, с мраморным полом, украшен по стенам множеством картин с голландскими видами фламандской школы, изображавшими домашний быт. Итальянский домик служил дворцом для «малых приемов» и одновременно местом хранения редких произведений искусства. В восточной части кусковского парка на берегу небольшого живописного прудика располагается павильон Грот.

Это барочное здание с каменной вазой на куполе и колоннами построил в 1756–1761 годах крепостной архитектор Шереметевых – Федор Аргунов. В настоящее время кусковский Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную отделку с XVIII века, и, без сомнения, он является самым экзотическим среди архитектурных сооружений усадьбы.

В юго-западной части парка находится павильон Эрмитаж (от французского ermitage – хижина отшельника), использовавшийся для приема гостей, которые могли уединяться на втором этаже без прислуги (туда можно было попасть только при помощи лифта). Павильон был построен в 1765–1767 годах под «смотрением» Карла Бланка. До наших дней сохранились лишь наборный паркет в круглых кабинетах, а также фрагменты плафонной росписи второго этажа. Но музей провел огромную реставрационную работу (были восстановлены архитектура и скульптура фасадов, отреставрированы паркеты и лестница), и Эрмитаж открылся для посетителей в 2013 году.

Кроме того, в Кускове были построены две оранжереи, без которых не обходилась в то время практически ни одна усадьба. Американская оранжерея построена в 1750-е годы в северо-восточной части регулярного парка. В 1763 году по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова была создана Большая каменная оранжерея, которая стала самым большим павильоном дворцово-паркового ансамбля усадьбы. Помимо выращивания фруктов и цветов она использовалась и для приема гостей. Внутри павильона был устроен «воксал», небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов.

Американская оранжерея усадьбы Кусково

Между тем строилась Американская оранжерея продуманно, от расположения на территории до устройства остекления. На высотной фотографии, почти точно ориентированной по сторонам света, видна позиция здания в усадьбе. Одна продольная сторона ориентирована на солнечный юг, вторая защищена парковой растительностью. С точки зрения общей планировки участка оба тепличных здания логично замыкают ландшафтную часть парка. Ничего, кроме подселенного музея, не препятствует возвращения тепличных функций, однако вопрос не обсуждается.

Ничего против музея керамики не имеет ни обозреватель, ни большинство наших читателей, смею предположить. Тем более, что его коллекция фарфора по широте представленных эпох, стран и производителей считается одной из ценнейших в мире. Однако как легко музей приняла Американская оранжерея, столь же просто подобрать новое расположение. Это доказывают примеры использования под экспозиции бывших заводских помещений, из Москвы перемещены многие предприятия. Промышленные здания несложно переоборудовать, это доказано.

Так обрел пристанище институт русского реалистического искусства, фактически – частный музей живописи прошлого века. Он оборудовал выставочные площади в бывшей котельной старинной ситценабивной фабрики. Территория погубленного автозавода имени Ленинского комсомола приютила музей Московский транспорт, в автобусном гараже обосновался Еврейский музей. Примеры есть и вне столицы, Тульский военно-исторический музей занял здание бывшей электростанции. Как говорится, было бы желание, но нет его.

Фото с более близкого расстояния представляет конфигурацию здания, рассчитанного на тропические растения. Американская оранжерея состоит из нескольких корпусов различной освещенности, которую подбирали под определенные виды. Насколько обширные стеклянные панели благоприятствуют осмотру фарфоровой экспозиции, не проверено. Музей запрещает фотографирование, нет даже платного, и строго это контролирует. Ладно бы сами использовали шедевры для выпуска сувениров, нет и этого.

На оранжерее написано – теплицы, а внутри… фарфор

Не сравнивая ценности экспонатов, заметим, что есть заведения, использующие шедевры для копирования на сувенирах. Так делает, например, выставка миниатюр всемирной истории в Измайловском кремле, где и фотографировать можно. Пластилиновые скульптуры исторических деятелей, существующие в единственных образцах, украшают магниты для квартирных холодильников. Здесь получается – ни себе, ни людям, а предполагаемые конкуренты давно исчезнувших фабрик эти фото имеют.

По живописности конструкции Американская оранжерея соседнему зданию уступает, она более конкретно предназначена для тепличного хозяйства. Можно предположить роль наклонных панелей в регулировании внутренней освещенности, а козырьки над кровлей непонятны. Хотя, возможно, какую-то часть светового потока они внутрь направляют. Бесполезно гадать, покуда не возникнет всерьез вопрос о возвращении зданию исконного предназначения. Видимо, общее руководство усадьбы и музея хорошо сдружилось и разлучаться не намерены.

Своими боковыми флигелями Американская оранжерея напоминает школьный спортивный зал, пригодный для волейбола и футзала. Касательно возвращения тепличного профиля деятельности что-либо определенное можно сказать только после изучения отопительной системы. Дровяное сейчас вряд ли приемлемо, нужно рассматривать возможности модернизации. Централизованной котельной при прогулках по территории усадьбы не замечено. Здешний Дворец – летний, хотя печей и каминов в нем достаточно.

В силу древности происхождения и хорошей сохранности Американская оранжерея остается заметной достопримечательностью Кусково. Этого не изменит ни перемена деятельности, ни продолжение существования фарфоровой экспозиции. Вывеска о тепличном назначении права в части прошлого усадьбы, конструктивное устройство здания это подтверждает. Именно историческим прошлым ценна Американская оранжерея, представляя одно из увлечений хозяев самой старой дворянской усадьбы.

Грот в Кусково

В отличие от деревянного дворца он был возведен из камня, поэтому в жаркий день внутри царила приятная прохлада. В Италии в подобных гротах размещались купальни, однако в Кусково этот павильон также был создан для отдыха и приятного времяпрепровождения.

Грот Кусково

 Известно, что Екатерина II во время одного из своих визитов обедала в этом Гроте. Несмотря на то, что построен он был достаточно быстро, внутренняя отделка его длилась около двадцати лет. Для украшения стен использовались раковины, привезенные со всех уголков мира: от дальних океанов до подмосковных водоемов. Кроме того в отделке использовали мраморную крошку и цветное стекло.

Внутри грота

 При входе в павильон можно увидеть уникальное панно XVIII века «У фонтана», выполненное немецкими мастерами. Подобные картины в России можно увидеть еще в Калининграде.

Панно у Фонтана

В гроте

 Рядом с Гротом есть небольшой пруд, менажереи и Итальянский домик.

Итальянский домик

 В XVIII веке в Кусково было 17 прудов, полных рыбы, которую могли кормить гости Шереметевых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector