Берлинская стена: история создания и разрушения в контексте европейской истории

Рейхстаг сегодня

По возможности, стоит посетить это здание, ведь в наше время здесь довольно много интересного. Конечно, в первую очередь это русские послания на стене памяти, но еще и огромный купол высотой 23 метра, выполненный в стиле хай-тек, внутри которого находится конус из зеркал. Специальная компьютерная программа постоянно регулирует наклон зеркал, чтобы создавать идеальное освещение. Архитектор Норман Фостер получил Пулитцеровскую премию за то, что смог создать принципиально новое здание, одновременно сохранив дух старого. При своих достаточно больших размерах, постройка выглядит довольно легко, даже воздушно.

Надо сказать, что сначала планировалось построить здание с плоской крышей, но такому проекту явно чего-то не хватало, а вот прозрачный купол вписался просто идеально, придавая величественности. Кроме того, он играет и функциональную роль — энергетическую.

Для туристов Рейхстаг открыт с 08 до 00 часов ежедневно, но только в составе экскурсионных групп. Последняя группа заходит в 22 часа. На верхнем этаже с 9 до 16:30 функционирует ресторан. Чтобы подняться по куполу на смотровую площадку, нужно подняться по спиральной лестнице 40-метровой высоты. С площадки в любое время дня и ночи открывается неповторимый вид на столицу. Вход в здание бесплатный, но нужно предварительно зарегистрироваться на официальном сайте, желательно минимум за месяц.

Рейхстаг — это самое посещаемое на планете парламентское строение, в день сюда приходит примерно восемь тысяч человек. Есть даже возможность поприсутствовать на пленарном заседании. Другой способ попасть внутрь Рейхстага — это забронировать стол в ресторане. Отзывы о нем очень хорошие — белоснежные скатерти, отличная еда, вежливое обслуживание и, конечно, прекрасный вид из окна. Помните, что при посещении Рейхстага обязательно нужно иметь при себе удостоверение личности.

Как для жителей Германии, так и для ее гостей, Рейхстаг является невероятно символичной постройкой. Взгляд на него наполняет душу памятью, скорбью и желанием, чтобы больше никогда не повторилась эта ужасающая война.

Падение Берлинской стало праздником для всех немцев

Принято считать, что падение Берлинской стены стало национальным праздником для всех немцев. Да и весь демократический мир обрадовался этому событию. На самом деле для многих немцев, особенно восточных, объединение оказалось трудным делом. В стране возникла массовая безработица, процветали обиды и недоверие, а сочетание западной и восточной культур стало большой проблемой. Даже сегодня половина жителей Западной Германии считает, что от исторического воссоединения они ничего не выиграли. На Востоке страны таких оказалось 15%. Но 9 ноября немцы вспоминают еще и по другому поводу. В этот день в 1938 году нацисты стали нападать на синагоги, еврейские предприятия. Тот погром получил название Ночи разбитых витрин или Хрустальной ночи. В истории Германии эти события остались неприятным и тягостным пятном, праздновать что-либо в этот день не хочется. До 2010-х Германия и не праздновала падение стены. Даже после того, как популярный политик Вольфганг Тирзе призвал коллег собрать свое мужество и помнить, что есть в современной немецкой истории и позитивные моменты, события 1989 года не отмечались. Только в честь 25-й годовщины падения Берлинской стены в 2014 году организовались массовые гуляния. Под звуки «Оды к радости» в сопровождении речи канцлера Ангелы Меркель в небо поднялось более 8 тысяч воздушных фонариков. На этом празднике присутствовали и Михаил Горбачев, и бывший президент Польши Лех Валенса.

Берлинская стена стала одной из причин банкротства ГДР

Расходы на содержание стены были огромными: известно, что к 1983 году ее ежегодное обслуживание, с учетом расходов на персонал, обходилось в 1 млрд марок. Это в десять раз больше, чем траты на сооружение основной части бетонного вала к концу 70-х(было потрачено около 100 млн марок).


Строительство нового участка Берлинской стены на Бернауэр-штрассе, 7 июля 1980 / Фото: Polizeihistorische Sammlung/Der Polizeipräsident in Berlin

ГДР была страной-рекордсменом Восточного блока по тому, какую долю национального дохода тратила на военные расходы. Львиная их доля уходила на содержание пограничных войск и спецслужбы Штаззи, обеспечивавших в том числе непроницаемость Берлинской стены.

В 1980-х эта доля составляла 957 марок на душу населения — втрое выше, чем в Советском Союзе(322 марки).

Немецкие историки полагают, что этот фактор был в числе тех, которые спровоцировали падение экономики ГДР и ее фактическое банкротство к концу 80-х. Тогда страна была вынуждена просить ФРГ о новой программе экономической помощи.

Берлинская стена была единой и сплошной

Людям кажется, что Берлинская стена была длинным непрерывным сооружением. На самом деле стены было две, они шли параллельно друг другу, и между ними было около 150 метров. В этом пространстве, известном, как «полоса смерти», были сторожевые башни, растянута колючая проволока, светили прожекторы, несли службу собаки, стояли «ежи» против транспортных средств. Вооруженные охранники имели приказ стрелять в любого, кто попытался бы пересечь полосу. В общей сложности стена растянулась на 155 километров, 43 из которых приходилось на разделение Восточного и Западного Берлина. Правда, это не удержало сотни людей от побега.

Тайная полиция «Штази» была чемпионом мира по слежке за гражданами.

Как и в любой стране Восточного Блока, в ГДР был установлен тотальный контроль над жизнью граждан. Повсеместная слежка, стукачи, доносы — за все это отвечала местная служба госбезопасности и тайная полиция, более известная как «Штази». Деятельность этой организации подробно исследовалась последние 30 лет с момента падения стены и является одной из самых изученных страниц истории ГДР. Организация в самом деле была уникальной. В ней сошлись советская жажда контроля над гражданином и немецкий орднунг.

Неудачная попытка побега из ГДР. Фото из архива «Штази».

В Восточном Берлине в то время шутили, что любому таксисту достаточно сказать имя и фамилию — а адрес он и так знает. Шуткой это было только отчасти. У «Штази» была колоссальная сеть информаторов по всей республике, и входили в нее не только таксисты. На момент краха ГДР только штат «Штази» официально насчитывал 91 тысячу человек, еще 173 тысячи стояли на учете как неофициальные сотрудники. Всего же за 30 лет на тайную полицию поработало 600 тысяч человек

Томас Гроссбёльтинг в своем эссе «ГДР — государство “Штази”?» обращает внимание, что по плотности слежки страна была далеко впереди своих коллег по соцблоку. В Польше один такой информатор в среднем следил за 1547 людьми; в СССР приходился один информатор на 595 граждан

Информатор «Штази» катался, как сыр в масле: ему нужно было стучать всего на 180 человек — выдающийся результат в области ущемления человеческих свобод.

Уже до появления Берлинской стены жители Берлина не могли свободно перемещаться по городу

Перед появлением стены берлинцы вполне свободно перемещались из западной части города в восточную и обратно. Люди делали покупки, работали, ходили в кино — текла обычная жизнь. В Берлине были подземные линии метро, идущие из одного района Берлина в другой, можно было свободно гулять по городу. Незримая граница проходила по улицам и домам, каналам. Официально работал 81 уличный пропускной пункт, переходы в метро. Но горожане пользовались еще и сотней нелегальных путей. Каждый день из одной части города в другую переходили десятки тысяч человек. Но потом появилась стена, которая призвана была удержать специалистов от утечки в более благополучную страну. В результате острого политического кризиса появилось решение властей ГДР о закрытии границы. Осталось всего три контрольно-пропускных пункта: Альфа, Браво и Чарли. Постепенно их число увеличилось до 12. Но через них могли проходить только дипломаты и официальные лица. Путешественникам требовалось особое разрешение, получить которое было очень трудно.

Мемориальный комплекс

Комплекс на Бернауэр штрассе — самый крупный мемориал, посвященный истории создания и разрушения Берлинской стены. Именно здесь туристы и жители города могут проникнуться атмосферой двух разделенных территорий, почтить память погибших на этой границе людей.

Мемориальный комплекс, торжественно открытый в 2010 году, включает в себя:

  • пограничную полосу длиной 1,4 км со сторожевой башней, остатками заграждения и защитными конструкциями;
  • музей, в состав которого входит библиотека и архив с документами (не для публичного доступа);
  • смотровую площадку — находится в здании музея, позволяет в подробностях изучить территорию;
  • часовню Примирения — построена на месте готической церкви, которую взорвали при строительстве стены;
  • памятные кресты, стену с фотографиями и датами смерти жертв Берлинской стены («окно поминовения»).

Вход на территорию мемориального комплекса бесплатный, осматривать пограничную полосу можно круглосуточно. Музей работает по определенному расписанию, которому подчиняется и смотровая площадка. Вход туда также бесплатный.

Берлинскую стену называют стеной позора. Ее 28-летнее существование вписало немало трагичных страниц в историю Германии, да и всего мира. И даже 1,4 км пограничной полосы, сохранившейся в мемориальном комплексе, достаточно, чтобы хоть немного понять ужас тех, кого надолго разделили буквально за одну ночь.

Бегство из республики

Опасаясь, что сообщение между частями города вскоре будет прекращено, многие жители восточной части города решили воспользоваться последним шансом перебежать на запад. Бегство восточных немцев в западную часть было весьма распространено с первых лет оккупации. Тогда сообщение между частями страны ещё было свободным. Из восточной зоны оккупации в западную перебралось несколько сотен тысяч человек. Особенностью этого бегства было то, что значительная часть беглецов являлись высококлассными специалистами. Они не желали жить в советской системе ценностей с массой ограничений как политического, так и экономического характера.

Разумеется, бежал и крупный бизнес, существование которого в советской системе было не предусмотрено. Так, почти все заводы концерна Auto Union оказались в советской зоне оккупации. Но всё их руководство и почти все сотрудники успели перебраться в западную часть, где возобновили дело. Так появился всемирно известный автоконцерн Audi.

Бегством из ГДР в Кремле были обеспокоены уже давно. После смерти Сталина Берия предложил кардинально решить немецкую проблему. Но не так, как можно было бы предположить, исходя из его имиджа. Он предложил вообще не спешить с установлением в ГДР социалистической экономики, сохранив капиталистическую. Также предлагалось развивать лёгкую промышленность в противовес тяжёлой (при Сталине было наоборот). Позднее на суде это ставили Берии в вину.

Свободное сообщение между ГДР и ФРГ было прекращено ещё при жизни Сталина, в 1952 году. Однако Берлина эти ограничения не касались, его жители по-прежнему перемещались между зонами. Только за половину 1961 года из Восточного Берлина бежало порядка 200 тысяч жителей. А в последний месяц свободного перемещения перебежчиками стали 30 тысяч человек.

Антифашистский оборонительный вал

В ГДР стена долгое время именовалась Антифашистским оборонительным валом. Что намекало на необходимость возведения этого укрепления с целью защиты от попыток западногерманских «фашистов» помешать народоправию в ГДР. В Западной Германии её долгое время именовали Позорной стеной. Это продолжалось на протяжении 10 лет. В начале 70-х ГДР и ФРГ признали друг друга и начался постепенный процесс разрядки. Поэтому обидные друг для друга именования стены стали исчезать из официальных заявлений.

Однако стена оставалась и даже совершенствовалась. Поначалу это были незначительные укрепления. На отдельных участках дело ограничивалось простыми спиралями Бруно из колючей проволоки, которые можно было перепрыгнуть при должной сноровке. Поэтому основные заградительные функции выполняли солдаты армии ГДР, которые имели право стрелять на поражение в нарушителей границы. Правда, это правило распространялось только на восточных берлинцев. Западные берлинцы, желавшие проделать путь в обратном направлении, не обстреливались. Хотя гораздо большее распространение получило бегство с востока на запад, отдельные случаи бегства в противоположном направлении также происходили.

Впрочем, чаще всего прыгуны через стену, как их называли, не имели никаких политических и экономических мотивов. В основном это были нетрезвые молодые люди, которые из хулиганских побуждений или чтобы впечатлить друзей демонстрацией своей удали перебирались через стену. Чаще всего их задерживали и после допроса выдворяли обратно.

Несмотря на постепенное сближение двух Германий стена вскоре превратилась в настоящий шедевр фортификации. К концу 70-х годов она стала практически непреодолимым препятствием. Если смотреть со стороны Восточного Берлина, то сначала потенциальным беглецам необходимо было преодолеть бетонную стену либо заграждения из колючей проволоки. Сразу за ними начинался сплошной ряд противотанковых ежей. Миновав их, беглецы вновь оказывались перед заграждением из колючей проволоки, которая была оборудована сигнализацией, оповещавшей патрули о нарушении границы.

Дальше располагалась зона патрулирования, по которой передвигались пешие и автомобильные охранники. За ней располагался заградительный ров, глубиной от трёх до пяти метров. Потом следовала контрольно-следовая полоса из песка, которая освещалась мощными фонарями, расположенными через несколько метров друг от друга. И, наконец, стена из бетонных блоков высотой 3,6 метра, на вершине которых устанавливались цилиндрические барьеры из асбестоцемента, чтобы не дать возможности зацепиться. В дополнение ко всему через каждые 300 метров располагались сторожевые вышки. На отдельных участках устанавливались даже противотанковые укрепления.

Пожалуй, это единственный в истории случай, когда столь основательный заградительный барьер был построен с целью воспрепятствовать бегству своих граждан, а не для того, чтобы защитить от вторжения незваных гостей.

Общая протяжённость стены составляла 106 километров. Бетонные блоки устанавливались на всём её протяжении, однако настолько хорошо она была укреплена только в самых потенциально опасных местах. В остальных частях какие-то элементы отсутствовали. Где-то не было колючей проволоки, где-то земляных рвов или сигнализации.

Дома, примыкавшие к пограничному заграждению, первоначально были выселены, а все окна и двери забетонированы. Позднее их и вовсе снесли. 

Правом свободного перемещения по городу обладали только пенсионеры. А вот экономически активное население восточной части Берлина должно было получить специальный пропуск, который, однако, не разрешал постоянное проживание в другой части города. Между тем уже к моменту возведения берлинской стены уровень жизни в западной части Германии превышал показатели ГДР. И в дальнейшем этот разрыв только увеличивался.

Поток беглецов с возведением стены поредел, но не иссяк. Немцы шли на самые невероятные ухищрения, чтобы миновать стену. Они рыли огромные подземные туннели, использовали для бегства дельтапланы и воздушные шары. В связи с этим в уголовный кодекс была введена статья, карающая бегство из республики тюремным заключением.

Жизнь, разделенная пополам

До появления этого сооружения на улицах Берлина все жители могли свободно перемещаться – в магазины, на встречи с друзьями, в кино, театр. Теперь же это стало практически невозможно. Получить пропуск в западную часть можно было лишь в трех контрольно-пропускных пунктах – в Хельмштедте (чекпойнт Альфа), в Драйлиндене (чекпойнт Браво) и на улице Фридрихштрассе в центре города (чекпойнт Чарли).

Отметим, что западноберлинцев было в разы меньше среди желающих посетить Восточную часть столицы. Всего вдоль стены находилось около 12 пропускных пунктов, где солдаты досматривали всех лиц (включая дипломатов). И можно с уверенностью сказать, что немец, получивший заветный пропуск в западную часть, был редким счастливчиком – советское руководство не поощряло путешествия на запад, где жители могли бы заразиться «капиталистической» заразой.

Со временем построили более прочную стену из железобетона. Были приняты меры для перебежчиков – так называемая «полоса смерти». Она находилась на восточной части и представляла из себя песчаную насыпь (чтобы были видны следы ног), прожектора, проволочные пулеметы, солдаты-патрульные на вершине стены, получившие разрешение стрелять на поражение в каждого, кто осмелится пересечь границу.

Жертвами стали по меньшей мере 170 человек, которые стремились к лучшей жизни за стеной. Казалось бы-все! Невозможно просто пересечь границу. Но нет! Немецкий ум был изобретателен. Если желание попасть в Западный Берлин было жгучим, то люди ( за все время существования стены с 1961 по 1989 годы) выпрыгивали из окон, прилегающих к стене, пролезали под колючей проволокой, использовали даже трубы канализации. Таким образом перебежало около 5 тысяч человек, включая и пограничников.

«Мы строили, строили…»

Первоначально стену ставили на скорую руку, из кирпичей и бетонных блоков. Поверху — колючая проволока и вмурованные осколки стекла. Каждый километр — деревянные вышки с прожекторами для наблюдения.

Девятнадцатого июня 1962 года стену решилирасширить и углубить», как сказал бы один будущий генсек.

В Восточном Берлине посносили мешавшие строения — и создали пустую полосу между уже двумя стенами, шириной от 30 до 100 метров. Внешняя была выше и постоянно совершенствовалась. К ней примыкала шестиметровая контрольно-следовая полоса, рядом шла асфальтовая дорожка для пограничников. Поверх забора — колючая проволока на стальных прутьях в форме буквы Y.

Стена, 1968 год

В 1965 году стене нового образца добавили бетонные или стальные балки и сборные панели из железобетона. А также толстые трубы — чтобы за них нельзя было ухватиться при побеге.

А в 1976 году для внешних ограждений начали ставить специальные модульные элементы Grenzwall 75 — из железобетона, в виде буквы L. Высота — почти четыре метра, ширина — больше метра. Толщина — от 22 см внизу до 12 см наверху.

Структура Берлинской стены и модульный элемент Grenzwall 75 

В итоге Берлинская стена стала очень хитрой конструкцией. Сначала — внутренний(ближе к ГДР) забор из проволоки, высотой три-четыре метра. Потом — забор с сигнальной системой, сигнальные растяжки, асфальтовая дорожка для патрулей, контрольно-следовая полоса, ров от автомашин,ежи» и шипы — от машин же. И наконец, внешняя стена — высотой от трёх до четырёх метров.

Стена, 1978 год

Такая могучая штука длиной свыше 43 км разделяла кварталы Западного и Восточного Берлина. Для прочих границ Западного Берлина со стороны ГДР хватало и меньшей охраны — благо помогали леса и каналы. А что же роботы?

История Бранденбургских ворот

Этот архитектурный памятник был создан по приказу Фридриха Вильгельма в 1788-1791 годы архитектором К. Г. Лангхансом, который был представителем берлинского классицизма. Высота ворот достигает 26 метров, а их ширина составляет 11 метров. Бранденбургские ворота исполнены в древнегреческом стиле и представляют собой классический портик с дорическими колоннами. Сверху ворот изображена четверка лошадей, которой управляет богиня Виктория. Колесницу создал и воплотил в жизнь немецкий скульптор Иоганн Готфрид Шадов.

До падения стены

Во времена Эпохи Возрождения ворота были только частью крепости города и выполняли исключительно практическую функцию. Но позже, в конце XVIII века, усилиями Карла Готтгарда Лангганса, они были обращены в монументальную Триумфальную арку, и положили начало классицистической традиции в архитектуре Пруссии.

Ворота украсили скульптурой, изображающей богиню победы Викторию на колеснице, запряженной 4 лошадьми. Эта работа скульптора Иоганна Готфрида Шадова получила название «Квадрига победы». Именно этот элемент архитектуры принимал на себя впоследствии наибольший урон.

Первым квадригу побеспокоил Наполеон. Завоевав Берлин, он распорядился перевезти колесницу с ворот в Париж. После победы над Наполеоном её вернули в Берлин и украсили Железным крестом.

Позже у ворот праздновали свою победу солдаты: победители в Франко-прусской войне, контрреволюционеры. Здесь ликовали национал-социалисты после победы в выборах в 1933 году. После, во времена Второй мировой войны, так бережно сохраняемая квадрига была полностью разрушена и восстановлена только спустя более 10 лет: в 1958 году. С 1945 по 1957 год на её месте развевался флаг СССР.

13 августа 1961 года — на момент возведения Берлинской стены — ворота и квадрига были полностью реставрированы. Теперь их венчал флаг ГДР и построенное ограждение закрывало вид на исторически важный объект обеим частям страны.

После падения стены

В 1989 году надобность в Берлинской стене пропала, и постепенно её демонтировали, снова объединив воротами западную и восточную часть столицы Германии. Сначала часть оставили на память, но на неё постоянно покушались вандалы: пытались разрушить её, исписывали граффити и т. д.

Сейчас от стены у ворот не осталось и следа. С 1990 года Бранденбургские ворота стали символом единства немецкого народа и получили второе название — Ворота Мира. Они стали частью современной Парижской площади Здесь постоянно проводят городские праздники разного масштаба.

Сбоку вы обнаружите «Зал молчания» — он оборудован в первую очередь для жителей современной Германии. Здесь они могут молчаливо поразмышлять и почтить память своих предков, которые из поколения в поколение переживали ряд трагических событий. Кто-то из них впоследствии погибал, кто-то хранил память о прошедшем, и теперь каждый может в зале у ворот отдать им дань уважения.

История строительства

Инициатива возведения Бранденбургских городских ворот принадлежала Фридриху Вильгельму II Прусскому, который хотел облагородить подход к бульвару Унтер-ден-Линден. Проект сооружения разработал Карл Готтгард Лангганс, вдохновившись Пропилеями афинского Акрополя. Иоганн Готфрид Шадоу создал самое известное украшение для сооружения — Квадригу.

Строительство длилось с 1788 по 1791 год. Основной материал — известняк, который впоследствии покрасили ослепительно белой краской. Монументальные ворота имели высоту 26 м, длину 65,5 м и глубину 11 м.

Интересный факт: первоначальное название сооружения — «Ворота мира».

Возведение арки

Строительство Бранденбургских ворот началось в 1789 году по указанию короля Фридриха Вильгельма II (Friedrich Wilhelm I), а завершилось в 1791 году.

Автором проекта был немецкий архитектор Карл Лоттгард Лангганс (Carl Gotthard Langhans), который взял за образец парадные ворота, открывающие вход в Афинский акрополь. Стиль объекта – берлинский классицизм.

Согласно изначальному замыслу, Бранденбургские ворота должны были символизировать мир и стать своеобразными Вратами мира.

В период Второй мировой войны

Во время правления Гитлера ворота стали считаться олицетворением власти нацистской партии. При строительстве Берлинской стены они превратились в ее часть.

С 1945 по 1957 годы на воротах был флаг СССР, затем – флаг ГДР. После 1989 года арка стала символом объединения Восточного и Западного Берлина.

В период Второй мировой войны ворота были существенно повреждены, но к 1956 году их полностью восстановили. Статую Виктории пришлось создавать заново по оригинальным слепкам: ее взор направлен в восточную сторону.

Авторы Гайдпарка

  • Дмитрий Иванов

    Настоящий фашизм

    Читать полностью

  • Антоха Орлёнок

    Российский ФБР заинтересовался причинами смерти афроамериканца Уильяма Джаннетта

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Идея неомонархизма

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    И все-таки какими разными были мы — студенты ЛИАПа. Мой друг Анатолий

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Сногшибательный лозунг

    Читать полностью

  • bambambigelow

    Критика «Северного потока-2» грозит Латвии газовым кризисом

    Читать полностью

  • bambambigelow

    В РФ отреагировали на желание Киева вытеснить Москву с газового рынка

    Читать полностью

  • Анатолий Ключников

    Преемственность поколений

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Для чего Вашингтону нужна Япония?

    Читать полностью

  • наталья гончарова

    Вы заметили, что эстрада наша как-то изменилась?

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Самозванцы

    Читать полностью

  • Nikol

    Верите ли вы в то, что канал RT способен распространять фейки

    Читать полностью

Музеи

Берлин — город музеев. Здесь действует более полусотни различных музеев и галерей. Большинство из них платные. Если Вы планируете много времени посвятить музеям, рекомендуем покупать специальную музейную трёхдневную карту за 24 евро. Она даёт возможность три дня посещать экспозиции почти всех музеев Берлина

Внимание: музеи обычно закрыты в понедельник

Самые интересные музеи Берлина:

Музейный остров — один из самых крупных и известных музейных комплексов Европы. В составе ансамбля музейного острова выделяются:

  • Пергамский музей — один из крупнейших музеев в Берлине, в котором собраны обширные коллекции древнегреческого, древневосточного и исламского искусства и истории.
  • Старый музей — египетская коллекция и старинный антиквариат.
  • Старая национальная галерея — немецкая живопись 19 века.
  • Музей Боде — богатая коллекция скульптур и византийского искусства.
  • Музей Нойса — египетская коллекция, археологические находки. 

Музей Боде на Музейном острове

Культурный форум — ещё один музейный комплекс, расположенный недалеко от Постдамской площади. Среди его музеев рекомендуем:

  • Картинная галерея — тысячи картин 13-18 веков, в том числе шедевры Дюрера, Рафаэля, Караваджо, Рубенса, Рембрандта.
  • Новая национальная галерея — искусство 20 века.
  • Музей музыкальных инструментов.

Другие музеи:

  • Музей Шарлоттенбург — дворцово-музейный комплекс
  • Музей Далем — коллекции европейской культуры, азиатского искусства и этнографии.
  • Немецкий исторический музей.
  • Еврейский музей.
  • Берлинская галерея — городской музей современного искусства, дизайна и архитектуры.
  • Мемориальный комплекс «Берлинская стена».
  • Бранденбургский музей — музей истории и культуры Берлина

Музей Боде

155 километров раздора

Общая длина Стены составляла 155 километров, из которых только 43 км проходили по территории собственно Берлина, а остальные приходились на пригороды. Те, кто никогда не видел Берлинскую стену, представляют ее себе в виде бесконечного бетонного забора с колючей проволокой наверху. В действительности Стена представляла собой сложное инженерно-фортификационное заграждение, включавшее и участки из бетонных блоков с закругленным навершием (чтобы никто не мог зацепиться за стенку и преодолеть ее), и заграждения из перевитой колючей проволоки, и участки металлического забора. Но непреодолимой или почти непреодолимой Берлинскую стену делали не сами заборы, а то пространство между ними, которое патрулировалось восточногерманскими пограничниками: с контрольно-следовой полосой, металлическими противотанковыми «ежами», яркими фонарями и участками колючей проволоки под напряжением.

Конечно, такой сложной структура Стены была не везде, а только на самых «побегоопасных» участках. Но в целом несанкционированное проникновение на западноберлинскую территорию стало почти невозможным. Тем, кто получал соответствующие разрешения, требовалось пройти через один из тринадцати контрольно-пропускных пунктов (к 1989 году из них действовали только три) и через них же вернуться назад, поскольку правом проживания на территории Западного Берлина восточные немцы не обладали.

Восточногерманские солдаты патрулируют границу с Западным Берлином незадолго до начала строительства Берлинской стены

Проще всего приходилось пенсионерам ГДР: они обладали правом свободного перемещения между частями Берлина. И это еще раз подтверждает версию о том, что важнейшей причиной для строительства Берлинской стены стали все-таки экономические, а не идеологические мотивы.

Как только появилась Стена, начались и побеги через нее. Жители ГДР не собирались мириться с невозможностью отправиться за лучшей жизнью. Первым беглецом стал 19-летний пограничник Конрад Шуман, который перепрыгнул через колючую проволоку днем 15 августа 1961 года. С того дня и до падения Берлинской стены через нее сумели перебраться тысячи человек, причем далеко не все из них шли с востока на запад — были и такие, кто шел с запада на восток. По ним, в отличие от беглецов из ГДР, восточногерманские пограничники не имели права открывать огонь, а всячески способствовали таким перебежчикам.

Вид на укрепленный участок Берлинской стены в городской черте со стороны Западного Берлина

Те же, кто стремился в Западный Берлин, рисковали не только свободой, но и жизнью: приказ прямо требовал от пограничников ГДР открывать огонь на поражение по всякому, кто рвался на Запад. По разным данным, число таких жертв может составлять от 140 (подтвержденные документально случаи гибели) до 1300 человек, еще около двухсот были ранены. Свыше 3000 перебежчиков были задержаны и получили тюремные сроки: в уголовном законодательстве Восточной Германии существовала отдельная статья, предусматривавшая наказание за попытку бегства из страны.

И все-таки гораздо больше перебежчиков сумели воплотить свою мечту и перебраться в Западный Берлин. Число успешных побегов через Берлинскую стену составляет 5075.

Демонтаж секции Берлинской стены возле Бранденбургских ворот, 21 декабря 1989 года

А 9 ноября 1989 года «перебежчиками» стали все жители Восточной Германии: правительство ГДР приняло решение о свободном праве граждан на выезд, и Стена потеряла свой смысл. В течение нескольких месяцев ее разрушили до основания, сохранив лишь некоторые небольшие участки в качестве памятников эпохе холодной войны, одним из самых ярких символов которой и была Берлинская стена.

До возведения стены из ГДР в ФРГ бежали 3,5 млн человек

До того, как в 1961 году началось возведение Берлинской стены, Германия была разделена уже 16 лет. После поражения во Второй мировой войне ее восточная часть оказалась в зоне советской оккупации, а западная — под управлением британской, французской и американской администраций. Аналогичным образом — на четыре сектора — был разделен и Берлин.

В 1949 году три западных части страны образовали Федеративную Республику Германия(ФРГ), в то время как в советской зоне тогда же создали Германскую Демократическую Республику(ГДР). Разница в уровне свобод и развития двух республик была очевидной, и за первые полтора десятилетия после войны из ГДР в ФРГ бежали 3,5 млн человек. Как минимум половину таких беженцев ежегодно составляли молодые люди до 25 лет.

Отток наиболее трудоспособного населения был топ-проблемой и для Восточного Берлина.


Берлинцы с удивлением наблюдают за строительством стены, 13 августа 1961 года / Фото: The Federal Government, Photographer: Horst Siegmann

Западная часть города, на которую распространялась конституция ФРГ, оказалась в изоляции — территория немецкой столицы находилась в ГДР. Однако этот островок Запада оставался центром притяжения для всей Восточной Германии. И хотя между двумя частями Берлина действовали более 80 пропускных пунктов, граница оставалась относительно открытой: ежедневно ее пересекали 300−500 тыс. человек. Многие восточные специалисты предпочитали работать в Западном Берлине, а оказавшиеся в двух разных мирах семьи продолжали навещать друг друга.

Все изменилось в ночь на воскресенье, 13 августа 1961, когда на улицах Берлина появились первые мотки колючей проволоки, а для жителей Восточного Берлина границу полностью заблокировали военизированные патрули. Так началось строительство Берлинской стены, которая к середине 1970-х превратилась в неприступный бетонный барьер высотой около 3,5 метров со сложной системой защиты.


Солдат из ГДР и мальчик из Западного Берлина, 13 августа 1961-го. На месте будущей стены — колючая проволока / Фото: Polizeihistorische Sammlung des Polizeipräsidenten in Berlin)

На решении закрыть границу настаивал лидер ГДР Вальтер Ульбрихт. В августе 1961-го он получил поддержку руководства СССР и других стран Организации Варшавского договора.

Главным виновником падения Берлинской стены был президент Рейган

Известна знаменитая фраза Рейгана: «Господин Горбачев, снесите эту стену». Она породила образ американского президента, как главного инициатора падения стены. Но это ошибочный подход. Знаменитая фраза была сказана в июне 1987 года, за два года до исторических событий. Да и сам генсек Михаил Горбачев уже запустил перестройку, которая и снесла в итоге стену. В 1989 году ГДР сотрясали массовые народные возмущения. Тысячи людей бежали, ища убежища в посольствах западных стран. Восточногерманские лидеры обратились к Горбачеву, призывая отказаться от прежних жестких правил выдачи виз для выезда из страны. Такое разрешение людям давалось крайне редко. В результате протестов власти решили упростить режим выезда из страны без особенных требований. Изменения должен был объявить на пресс-конференции представитель коммунистической партии Гюнтер Шабовски. Но он плохо подготовился к выступлению. Когда его спросили о времени вступления нового закона в силу, он ответил: «Немедленно, без задержки». Это стало сигналом для народа, которому словно бы разрешили беспрепятственно покидать страну. На самом деле речь шла о возможности получения виз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector