Башня сююмбике

Легенды

Башня Сююмбике изначально была дозорной, расположенной на въезде во двор комендантского дома – бывшего Ханского дворца. Название башни связано с именем знаменитой царицы Сююмбике, а о самом архитектурном памятнике сложилось много легенд.

Самая популярная – о строительстве башни по просьбе Сююмбике – известна каждому жителю Казани. Легенда гласит, что после завоевания города Иван Грозный пожелал, чтобы Сююмбике стала его женой.

Царица понимала, что в случае ее неповиновения татарский народ будет истреблен, но и покориться воле русского царя не могла. Поэтому она поставила завоевателю условие – за семь дней построить башню из семи ярусов, такую же стройную и красивую, как сама царица.

Когда ее желание было исполнено, Сююмбике поднялась на самую вершину башни и спрыгнула вниз.

Архива документов со времен Казанского ханства не сохранилось, а градостроительные планы города XVI-XVII века уничтожены при московском пожаре 1701 года. Эту красивую легенду развенчивают современные теории о времени возведения башни, основанные на исследовании фундамента. Выяснилось, что лишь местами он достигает слоя культурных отложений времен ханства. Большая часть фундамента проникает в слои, соответствующие более поздним периодам, чем завоевание Казани.

К тому же, на рисунках многих иноземных путешественников, посещавших Казань в XVII веке, изображение башни отсутствует. Да и на плане города знаменитое нынче сооружение появилось только в начале XVIII века. А еще, существует документальное подтверждение тому, что царица Сююмбике дожила до старости и умерла в городе Касимов.

Другая легенда менее романтична – башня была построена по приказу самой Сююмбике в честь ее умершего мужа. Эту версию подтверждают фрагменты древнего фундамента. Но только в той части, что башня Сююмбике построена на месте другого сооружения времен Казанского ханства.

Легенды о башне Сююмбике содержат некоторые исторические факты, но совершенно далеки от реальности. Большинство же исследователей придерживаются мнения, что первая башня, которая находилась на месте современной, была деревянной постройкой, возведенной в XI-XV веках. Каменная же была возведена в XVII веке на ее месте.

История

Строительство

Вопрос даты постройки башни является дискуссионным: часть учёных датирует башню XVII—XVIII веками, некоторые — относят строительство башни ко второй половине XVI века, другие — и вовсе к периоду Казанского ханства (то есть до 1552 года).

Не существует исторических документов, описывающих строительство башни, так как основной архив Приказа Казанского дворца, где хранились все документы по управлению Казанью в XVI—XVII веках, сгорел во время пожара Москвы в 1701 году. Татарских документов периода Казанского ханства также не сохранилось, так как они были утеряны во время взятия Казани.

Предположения о существовании башни в ханский период

К версии возникновения башни в ханский период склонялся известный краевед, профессор Казанского императорского университета Н. П. Загоскин.

Исследователь начала ХХ века Н. А. Спасский полагал нижние ярусы башни постройками ханского периода, а остальную часть возведённой в XVIII веке во время превращения бывшей мечети Нур-Али в церковь.

Версии о возведении башни в русский период

В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры», вышедшем под редакцией С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева, башня ориентировочно датируется 1645—1650 годами.

При этом, в академическом издании «Истории Казани» А. Х. Халиков и С. Х. Алишев утверждают, что башня Сююмбике была построена в середине XVII века на месте существовавшей там ханской башни:

Однако, гипотезы о постройке башни ранее второй половины XVII века не подтверждаются древнейшими изображениями Казани, выполненными посещавшими её путешественниками. На самом раннем изображении Казани саксонского учёного Адама Олеариуса, посетившего город в 1638 году, башня Сююмбике отсутствует. Башня Сююмбике также не представлена на «Чертеже Казанском» XVII века, на видах Казани из монографии амстердамца Николааса Витсена «Северная и Восточная Татария» 1692 года.

Сторонники версии о возведении башни в конце XVII века в качестве дозорной отмечают, что в своём современном виде башня сформировалась не ранее 1690-х годов. На это указывает наличие в первом ярусе элементов ордерного оформления — колонны на тумбах, ширинок ограждающих парапетов, а также характерная форма оконных проёмов с арками пониженного очертания, свойственных этому периоду (Московское барокко). Необычно острая форма шатра и ступенчатая композиция башни имеет архитектурные аналоги в шатровых завершениях башен Иосифо-Волоколамского монастыря, а также Боровицкой и Беклемишевской башен Московского Кремля (шатры 1680-х годов).

