Башкиры: религия, традиции, культура

Тенгрианство (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Но вернемся к ранним временам, до исхода части кочевых племен с Урала. Рассмотрим более подробно верования, которые тогда исповедовали башкиры. Религия эта называлась Тенгри – по имени Отца всего сущего и бога неба. Во Вселенной, по мнению древних башкиров, существует три зоны: земля, на ней и под ней. И в каждой из них была явная и невидимая часть. Небо делилось на несколько ярусов. На самом высшем обитал Тенгри-хан. У башкир, не знавших государственности, было, тем не менее, четкое понятие о вертикали власти. Все остальные боги были ответственны за стихии или явления природы (смену времен года, грозу, дождь, ветер и т.д.) и безоговорочно подчинялись Тенгри-хану. Древние башкиры не верили в воскрешение души. Но они считали, что настанет день, и они оживут в теле, и будут жить дальше на земле заведенным мирским укладом.

Возрастно-половой состав населения Башкирии

Общероссийский показатель соотношения женщин и мужчин составляет примерно 1,1. Причем в раннем возрасте количество мальчиков превосходит число девочек, но с возрастом картина меняется на противоположную. Рассматривая население Башкирии, можно увидеть, что данная тенденция здесь сохраняется. В среднем на каждую тысячу мужчин приходится 1139 женщин.

Распределение населения по возрастам в Республике Башкирия выглядит следующим образом: моложе трудоспособного – 750 тысяч человек, старше трудоспособного – 830 тысяч человек, трудоспособного возраста – 2,4 миллиона человек. Таким образом, на 1000 человек трудоспособного возраста приходится около 600 человек молодого и пожилого возраста. В среднем это соответствует общероссийским тенденциям. Половозрастная модель Башкирии позволяет отнести регион к стареющему типу, что говорит о будущем усложнении демографической и экономической ситуации в регионе.

Литература

Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. М. – Л., 1955.

Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. М., 1974.

Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю. М., 1992.

Мажитов Н.А. Южный Урал в VII–XIV вв. М., 1977.

Бикбулатов Н.В. Башкиры // Народы Поволжья и Приуралья. М., 1985.

Народы России. М., 1994.

Башкортостан: краткая энциклопедия. Уфа, 1996.

Тагиров И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (XX век). Казань, 1999.

Башкиры: этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002.

История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. Уфа, 2004. Т. 1.

Башкирская энциклопедия. Уфа, 2005. Т. 1.

Современные религии

В наши дни выделяют три типа религиозных верований:

  1. Родоплеменные верования — те самые тотемизм, шаманизм, фетишизм и анимизм, о которых мы рассказали выше. Это архаические религии, но они сохранились в некоторых обществах, например, у племен Африки или канадских индейцев.

  2. Национально-государственные религии тесно связаны с отдельным народом, этнической общностью. Например, индуизм и джайнизм преимущественно распространены на территории Индии, иудаизм — в Израиле, синтоизм — в Японии, даосизм и конфуцианство — в Китае.

  3. Мировые религии выходят за пределы одной нации или государства и охватывают большое число верующих по всему миру. Таких религий три: христианство, буддизм и ислам.

Каждая религия построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов. Давайте узнаем немного о каждой из трех мировых религий, а потом обобщим знания в сводной таблице.

Христианство

Христианство зародилось в I веке нашей эры на востоке Римской Империи и быстро распространилось по другим провинциям. Уже в V веке религия вышла за пределы Римской Империи и охватила европейские государства, а в XVI–XX веках миссионеры активно обращали в христианство жителей других материков. Сегодня религия насчитывает ориентировочно 2,4 миллиарда приверженцев.

Это монотеистическая религия. В центре христианской веры — идея единства Бога Отца, Сына и Святого Духа. Бог в представлении христиан совершенен, он воплощает абсолютный разум и любовь.

Христиане считают, что душа бессмертна, и верят в воскресение всех людей. Духовный мир для приверженцев этой религии важнее материального. Цель жизни человека — духовный рост, а достичь его можно через смирение, посты и молитвы.

Главная книга — Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета, символ — крест.

В христианстве есть три направления:

  1. Православие исповедуют в России, некоторых странах СНГ и Восточной Европы.

  2. Католицизм распространен в Западной Европе, Литве, Чехии, Польше.

  3. Протестантизм характерен для США, Канады, Австралии и Великобритании.

Ислам

Ислам — это самая молодая мировая религия. Он возник в Западной Аравии в VII веке, а его основоположником был пророк Мухаммед. Первое мусульманское государство, Халифат, активно вело завоевательные войны с соседями и обращало их в ислам. Благодаря этому уже в первые сто лет своего существования религия обрела последователей в Передней и Средней Азии, Индии и Закавказье, Северной Африке и на Балканском полуострове. Сегодня ислам исповедуют примерно 1,9 миллиарда людей.

Это монотеистическая религия, родственная иудаизму и христианству. Всемогущий Бог, которого почитают мусульмане — Аллах. Как и христиане, мусульмане верят в бессмертие души и возможность ее спасения после смерти. Символы ислама — звезда и полумесяц, главная книга — Коран. Доказательства веры мусульманина — ритуальная молитва, соблюдение поста и паломничество в Мекку (город, в котором зародился ислам).

Наиболее крупных ветвей ислама — две:

  1. Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке.

  2. Шиизм характерен для Азербайджана, Ирана и Ирака.

Буддизм

Буддизм — самая древняя из трех мировых религий, он зародился в VI веке до нашей эры. За первые два тысячелетия своего существования буддизм проник на Шри-Ланку, в Китай, Японию и Тибет, распространился по Юго-Восточной и Средней Азии. Сегодня буддизм исповедуют около 500 миллионов жителей Земли. В России эта религия распространена на территории Бурятии, Калмыкии, Тувы.

В отличие от христианства и ислама, в буддизме нет ни Бога-творца, ни идеи о бессмертной душе, ни представления о грехе и его искуплении.

Основа религии — учение о четырех благородных истинах, в которых говорится о страдании, его причине (жажде), прекращении страдания (нирване) и Благородном пути, ведущем к прекращению страдания. Буддисты верят в бесконечную цепь перерождений — сансару, и в карму — закон связи между действиями человека и его дальнейшей жизнью.

Два основных течения буддизма:

  1. Хинаяна распространена в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.

  2. Махаяна распространена на Дальнем Востоке, в Центральной Азии, на Западе

Даниил Квят

Гонщика «Формулы-1» можно считать башкиром только по месту рождения. Хотя по отцовской линии в его жилах течёт башкирская кровь. А вот по линии мамы — татарская.

Квят уроженец Уфы, но в возрасте 6 лет с родителями переехал в Москву. На исторической родине успешно занимался теннисом. Переехав, увлёкся гонками на картах. Гоночные соревнования стали смыслом жизни. Неоднократный победитель гоночных соревнований разного уровня.

На Гран-при Австралии 2014 Даниил Квят дебютировал за рулём болида «королевы автогонок». Пока не добился высоких результатов, но специалисты отмечают огромное трудолюбие, целеустремлённость и талант российского гонщика.

10

Краткий экскурс в историю

Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни. Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке.

У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами.

Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях.

Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи. В истории башкир  таких крупных битв не было.

Древняя Казань

Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. Достаточно вспомнить Салавата Юлаева, Канзафара Усаева, Бахтияра Канкаева, Сююмбике и др. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше. Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар.

Салават Юлаев

Генетика

Гаплогруппа R1b наиболее распространена среди башкир и в Западной Европе.

Современные башкиры имеют в среднем около 60% «западноевразийского / европейского» и 40% «сибирского / восточно-азиатского» генетического материала.

Генетические исследования гаплогрупп Y-ДНК показали, что доминирующей частотой для башкирских мужчин является гаплогруппа R1b (R-M269 и R-M73), которая в среднем составляет 47,6%. Второй наиболее доминирующей гаплогруппой является гаплогруппа R1a со средней частотой 26,5%, а третьей — гаплогруппа N1c с 17%. Несмотря на то, что башкиры считаются тюркским народом, гаплогруппы R1a и R1b ДНК в основном общие с индоевропейцами , но не исключительно, и эти гаплогруппы предшествуют формированию индоевропейцев.

Гаплогруппы C , O , D1 были обнаружены с меньшей частотой и связаны с дальневосточными азиатами. Однако в зависимости от региона и клана этнических башкир эти гаплогруппы варьируются от умеренных до высоких частот. Гаплогруппа R1b-Z2106 доминирует в Башкирском Бурзяне и Гайне (87%), за исключением нескольких регионов, где она варьируется от 0% до 2 менее 18%, клан канглых ахплогруппа G1 доминирует (60%), гаплогруппа N3 доминирует (61%). в клане Энес (44% относится к «восточносибирской» ветви N3a2). В урановом клане частота N3a4 достигает 90%. Весь генофонд Унлара представлен гаплогруппой R1a, он также достигает 77% баликса, но достигает от 0% до 10% в другом клане. В генофонде Минцев «североазиатская» гаплогруппа N3a составляет 34%, а субвариант N3a4-Z1936 достигает 29%, гаплогруппа R1a1a * у Минцев — 22%, ближневосточные гаплогруппы J2 и G2 — 10% (от 0 -17%). Гаплогруппа Восточной Азии C2 * -M217 (xM48) составляет от 0% до 17%. Гаплогруппа O-M75 от 0% до 6%.

Большинство гаплогрупп мтДНК башкир (60–65%) состоят из гаплогрупп G , D , С , Z и F , которые являются линиями, характерными для восточно-евразийских популяций. С другой стороны, гаплогруппы мтДНК, характерные для европейского и ближневосточного населения, были обнаружены в значительных количествах (35-40%). В 2015 году иммуногенетик Суслова прокомментировала:

Для башкир характерна восточноазиатская примесь, которая датируется XIII веком, согласно анализу идентичных по происхождению сегментов.

Группа башкир из Бурзянского и Абзелиловского районов Республики Башкортостан в Волго-Уральском регионе, принадлежащих к субкладу R1a R1a-SUR51, являются ближайшими родственниками венгерской династии Арпадов , от которой они отделились 2000 лет назад.

Язык и вероисповедание

В национальных регионах всегда стоит проблема сохранения религии и языка, не исключение и Башкирия. Вероисповедание населения – важная часть национальной идентичности. Для башкир исконной верой является ислам суннитского толка. В советские времена религия была под негласным запретом, хотя внутрисемейный уклад часто все-таки строился по мусульманским традициям. В постперестроечные времена в Башкирии начинается возрождение религиозных обычаев. За 20 лет в регионе было открыто более 1000 мечетей (в советское время их было всего 15), около 200 православных храмов и несколько культовых заведений других конфессий. И все же доминирующей религией региона остается мусульманство, этой религии принадлежит около 70 % всех церквей республики.

Язык – важная часть национального самосознания. В Башкирии в советское время не было специальной языковой политики. Поэтому часть населения начала утрачивать родную речь. С 1989 года в республике ведется специальная работа по возрождению национального языка. Введено обучение в школе на родном языке (башкирском, татарском). Сегодня 95 % населения владеют русским языком, 27 % владеют башкирским, 35 % — татарским.

Национальный состав населения

С 1926 года ведется наблюдение за национальным составом жителей Башкирской республики. За это время выявлены следующие тенденции: количество русского населения постепенно уменьшается, с 39,95 % до 35,1 %. А количество башкир увеличивается, с 23,48 % до 29 %. И этническое башкирское население Башкирии на 2021 год составляет 1,2 миллиона человек. Остальные национальные группы представлены такими цифрами: татары – 24 %, чуваши – 2,6 %, марийцы — 2,5 %. Другие национальности представлены группами менее 1 % от общего числа населения.

В регионе есть большая проблема по сохранению малых народов. Так, популяция кряшенов за последние 100 лет выросла, мишари находятся на грани исчезновения, а тептяри совсем исчезли. Поэтому руководство региона старается создать специальные условия для сохранения оставшихся малых субэтносов.

Родильные обряды

Новость о беременности встречали с радостью. С момента объявления о скором появлении в семье малыша, девушку освобождали от тяжёлой работы. Чтобы ребенок был красивым, будущей маме требовалось лицезреть только эстетически привлекательные вещи.

На время родов в дом зазывали повитуху, остальные члены семьи покидали хату. При острой необходимости туда мог зайти супруг роженицы. Повивальную бабку считали второй мамой младенца и относились к акушерке с большим почетом. Ей требовалось переступить порог дома с правой ноги и желать роженице легких родов.

Если появление малыша на свет проходило с осложнениями, то повитуха проводила ряд ритуалов. Трясла перед девушкой пустым мешочком из кожи или легко стукала им по спине. Также использовали для обмывания женщины воду, которой ранее протирали Священные Писания.

После родов повивальная бабка обрезала пуповину на книге или сапоге, поскольку эти вещи считались оберегами. Пуповину и послед высушивали, оборачивали чистой материей и закапывали вместе с вещами, использованными в процессе родоразрешения.

Младенца клали в колыбельку, и повитуха давала ему временное имя. На третий, шестой или сороковой день после родов проводили процедуру исэм туйы. Суть ритуала состояла в том, что мулла подбирал для ребенка имя. В праздничном обряде участвовали родственники и соседи. Затем накрывали стол с национальными кушаньями. Во время выбора имени молодая мама преподносила подарки (деньги, платки, платье) повитухе, матери и свекрови.

Одна из пожилых соседок должна была отрезать у малыша прядь волос и разместить ее между страницами Корана. С этого момента женщину считали «волосяной матерью». Спустя четырнадцать дней после родов малыша полностью обривали, локоны хранили вместе с пуповиной.

Если рождался мальчик, ему проводили обрезание (суннат). Процедуру осуществляли после пяти или шести месяцев, в редких случаях от одного года до десяти лет. Ритуал считался обязательным, проводил его отец мальчика либо специально приглашённый человек (бабай).

Перед началом обрезания читали молитву, спустя несколько дней устраивали праздничные гуляния суннат туй.

Экономика и промышленность

Башкортостан — индустриально-аграрная республика. На территории Башкирии добывают полезные ископаемые: нефть, природный газ, уголь, железную руду, медь, цинк, золото, каменную соль, цементное сырьё и т.д.

Важнейшие отрасли промышленности: нефтедобыча, нефтепереработка, химическая, нефтехимическая, деревообрабатывающая, производство строительных материалов. Башкирия в лидерах по переработке и производству нефтепродуктов. Также развиты машиностроение, металлообработка, энергетика. Является единственным в России производителем пищевой соды.

В результате добычи меди образовались глубочайшие карьеры Урала: Сибайский и Учалинский. 16 мая 1932 года на территории современного города Ишимбая получили первую нефть Предуралья. Это открытие имело огромное значение для экономического развития региона.

Крупнейшие промышленные центры: Уфа, Стерлитамак, Ишимбай, Салават, Нефтекамск, Туймазы, Октябрьский, Белорецк.

На территории республики планировали построить Башкирскую АЭС, но стройку заморозили после Чернобыльской аварии. Время от времени вновь поднимается вопрос возобновления строительства АЭС в городе Агидели.

Развито и сельское хозяйство, которое имеет зерновое и животноводческое направления. Выращиваются пшеница, рожь, овес, ячмень, сахарная свёкла, подсолнечник, овощи. Развиты мясомолочное животноводство, овцеводство, птицеводство, коневодство, кумысоделие и пчеловодство. Республика занимает первое место среди регионов России по поголовью крупного рогатого скота, лошадей, производству мёда и молока. Широко известен башкирский мёд – один из брендов региона.

Ирек Зарипов

Когда Иреку было 17 лет, подающий большие надежды спортсмен, попал в серьёзную аварию, утратив возможность ходить. Целеустремлённый парень не забросил спорт, а стал активно заниматься.

Ирек  пробовал себя в различных видах спорта, пока не встретил тренера по лыжным гонкам и биатлону. Был включён в паралимпийскую сборную России.

На канадских трассах Ванкувера Ирек Зарипов завоевал 4 золотые медали. Две биатлонные и две лыжные. Показал всё, на что способен настоящий паралимпиец. В Сочи на 15-километровой гонке стал серебряным призёром. Кроме спортивных медалей, имеет государственные награды.

9

Католицизм и протестантизм среди бурят развит слабо

Католицизм бурятам принесли военнослужащие армии Российской империи, а также ссыльные из Польши. Католицизм среди бурят был практически не распространён.

Так, к 1 янв. 1930 г. в БМАССР существовал католический костел в Верхнеудинске, община которого состояла из 71 верующего и не имела священнослужителя. В наши дни католическая община Бурятии относительно малочисленна (140 тыс. чел.) и её членами не являются этнические буряты.

Баптистское крещение, г. Минусинск, 1907 ( журнал «Путь Веры», 1934, №11, С.12). Протестантизм в Бурятии появился давно, но в наши дни не имеет на бурят особого влияния

Протестантизм, также не имеет успеха на этой территории из-за противодействия буддийского духовенства. В 1818 году, во время упадка православного миссионерства в Забайкалье, в Бурятию приехали проповедники, посланные Лондонским миссионерским обществом.

Переведенная ими на монгольский язык и розданная в несколько тысяч экземпляров Библия мало послужила миссионерским целям: ее экземпляры ламы отбирали у бурят и уничтожали; в 1820-1841 гг. протестанты крестили несколько бурят. В наше время число протестантов в республике не превышает 300 тыс. чел.

Католиков и протестантов в Бурятии проживает 140 и 300 тыс. чел. соответственно.

В начале XX века на территории Б. появились баптисты, к 1 янв. 1930 г. в БМАССР существовали 5 баптистских общин. В конце 2002 г. в республике действовали 3 общины баптистов (в Улан-Удэ, Закаменске и селе Шабур Заиграевского района).

В Улан-Удэ, посёлке Нижнеангарске и селе Петропавловке Джидинского района зарегистрированы общины Христианской евангелической церкви Господа Иисуса Христа. В Бурятии действуют 26 общин христиан веры евангельской (пятидесятников); в поселке Усть-Баргузине работает «Байкальская библейская школа» Союза церквей ХВЕП.

Ляйсан Утяшева

Список закрывает, пожалуй, самая известная в России башкирка. Ляйсан уроженка небольшого башкирского городка Раевский, но в её жилах течёт русская, польская, татарская кровь.

Родители хотели видеть дочь балериной, но, когда ей исполнилось 4 года, девочка стала заниматься художественной гимнастикой. Двукратная чемпионка Европы, неоднократный победитель международных турниров. В 2006 году ушла из большого спорта. Причиной столь раннего ухода стала тяжёлая травма колена.

После завершения спортивной карьеры Ляйсан Утяшева стала популярной телеведущей. Вышла замуж за искромётного шоумена Павла Волю. Сейчас известная семья воспитывает красавицу дочь Софию.

Язык

Башкирский язык является тюркским языком , в кыпчакских группы. Он имеет три основных диалекта: южный, восточный и северо-западный, расположенный на территории Исторического Башкортостана .

России перепись 2010 года записала 1,152,404 башкирских колонки в Российской Федерации . Башкирский язык является родным для 1 133 339 башкир (71,7% от общего числа башкир, считающих родным язык). Татарский язык был сообщен как родной язык до 230,846 башкир (14,6%) и русского языка как родного языка до 216 066 башкир (13,7%). Большинство башкир двуязычны по- башкирски и по- русски .

Первое появление «башкирского» языка датируется IX веком нашей эры , в виде каменной надписи с использованием рунического алфавита, скорее всего, этот алфавит происходит от енисейского варианта древнетюркского рунического письма . Эта архаическая версия башкирского языка была бы более или менее диалектом прото-кипчакского языка, однако с тех пор башкирский язык претерпел ряд сдвигов гласных и согласных, которые являются результатом общей литературной истории. с идельско-татарским языком с момента образования Куманско-кипчакской конфедерации , когда огурические волжские булгары начали получать влияние кипчакских тюрков и стали идельскими татарами , скорее всего, между 10 и 11 веками.

Сегодняшние разговорные тюркские языки, которые могут больше походить на протокиыпчакские языки, на которых говорили башкиры в свое время, вполне могут быть ногайским и карачаево-балкарским языками.

Из ковчега времени примерно 900 лет назад башкирский язык и идельский татарский язык, ранее являвшиеся совершенно разными языками, «растворились» в серии диалектов общего «волжского кипчака» или «волжских тюрков» , идельских татар и Крутые башкиры были и всегда были двумя народами совершенно разных по происхождению, культурам и самобытности, но из-за общей общей литературной истории в ковчеге, насчитывающей 900 лет, эти два языка превратились в общий язык, на котором говорят на разных диалектах с особенностями в зависимости от люди, которые их говорили.

Например, диалекты, на которых говорят башкиры, имеют тенденцию иметь акцент, который больше всего напоминает другие кипчакские языки, такие как кыргызский , казахский , ногайский , каракалпакский и многие другие языки подгруппы кипчаков , в то время как диалекты, на которых говорят татары Идель, имеют акценты больше напоминают исходный огурический волго-булгарский язык, на котором говорили до нашествия половцев .

В начале 20-го века, особенно во время русской революции , когда Башкортостан и Татарстан стали двумя разными республиками, башкирский и идельский татарский язык были определены как два отдельных литературных языка, каждый из которых основан на самых разных диалектах Поволжья. Кипчакский язык, на котором говорят башкирские и идельские татары .

Кириллица — официальный алфавит башкирского письма.

Что за народ – башкиры?

Это автохтонное население одноименной исторической области. Если население Республики составляет более четырех миллионов человек, то этнических башкиров в ней проживает всего 1172287 человек (согласно последней переписи 2010 года). Во всей Российской Федерации насчитывается полтора миллиона представителей этой народности. Еще около ста тысяч выехали за рубеж. Башкирский язык выделился из алтайской семьи западнотюркской подгруппы давно. Но письменность вплоть до начала ХХ века у них была на основе арабской вязи. В Советской Союзе «указом сверху» ее перевели на латиницу, а в годы правления Сталина – на кириллицу. Но не только язык объединяет народ. Скрепляющим фактором, позволяющим сохранить свою идентичность, является и религия. Большинство верующих башкир – мусульмане-сунниты. Ниже мы более подробно рассмотрим их религию.

География и природа Башкирии

Республика Башкортостан расположена на склонах Южного Урала, в Предуралье и в Зауралье. Абсолютные высоты лежат в пределах от 62 до 1640 м. Главная вершина – гора Ямантау (1640 м).

Здесь течёт более 12 000 рек, расположено около 2700 озёр, прудов и водоёмов. Наибольшее количество озёр находится в зауральской части республики. Среди озёр западной части наиболее крупными являются: Аслыкуль (18,5 кв. км), и Кандрыкуль (12 кв. км).

Климат континентальный. Зима снежная и продолжительная. Лето умеренно тёплое. Средняя температура января от -19°С на севере до -16°С на юге, июля – от +18°С на севере до +21°С на юге. Количество осадков на западных склонах Урала достигает 640–700 мм, а на востоке не превышает 300–500 мм, в равнинной части – 400–500 мм. Вегетационный период длится 140–160 дней.

Территория находится в зонах лесного Южного Урала, лесостепи, степи. Леса занимают более 40% площади. В Предуралье – смешанные леса, в западном предгорье, горных районах и Башкирском Зауралье – сосново-лиственные, берёзовые леса и тёмнохвойная тайга. В Предуралье распространены также лесостепи с берёзовыми и дубовыми лесами, степи.

На территории Башкирии водятся 77 видов млекопитающих, около 300 видов птиц, 42 вида рыб, 11 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных, 15 тысяч видов насекомых.

Немного истории

Самые ранние следы пребывания человека на территории Башкирии найдены на стоянке Мысовая на озере Карабалыкты, относящейся к раннему и среднему палеолиту.

Самый удивительный археологический памятник республики и Южного Урала – Капова пещера (Шульган-Таш) на реке Белой. Внутри пещеры найдены древние наскальные рисунки с изображениями мамонтов, шерстистых носорогов и даже верблюда. Они относятся к позднему палеолиту. Примерный возраст рисунков от 14,5 до 40 тысяч лет. 

По одной из версий, именно на территории Башкирии впервые приручили лошадь. На стоянках Муллино II и Давлеканово II нашли самые древние останки домашней лошади, возраст которых оценили как рубеж VII-VI тысячелетий до н.э.

Первые письменные упоминания об отдельных племенах, вошедших в состав башкирского народа, встречаются в сочинениях Геродота (V век до н.э.). В X веке Ал-Балхи писал о башкирах как о народе, разделённом на две группы, одна из которых обитает на Южном Урале, другая – около Дуная, близ границ Византии. В том же веке Ибн Русте отмечал, что «башкиры – народ самостоятельный, занимающий территории по обеим сторонам Уральского хребта».

В начале II тысячелетия н.э. сложились союзы башкирских племён. В разное время Башкирия входила в состав Золотой Орды, Ногайской Орды, Казанского ханства, Сибирского ханства. Большая часть территории вошла в состав Русского государства в середине XVI века (к 1557 году, когда был подписан официальный акт), а оставшаяся зауральская часть – к середине XVII века. Башкиры занимали обширную территорию от левого берега реки Волги на западе до верховьев реки Тобол на востоке, от реки Сылвы на севере до среднего течения реки Яик (Урал) на юге. В обмен на воинскую повинность и поставку пушнины и мёда башкирам дали вотчинное право на землю, возможность иметь собственную администрацию, войско, религию.

В 1574 году был построен Уфимский острог, вскоре ставший городом Уфа. Это была первая русская крепость на территории Башкирии. После присоединения Башкортостана к России на его территории был образован Уфимский уезд.

Из-за активной колонизации башкирских земель и притеснений со стороны властей в XVII – XVIII веках неоднократно вспыхивали восстания башкир. Кроме того, башкиры принимали активное участие в Крестьянской войне, поддержав Пугачёва. В XVIII веке на территории Башкирии возникали медеплавильные, чугуноплавильные и железоделательные заводы.

В 1744 году основная часть территории вошла в Оренбургскую губернию. В 1781 году была преобразована в Уфимское наместничество, с 1796 года – вновь Оренбургская губерния, в 1865 году разделена на Оренбургскую и Уфимскую губернии. Уфимская губерния состояла из Уфимского, Белебеевского, Бирского, Златоустовского, Мензелинского и Стерлитамакского уездов.

15 ноября 1917 года была образована автономия Башкортостана, а с 20 марта 1919 года была официально создана БАССР. В советское время тут развивалась промышленность и сельское хозяйство. В годы Великой Отечественной войны сюда был эвакуирован ряд заводов. В послевоенный период активно развивалась нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и химическая промышленность. В начале 1950‑х годов БАССР по добыче нефти занимала 2‑е, а по её переработке — 1‑е место в СССР.

11 октября 1990 года с принятием Декларации о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики регион был преобразован в БССР—Башкортостан. С 25 февраля 1992 года имеет современное название.

Вывод

Вообще вывод такой, что у этих народов, конечно же, больше сходства, чем отличий. Взять, к примеру, тот же язык, на котором разговаривают, одежду, внешние антропологические признаки и жизнь в быту. Основное сходство лежит в историческом развитии этих народов, а именно, в их тесном взаимодействии в длительном процессе сосуществования. Их традиционная религия – это ислам суннитского направления. Однако надо сказать, что казанский ислам более фундаментальный. Несмотря на то, что яркого воздействия религия на сознание башкир не имеет, те не менее он стал традиционной социальной нормой в жизни многих людей. Скромная жизненная философия правоверных мусульман наложила свой отпечаток на устройстве быта, отношении к материальным ценностям и взаимоотношениях людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector