Отличительные особенности башкирского национального костюма
Содержание:
- Религия
- История
- Культура
- История
- Волосы и другие особенности татар
- Индивидуальные доказательства
- Родильные обряды
- Материалы и отделка
- Минг
- Борьба башкир за свои права
- Население и площадь поселения
- Национальные блюда
- Обычаи гостеприимства
- Семейные традиции башкир
- Мифология и верования
- Социальная структура в досоветское время
- Традиционный костюм и тип внешности
Религия
По религиозной принадлежности башкиры — мусульмане суннитского направления.
С X века среди башкир распространяется ислам. Арабский путешественник Ибн Фадлан ещё в 921 году встретил одного из башкир, исповедующего ислам.
По мере утверждения ислама в Волжской Булгарии (в 922 году) ислам распространился и у башкир. В шежере башкир племени Мин, проживающих по реке Дёме, говорится о том, что они «посылают в Булгарию от своего народа девять человек, чтобы узнать, что такое вера Магометанская». В предании об излечении ханской дочери говорится, что булгары «послали своих учеников-табигинов к башкирам. Так ислам распространился среди башкир в долинах Агидели, Ика, Дёмы, Таныпа».
Заки Валиди приводил сообщение арабского географа Якута аль-Хамауи о том, что в Халбе тот встретил башкира, прибывшего на учебу.
Окончательное утверждение ислама среди башкир произошло в 20-30-ые годы XIV века и связано с именем золотоордынского хана Узбека, который утвердил ислам в качестве государственной религии Золотой Орды.
Венгерский монах Иоганка, побывавший в 1320-е годы среди башкир, писал о башкирском хане, фанатично преданном исламу.
К древнейшим свидетельствам введения ислама в Башкортостане относятся развалины памятника близ посёлка Чишмы, внутри которого лежит камень с арабской надписью, гласящей, что здесь покоится Хусейн-Бек, сын Измера-Бека, скончавшийся в 7 день месяца мухаррем 739 года хиджры, то есть в 1339 году. Есть также свидетельства того, что ислам на Южный Урал проникал и со Средней Азии. Например, в башкирском Зауралье, на горе Аушташ в окрестностях деревни Старобайрамгулово (ныне в Учалинском районе) сохранились захоронения двух древних мусульманских миссионеров, датируемые XIII веком.
Распространение ислама среди башкир заняло несколько столетий, и завершилось в XIV—XV веках.
История
Башкиры считают, что их предки начали переселяться на занимаемые сегодня народом территории приблизительно тысячу лет назад. Предположение подтверждается арабскими путешественниками, изучавшими местные края в 9–13 веке н.э. Следуя их записям, можно обнаружить упоминание о народе, занимавшем уральский хребет. Земля у башкир разделялась по родам занятий. Например, держатели верблюдов брали себе степи, а горные пастбища доставались скотоводам. Охотники предпочитали жить в лесах, где было многозверя и дичи.
Со времен организации общества у башкир главную роль играло народное собрание джиин. Князья имели ограниченную власть, важнейшую роль играл именно голос народа. С приходом хана Батыя жизнь башкир существенно не изменилась. Монголы увидели в башкирах соплеменников, поэтому решили не трогать их поселения. Позже в Башкирии начал распространяться ислам, заменяя язычество. За исключением платы ясака, монголы никоим образом не вмешивались в жизнь народа. Полностью независимыми оставались горные башкиры.
С Россией башкиры всегда вели торговые отношения. Новгородские купцы лестно отзывались о товарах, особенно о шерсти. Во время правления Ивана Третьего посланные в Белую Волошку воины разоряли татар, но не трогали башкир. Однако сами башкиры страдали от киргиз-кайсаков. Эти гонения в совокупности с нарастающей властью московского царя сподвигли башкир на объединение с русскими.
Башкиры не хотели платить налог Казани и все еще испытывали набеги от соседей, поэтому после принятия подданства решили просить царя построить город Уфу. Позднее строятся Самара и Челябинск.
Башкирский народ стал разделяться на волости с укрепленными городами и большими уездами.
В связи с тем, что господствующей религией на Руси было православие, башкиры не могли чувствовать независимость, что стало поводом для восстания, которое возглавил приверженец ислама Сеит. Это восстание было подавлено, однако спустя буквально полвека вспыхнуло новое. Это усугубляло отношения с русскими царями, которые велели с одной страны не притеснять народ, а с другой всячески ограничивали его право владения территориями.
Постепенно количество восстаний стало уменьшаться, а развитие региона наращивалось
Петр Первый лично указал на важность развития башкирского региона, что привело к созданию заводов, добывающих медь и железо. Население неуклонно росло, в том числе благодаря пришлым
В положении 1861 года за башкирами закрепили права сельского населения.
В 20 веке начинают развиваться просвещение, культура и этническое самосознание. Февральская революция позволила народу обрести государственность, однако начавшаяся Великая Отечественная война сильно затормозила прогресс. Негативную роль сыграли репрессии, засуха и ассимиляция. В настоящее время регион называется Республикой Башкортостан и характеризуется активной урбанизацией.
Культура
Праздники
Праздники башкир проходят пышно и торжественно. Отмечаются мероприятия весной и летом. Одним из который самых старых праздников является прилет грачей, символизирует приход весны. Башкиры просят о плодородии земель, урожае, устраивают пышные хороводы и гулянья. Обязательно нужно покормить грачей ритуальной кашей.
Примечательным праздником является Сабантуй, знаменующий начало работ в полях. Во время этого праздника жители соревновались друг с другом, устраивали состязания в борьбе, беге, скачках на лошадях, играли в «перетяни канат». Победители награждались, а после народ устраивал пышный пир. Главным блюдом на столе был бешбармак — суп с лапшой и отварным мясом. Изначально Сабантуй был праздником, на котором проводили ритуалы для умаливания богов урожая. Сейчас башкиры отмечают его как дань традициям. Значимым народным праздником является Джиин, на который принято проводить ярмарки. Это отличный день для выгодных покупок и совершения сделок.
Башкиры празднуют мусульманские праздники и чтут все традиции, следуя религии.
Фольклор
Распространение башкирского фольклора коснулось многих российских областей. Он представлен и в Республиках Татарстан, Саха и некоторых странах СНГ. Во многом фольклор башкир сходится с тюркским. Но есть немало отличительных особенностей. Например, кубаиры-эпосы, в которых может быть сюжет, хотя иногда как таковой отсутствует. Кубаиры с сюжетами принято называть эпическими поэмами, а бессюжетные — одами.
Наиболее молодым является баит — он представляет собой лирические предания, эпические песни. Близкими по содержанию к баитам считаются муножаты — это стихи, целью которых является воспевание загробной жизни.
Особо почитаемыми у башкир стали народные сказки. Часто главными героями в них предстают животные, истории принимают облик легенд, изобилуют фантастическим смыслом.
Персонажи башкирских сказок сталкиваются с ведьмами, духами водоемов, домовыми и другими существами. Есть среди сказок отдельные жанры, например, кулямасы. Есть немало басен, наполненных клише с локальными афоризмами.
Фольклор затрагивает семейно-бытовые отношения, о которых мы уже говорили
выше и расскажем в разделах «Характер» и «Традиции». Таким образом, как явление фольклор вобрал в себя языческие обычаи и каноны ислама.
История
Рассмотрев фото башкирского орнамента, читатель, конечно, задастся вопросом: почему используются именно данные узоры? Дело в том, что в орнаменте народные мастера выразили свое представление о тройственном устройстве мира. Если вы знакомы с образчиками прикладного творчества других народов, то обнаружите заметное сходство. И это не случайно: тройственный ритм бытия характерен для очень многих этносов.
Сам по себе орнамент — это одна из самых древних форм творчества, художественной деятельности человека. Как составляющая изобразительного искусства, составление таких узоров у башкир формировалось постепенно. Первые изображения были достаточно просты и наивны: веточка или цветок, стебелек растения, осколок ракушки или семена, вдавленные в сырую глину.
Со временем изображения стали усложняться. Художник продумывал их композицию, гармоничное соотношение. Затем башкирскому орнаменту авторы стали придавать и определенное символическое значение.
Варианты изображений у башкир встречаются такие:
- Геометрические узоры.
- Растительные узоры.
- Криволинейные узоры.
Древние образчики башкирских орнаментов и узоров мы можем встретить на различных материалах: коже, полотне, дереве или металле.
Волосы и другие особенности татар
Также характерной чертой внешности татар настоящего времени, считают достаточно невысокий рост. В давние времени татары считались высокими. Обычно он средний и у мужчин, и у женщин. Однако, эти люди ловкие и умелые. Вы узнаете представителей этого народа по их доброму характеру. Обычно эти люди очень трудолюбивые. Они пытаются довести начатое дело до конца и доказать руководству, что им можно доверять ответственную работу, потому что они точно с ней справятся.
Также характерной чертой внешности татар, считают достаточно невысокий рост
Этот народ славится своими традициями. Вы обязательно поймете, что перед вами татарин, услышав его имя. Они обычно очень благозвучные и несколько необычные. Татары умные люди, которые хотят познавать новые знания и готовы упорно учиться для достижения поставленной цели. Эти люди любят говорить правду, а не молча смотреть на несправедливость.
Советуем почитать: Волосы таджиков
Индивидуальные доказательства
- Эрхард Штёльтинг: Мировая держава распадается . Национальности и вероисповедания в СССР. Eichborn Verlag, 1990, ISBN 3-8218-1132-3 , стр. 157.
- Доступно по адресу:
- ^
- Р. Н. Рахимов: История тептярских конных полков, 1790-1845 . РИЦ БашГУ, Уфа, ISBN 978-5-7477-2103-6 , стр.240 .
- Сравните SD Kurmanajewa; Юсупов Р.М.: в: Башкирская энциклопедия (онлайн-версия) Уфа 2019.
- ср. Б.
- Гарипов Т. М., Кузеев Р. Г. Башкиро-мадьярская проблема. // Археология и этнография Башкирии. Т.И. Уфа, 1962, С. 342-343
- Р. Г. Кузеев Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М.Наука, 1974.
- Муратов Б. А. Скифо-сарматский этнический компонент в истории и этногенезе башкир // Тезисы XXXVIII Урало-Поволжской археологической студенческой конференции (31 января — 3 февраля 2006 г.). — Астрахань: «Астраханский университет», 2006.
- Данилко, Елена Сергеевна; Абрамичева, Кристина Игоревна; Кусеев, Раиль Гумерович: Башкиры . В: Данилко Елена Сергеевна, Кузеев Раиль Гумерович (ред.): Серия Народов и Культуры . Наука, Москва, 2015, ISBN 978-5-02-039182-6 , с.662 .
- Гайсина Г. Р. 2007: Исторические корни башкирско-персидских языковых взаимоотношений // Гуманитарные науки в Башкортостане: история и современность: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН / И. Г. Илишев и др. (ред.). Уфа, 65.
- Аминев З. Г., Ямаева Л. А. 2011: Древнеиранский компонент традиционной культуре башкир // Панорама Евразии. 1 (7), 41-47
- Сравните SD Kurmanajewa; Юсупов Р.М.: в: Башкирская энциклопедия (онлайн-версия) Уфа 2019.
Родильные обряды
Новость о беременности встречали с радостью. С момента объявления о скором появлении в семье малыша, девушку освобождали от тяжёлой работы. Чтобы ребенок был красивым, будущей маме требовалось лицезреть только эстетически привлекательные вещи.
На время родов в дом зазывали повитуху, остальные члены семьи покидали хату. При острой необходимости туда мог зайти супруг роженицы. Повивальную бабку считали второй мамой младенца и относились к акушерке с большим почетом. Ей требовалось переступить порог дома с правой ноги и желать роженице легких родов.
Если появление малыша на свет проходило с осложнениями, то повитуха проводила ряд ритуалов. Трясла перед девушкой пустым мешочком из кожи или легко стукала им по спине. Также использовали для обмывания женщины воду, которой ранее протирали Священные Писания.
После родов повивальная бабка обрезала пуповину на книге или сапоге, поскольку эти вещи считались оберегами. Пуповину и послед высушивали, оборачивали чистой материей и закапывали вместе с вещами, использованными в процессе родоразрешения. |
Младенца клали в колыбельку, и повитуха давала ему временное имя. На третий, шестой или сороковой день после родов проводили процедуру исэм туйы. Суть ритуала состояла в том, что мулла подбирал для ребенка имя. В праздничном обряде участвовали родственники и соседи. Затем накрывали стол с национальными кушаньями. Во время выбора имени молодая мама преподносила подарки (деньги, платки, платье) повитухе, матери и свекрови.
Одна из пожилых соседок должна была отрезать у малыша прядь волос и разместить ее между страницами Корана. С этого момента женщину считали «волосяной матерью». Спустя четырнадцать дней после родов малыша полностью обривали, локоны хранили вместе с пуповиной.
Если рождался мальчик, ему проводили обрезание (суннат). Процедуру осуществляли после пяти или шести месяцев, в редких случаях от одного года до десяти лет. Ритуал считался обязательным, проводил его отец мальчика либо специально приглашённый человек (бабай).
Перед началом обрезания читали молитву, спустя несколько дней устраивали праздничные гуляния суннат туй.
Материалы и отделка
Для башкирского народа особое значение имеет материал, из которого изготавливается национальный костюм. Скупиться на ткань не принято, стараются применять качественную, натуральную основу. Люди из зажиточных семей носят наряды из белого атласа, дорогого бархата, шелка, сатина.
Популярностью пользовались изделия из хлопчатобумажной ткани. Башкиры, которые жили небогато, для изготовления одежды применяли овчину, домашний войлок и сукно. Часто используются крапивные и конопляные холсты.
Для декора костюма используют нагрудники, наспинники, различные подвески, браслеты, серьги. Данные изделия создаются из монет, вышивок, металлических пластин, бисера, раковин. В последнее тысячелетие стали активно применяться кораллы.
Минг
— родовая территория мингов — с юго-запада к центру Башкирии
— по сообщению персидского историка XVII века Махмуда ибн Вали, войско Бату-хана состояло из племен аргун, огуз, найман, буйрак, ойрат, карлык, кошчи, усун, минг, кунграт, кераит и барлас
— на земле мингов в XVI веке на месте древней Уфы была основана русская крепость Уфа
— из числа башкир рода минг происходил поэт Мифтахетдин Акмулла, который получил широкую известность
— также известный советский дипломат, первый посол СССР в Саудовской Аравии, прозванный «красным пашой», Карим Хакимов происходил из рода сарайли-минг
— в башкирском сочинении «Хикаят» говорится: «Если ты спрашиваешь о войне, то спроси у тамьянца. Если ты спрашиваешь о споре, то проси у сарайлинца». То есть сарайли-минги были известны своей склонностью к спорам и умением отстаивать свою точку зрения.
Источник фотографии: @gulykim
Выражаем благодарность за помощь в создании материала историку Салавату Хамидуллину и Ларисе Абдуллиной — @larisaabdullina280775.
Борьба башкир за свои права
За долгую историю башкирскому народу пришлось пережить немало тягот. Если при Иване Грозном, что присоединил Башкортостан к России, соблюдались все права людей на этих территориях, то последующие правители руководствовались принципами подавления и жестокости.
В ответ на это вспыхивают восстания, участников которых подвергали преследованиям и расправам. Несмотря на это, башкирам удалось отстоять свои права. Оставшись в составе России, они добились уважения к своим требованиям, переход их военного в гражданское ведомство.
В советские времена башкиры пользовались правами автономии. За долгие годы существования Башкирской Советской Республики этот народ продолжал развивать и сохранять своё культурное наследие. А в 1990 году была провозглашена Декларация о суверенитете.
Башкиры д.Аминево, Шадринского уезда Пермской губернии
Современные башкиры — потомки народа, что сумел пройти испытания и сложности, отвоевав независимость для будущих поколений. Несмотря на все сложности, с которыми приходилось бороться башкирам, их нацию не стоит считать угнетённой. Покорить и поработить себя башкиры не позволили никому.
Их и сегодня отличают гордость, сила духа, нетерпимость к обману. В башкирском народе и сегодня живут образы их благородных воинов-героев, что продолжают вдохновлять людей, демонстрировать примеры силы и стойкости духа.
Население и площадь поселения
Районы с высокой численностью башкирского населения в Республике Башкортостан и прилегающих территориях Приволжского и Уральского федеральных округов
Молодые башкиры в идеализированных национальных костюмах в шапках из меха лисицы .
Всего в мире насчитывается около 1,8 миллиона башкир.
Из них 1 584 554 человека проживают в России (по данным переписи 2010 г.), где они составляют второе по численности этническое меньшинство после татар (с большим отрывом) и даже опережая чувашей и чеченцев .
Около 68 процентов башкир (1 172 287 по переписи 2010 года) в настоящее время живут как вторая по величине группа населения в Российской автономной республике Башкортостан, остальные — в соседних Челябинской , Оренбургской и Пермской областях , а также в Татарстане , Курганской области и меньшие группы в Самарской , Саратовской , Свердловской областях, а также в Ханты и Мансийском автономном округе (также называемом «Югра»).
Число башкир, как и большинства других этнических групп в России, сокращается. В предыдущей Всероссийской переписи населения 2002 года было учтено 1 673 389 башкир.
В других постсоветских государствах проживают сравнительно небольшие группы, в основном иммигранты:
- 41000 в Узбекистане ,
- 24000 в Казахстане (1999),
- 5000 в Таджикистане ,
- 4300 в Украине (2001 г.),
- 3300 в Кыргызстане ,
- 2600 в Туркменистане ,
- 1300 в Беларуси ,
- 700 в Латвии и
- 400 в Литве .
Национальные блюда
Кухня башкир формировалась под воздействием их образа жизни. Зимовка в деревнях и кочевка в летний период сказались на вкусовых предпочтениях нации. Обитатели Башкортостана большие любители мяса, с прохладой относятся к различным специям.
Кочевой образ жизни объясняет тягу к продуктам долгосрочного хранения: отварная, сушеная и вяленая конина либо баранина; мед, злаки и ягоды. Также башкиры большие любители кисломолочной продукции. На праздничном столе можно увидеть казы (конская колбаса), кумыс (сквашенное кобылье молоко), муйыл майы (масло из черемухи).
Национальным блюдом башкир считается бешбармак – мясной суп с куриной лапшой. Помимо этого, к традиционным кушаньям относят: вак-белиш (пирожки с картофелем и мясом), тукмус (суп из гусятины и тонкой лапши), тутырлган таук (фаршированная курица), куырылган (салат из картофеля, рыбы, соленых огурчиков, майонеза и зелени, завернутый в омлетный блинчик).
Обычаи гостеприимства
Во время трапезы башкиры берут пищу тремя пальцами (двумя нельзя). Представители этого народа не употребляют спиртного, не едят свинину. Даже для гостей за столом существует особое правило: хлеб нельзя резать – его можно только разламывать.
Уже много веков башкиры придерживаются старинных и, несомненно, чудесных традиций гостеприимства. У этого народа есть даже поговорки о том, что гость – посланник самого Бога, а неподобающе встретить гостя – стыд для хозяина.
Хозяева стремятся угостить гостей самым лучшим, что есть в доме. Особое значение уделяется молочным продуктам. Башкиры верят, что если гость попробует молока или сметаны – надои у коров будут ещё больше.
На прощание башкиры дарили гостям какие-нибудь сувениры. Сегодня эта традиция уже ушла в прошлое, но если в гости приходит ребёнок, хозяева стараются подарить ему игрушку или сладость.
У башкиров немало весёлых обычаев
Семейные традиции башкир
Семья для башкир имеет особое значение. И сегодня многие представители этого народа придерживаются обряда “омэ”, что подразумевает взаимную помощь родственникам, знакомым, соседям.
Этот обычай способствует сплочённости, ведь нередко можно увидеть целое селение, собравшееся на строительстве дома. За усердие и труд хозяева угощают своих помощников.
А вот ритуал “Никах”, на мой взгляд, один из самых важных в жизни любого башкира. Дело в том, что создание семьи для этого народа не ограничивается регистрацией в ЗАГСе.
Более того, официальную часть бракосочетания считают лишь необходимой формальностью. Священные узы может дать лишь “Никах”, как называют башкиры венчание. После проведения ритуала молодая пара уже считается семьёй. Интересно, что в день венчания невеста имеет право запросить выкуп, махр.
Это может быть всё, что угодно, например, автомобиль или свадебное путешествие. Права, жених, не имея возможности выполнить подобную просьбу, может предложить свои варианты. Если же невеста оказывается принципиальной, помолвка может быть расторгнута. Однако решение принимает сама девушка.
Мифология и верования
Орнамент башкирской вышивки как язык мифологической символики
Башкирская мифология является предметом систематических исследований этнографов только с 18 века. Особую ценность представляют труды «отца башкирской этнографии» С.И. Руденко .
Верования башкирского народа представляют собой сложную систему, в которой духи занимают особое положение. Они все еще сохраняются в ослабленном виде в сознании людей, живущих сегодня. Крылатые кони, вода и водные духи часто связаны в башкирской мифологии. Водные духи, чья одежда и черты характера показаны черным или белым цветом, связаны с потусторонним миром. Черный и белый — это цвета, которые в некоторых религиозных верованиях часто характеризуются как цвета существ из потустороннего мира. Согласно башкирским народным поверьям, каждая гора имеет свой дух гостеприимства. Он появляется в виде седого старика или в образе животных и любит тишину и покой.
Самый известный башкирский эпос (Кубаир) Уральский батыр во многом повествует об одноименном герое. Эпос состоит из 4576 лирических и 19 прозаических строк. Сюжет эпоса основан на описании борьбы Уральского батыра за счастье народа и поисках источника вечной жизни. Персонажи легенды — герои, простые земные жители, небесные божества (небесный царь птиц — Самрау), злые силы природы и мифические существа. На нем изображены судьбы героев трех поколений. Начиная с пожилой пары Джанбирде и Джанбик, за ними следуют их дети — Урал и Шульган, а в последней части — внуки — Джайк, Идель, Нугуш, Сакмар (все названия рек в Башкортостане). Соответственно, эпос состоит из трех частей.
Европейско-центральноазиатские мифологические повествования имеют общие элементы с западно-сибирским мифологическим стилем (например, Сын Неба). Башкирский вариант занимает в этом промежуточное положение. По данным ЮНЕСКО, доисторические верования древних обитателей пещеры Шульган- Таш оказали влияние не только на развитие башкирской эпической традиции, но и на мифологическое мировоззрение всего Уральского региона и даже древних индоариев. Мифы о происхождении тюркских народов и башкир также обнаруживают сильное сходство с индоевропейскими узорами, которые можно разделить на четыре аспекта: зима, лето, дождь и ветер; поразительно похоже на четыре аспекта индоевропейского суверенитета Жоржа Дюмезиля . Легенда о башкирском сотворении, в которой две утки летают над бескрайней водой, напоминает сказки нивченов , коренных жителей Дальнего Востока . Общность обусловлена периферийными вторичными разработками одного и того же происхождения.
Социальная структура в досоветское время
В рейтинговой таблице получено служебное дворянство России Башкир Тархан / бий Фахретдин Ишмухаметович Уметбаев (р. 1831)
У башкир, как и у некоторых обществ Средней Азии и Кавказа, всадник в доспехах , в основном представители низшего дворянства, просуществовал до начала XIX века . Иллюстрация 1812 г.
Со времен средневековья в племенном объединении башкир сложились иерархические классовые различия. Поместьями башкирского общества были:
- высшее дворянство из некоторых аристократических семей, в основном татаро-монгольского происхождения ( мирза ),
- вожди племен ( бий или тарчан ),
- низшее дворянство в военной свите ( асабэ ),
- свободные крестьяне ( ясаклы ),
- эти бедные фермеры ( tipter ), этническая группа, гетерогенная
- безземельные крестьяне ( сравнимые с батраками-батраками) и
- группы кочевников ( таснак ).
Многие политические вопросы дворяне уже решали исключительно, но в консультации друг с другом. Тем не менее, в отличие от соседних татар, башкиры не создали централизованного государства под одним правителем. В 17/18 Век под Кучук Султан и его сыновья в сопротивлении России тенденция к централизации, но это длилось недолго.
(Tipter Teptyar ) имущество состояло из безземельных людей этнически гетерогенного происхождения , которые осели на башкирских землях, большинство из которых были татары, которые бежали на востоке башкир от несуществующего Казанского ханства . Но в этой группе встречаются и представители соседних финно-угорских народов. За право пользования своей землей они платили башкирским помещикам земельную ренту. В результате восстаний XVIII века эта обязанность платить была снята, и тептяры превратились в свой собственный военный класс.
Традиционный костюм и тип внешности
Башкирский народ славится своей многослойной одеждой, причем одеяния мужчин и женщин не слишком различаются. В костюмы входили шаровары, нательные сорочки и несколько халатов либо кафтанов.
Независимо от времени году башкиры носили многослойные одеяния, которое отличалось плотностью материи. Чем праздничней считался наряд, тем больше надевалось халатов.
Для пошива одежды использовали шерсть, мех, сукно, грубый холст, кожу. Состоятельные башкиры могли позволить себе привезти дорогостоящие ткани. В отличие от женского наряда, одеяние мужчин имело прямой крой и подпоясывалось особым кушаком.
Одежда девушек была приталенной и украшена большим количеством вышивок, выполненных золотыми и серебряными нитями. В зависимости от региона различались головные уборы. Это могли быть меховые шапки-ушанки, тюбетейки у мужчин. Женщины носили буреки, платки и тыкию. В качестве обуви использовали сапоги либо лапти.
Народ башкиры отличается по внешнему виду, но основная часть жителей Республики представлена темноглазыми брюнетами со смуглой кожей. У этноса существует внутреннее подразделение людей на степной и горный тип внешности. |
Первый характеризуется средним ростом, широким лицом, прямым носом и крупной головой круглой формы. Горные башкиры были высокорослыми, имели вытянутое лицо и большой нос.