Общая сухость, строгость декоративного оформления даёт возможность предполагать и более позднюю датировку строительства башни — вплоть до 1730-х годов, когда на башне был установлен двуглавый орёл.

В пользу версии о строительстве башни только в XVIII веке свидетельствует и тот факт, что на плане города Казани это сооружение впервые появляется только в 1717—1718 годах, то есть уже в петровское время. Так, С. Саначин на основе анализа картографических и письменных источников определяет время строительства башни 1694—1718 годами.

Навершие

Установление двуглавого орла на башню относят к 1730 году.

Поскольку по преданиям казанских татар в шаре («яблоке») навершия башни якобы были заключены важные документы, связанные с татарской историей и культурой, в XIX веке его снимали и осматривали.

В феврале 1918 года по инициативе Центрального мусульманского комиссариата (Комиссариата по делам мусульман Внутренней России при Наркомнаце) были подписаны декреты Совнаркома о возвращении мусульманам памятников национальной истории и культуры — башни Сююмбике в Казани и караван-сарая в Оренбурге. Телеграмма о передаче башни Сююмбике, подписанная М. Вахитовым, была оглашена Я. С. Шейнкманом на общем собрании Казанского Совета. Газета «Правда» от 14 марта 1918 года сообщала о торжественной передаче башни мусульманскому населению Казани:215. Тогда же на ней российский герб заменили на полумесяц.

В 1930-х годах в связи с антирелигиозной государственной политикой полумесяц с башни был убран.

В перестроечное время (в конце 1980-х годов) по просьбам татарской общественности на вершину башни вновь установили позолоченный полумесяц.

Башня является проездной, так как в нижнем ярусе — сквозной проезд, перекрытый распашными воротами.

Название

Однозначно сказать, почему так назвали строение, невозможно. Но, чтобы приблизиться к истине, достаточно исследовать известные факты. За падением Казани в 1552 году и гибелью ханства последовали печальные события:

  • запрет на исповедание ислама: все мечети разрушили, муллам запретили служить, а верующим – молиться;
  • насаждение православия и требование крещения мусульман: крещеный татарин получал значительные льготы при реализации произведенных товаров;
  • это привело к тому, что исповедовать ислам стали тайно: православие принималось лишь для вида;
  • заселение земель православными: Иван Васильевич приказывал своим вельможам переселять на новые место целые деревни и села;
  • запрещение татарским ремесленникам напрямую продавать товары: продукцию отличного качества татары вынуждены были продавать за бесценок русским купцам;
  • выселение уцелевших после штурма татар на берег озера Кабан (определение черты оседлости);
  • удаление татарских сел от оживленных дорог и замена их русскими селениями: последствие этой меры заметны до сих пор, вблизи некогда оживленных трактов нет татарских поселений.

Но просто так уничтожить народную память об исторических событиях невозможно: из уст в уста передавалась сказание о героической обороне Казани и ее защитниках. Вероятно, в последующие годы, когда в Кремле поселился воевода с подчиненными ему войсками и отстроили сооружение, и была придумана сказочная история о последней царице Сююмбике и дозорной башне.

Архитектура башни

Стремительно взвивается вверх пятиярусная (или семиярусная) казанская башня, отличающаяся изысканными пропорциями и безукоризненной архитектурной законченностью строгих форм. Она композиционно построена из трех разных по высоте четырехгранников

, которые поднимаются уступами. На них уверенно опираются двавосьмерика . И завершают композицию стройный граненый шатер с дозорной вышкой, увенчанной шпилем.

Шпиль, в свою очередь, заканчивается золотым яблоком

. Долгое время считалось, что яблоко хранит неизвестные документы, относящиеся к ханскому периоду. В 30-х годах 19 века яблоко было снято и изучено, документов в нем не оказалось.Кирпичный шатер идозорная вышка часто считаются шестым и седьмым ярусами башни. А вся высота сооружения составляет около 60 метров. Из окон небольшого дозорного помещения открывается роскошная панорама на Казань, ее окрестности, Казанку и Волгу.

Скорее всего, башня была построена все-таки как проездная

. Нижний ее ярус имеет проездную арку, оформленную красивыми распашными воротами, украшенными полусолнцем и полумесяцем.

Декорирован нижний ярус колонками по обе стороны арки. Боковые фасады снабжены маленькими дверками, расположенными по одной на каждом. Эти дверки ведут на внутренние лестницы. Гульбища

, образованные ступенчато-ярусным построением четырехгранников, оформлены парапетами, которые декорированы несложными, но и неповторяющимися в каждом ярусе, деталями.

В 1730 году шпиль башни украсили гербом страны — двуглавым орлом

, который после революции был заменен наполумесяц . Дело в том, что в 1918 году башню Сююмбике официально отдали мусульманам в качестве национального исторического памятника. Но, в 30—е годы, в разгар антирелигиозной борьбы, полумесяц сняли. Лишь в конце 80-х его вернули на шпиль.

Архитектурную форму башни, являющуюся символом Казани, полностью воспроизвел архитектор Щусев во время строительства Казанского вокзала в Москве.

Архитектурные особенности

Конструкция величественно красуется в центральной части столицы и состоит из семи этажей. Самым вместительным и широким является первый. Он выполняет праздную функцию и в средней части обладает аркой. Второй этаж характеризуется наличием четырёхугольной формы, как и начальный. Но его высота меньше и параметры тоже. На третей ступени можно наблюдать негромоздкие окна, он возведен подобию двух предыдущих. Четвертые и пятые части состоят из восьми углы, а шестые и седьмые использовались в качестве точки дозора.

В стенах предусмотрен проезд достаточной ширины. Через него ранее в крепость попадали разнообразные телеги и повозки. Сооружение стоит на фундаменте в два метра. Его укрепление выполнено на дубовых сваях. Сама вышка отличается внешней привлекательностью. Интересно, что по периметру каждого этажа установлены специальные галереи (гульбища).

Архитектурный нюанс, привлекающий множество восторженных взглядов, коринфские колонны. Оно монтированы на самом низком уровне. Их иначе называют валиками, которые изысканно обрамляют грани.

Невероятно красив шар, установленный на самой верхней точке. На нем зафиксирован полумесяц. Это символика исламской религии. Напомним, что позднее на месте его находился орел с двумя главами. В 1918 г. мусульманское население попросило произвести небольшую замену. Власти пошли на встречу.

Общая высота достопримечательности составляет 58 метров. Она имеет элегантный наклон. «Падение» началось еще в двадцатом веке. Даже кладка в определенных участках стала распадаться. Возникла угроза обрушения проезда. Специалисты приложили усилия, чтобы сберечь достояние. Был изобретен специальный обруч из метала. Конечно, данное кольцо из железа несколько извозило изначальную задумку, но зато остановился процесс разрушения. Потом, спустя несколько десятилетий обруч лопнул. По этой причине сделан его демонтаж.

На всех этапах строительных работ применялся качественный кирпич красного цвета. Граненный шатер, расположенный на последней точке, имеет вид усеченной пирамиды. Очень красиво сморятся два пилона у основания, они эффектно соединяются сводом цилиндрической формы. Фасады характеризуется наличием декоративной отделки различного вида. Дизайнеры использовали такие приемы, как ширинки, пояса с напуском. Все проемы для окон и дверей украшены трехцентровыми арками.

К верхним участкам идет винтовая лестница. Общий стиль сооружения является достаточно строгим и презентабельным. В нем органично разнообразные переплетаются элементы татарской культуры. Интересно завершение по подобию минарета, сталактитовые капители и колонны из четырех граней.

История строительства башни

По данным большинства специалистов, возведение башни Сююмбике происходило в середине 16-го века, то есть как раз в период завоевания современной столицы Татарстана Иваном Грозным. В связи с этим бытует 2 основные версии, связанные с причинами ее постройки.

Согласно первой из них, башня была возведена еще до подхода московских стрельцов. Она строилась в качестве дозорной и смотровой площадки – гигантская по тем временам высота (свыше 58 метров) позволяла татарским воинам увидеть врага задолго до его появления под городскими стенами.

Вторая версия гораздо более поэтичная. Согласно ей, Иван Грозный после покорения Казани влюбился в Сююмбике – жену последнего хана. Женщина горевала после гибели мужа и для того, чтобы отвергнуть московского самодержца поставила перед ним невыполнимую задачу – в знак подтверждения своей любви он должен был за одну неделю построить башню, которая стала бы самой высокой в городе. В случае, если ему это не удастся сделать, ни о какой свадьбе не могло быть и речи.

По легенде, Ивану Грозному удалось совершить невозможное – через семь дней строительство башни было закончено. Увидев это, Сююмбике поднялась на нее и прыгнула вниз, дабы не достаться врагу и воссоединиться со своим любимым мужем.

Архитектура

Башня находится ближе к центру кремлевского комплекса, на значительном удалении от крепостных стен. Благодаря этому фактору, а также своей немалой высоте, она успешно справлялась с функцией дозорного пункта – с ее вершины отлично просматриваются берега Волги и Казанки, а также другие окрестности.

Основание строения располагается на дубовых сваях, которые с течением времени не утратили своих качеств и до сих пор могут похвастаться прочностью и надежностью. Для кладки стен использовался обожженный кирпич, который укреплялся специальным известковым раствором.

Башня насчитывает 7 ярусов:

  • Нижние три имеют форму квадрата.
  • Два средние – восьмиугольные.
  • Два верхние имеют коническую форму и представляют собой своеобразный шатер. Он венчается зеленым шпилем, который украшен полумесяцем (до Октябрьской революции навершием башни был двуглавый орел).

Современное состояние

Сейчас башня Сююмбике стала для казанцев сакральным местом. Начиная с 1991 года, она выполняет обязанности одного из главных минаретов города, с вершины которого зачитывается призыв к обязательной молитве по всем погибшим при обороне Казани от войск Московского царства. Спустя 3 года, башня была объявлена республиканскими властями объектом историко-культурного наследия и взята под охрану.

Посетить башню Сююмбике Вам предлагает Туроператор Казань, который является лидером на рынке туристических услуг в регионе. Мы организовываем насыщенные и увлекательные для всех категорий путешественников экскурсии по Казани и Татарстану, во время которых Вы наверняка получите море незабываемых эмоций и впечатлений.

Туроператор Казань рад Вам всегда!

Легенда

Всем гостям Казани обязательно рассказывают красивую легенду. Пленившись красотой казанской царицы Иван Грозный предложил ей стать супругой и объединить Русское царство и Татарское ханство. Сююмбике гордо отказалась, чем оскорбила царя, и он пошел войной на Казань. В результате предательства столица Казанского ханства пала, а ханша попала в плен. Она согласилась стать женой Ивана Грозного, но поставила свои условия – поставить в Казани красивую башню всего за неделю.

Пленённая царица Сююмбике, покидающая Казань. В. Г. Худяков, 1870.

По приказу русского царя мастера принялись за работу. Каждый день они возводили по одному ярусу. Ровно за неделю работа была окончена. Принимая башню царица Сююк поднялась на самый верх, посмотрела на любимый город, на Волгу, простилась с родными и бросилась вниз головой, чтобы не доставаться нелюбимому. Но это только легенда. На самом деле во времена Ивана Грозного и Сююмбике эта башня еще не была построена. А как всё было на самом деле?

Архитектура

Башня расположена внутри Казанского кремля, в отдалении от крепостных стен, и благодаря своему положению несла функцию дозорной (сторожевой) крепостной башни. С её вершины открывается широкий вид на реки Казанку, Волгу и окрестности.

Фундамент башни покоится на дубовых сваях. Стены кирпичные, на известковом растворе.

Башня состоит из семи ярусов: первые три яруса в плане квадратные разновысотные четверики и имеют открытые галереи-гульбища; следующие два — восьмиугольные (восьмерики); ещё два — гранёный кирпичный шатёр и дозорная вышка; последний — зелёный шпиль, увенчанный золочёным «яблоком», на котором покоится полумесяц (до 1918 года — двуглавый орёл).

Грани всех ярусов украшены лопатками или тонкими кирпичными валиками. На западном и восточном фасадах пилоны нижнего яруса имеют по 2 приставные колонны коринфского ордера, пересечённые посередине высоты «типично русскими горизонтальными валиками»:162.

Общая высота башни равна 58 метрам (34 саженям 6 футам).

Когда появилась башня?

Многих интересует, когда возникло это сооружение — башня Сююмбике. В письменных источниках пока информации об этом не обнаружено. Но если внимательно взглянуть на другие документы: планы и изображения Кремля 17-18 веков, то туман быстро рассеивается.

Таблица 1

Удивительным образом художники разных эпох облюбовали одно и то же место для того, чтобы оставить потомкам эффектный вид Казани и Кремля во всей ее красе. Оно примерно соответствует сегодня южной оконечности Кировской дамбы. Наверное, на этом месте находилось тогда что-то возвышавшееся: может быть, холм или какое-то строение. Так или иначе, нам эти люди предоставили уникальную возможность наглядно проследить с одной точки эволюцию силуэта крепости на протяжении последних 400-500 лет ее существования. Сведя воедино в сопоставительной таблице виды Кремля, запечатленные художниками разных эпох, удалось воочию увидеть, как появляются и исчезают целые комплексы и отдельные сооружения (табл.1)

При сопоставлении панорам в едином масштабе хорошо видно, как в 17 веке (рис.Н.Витзена) возникают комплексы Благовещенского собора, Троицкого и Спасо-Преображенского монастырей и пропадает комплекс Ханского двора. В 18 веке (рис.Леспинаса) появляется комплекс башни Сююмбике и Введенской церкви, монументальная Сергиевская церковь. В 19 веке (рис.Е.Корнеева) Троицкий монастырь исчезает.

Этот вывод подтверждают и археологические исследования: севернее башни, у самого ее подножия в 2000 году были обнаружены фундаменты знаменитой Хан-джами. Как выяснилось, здание было возведено в 15 и разрушено только в конце 17 — начале 18 вв., что соответствует и данным Писцовых книг 16-17 вв., где упоминается «мечеть у Царева двора». Судя по всему, мечеть использовалась в хозяйственных целях и была разобрана при строительстве комплекса Оберкомендантского дома, причем минарет ее оказался под башней Сююмбике (если не был вмурован в толщу ее северного пилона).

Интригующим моментом этих преобразований является то, что комплекс оберкомендантского дома (а на наиболее ранних планах города ХYIII века башня Сююмбике показана как въезд во двор именно оберкомендантского дома!), несмотря на замену всех зданий на новые, сохранил предшествовавшую ему функциональную структуру, градостроительную композицию, традиционный силуэт. На месте Ханского дворца встал дом оберкоменданта, на месте Ханской мечети — церковь Введения, между ее минаретом и главными воротами дворца — высокая надвратная башня. Таким образом, в северной части крепости, спустя 150 лет наблюдалось, можно сказать, буквальное воспроизведение градостроительной идеи времен ханской Казани!

Фото №18522. Башня Сююмбике

Дважды вдова

Сююк – так звали царицу раньше – была правнучкой основателя Ногинского ханства Едыгея и дочерью хана Юсуфа. Девочка выросла в ногайских степях. Привыкла жить в единении с природой, среди воинов и пастухов. Её совсем не прельщала жизнь в городе, и Сююк была расстроена, узнав о решении отца выдать её замуж за казанского хана Джан-Али.

Когда Сююк стала женой – ей было всего 12 лет. Супруг Джан-Али был значительно старше, но достаточно молод для правителя. Женой он пренебрегал, любил охоту и войны. Брак у них не сложился, детей не было. И это удивительно – Сююк расцветала с каждым годом, становилась всё милее и краше. Летописцы сравнивали красоту Сююк с солнцем, писали, «что луна стыдливо скрывается за тучами, когда на балкон выходит Сююк».

Во время дворцового переворота молодой хан был убит, и на трон взошел крымский царевич Сафа-Гирей. Он сделал Сююк своей пятой женой. Молодая девушка пленила его своей красотой, обаянием и умом. Вскоре на старших жён он и не смотрел. В его сердце жила только Сююк. Наконец-то красавице повезло: она чувствовала себя любимой, её уважали, к ней прислушивались… А когда Сююк родила сына Утямыша, он был назвал наследником престола. Но счастье длилось недолго. Любимый муж умер.

Одни историки говорят, кто он поскользнулся в бане и сильно ударился головой. Другие утверждают, что Сафа-Гирей был убит в бою. А Карамзин утверждал, что хан «пьяный убился во дворце». Сююк горевала по любимому, велела построить в его честь мечеть. Поскольку наследник был совсем мал, она стала регентом и управляла от его имени Татарским ханством. Управляла мудро и дальновидно.

Ясно-понятно. Что мы знаем о царице Сююмбике, которой хотят поставить памятник в Казани?

С конца XV века вопрос о том, кто будет возглавлять Казанское ханство, был предметом противоборства двух политических группировок. Одна ратовала за крымских ханов и независимость от Москвы, другая выступала за сближение со столицей. Их конфликт часто приводил к вооруженным столкновениям — то Москва шла войной на Казань, то наоборот.

Промосковские силы были представлены князем Булатом Шириным и ханбикой Гаухаршад (она, кстати, была из древнего рода казанского хана Улуг-Мухаммеда). Ведомые князем Василием III, в 1531 году они изгнали с казанского престола крымского хана Сафа-Гирея и назначили на его место малолетнего касимовского царевича Джан-Али. Фактическое управление государством перешло в руки Гаухаршад, которая в 1532 году женила его на 12-летней Сююмбике. Та была дочерью ногайского мурзы Юсуфа, а ее прапрапрадед Едигей в XV веке основал Ногайскую Орду.

Брак по расчету не складывался, казанская верхушка вновь взбунтовалась против Москвы. В 1535 году «москвича» Джан-Али свергли и убили. Место Джан-Али снова занял проказанский хан Сафа-Гирей, а Сююмбике стала его пятой женой. По мнению татарского историка начала ХХ века Хади Атласи, царица вышла замуж добровольно. Сафа-Гирей скончался в 1549 году, престол унаследовал их двухлетний сын Утямыш-Гирей, при котором Сююмбике стала регентшей. У Сафа-Гирея были дети и постарше, но главного претендента на трон — Булюка Герая, проживавшего в Крымском ханстве, — не отпустил крымский правитель Сахиб I.

Историк Николай Карамзин упоминает о связи Сююмбике с крымским уланом Кощаком (Кучаком), которому посвящена глава исторической повести «Казанский летописец» с красноречивым названием «О любви блудной со царицею улана Кощака». Но другие историки ставят под сомнение существование этой связи.

Сююмбике правила до 1551 года, пока давление Москвы на казанскую знать не стало настолько велико, что те согласились выдать ее царю Ивану IV Грозному. Сююмбике отправили сначала в Свияжск, потом в Москву и, наконец, в Касимов, где ее выдали замуж за касимовского хана Шах-Али. Ее сын Утямыш-Гирей остался на воспитание при Иване Грозном, его крестили в Москве под именем Александра Сафакиреевича. В Казани же стал править не московский ставленник, а вызванный казанцами астраханец Ядыгар-Мухаммед. Он стал последним казанским ханом — в октябре 1552 года город взяли войска Ивана Грозного.

Шах-Али не раз появлялся в истории Казани. В 1519 году промосковские силы во главе с Булатом Шириным посадили его на казанский престол. С ним же в Казань прибыл русский посол Федор Карпов, который не устроил казанцев, из-за чего в 1521 году новоиспеченного хана свергли. Позже он недолгое время правил Каширой и Серпуховом, после чего его уличили в связях с Казанью и сослали в Белоозеро. Затем хана простили и отправили в Касимов. Шах-Али несколько раз ходил с войском на Казань в русско-казанских войнах. В том числе он участвовал во взятии города Иваном Грозным.

Кроме того, Шах-Али был братом Джан-Али — первого супруга Сююмбике. Она могла стать женой Шах-Али еще в 1535 году — для отца Сююмбике была инструментом политической борьбы, поэтому, чтобы наладить отношения с русскими правителями после смерти Джан-Али, Юсуф хотел выдать Сююмбике за его брата.

Точная дата кончины царицы неизвестна, историки сходятся на том, что, скорее всего, она ушла из жизни в 1557 году. Место ее захоронения не установлено. Последний раз Сююмбике упоминается в источниках в январе 1554 года: тогда Иван Грозный хотел убедиться, что Сююмбике находится в здравии, и рекомендовал Шах-Али принять в Касимове своего посла Юнуса. Сам Шах-Али умер в 1566 году, он погребен в Касимове. В том же году скончался сын Сююмбике Утямыш-Гирей, его похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Название

Самое раннее упоминание башни в письменных источниках относится к 1777 году, когда она была помечена на плане казанского кремля:

В позднейших источниках башня именовалась по-разному: в 1799—1804 годах (?) — «ветхая церковь Введение Божие Матери при ней особенная башня…», 1804 год — «башня с высоким спицом с подъездом, в которой церковь…», 1804 год — «…башня с фронтиспицом…», в 1812—1816 годах — «башня Азиатской Архитектуры», 1815 год — «старинная башня», 1815 год — «…высокая башня, также драгоценный остаток древности Казанской…», 1818 год — «коменданская башня», около 1825 года — «таковой же Азиатской Архитектуры …», 1829 год — «старинная башня, именуемая Татарскою, Готической Архитектуры. Полагают, что она была частью подзорнаго Дворца Татарской Царицы Сумбеки».

Впервые в литературе название «Башня Сююмбике» («башня Сумбекина») появляется в 1832 году в четвёртом номере казанского журнала «Заволжский Муравей», в главе X очерка «Казань». Постепенно оно становится общеупотребительным.

В татарском языке название «Сөембикә манарасы» появилось не ранее XIX века и скалькировано с русского названия «башня Сююмбике»:119. Первоначально в татарском языке башня именовалась «Хан-джами» или «Хан Мэчете» (то есть «Ханская мечеть»):171, что отражало историческую память о мечети Казанского ханства.

Сторонники версии существования башни в ханский период, предполагают, что башня изначально была связана с ханской мечетью или с мечетью Нур-Али (Муралеевой):235-236, возможно, выполняя функцию минарета.

Откуда взялось необычное название башни

В истории Казанского ханства было много славных правителей-мужчин и всего лишь одна царица-регентша, которую звали Сююк. Она происходила из знатного и богатого рода основателей Ногайской орды. Два раза Сююк была замужем, и оба ее мужа правили Казанским ханством.

В 1549 году любимый супруг Сююк – хан Сафа-Гирей умер, а ее трехлетний сын Утямыш-Гирей не мог стать царем из-за того, что был еще несмышленым ребенком. Женщине пришлось нарушить устоявшуюся традицию и принять на себя нелегкие бразды правления ханством.

Вид на башня Сююмбике от Благовещенского собора

Царствование Сююк длилось недолго – всего два года, но было очень достойным. Во время него были отменены некоторые налоги для купцов, ремесленников и крестьян. Хорошо образованная правительница принимала иностранных послов и вела дела с Арменией, Персией и Турцией. По ее указу была построена большая библиотека, книги в которую доставляли из разных стран Азии и Европы.

Народ любил свою царицу и называл ее Сююмбике, что в переводе с татарского значит «любимая госпожа». Этим именем была названа не только башня в Казани, но и улицы в некоторых татарских городах и поселениях.

История строительства

Если с архитектурой все чётко и ясно, то история строительства вызывает у учёных много вопросов. Это вызвано тем, что во время взятия города летописи времён Казанского ханства были безвозвратно утеряны, а более поздние документы сгорели в 1701 году во время пожара Москвы. Доподлинно установлено лишь то, что во времена правления Петра I башня уже была на плане города 1717 года. Таким образом установлена верхняя граница возраста строения. Существует несколько теорий относительно времени строительства:

  • До 1552 года в период ханства на месте строения стояла другая дозорная башня, которая была достроена и несколько изменена.
  • Между 1645—1650 гг. — на основе археологических исследований слоев почвы.
  • Между 1694—1718 гг. согласно анализу картографических данных и характерных элементов Московского барокко.

Благодаря учёному-путешественнику Адаму Олеариусу можно также очертить нижнюю границу предполагаемой даты постройки 1638 годом. В тот год он посещал Казань и делал зарисовки столицы, на которых похожих строений не обнаружено.

История строительства полна загадок: официально неизвестно кто, когда и по чьему приказу возвел строение, но ещё больше тайн скрывает название.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector